Церковь ап. Тита в Гортине. VI - VII вв. Аксонометрия Церковь ап. Тита в Гортине. VI - VII вв. Аксонометрия Масштабность, высокий художественный вкус строителей, богатство пространственных решений и убранства свойственны храмам эпохи правления имп. Юстиниана в др. районах, напр. в Италии. В Равенне, в ц. Сан-Витале (ок. 547), кладка стен представляет собой зап. технику, ее композиция схожа с ц. мучеников Сергия и Вакха, но вместо ритмичного чередования прямолинейных и округлых форм здесь использована более равновесная система: в октагон внешних стен вписана 8-экседровая купольная структура. Особенностью убранства храма являются «дублированные» капители: форму их основного объема повторяют импостные блоки с крестами и изображениями коней по сторонам. Композиции с куполами и экседрами получают широчайшее распространение в архитектуре В. и. этого периода. Обветшавший храм св. Апостолов в К-поле был заменен огромным 5-купольным сооружением с центральным световым куполом над перекрестием пространных рукавов, также была перестроена в 565 г. ц. ап. Иоанна в Эфесе, сохранившаяся в развалинах. В результате реконструкции ц. Рождества в Вифлееме приобрела вид базилики с трансептом, рукава к-рого завершены экседрами. Вероятно, такую же композицию имела ц. Богоматери во Влахернах в К-поле при имп. Юстине II (после 572), когда были добавлены боковые экседры и здание приобрело крестообразный план. 3 экседры служили завершением вост., сев. и юж. рукавов планового креста в ц. ап. Тита в Гортине (Крит, VI-VII вв.), в крестово-купольных соборах Двина и Талина в Армении (VII в.) и нек-рых др. Воздействие к-польского зодчества в VI-VII вв. стало заметным на всей территории В. и., напр. на Балканах (ц. Св. Софии в Фессалонике, Эленская ц. у Пирдопа, Болгария), на юге М. Азии (Джуманин-джами близ Анталии, кон. VI в.), в Сирии (Каср-Ибн-Вардан). Редчайший пример зальной церкви с 2 куполами - храм VI в. в Филадельфии (совр. Алашехир, Турция). В Херсонесе (Крым), судя по археологическому материалу, крупные базилики возводились в довольно позднее время, напр.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Базилика св. Тита в Гортине (Крит). VI или нач. VII в. Высшей адм. властью является епархиальный Синод критских епископов. При Синоде образованы комиссии: по делам клира и богослужению, монастырская, по борьбе с ересями, церковного образования, по делам молодежи, по биоэтике и проблемам совр. общества, по изданию офиц. печатного органа КПЦ - ж. «Апостол Тит», по религ. туризму, по европ. программам, по вопросам благотворительности, внешнего миссионерства, служебный совет проповедников, центральный инспекционный совет учреждений по управлению монастырской собственностью и издательский отдел. Действуют синодальные суды и неправительственная органиция КПЦ «Филоксения». Церковные учебные заведения: Высшая ДА Ираклио и Православная академия Крита. О христианстве на Крите стало известно благодаря евреям-критянам, находившимся в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и ставшими свидетелями схождения Св. Духа на апостолов (Деян 2. 11). Ок. 64 г. на Крите сделал остановку корабль, на к-ром ап. Павла везли на суд в Рим (Деян 27. 7 - 12). Распространение христианства на Крите продолжил его ученик ап. Тит . Согласно агиографическим источникам, он происходил с этого острова и был родственником рим. наместника Крита. В Послании к Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). Тит стал 1-м епископом на острове. Главным городом Крита в то время была Гортина , она же стала центром Критской Церкви. В VI или в нач. VII в. во имя ап. Тита здесь была построена величественная базилика. Со II в. упоминается подчиненная Гортине Кносская епископия. Число критских епископий колебалось в первые века христианства от 12 до 20, возглавлял кафедру Гортины архиепископ. Во время гонений христиан на Крите в правление рим. имп. Деция, в 251 г., пострадали 10 чел., скорее всего в нач. IV в. еще 12 чел. (см. статьи Критские мученики ), а также известно о мученической кончине сщмч. Кирилла Гортинского (ок. 304) и др. Хотя агиографические тексты именуют Кирилла архиепископом, этот сан епископы Гортины, видимо, получили позднее. Н. Томадакис отмечает, что в источниках ранневизантийского периода еще не сформировалась постоянная титулатура предстоятеля Критской Церкви («епископ Гортинский», «архиепископ Гортинский», «митрополит Критский» и т. д.) и что окончательно она установилась только в годы правления свт. Андрея Критского ( Τωμαδκης. 1987/1989. Σ. 5, 9).

