Богородицы мужская лавра ). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского , официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. ( Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров. Почаевская лавра Почаевская лавра Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Богоявленский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. одним из учеников прп. Сергия Радонежского иноком Никитой, с 1764 г. второклассный, в 1863 г. стал женским Богоявленско-Анастасиным. Закрыт в 1918 г. В советское время монастырские постройки использовались под нужды областного архивохранилища, многие были разрушены. В 1991 г. Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии, сюда перенесли главную святыню Костромы — Федоровскую икону Божией Матери. Воскресенский мужской монастырь в Череповце основан во 2-й половине XIV в. учениками прп. Сергия Радонежского, упразднен в 1764 г. Спасо-Поликарпов монастырь в Брянске основан в 1-й половине XVII в. прп. Поликарпом Брянским († 1620/1621 г.), упразднен в 1764 г. Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове известен со 2-й половины XV в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1926 г. В советское время на территории монастыря располагались музей, Дмитлаг, воинские части, склады, жилые помещения, различные учреждения. В 1993 г. началось возрождение монастыря. Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (ныне село Борок Буйского района Костромской области) основан конце XIV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442 г.), в 1686 г. приписан к Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный. Закрыт в 1919 г. Вознесенский мужской монастырь (ныне село Вознесение Любимского района Ярославской области) основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Троицкая (Ново-Троицкая) мужская пустынь Верхоценской волости на реке Цне Тамбовского уезда основана в начале 1630-х гг. монахом Нифантом, в 1674 г. приписана к московскому Чудову монастырю. Мамонтовская Свято-Никольская мужская пустынь (ныне село Мамонтово Моршанского района Тамбовской области), основана в 1-й половине XVII в., с начала ХХ в. женский монастырь, в 1924 г. закрыта. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (ныне поселок Макарьево Лысковского района Нижегородской области), основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.), с 1764 г. второклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались детский дом, эвакуационный лагерь, хранилища зверотехникума. В 1991 г. возрожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

См. Паисеин Галицкий. Прибавление из VI тома Галицкий Скитский монастырь Мужской. Находился в Малороссийском городе Галиче. Гамалеевский Пустыно-Харлампиевский монастырь См. в дополнение ч. VI, стр. 599, под статьёй Харлампиевский. 81 Гамалеевский Пустыно-Харлампиевский монастырь Р ождества Богородицы , бывший в Киевской, а ныне Черниговской Епархии, 3 класса мужской. Находится близ местечка Воронежа в лесу подле села Гамалеевска, от которого и название своё получил. Строения в нём примечательнейшие следующие каменные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Божьей Матери с четырьмя приделами: а) св. мученицы Варвары; б) Собора 12 Апостолов; в) св. Иакова Исповедника; г) св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ во имя священномученика Харлампия тёплая с трапезой; 3) ЦЕРКОВЬ во имя Вознесения Господня в колокольне. Настоятельство этой обители издавна Архимандричье. Священнослужение же Настоятели отправляют по подобию Киево-Николаевского монастыря. См. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 391–393. 