Сказывали об авве Агафоне, что он в течение трех лет влагал камень в уста свои, пока не научился молчанию 395 Один старец пришел к авве Ахиле и видит, что он выбрасывает кровь изо рта своего. Он спросил его: «Что это такое, отец?» Ахила отвечал: «Это – слово оскорбившего меня брата. Я старался не открывать его и молил Бога, чтобы оно было взято от меня, – и слово сделалось кровью в устах моих. Я выплюнул его, успокоился и забыл оскорбление» 396 Так трудно дается молчание. II. 5. О священном безмолвии Это не то же, что молчание, хотя с внешней стороны кажется тем же самым. Так как в настоящее время, по бесовским внушениям, и собственному неразумию, и по духовной, мягко выражаясь, неопытности, много нареканий возводится на затворничество и безмолвие, если только оно где осталось, то хотя и не требуется для дела спасения людей века сего и новоначальным знать что-нибудь о нем, но я все-таки кое-что приведу, чтобы показать, что оно такое и какова его высота. А подробное изложение очень опасно: людей оно может устрашить своими тайнами, а бесов вооружить на автора, ибо тогда особенно ясно выявляются их бесчиния и коварство. Поэтому, если даже некто из святых, как говорит св. Иоанн Лествичник , воздержался в силу первой причины, то для немощного автора тем более простительно не передавать тайн, принадлежащих святым 397 Безмолвие, как говорит равноангельный безмолвник, преп. Симеон Новый Богослов , есть «совершеннейшая из подвижнических добродетелей» 398 «Ни один праздный и любящий беседы человек, – говорит св. Исаак Сирин 399 – да не будет столь бесстыден... и да не говорит, что это [учение св. подвижников] – изобретение человеческое и изобретено в пользу безмолвия. Напротив того, это учение небесное». Что и доказывается Божественным Откровением ( Мф. 4, 1; 14, 13, 23; 17, 1 ; Лк. 1, 80 ; Мк. 1, 35, 45; 6, 31–32, 35; 9, 10 ) и повелением свыше Антонию и Арсению Великим бегать людей и безмолвствовать 400 «Поэтому, если Бог повелевает нам бегать от всех и столько любить безмолвие, когда пребывают в нем любящие Его, – продолжает св. Исаак, – кто станет выставлять на вид какие-либо предлоги к тому, чтобы пребывать в собеседовании и сближении с людьми? Если Арсению и Антонию полезны были бегство и осторожность, то кольми паче полезны они немощным? И если тех, и в слове, и в лицезрении, и в помощи которых имел нужду целый мир, Бог почтил больше за их безмолвие, нежели за вспомоществование всему братству, лучше же сказать, всему человечеству, то во сколько раз больше безмолвие нужно тому, кто не в состоянии хорошо охранять себя?» 401

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

При архиепископе Евстафие присутствовали на соборах (у Григоровича 41, 46) епископы: 1) зетский (имеющий кафедру при храме архангела Михаила, о чем примеч. 29); 2) рашский (в новом Пазаре при храме апостола Петра и Павла); 3) звечанский (в мон. св. Георгия); 4) хвостинский (в Студенецкой лавре); 5) холмский (в Захолмии в монастыре Богородичном); 6) призренский (в монастыре Богоматери, на границе Македонии и Албании, о чем окт. 20 пр. 17); 7) топничский (при храме св. Николая); 8) будимльский (в Будимле на Мораче, повыше Спужа, при храме св. Георгия); 9) липлянский (в монастыре Богоматери грачанице, о чем окт. 30 пр. 17); 10) снопский (соседний с призренским); 11) дебрский (при храме св. Николая, о чем окт. 30 пр. 17); 12) маравичский (в Рудницком округе при храме св. Ахила). При архиепископе Никодиме (с 1318 г.) видите еще (у Григоровича 48) епископов: браничевского (в Браничеве при впадении Млавы в Дунай при храме св. Николая) венчан был королевским венцом. На