Однако самое слово υβενσεις показывает, что в коринфской общине уже существовали лица, которым вверено было руководство общиной, и положение которых можно было сравнить с положением кормчего или командира на корабле 246 . Эти коринфские υβενιτα соответствовали очевидно фессалоникийским ποσταμνοι. В чем заключались их обязанности в коринфской общине, из этого места мы не можем делать никаких выводов. Но в 16 главе даются некоторые указания относительно и этого пункта. „Прошу вас, братия, вы знаете семейство (τν οαν) Стефаново, что оно есть начаток (παχ) Ахаии, и что они посвятили (ταξαν) себя на служение (ις διαοναν) святым; будьте и вы почтительны (ποτσσησϑε) к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся (τ συνεγοντι α οπιντι). Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых“ ( 1Кор.16:15–18 ). Едва ли может быть сомнение в том, что Стефан и его родственники, вероятно Фортунат и Ахаик 247 , занимали в коринфской общине положение аналогичное тому, какое имели ποσταμνοι у фессалоникийцев. Стефан с родственниками приходят к апостолу по поручению общины, как её представители. Те и другие трудятся словом и делом (οπιντι ср. οπιντες) на пользу общины, служат общему делу (συνεγοντι ср. τ γον τν – 1Сол.5:13 ), ободряют дух верующих ( 1Кор.16:18 , ср. 1Сол.5:14 ). Те и другие заслуживают поэтому особенно почтительного отношения со стороны общины. Но здесь дана новая черта, бросающая свет на происхождение предстоятельства в общине. Мы узнаем отсюда, что Стефан с семьей был первым плодом апостольской проповеди в Коринфе, и что он, как первенец веры, добровольно посвятил себя новосозданной общине, отдал ей свои духовные силы и может быть материальные средства и таким образом содействовал упрочению коринфской церкви 248 . Сначала будучи свободным и добровольным, служение семейства Стефана скоро получило характер некоторой правильности, систематичности, характер установленного порядка (ταξαν).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

надпись, датируемая временем имп. Нерона ( Kent. 1966. P. 17-31, 99-100). И хотя нек-рые исследователи высказывали сомнения в возможности отождествления Ераста из коринфской надписи с упоминаемым в Рим 16. 23 «казнохранителем» ( Roos. 1930; Cadbury. 1931; Lane Fox. 1988. P. 293), большинство комментаторов ее принимают. Были среди христиан главы эллинистических «домов» (т. е. социальных структур, объединявших не только кровных родственников, но и клиентов, рабов и вольноотпущенников и имевших отношение к значительной собственности), как Крисп (Деян 18. 8) и Стефан (1 Кор 16. 15), были способные на «служение» как Фива и Стефан ( Theissen. Soziale Schichtung. 1989. S. 249), включая оказание финансовой помощи апостолу и его спутникам (Тит Иуст, Акила и Прискилла, Гаий) и предоставление помещений для собраний общины, напр. Гаий (Рим 16. 23). Они были достаточно состоятельны, чтобы предпринимать дальние путешествия, как Акила и Прискилла, Фива (Рим 16. 1), Ераст, Ахаик, Стефан и Фортунат (1 Кор 1. 16; 16. 15), «домашние» Хлоины (1 Кор 1. 11). Склонность отдельных членов общины к изысканной риторике и философствованию (ср.: 1 Кор 2. 1) некоторые комментаторы считают указанием на их принадлежность к высшим слоям общества. Также и обыкновение обращаться за разрешением конфликтов в суды (1 Кор 6. 1-8) было, по мнению отдельных исследователей, более свойственно зажиточным горожанам, чем малоимущим ( Gill. 1993; Clarke. 1993; Winter. 2001. P. 62-64). Бывать в домах язычников (1 Кор 10. 27) и в языческих храмах (1 Кор 8. 10) по приглашениям также могли себе позволить только состоятельные члены общины. В то же время большинство коринфских христиан, по-видимому, все же составляли люди менее обеспеченные (1 Кор 1. 26 - см.: Schottroff. 1985). А то, что среди них были и рабы (1 Кор 7. 21-23), показывает, насколько велики могли быть имущественные, образовательные и социальные различия между членами общины. Поэтому вероятной напряженностью в отношениях между христианами различного уровня достатка комментаторы объясняют «разделения» и «разногласия», возникавшие в Коринфе, в частности, при совершении «вечери Господней» (1 Кор 11.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

