Во времена правления атабагов Иване II (1391-1444), Кваркваре (1451-1498) и Мзечабука (1500-1515) самцхийские архиереи старались вывести Церковь Самцхе-Саатабаго из юрисдикции Мцхетского Католикосата. Церковному сепаратизму во многом способствовали Иерусалимские и Антиохийские Патриархи, в результате мусульм. притеснений вынужденные с целью сбора податей путешествовать по христ. странам Востока, в т. ч. по Грузии. Со времени атабага Мзечабука сохранилась двуязычная арабско-груз. грамота (Кекел. Ad. 503) Антиохийского Патриарха Дорофея, в к-рой мацкверели разрешалось самому рукополагать епископов (ПГП. Т. 3. С. 240-241). Мацкверели стал именоваться главой архиереев ( ), как назван, напр., еп. Серапион в надписи 1577 г. на колокольне мон-ря Зарзма ( . С. 125). Благодаря энергичным действиям Мцхетских Католикосов, особенно Давида III (Гобелисдзе), сепаратистские попытки архиереев Самцхе-Саатабаго закончились провалом ( . С. 32-33). В целях пресечения церковного партикуляризма с XV в. появились т. н. грамоты верности ( ), где архиереи и наиболее сановные иереи разных епархий клялись Мцхетскому Католикосу в верности (см., напр., грамоты архиереев Кумурдо, Манглис-Тифлиси, Тбети, Алаверди, Никози, Рустави, Руиси и др., а также настоятелей мон-рей Вардзиа и Джвари, анчийского архимандрита и др.- ПГП. Т. 3. 24-27, 31, 38, 41-44, 49, 57, 60, 61, 68, 74, 129, 138, 174, 202, 203, 238, 245, 260). Сохранились 3 грамоты мацкверели: еп. Николая (1346-1360) Католикосу Иоанну (Католикос с таким именем в этот период неизвестен, поэтому дата грамоты и время пребывания на кафедре еп. Николая определяются годами царствования Давида IX ) (Там же. 24. С. 181-182, 1149), еп. Герасима Католикосу Михаилу VI (Там же. 25. С. 182-184, 1149) и еп. Серапиона Католикосу Феодору III (Там же. 24, 25, 27. С. 185-186, 1150). Во время пребывания турок-сельджуков в Юж. Грузии (с кон. XVI в.) А. е. сильно пострадала от разрушений, кафедральный собор превратился в руины. В кон. XVII в. епархия была упразднена. По описанию царевича Вахушти, «[в Ацкури] сидел митрополит... но в настоящее время [церковь] пустует, а в крепости стоят янычары» (КЦ. Т. 4. С. 662).

http://pravenc.ru/text/77234.html

Ацкури. Руины крепости Ацкури. Руины крепости Из «Жития св. Григория Хандзтели», написанного Георгием Мерчули, известно о том, что Ацкурский еп. Ефрем Великий установил в сер. IX в. мироосвящение в Грузии. Произошло это при Иерусалимском Патриархе Сергии I и, по-видимому, было обусловлено тем, что в результате араб. завоеваний осложнились, а отчасти и вовсе прекратились связи между Палестиной и Грузией. В память об этой важной заслуге перед Грузинской Церковью мацкверели, как указано в соч. «Мироосвящение» (XIII в.), главенствовал при совершении чина мироосвящения в Великую субботу в мцхетском Патриаршем соборе Светицховели наряду с митрополитом Вел. Сомхити и архиепископом Картлийским (ПГП. Т. 2. С. 47). Ацкурские архиереи активно участвовали и в политических процессах. Так, из «Жития Серапиона Зарзмели», написанного Василием Зарзмели в 1-й пол. X в., известно, что еп. Георгий (Шуартклели) «взял в руки свои управление Самцхийской областью, умиротворил, как следовало, удел свой и завладел всем наследством и всеми церквами враждовавших между собою» (С. 97). Ацкурский архиеп. Арсений, представитель самцхийского рода Джакели, активно вмешивался в борьбу между царем Багратом IV и могущественным феодалом сер. XI в. Липаритом Багваши (КЦ. Т. 1. С. 300; Т. 4. С. 147). Хотя в груз. хронике Матиане Картлиса (С. 50, см. также КЦ. Т. 1. С. 300; Летопись Картли. С. 69) его имя не названо и говорится только о мацкверели, к-рый сначала вывел «месхов, на средства Баграта, для оказания помощи царю», а потом бежал «от царя Баграта и вошел в сговор с Липаритом», идентификация мацкверели с еп. Арсением основана на упоминании его имени в колофоне рукописи 28 Кутаисского исторического музея, заказанной Липаритом Багваши (Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея// . Т. 1. С. 100-101). Ацкурская епархия в XX в. Ацкурская епархия в XX в. По сообщению царевича Вахушти Багратиони, в 1228 г. груз. царица Русудан отдала Ацкури в качестве приданого своей дочери Тамаре, вышедшей замуж за султана Гиасед-Дина (КЦ. Т. 4. С. 201), но уже в 1272 г. груз. придворные Саргис и его сын Бека владели Ацкури, получив его от монг. ильхана Абага (Там же. С. 228).