другой день во время литургии после евангелия сам читал он символ веры и вслед за ним повторяли все от короля до последнего подданного. В следующие затем два дня предлагал народу различные наставления и заключил поучение такими словами: «ни добрая жизнь без правой веры не может принести нам пользы, ни правая вера без добрых дел не приведет нас к Богу». Святитель принял потом меры против незаконных сожитий. В народе многие брачные жили без освящения священнического. Священникам предписано обвенчать в храме всех невенчанных. Сам святитель обозревал свою паству, убеждая народ проводить жизнь достойную христиан; иноков, живших на своей воле, в виде скитников, но без правила скитского, собрал в общежития и подчинил уставу. Между благородными оставались еще державшиеся ересей и он убеждал их соединиться с церковию, обещая милости короля26). Когда король венгерский, завидуя возвышению сербского короля, объявил Сербии войну, патриот пастырь отправился в Венгрию и после увещаний силою чуда склонил короля к миру и правой вере27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Arhiva De srbtoarea Adormirii Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu Întâistttorul Bisericii Ortodoxe din Ucraina a condus srbtorirea hramului în Lavra Pecerska din Kiev 28 august 2019 21:27 28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на площади перед Успенским собором Успенской Киево-Печерской лавры . В канун праздника Предстоятель Украинской Православной Церкви   возглавил в этом соборе служение всенощного бдения. За Литургией Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Нежинский и Прилукский Климент , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Вознесенский и Первомайский Алексий , епископ Дионисий (Константинов) , епископ Васильковский Николай , епископ Шепетовский и Славутский Евсевий , епископ Барышевский Виктор , духовенство Лавры. На малом входе Предстоятель Украинской Православной Церкви удостоил насельников Лавры богослужебных наград. Помощник благочинного архимандрит Стефан, глава Отдела информации и связей с общественностью архимандрит Иларион и протоиерей Сергий Ланцишко удостоены права ношения второго креста с украшениями; блюститель Ближних пещер иеромонах Иоанн возведен в сан архимандрита. Также были удостоены: иеромонах Мардарий и иеромонах Лука — права ношения креста с украшениями; иеромонах Филарет и иеромонах Симеон — права ношения палицы; иеромонахи Феодосий, Владимир, Лука, Ахила — права ношения наперсного креста; иеродиаконы Исаак, Анатолий, Кассиан и Никодим — права ношения двойного ораря. После чтения Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленной пастве со словом проповеди, в которой рассказал о святой жизни и Успении Пресвятой Богородицы. Особое внимание Предстоятель Украинской Православной Церкви обратил на смирение Девы Марии и важность этой добродетели в жизни каждого христианина. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и о единстве Православной Церкви. За богослужением была совершена диаконская хиротония.  По окончании Литургии архипастыри, духовенство, прихожане Лавры и многочисленные паломники во главе с Блаженнейшим владыкой прошли крестным ходом вокруг Лавры от Успенского собора в Ближние пещеры. После молебна верующие были окроплены святой водой. Всем присутствовавшим на торжествах была предложена праздничная трапеза. Вечером 28 августа Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил всенощное бдение с чином погребения Плащаницы Божией Матери в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.  Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5491742...