С другой стороны прежнее свободное принятие общиной услуг со стороны Стефанова семейства налагало на нее нравственные узы, обязывая общину к подчинению его авторитету (ποτσσησϑε) Вследствие этого добровольное служение естественно должно было перейти в общественное полномочие и должностную деятельность. Итак первое послание коринфянам знакомит нас с происхождением церковного предстоятельства. Последнее возникло по нему из добровольного служения первенцов веры, посвящавших свои силы и средства на пользу молодой общины, к её духовному и внешнему утверждению. Так возникли υβενϑεις коринфской церкви. Но кроме этого служения апостол называет другое, именно αντιλμψεις, состоящее в содействии, вспомоществовании, поддержке. Апостол не объясняет, в каком отношении это второе служение стоит к первому. Но ясно, что он различает их. Конечно, слишком смело считать „управления“ и „вспоможения“ абстрактными выражениями конкретных понятий „епископы“ и „диаконы“ 250 . Так рано едва ли могло явиться столь определенное разграничение служений, тем более, что понятие ντιλαμβνεσϑαι в милетской речи ап. Павла применяется к пресвитерам ( Деян.20:25 ) 251 . Но что уже здесь мы вправе видеть начало разграничения местных служений, в этом едва ли можно сомневаться 252 . Оба эти служения входили вероятно в содержание той диаконии, которой посвятила себя семья Стефана. У нас нет никаких оснований утверждать, что дар управления принадлежал самому Стефану, дар же вспомоществования – его родственникам или рабам. Но мы должны подчеркнуть здесь на наш взгляд весьма важное обстоятельство. Руководство коринфской общиной принадлежало целому дому Стефана, то есть нескольким лицам. Но нет сомнения, что в этой небольшой группе руководителей должны были сохраняться отчасти естественные семейные отношения. Кто бы ни были, остальные члены дома Стефанова, родственники ли его или рабы, во всяком случае Стефан, как глава дома, должен был иметь руководящее значение и пользоваться преимущественным влиянием в делах общины. Другие члены его дома, конечно не могли заявлять претензии на равный с ним голос, касалось ли дело материальных трат в пользу общины или нравственного руководства. При существовании одного собрания (λησα) в коринфской общине ( 1Кор.11:18 ) едва ли мог быть вопрос о том например, кто должен предстоятельствовать при совершении евхаристии. Также едва ли могли спорить о том, кому поручить главную роль при представительстве коринфской общины пред апостолом Павлом в Ефесе. Общиной были посланы к Павлу три лица: Стефан, Фортунат и Ахаик. Но из самого послания Павла видно, что Стефан имел и здесь первенствующее значение. Он упомянут апостолом три раза ( 1Кор.1:16 ; 1Кор.16:15, 17 ) и в числе трех лиц назван первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

15 Стефан дьиэ кэргэттэрэ Ахайяа аан бастакынан итээйбиттэрин, сибэтиэйдэргэ кмлр аналы ылыммыттарын билэит. Онон, бырааттарым, эигиттэн крдм этэ: 16 итинник дьоо итиэннэ бииргэ сулууспалаар, бары сыраларын биэрэр ханнык баарар лэиттэргэ истигэн буолу. 17 Стефан, Фортунат уонна Ахаик тиийэн кэлбиттэриттэн олус рдм: кинилэр эигини суохтаппатылар, 18 онон барыбыт – мин да, эиги да – сргэбитин ктхтлэр. Маннык дьону ытыктаа. 19 Асиятааы церковтар эиэхэ ээрдэ ыыталлар; Акилалаах Прискилла уонна кинилэр дьиэтээи церковтара Айыы Тойон туугар эигини истиник ээрдэлииллэр. 20 Бырааттаргыт бука бары эиэхэ ээрдэ тиэрдэллэр. Сибэтиэй уураыынан бэйэ-бэйэитин ээрдэлэи. 21 Аны билигин бу бэйэм суруйан эрэбин: миигиттэн, Павелтан – ээрдэ. 22 Ким Айыы Тойон Иисус Христоу таптаабат – ол анафема. Маран-афа! 23 Айыы Тойоммут илгэлээх ттэ эигинниин эээрдэиэхтин. 