68 . Апостол Акила, епископ в Гераклее, крещен святым апостолом Павлом (вместе со своей женой Прискиллой), преданный и ревностный его ученик ( Деян. 18, 1–3 ; Рим. 16, 3–4 ; память 14 июля, принял мученическую кончину вместе со святой Прискиллой). 69 . Апостол Фортунат, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). 70 . Апостол Ахаик, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: священномученик Дионисий Ареопагит , епископ Афинский, и святой Симеон, называемый Нигер. 71 . Священномученик Дионисий Ареопагит был членом верховного суда (ареопага) в Афинах. Просвещенный святым апостолом Павлом, он стал его сподвижником и принял от него епископский сан. В 57 г. святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Ему принадлежат известные богословские труды: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии». Святой Дионисий проповедовал впоследствии в Галлии (Франция), где был обезглавлен в 96 г. в Лютеции (древнее название Парижа) (память 3 октября). О его принадлежности к апостольскому лику свидетельствует выдающийся церковный историк древности епископ Кесарийский Евсевий. Перечисляя 70 апостолов, он пишет: «Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисий, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах» (см. Деян. 17, 34 ). 72 . Святой Симеон, по прозванию Нигер, упоминается в Деяниях апостолов (13,1). О его принадлежности к лику апостолов пишет святитель Епифаний Кипрский (†403; память 12 мая), сообщая, что лик меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц. Об этом же свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин : «всехвальная десятица со двоицею показася совершение, видяше единоревнительный собор, семидесяти и дву» (Октоих, пятый глас в среду за вечерней). В IX веке преподобный Иосиф Песнописец написал канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Служба Собору 70-ти апостолов была написана также епископом Димитрием Самбикиным (опубликована в 1899 г.). В данном издании эта служба объединена с минейной. Преподобный Феоктист

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не маловажная честь – первым приступить ко Христу. Посему и в послании к Римлянам, похваляя за это некоторых, он сказал: иже и прежде мене вероваша во Христа ( Рим.16:7 ). Не сказал здесь: первые уверовали, но: были начатком, выражая, что вместе с верою они показали и прекрасную жизнь, как ее плод, и оказались достойными во всех отношениях. Подлинно начаток должен быть лучше всех прочих, которых он есть начаток, что Павел действительно и засвидетельствовал о них таким выражением; ибо они, как я сказал, не только искренно уверовали, но и на деле показали великое благочестие, высокую добродетель и ревность в делах милосердия. И не только этим он доказывает их благоговение, но и тем, что весь дом был исполнен благочестия. А как они ревностны были в добрых делах, это Апостол показывает в дальнейших словах: в служение святым учиниша себе. Слышите ли, какую он воздает похвалу их страннолюбию? Не сказал: служат, но – учиниша себе в служение; такую жизнь они избрали себе навсегда, об этом заботятся постоянно» 67 . 17. Возрадовахся же о пришествии, Стефанинове и Фортунатове и Ахаикове. яко ваше лишение сие восполниша: 18. Упокоиша бо мой дух и ваш. Познавайте убо таковые. «Я рад прибытию Стефанина, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше; ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых». «Я рад прибытию Стефанина, Фортуната и Ахаика», Стефанин принес письмо от Коринфян к Павлу в Ефес; а теперь ему поручается отнести в Коринф это первое послание к коринфским христианам. Спутниками Стефанина были Фортунат и Ахаик. Представлялось нужным, чтобы Павел расположил в пользу их Коринфян: можно было опасаться, чтобы Коринфяне, прочитав послание Павла, некоторые строгие обличения, содержащиеся в послании, не стали объяснять тем, что Стефанин и спутники его наговорили Павлу много такого, чего не следовало бы говорить. Поэтому Павел, напомнив прежде о достоинстве Стефанинова семейства, теперь присовокупляет к показанным прежде заслугам Стефанина и то, что он, вместе с Фортунатом и Ахаиком, прибыл в Ефес, и доставил Павлу утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Для сего-то Павел заповедал тогда верным сии три правила: первое: бодрствуйте, сказал, дабы не быть приведенным в заблуждение от прелестников: второе: «стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся», дабы