Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗИАШ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [серб. Бaзujaш манастир; румын. Bazi], Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви, находится в одноименном месте в Румынии. По преданию, основан во времена свт. Саввы I . Восстановлен в XV в. «опекунством и иждивением сербских деспотов». Много раз разорялся (1738, 1805) и восстанавливался (1721, 1725, 1882). По распоряжению имп. Марии Терезии в 1772 г. был упразднен и присоединен к мон-рю Златица. По сообщениям, относящимся к 1774 г., стены базияшского храма, освященного в честь Вознесения Господня, были построены из камня, своды из кирпича. Известно, что при Б. м. действовала школа, где преподавали игум. Давид (Арсениевич) и иером. Арсений (Мога). В 1868-1872 гг. стараниями игум. Златицкого мон-ря Лукиана (Еремича) производился ремонт храма и монастырского корпуса. С уходом игум. Лукиана в мон-рь Войловица в 1887 г. материальное положение Б. м. ухудшилось, и он вместе с Златицей на нек-рое время был присоединен к Войловице. В 1900 г. игуменом Б. м. был назначен Иосиф (Попович), упрочивший положение мон-ря при помощи Сербского товарищества по взаимопомощи и экономии (Нови-Сад), Центрального кредитного отд-ния акционерного об-ва «Матица српска», издательского дома А. Пейовича (Нови-Сад) и др. Среди благотворителей было много представителей духовенства, учителей, офицеров, юристов, торговцев различных национальностей. Собранные деньги позволили в 1900-1901 гг. отремонтировать церковь. В 1902 г. Сербский гос. совет выделил помощь в размере 5 тыс. крон. Во время первой мировой войны Б. м. оказался в прифронтовой полосе и подвергался неоднократным артобстрелам. В 1919-1923 гг. настоятелем Б. м. был иером. Константин (Йованович). В 30-х гг. XX в. Б. м., оказавшись самым бедным из окрестных мон-рей, вновь стал приписным к Златице. В 1934 г. в мон-ре не было ни одного насельника, но раз в месяц совершались богослужения. При ходатайстве Пантелеимона (Дошена), ставшего игуменом Б. м., 1 июня 1936 г. обитель вновь была открыта, монастырские постройки и здания обновили благодаря активному содействию еп. Георгия (Летича) на субсидию, полученную от Сербской Патриархии, в размере 20 тыс. динаров.

http://pravenc.ru/text/77362.html

Единственное число Мужск. род Женск. род Средн. род твердое, мягкое как мужск. -у, -ю как мужск. -ъ, -а, -ь -, -, -, -ю как им. -е, -ъ, -е, -ь сход. с им. как им. -ъмь, -ымь, -ьмь, -имь -о, -ою, -е, -ею как в мужск.роде Предл. Двойственное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им, вин. -а, -, - -а, -и, - Род., предл. -у, -ю как мужск. Дат., твор. -ама, -ема, -ыма, -има -ама, -ма, -има как мужск. Множественное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им., зват. -ы, -, -и как мужск. -омъ, -ымъ, -имъ, -емъ -амъ, -мъ, -ымъ, -имъ как мужск. -ы, -и, - как мужск. -ы, -ами, -ми, -ими как мужск. Предл. -хъ, -ыхъ, -ихъ как мужск. Прилагательные полные склоняются так же, как и краткие, но только с прибавлением местоимения и: младъ-и, млада- , младо-, млада-его, млады-е и т. д. С течением времени неприятное стечение гласных стали заменять уподоблением, т. е. одну из гласных заменяли другой, подобной первой, чрез что вместо форм млада-его, младу-ему явились формы млада-аго, младу-уму; а наконец эти формы приняли тот вид, в котором они доселе употребляются в новом церковнославянском и русском языках: млад-аго, млад-ому и проч. Молод-и=молодой, молода-я, молодо-е, молодаго, молодой, молодому и т. д. На основании всего сказанного об изменении прилагательных, кажется, не будет надобности представлять и образцы их склонений. Прилагательные сравнительной степени, равно как и причастия при склонении, не представляют особенностей и разнятся от склонений прочих прилагательных только суффиксами, какие прибавляются к формам женского и среднего рода в именительном падеже, а также во всех косвенных. Так, прилагательное бол- женский род имеет больши, средний – больше и склоняется как все существительные, без прибавления или с прибавлением местоимения 3-го лица. Склонение имен числительных Почти все имена числительные количественные склоняются как имена существительные: так, шесть как сущ. шерсть, но только в одном единственном числе; миллион как закон; тысяча как туча.