24 Эигини, Христос Иисуу итээйээччилэри барыгытын кытта, мин тапталым бииргэ буолуохтун. Аминь . СИБЭТИЭЙ ПАВЕЛ АПОСТОЛ КОРИНФ ХРИСТИАННАРЫГАР ИККИС ИЛДЬИТ СУРУГА   1 1 Таара Коринф куораттааы церковыгар итиэннэ Ахайя устун олорор сибэтиэйдэргэ бука барыгытыгар – Таара клнэн Иисус Христос Апостола буолбут Павелтан уонна бырааккытыттан Тимофейтан. 2 Эиэхэ Аа Таарабытыттан уонна Айыы Тойон Иисус Христостан бары илгэлээх тн кытта эйэ-ил тосхойо туруохтун! Таараа махтаныы 3 Айыы Тойоммут Иисус Христос Аа Тааратыгар – амарах санаалаах Ааа, уоскулаы биэрэр Таараа – алгыс буолуохтун! 4 Таара биигини уоскутарын курдук, бииги бэйэбит эмиэ араас эрэйгэ-муа тбэспит дьону уоскутарбыт туугар, крср бары кыалабытыгар Кини биигини уоскутар, санаабытын бргтр. 5 Тнн бииги Христос крсбт эрэйин-кыалатын крсбт да, соччонон Кини биигини бргтр кмт ксээн иэр. 6 Бииги эрэйдэнэр да буоллахпытына, эиги бргргт, быыанаргыт туугар, эрэйдэнэбит; эиги эмиэ бииги тулуйар эрэйбитин тулуйан быыанаыт . 7 Бииги эиэхэ эрэмньибит кстээх. Таара бииэхэ эиги бргргт, быыанаргыт туугар кмлр, тоо диэтэххэ бииги эигинниин биир эрэйи-кыаланы ллэстэр эрэ буолбатахпыт, ону ааан сс бары биир уопсай тирэхтээхпит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе св. Павел, осуществив свой план о посещении Иерусалима на Пасху, начал своё третье апостольское путешествие из Антиохии и, «прошедши по порядку верхние страны – Галатийскую и Фригию» ( Деян. 18:22–23 ), прибыл в Ефес для утверждения здесь Церкви Христовой ( Деян. 19:1 ). Тут до него стали доходить разные неблагоприятные слухи об оставленной им Коринфской церкви. Он хотел было сам отправиться в Коринф прямо из Ефеса морем ( 2Кор. 1:15–16 ), но, не решившись оставить Ефес, вместо себя отправил в Коринф своего возлюбленного ученика Тимофея, поручив ему пройти через Македонию и затем донести ему обо всём происходящем в Коринфской церкви. Между тем неблагоприятные слухи о Коринфской церкви стали повторяться и умножаться. Будто бы один из коринфских христиан допускал такой вид блужения, какой и у язычников не допускается ( 1Кор. 5:1 ). Затем пришли в Ефес домашние одной христианки Хлои и подтвердили апостолу этот слух, рассказав при этом и многое другое недоброе, огорчив особенно апостола рассказами о разных религиозных спорах и состязаниях ( 1Кор. 1:11–12 ). Создавалось впечатление, что в Коринфе возникли отдельные религиозные партии или секты. Прибывшие из Коринфа посланные от Коринфской церкви Стефан, Фортунат и Ахаик несколько успокоили дух апостола ( 1Кор. 1:17–18 ), но всё же подтвердили наличие многих нестроений. Подтвердив слухи о блужении и о распрях, они передали и многое другое вновь: о тяжбах в языческих судах, о беспорядках на вечерях любви, о непокровении женщинами голов своих в церкви, о неверии некоторых в воскресение мёртвых. Апостолу были предложены также в особом послании и вопросы: о супружестве и девстве, о ядении идоложертвенного, о даре языков и т. п. Вследствие этого св. апостол Павел и решился отправить в Коринф своё послание, чтобы уврачевать все нестроения и дать ответ на все недоумения. При этом он обещает и сам прийти к ним ( 1Кор. 4:19–21 ). Дополнительным поводом к написанию послания, как видно из 1Кор. 16:1–4 , было устройство сбора денежного вспомоществования для палестинских христиан. Время и место написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел успел благополучно исполнить свой план о посещении Иерусалима на Пасхе, и уже начавши третье свое апостольское путешествие из Антиохии и «прошедши по порядку верхние страны – Галатийскую и Фригию» ( Деян. 18:22, 23 ), прибыл в Ефес для утверждения здесь церкви Христовой ( Деян. 19:1 ). Тогда-то стали доходить до него разные неблагоприятные слухи об оставленной им церкви Коринфской, о которой и без того болела его душа в продолжительной разлуке с ней, как и о всех церквах Македонских. Тотчас же явилась было у него