не быть побежденным от насилия мучителей: и третье: «вся вам любовию да бывают», дабы не соблазнять братий своих. Сии же три правила суть оружия и против диавола: ибо он есть и прелести изобретатель, и насилия советник, и соблазна споспешник. Поелику же и поныне есть прелестники, научающие душепагубному нечестию: и являются мучители, насильственным образом отвлекающие верных от правых догматов веры: и есть много соблазнителей всеми образы соблазняющих: да и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ), почему и ныне необходимо нужно для всякой души завещание оное Павлово: «бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают». Смотрите же, как он, повторив в сих кратких словах все то, что говорил о вере и любви во всем своем послании, показывает потом и самое дело любви, моля о служении братиям. Фуртунат и Ахаик суть из числа седмидесяти Апостолов. Может быть они же были и домашние Хлоиса, о которых Павел в начале послания своего написал: «возвестися бо ми о вас, братие моя, посланным от Хлоиса» (Злат. 1Кор.1:11 ). Сих вместе со Стефанином Коринфяне послали к Павлу с писанием, содержащим в себе вопросы о браке, девстве и о жертвах, приносимых идолам, которые пришедши к нему объявили ему о расколе Коринфян, и о блуднике, также и о том, что некоторые из них говорили, яко бы воскресения мертвых нет ( 1Кор.15:12 ). Поелику же Павел послал с ними Коринфянам ответ, содержавший в себе не только решения на их вопросы, но и обличительные увещания в рассуждении их грехов: то опасаясь, дабы Коринфяне, получив от них таковое ответное послание его не оскорбили их, яко объявивших ему их согрешения, одобряет их, говоря: «возрадовахся же о пришествии, Стефанинове, Фуртунатове и Ахаикове». А сии слова суть доказательства великой его любви к Коринфянам: ибо тогда только мы радуемся, смотря на посланных, когда любим пославших их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Аминь. Беседа о должном уважении добродетельных людей и о покорности им Одобрение Апостола Павла, писанное к Коринфянам о доме Стефанинове, так как и завещание его о Фуртунате и Ахаике, есть общее правило покорности, которую должны оказывать творящим Богоугодные дела добродетели. Стефанин и домашние его посвятили себя на служение верным и святым людям, странноприимствуя, спомоществуя и служа им во всякой нужде и во всяком случае, требующем вспоможения. А Фуртунат и Ахаик, будучи проповедники веры и учители, охотно восприяли со Стефанином труд путешествования к Павлу, дабы успокоить дух его, так и Коринфян: отсюда взяв случай Павел завещевал и предписывал всем вообще иметь преслушание и почтительность к добродетельным людям. Почему и не сказал, «да и вы повинуйтеся сим», но: «да и вы повинуйтеся таковым» ( 1Кор.16:16 ): не сказал, «познавайте убо сих», но «познавайте убо таковыя» ( 1Кор.16:18 ), то есть творящих благие дела подобно Стефанину, Фуртунату и Ахаику. А чтобы доказать, что учение его относится ко всем вообще: то присовокупил «и всякому споспешствующему и труждающемуся» ( 1Кор.16:16 ), то есть почитайте и покоряйтесь не только трем помянутым, но и всякому человеку, спомоществующему и труждающемуся в добрых делах. Завещание сие не есть изобретение Павлово, но совет и воля Высочайшего Бога. Ибо и Сам Бог и в Ветхом, и в Новом завете, и словом, и примером поучает, что уважение, служение и послушание, оказуемое добродетельным и святым людям, есть дело Ему угодное и благоприятное. Глаз есть член самый нежнейший и честнейший из членов телесных. А из частей, составляющих глаз, есть самая важнейшая и полезнейшая зеница. Она есть не другое что, как малая некая круглая скважина в роговой оболочке глаза, покрытая самою тончайшею паутиновидною сеточкою, которая, по причине крайней тонкости и чрезвычайной нежности своей, не терпит никакого прикосновения. Почему если кто дерзнет коснуться зеницы глаза своего, тот прорывает тотчас и повреждает паутиновидную сеточку, ее покрывающую: от чего разливается в яблоке жидкость, возмущается кристалловидная часть, и так называемая перепонка: одним словом, весь глаз повреждается и человек таковый навсегда остается слепым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Предисловие К коринфянам спасительную проповедь первый принес богомудрый Павел и провел у них много времени, по ясному повелению Господа, ибо Господь сказал ему: «Глаголи, и да не умолкнеши,… зане людие Ми суть мнози во граде