Черниговского, Григория Чудотворца , Матвея Прозорливого, Алипия иконописца, Спиридона Просфорника и Анатолия; в трапезе: Исаии Чудотворца, Авраамия трудолюбивого, Нифонта Епископа Новгородского, Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника и Онуфрия молчаливого; по выходе из трапезы: Сисоя, Феофила, Арефы, Авраамия и Исаакия затворников, Онисифора исповедника, Симона Епископа Суздальского, Никона Игумена Печерского, Феофана постника, Макария иконописца, Анастасия диакона, 11-ти каменоздателей Печерской церкви, Илии Муромца, мученика Иоанна младенца и Никона сухого. – В дальней пещере церкви: 12) Благовещения Богородицы, (современная устройству самих пещер) где мощи: Евфросинии Княжны Полоцкой, Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого; а при выходя из церкви: Евфимия Схимника, Вениамина, Тита воина, Ахила диакона и Меркурия постника. – 13) Успения Преподобного Феодосия, в которой почивают мощи: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия Канонарха, Зария Постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца и Игнатия Архимандрита; тут же находится гроб св. Феодосия, в котором он был погребен; сверх того, мироточивая глава одного из Угодников Божиих. – 14) Рождества Христова, в которой почивают мощи: Логгина вратаря, Моисея Чудотворца, Лаврентия затворника, Иллариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора Князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила Архиепископа Новгородского, Зинона постника, Григория Чудотворца , Ипатия целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Павла затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Пагкратия Иеромонаха, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника, Геронтия канонарха и Паисия; сверх того, здесь же находятся: часть мощей одного из младенцев, избиенных от Ирода, принесенная в Лавру в 1620 году Феофаном Патриархом Иерусалимским, и 30 мироточивых глав разных Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Предстоятель Украинской православной Церкви совершил отпевание духовника Киево-Печерской лавры архимандрита Аврамия (Куявы) 23 сентября 2020 г. 10:48 22 сентября 2020 года в Успенском соборе Киево-Печерской лавры состоялось прощание с новопреставленным архимандритом Аврамием (Куявой), который 26 лет исполнял послушание духовника Киево-Печерской обители. Чин отпевания совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , сообщает сайт Лавры . Гроб с телом почившего был установлен в Успенском соборе Лавры накануне вечером, были отслужены парастас и панихида. Перед отпеванием наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил заупокойную Божественную литургию. Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к собравшимся со словом , в котором рассказал о жизненном пути новопреставленного духовника обители. «Будем молиться, дорогие братья и сестры, чтобы Господь упокоил в селениях праведных отца Аврамия, где пребывают все святые угодники Божии, дабы и нам в установленный день дать добрый ответ перед Престолом Всевышнего!» — сказал Блаженнейший владыка. По окончании богослужений сонм архиереев, духовенства и верующих простились с почившим. Затем был совершен крестный ход к кладбищу на Дальних пещерах, где состоялось погребение. Архимандрит Аврамий (в миру Куява Адам Макарович) родился 24 апреля 1926 года в Волынской области. В 1954 году был зачислен в число братии Киево-Печерской лавры. Нес различные послушания, в том числе келейника епископа Нестора (Тугая). В 1959 году рукоположен в сан диакона, через год — в сан пресвитера. Перед закрытием обители в 1961 году был тайно пострижен в схиму с именем Агапит в честь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. Сподвижниками отца Аврамия были известный кавказский пустынножитель Мардарий, в схиме Алексий (Данилов), почаевский старец Ахила, в схиме Феодосий (Орлов), схиархимандрит Исаия (Коровай), схиархимандрит Феофил (Россоха), возродивший Свято-Троицкий Китаевский монастырь г. Киева, схиархимандрит Серафим (Соболев), монах Руф (Резвых) и многие другие. После возобновления монашеской жизни в Киево-Печерской лавре отец Аврамий вернулся в обитель. С 1994 года до последних дней своей жизни исполнял послушание духовника братии, а также окормлял киевлян и паломников, приезжавших за духовным наставлением из других городов и стран. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5694801.ht...