Итак, сих-то одиноких вселяет Бог в жилище и отшельническую келью, по одиночке и в безмолвии; каковыми словами Давид пророчествует о монашеском и старческом житии ). Великий Василий определяет, кто таков единомысленный. Единомысленный есть тот, кто всегда один и тот же; кто убегает мыслей всякого рода и многих, и кто любит истину, искренность, простоту; кто в деятельности и правой вере неразделен— одинаково мыслит и поступает; кто не имеет никакой двойственности лукавства. Таковы одномыслящие, которых и Господь обещается поселить в доме своем, то есть, в небесном граде. Климент , писатель сборника (на различные предметы), говорит, что это надобно разуметь о добрых и честных супружествах, имеющих единомыслие и согласие, то есть, что Бог поселяет таковые в одном доме. Слова Феодорита : Единомысленными называет имеющих одну цель и избравших для себя упражнение в одной добродетели и не желающих то того, то другого. Афанасия : Единомысленными называет возложивших только на Него одного свою жизнь и устранивших ее от всякого двоедушия и мирской похоти. Акила перевел: Посаждает единородных в доме, что изъясняя Евсевий говорит: Первый чин успевающих во Христе есть монашеский. Но таковы редки; почему Ахила назвал их единородными, уподобившимися Сыну Божию. Их же вселяет в дом, поставляет пребывать и жить в церкви. Изводя окованныя (с) мужеством. Бог, говорит Давид, изводит, то есть, освобождает связанных узами грехов своих, или узами демонскими, каковы страсти, указывая сими словами на уверовавших из язычников. Христос освобождает их с мужеством, то есть, силою своего Божества, которое низлагает и побеждает владычествующего над ними диавола; или побеждает их и силою слов святого Евангелия По словам Афанасия , это имеет сходство с следующим местом Исаии: Говорящего находящимся в узах: исходите, и сущим во тьме: откройтесь. А узы и тьма есть служение идолам и заключение в аде. Такожде (подобным образом) и преогорчевающыя живущыя во гробех. Не только, говорит, Христос освобождает язычников от уз заблуждения, но и Иудеев, которых называет преогорчевающими, как назвал их такими и в 65м псалме, по тем причинам, какие мы сказали там.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , И. включен в группу чудотворцев Дальних пещер и представлен, в частности, на иконах 1934 г., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 40) прямоличная фигура И. помещена под 21 окт. (десница на груди, левая рука покрыта мантией). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 119-120; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 53, 63, 64, 67; Св. образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142, 143, 387. Кат. 87. И. Б. Вологодская Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/389127.html

У экзегетов средневековых и у большинства новейших католических богословов приведенные слова Иеремии обыкновенно толкуются в смысле пророчества о рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Первый опыт такого толкования дал блаж. Иероним. Переводя выражение: nekebah tesovev gaber (жена спасает мужа) словами femina circumdabit virum, блаж. Иероним в своем комментарии на кн. Иеремии так поясняет речь пророка: «дело новое сотворит Господь на земле: без семени мужа, без всякого соития и зачатия жена окружит мужа лоном чрева своего, – мужа, который, хотя, повидимому, по степеням возраста, путем младенчества и детства будет преуспевать премудростью и возрастом, но и в чреве жены, в течение обычных месяцев, будет уже мужем совершенным. Поэтому Симмах и Ахила перевели согласно с нашим изданием, а что имела в виду Вульгата, я мог-бы сказать и найти какой-нибудь смысл, если-бы не было богохульством о словесах Божиих трактовать по смышлению человеческому. А Феодотион также согласно с изданием Вульгаты перевел: сотворил Господь спасение новое, во спасении пойдет человек, ставя единственное число вместо множественного. При этом, нужно заметить и то, что рождение Спасителя и зачатие Бога называется творением» 5 . Вслед за блаж. Иеронимом такое же толкование предлагают Николай Лира, Ватабл, Каловий, Корнелий а-Ляпиде, Аллиоли, Трошон, Кнабенбауер и мн. другие 6 . Аргументы, которые приводились в пользу отмеченного понимания, собраны в одном из позднейших католических комментариев на