сем» ( Деян. 18, 9–10 ). Итак, по прошествии года и шести месяцев Апостол для проповеди пошел в другие города, а коринфяне возревновали о софистических прениях и о любочестии, разделились на многие общества, поставив учителями мужей красноречивых; каждое общество дивилось своему учителю, и все препирались о них между собою. Один же из сих, величающихся красноречием, отважился на великое беззаконие, потому что имел общение с мачехою; принадлежавшие же к его сообществу не обращали на то внимания, но восхваляли одно красноречие. Посему-то божественный Апостол в начале послания осуждает сию мнимую мудрость и доказывает, что проповедь хотя и лишена оной, но имеет весьма великую силу. Укоряет же тех, которые состязаются друг с другом и о других делах, а судиями в этом избирают мирских начальников. Запрещает им вкушать идоложертвенное, давая сим разуметь, что и на сие отваживались иные. А между тем предлагает полезные советы о девстве и вдовстве, а также ведет длинную речь о духовных дарованиях, объясняя их различие и повелевая дарованием языков пользоваться не из любочестия, но по мере потребности. Предлагает же им учение и о воскресении, так как, вероятно, некоторые из них пытались не допускать учения о воскресении тел. И иное нечто (не буду распространяться в словах, говоря о всем подробно) изъяснил Апостол в писании к ним, как и для них полезное, так и всякому человеку служащее на пользу. Но о догмате сказал немного, потому что, проведя у них много времени, в точности преподал им, как должно им мудрствовать, и чудный Аполлос, пришедши после Павла, поддерживал апостольское учение. Посему подражал он искусному врачу и предлагал врачевства, соответствующие недугам. Послужили же в доставлении Послания посланные Павлом к коринфянам Стефанин, Фуртунат и Ахаик, как извещает он в конце Послания. Ибо блаженного Тимофея хотя послал к ним же, но не с посланием, и об этом извещает сам он; ибо сказал: «Аще… приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас» ( 1Кор. 16, 10 ). Читать далее Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова//Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 211-309. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Аминь. Беседа о должном уважении добродетельных людей и о покорности им Одобрение Апостола Павла, писанное к Коринфянам о доме Стефанинове, так как и завещание его о Фуртунате и Ахаике, есть общее правило покорности, которую должны оказывать творящим Богоугодные дела добродетели. Стефанин и домашние его посвятили себя на служение верным и святым людям, странноприимствуя, спомоществуя и служа им во всякой нужде и во всяком случае, требующем вспоможения. А Фуртунат и Ахаик, будучи проповедники веры и учители, охотно восприяли со Стефанином труд путешествования к Павлу, дабы успокоить дух его, так и Коринфян: отсюда взяв случай Павел завещевал и предписывал всем вообще иметь преслушание и почтительность к добродетельным людям. Почему и не сказал, «да и вы повинуйтеся сим», но: « да и вы повинуйтеся таковым»  (1 Кор 16:16): не сказал, «познавайте убо сих», но» познавайте убо таковыя»  (1 Кор 16:18), то есть творящих благие дела подобно Стефанину, Фуртунату и Ахаику. А чтобы доказать, что учение его относится ко всем вообще: то присовокупил» и всякому споспешствующему и труждающемуся»  (1 Кор 16:16), то есть почитайте и покоряйтесь не только трем помянутым, но и всякому человеку, спомоществующему и труждающемуся в добрых делах. Завещание сие не есть изобретение Павлово, но совет и воля Высочайшего Бога. Ибо и Сам Бог и в Ветхом, и в Новом завете, и словом, и примером поучает, что уважение, служение и послушание, оказуемое добродетельным и святым людям, есть дело Ему угодное и благоприятное. Глаз есть член самый нежнейший и честнейший из членов телесных. А из частей, составляющих глаз, есть самая важнейшая и полезнейшая зеница. Она есть не другое что, как малая некая круглая скважина в роговой оболочке глаза, покрытая самою тончайшею паутиновидною сеточкою, которая, по причине крайней тонкости и чрезвычайной нежности своей, не терпит никакого прикосновения. Почему если кто дерзнет коснуться зеницы глаза своего, тот прорывает тотчас и повреждает паутиновидную сеточку, ее покрывающую: от чего разливается в яблоке жидкость, возмущается кристалловидная часть, и так называемая перепонка: одним словом, весь глаз повреждается и человек таковый навсегда остается слепым.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

