Новые храмы и монастыри В минувшем году в нашей Церкви появился 21 новый монастырь, – 10 мужских и 11 женских. Священный Синод благословить открыть обители во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Рязанской, Самарской, Ставропольской епархиях, а также в Башкирии, Бурятии, Дагестане, Карелии, на Камчатке и в Молдавии. Наиболее важным, пожалуй, является воссоздание Успенской Саровской пустыни, где подвизался знаменитый на весь православный мир русский святой – преподобный Серафим Саровский. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. При обители создан также скит, где будут испытываться желающие поступить в Успенскую пустынь послушники. Кроме того, открылись следующие обители: Николо-Радовицкий и Николо-Берлюковский мужские монастыри (Московская епархия); Казанский женский монастырь в г. Рязани; Мужской монастырь во имя великомученика и целителя Пантелеимона в г. Петропавловске-Камчатском; Ильинская Водлозерская пустынь близ деревни Куганаволок (Республика Карелия); Крестовоздвиженский женский монастырь в г. Кизляр (Республика Дагестан); Марфо-Мариинский женский монастырь в с. Ира Кумертаусского р-на (Республика Башкирия); Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в с. Троицкое (Республика Бурятия); Георгиевский женский монастырь в Предгорном районе (Ставропольская епархия); Александровский мужской монастырь в г. Суздале (Владимирская епархия); мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, в г. Черепанове (Новосибирская епархия); Никольский мужской монастырь в р. п. Саргатка и Серафимовский женский монастырь в с. Татьяновке (Омская епархия); Симанский Спасо-Казанский женский монастырь в г. Острове и Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в с. Финева Гора (Псковская епархия); Покровский женский монастырь в с. Лукино (Нижегородская епархия); Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка (Самарская епархия);

http://pravoslavie.ru/700.html

Республика Татарстан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский собор (Казань) Республика Татарстан — субъект Российской Федерации, республика (государство). Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Республики Татарстан 1992 года, наименования «Республика Татарстан» и «Татарстан» равнозначны. Столица — город Казань . Содержание Православие в Татарстане [ править править код ] На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. - территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее - административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. - Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар. К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось - до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани. Населённые пункты [ править править код ] Святыни Татарстана [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

Десятина — единица административно-территориального деления в епархии Патриарха, формировавшаяся, как правило, из города с уездом. Десятины Патриаршей области были городовые, пригородные и волостные. В городовых десятинах представителями патриаршей власти были десятильники, назначаемые из патриарших детей боярских, действовавшие совместно со старостами поповскими. В менее крупных десятинах действовали только старосты поповские. Николо-Перервинский мужской монастырь в Москве основан в 1-й половине XVII в., закрыт в 1928 г. С 1991 г. в Никольском храме возобновлены богослужения, с 1995 г. монастырь получил статус Патриаршего подворья. Никитский мужской монастырь в Переславле-Залесском согласно преданию, основан в XII в. прп. Никитой Столпником († 1186 г.), с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1923 г., ценные предметы были переданы музею. На территории и в строениях монастыря в разное время находились Дом отдыха для научных работников, школа, квартиры, горкомхоз, женская колония. В 1993 г. монастырь возобновлен. Борисоглебский Песоцкий мужской монастырь в Переславле-Залесском основан в XIII в., упразднен в 1764 г. Свенский Свято-Успеенский мужской монастырь (ныне село Супонево Брянской области) основан на берегу реки Свинь в конце XIII в. брянским князем Романом Михайловичем († после 1288 г.), с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1926 г. В советское время значительная часть построек монастыря была снесена. В 1992 г. возобновлен. Михаило-Архангельский мужской монастырь в Юрьеве Польском (ныне Владимирская область) основан в XIII в., во время монгольского нашествия, в Смуту начала XVII в. разорен, после 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1920 г. В советское время в монастырских храмах и постройках располагались различные учреждения, в 1960-х гг. был создан музей. Воскресенский патриарший мужской монастырь в Ярославском уезде (Карашская волость; в рукописи ошибочно указан Ярославский уезд вместо Ростовского) основан в начале XVI в. ростовским епископом Тихоном (Малышкиным) († после 1503 г.). Упразднен в 1764 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