Ваша статья для меня очень радостна. Как тесен мир! Очень благодарна авторам. Поклон отцу иеромонаху Игорю Васильеву и матушке Екатерине Розиной. Хотелось бы узнать какие-нибудь координаты, можно ли им написать в Тырныауз просто на храм? Спаси вас, Господи. Ольга Гончаренко, Краснодар. Иоанна 3 октября 2012, 15:33 Дивен Бог во святых Своих! Может кто-нибудь знает нужна ли помощь матушке Екатерине (вдове убитого о.Игоря) и детям. Как правило, вдовы священников очень нуждаются. Низкий поклон о.Игорю за его служение. Спаси Господи о.Игоря и автора статьи. Георгий 3 октября 2012, 14:13 Ирина, Андрей Головко, о котором фильм - не убийца о.Игоря. Я тоже, было сначала так подумал, но прочитав текст, увидел, что это не так. Наталия 3 октября 2012, 12:25 Такие фильмы должны быть обязательными в школьной программе, лучше учебников. Спаси Господь отца Игоря и помилуй! Помоги ему Царица Небесная, в его служении. Людмила 3 октября 2012, 12:09 Спаси Вас Господь за эту статью! Я родилась в Тырныаузе, сейчас живу в Москве, но все, что происходит в далеких горах меня тревожит и волнует. Отцу Игорю приходится нести нелегкое служение. В Эльбрусском районе есть мусульмане, исповедающие вахабизм, они очень негативно и агрессивно относятся ко всем людям другого исповедания. Зная материальное положение моих знакомых и родственников в Тырныаузе, думаю, что батюшке и в этом отношении приходится недегко. Помоги ему Христос! Anna 3 октября 2012, 11:55 Yvazhaemaya redaktsiya,hochu vas poblagodarit za to chto snimaete takie dushespasaushie filmi dlya vsex ludei.Chtob smotrya takie filmi mi vse greshnie,kayalis i shli k Gospody Bogy nashemy.Zhelay vam terpeniya,sil,mydrosti i samoe glavnoe Bozhego blagoslavleniya.Pishy vam s Grecii g.Saloniki.Napishy na grecheskom; " " Na sas evlogi i Agia Trias ya tis praksis sas " " .Da lagoslavit vas Svyataya T roitca za vashie dela.Bog vam v pomoch.Raba bozhia Anna Postnikova Наталия 3 октября 2012, 11:51 Вера, Надежда и ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ превыше всего. архимандрит Ахила 3 октября 2012, 11:25

http://pravoslavie.ru/56455.html

Оба в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. П. занимает более «почетное», нежели М., место: он представлен в нижней части композиции непосредственно за фигурой прп. Феодосия Печерского; П. открывает 2-й ряд «пятерицы» преподобных Агафона Чудотворца, Лукиана, Тита Воина и Лонгина Вратарника. Фигура М. находится в верхней части композиции, в предпоследнем, 8-м снизу ряду; как и П., он открывает «пятерицу» преподобных, в к-рую включены Нестор Некнижный, Мартирий и Ахила Диаконы и Пимен Постник. Данная схема воспроизводилась до кон. XIX в. и известна по большому количеству гравюр и литографий. Д. А. Ровинский на примере иконографии листовой гравюры почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского публикует аналогичные гравированные изображения, датируя 2 наиболее ранних из них кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507); гравюру 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копию 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). К тому же изводу относится киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на к-рой М. изображен держащим крест в левой руке; образ П. имеет в подписи в нимбе уточнение о его монашеском делании: «      » (у Ровинского эта надпись с гравюры Гочемского воспроизведена как «П. Nauciu калинникъ»; см.: Там же. С. 622. 506(73)). То, что отмечено как общие принципы и закономерности композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов, будет верно и для икон. Наиболее ранними и соответствующими традиц. схеме с сохранением при имени Паисий эпитета «Келейник» являются иконы: посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - М. обращен к центру, в мантии, на голове клобук, борода седая средней длины, седые же вьющиеся волосы до плеч, подпись в нимбе: «      », П. представлен в повороте к центру композиции, голова не покрыта (куколь на плечах), в волосах на голове и в сужающейся книзу бороде незначительная проседь, подпись в нимбе: «        »; 1-й трети XIX в.