мысль идти к Коринфянам, дабы, по его выражению, вторично они получили от него благодать 37 . Не оставляя этой мысли, Апостол только несколько изменил впоследствие свой первоначальный план, когда оказалось, что ради Коринфа нельзя так скоро оставить и Ефеса, где множество было жаждущих назидаться его словом. Вместо же себя Апостол направил через Македонию Тимофея, своего возлюбленного и верного в Господе сына, дабы он разведал и донес ему в подробности о положении Коринфской церкви, предварительно сделавши все для умиротворения 38 . Между тем слухи о Коринфской церкви все стали повторяться и умножаться. Будто бы, например, один из коринфских христиан допускал такой вид блужения, какой и у язычников не допускается ( 1Кор. 5:1 ). Пришли затем в Ефес домашние одной христианки Хлои и подтвердили Апостолу не только этот слух, но и рассказали многое другое недоброе, особенно же огорчили Апостола своими рассказами о состязаниях и спорах религиозных, усилившихся до того, что выходило нечто похожее на партии и секты с отдельными руководителями во главе ( 1Кор. 1:11 и след.). Возвратившийся из Коринфа Аполлос много неприятного также мог сообщить Ап. Павлу, и несмотря на усиленные просьбы его идти опять с некоторыми другими братьями для устроения церкви Коринфской, решительно отказался от сего ( 1Кор. 16:12 ). 39 Наконец прибыли в Ефес посланные от коринфской церкви Стефан, Фортунат и Ахаик с нарочитым посланием к Апостолу ( 1Кор. 7:1 ) и с словесными поручениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Святой Павел трудился в устроении Церкви в Ефесе и в других местах Асии, когда дошли до него вести о блужении одного из коринфских христиан столь необычайном, что его и между язычниками не встретишь ( 1Кор. 5, 1 ). Этот неопределенный в начале слух получил определенность от домашних Хлои коринфянки, которые, находясь, вероятно, по торговым делам в Ефесе, рассказали Апостолу и об этом, и о том особенно, что в некоторой части коринфских христиан «рвения суть» (1Кор., 11), – споры, состязания, конечно о предметах веры, основываемые, однако ж, не на началах веры, а на соображениях ума, – и что эти споры дошли до того, что одни из верующих пристают к одному, другие к другому, третьи к третьему из главных зачинщиков и коноводов спора: от сего начало в Коринфской Церкви обнаруживаться нечто такое, что похоже на образование партий. В чем именно состояло дело, возвещатели не объяснили. Апостол видел, что надобно действовать на прекращение зла, но не мог приступить к сему делу, не понимая хорошо, что именно происходит в Коринфе. С этою целию он отправил туда святого Тимофея, чтоб он разобрал, что такое там, и сколько мог прекратил беспорядки ( 1Кор. 4, 17 ). Между тем и самому святому Павлу подходило уже время оставить Ефес и Асию, и он положил, устроив все нужное здесь, посетить македонские и ахайские Церкви, побыть в Иерусалиме, а потом направиться в Рим. Почему, посылая святого Тимофея, он велел ему держать путь чрез Македонию, намереваясь и сам вслед за ним идти, или двинуться в путь по получении от него известия о коринфских состязаниях. Распорядившись так, Апостол сам остался на время в Асии ( Деян. 19, 22 ). В эту пору пришли к нему посланные от Коринфской Церкви Стефан, Фортунат и Ахаик с посланием от нее и с словесными поручениями. Послание, может быть, все ограничивалось прошением разрешения некоторых недоумений, но на словах посланные подробно рассказали Апостолу все, что происходило в Коринфе. Много указали они нестроений, но как они касались частных лиц и частных случаев, тело же Церкви пребывало здраво и сияло совершенством и благодатию, то Апостол засвидетельствовал, что посланные успокоили дух его ( 1Кор. 16, 18 ). Верно, он ожидал, что там незнать что такое делается; а когда те рассказали все, он увидел, что это все такие случайности, которые очень легко исправить; почему успокоился, хотя не равнодушно отнесся ко всему там деявшемуся, ибо после говорил, что писал к ним об этих неисправностях в туге сердца ( 2Кор. 2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