582 Новгородский Антониев мужской монастырь находится близ самого Новгорода, в трех верстах от новгородского Кремля, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу её. Основан в 1106 году преподобным Антонием Римлянином. 583 В английском переводе (откуда взято это место): «только он кладет камень п никто другой». Ошибка английского переводчика произошла, очевидно, от того, нажар, камень, и нижр, палица, пишутся по-арабски совершенно одинаково. 584 Успенский Колмов мужской монастырь (ныне упраздненный) находился близ Новгорода, на север в трех верстах, на левом берегу реки Волхова вниз по течению и на правом ручья Колмова, от которого и название свое имеет. Основан в 1310 году. 585 Название „Одигитрия», Путеводительница, Павел Алеппский постоянно переводит словами: „Тройное путеводительство», принимая, по видимому, слово τρια в этом греческом названии в значении «три». Монастырь, о котором он говорит, есть Сырков, ныне женский, монастырь в шести верстах от Новгорода к северу; но соборная церковь в нем в честь Владимирской Божией Матери, а не Одигитрии. 586 Крестный ход в Сырковом монастыре ежегодно совершается в день храмового праздника (Владимирской Божией Матери), 26 августа. 588 За 8 часов до заката солнца, по восточному исчислению. На Востоке закат солнца всегда полагают в 12 часов. 589 Вяжицкий Николаевский мужской монастырь, в 12 верстах от Новгорода к западу. Первоначальное основание монастыря относится к XIV веку. 590 Хутынский Варлаамиев, Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в 10 верстах от Новгорода, вниз по течению реки Волхова, на правом ее берегу. Основан в 1192 году. 592 Деревяннцкий Воскресенский мужской монастырь находится близ Новгорода на правом берегу реки Волхова и речки Деревяницы, расстоянием от города к северу по течению реки в четырех верстах. Основан в 1335 году. 593 Свято-Духов женский, а прежде мужской, монастырь находится на окраине Новгорода близ большого земляного вала, у С.-Петербургской заставы, расстоянием от Кремля на запад около версты. Существовал уже в XII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В болотах под Белозерском в самом деле много железа. Но его там достаточно и сегодня, и болота с названием Гледен там нет. Гледен — это древнерусский город, располагавшийся на горе Гледен при слиянии рек Сухона и Юг на месте финно-угорского поселения. На месте этого города, на правом берегу Сухоны сейчас стоит Троице-Гледенский монастырь. А часть жителей переселилась на другой берег Сухоны, где был основан Устюг (теперь — Великий Устюг). Какой монастырь не относился к Вологодским землям: Павло-Обнорский Спасо-Каменный Важеозерский Спасо-Преображенский Николо-Маркушевский Свято-Троицкий Павло-Обнорский православный мужской монастырь расположен в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области. Он относится к Вологодской епархии РПЦ. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Один из древнейших монастырей Русского Севера, Спасо-Каменный мужской монастырь расположен на небольшом острове Каменном в Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь располагался на территории Тотемского уезда Вологодской губернии. В свое время знаменитая крупная обитель Вологодчины до наших дней не дошла — упразднена вместе с приписными пустынями в 1764 году. Из монастырских деревень образовались Маркушевский и Лондужский приходы. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

XVI в.), во имя св. Иоанна Кущника (в с. Перемиль совр. Гороховского р-на; основан в нач. XVI в.), Волославский Онуфриевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1550), Васильевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1558), Дубищенский Введенский (мужской, в совр. пос. Дубище Рожищенского р-на; упразднен в сер. XVI в.), Чернчицкий Преображенский (женский, в с. Чернчицы, ныне в черте Луцка; упом. с 1566, упразднен в нач. XVIII в.), Гороховский Замковый (в г. Горохов; упом. с 1571, упразднен в кон. XVI в.), Ильинский (мужской, во Владимире-Волынском; основан до 1579, разорен униатами в 1596), Любченский скит (в с. Любче совр. Рожищенского р-на; известен с 1581), Чарторыйский (Осницкий) Троицкий (мужской, близ совр. с. М. Осница Маневичского р-на; упом. в 1582), Старо-Порицкий (в с. Ст. Порицк совр. Иваничевского р-на; упом. с 1590), Ватинецкий скит (близ с. Ватинец совр. Гороховского р-на; упом. с 1593), Порванецкий скит (близ с. Пирванче совр. Гороховского р-на; существовал до 1596), Вербский Троицкий (мужской, близ совр. с. Вербка Ковельского р-на; упом. со 2-й пол. XVI в., время упразднения неизвестно), Любомльский Ильинский (в г. Любомль; упом. в XVI-XVII вв.), Новодворский