http://pravenc.ru/text/2563016.html

Что именно повествователь о жизни этих святых был в недоумении: кто они мужчины или женщины? Как их поименовать: мучениками или мученицами? – это заметно и из самого разделения одного и того же сказания – под двумя различными числами – об одних и тех же святых. Так в одном месте, где говорится о святых, как мучениках приписана им деятельность более приличная мужчине, как то, что ученики и последователи Ап. Андрея, его спутники по земле варварской и проповедники имени Господнего в земле неверных; а в другом сказании, где сказано о св. Инне, Пинне и Римме, как мученицах, все это, как не вполне идущее к деятельности жен, опущено и автор остановил свое внимание преимущественно на роде страдальческой кончины их в том предположении, что женщина, как живущая более мужчины сердцем, способная на перенесение самых жестоких страданий за любимого ею Господа (что засвидетельствовано тяжкими и выше естественными страданиями за Христа великих мучениц, как -то: Ирины (5 мая), Екатерины (24 ноября), Варвары (4 декабря), и многих других). У нас на Руси как-то странно звучит имя мужчины, оканчивающееся на гласные буквы и свидетельствующие о женском роде, но между святыми православной церкви весьма много святых мужей, имена которых оканчиваются на а, или я, как, например, Авда (31 мар.), Агавва (29 нояб.), Акила (14 июля), Анания (4 и 26 янв.), Аникита (12 авг.), Антипа (11 апр.), Арефа (24 окт.), Арпила (26 мар.), Артема (29 окт.), Азария (3 фев.), Ахила (4 янв.), Ахия (12 нояб.) и мн. др. 9см. в алфавитном указателе имён святых). Нет ничего удивительного, что древний историк, из которого заимствовал свое сказание составитель Четьи-Миней, в недоумении о святых, по окончанию своего имени показывающих, что они скорей относятся к женщинам, принял их за св. мучениц, но из опасения, что под оболочкою женского имени не скрываются ли св. мужчины – одних и тех же святых в одном месте поименовал мучениками, а в другом мученицами. Если и в настоящее время – в одном из высших учебных заведений (как видно из книг г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

о.Сергий: Скорби в пустыне… самая главная - это мысленная брань. Там бесы ничем нас доставать не могут, потому что ничего ты там не видишь, ничего не слышишь: там нет радио, телевидения, нет людей. Но первое время Господь нас испытывал. Было так, что я собираю грибы и в это время слышу голоса, кто-то разговаривает, как будто кто-то идет к нам. Думаю: «Какие-то охотники (цваны) идут». Проходит время, вот уже кусты шевелятся, кто-то должен выйти, а никого нет. И так каждый день. Думаю: «Что за звуки вокруг? Разговоры, а никого нет!». И через неделю я спросил о.Амвросия: «о.Амвросий, Вы ничего не слышите?». Потому что я стал сомневаться, может у меня что-то с головой случилось.  «А что случилось? Бесы тут рядом ходят, разговаривают» - сказал он. Думаю: «Ну, слава Богу, не я один слышу».  И вот однажды ночью - мы спали на втором этаже келии, (целый день работали, устали) и о.Амвросий меня будет ночью: «Послушай, -говорит, - тут поют». – «Кто поет?» –«Бесы поют».  И я слышу - метрах в 50-ти от нашей келии что-то выводят, поют. о.Амвросий говорит снова: «Послушай, я слов не могу разобрать». Прислушался - поют на украинском языке: «Мати, мати жде свого солдата, а солдаты тихо спят…».  Говорю: «Вот, поют на украинском». И спрашиваю - почему?  А о. Амвросий говорит: «Не успели перестроиться. Наверное, батюшка на Украине отчитывал кого-то - они вылетели на пустынное место и еще не успели перестроиться, продолжают на украинском языке разговаривать». о.Елеазар: Батюшка, но я вот знаю, что там монахи страдали даже до крови - и от местных жителей, и от бесов. И вам рассказывали об этом. Расскажите, как там? Слышал, что там даже убили одного монаха… о.Сергий:  Мы жили буквально в 500 метрах от кельи  монаха Исакия.  Многие радиослушатели, наверное, знают, что в Почаевской Лавре жил такой великий подвижник - старец Ахилла. Мы с ним были знакомы. Он вначале жил на горах Кавказа. И вот он нам с о.Амвросием лично рассказывал, как всё было. о.Исакий жил на плато, а внизу была пропасть, река. А о. Ахила жил ниже него - в пещере. И вот отец Ахила говорит: «Слышу какие-то разговоры наверху», а это пришли цваны и стали требовать у о.Исакия какой-то золотой крест. У него его не было, но они почему-то посчитали, что он у него есть. Он был к тому же слепой уже (вообще был великий подвижник). А они его вначале душили, а потом взяли и сбросили со скалы. И о.Ахила видел, как он пролетел возле него и ударился головой, череп разбился. о.Ахила сидел ждал, когда они уйдут, а потом его похоронил.

http://radonezh.ru/text/10-12-2014-21-00...