16:15. Вера Христова в Ахайи началась с семейства Стефана, которое святой Павел обратил ко Христу и сам крестил (см. 1Кор. 1:16 ). Таким образом, дом Стефана был начатком, лучшим плодом христианства, что и оправдал тем, что посвятил себя на служение святым странникам. 16:16. Вероятно, Стефан был в числе предстоятелей Церкви и как начаток веры, и как высоконравственный муж, потому что святой Павел повелевает оказывать ему повиновение, как подчиненных к властному, равно и другим содействующим благосостоянию Церкви и трудящимся, служащим в церкви и вне, при крещении, проповеди, помощи бедным и подобном служении святым. 16:17–18. Стефан, Фортунат и Ахаик были посланцами коринфян, с письмом от них святому Павлу, на которое он по пунктам и ответил им. Я рад был, говорит, их приходу, потому что в их лице я увидел всех вас. Они успокоили дух его тем, что дали возможность ему видеть в себе всех любимых чад Коринфской Церкви, и особенно тем, что представили состояние этой Церкви в истинном виде, то есть, теперь ему стало известным, что хотя в ней и есть недочеты, но они скорее дело недоразумения, чем небрежности в добре и нежелания показать себя во всем исправными. А это значило, что стоит теперь только указать им, как надо жить, и все пойдет как должно. Это и делает святой Павел в послании. Таким, говорит, воздавайте за это признательностью, вниманием, любовью, почтением. Приветствия, изъявления благожеланий, поклоны (16:19–20) 16:19. Обращенные Апостолом, все сознавали себя в духовном отношении детьми одного отца духовного, потому искренне приветствовали друг друга, как родные. Но и, кроме того, все христиане имеют главою одного Господа и в Нем одном роднятся, составляя как бы одну семью. Поэтому Асийские и посылают свое родственное приветствие коринфским христианам. Шлют коринфянам свой привет знакомые им Акила и Прискилла со всеми, находящимися в их доме, и с теми, которые собирались к ним для молитвы и причащения и составляли, таким образом, домашнюю их Церковь . 16:20. Приветствуют и все братия ефесские братьев коринфских. Если далекие так приветствуют их как братьев, тем более они должны быть между собою как братья. Поцелуйтесь, говорит, лобзанием святым и живите единодушно, как любящие братья. Последнее слово и благожелание Апостола (16:21–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

215 Явивши в себе самом любовь к Коринфянам и преподавши им подробное учение о даре любви (в 13 гл.), Апостол теперь еще раз напоминает о сей добродетели, как основной, могущей их и вдохновить, и укрепить, и утвердить, как в вере истинной, так и в святой жизни, чуждой всяких несогласий, споров и пререканий, нарушавших любовь и мир многих Коринфян. По изъяснению св. Иоанна Златоуста , «Апостол говорит им (Коринфянам): бодрствуйте, как спящим, стойте, как колеблющимся, утверждайтеся, как малодушным, вся вам любовию да бывают, как неимеющим взаимного согласия. Одно направлено против обольстителей, именно: бодрствуйте, стойте; другое – против оскорбителей, именно: мужайтеся: третье – против возбуждающих несогласия и распри, именно: вся вам любовию да бывают, которая есть союз совершенства, корень и источник благ... Если бы любовь не была пренебрегаема, то они не гордились бы... не судились бы... не тщеславились бы духовными дарованиями». 