http://pravenc.ru/text/2462011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРТИНА Гортина [греч. Γρτυνα, Γρτυν], древний г., в к-ром в I-X вв. находилась архиепископская кафедра Критской Православной Церкви. Развалины Г. расположены в центральной части о-ва Крит, в 45 км к югу от Ираклио. История Первое поселение на месте Г. возникло в неолитический период (4000 г. до Р. Х.), в позднеминойскую эпоху (1600-1100 гг. до Р. Х.) город располагался на месте совр. дер. Митрополи, в 1100-700 гг. до Р. Х. переместился в район акрополя (холм Айос-Иоанис). Первоначально Г. носила название Эллотис, затем Ларисса и Кремния. При раскопках в 1884 г. были найдены плиты с текстом свода законов, т. н. Гортинские законы (нач. V в. или ок. 450 г. до Р. Х.). В эпоху поздней античности Г. соперничала с Кноссом и Кидонией (совр. Ханья), после рим. завоевания в 67 г. до Р. Х. стала главным городом пров. Крит и Киренаика. Базилика ап. Тита в Гортине. VI - VIIbb. Базилика ап. Тита в Гортине. VI - VIIbb. В Г. останавливался и проповедовал ап. Павел. Первым епископом Г. стал его ученик ап. Тит († ок. 106). Он был уроженцем о-ва Крит и происходил из знатного греч. рода. В Послании к ап. Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). По словам Евсевия Кесарийского, «Тимофею первому выпал жребий быть епископом в Эфесской Церкви, а Титу - в Критских церквах» ( Euseb. Hist. eccl. III 4). Епископ Г. являлся главой Критской Церкви (уже во II в. существовала подчиненная ей Кносская епархия). Гортинский еп. св. Филипп (60-70-е гг. II в.) был автором сочинения против еретика Маркиона ( Euseb. Hist. eccl. IV 25). В правление имп. Деция в Г. пострадали 10 Критских мучеников († 250), а в гонения имп. Диоклетиана - митр. Кирилл († 304). По мнению Н. Томадакиса, уже со 2-й пол. III в. Гортинская епископия именуется митрополией, а правящий архиерей носит титул архиепископа. Крит, относившийся к Иллирийскому диоцезу, вместе с последним в церковном отношении считался подчиненным Риму. В 732 г. зап. епархии, входившие в состав Византийской империи, были переданы в ведение К-польского патриарха по инициативе имп. Льва III Исавра. Официально Критская Церковь перешла в юрисдикцию К-польского патриарха в нач. Х в.