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Библиотек при церквах 131 и при благочиннических округах 32. В пределах епархии проживает много ино­верцев: евреев, римско-католиков, сек­тантов, лютеран, магометан и расколь­ников. Духовная консистория состоит из четырех членов и секретаря. Благо­чиннических округов 62; благочинных над монастырями 2. Епархиальное попе­чительство о бедных духовного звания состоит из 3 членов и секретаря. Ду­ховно-учебные заведения: Волынская духов­ная семинария открыта в 1796 г. (В начале в г. Остроге, в настоящее время в г. Житомире). 2) Кременецкое духовное училище, откр. в 1817 г. 3) Житомирское духовное училище, откр. в 1864 г. 4) Мелецкое духовное училище, откр. в 1833 г. 5) Клеванское духовное училище откр. в 1877 г. 6) Волынское женское училище, ду­ховнаго ведомства в г. Житомире, откр. в 1864 г. 7) Волынское епархиальное женское училище в г. Кременце, откр. в 1881 г. Просветительные, благотворительные и взаимовспомогательные церковнообщест­венные учреждения в епархии – Острож­ское Кирилло–Мефодиевское братство (откр. в 1165 г.); Луцкое крестовоздвиженское брат­ство (откр. в 1873 г.); Святовладимирское братство (1888 г.); Волынское Владимиро- васильевское братство (1888 г.); Кременец­кое богоявленское свято-николаевское брат­ство (1880 г.); Старо-константиновское брат­ство св. Креста (1870 г.); кроме этих городских братств есть еще сельские приходские братства в нескольких селах. Волынское церковно-археологическое обще­ство (1894 г.); Волынский отдел импе­раторского православного палестинского общества (1894 г.); Епархиальное попечи­тельство о бедных духовного звания и Эмеритальная касса духовенства епархии. С 1867 г. в епархии издаются «Волынские» епархиальные ведомости. При Почаевской лавре издаются: «Почаевский Листок» и «Инок».     Монастыри: – 1) Почаевская успенская лавра мужск., основ. в 1240 г., 2) Владимиро- волынский христо-рождественский мужск., основ. в 1755 г.; 3) Дермаский свято-тро­ицкий мужск., основ. в XV веке, 4) Мелецкий святониколаевский мужск. основ. в XVI в.; 5) Тригорский Преображенский мужск., основ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Числительные порядковые как имена прилагательные с полным окончанием: пятый, девятый склоняются как прилагательные богатый, 6еловатый; шестой как пустой; третий как рыбий. Вот числительные, которые склоняются несколько иначе, чем все прочие, как количественные, так и порядковые: один динъ, изменяющееся подобно местоимениям; десять, сто подобно существительным; обои, третий подобно прилагательным; два, трие, три, четырие, четыре – смешанно. Мужск. род Женск. род Средн. род Мужск. род Женск. род Средн. род Единственное число одного одного динаго дины динаго одному одному диному динои диному один, одного динъ, динаго динмь, динымъ дино динмъ, динымъ Предл. об одном динемь, диномъ динои динмъ, диномъ Двойственное число Им, вин. Род., предл. диною Дат., твор. динма Множественное число динхъ динмъ одни, одних одне, однех дины, дина одними однеми одними динми Предл. динхъ Образцы числительных, изменяющихся подобно существительным и прилагательным, оказывается лишним приводить здесь, потому что изменение их легко представить по сходным образцам имен существительных и прилагательных. Склонение числительных два, три, четыре По-русски По-славянски Мужск. исредн. род Женск.род Двойственное число Мужск. исредн. род Женск.