аланы и зихи); дойдя до города Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили Андрея Первозванного враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого грузинские богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я половина XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом. Вопросам истории обращения грузин прп. Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в котором выдвинул положение о 2 этапах просвещения Грузии - трудами апостола Андрей Первозванный и святой равноапостольной Нины. Это положение было узаконено в 1105 г. Руис-Урбнисским Собором Грузинской Церкви. Достоверность сведений о проповеди Андрея Первозванного на территории современной Грузии некоторые грузинские ученые ставили под сомнение (И. Джавахишвили, К. Кекелидзе), однако фактологическое содержание грузинской версии жития Андрея Первозванного (маршрут святого, этнотопонимика, точное описание социальной среды и быта) оставляют этот вопрос открытым. С целью выявления дополнительных доказательств о пребывании Андрея Первозванного на территории Грузии в 1988 г. начались археологические раскопки в окрестностях селения Ацкури. Обнаружены сооружения V в. до Р. Х.- I в., следы акрополя I в., погребальный инвентарь. Почитание в России Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе Андрея Первозванного (Евсевий. Церк. ист. III 1). В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.) - поэта, почти современника Андрея Первозванного, можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации (Подосинов А. В. Овидий и Причерноморье: Опыт источниковедческого анализа поэтического текста//Древнейшие государства на территории СССР. 1983. М., 1984. С. 8, 22-23). По мнению ряда исследователей, этнонимом " скифы " позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, т. е. на бывших скифских землях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Русскую Православную Церковь неоднократно посещал и ныне здравствующий Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II. О братском отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Грузинской Церкви свидетельствует выступление Его Святейшества по поводу особого указа Грузинского Католикоса, опубликованного в газете «Комсомольская правда» (январь 1991 г.). Из текста «Комсомольской правды» следует, что Грузинский Католикос-Патриарх Илия издал чрезвычайный приказ: «Убийцу каждого грузина... объявить врагом грузинского народа». Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении в редакцию той же газеты заявляет, что, по разъяснению представителей Грузинской Церкви, текст гласит иначе: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом К грузинской теме Святейший Патриарх Алексий II обращается еще раз—с особым словом к верующим Грузии. Монастыри Грузинской Православной Церкви 1. Джихетский (в Гурии), женский, инокини грузинские 2. Олгинский (возле г. Мцхета), женский, инокини русские 3. Самтавройсский (г. Мцхет), женский, инокини грузинские 4. Теклатский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские 5. Чиатурский (около г. Чиатура), женский, инокини грузинские 6. Шушанский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские и другие. Епархии Грузинской Православной Церкви 1. Агарак-Цалкская. Кафедра — Цалка 2. Алавердская, Кафедра — Телави 3. Аргветская. Кафедра — Аргвети 4. Ацкурская. Кафедра — Ацкури 5. Батумо-Шемокмедская. Кафедра — Батуми 6. Бодбийская. Кафедра — Бодбэ 7. Кутаисско-Гаенатская. Кафедра — Кутаиси 8. Манглисская. Кафедра — Манглиси 9. Мцхетско-Тбилисская. Кафедра — Тбилиси 10. Никорцминдская. Кафедра — Никорцминда 11. Сухумо-Абхазская. Кафедра — Сухуми 12. Урбнисская. Кафедра — Урбниси 13. Цагерская. Кафедра — Цагери 14. Цилканская. Кафедра — Цилкан 15. Чкондидская. Кафедра — Поти Предстоятели Грузинской Православной Церкви Архиепископы Иоанн. . 335-363 Иаков 363-375 Иов 375-390 Элья 390-400 Свимон I 400-410 Мосэ 410-425 Иоанэ 425-429

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Тяжущиеся стороны клялись перед иконой в правоте, и обманщик подлежал проклятию Г. До последнего времени в Илорской ц. хранились чудотворные атрибуты и реликвии Г.: железный лук высотой 1 м, труба и пожертвованные святому стрелы с раздвоенными концами, к-рые в большом количестве находят во время археологических раскопок в Зап. Грузии. Одним из крупных центров почитания Г. в Вост. Грузии считалось с. Ацкури. Праздник Ацкурского Г.- Тетри Гиоргоба - отмечается 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, что отражает их совместное почитание. Братьями Ацкурского Белого Г. считались Лашарский Г., Бочормский и др. Образ Г. в грузинском фольклоре В хевсурской мифологии Г. спускается в страну каджей (преисподнюю) с целью освобождения груз. богини плодородия 3-ликой Самдзимари, а также похищает наковальню, золотой 9-струнный пандури (национальный груз. инструмент), золотое сито, угоняет скот. Самдзимари становится его нареченной сестрой, а похищенное золото, в т. ч. и золотую чашу Таси (нек-рые исследователи связывают этот мотив с преданиями о чаше Грааля в средневек. Европе), Г. отдает хевсурским святилищам. Г. впитал черты языческого божества солнца, воскресающего и умирающего бога, бога-громовержца. В народных поверьях он выступает как мученик, воин, всадник, борец со злом, охотник, стреловержец (мегрел. Джеге Мисарони, Джеге Моисари - Георгий Стреловержец), громовержец, копьеносец (мегрел. Джеге Хангарами - Поражающий копьем), странник, гарант урожая и размножения скота, целитель, страж морали, судия; с ним ассоциируется белый цвет, поэтому его называют Тетросани, Теросани, Торосани (грузинско-мегрел.