http://pravenc.ru/text/166273.html

Димитрия в Фессалонике крайние нефы огибают трансепт и апсиду, формируя крестообразный периметр внешних стен. 4 т. н. купольные базилики, созданные в разных областях Г., представляют варианты ранних крестово-купольных композиций. Первой в этом ряду, возможно, была базилика В в Филиппах (ок. 550), к-рая, согласно реконструкции, имела купол над квадратным перекрестием центрального нефа и трансепта, примыкающего к апсиде. От арок купольного квадрата отходили своды 3 рукавов, хотя западный мог перекрываться и крестовым сводом. Боковые нефы присутствуют только по сторонам этого рукава. Богатый декор храма, типы капителей и характер их орнаментов сближают постройку со столичными храмами эпохи имп. Юстиниана I (527-565). Церковь Богородицы Экатондапилиани (стовратной) на о-ве Парос. VI в. Церковь Богородицы Экатондапилиани (стовратной) на о-ве Парос. VI в. В большой ц. Богородицы Экатондапилиани (Стовратной) на о-ве Парос купольный квадрат с каменными столбами расположен в центре храма. Отходящие от него поперечные рукава, к-рые гораздо короче продольных, огибаются 2-ярусным обходом, являющимся продолжением боковых нефов и галерей зап. стороны постройки. Вост. рукав почти целиком занимает алтарное пространство с сохранившимся киворием над престолом, а в полукруглой апсиде устроен многоступенчатый синтрон. В целом пространственное решение храма имеет нек-рое сходство с ц. ап. Иоанна в Эфесе и, возможно, с ц. св. Апостолов в К-поле. Но в отличие от столичных юстиниановских храмов и от привычной греч. традиции этого периода 2-ярусный ордер в нижней зоне представляет аркаду, а в верхней - строечно-балочную структуру. Аналогичным 2-ярусным ордером реконструируется зап. сторона ц. ап. Тита в Гортине на Крите (VI-VII вв.). Особенностью ее композиции является развитие пространства поперечных сводчатых рукавов экседрами, благодаря чему памятник сближается с арм. крестово-купольными триконхами Двина и Талина (VII в.). По сторонам от алтаря ц. ап. Тита, имеющего форму трифолия, расположены пастофории, почти квадратные в плане, с полукруглыми апсидами во всю их вост.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Церковь мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в К-поле. XII в. Церковь мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в К-поле. XII в. Идея собора Св. Софии повлияла на сложение типа большой многокупольной базилики, где многократно повторено перекрытое К. квадратное пространство. Грандиозная ц. св. Апостолов в К-поле (536-550, разрушена в 1461) имела план в виде греч. креста из 5 квадратных купольных ячеек. Еще более крупная базилика - св. Иоанна Богослова в Эфесе (565, сохр. руины) - имела план в форме лат. креста и 6 К. Продолжала развиваться и простая купольная базилика (ц. Св. Ирины в К-поле, 532, перестроена в 564 и 740; зап. овальный глухой К. добавлен при перестройке в 740; храм «В» в Филиппах, Македония, VI в.). Однако в этом архитектурном типе появляются 2 новшества: К. сдвигается к центру среднего нефа (ц. Пресв. Богородицы в Эфесе, VI в.; храм в Каср-ибн-Вардане в Сирии, 564), а к северу и югу от К. возникают подпружные арки, придающие пространству крестообразность (ц. Св. Ирины, ц. св. Тита в Гортине, кон. VI в.). Т. о., зарождался тип крестово-купольного храма, к-рый, по мнению А. И. Комеча ( Комеч. 1987. С. 10-30), стал доминирующим к VIII-IX вв. (ц. свт. Николая в Мирах Ликийских, храм Успения Пресв. Богородицы в Никее (не сохр.), ц. Св. Софии в Фессалонике, все - ок. VIII в.). Мозаика купола церкви мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Ок. 1316-1321 гг. Мозаика купола церкви мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Ок. 1316-1321 гг. Средне- и поздневизант. архитектура пошла по пути уменьшения размеров зданий и К. Если в эпоху Юстиниана К. плоские и большие, то в X-XV вв. они значительно меньше и поставлены на высокий цилиндрический или граненый световой барабан с арочными окнами. Посводное сфероидное их покрытие