Ацкури. Руины крепости Ацкури. Руины крепости Из «Жития св. Григория Хандзтели», написанного Георгием Мерчули, известно о том, что Ацкурский еп. Ефрем Великий установил в сер. IX в. мироосвящение в Грузии. Произошло это при Иерусалимском Патриархе Сергии I и, по-видимому, было обусловлено тем, что в результате араб. завоеваний осложнились, а отчасти и вовсе прекратились связи между Палестиной и Грузией. В память об этой важной заслуге перед Грузинской Церковью мацкверели, как указано в соч. «Мироосвящение» (XIII в.), главенствовал при совершении чина мироосвящения в Великую субботу в мцхетском Патриаршем соборе Светицховели наряду с митрополитом Вел. Сомхити и архиепископом Картлийским (ПГП. Т. 2. С. 47). Ацкурские архиереи активно участвовали и в политических процессах. Так, из «Жития Серапиона Зарзмели», написанного Василием Зарзмели в 1-й пол. X в., известно, что еп. Георгий (Шуартклели) «взял в руки свои управление Самцхийской областью, умиротворил, как следовало, удел свой и завладел всем наследством и всеми церквами враждовавших между собою» (С. 97). Ацкурский архиеп. Арсений, представитель самцхийского рода Джакели, активно вмешивался в борьбу между царем Багратом IV и могущественным феодалом сер. XI в. Липаритом Багваши (КЦ. Т. 1. С. 300; Т. 4. С. 147). Хотя в груз. хронике Матиане Картлиса (С. 50, см. также КЦ. Т. 1. С. 300; Летопись Картли. С. 69) его имя не названо и говорится только о мацкверели, к-рый сначала вывел «месхов, на средства Баграта, для оказания помощи царю», а потом бежал «от царя Баграта и вошел в сговор с Липаритом», идентификация мацкверели с еп. Арсением основана на упоминании его имени в колофоне рукописи 28 Кутаисского исторического музея, заказанной Липаритом Багваши (Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея// . Т. 1. С. 100-101). Ацкурская епархия в XX в. Ацкурская епархия в XX в. По сообщению царевича Вахушти Багратиони, в 1228 г. груз. царица Русудан отдала Ацкури в качестве приданого своей дочери Тамаре, вышедшей замуж за султана Гиасед-Дина (КЦ. Т. 4. С. 201), но уже в 1272 г. груз. придворные Саргис и его сын Бека владели Ацкури, получив его от монг. ильхана Абага (Там же. С. 228).

http://pravenc.ru/text/77234.html

Во времена правления атабагов Иване II (1391-1444), Кваркваре (1451-1498) и Мзечабука (1500-1515) самцхийские архиереи старались вывести Церковь Самцхе-Саатабаго из юрисдикции Мцхетского Католикосата. Церковному сепаратизму во многом способствовали Иерусалимские и Антиохийские Патриархи, в результате мусульм. притеснений вынужденные с целью сбора податей путешествовать по христ. странам Востока, в т. ч. по Грузии. Со времени атабага Мзечабука сохранилась двуязычная арабско-груз. грамота (Кекел. Ad. 503) Антиохийского Патриарха Дорофея, в к-рой мацкверели разрешалось самому рукополагать епископов (ПГП. Т. 3. С. 240-241). Мацкверели стал именоваться главой архиереев ( ), как назван, напр., еп. Серапион в надписи 1577 г. на колокольне мон-ря Зарзма ( . С. 125). Благодаря энергичным действиям Мцхетских Католикосов, особенно Давида III (Гобелисдзе), сепаратистские попытки архиереев Самцхе-Саатабаго закончились провалом ( . С. 32-33). В целях пресечения церковного партикуляризма с XV в. появились т. н. грамоты верности ( ), где архиереи и наиболее сановные иереи разных епархий клялись Мцхетскому Католикосу в верности (см., напр., грамоты архиереев Кумурдо, Манглис-Тифлиси, Тбети, Алаверди, Никози, Рустави, Руиси и др., а также настоятелей мон-рей Вардзиа и Джвари, анчийского архимандрита и др.- ПГП. Т. 3. 24-27, 31, 38, 41-44, 49, 57, 60, 61, 68, 74, 129, 138, 174, 202, 203, 238, 245, 260). Сохранились 3 грамоты мацкверели: еп. Николая (1346-1360) Католикосу Иоанну (Католикос с таким именем в этот период неизвестен, поэтому дата грамоты и время пребывания на кафедре еп. Николая определяются годами царствования Давида IX ) (Там же. 24. С. 181-182, 1149), еп. Герасима Католикосу Михаилу VI (Там же. 25. С. 182-184, 1149) и еп. Серапиона Католикосу Феодору III (Там же. 24, 25, 27. С. 185-186, 1150). Во время пребывания турок-сельджуков в Юж. Грузии (с кон. XVI в.) А. е. сильно пострадала от разрушений, кафедральный собор превратился в руины. В кон. XVII в. епархия была упразднена. По описанию царевича Вахушти, «[в Ацкури] сидел митрополит... но в настоящее время [церковь] пустует, а в крепости стоят янычары» (КЦ. Т. 4. С. 662).