- Обладатель белого коня). В то же время Г. считается похитителем быков, за что получил прозвание Харипария (груз.- быкокрад). В мифах Г. выступает как божественный солярный герой, к-рый крадет на рассвете быков, шутя показывая свою силу. В его почитании превалирует солярный элемент, он ассоциируется со светом, его просят о сохранении света очей. По мнению акад. И. А. Джавахишвили, Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Какабадзе (см.: Исторические документы. Кн. 2. С. 28), или «по-басурмански» (), «по-арабски» (), как отмечает Т. Жордания (см.: Хроники. Кн. 2. С. 321). 699       Чудотворная и почитаемая икона Божьей Матери (празднование 28 августа по н.с.), по преданию, копия того нерукотворного образа, с которым прибыл в Грузию ап. Андрей Первозванный, известна множеством чудес, происходящих по молитвам перед ней. Название ее происходит от грузинского топонима: с. Ацкури на территории области Самцхе, где эта икона хранилась (см.: Кавлелашвили Е. Ацкурская икона Божией Матери//ПЭ. 2002. Т. 4. С. 223–224). 701       Сохранилась агапа (поминальная запись) монастыря Святого Креста, в которой особо отмечается забота Мзечабуки о нем. Известно, что он послал в монастырь некоего Амвросия, каллиграфа и художника, (см.: Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской грузинской колонии (XI–XVII вв.). Тб., 1962. С. 77. Док. 90 (на груз, яз.); Хроники. Кн. 2. С. 313–315). Надо сказать, что монастырь Святого Креста на протяжении истории занимал центральное положение в жизни грузинской колонии в Иерусалиме и забота о нем была неотъемлемой частью экономической политики грузинских правителей и политических деятелей как до, так и после XVI в. (см.: Метревели. Цит. соч. С. 14, 20–21, 42–45, 66–67; Менабде Л. В. Очаги древнегрузинской литературы. Тб., 1980. Т. 2. С. 121–125 и др. (на груз. яз.)). 702       Ближайшее из известных истории нападений на этот монастырь относится к 1399–1400 гг., когда он был опустошен Тимуром (Тимурленг, Тамерлан; среднеазиатский полководец, эмир в 1370–1405 гг.) (см.: Метревели. Цит. соч. С. 44). Однако, на наш взгляд, в исследуемом документе речь идет о каком-то более близком по времени к XVI в., но неизвестном нам происшествии. 703       Известно, что на о. Кипр, в Никосии, была грузинская колония и несколько монастырей. С XIV в. есть сведения о грузинской обители на Кипре под названием Галиа/Жалиа (груз. / последнее, скорее всего, от араб. «сообщество земляков (в чужой стране)», «колония») (см.: Менабде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузинская/История/Исторический экскурс HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александр Чхартишвили История Грузинской Православной Церкви По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Иверская икона Божией Матери - покровительница Грузии. Афон. Иверская икона Божией Матери - покровительница Грузии. Афон. По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Подай Господи! Молитвами святых, преподобных, мучеников, священномучеников, новомучеников и исповедников!.. 2014-07-22 23:57 Anna : По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. А двумя веками позже на землю Иверии вступила та, которая по праву зовется равноапостольной — святая Нина. Она завершила обращение Грузии, начатое Андреем. 2014-07-22 21:42 Константин : Зураб, жаль, что Вы превращаете сайт Православие.Ру в площадку для изливания своих негативных эмоций. Для этих целей в данный момент есть куча сайтов в интернете. Прежде чем осуждать, надо более детально изучить суть вопроса. Вы говорите откуда христианство в Грузии в 1 веке? Как Вы знаете, первым кто проповедовал в Грузии христианство был апостол Андрей, где он оставил икону пресвятой богородицы в поселении Ацкури. Также в Грузии, в 1 веке проповедовали христианство, Симон Канонит, апостолы Матфей, Варфоломей и Фаддей. Это подтверждают и Греческие и Латинские церковные авторы 2 и 3 вв. Только потому, что Грузия стала оффициально христианской страной в 337г. после прихода туда св. Нино, совсем не значит, что христианство не существовало в Грузии до того времени.С Уважением, Константин. 2014-07-22 19:51 Багатар : Уважаемый митрополит исказил имя святого Сухия и сильно ошибся, назвав Аланских святых грузинами. Очередная попытка игнорировать Осетию и правду о ней. 2014-07-22 17:28 otec isidor : spasibo za interesni rasskaz. bilobi xorosho esli bilo bolshe obshenii mejdu monaxami, gruzinskimi i russkimi, chtob podelitsia opitom. xotelos bi pojit nekotoroe vremia v rossiiskix monastirax, uvidit svoimi glazami kak jivut sevodniashnie monaxi v rosii. pishet vam otec isidor, monax. 2014-07-22 15:25 Зураб : Удивительно,как грузины себе все хорошее могут приписывать и присваивать.У них у самих премного всего доброго.Зачем огрузинивать чужую культуру и подвиги.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/7...