9 . Сказывали об авве Аммоне следующее: пришли к нему какие-то люди судиться. Старец притворился дураком. И вот одна женщина, стоявшая близ его, сказала: «Старец этот юродствует». Старец, услышав ее слова и подозвав ее, сказал: «Сколько употребил я трудов в пустынях, чтобы приобрести это юродство, и для тебя я ныне должен потерять его!» 10 . Некогда авва Аммон пришел в одно место обедать. Там был человек, о котором носилась худая молва. Случилось, что шла одна женщина и зашла в келью брата, о котором была эта молва. Жители того места, узнав об этом, произвели тревогу и собрались выгнать его из кельи. Но узнав, что епископ Аммон находится тут, пришли и просили его пойти с ними. Брат, как скоро узнал об этом, скрыл женщину в большую бочку. Когда народ пришел, авва Аммон узнал тут бывшее; но для Бога скрыл дело и вошедши сел на бочку, и велел обыскать келью. Когда же обыскали и не нашли женщины, авва Аммон сказал: «Что это значит? Бог да простит вам!» И, помолившись, велел всем выйти, а брату, взяв за руку, сказал: «Брат, внимай себе!» И сказав это, удалился. 11 . Авву Аммона спросили: «Какой путь есть путь тесный и прискорбный?» Он отвечал: «Путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для Бога. Это и значит: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобой» ( Мф.19:27 ). Об авве Ахиле 1 . Пришли однажды к авве Ахиле три старца, из которых об одном носилась худая молва. Один из старцев сказал авве Ахиле: «Авва, сделай мне невод!» Ахила отвечал: «Не сделаю». Другой старец сказал: «Окажи эту милость, чтобы в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе!» Авва отвечал: «Мне недосуг». Наконец сказал ему и тот самый, о котором была худая молва: «Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из рук твоих?» Ахила тотчас отвечал ему: «Для тебя сделаю». После два старца спросили наедине авву Ахилу: «Почему, когда мы просили тебя, ты не захотел для нас сделать, а ему сказал: для тебя сделаю?» Авва Ахила отвечал им: «Я сказал вам: «Не сделаю», и вы не оскорбились этим, веря, что мне недосуг; а если ему я не сделаю, то он скажет: «Старец, услышав о моих грехах, не захотел делать для меня». Я тотчас стал отрезывать веревку и эти ободрил его душу, чтобы он не был поглощен печалью».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Или вот еще рассказ об авве Ахиле. Пришли к нему три старца, из которых об одном носилась худая молва. Один из старцев говорит авве Ахиле: «Авва, сделай мне невод». Ахила отвечает: «Не сделаю». Другой старец просит о том же. И ему авва отвечает: «Мне недосуг». Наконец говорит и тот самый, о ком была худая молва: «Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из рук твоих». Ахила тотчас с радостью отвечает ему: «Для тебя сделаю». Потом два старца спросили его наедине: «Почему, когда мы просили тебя, ты не хотел для нас сделать, а ему сказал: для тебя сделаю?» Авва Ахила отвечал им: «Я сказал вам: не сделаю, и вы не оскорбились на меня, поверили, что мне недосуг, а если я ему не сделаю, он скажет: «Старец услышал о моих грехах и потому не захотел сделать для меня». Через это я ободрил душу его, чтобы он не был поглощен чрезмерной печалью». Так любили ближнего святые отшельники. Далеко нам, грешным, до такой любви. Скажут, может быть: зачем же они ушли из мира в пустыню? А вот затем и ушли, чтобы там, в тиши уединения, очистить свое сердце от праха греховных пожеланий и суеты житейской и соделать это сердце способным к такой чистой, пламенной любви. Почитайте их писания и увидите, что это воистину так! 563. Непобежденный враг русской земли Много было у русского народа сильных врагов, тяжело было ему воевать с ними, но с помощью Божией он всех одолел. Вовек не забудут татары великого князя Димитрия Ивановича Донского, немцы и шведы – святого Александра Невского, поляки – князя Пожарского и мещанина Минина, а французы – Кутузова. Много одержал русский народ славных побед над всякими врагами, одного только врага, к стыду своему, он до сих пор не может одолеть: это – пьянство, которое не в пример гибельнее всякой несчастной войны. Война отнимает сотни тысяч людей, но эти люди, умирая на поле брани за веру, царя и отечество, получают на небе вечную славу и оставляют на земле вечную по себе память. А пьяница губит не только тело, но и душу, а за душу какой выкуп даст человек?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