род Им., вин. Род., предл. дъвою, дву дъвма Им., вин. четыре трие, три четырие, четыри Род., предл. четырех триихъ, трехъ четырь, четырехъ четырем тремъ четыремъ четырьмя четырьми Спряжение глаголов Начальной формой всех глаголов признают неопределенное наклонение, как в именах и местоимениях именительный падеж. Неопред. наклон. по-русски оканчивается на -ти, -ть и -чь: идти, мести, плести, цвести; ходить, сидеть, читать, говорить; жечь, печь, сечь, течь. В церковнославянском языке неопределенное наклонение оканчивается на -ти и -щи: быти, рещи. Спряжение глагола быть быти Неопределенное наклонение: быть быти. Достигательное наклонение (не имеет). Изъявительное наклонение Настоящее время Единственное число Двойственное число

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

В 1728 г. было положено быть одному священнику на 150 дворов, двум – на 250 дворов, трем – на 300; причетников положено было иметь по 2 на каждого священника. В прошлом столетии (с 1842 года) сельские приходы были разделены на семь классов, по числу народонаселения (от 300 до 3000 душ мужск. пола); соответственно класу были установлены как штаты приходских причетов, так и размеры их жалования, где оно было назначено (для низшего класса назначался один священник и один причетник). По положениям 1869 г. были установлены новые штатные расписания сельских пориходов и причетов, причем имелось в виду, главным образом, улучшение содержания сельского духовенства (Для изыскания мер к улучшению положения духовенства при Св. Синоде было учреждено особое Присутствие по делам православного духовенства, в 1962 г. Оно закрыто в 1885 г.). Многие приходы с малочисленным населением были присоединены с их церквами к другим приходам. Нормальный штат причета в каждом самостоятельном приходе был установлен из одного священника и одного причетника (В приходах с населением не менее 1000 душ мужск. пола было разрешено иметь 2-х шт. причетн); только в многолюдные приходы и в такие, где деревни значительно удалены от приходской церкви, мог быть назначен второй священник в звании помощника настоятеля, и при нем второй причетник. Диаконская должность была исключена из штата; было позволено иметь только внештатных диаконов (на особом содержании у прихожан или на вакансиях псаломщиков). Такие постановления, вызывавшие практические неудобства в удовлетворении религиозных нужд сельских жителей во многих местах, были потом отменены Св. Синодом (1885 г.). Разрешив вновь открывать, на основании общих положений, упраздненные приходы, и определив выделить в особые и самостоятельные те приходы, которые прежде были присоединены вместе с их церквами и причетами к другим приходам, Св. Синод отменил разделение священников на настоятелей и их помощников, и увеличил штат причета введением диаконской должности в приходах, имеющих более 700 душ мужск. пола (архиерею, впрочем, было предоставлено право назначать диаконов в приходы с меньшим населением, имеющие средства к обеспечению содержания их причета). Штатных псаломщиков было положено иметь по одному на каждого священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время сый, сущий Прошедшее время бывший бывшая бывшее Будущее время будущий будущая будущее Деепричастие Настоящее время будучи Прошедшее время быв, бывши В церковнославянском языке, как новом, так и древнем, нет деепричастий, зато есть причастия полные и краткие – склоняемые, выражающие род, число и падеж, и спрягаемые, оканчивающиеся на -лъ и употребляющиеся, подобно русским прилагательным качественным, в одном именительном падеже всех чисел. Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время краткое полное Прошедшее время краткое полное бывши бывше Спрягаемое Единств. число Двойств. число Множеств. число былъ, -а, -о была, -и О склонении причастий сказано выше; тем не менее, нужно и здесь прибавить для большей ясности, что при склонении от именительного падежа берется более полная форма, к которой уже прибавляются падежные окончания. Так, родитетльный падеж настоящего причастия будет выглядеть следующим образом: Мужск. род Женск. род Средн. род Краткое Полное сщаго сщаго По данному образцу и по вышеприведенному образцу спряжения глаголов нести, горти можно проспрягать какой угодно глагол действительного или среднего залога. Если же встретится глагол, к которому прибавлено местоимение ся, то и тут не следует затрудняться, потому что это местоимение при изменении глагола остается без перемены: одевать-ся, одеваю-сь, одеваешь-ся. одевал-ся и т. д. Проспрягать сначала устно, а потом письменно глаголы: вдти, сти, дати, ти, имати. Спряжение страдательных глаголов В русском языке из страдательных глаголов только сложенные с местоимением ся имеют самостоятельные формы: запрягаться, запрягаюсь, запрягался, буду запрягаться, запрягайся и проч.; все прочие глаголы страдательного залога образуют различные формы, выражающие наклонения, время, число и проч., из кратких причастий с прибавлением к ним вспомогательного глагола, который выражает и наклонения, и время, и число, и лицо. Причастия страдательного залога По-русски По-церковнославянски

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

себ, си чесому, чему себе, с чьто, чесо цмъ, кимъ Предл. (о) себе чемь, чесомь Двойственного и множественного чисел нет. Мужск. род Женск.род Средн.род Мужск.род Женск.род Средн.род Единственное число нъ, и(же) на, (же) но, (же) го го му му и, ь (нь) имъ, имь имъ, имь Предл. (о) н-ем н-емъ, мь н-ей, и н-емъ, мь Двойственное число Им, вин. Род., предл. Дат., твор. има, нма Множественное число они, оне Предл. (о) н-их н-ихъ, ихъ По образцу местоимения он (и) изменяется большая часть местоимений, так что усвоивший это местоимение не затруднится просклонять следующие местоимения: сей, тот, который, всякий, какой, чей и проч. Положим, нам нужно просклонять местоимение сей (по-славянски сь=си). Изменив й (или ь) на я (), получим форму женского рода; а я на е –получим форму среднего рода. Таким образом, к корню местоимения с- прилагая окончания местоимения третьего лица и вставляя, где нужно для благозвучия, е или и, мы получим все формы, какие имеет местоимение сей. Местоимения некто, нечто, кто-то, что-то, некоторый и проч. склоняются подобно местоимениям кто, что, который с прибавлением частиц не, ни, -то, -либо, нибудь, которые при склонении слова не изменяются. Церковнославянское местоимение иже склоняется совершенно так же, как местоимение 3-го лица с прибавлением частицы же. Склонение имен прилагательных В русском языке имена прилагательные качественные с кратким окончанием употребляются в одном только именительном падеже: Отец добр, мать добра, дитя добро, они все добры. Все прочие прилагательные употребляются во всех трех родах, а также числах и падежах, что увидим ниже. Церковнославянские же прилагательные отличаются от русских тем, что все употребляются по трем родам и числам и по всем падежам. Прилагательные с кратким окончанием изменяются вполне сходно с именами существительными разных родов, за весьма немногими исключениями, так что ознакомившийся со склонениями существительных легко просклоняет и прилагательное. Положим, что для примера нам дали просклонять прилагательное младъ. Припомнив, что существительное мужского рода градъ созвучно с прилагательным младъ и имеет одно окончание, мы нисколько не ошибемся, если при склонении будем придерживаться окончаний его. Для форм женского рода за образец возьмем существительное ограда, a для среднего – существ. чадо. Таким образом, прилагательное с кратким окончанием при склонении будет иметь следующие окончания:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