кн. Иеремии, именно в комментарии Кнабенбауера. По мнению названного ученого, и прямой смысл слов, и контекст речи, и свидетельство предания дают основание для защищаемого им понимания. Прежде всего, глаголом barah (ибо Господь сотворит) «новое дело» относится исключительно к Богу, так-как везде в Библии этот глагол употребляется только о действиях Божиих. Затем, дело, которое сотворит Господь, будет совершенно новое, и это именно выставляется народу, как побуждение к возвращению в отечественную землю. Слова жена окружит мужа представляют, по мнению Кнабенбауера, воспроизведение слов прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Преп. Арсений трудолюбивый никогда не был праздным, а всегда – то молился, то выполнял монастырское послушание; пищи никогда не принимал прежде захождения солнца. Преп. Евфимий схимник жил чисто и безмолвно, подражая добродетелям великих святых. Кальнофойский пишет, что ременным крестом преп. Евфимия благословляются приходящие к нему, и некоторые больные получают исцеление. По древнему известию, он с тех пор, как облекся в схиму, ни с кем не говорил ни слова: пищи вареной никогда не вкушал, а только одно суровое зелье. Преп. Тит воин, будучи на войне, смертельно был ранен в голову, вследствие чего оставил военную службу. Немного оправившись от болезни, он пришел в печерский монастырь и был принят в число иноков; постригшись, он усердно подвизался в посте и молитве, воюя с невидимым врагом – диаволом; усердными молитвенными слезами он снискал у Бога такую благодать, что ему еще при жизни было возвещено об отпущении его грехов. Преп. Ахила диакон не только никогда не вкушал вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею ему служила просфора, вкушаемая раз в неделю. При таком посте «он был тверд в молитвенных бдениях». Препп. Паисий и Меркурий живя между собою в неразлучной братской любви и единомыслии, непрестанно просили Бога о том, чтобы Он не разлучил их друг с другом ни в сей жизни, ни в будущей. И Господь дал им по молитве и вере их: на земле они жили всегда в одной кельи и по смерти были положены в одном гробе. Ныне, неизвестно с какого времени, они почивают в особых раках друг против друга, по обоим сторонам пещерного коридора. Преп. Макарий диакон, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и, по выздоровлении, отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму удостоился монашества и диаконства, в каковом сане еще усерднее служил Богу в посте и молитве, так что сподобился дара чудес. Преп. Пимен постник был игуменом печерского монастыря с 1132 года до 1141 года; при нем подвизались св. князь Николай Святоша, преп. Спиридон и Никодим.Он имел от Господа ту благодать, что вкушал еду только один раз в неделю и то весьма мало и никогда не ослабевал от поста и труда в монастырских послушаниях: днем он молол в жерновах, носил дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 92-103 103-181 181-182 182-183 183-184 184-185 АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня) 186-187 187-190 АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования 190-191 185-186 АФРОДИСИЙ прп. Палестинский ( 1-я четв. VI в.), (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.) 191-192 192-193 193-194 194-195 АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 195-196 196-197 197-198 198-199 199-204 204-205 АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 205-206 206-207 207-208 208-209 209-210 210-212 212-213 213-214 214-215 215-216 216-217 217-218 218-219 219-220 220-221 221-223 223-224 224-226 226-227 227-228 228-229 229-230 230-231 231-232 232-233 234-235 235-236 236-237 237-239 239-240 240-241 241-242 243-244 244-245 245-246 246-247 247-248 248-251 251-253 253-254 254-255 255-256 256-257 257-258 258-259 БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории 259-260 260-263 263-264 264-269 269-270 270-271 271-272 272-274 БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий 274-275 275-276 276-277 277-278 БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - " Могучей кучки " 279-280 280-281