делается из черепицы. Таковы К. в крестово-купольных постройках типа «храма на 4 колонках», к-рые не могли нести значительной нагрузки, и диаметр их определялся размером колонн, нередко вторично использованных (Мирелейон, 920; сев. ц. Пресв. Богородицы мон-ря Константина Липса, 907-908; храмы монастыря Пантократор, 1118-1136, все - в К-поле; центрические церкви Спасителя и св. Апостолов в Афинах, обе - ок. 1000). Немного больше размеры К. в храмах на 4 столбах: «с трехсторонним обходом» (Гюль-джами в К-поле, XII в.) или типа «компактно вписанного креста» (церковь монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, XII в.).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

стену, предваряемые с запада меньшими помещениями. Аналогична алтарная зона и в базилике св. Никона на акрополе в Спарте. Подобное, даже более развитое решение пастофорий имеет диаконник в ц. Богородицы Экатондапилиани, но его нет ни в одном из храмов, построенных имп. Юстинианом в К-поле, что ставит под сомнение ныне принятые датировки паросской и критской церквей временем правления этого императора. План собора Св. Софии в Фессалонике. 688-690 гг. План собора Св. Софии в Фессалонике. 688-690 гг. 3-частное решение алтарной зоны присутствует в городском соборе Софии Св. в Фессалонике . Разрушение предшествующей ей базилики (ок. 620) привело к принципиальной реконструкции здания в крестово-купольный храм, произведенной предположительно в 688-690 гг. Церковь получила вид более компактной постройки, отражающей достижения визант. купольного зодчества VI в. В новом здании не осталось присущих базиликам ни общей протяженности по оси «запад-восток», ни трехнефности. Главное пространство ограничивают 4 квадратных в сечении столба, близко расположенные к стенам и соединенные с ними короткими арками, размещенными на 2 уровнях. Новая 3-гранная апсида ц. Св. Софии с 3 окнами, отделенными участками стен, а не колоннами, а также чередующаяся «полосатая» каменно-кирпичная кладка свидетельствуют о восстановлении церкви в рамках к-польской традиции. Основное пространство наоса с 3 сторон окружено 2-ярусной галереей, зап. частью к-рой является нартекс с пространством над ним. Такая структура зап. части имелась также в церквах Богородицы Экатондапилиани и ап. Тита в Гортине - соединение в них нартекса с боковыми нефами создает дистанцию между этими постройками и памятниками традиц. базиликального строительства. Небольшая крестово-купольная ц. свт. Николая (V в.), примыкающая с севера к алтарю ц. Богородицы Экатондапилиани, в плане выглядит базиликой, но перекрыта крестово-купольной конструкцией. Баптистерий того же комплекса, пристроенный к главной церкви, является редким греч. образцом классической купольной базилики. Сохранившиеся купола во всех греч. храмах VI-VII вв. поставлены на кольцевой карниз, венчающий арки и сферические паруса. В основании купольной сферы прорезано 4, 8 или 12 окон. Необычен внешний кубовидный объем купола ц. Св. Софии. Каждая из его граней прорезана 3 крупными окнами. Проход внутри стен вел в несохранившуюся галерею. Предполагается, что барабан изначально был выше, а галерея освещалась через проемы 2-го яруса. К VII в. в соответствии с датировкой росписи исследователи относят и ц. Панагии Дросиани на о-ве Наксос, представляющую собой триконх с узкими экседрами, примыкающими к купольному квадрату посредством системы арок и уступов под ними. Своеобразное исполнение островерхих арок и сводов демонстрирует сложение островной провинциальной строительной культуры. Тип триконховой церкви получил развитие в постройках средневизант. периода (церкви Панагии Кумбелидики в Кастории, св. Николая у Кондры в Аттике и др.).