http://pravenc.ru/text/77234.html

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары. Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол. Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли. Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури. Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

Крестив их, А. П. пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил ц. во имя Пресв. Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Юж. Грузия), апостол водрузил там железный крест («Ркинис джвари»). В с. Заден-Гора А. П. сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с с. Ацкури, религ. и адм. центром древнего Самцхе (см. также Ацкурская епархия ), где А. П. воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, А. П. предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев А. П. оставил икону в маленькой часовне с. Ацкури (откуда пошло название иконы - Ацкурская ; средневек. груз. историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. визант. имп. Ираклием , поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до г. Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили А. П. враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. Проповедническая деятельность А. П. на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого груз. богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я пол. XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом . Вопросам истории обращения грузин прп. Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в к-ром выдвинул положение о 2 этапах просвещения Грузии - трудами апостола А.

http://pravenc.ru/text/115300.html

в западной и юго-западной частях Грузии была широко распространена оригинальная грузинская версия " Похвалы " , включенная Леонтием Мровели в XI в. в состав грузинского летописного сборника Картлис Цховреба, повествующая о проповеди Андрея Первозванного в Юго-Западной Грузии во время его 3-го путешествия. Согласно жребию Грузия досталась в удел Пресвятой Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда Андрея Первозванного. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, Андрей Первозванный вместе с апостолом Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греч. лазы). Крестив их, Андрей Первозванный пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил церковь во имя Пресвятой Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Южная Грузия), апостол водрузил там железный крест ( " Ркинис джвари " ). В селении Заден-Гора Андрей Первозванный сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с селением Ацкури, религиозным и административным центром древнего Самцхе, где Андрей Первозванный воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, Андрей Первозванный предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев Андрей Первозванный оставил икону в маленькой часовне селения Ацкури (откуда пошло название иконы - Ацкурская; средневековый грузинский историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. византийским императором Ираклием, поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