По окончании работы он напомнил хозяину о плате, но тот отложил плату до времени, и авва возвратился в монастырь. На другой год, когда настало время жатвы, авва опять пошел к тому же хозяину, работал на него усердно, но не получил ничего, и опять вернулся в обитель. И в третье лето старец, окончив обычную работу у того же человека, ушел от него без всякой платы. Но когда Господь благословил дом того человека, у которого он работал, Пиор взял плату, принес ее к одному святому старцу, упал к ногам его и, отдавая ему деньги, сказал: «Господь ущедрил меня». А тот велел отдать принесенное на церковь . – То ли бывает в миру? Все, сказанное доселе, можно назвать делами милости телесной, а вот дела милости духовной, любовь смиренных рабов Божиих к душе ближнего, о ней попечение их. Один согрешивший брат пришел к авве Лоту и в смущении входил и выходил из кельи, будучи не в силах открыть своего греха. Тогда авва Лот спрашивает его: «что с тобою, брат?» Брат сказал: «я сделал большой грех и не могу открыть его отцам». Старец сказал ему: «исповедуй грех свой мне, и я возьму его на себя». Брат со скорбью поведал ему грех свой. – «Не унывай, – сказал ему старец, – есть еще покаяние. Пойди, пребывай в пещере и постись по два дня, а я принимаю на себя половину греха твоего». Прошло три недели, и старцу было открыто, что Бог принял покаяние брата, который и оставался потом у старца в послушании до самой смерти своей. Или вот еще рассказ об авве Ахиле: пришли к нему три старца, из коих об одном носилась худая молва. Один из старцев говорит авве Ахиле: «авва, сделай мне невод» Ахила отвечает: «не сделаю». Другой старец просит о том же. И ему авва отвечает: «мне недосуг». Наконец, говорит и тот самый, о коем была худая молва: «сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из рук твоих». Ахила тотчас с радостью отвечал ему: «для тебя сделаю». После два старца спросили его наедине: «почему, когда мы просили тебя, ты не хотел для нас сделать, а ему сказал: «для тебя сделаю?» Авва Ахила отвечал им: «я сказал вам – не сделаю, и вы не оскорбились на меня, поверили, что мне недосуг, а если я ему не сделаю, он скажет: старец услышал о моих грехах и потому не захотел сделать для меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2.  Авва Даниил говорил об авве Арсении, что он проводил всю ночь в бдении; и когда к утру, по естественному закону, преодолевал его сон, то авва говорил ему: иди, злой раб, — и, заснув несколько сидя, тотчас вставал. 3.  Авва Арсений говорил, что монаху, если он подвижник, довольно уснуть один час. 4.  Говорил о нем авва Даниил: столько лет жил он с нами, и мы давали ему на год одну небольшую меру пшеницы; и когда приходили к нему, из нее же ели. 5.  Говорил еще о нем, что он не более одного раза в год переменял воду, в которой размачивал ветви, но только подливал новой воды. Он плел из них корзины, и шил до шестого часа. Старцы спрашивали его, говоря: почему ты не переменяешь воды с ветвями, — она дурно пахнет? Он отвечал: за благовония и масти, коими наслаждался я в мире, надобно терпеть мне это зловоние. 6.  Сказал еще: когда авва Арсений слышал, что все плоды поспели, тогда говорил сам от себя: принесите мне, — и один только раз вкушал, съедая от всех по немногу, и благодаря Господа. 7.  Сказывали об авве Агафоне, что он в течении трех лет влагал камень в уста свои, доколь не научился молчанию. 8.  Однажды авва Агафон шел с учениками своими. Один из них, нашедши на дороге небольшой зеленый стручок чечевицы, говорил старцу: отец, позволишь ли мне взять его? Старец с удивлением обратился к нему и сказал: ты ли положил его здесь? Нет, отвечал брат. Если не ты положил, как хочешь взять его? — заметил старец. 9.  Один старец пришел к авве Ахиле и видит, что он выбрасывает кровь изо рта своего. Он спросил его: что это такое, отец? Ахила отвечал: это слово оскорбившего меня брата; я старался не открывать его, и молить Бога, чтобы оно было взято от меня, — и слово сделалось кровию в устах моих. Я выплюнул его, успокоился, и забыл оскорбление. 10.  Однажды авва Ахила пришел в келью аввы Исаии, в Скиту, и нашел его ядущим. Он клал на блюдце соль, растворяя ее водою. Увидев старца, он спрятал блюдце. Старец, заметив, что он спрятал блюдце за корзину, говорил ему: скажи мне, что ты ел? Прости меня, авва, отвечал Исаия! Резал я ветви, и почувствовал жар; взял я в рот кусок с солью, но горло мое засохло от жару, и кусок не прошел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010