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Однако, по Созомену, он скоро покинул Мелетия и присоединился к епископу Петру, которым был поставлен во диаконы. Но когда последний отлучил приверженцев Мелетия от Церкви и не признал их крещения, то Арий восстал против этих суровых мер и сам был отлучен Петром. После мученической кончины Петра (310 г.) он соединился с Церковью Александрийской, при новом епископе Ахиле. По Филосторгию, Ахила сделал Ария пресвитером и, после его смерти († 311 или 313 г.), он будто бы считался кандидатом на Александрийскую кафедру. По Геласию Кизическому, наоборот, преемник Ахилы, епископ Александр (с 311 или 313 г.) поставил Ария в пресвитеры и определил к одной городской церкви, называвшейся Гавкалийской. По Феокриту, Арию было поручено заниматься толкованием Священного Писания. Он был почитаем епископом Александром. Уважение к нему со стороны благочестивых женщин засвидетельствовано епископом Александром. По внешнему виду, Арий был высок, худ, как аскет, серьезный, но приятный в обращении, красноречив и искусен в диалектике, но также хитр и честолюбив; Он был человек с мятущейся душой. В общем Арий рисуется натурою богато-одаренною, хотя и не чуждою недостатков. Очевидно, последующие поколения, по замечанию Лоофса, ничего дурного не могли бы сказать о нем, если бы он, ставши уже старым (γερων, по Епифанию) не сделался виновником спора, который навсегда обратил его имя в синоним ужаснейшего отступления и проклятия. В этом споре прошла его дальнейшая жизнь. Этот же спор вложил ему, вероятно, в первый раз перо в руки, чтобы защитить свое учение, сделав его писателем и даже поэтом.    Когда Арий, при столкновении с епископом Александром Александрийским, обратился за поддержкою к восточным епископам, то назвал Евсевия Никомидийского «соллукианистом», т. е. своим соучеником, коллегою по Антиохийской школе. Вообще, Арий считал себя последователем Антиохийской школы и искал сочувствия в своем положении и действительно находил его - у своих бывших коллег по школе. Александр Александрийский и Филосторгий также называют Ария учеником Лукиана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Схиархимандрит Серафим (Романцов Отец Серафим поселился в Сухуми и был духовником для пустынников, которые спускались к нему с гор, чаще по ночам, для исповеди и духовного окормления. В горах Абхазии пустынножители появились давно. «Огромные горы, – пишет один современный исследователь, – среди которых человек кажется таким ничтожно маленьким, молча взирающие на проносящиеся мимо них столетия, возникающие и бесследно исчезающие города, племена и целые государства» 8 . Кто хотел жить в пустыни, должен был обязательно получить благословение отца Серафима В начале 1960-х годов началась новая волна гонений против Церкви и верующих. В массовом порядке закрывались храмы и монастыри. Предъявлялись требования по сокращению монастырских штатов, ограничению прописки иногородних. Иноки и послушники, оставшиеся вне стен обителей, вставали перед выбором: либо жить в миру на нелегальном гонимом положении, либо скрываться в удаленных местах от преследований. Наличие на Кавказе тайной монашеской жизни и опытных наставников притягивало гонимых. В горах вновь выросло число скитов и келий. Монашеские общины обосновываются в Цебельде, Азанте, Амткеле, Двуречье, Псху и других местах. Кто хотел жить в пустыни, должен был обязательно обращаться к отцу Серафиму (Романцову) за разрешением 9 . Там, в горах, к тому времени уже жили отцы Кассиан, Меркурий, Виталий (Сидоренко) , Ахила 10 . Отец Мардарий (в схиме Алексий) был духовным чадом Серафима (Романцова). Под руководством такого духовника он усвоил Священное Писание и учение святых отцов на практике 11 . “На вертолетах делали облавы на монахов, заталкивали их силой в вертолет, а потом судили за тунеядство, сажали в тюрьму…” По свидетельству отца Мардария, в Сухумском отделе милиции на самом деле имелся приказ из Москвы, согласно которому все должны были выйти из гор. Власти предпринимали усилия, оказывали давление всеми возможными способами. Для осуществления этого были также привлечены сотрудники КГБ. «На вертолетах делали облавы на монахов, заталкивали их силой в вертолет, а потом судили за тунеядство, сажали в тюрьму… В таких почти военных условиях служили монахи Богу и молились за весь мир. Господь покрывал их в нелегком подвиге, и они были с Ним» 12 .

http://pravoslavie.ru/82277.html

   001    002   003     004    005    006    007    008