774       Видимо, речь идет о Святом Духе в отношении апостолов. Ведь в арабском тексте глагол употреблен в женском роде, что согласуется со словом «Дух» () в арабском языке. Кроме того, аналогичный пассаж имеется в начале грузинского текста. 777       В арабском тексте употреблены слова «его правление» (), написание которых отличается от слов «его прегрешения» () всего одним харфом. Мы склонны видеть здесь описку. Но если принять слово «правление», то отрывок можно трактовать так: «...и да простит ему ошибки его правления» (курсив наш. – Д. Т.). 779       На месте этого пропуска, видимо, должен стоять глагол, касающийся приема прибывшего лица или послания, о котором речь ниже. 783 О существовании в Ацкури монастыря из других источников ничего не известно. В Ацкури находился кафедральный собор Ацкурской епархии. 786 Речь о повелении идет и в грузинском тексте (ГТ: 9). Однако вряд ли Мзечабуки мог предписывать что-либо Антиохийскому патриарху. Скорее здесь речь должна идти о просьбе. 787       Употребленное в арабском тексте слово имеет значение «сбор с епархии в пользу епископа». Скорее всего, здесь должно было быть – «епархия» (см.: Крачковский. Грамота... С. 454). 791 Употребление слова «чадо» () естественно со стороны патриарха. Ведь он, по церковной иерархии, является отцом для своей паствы – как священнослужителей, так и мирян. Такое словоупотребление встречается в грамоте и в дальнейшем (АТ: 50, 51, 61, 6з–7з). 792 Скорее всего, в монастырь. Но в таком случае в арабском тексте неверно употреблено местоимение – женский род вместо мужского. 797       Упомянутые здесь Кетеван и Вахушти известны в грузинской историографии. Кетеван была дочерью царя Георгия (царь Картли в 1446–1466 гг.; царь Кахети в 1466–1476 гг.) и сестры Мзечабуки – Тамар (ум. между 1504 и 1514 гг.). Таким образом, она приходилась Мзечабуки племянницей. Вахушти же являлся ее супругом. В какой-то момент и Кетеван, и Вахушти приняли монашество: Кетеван с именем Кристины, а Вахушти с именем Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе адм. реформ имп. Диоклетиана в кон. III - нач. IV в. К., как все азиат. владения Римской империи и Египет, вошла в состав диоцеза Восток с митрополией в Антиохии. Историческая Суровая К. была преобразована в пров. Исаврия (митрополия Селевкия), в которую помимо горной области Зап. Тавра было включено морское побережье, а также юж. часть Ликаонии в северных предгорьях Тавра. Равнинная К. оставалась единой провинцией до нач. V в., когда при имп. Аркадии она была разделена на Киликию Первую (митрополия Тарс) и Киликию Вторую (митрополия Аназарв). Этой структуре соответствовала и церковная иерархия в К., входившая в состав Антиохийской Православной Церкви . Церковные епархии К. сложились в основном в IV - нач. V в. Их распределение выглядело следующим образом. Митрополии Киликии Первой Тарс подчинялись 7 епархий: Адана, Севаста (ныне Аяш), Помпейополь (ныне Вираншехир), Маллос (руины близ Кызылтахты), Августа (место затоплено водохранилищем в 1955), Корик, Зефирион. В митрополии Киликии Второй Аназарв входили 8 епархий: Епифания (ныне Гёзене, близ Эрзина), Александрия-у-Исса, Иринуполь (Нерониада; точно не локализован), Флавиада (Карспазары, ныне Кадирли), Росос (ныне Арсуз), Мопсуестия, Каставала (Иераполь), Эги (ныне Юмурталык). В состав митрополии Исаврии с центром в Селевкии входило от 15 до 22 епархий, значительная часть которых находилась в небольших горных крепостях: Клавдиополь (ныне Мут), Диокесария (ныне Узунджабурч), Олва, Далисанд, Сивила (ныне Йылдыз), Келендерис (ныне Айдынчык), Анемурион (ныне Анамур), Титиополь (ныне Калинорен?), Ламос (ныне Лимонлу), Антиохия-на-Крагосе (Антиохия Малая, ныне руины близ Гюнейкёя), Нефелион, Кестры (ныне Килисебелени), Селинунт (Кастелло-Ломбардо, близ совр. Газипаша), Иотапа (ныне Айдап), Филадельфия, Иринополь (руины близ Чаталбадем), Германикополь (ныне Эрменек), Дометиополь (ныне Катранлы), Зенополь (руины близ истока р. Кючюксу), Адрас (ныне Балаболу), Мелуос-Кастрон (ныне Мелван-Калеси), Неаполь (руины близ Гюнейюрт?).