А против соблазна самая нужнейшая вещь есть любовь: ибо если ты истинно будешь любить ближнего своего, то ничего не будешь делать соблазнительного ему. Для сего-то Павел заповедал тогда верным сии три правила: первое: бодрствуйте, сказал, дабы не быть приведенным в заблуждение от прелестников: второе: « стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся», дабы не быть побежденным от насилия мучителей: и третье: « вся вам любовию да бывают» , дабы не соблазнять братий своих. Сии же три правила суть оружия и против диавола: ибо он есть и прелести изобретатель, и насилия советник, и соблазна споспешник. поелику же и поныне есть прелестники, научающие душепагубному нечестию: и являются мучители, насильственным образом отвлекающие верных от правых догматов веры: и есть много соблазнителей всеми образы соблазняющих: да и» диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити»  (1Пет.5:8), почему и ныне необходимо нужно для всякой души завещание оное Павлово: « бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают». Смотрите же, как он, повторив в сих кратких словах все то, что говорил о вере и любви во всем своем послании, показывает потом и самое дело любви, моля о служении братиям. 1 Кор 16:15–16. Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов, яко есть начаток Ахаии, и в служение Святым учиниша себе: Да и вы повинуйтеся таковым и всякому споспешствующу и труждающуся. Фуртунат и Ахаик суть из числа седмидесяти Апостолов. Может быть они же были и домашние Хлоиса, о которых Павел в начале послания своего написал: « возвестися бо ми о вас, братие моя, посланным от Хлоиса»  (Злат. 1 Кор 1:11). Сих вместе со Стефанином Коринфяне послали к Павлу с писанием, содержащим в себе вопросы о браке, девстве и о жертвах, приносимых идолам, которые пришедши к нему объявили ему о расколе Коринфян, и о блуднике, также и о том, что некоторые из них говорили, яко бы воскресения мертвых нет (1 Кор 15:12). Поелику же Павел послал с ними Коринфянам ответ, содержавший в себе не только решения на их вопросы, но и обличительные увещания в рассуждении их грехов: то, опасаясь, дабы Коринфяне, получив от них таковое ответное послание его, не оскорбили их, яко объявивших ему их согрешения, одобряет их, говоря: « возрадовахся же о пришествии, Стефанинове, Фуртунатове и Ахаикове».

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

Энкомий, написанный пресв. Ахаиком, практически не содержит к.-л. дополнительных сведений о Н. Н.; единственная цель этого сочинения - «облагородить низкий язык» текста первоначального Мученичества и более логично описать события. В предисловии говорится, что эпитет «Новый» был дан святому, чтобы отличать его от свт. Николая , архиеп. Мирликийского. Пытаясь объяснить поражение греков от варваров на западе империи, автор подчеркнул, что в то время основные войска во главе с имп. Львом находились в вост. области. Из 12 воинов, покинувших Лариссу вместе с Н. Н., по имени названы только Михаил и Пантолеон. Чтобы оправдать Н. Н., к-рый не принял мученическую кончину на горе Тернавон, пресв. Ахаик написал, что он спасся, не поддавшись общей панике. Об Ирине и о Пелагии, пострадавших на горе Тернавон, сказано, что они укрывались там от вражеских племен. Узнав об убийстве воинов, женщины пришли оплакать их, но были схвачены и после исповедания веры усечены мечом. Еп. Филипп нашел мощи Тернавонских мучеников, после того как они явились ему во сне; когда епископ с клиром поднялись на гору, над останками святых засияли 12 огненных столпов. Дукс Фессалоники обрел мощи Н. Н. и исцелился от проказы также благодаря сновидениям: в 1-й раз пред ним предстал вмч. Димитрий и направил в Фессалию, во 2-й - сам святой. Софианос издал краткое синаксарное сказание о Н. Н., содержащееся в рукописи 81 из Большого Метеорского монастыря ( Σοφιανς. 1972. Σ. 178-179). В сказании говорится, что святой пострадал от еретиков, место и время мученической кончины не обозначены; 12 соратников Н. Н. и дукс Фессалоники в тексте не упоминаются - вместо него святым был исцелен некий варвар с востока. Прмч. Николай Новый. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1606/07 г. Прмч. Николай Новый. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1606/07 г. Прп. Никодим Святогорец поместил в составленный им «Синаксарист» сказание о Н. Н., несколько изменив первоначальное Мученичество: визант.