всё что будет касаться Грузинского Вопроса о достоинстве Мухранской ветви Багратион, см. ниже: 235. Права на Российский Престол http://mocardo.ru/Pravo_na_Prestol.html 234. Ответ на 249., rus-lcanekl: а теперь поясните читателю, - это вы так для " читателя " распалились? " Много текста " , и всё имеет к обсуждению оригинаьного текста клятвы ну очень косвенное отношение (если вообще имеет). Потому отследить ход вашей мысли не представляется возможным. где вы вычитали " ПРАВОСЛАВНОЕ понимание РОДА ... (А.И это) исключительно только мужск(ая) линия. " Этот вопрос здесь уже задавался. Не вполне понял ваше: " (А.И это) " , " мужск(ая) " ... Тем не менее отвечу еще раз: вычитал я это " понимание " в Евангелии, далее см. мой пост 201. 233. Ответ на 248., rus-lcanekl: ПОПРАВКА. от Всеволода , сына Царицы Анны и Князя Владимира - Московские Князья ведут свою линию в роде Рюрик - http://goo.gl/Eb72Z приношу свои извинения за ошибку, «…Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.» и чтобы завершить тему, так как ошибка не значительная.... Спустя примерно 35 лет на Руси появилась ещё одна царица — Мономахиня, дочь (или племянница) византийского императора Константина IX Мономаха, жена князя Всеволода Ярославича и мать Владимира Мономаха. Она не была багрянородной, то есть рождена до воцарения Константина Мономаха. Её история осталась неизвестной. Собственно об этом браке историкам известно лишь по краткой записи под 6567/1053 годом в «Повести временных лет», что «оу Всеволода родися сын Володимиръ от цесарице гречькое» (Ип., 149) Летопись называет жену Всеволода «греческая царица», «мономахиня», но не называет её имени и происхождения. О ней и её браке не упоминается в византийских источниках. Бесспорно, к роду Мономахов она принадлежала, так как это прозвание унаследовал её сын, а также поскольку именно представитель этого рода правил империей в год её брака. Исследователь русско-византийских отношений пишет: Малообъяснима также позиция Византии.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

находился видный церковный канонист еп. Георгий ( Летич; впосл. епископ Банатский), который в 1907 г. реформировал систему церковных школ в епархии и во всей Карловацкой митрополии. По итогам первой мировой войны (1914-1918) территория Темишварской епархии была разделена между 3 гос-вами - Венгрией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Р. Три общины, оказавшиеся в Венгрии, вошли в состав Будимской епархии СПЦ. Однако примерно равное деление общин между Королевством сербов, хорватов и словенцев (36) и Р. (40) не соответствовало разделению серб. паствы бывш. Темишварской епархии по численности: 80% паствы оказалось на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев и только 10% - на территории Р. Т. о. появились 2 Темишварские епархии СПЦ: одна действовала на территории Р. с сохранением кафедры в г. Тимишоара, а 2-я - в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где кафедрой был определен г. Велика-Кикинда (ныне Кикинда, Сербия). По решению еп. Вршацкого Гавриила (Змеяновича) от 7(20) дек. 1919 г. 14 серб. общин и 3 мон-ря (Базиаш, Златица и разрушенный Кусич), находившиеся на территории Р., из состава Вршацкой епархии были переданы румын. Темишварской епархии. Согласно Уставу СПЦ, принятому в 1931 г., часть Темишварской епархии, находившаяся на территории Королевства Югославия, была объединена с Вршацкой епархией в единую Банатскую епархию с кафедрой в г. Вршац. Еп. Георгий (Летич) после первой мировой войны продолжал управление Темишварской епархией из Велика-Кикинды и потом возглавил Банатскую кафедру. Темишварской епархией, действовавшей на территории Р., после окончания первой мировой войны управляли только администраторы: еп. Бачский Ириней ( Чирич; в 1935-1952; в годы второй мировой войны епархией фактически управлял прот. Слободан Костич), еп. Банатский Виссарион ( Костич; в 1952-1979), еп. Браничевский Хризостом (Войинович; в 1979-1980) и еп. Шумадийский Савва ( Вукович; в 1980-1996). Согласно переписи населения 2002 г., в Р. проживало более 22 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010