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Совершенно исключительное положение занимает построенный в столице в 532–536 гг. императором Юстинианом храм святой Софии – Премудрости Божией Архитекторы – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Собор, являющийся особым примером купольной базилики, имеет в плане основного объёма размеры 70 х 75 м, с двумя нартексами, к которым примыкает атриум. Боковые нефы решены как двухуровневые галереи, существенно более тесные, чем расширенное центральное пространство. Здесь применён совершенно новаторский конструктивный приём перекрытия центрального нефа. Купол, диаметром около 32 м, имеет в основании часто расположенные окна, вызывающие ощущение парения его над зданием. Его распор по основной продольной оси перехватывают два полукупола, а ниже их меньшие по размерам также четвертьсферические своды (три с востока и два с запада), один из которых является конхой алтарной апсиды. По поперечной оси распор принимается мощными контрфорсами. К зданию примыкали дополнительные объёмы. Храм, вероятно, имел Побразно выступающую к центру алтарную преграду и большой амвон под куполом. К сожалению, живопись доиконоборческого времени в Софии утрачена. Взаимовлияние двух типов церквей раннехристианского времени приводит к формированию геометрически двухфокусного интерьера (алтарь и подкупольное пространство как образ присутствия Божия и образ преображённого мира). Это характерно и для купольных базилик VI века (храм св.Ирины в Константинополе, церковь св. Тита в Гортине на Крите, перестроенный храм св.Иоанна Богослова в Эфесе), и для центрических церквей, при этом не всегда мартириев, разных регионов (столичный храм свв. мучеников Сергия и Вакха, сирийский кафедральный собор в Босре, св. Виталия в отвоёванной Юстинианом у готов Равенне, октогональный в плане с прекрасными образцами ранневизантийской живописи). Сооружаются этот период и более архаичные некупольные базилики (две равеннские – “Sant Apollinare in Classe” и “Sant Apollinare Nuovo”, Eufrosiana в Порече, синайская в монастыре св. великомученицы Екатерины, кавказская в Цандрипше – трёхапсидная с баптистеием и мартирием наряду с главным алтарём – это ещё не трёхчастный алтарь более поздних храмов).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

По свидетельству древних христианских писателей, епископская кафедра Тита находилась в главном городе Крита – Гортине, откуда он мог удобно наблюдать за церковными обществами всего острова Крита и в окружных местах, в которых он благовествовал Евангелие, как свидетельствует о сем блаж. Иероним, утверждающий еще, что Тит писал по-гречески то, что Павел диктовал ему по-сирски или по-еврейски. Тит умер в глубокой старости (94-х лет) и был погребен на острове Крите, где хранится его глава в храме, посвященном его имени. Православная Церковь чтит его память 25-го августа. Содержание послания соответствует его задаче и цели. После указания назначения послания п приветствия, Павел пишет Титу: «сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры». Далее указываются качества пресвитеров и прибавляется: есть много и непокорных, пустословов, обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста. Стихотворец сказал: Критяне лживы. Обличай их строго, не внимая Иудейским басням. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (гл. 1). Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, старицы – не клеветницы. Юношей увещавай быть целомудренными, рабов – повиноваться господам. «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Обличай со всякою властию, чтобы никто не пренебрегал тебя (гл. 2). Напоминай покоряться начальствующим. Мы были некогда несмысленны, гнусны, ненавистниками. «Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но о Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его наследницы будем по упованию жизни вечныя». Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. Благодать Иисуса Христа со духом вашим. Аминь (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