Михайловский (в с. Нов. Двор совр. Турийского р-на; упом. в XVI-XVII вв.), Четвертинский Преображенский (мужской, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан ок. 1600, в XVIII в. обращен в униатский, в 1793 возвращен в Православие и упразднен), Липненский Хребтищенский скит (в урочище Хребтище близ совр. с. Липно Киверцовского р-на; известен с 1603), Турийский Евстафиевский (в пос. Турийск; упом. с 1609), Четвертинский Успенский (женский, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан в 1618, к 1703 обращен в униатский), Жидичинский Свято-Духов (женский, в совр. с. Жидычин Киверцовского р-на; основан в нач. XVII в., разорен униатами в 1621), луцкий Братский Крестовоздвиженский (мужской, в Луцке; основан в 1624, с 1720 униатский, упразднен в 1797), Михаило-Архангельский (в Луцке, упом. в 1619-1644), Туминский Крестовоздвиженский (в урочище Тумин (Тумино) Луцкого у., близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Селец Мстиславского р-на), известен с XVI в., в 1730 занят униатами, с 1839 православный, упразднен в 20-х гг. XX в.), могилёвский Братский Богоявленский (мужской, в Могилёве, основан в 1619-1620, упразднен в 1928), Буйничский Свято-Духов (женский, в совр. с. Буйничи Могилёвского р-на, основан в 1633 как мужской, в 1798 приписан к могилёвскому Братскому мон-рю, в 1835 преобразован в женский, упразднен ок. 1925), Мстиславский Тупичевский Свято-Духов (мужской, в совр. урочище Тупичевщина близ Мстиславля, основан в 1641, в 1842-1877 приписан к мстиславскому Николаевскому мон-рю, в 1877 упразднен, в 1886 возобновлен как женский, приписной к Мазоловскому жен. мон-рю, с 1903 самостоятельный, упразднен в 1918), Мазоловский (Мазаловский) (женский, в современной дер. Мазолово Мстиславского р-на, основан в 1665 как Преображенский, в 1727 (или в 1743) захвачен униатами, с 1788 православный, в 1832 главный храм освящен в честь Вознесения Господня, мон-рь упразднен в 1925), Охорский (Вохорский) Преображенский (мужской, в совр. дер. Охорь Чериковского р-на, известен с 1669, с 1842 приписной к могилёвскому Братскому мон-рю, с 1911 самостоятельный, упразднен ок. 1917), шкловский Воскресенский (мужской, в Шклове, основан в 1702, упразднен в 1846), шкловский Успенский (женский, в Шклове, известен с 1720, упразднен в 1795), Белыничский в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, в мест. Белыничи (ныне поселок Могилёвской обл.), основан в 1877, в 1927 присоединился к григорианскому расколу, вскоре был закрыт). Упраздненные (в границах М. е. до 1917): Лит.: Лобов М. Ректоры Могилёвской ДС, проходившие эту должность до 1798 г., с кр. биогр. о каждом из них сведениями//Могилёвские ЕВ. 1896. 4. С. 51-59; 5. С. 71-79; 6. С. 97-102; он же. История Могилёвской ДС за 1-й период ее существования (1759-1814 гг.)//Там же. 17-36; 1897. 1/2, 4/5-7, 10, 13, 14, 15; он же. Уездные и приходские училища, состоявшие в ведении Могилёвской ДС за 1-й период ее существования//Там же. 1897. 16. С. 201-209; Могилёвская старина.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Мужской, упразднённый. Находился в Курской Епархии в Рыльском уезде, в Льговском округе. До Штатов 1764 года был приписан к Московскому Высоко-Петровскому монастырю, ныне подмонастырская слобода оного. С 1779 года учреждена городом под именем Льгова. Льгов Успенский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области. Любецкий Антониев монастырь Черниговской Епархии мужской, упразднённый. Находился в Любечском уезде против пещеры, ископанной Пр. Антонием, от города Любеча в двух вёрстах; построен в 1694 году, а кем – неизвестно. Настоятельство в монастыре сём было первоначально Строительское, а потом Игуменское. Любецкий Владимирский монастырь Мужской, упразднённый. Находился во Владимирском уезде. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области. Любимская Афанасьевская пустынь См. Афанасьевская Любимская. Любимский Спасо-Геннадиевский монастырь Мужской. См. Геннадиев Спасский. Лютиков Троицкий Перемышльский монастырь Калужской Епархии 3 класса мужской. Находится в Перемышльском уезде на правом берегу реки Оки близ большой дороги из города Калуги в Перемышль, расстоянием от сего в 6½ вёрстах. Построен ещё до Литовского нашествия на Россию якобы Князьями Воротынскими. Название своё получил от бывшего при строении надзирателя, именуемого Лютиком. В нём две ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Живоначальной Троицы соборная; 2) во имя св. Николая. Настоятельство в монастыре сем было Игуменское до 1663 года, а в сем году Государь Царь Алексий Михайлович учредил Архимандрию с дозволением Настоятелю кроме обыкновенных Архимандричьих отличий служить на ковре. Крестьян было 1.153 души. По Штатам же 1764 года положен в 3 классе степенью 54 с настоятельством Игуменским; но в 1807 году паки учреждена