http://pravenc.ru/text/1684614.html

В северо-западном квартале города, недалеко от Ефесских врат, обнаружены руины здания, которые были идентифицированы как Византийская церковь V века. Храм состоял из центральной части октагональной (восьмиугольной) формы и трёх апсид, ориентированных на восток. По периметру церковь была окружена рядом помещений и даже стеной. Конструкция этого храма во многом повторяет мартириум апостола Филиппа, руины которого можно рассмотреть в Иераполе – это дало археологам основание предположить, что и Лаодикийская церковь исполняла роль мартириума. Археологи считают, что строение октагональной конструкции было характерно для закрытых нимфеумов, входящих в состав термальных комплексов, а с конца IV века эти здания могли использоваться в качестве баптистериев. В южной части сохранились руины термального комплекса, включавшего бани, гимназиум, внутренний двор и храм, предположительно посвящённый императору Адриану и его жене Сабине. Эта структура размерами 110x70 метров имела большой центральный холл, который в V веке был перестроен в церковь (подобные руины терм-церквей можно видеть в Иераполе и Филадельфии). Археологи условно называют эту церковь «Южная базилика» (Clyde Е. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford: University press, 2003. – P. 237–240). Место городского собрания (булевтерион или одеон) найдено, но пока представляет собой обилие подписанных и тематически разложенных фрагментов мрамора и камня. На многих колоннах, датированных I-II вв. н.э., на каменной мостовой видны вырезанные кресты – это можно объяснить только общей тенденцией десакрализации языческих мест поклонения, которыми был наполнен любой античный город. Поскольку крупномасштабные археологические раскопки в Лаодикии начаты сравнительно недавно, многое остаётся на уровне предположений и гипотез. Но каждое археологическое открытие, сделанное на руинах города, не подвергавшегося перестройке после VII века, необычайно ценно, так как открывает неизвестные страницы жизни одного из раннехристианских малоазийских центров. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Но явно не игравший роли княжеской резиденции или замка Борисоглебский монастырь был в XII в. существенным для смоленских князей не только как фамильный «вотч» монастырь, но и как пункт, державший под их контролем выход от Смоленска к Киеву и торговую жизнь смядынской гавани. После сведений XII в. мы несколько столетий не имеем прямых данных о Борисоглебском соборе. Есть лишь редкие известия о судьбе самого монастыря. Так, в конце XVI в. узнаем об его архимандритах Андреяне (1589 г.) и Феодосии (1598 г.). В 1609 г. польские войска расположились в пригородных монастырях, в том числе в Борисоглебском. В 1633 г. монастырь был передан униатскому архиепископу Льву Кревзе, а по данным инвентаря 1654 г., район Смядыни уже назывался «Жигимонтовой пустошью». Храм Бориса и Глеба еще существовал в 1680 г., когда он упоминается как ориентир при межевом споре, но, видимо, в эту пору он уже стоял в развалинах. В свое время И. И. Орловский высказал предположение, что использование руин Борисоглебского храма началось при Петре I, когда Смоленск укрепляли в ожидании встречи со шведской армией. Но подлинный разгром развалин начался в конце XVIII в. В 80-х гг. смоленский генерал-губернатор князь Н. В. Репнин разрешил брать в смядынских руинах бут для постройки казенных зданий вокруг нового городского сада — Блонья. Однако и после этого руины Борисоглебского собора были еще достаточно сохранны. Первый описатель смоленских «достопримечательных зданий» П. П. Свиньин, посетивший Смоленск в 1825 г., писал, что старики слободы Чуриловка помнили время, когда руины собора «были еще высоки и внутри их находились каменные столпы». Вскоре развалины ожидал новый удар. В 1833 г. губернатор Н. И. Хмельницкий распорядился брать из руин храмов кирпич и бутовый камень на постройку Смоленско-Московского шоссе. К счастью, до смядынских развалин очередь дошла уже глубокой осенью, а вскоре строительство было прекращено. Руины Борисоглебского монастыря продолжали расхищаться и после этого: «В темные ночи мещане выкапывали отсюда бут, соседние крестьяне-кладоискатели подрывались под фундамент». Но и тогда руины здания при всей их аморфности еще позволяли определить план храма с его четырьмя подкупольными и двумя западными столбами, с тремя полукружиями алтарных апсид, сохранявшихся на высоту до 2.2 м, в то время как сам «курган» достигал высоты около 6.5 м.

http://sobory.ru/article/?object=21764

Образ свт. Николая – вклад кн. В.К. Острожского в один из дубенских монастырей. Фото В. Каминского 1919 г. Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и Манявский Прп. Иов Почаевский Оборона Почавской Лавры. Рис. Н. Зубрицкого, 1704 г. Почаевская Лавра. Акварель Т. Г. Шевченко, 1846 г. Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Башня Великого скита в Маняве. Гравюра из книги Ю. Целевича, 1887 г. Древнерусский скит «Ксилургу» на Афоне. Фото XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Руины в древнерусском скиту «Ксилургу» на Афоне до реставрации. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Болгарский монастырь Зограф на Афоне. Рис. В. Григоровича-Барского, 1744 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид из пещеры прп. Космы Зографского на соседние горы. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Руины скитских строений внизу под скалой возле пещеры прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Казацкий скит « Черный Выр» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Болгарский монастырь «Зограф» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Автограф Иоанна Вишенского. Послание игумену Филиппу и всей братии Хиландара на Рождество Христово (между 1619–1632 гг.) Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Митрополит Иов (Борецкий) Киевский, Галицкий и всея Малыя Руси (1560–1631)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010