http://pravenc.ru/text/77234.html

И Апостол Павел воскрешает христианина Евтиха: Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились (Деян. 20: 9-12). Священное Предание сохранило гораздо больше свидетельств о воскрешении Апостолами умерших. Так, согласно Житию Апостола Петра, данный Ученик Христа воскресил одного умершего в Анкире Галатийской и юного принца в Риме. Из Житий Апостола Андрея Первозванного известно, что он воскрешал мертвых в Амасии Понтийской, в Никомидии, в Солуни, в кахетинском городе Ацкури, а в Патрах он воскресил более сорока человек. Апостол Иоанн Богослов воскрешал умерших в Эфесе, утонувшего юношу во время плавания на Патмос, троих детей на самом острове Патмос. Апостол Филипп воскресил умершего младенца в Галилее, умершего в Греции и покойника во время погребальной процессии в Иераполе Сирийском. Апостол Фома в Индии воскресил умершего сына брахмана. Апостол Матфий, избранный на Апостольском Соборе в число Двенадцати вместо Иуды Искариота, воскрешал мертвых в Иудее. Апостолы из 70-ти Иасон и Сосипатр воскресили умершего сына царя Керкиры Севастиана. У Святителя Иоанна Златоустого есть даже удивительное свидетельство о бывшем апостоле Иуде Искариоте - Божии «дарования были подаваемы и недостойным людям, для того, чтобы... достигалась и другая цель, чтобы они, устыдившись дара Божия, оставили свое нечестие. Вспомни об Иуде, одном из двенадцати апостолов. Все признают, что он совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мертвых, очищал прокаженных, и однако он лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был разбойник, вор и предатель Господа» . Известно, что Крест Господень, обретенный Святой Равноапостольной Царицей Еленой, воскресил покойника и с той поры стал именоваться Крестом Животворящим.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