38 Монастырь святого великомученика Георгия Победоносца на Святой Горе Афон. Основан преподобным Ксенофонтом в V в. – Прим. перев. 41 Преподобный Симеон Палестинский, Христа ради юродивый. Память празднуется 21 июля/3 августа. – Прим. перев. 42 Опера «Даиси» (груз. – закат) была написана в 1923 г. грузинским композитором Захарием Палиашвили (1871–1933). – Прим. перев. 43 Старец говорит об отпечатке с подлинника Едесского изображения Спаса Нерукотворного (см. сноску 37). По преданию, этот Нерукотворный Образ явился, когда Сам Господь наш Иисус Христос приложил к Лику кусок ткани и послал его царю Едеса Авгарози. Эта икона носит также название «Анчисхати». Анчи – бывший епархиальный городок Грузии, который сейчас находится на турецкой территории; Хати (груз.) – икона. Эта чудотворная икона по сей день находится в Государственном музее искусства г. Тбилиси. – Прим. перев. 44 Ацкурская икона Божией Матери – нерукотворная икона Божией Матери, которую в I в. привёз в Грузию святой апостол Андрей Первозванный. Св. Андрей обошёл с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Апостол Андрей поставил здесь новопросвещённым епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). – Прим. перев. 45 Антимоз Иверийский (XVIII в.) – румынский митрополит грузинского происхождения. В детстве был похищен и увезён из Грузии. Воспитывался он при дворе патриарха в Иерусалиме. Оказавшись в Румынии (в Валахии), Антимоз приобрёл большой авторитет и влияние и стал митрополитом Валахии. Он активно боролся за независимость Румынии. Румынская Православная Церковь причислила Антимоза к лику святых. Благодаря встрече режиссёра Гиули Чохонелидзе с отцом Гавриилом на съёмках фильма об Антимозе Иверийском мы име­ем сейчас единственные кинокадры со старцем. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Очевидно, никорцминдели Мануил, упомянутый в документах, и еп. Мануил (Чхетидзе), в 1529 г. возведенный на кафедру Хонской епархии,- одно лицо. Существует также предположение о том, что до того, как занять Хонскую кафедру, Мануил был епископом Кутаисским ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 233). После Никорцминдской кафедры еп. Мануил занял Ацкурскую: в одной из рукописей, хранящихся в мон-ре Никорцминда, указано: «Во славу Маноэла Чхетидзе Мацкуерского, да простит Господь им их прегрешения» ( Такаишвили. 1939. С. 5; Амвросий (Хелая). 2011. С. 181). Переход еп. Мануила в Ацкури произошел предположительно в период с 1538 по 1545 г. ( Гаприндашвили. 2015. С. 228). Есть мнение, что в Никорцминде церковная кафедра была основана в древности, позже упразднена, однако источники, свидетельствующие об этом, не сохранились ( Какабадзе. 1922. С. 29; Метревели. 2013. С. 63). Исп. Амвросий (Хелая) ссылался на сведения историка XIX в. П. Иоселиани о том, что из 2 епархий в Лихт-Имерети, основанных в V в. царем Картли св. Вахтангом Горгасали , одной была Н. е. ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 175). Однако следует отметить, что в соч. Иоселиани «Краткая история Грузинской Церкви» в списке епархий, основанных или восстановленных царем св. Вахтангом, Н. е. не упоминается; возможно, произошла путаница с названиями Н. е. и Ниноцминдской епархии ( Иоселиани. 1843. С. 36). Арх. Михаил. Роспись свода вимы алтаря ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Арх. Михаил. Роспись свода вимы алтаря ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Царь Имерети Баграт III и царица Елена с основанием Н. е. «пожелали вспомоществовать и усердствовали, и приложили руку к восстановлению ослабленного монастыря Никорцминда, и основали церковь» ( Какабадзе. 1912. С. 6). Кафедра была размещена в кафоликоне во имя свт. Николая, построенном царем единой Грузии Багратом III (978-1014) в 1010-1014 гг. ( Бердзенишвили. 