http://pravenc.ru/text/2566128.html

Арпила монах, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Арриан , муч. египетский, 14 дек. Арсений (мужественный, греч.), великий, преп. египетский, 8 мая. Арсений , преп. латрский, 13 дек. Арсений , архиеписк. керкирский, 10 янв. Арсений , еп. сербский, 28 окт. Арсений , еп. тверской, 2 марта. Арсений , пр. коневский, 12 июня. Арсений , пр. комельский, 24 авг. Артема , ап. из 70, 30 окт. Артема (здравый и свежий, греч.), муч. кизический, 29 апр. Артемий (здравый, греч.), муч. антиохийский, 20 окт. Артемия (здравая, цветушая, греч.) царевна, дочь Диоклитиана, муч. римская, 7 июня. Артемон , (парус, брамсель, греч.) еписк. Селевкии писидийския, 24 марта. Артемон , пресв. лаодикийский, муч. кесарийский, 13 апр. Архелая (начальница людей, греч.), преподобномуч. салернская, 6 июня. Архилий иерей, муч., 6 апр. Архипп (господин лошадей, греч.), ап. из 70,19 февр. и 22 ноября. Архипп преп., живший в Хонах, 6 сент. Асинкрит (несравнимый, греч.), ап. из 70, 8 апр. Аскалон (Аскла), муч. антинойский, 20 мая. Асклипиад (эскулапов – врача, греч. δχελς πιος постоянно благоприятный, врачующий), муч. смирнский, 11 марта. Аскипиодота муч., 19 февр. Асклипиодот (данный эскулапом, греч.), 3 июля. Асклиада , муч. фракийская, 15 сент. (она же Асклипиодота 19 февр.) Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды, греч.) синклитик, муч. кесарийский в Палестине, 7 авг. Астерий , муч. римский, 6 июля. Астерий , муч. киликийский, 20 мая. Астерий , муч. момпсвестийкий, 29 окт. Астий (городский, греч.), еписк. диррахийский, муч. 4 июня. Астион монах, муч. алмиридский на Дунае, 7 июля. Аттик ( афинский , греч.), муч. севастийский, 3 ноября. Аттий (Атт, нападающий, греч. или лучший), из 9 мучч., в Пергии памф., 1 авг. Африкан (африканский), 10 апр. 13 мар. и 28 окт. Аффоний ( независтливый, щедрый, греч.), муч. персидский, 2 ноября. Ахаз (владетель, евр.), праведный, 1 апр. Ахаик (ахейский, греч. от αχαα­добрая), ап. из 70, 4 янв. Ахиллий (Ахиллесу принадлежащий), еписк. лариссийский, 15 мая. (Ахиллес­скорбь войска).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

О сем Романе мученике, как другом, говорит и Антоний. Св. муч. Домник солунский . В месяцеслове Василия говорится, что он пострадал в Солуни от самого Максимиана, который строил в то время себе дворец в городе. В Деяниях св. (Mart. III. 827) с ним воспоминаются по римским мартирологам еще Филопол, Ахаик, Палатин. У Мартынова 1 октября показана память Домнина в Персиде с указанием на месяцесловы Конст. Вас. Нан. Остр. Асс. Иер. Кал. Флор. Клар. Маз. Мед. М. Гр. Но мы нашли только, что в константинопольском месяцеслове стоит память одного Домития, в Сирлетовом Домника солунского и Домнина в Персиде, во всех прочих (исключая Клар. Мед. Маз. коих в оригинале мы не могли видеть) или стоит память только Домнина без указания, откуда он, или память Домнина солунского, как в месяцеслове Василия, в прологах Петровом и стишном и в М. Греч.; вероятно, и в других разумеется Домнин солунский. 2 Священномуч. Киприан и муч. Иустина. В Деяниях св. (Sept. VII. 195–262) обширное исследование о сих мучениках. Память их была славна в древней церкви. Григорий назианзен говорит об них в своем слове, хотя отчасти смешивает Киприана с другим известным писателем карфагенским. Импер. Евдокия, супруга Феодосия Младшего, ов. 425 года написала в честь их стихотворение (оно в сокращении в библиотеке Фотия 184. Издано Бандинием в Camal. Bibl. Laur. 228). Несомненно, что сказание о сих мучениках составлено в глубокой древности; но дошло ли оно до нас в его древнем виде, доказать невозможно. В Деяниях св. помещены: 1. акты, по мнению издателей, интерполированные ( τς πιφανεασ). 2. Покаяние Киприана и 3. мучение святых ( τν προφιτικν). Все они находятся в Макарьевсвой четьей минее (Издание археограф. Комиссии 1870. окт. 2). Греч. текст Метафрастовых актов ( πολλ κα μαγλα в Полном курсе Патрологии со списка X века и других (Т. 115. 847). По сказанию императрицы Евдокии и одним актам мученики пострадали при Диоклитиане и издатели Деяний полагают мучение их в 304 году. В месяцеслове Василия они относятся во временам Декия, а по другим актам ко временам Клавдия (267–270).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005