82 . До 1786 года этот монастырь был заштатным, а в сем 1786 году, Апреля 10, положен во второй класс. Гдицкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии и уезда в Водской пятине на речке Ловане от Новгорода к северу 52 версты. В описи 1628 года о нём упоминается так: «во Гдицком погосте монастырь; а в нём храм деревянный во имя великомученицы Христовой Пятницы, а попа и причётников у того храма нет, пахотной земли на 30 четвертей, сенокоса на 20 копен». Ныне одно только селение на сем месте находится, под именем Гдинцово. Гдовский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в городе Гдове, принадлежащем к Санкт-Петербургской Епархии, до Штатов в 1764 году состоявшихся, при бытности города Гдова в Псковской Епархии приписан был этот монастырь к Псковскому Архиерейскому дому, а потом упразднён и обращён в приходскую церковь . Гелатмский Или Елатмский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый. Находился близ города Мурома в Рязанской Епархии при посаде Гелатме или Елатме. Геннадиева Преображенская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1 класса мужской, находящийся близ города Чернигова в горах называемых Болдины на возвышенном месте. Основан Пр. Антонием Печерским при Княжении Святослава Ярославича, внука Владимира Великого, в 6577/1069 году по случаю явления иконы Божьей Матери в 1060 году на дереве Ель, отчего как икона та наименована Елецкой, так и монастырь Елецким же. Именным Указом в 1786 году, Апреля 23, положен этот монастырь по Штату в первый класс под управлением Архимандрита, с окладным в год жалованьем по 2.317 рублей 50 копеек и с прибавочными. Добавление из VI тома См. о нём обстоятельнее выше, в VI части от 488 стр. 13 Елиазаровский или Елизарьевский мужской Он же и Великопустынский Псковской Епархии 3 класса мужской монастырь, положение своё имеет у речки Толбы на левом, а ручья безымянного на правом берегах от Губернского города Пскова к северо-востоку в 25 вёрстах при большой столбовой дороге, лежащей из города Пскова в город Гдов. В сем монастыре церковь каменная во имя трёх Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, кельи и ограда деревянные. Вокруг монастыря роща сосновая. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим с приписными к нему 450 душ крестьян и настоятельство Игуменское; по Штатам же оставлен на своём содержании, а потом соединён с Великопустынским. См. описание сего монастыря. В 1804 году по обращении Снятогорского монастыря в Архиерейский дом штат оного Снятогорского переведён в сей Елизарьевский с Архимандриею 3 класса. Добавление из VI тома В 1813 году, Января 15, возведён во второклассный. Емецкий Ивановский монастырь Емецкий Ивановский девичий и Покровский мужской – два монастыря Архангельской Епархии, находились при Емецком приходе, о которых в писцовых книгах Князя Василия Звенигородского, в 7095/1587 году написано: «в Емецком стану у большого села на реке на Емце монастырёк девичий, а на монастырь церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия Страстотерпца деревянная, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и все церковные строения прихожан и Сийского монастыря; на монастырь двенадцать келий, а в них живут старцы». Церковь сия и кельи потом в 7121/1613 году в нашествие Литовцев в Ивановский монастырь, разломаны, и поставлен на том месте острог; старицы, черницы переведены в Покровский мужской монастырь, а монахи переселены в Сийский монастырь; потом по грамоте Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, за приписью дьяка Богдана Тимофеева в 7124/1616 году данной, велено Покровский монастырь ведать Сийскому монастырю так, как прежний Ивановский ведали со всеми вотчинами Ивановского и Покровского монастырей. В 1760 году вместе с Емецкими дворами монастырь и с церквами сгорел, почему прихожане построили прежнюю свою церковь во имя Богоявления Господня и придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которые и ныне находятся. Енисейский Рождественский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Гертоп, ныне Хыртоп р-на Флорешть, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1812), Городищенский Благовещенский (мужской, в с. Городище, ныне Хородиште р-на Рышкань, известен с кон. XVIII в. как скит, преобразован в мон-рь в 1815, упразднен в 1845), Мановский скит (женский, в с. Манна, ныне Мана р-на Орхей, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1811), Фынтына-Доамнейский Константино-Еленинский (женский, в урочище Фынтына-Доамней близ с. Кэлинешть р-на Фэлешть, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1815), Попоуцкий вмц. Варвары (женский, в с. Попоуцы, ныне Пэпэуць р-на Резина, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1816), Кокорозеновский (Кукурузенский) Благовещенский скит Ватопедского мон-ря (мужской, ныне с. Кукурузень р-на Орхей, основан в XVIII в., упразднен в 1806), Речинский Архангельский