1979. С. 21-22), поэтому в источниках правящих архиереев называли также николаосцминдели (Николаосцминдскими). Архиерейский дворец был выстроен на территории мон-ря близ кафоликона. По словам нем. путешественника И. А. Гюльденштедта, побывавшего в Грузии в 1771-1772 гг., мон-рь «расположен на вершине каменистой горы... У него есть крестовая церковь, выстроенная из тесаных камней, длиной 20 шагов и шириной - 15. Жилище епископа построено из дерева. Однако оно является, наверно, самым величественным и правильным строением в Имерети. Его длина 35 шагов, а ширина 25 шагов» ( Гюльденштедт. 1962. С. 131). Также на территории мон-ря действовало небольшое учебное заведение, к-рым руководил еп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе; 1793-1842). С его именем связано и основание типографии в дер. Цеси, входящей в состав Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Русскую Православную Церковь неоднократно посещал и ныне здравствующий Святейший и Блаженнейший Католикос–Патриарх Илия II. О братском отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Грузинской Церкви свидетельствует выступление Его Святейшества по поводу особого указа Грузинского Католикоса, опубликованного в газете «Комсомольская правда» (январь 1991 г.). Из текста «Комсомольской правды» следует, что Грузинский Католикос–Патриарх Илия издал чрезвычайный приказ: «Убийцу каждого грузина… объявить врагом грузинского народа». Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении в редакцию той же газеты заявляет, что, по разъяснению представителей Грузинской Церкви, текст гласит иначе: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом нации»  . К грузинской теме Святейший Патриарх Алексий II обращается еще раз—с особым словом к верующим Грузии. Монастыри Грузинской Православной Церкви 1. Джихетский (в Гурии), женский, инокини грузинские 2. Олгинский (возле г. Мцхета), женский, инокини русские 3. Самтавройсский (г. Мцхет), женский, инокини грузинские 4. Теклатский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские 5. Чиатурский (около г. Чиатура), женский, инокини грузинские 6. Шушанский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские и другие. Епархии Грузинской Православной Церкви 1. Агарак–Цалкская. Кафедра — Цалка 2. Алавердская, Кафедра — Телави 3. Аргветская. Кафедра — Аргвети 4. Ацкурская. Кафедра — Ацкури 5. Батумо–Шемокмедская. Кафедра — Батуми 6. Бодбийская. Кафедра — Бодбэ 7. Кутаисско–Гаенатская. Кафедра — Кутаиси 8. Манглисская. Кафедра — Манглиси 9. Мцхетско–Тбилисская. Кафедра — Тбилиси 10. Никорцминдская. Кафедра — Никорцминда 11. Сухумо–Абхазская. Кафедра — Сухуми 12. Урбнисская. Кафедра — Урбниси 13. Цагерская. Кафедра — Цагери 14. Цилканская. Кафедра — Цилкан 15. Чкондидская. Кафедра — Поти Предстоятели Грузинской Православной Церкви Архиепископы Иоанн 335-363 Иаков 363–375 Иов 375–390 Элья 390–400 Cbuмoh I 400–410 Мосэ 410–425 Иоанэ 425–429

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В Грузии будет реализовано более 100 проектов по реставрации памятников культурного наследия Тбилиси, 19 февраля 2014 г.      В 2014 г. Национальным агентством защиты культурного наследия планируется реализовать более 100 проектов по реставрации историко-религиозных памятников в восточной и центральной Грузии, сообщает Благовест-инфо . Одним из приоритетных является проект III этапа восстановления купола и корпуса храма Пудзнари, датируемого XIII веком, единственного из сохранившихся до наших дней купольного храма в Душетском районе. Примечательно, что в Тбилиси впервые будут начаты работы по реабилитации Анчисхати, древнейшего храма столицы Грузии, датируемого VI веком. Также будут продолжены работы по восстановлению храма Метехи и Сурбнишан. Начнётся новый этап археологических исследований и консервации храма 40 мучеников. Стратегическим приоритетом НАЗКН в 2014 г. станет реабилитация башен и крепостей в высокогорном Тушети (башня Квавло); Мцхета (Бебрисцихе); Ацкури, Хертвиси и Шорапани. По информации НАЗКН, на данном этапе повышенное внимание будет уделяться качеству проводимых работ. 19 февраля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68570.html

   001    002   003