На сегодняшний день асомтаврули и нусхури продолжают использоваться в богослужебных книгах и иконописи (Грузинский алфавит/Сост. Е. Мачавариани. Тб., 1989 (без пагинации; на груз, яз.); Грузинское письмо//Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 121). 719       От греч. μνος «единый» и κονδλος «кулак»; термин, обозначающий разновидность вязи, где слово или сразу несколько слов пишутся за один прием, без отрыва пера от бумаги. 725       Выражаем особую благодарность к. ф. н. доц. кафедры Арабской филологии ИСАА МГУ Б. Н. Ромачеву и арабисту и палеографу Д. А. Морозову, без помощи и консультаций которых прочтение и анализ арабского текста рукописи не были бы возможны. Также благодарим С. А. Моисееву за помощь в лингвистическом анализе арабского текста. 726       Данное название имеет объяснение в самом характере этого языка: по справедливому замечанию И. Ю. Крачковского, средневековые диалектические источники в основном отражают «промежуточные ступени между классическим языком и народными диалектами» (Крачковский И. Ю. [Рецензия на:] Graf G. Der Sprachgebrauch der altesten cristlich-arabishen Literatur. Leipzig, 1905//Избранные сочинения. M.; СПб., 1955. Т. 1. С. 337–343, здесь: с. 343). По поводу среднеарабского языка см., в частности: Blau J. The Emergence and Linguistic Background of Judeo-Arabic: A Study of the Origins of Middle Arabic. Oxford, 1965; Idem. A Grammar of Christian Arabic, Based Mainly on South-Palestinian Texts from the First Millenium. Louvain, 1966–1967. (CSCO; 267, 276, 279. Subsidia; 27–29); Лебедев В. В. Поздний среднеарабский язык вв.). М., 1977. 727       Некоторые из орфографических особенностей имеют объяснение в невнимательности и поспешности писца, другие объясняются неграмотностью, третьи гиперкоррекцией, четвертые – особенностями среднеарабского. 729 Ср.: Крачковский И. Ю. Грамота Иоакима IV, патриарха Антиохийского, Львовской пастве в 1586 г.//Избранные сочинения. М., 1960. Т. 6. С. 445– 454, здесь: с. 453. 730 В связи с этим следует отметить двоякое написание грузинского топо- нима «Ацкури» – и (АТ: 24 и 27), однако, поскольку в грузинских заимствованиях из арабского грузинской букве у, которая содержится в то- пониме Ацкури (), как правило, соответствует харф аф (напр., груз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молодой царь снискал славу мудрого военачальника, под предводительством к-рого груз. войска одержали ряд побед (в 1751 - над войском Азат-хана у Кирбулахи близ Еревана; в 1752 - над войском Аджи-Чалабу; в 1754 и 1755 - над дагестанцами во главе с Нурсал-бегом в битвах при Мчадиджвари и у Кварели и др.). Боевое крещение он получил в 15-летнем возрасте, когда под его командованием грузины одержали победу в Нейшинской долине в Кизики над вторгшимися лезгинами (1735). И. и его отец вели согласованную и энергичную политику, целью к-рой было усиление Картли и Кахети, а также централизация и укрепление царской власти, подъем экономики и превращение обоих царств в главенствующие гос-ва на Юж. Кавказе. Этому способствовали как внутриполитические мероприятия, так и внешнеполитическая и военная активность. В 1750-1752 гг. под покровительство Картли и Кахети перешли Ереванское, Гянджинское и Нахичеванское ханства. Герб царя Ираклия II Герб царя Ираклия II В янв. 1762 г. в С.-Петербурге скончался находившийся там с визитом царь Теймураз II, И. занял престол отца, объединив Картли и Кахети в одно царство. Некоторые феодалы были против восшествия кахетинского царя на картлийский престол. В 1765 г. И. раскрыл заговор картлийских тавадов (князей), выдвигавших на царский трон незаконного сына царя Вахтанга VI царевича Паату. Участники и царевич были преданы суду. В 1768 г., в начале русско-турецкой войны, И. и царь Имерети Соломон I приняли предложение российской имп. Екатерины II Алексеевны о военной взаимопомощи. 27 марта 1769 г. Екатерина II подписала указ о направлении в Грузию военных частей. Весной 1770 г. экспедиционный отряд (1,2 тыс. чел.) под командованием ген.-майора Г. К. Г. Тотлебена и груз. войска двинулись по направлению к Ахалцихе. Но Тотлебен вопреки предложению И. сразу занять Ахалцихе начал осаду крепости Ацкури и, потерпев неудачу, отвел войска в Тбилиси, где вступил в союз с оппозиционно настроенными тавадами. И., одержав победу над превосходящими силами турок у Аспиндзы, был вынужден вернуться в Тбилиси, не воспользовавшись стратегическим превосходством. Тотлебен перешел в Имерети и там выступил на стороне оппозиционных царю Соломону I сил. По мнению историков, Тотлебен «превысил свои полномочия, предприняв по сути дела завоевание Грузии», в результате чего имп. Екатерине II «пришлось думать не о сильной диверсии в Турцию, а об устранении беспорядков, произведенных распоряжениями Тотлебена» ( Маркова. 1966. С. 139). Тотлебен был отозван, в мае 1772 г. Российская империя вывела свои войска из Грузии.