Архимандрия 3 класса, на основании Высочайшего Указа 1797 года 9 . Прибавление из VI тома Лютиков Троицкий Перемышльский монастырь В половине XVII столетия возобновлён и устроен иждивением господ Хитровых, и во-первых, сооружена ими Троицкая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ о 5 главах; к церкви этой с запада пристроен придел и в нём два храма:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Упразднённый мужской. Находился в Новгородской Епархии, в уездном городе Старой Русе на конце Козмодемьянской улицы. Основан этот монастырь в 1498 году построением деревянной церкви во имя Всемилостивого Спаса. В начале XVII столетия были в нём две деревянные церкви: одна во имя Св. Космы и Дамиана, а другая вышеозначенная во имя Всемилостивого Спаса, ныне же одна токмо во имя Св. Космы и Дамиана очень ветхая и стоит впусте. Этот монастырь до 1764 года был приписным к Старо-Русскому Спасскому монастырю, который и доныне пользуется дачами оного. Добавление из VI тома См. в дополнение под статьёй Старо-Русский Козмодемьянский, стр. 300–301. 115 . Козмодемьянский Спасский Юнгинский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Казанской Епархии. До Штатов 1764 года было за ним 465 душ крестьян. Козмодемьянский Суждальский монастырь Упразднённый мужской, построен в конце XII столетия Иоанном I, Епископом Ростовским и Суждальским, который и погребён в этом монастыре. Козмояхромский или Козмояхринский Успенский монастырь. См. Козмин. Добавление из VI тома Козьеручьевская Спасская пустынь Так именовался Спасский Новоприлуцкий мужской монастырь. См. ч. VI, стр. 248. 116 . Козьестепский или на Козье Степи Спасополикарпов Брянский монастырь См. Поликарпов Брянский на Козье Степи. Кокуев монастырь Упразднённый мужской, находился на Белом море, при устье реки Нервей, от устья Умбы в 50, а от устья реки Нивы в 80 вёрстах. Добавление из VI тома Колесникова Троицкая Пустынь Мужская. См. Троицкая Колесникова. Колмов Успенский монастырь Упразднённый и обращённый в приходскую церковь , мужской. Находился близ Великого Новгорода на север в 3 вёрстах, на левом берегу реки Волхова вниз по течению, а на правом ручья Колмова, от которого и название своё имеет. Строением начат этот монастырь в начале XIV века, как можно видеть из Летописца Новгородского, в котором под годом 6818/1310 так записано: «Архимандрит Юрьева монастыря Кирилл построил церковь на Коломцах каменную Успения Пресв. Богородицы, последи Колмово именовася»; под годом 1417: «построена церковь каменная Святой Троицы в Колмове монастыре»; под годом 1420: «построена церковь деревянная в Колмове монастыре во имя Чуда Архистратига Михаила»; под годом 1423: «совершена каменная церковь Успения Божьей Матери в Колмове монастыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Листы 671–672 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 28. Так в рукописи. Два слова в рукописи написаны неразборчиво. Богоявленский (с 1770-х гг. после объединения с Крестовоздвиженским Верхочепецким монастырем – Крестовоздвиженский) мужской монастырь близ города Слободского (ныне Кировская область), основан около 1599–1600 гг. на средства горожан. С 1764 г. третьеклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. Далее в тексте пропуск. На нижнем колонтитуле в правом углу буквенное обозначение числа 14. Котельничский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, основан в 1610-х гг. на реке Балакиривице «за посадом» (ныне город Котельнич Кировской области). Упразднен в 1764 г. Котельницкий мужской монастырь во имя Иоанна Богослова в Пскове, известен в 1610–1680-х гг. Крестовоздвиженский Верхочепецкий мужской монастырь (ныне село Игумново Солодской район Кировской области) упоминается с 1610-х гг. В 1764 г. второклассный, после пожара в 1769 г. упразднен соединением с Богоявленским Слободским монастырем, которому дано дополнительное посвящение – Крестовоздвиженский. Верховятский Преображенский Екатерининский мужской монастырь, основан в верховьях реки Вятки (современный город Кирс Кировской области) в конце XVI в. иеромонахом Павлом. Упразднен в 1764 г. Листы 687–688 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На нижнем колонтитуле л. 689 в правом углу буквенное обозначение числа 15. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 29. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Слово вписано над строкой. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Л. 690 об. без записей. Далее в тексте пропуск. Л. 691 об. без записей. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 30. Слово вписано над строкой. Так в рукописи. Далее в рукописи одно слово неразборчиво. Воскресенская Терменгская пустынь (ныне Верховажский район Вологодской области), в XVIII–XIX в. приходская церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010