216 Как всегда, так и особенно во время нестроений, великое благотворное значение имеют не многие лица, а избранные, сильные крепостию веры и христианскою мудростию. Были такие крепкие столпы и среди Коринфян. Их-то и указывает Апостол в лице Стефана, домашних его и подобных им – Фортуната и Ахаика, за которыми и повелевает Апостол следовать, как за действительными христианами, стремящимися к пользе церкви и содействующими спасению членов ее; а противников их отстраняться, как людей вредных и опасных. Чтобы еще более придать значения сим лицам, Апостол говорит о великом своем удовольствии от общения с ними, тем более, что они представляли в лице своем всех истинных христиан Коринфских. Стефан был крещен самим ап. Павлом. Его, как человека особенно верного, присылали к Апостолу Коринфяне, и Апостол теперь, посылая его, обращает на него особенное внимание их, очевидно с тем, чтобы они имели его в качестве предстоятеля, каковыми были также рекомендуемые Фортунат и Ахаик, причтенные к лику 70 Апостолов (память их 4 января). 217 Приветствия от всех церквей и в особенности от некоторых избранных членов их, посылаемые Апостолом, имеют многоразличное значение. Они, во 1-х, говорят о тесном союзе веры и любви христиан и о взаимном их соучастии, так что, хотя послание составлял сам ап. Павел, а переписывал Стефан, но и прочие члены церкви Ефесской и других церквей, бывшие тогда близ Апостола не были в неведении относительно отправления ап. Павлом послания к Коринфянам. И это имело великое значение не только для того времени, но и для наших времен, когда многие злонамеренные особенно старательно, хотя и тщетно, стараются подвергнуть сомнению все основные и первоначальные источники нашей веры. Как бы предвидя подобные вражеские нападения на подлинность писании апостольских, ап. Павел всячески оградил достоверность своего писания к Коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сложив с себя должность сотника, он подвизался в пустыне. Когда император Ликиний воздвиг гонение на христиан, то Гордий пришел в город, в то время как язычники совершали праздник в честь бога войны Марса. Явившись на торжество, он провозгласил, что верует во Христа и презирает идолов. Градоначальник приказал жестоко мучить святого. «Господь мне помощник, и не убоюсь я, что сотворит мне человек!» – говорил он во время мучения. Видя непреклонность св. Гордия, начальник переменил строгость на ласку и обещанием разных наград думал склонить его к отречению от Христа. Но мученик отвечал: «Ты не можешь дать мне ничего лучше и дороже царства небесного». Тогда начальник приказал казнить св. мученика. Когда вели св. Гордия на казнь, то некоторые советовали ему отречься от Христа, хотя только на словах, в душе же остаться верующим. «А что сказал Господь в Евангелии? – говорил при этом св. мученик, – кто отвергнется от Меня перед людьми, отвергнусь от того и Я пред Отцом Моим на небесах». Осенив себя крестным знамением, спокойно склонил голову под меч палача. 4-е число Собор 70-ти апостолов, это – собрание христиан для прославления сих святых апостолов. Господь наш Иисус Христос после Своего преображения избрал из среды Своих последователей, сверх 12-ти апостолов, еще 70 и послал их пред Собою проповедовать о приближении царства Божия, дав им силу исцелять болезни и изгонять бесов. Апостолы сии продолжали возложенное на них Христом дело проповеди и по вознесению Его на небо. Памяти каждого из 70-ти апостолов св. Церковь посвящает особые дни в году; но всем им вместе празднует 4-го января. Имена 70-ти апостолов следующие: Иаков, брат Господень, Марк и Лука – евангелисты, Клеопа, брат Иосифа, обрученника Пр. Богородицы, Симеон, сродник Господень, Варнава, Иосий, или Иосиф, называемый Варсавой, или Иустом, Фаддей, Анания, Стефан архидиакон и первомученик, Филипп из семи диаконов, Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Шафрас, Архипп, Сила, Силуан, Криспент, Крисп, Эпенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий или Апелл, Аристовул, Иродион, или Родион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий , Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан или Олимп, Тертий, Ераст, Куарт или Кварт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же и Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат и Ахаик.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

  001     002    003    004    005