http://pravenc.ru/text/673857.html

П. и св. равноап. Нины . Это положение было узаконено в 1105 г. Руис-Урбнисским Собором Грузинской Церкви. Достоверность сведений о проповеди А. П. на территории совр. Грузии нек-рые груз. ученые ставили под сомнение (И. Джавахишвили, К. Кекелидзе), однако фактологическое содержание груз. версии жития А. П. (маршрут святого, этнотопонимика, точное описание социальной среды и быта) оставляет этот вопрос открытым. С целью выявления дополнительных доказательств о пребывании А. П. на территории Грузии в 1988 г. начались археологические раскопки в окрестностях с. Ацкури. Обнаружены сооружения V в. до Р. Х.- I в., следы акрополя I в., погребальный инвентарь. Почитание в России Основой преданий о посещении Русской земли А. П. является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе А. П. ( Евсевий. Церк. ист. III 1). В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.), поэта, почти совр. А. П., можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное м.), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское м.) и р. Танаис (Дон) до р. Гипанис (Юж. Буг) на западе и включавшую в себя Крымский п-ов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации ( Подосинов А. В . Овидий и Причерноморье: Опыт источниковедческого анализа поэтического текста//Древнейшие государства на территории СССР, 1983. М., 1984. С. 8, 22-23). По мнению ряда исследователей, этнонимом «скифы» позднеантичные и ранневизант. авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Сев. Причерноморье, т. е. на бывш. скифских землях. Впрочем, нек-рые визант. памятники (напр., «Narratio») понимают под Скифией, в к-рой проповедовал А. П., т. н. М. Скифию - рим. провинцию и ранневизант. церковную епархию в устье Дуная (р-н совр. Добруджи, Румыния). Однако эта провинция появилась лишь в ходе реформ имп. Диоклетиана (кон. III в.) и, т. о., не существовала во времена Оригена. Ап.

http://pravenc.ru/text/115300.html

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары. Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол. Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли. Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури. Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 15 авг.), чтимый чудотворный образ, по преданию, является копией нерукотворной иконы Пресв. Богородицы, связанной с именем ап. Андрея Первозванного . В соч. «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного»), включенном Леонтием Мровели (XI в.) в груз. хронику Картлис Цховреба , повествуется о том, что Пресв. Богородице, согласно жребию, досталась в удел Грузия, но по велению Господа туда был послан ап. Андрей проповедовать христианство. Он получил из рук Богоматери Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, к-рую Она приложила к Своему Пречистому Лику. Леонтий рассказывает о многочисленных чудесах от иконы: так, в Аджарии во время проповеди ап. Андрей приложил образ к земле - и забил целительный источник (сохранился до наст. времени); в Ацкури (адм. центр Самцхе-Саатабаго) апостол воскресил сына вдовы местного правителя Самдзивара; ап. Андрей усмирил гнев жрецов храма Аполлона и Артемиды, оставив икону на ночь в языческом храме, где статуи богов наутро оказались разбитыми. По просьбе уверовавших самцхийцев ап. Андрей создал нерукотворную копию иконы, приложив обычную доску к Образу Пресв. Богородицы, новый образ был поставлен в небольшой часовне в Ацкури, откуда и произошло название иконы (КЦ. Т. 1. C. 38-42). Ацкурская икона Божией Матери (Гос. музей искусств Грузии им. М. Я. Амиранашвили) Ацкурская икона Божией Матери (Гос. музей искусств Грузии им. М. Я. Амиранашвили) Средневек. историк Джуаншер сообщает, что в 620 г., во время похода на Персию, визант. имп. Ираклий специально останавливался в Ацкури, чтобы поклониться святыне (Там же. Т. 2. С. 77-78). Один из анонимных авторов Картлис Цховреба рассказывает, что после сильного землетрясения в Грузии в 80-х гг. XIII в. А. и. была обретена неповрежденной под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора (Там же. С. 347). Предание о чудесах А. и. содержится и в тексте «Нового жития Картли», составленного в нач. XVIII в. как продолжение Картлис Цховреба (Там же. С. 478-482). При нападении иран. шаха Узун-Хасана на Картли в 1477 г. персид. войска истребили множество христиан в Самцхе, разрушили церкви и А. и. увезли с собой. Вскоре персам чудесным образом было указано, что похищение иконы является источником бед, постигших их страну, и А. и. с большими почестями была отправлена обратно. В местечке, получившем впосл. название Елавси (сияющий), А. и. просияла, по словам хрониста, озарив Самцхе «великим светом, подобным молнии» (Там же. С. 483).