в Трое пятьдесят и семь, имея с собою дары царские во множестве, а сопровождаемый сотнею мужей фригийских, юношей бодрых. И прибыл он во град эллинский, именуемый Спарта, управляемый же царем, или топархом, Менелаем, сыном Плисфеновым. А был Менелай тот воспитан при дворе Атрея, царя аргивян, купно с Агамемноном, сыном царевым; сего ради называли обоих Атридами. Собирался же Менелай немедля плыть со сродниками своими на Крит, жертвы пожрать желая Зевсу и Европе в Гортине, городе критском, когда прибыл к нему во град Спарту Парис. А был у Менелая обычай такой: на каждый год в те же дни вершить обряды положенные и жертвоприношения, память чествуя Европы, прародительницы своей. Но принял он Александра, Париса тож, и грамоту Приама, царя Фригийского и Асийского, и царские дары взял; самого же Париса Александра обнял, и оказал ему благоволение, как собственному своему сыну, и всякую честь воздал, и определил ему проживать и кормиться в собственных своих палатах, и дозволил оставаться во граде том, сколько тот пожелает, попросив продлить пребывание свое, пока не отдохнет Парис от тягот пути, и лишь потом идти в святилище Аполлоново, дабы исполнить повеление о жертве. После же, устроив его и даровав слуг многих и в собственные свои палаты приняв, поспешно отплыл Менелай на Крит. Итак, пока пребывал Менелай на Крите, жертвы принося Зевсу Астерийскому и Европе во граде Гортине, случилось Елене сойти в сад возле палат своих, прогуливаться купно с Ефрою, сродницею Менелаевою через Пелопа, и Клитемнестрою из рода Европина. Парис же, украдкою в сад заглянув и цвет красоты Елениной приметив, уязвлен был любовию к ней; действуя через Ефру, сродницу Менелаеву из рода Пелопова, и Клитемнестру из рода Европы, совратил он Елену, похитил ее и бежал на кораблях троянских, с ним бывших, захватив с собою денег триста литр, и драгоценностей много весьма, и серебра, — купно с Ефрою из рода Пелопова и Клитемнестрою из рода Европы, и еще с пятью рабынями, постельничими Елены. И направился он к Сидону а оттуда к Протею царю Египетскому, и думать позабыв о посещении святилища Аполлонова и о принесении жертвы в земле Эллинской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

И прибыл он во град эллинский, именуемый Спарта, управляемый же царем, или топархом, Менелаем, сыном Плисфеновым. А был Менелай тот воспитан при дворе Атрея, царя аргивян, купно с Агамемноном, сыном царевым; сего ради называли обоих Атридами. Собирался же Менелай немедля плыть со сродниками своими на Крит, жертвы пожрать желая Зевсу и Европе в Гортине, городе критском, когда прибыл к нему во град Спарту Парис. А был у Менелая обычай такой: на каждый год в те же дни вершить обряды положенные и жертвоприношения, память чествуя Европы, прародительницы своей. Но принял он Александра, Париса тож, и грамоту Приама. Царя Фригийского и Асийского, и царские дары взял; самого же Париса Александра обнял, и оказал ему благоволение, как собственному сыну, и всякую честь воздал, и определи ему проживать и кормиться в собственных своих палатах, и дозволил оставаться во граде том, сколько тот пожелает, попросив продлить пребывание свое, пока не отдохнет Парис от тягот пути, и лишь потом идти в святилище Аполлоново, дабы исполнить повеление о жертве. После же, устроив его и даровав слуг многих и в собственные свои палаты приняв, поспешно отплыл Менелай на Крит. Итак, пока пребывал Менелай на Крите, жертвы принося Зевсу Астерийскому и Европе во граде Гортине, случилось Елене сойти в сад возле палат своих, прогуливаться купно с Ефрою, сродницею Менелаеваю через Пелопа, и Клитемнестрою из рода Евроцина. Парис же, украдкою в сад заглянув и цвет красоты Елениной приметив, уязвлен был любовию к ней; действуя через Ефру, сродницу Менелаеву из рода Пелонова, и Клитемнестру из рода Европы, совратил он Елену, похитил ее и бежал на кораблях троянских, с ним бывших, захватив с собою денег триста литр, и драгоценностей много весьма, и серебра, – купно с Ефрою из рода Пелопова и Клитемнестрою из рода Европы, и еще с пятью рабынями, постельничими Елены. И направился он к Синоду, а оттуда к Протею, царю Египетскому, и думать позабыв о посещении святилища Аполлонова и о принесении жертвы в земле Эллинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

  001     002    003    004    005