скит (мужской, ныне с. Реча р-на Рышкань, основан в XVIII в., упразднен в 1804), Галицкий (Непоротовский) Георгиевский скит (мужской, совр. хутор Галица близ с. Непоротова Сокирянского р-на Черновицкой обл., Украина, основан в кон. XVIII в. на месте пещерного Непоротовского мон-ря, упразднен в 1809), Фуратовский Параскевинский скит Новонямецкого мон-ря (мужской, совр. с. Фуратовка Саратского р-на Одесской обл., Украина, основан в 1911, упразднен в 1944). Ист.: Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: В 4 т./Отв. ред., сост., предисл.: В. И. Пасат. М., 2009-2012. Лит.: Грифцов М. Историко-стат. очерк Кишинёвского архиерейского дома//Кишинёвские ЕВ. 1882. 14. С. 749-760; 17. с. 948-983; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894 (на рус. яз.), 2004 (на молдав. яз.); Гурий (Гросу), иером. Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии//Кишинёвские ЕВ. 1907. 2. С. 57-62; 3. С. 107-111; 4. С. 140-147; 5. С. 173-178; Лотоцкий П. А. История Кишинёвской ДС. Кишинёв, 1913. Вып. 1; Пархомович И. Духовно-учебные заведения Кишинёвской епархии.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Слободской Украинской Епархии мужской заштатный. Находится в Богодуховском уезде между реками Мерчиком и Полшанкой. Монастырь этот название своё имеет по городу Красный Кут или Краснокутск именуемому, а основан Полковником Степаном Штепой, когда же не известно. Соборная церковь в монастыре сем во имя Св. Апостолов Петра и Павла, почему именуется он и Петропавловским. Настоятельство издавна Игуменское; но с 1762 по 1775 годы был один Архимандрит Иезекииль; ныне же Строительство. Земли к монастырю сему принадлежит 2.134 десятины, 108 сажен. Красноостровский Рождественский монастырь Мужской упразднённый. Находился в половине XVIII Столетия в Киевской Епархии, и был приписным к Нежинскому Благовещенскому монастырю. В нём были две церкви: 1) каменная во имя св. Георгия; 2) деревянная на воротах св. Иоанна Предтечи, Рождества его. Краснослободская Починковская Рождественская богадельня Так именовался один из монастырей женских. См. Рождественская богадельня. Краснослободская Ряпкина пустынь См. Ряпкина Краснослободская. Краснослободский Предтечев монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пензенской Епархии в уездном городе Краснослободске и принадлежал к Синодальной области. Краснослободский Спасский или Спасо-Преображенский монастырь Пензенской Епархии заштатный мужской. Находится в 4 вёрстах от города Краснослободска на берегу реки Мокши, основан в 1692 году Иеромонахом Герасимом. Здания в нём были доныне все деревянные следующие: две церкви, из коих Соборная во имя Преображения Господня, кельи и ограда. Ныне же производятся каменные. Настоятельство было Игуменское и Строительское попеременно; а с 1764 года – Строительское. До Духовных Штатов этот монастырь принадлежал к Синодальной области. Краснохолмский или Бежецкий Николаевский Антоньев монастырь Тверской Епархии 2 класса мужской. Находится близ города Красного Холма, на ровном месте при Краснохолмской в Бежецк дороге, облегающей монастырь с восточной и южной сторон, на левом берегу реки Мологи, которая с трёх сторон: восточной, северной к западной обтекает монастырь; расстоянием от Новгорода в 500, от Твери 156, от Бежецка 30, от Краснохолма к северо-востоку в 3 вёрстах. Этот монастырь основан в 1461 году построением деревянной церкви во имя Св. Николая. Первым начальником этой обители был пришедший от Белоезерских стран священноинок и пустынножитель Антоний. Название своё монастырь имеет Краснохолмский по городу Краснохолму, Николаевский по соборной церкви во имя Николая Чудотворца, а Антониев по имени создателя своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Югско-Дорофеева мужская пустынь (ныне Рыбинск Ярославской области) основана в 1-й половине XVII в., упразднена в 1920-х гг., затоплена при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х гг. Возмицкий (Рождества Богородицы на Возмищи) мужской монастырь близ Волоколамска известен с XV в., упразднен в 1764 г. Строителем монастыря именовался его основатель или управляющий на первых этапах создания обители до учреждения сана игумена или архимандрита. В крупных монастырях помимо игумена из братии назначались строители, ведавшие развитием архитектурного ансамбля. Варлаам (Старорушин; † 9 июля 1652 г.), хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан митрополита в 1619 г. Чудов монастырь в Кремле (во имя Чуда святого архистратига Михаила в Хонех) основан в 1365 г. св. митрополитом Московским Алексием († 1378 г.), с 1764 г. первоклассный. Разрушен в конце 1920-х гг. Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде. Основан в XIII в. владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем († 1238 г.) на правом берегу Оки недалеко от ее впадения в Волгу, с 1764 г. третьеклассный, закрыт в 1921 г. В советское время на территории обители размещался планетарий. Возрожден в 1993 г. Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде основан в XIV в. св. митрополитом Дионисием († 1395 г.), в конце XVI в. из-за обвала горы был перенесен вверх по течению Волги, с 1764 г. первоклассный. Закрыт в 1924 г. В советское время на территории обители располагались жилые помещения, кинотеатр, реставрационная мастерская. В 1994 г. монастырь возобновлен. Его настоятелем является правящий архиерей Нижегородской епархии. Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Путивле (Украина, Сумская область) основан в XVI в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались ремесленное училище, детский дом, склады, завод радиодеталей. В 1997 г. возрожден как женский. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. (по преданию его основателем был татарский мурза Чет), в 1744 г. преобразован в кафедру костромских архиереев, с 1835 г. первоклассный. Закрыт в 1919 г. В советское время на территории обители располагались общежития, с 1950-х гг. Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырские здания переданы Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

1620, упразднен в 1764), белгородский Рождество-Богородицкий (женский, в Белгороде, основан в 1622, упразднен в 20-х гг. XX в.), Карповский Покровский Соловецкий (мужской, на берегу оз. Карповского, недалеко от г. Н. Оскол (ныне Белгородской обл.), основан ранее 1626, упразднен в 1725?), путивльский Борисоглебский (мужской, в Путивле (ныне Сумской обл., Украина), упом. в 1626, упразднен в 1762), Хотмыжский Знаменский (мужской, близ Хотмыжска (ныне с. Красный Куток Борисовского р-на Белгородской обл.), упом. в 1642, упразднен в 1842), Подмелогорская Пятницкая пуст. (мужская, близ Белгорода, упом. в 1644, ок. 1690 приписана к белгородскому Николаевскому мон-рю, упразднена в 1843), Коренная Николо-Ратенская пуст. (мужская, близ совр. с. Устинка Белгородского р-на и обл.), упом. в 1646, упразднена в 1764), Карповский Троицкий Соловецкий (женский, существовал на месте с. Карпов Город Белгородского у. (ныне Яковлевского р-на Белгородской обл.), основан ранее 1652, упразднен в 1764), старооскольский Свято-Троицкий (мужской, в г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.), упом. в 1659, упразднен ранее 1764), льговский Димитриевский (мужской, близ совр. г. Льгов Курской обл., основан в 1669, в 1678 приписан к московскому Высокопетровскому мон-рю, упразднен в 1764), Корсунско-Богородицкий (женский, в дер. Новосильцова (Новосильцево) (ныне в черте Белгорода), известен с кон. XVII в., в 1717 преобразован в скит белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря), старооскольский Успенский (Преображенский) (Тюмафтина пуст.) (женский, в г. Ст. Оскол, основан в XVII в., упразднен в 1743), Борисовская Тихвинская пуст. (женская, на месте совр. пос. Борисовка Белгородской обл., основана в 1709, упразднена в 20-х гг. XX в.), Товолжанская Зосимо-Савватиевская пуст. (мужская, близ совр. с. Шмарного Старооскольского р-на Белгородской обл.), известна с 1709, упразднена в 1721-1724), хотмыжский Покровский (женский, близ Хотмыжска (ныне Белгородской обл.), упразднен в 1725), Яблонова Димитриевская пуст. (мужская, находилась близ совр.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