http://pravenc.ru/text/77236.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Ацкурская Предание говорит о том, что чудотворный Ацкурский образ – копия нерукотворной иконы Божией Матери, принесенный в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным. Как следует из сочинения «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного»), Пресвятой Богородице по жребию выпало удалиться в Грузию, но повелением Господа для проповеди христианства туда был послан апостол Андрей, который из рук Пречистой получил Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, которую Она приложила к Своему Пречистому Лику. От святой иконы в Грузинских пределах были явлены многочисленные чудеса. Наименование иконы произошло от названия селения Ацкури, в часовню которого был помещен нерукотворный список образа, созданный апостолом Андреем: он просто приложил обычную доску к Первообразу. Ацкурская икона пользовалась широким почитанием среди императоров и простых жителей Грузии, многие специально приезжали в Ацкури, чтобы поклониться святому образу. Однажды после сильного землетрясения в Грузии в 80-х годах XIII века чудотворный образ был обретен неповрежденным под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора. Не раз при нападении персидских войск враги христианства похищали и увозили в свои края святую Ацкурскую икону Божией Матери, но каждый раз она возвращалась обратно в Ацкури. В конце 60-х годов XVI столетия сын имеретинского царя Баграта III Георгий поместил икону в Гелатский монастырь, где она пребывала до начала XX века. Гелатский (Гаенатский) монастырь, основанный в VIII веке святым царем Давидом в честь Успения Божией Матери, находится в 4–5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Ацкурская икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу «Одигитрии» («Путеводительницы»), изображение Божией Матери, держащей на левой руке Божественного Младенца, находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Оклад сделан из червонного золота и серебра с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга. С 1952 года чудотворная Ацкурская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственном музее истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Ацкурская " .

http://pravicon.com/info-7

Из-за опасности нового нашествия персов А. и. была спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. персид. правитель Якуб-бек с многочисленным войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив местным жителям мир в обмен на ключи от крепости, он обманул их и истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с А. и. и бросил ее в огонь, к-рый погас, как только языки пламени прикоснулись к образу Пресв. Богородицы. Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Нек-рое время спустя он услышал голос, исходивший от нее: «Если ты не отвезешь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что А. и. нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури (Там же. Т. 1. С. 483-484). В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил А. и. в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в мон-рь Гелати . Через нек-рое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул А. и. в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и уже вплоть до нач. XX в. она находилась в Гелатском мон-ре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили. А. и. с изображением Божией Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137 ´ 142 см, средника 46 ´ 38,5 см, створ 118 ´ 35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Стилистические особенности и надписи на А. и. относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию груз. чеканки XI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние вост. мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Вост. Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578-1583), в к-рой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия.

http://pravenc.ru/text/77236.html

  001     002    003