1668 . Кириллов на озере Тубасе, мужской, ныне село Тубас, при озере Тубасе, находится в Тверской губ., Выш­неволоцкого у., в 35½ вер. от Вышнего-Волочка. В 1495 г. он владел волостью в Млевском погосте Деревской пятины. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. VIII, 194. 1669 . Кладовский, мужской, ныне пещера и множество щебня и мелких кирпичей в урочище Кладово, Киевской губ. и уезда, в 7 вер. к зап. от села Скиток, при р. Ирпени. Полагают, что он принадлежит к числу древнейших; оставшаяся пещера значительного протя­жения, с местами для престолов, подобна Киевским пещерам. Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 29. 1670 . Клеванский, мужской, ныне местечко Клевань, Волынской губ., Ровен­ского у., в 24 вер. к сев.-зап. от Ровно по Киево-Брестскому шоссе, при р. Стубле. Основан в 1490 г. княз. Феод. Мих. Чарторыйским и процветал при сыне его Иване Федоровиче. Но сын Ивана Юрий Чарторыйский, приняв католиче­ство в 1598 г., ввел иезуитов, которые и довершили падение м-ря. Батюшков, “Волынь”, 62; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4. 1671 . Климентовский – Драчилов, мужской, ныне церковь духовного училища, в гор. Пскове, на Завеличьи, близ впадения рч. Миражи в Великую. Известно только, что был разорен шве­дами в 1615 г. Имена игуменов сохра­нились с 1630 по 1677 г. В начале XVIII ст. упразднен и приписан к архиер. дому, потом обращен в при­ход, а в 1786 г. приписан к Нико­лаев.-Кожановой церкви. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 530; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 402, 22; Князев, “Указат. достопам. Пскова”, 31; “Акты юридич.”, 367 (Отписка 1659 г. Псков. архиеп. Маркелла властям Саввино – Сторожев. м-ря); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., I, смесь, 4 (Следств. дело 1631 г. о кн. Дм. Мих. Пожар­ском; игум. Порфирий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 408 (по указу 1730 г. воз­обновлен и всякими потребами удовлетворен); Василев, “Ист.-стат. указатель г. Пскова”, 55, 34. 1672 . Клинецкий, мужской, ныне село Клинец, Волынской губ., Овручского у., в 8 вер. к зап. от Овруча, при руч. Булдынке. Основан в XVI ст., и о нем упоминается в акте 1687 г., когда казацкий полковн. Криштовт Лончинский ограбил его. С 1818 г. было здесь православ. духовное училище, за­крытое в 60-х годах. Теодорович, “Ист.– стат. опис. Волын. епар.”, I, 394; Батюшков, “Во­лынь”, 63; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кузнецкий Рождественский монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Тобольской Епархии и приписан был к Томскому Алексеевскому монастырю. До Штатов 1764 года было за этим монастырём 76 душ крестьян, а по Штатам упразднён. Кукарский Покровский монастырь Мужской. Упразднённый по Штатам 1764 года. Находился в Казанской, ныне в Вятской Епархии, в слободе Кукарской. За ним было 375 душ крестьян Кукарский Успенский монастырь Девичий. Упразднённый по Штатам 1764 года. Находился в Казанской, ныне в Вятской Епархии, в слободе Кукарской. Кукоцкий или на Куксе Покровский монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в Суздальской Епархии. Кукоцкий Спасский или Спасокукоцкий монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Суздальской Епархии, и было за ним 135 душ крестьян. Кулюбацкий Успенский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Великолуцком уезде и до Штатов 1764 года принадлежал к Новгородской Епархии, а потому грамотами Государевыми в 1686 году, Августа 13 и Ноября 1687 года приписан был к Новгородскому Архиерейскому дому. Также грамотами: а) 1686 года Августа 24 Луцкому Воеводе Данилову не велено, посылать в вотчину сего монастыря для сбора и высылать ямских и полоняничных денег; б) 1692 года Сентября 9 не велено ведать крестьян сего монастыря в Луках и в Новгороде. Купятицкий монастырь Мужской. Находился в Литовской Губернии в Пинском повете и был приписным к Виленскому Святодухову монастырю, а потом обращён на Унию. Курдюжская пустынь или Курдюжский Николаевский монастырь Упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в Кирилловском уезде, на правом берегу реки Ковжи, впадающей в Бело-озеро, расстоянием от Новгорода в 500, а от Кириллова к северо-западу в 100 вёрстах; и был приписным к Кириллову Новоезерскому. С 1764 года учреждён причт Священно- и церковнослужителей. В нём ныне церквей две: 1) во имя Св. Николая Чудотворца; 2) во имя Входа во храм Божьей Матери, обе деревянные. Земли удобной и неудобной около 20 десятин. Куржанская пустынь Мужская, упразднённая.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010