16:15. Вера Христова в Ахайи началась с семейства Стефана, которое святой Павел обратил ко Христу и сам крестил (см. 1Кор. 1:16 ). Таким образом, дом Стефана был начатком, лучшим плодом христианства, что и оправдал тем, что посвятил себя на служение святым странникам. 16:16. Вероятно, Стефан был в числе предстоятелей Церкви и как начаток веры, и как высоконравственный муж, потому что святой Павел повелевает оказывать ему повиновение, как подчиненных к властному, равно и другим содействующим благосостоянию Церкви и трудящимся, служащим в церкви и вне, при крещении, проповеди, помощи бедным и подобном служении святым. 16:17–18. Стефан, Фортунат и Ахаик были посланцами коринфян, с письмом от них святому Павлу, на которое он по пунктам и ответил им. Я рад был, говорит, их приходу, потому что в их лице я увидел всех вас. Они успокоили дух его тем, что дали возможность ему видеть в себе всех любимых чад Коринфской Церкви, и особенно тем, что представили состояние этой Церкви в истинном виде, то есть, теперь ему стало известным, что хотя в ней и есть недочеты, но они скорее дело недоразумения, чем небрежности в добре и нежелания показать себя во всем исправными. А это значило, что стоит теперь только указать им, как надо жить, и все пойдет как должно. Это и делает святой Павел в послании. Таким, говорит, воздавайте за это признательностью, вниманием, любовью, почтением. Приветствия, изъявления благожеланий, поклоны (16:19–20) 16:19. Обращенные Апостолом, все сознавали себя в духовном отношении детьми одного отца духовного, потому искренне приветствовали друг друга, как родные. Но и, кроме того, все христиане имеют главою одного Господа и в Нем одном роднятся, составляя как бы одну семью. Поэтому Асийские и посылают свое родственное приветствие коринфским христианам. Шлют коринфянам свой привет знакомые им Акила и Прискилла со всеми, находящимися в их доме, и с теми, которые собирались к ним для молитвы и причащения и составляли, таким образом, домашнюю их Церковь . 16:20. Приветствуют и все братия ефесские братьев коринфских. Если далекие так приветствуют их как братьев, тем более они должны быть между собою как братья. Поцелуйтесь, говорит, лобзанием святым и живите единодушно, как любящие братья. Последнее слово и благожелание Апостола (16:21–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

215 Явивши в себе самом любовь к Коринфянам и преподавши им подробное учение о даре любви (в 13 гл.), Апостол теперь еще раз напоминает о сей добродетели, как основной, могущей их и вдохновить, и укрепить, и утвердить, как в вере истинной, так и в святой жизни, чуждой всяких несогласий, споров и пререканий, нарушавших любовь и мир многих Коринфян. По изъяснению св. Иоанна Златоуста , «Апостол говорит им (Коринфянам): бодрствуйте, как спящим, стойте, как колеблющимся, утверждайтеся, как малодушным, вся вам любовию да бывают, как неимеющим взаимного согласия. Одно направлено против обольстителей, именно: бодрствуйте, стойте; другое – против оскорбителей, именно: мужайтеся: третье – против возбуждающих несогласия и распри, именно: вся вам любовию да бывают, которая есть союз совершенства, корень и источник благ... Если бы любовь не была пренебрегаема, то они не гордились бы... не судились бы... не тщеславились бы духовными дарованиями». 216 Как всегда, так и особенно во время нестроений, великое благотворное значение имеют не многие лица, а избранные, сильные крепостию веры и христианскою мудростию. Были такие крепкие столпы и среди Коринфян. Их-то и указывает Апостол в лице Стефана, домашних его и подобных им – Фортуната и Ахаика, за которыми и повелевает Апостол следовать, как за действительными христианами, стремящимися к пользе церкви и содействующими спасению членов ее; а противников их отстраняться, как людей вредных и опасных. Чтобы еще более придать значения сим лицам, Апостол говорит о великом своем удовольствии от общения с ними, тем более, что они представляли в лице своем всех истинных христиан Коринфских. Стефан был крещен самим ап. Павлом. Его, как человека особенно верного, присылали к Апостолу Коринфяне, и Апостол теперь, посылая его, обращает на него особенное внимание их, очевидно с тем, чтобы они имели его в качестве предстоятеля, каковыми были также рекомендуемые Фортунат и Ахаик, причтенные к лику 70 Апостолов (память их 4 января). 217 Приветствия от всех церквей и в особенности от некоторых избранных членов их, посылаемые Апостолом, имеют многоразличное значение. Они, во 1-х, говорят о тесном союзе веры и любви христиан и о взаимном их соучастии, так что, хотя послание составлял сам ап. Павел, а переписывал Стефан, но и прочие члены церкви Ефесской и других церквей, бывшие тогда близ Апостола не были в неведении относительно отправления ап. Павлом послания к Коринфянам. И это имело великое значение не только для того времени, но и для наших времен, когда многие злонамеренные особенно старательно, хотя и тщетно, стараются подвергнуть сомнению все основные и первоначальные источники нашей веры. Как бы предвидя подобные вражеские нападения на подлинность писании апостольских, ап. Павел всячески оградил достоверность своего писания к Коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

3. Заключение. Извещает о послании святого Тимофея и своем скором прибытии, с вразумительными внушениями (4, 17–21) Стих 17. Сего ради послах к вам Тимофеа, иже ми есть чадо возлюблено и верно о Господе, иже вам воспомянет пути моя, яже о Христе Иисусе, якоже везде и во всякой церкви учу. Сего ради. Чего? — «Того, что точно имею вас чадами возлюбленными и пекусь о вас, как отец» (святой Златоуст). Или и так: по отеческой к вам любви, но по причине беспорядков, среди вас происшедших; так что сего ради обнимает все предыдущее отделение. Послах. Когда писалось сие послание, святой Тимофей был уже отослан в Коринфе. Это дает мысль о таком ходе событий. Домашние Хлоины известили святого Павла о том, что недоброго происходило в Коринф. Святой Павел и сам готов бы туда поспешить, но его удержали дела, почему он послал вперед святого Тимофея, чтобы он или исправил, или приостановил зло, пока прибудет сам святой Павел. Это то самое послание Тимофея, о коем поминается в Деяниях 19, 22, где говорится, что святой Павел, положив в духе пройти Македонию и Ахаию, в Коринф послал вперед Тимофея и Ераста. «Посмотри, как доблестна душа Павла, как она пламеннее и живее огня! Он хотел сам прийти к коринфянам, находившимся в тяжкой болезни и смятении, ибо хорошо знал, как полезно было ученикам присутствие его и каким вредом сопровождалось его отсутствие. Он хотел и спешил сам прийти; но так как сделать это было еще невозможно, то вразумляет их обещанием своего прибытия, а между тем отправляет к ним ученика» (святой Златоуст). Когда отбыл святой Тимофей, пришли и посланные от коринфян Стефан, Фортунат и Ахаик (16, 17) с письмом; по какому случаю и пишется сие послание. Послах Тимофея, иже ми есть чадо возлюбленно и верно о Господе. «К коринфянам расположение свое выказал Апостол тем, что послал к ним Тимофея; а к Тимофею любовь свою тем, что наименовал его чадом возлюбленным, объявил и другую его добродетель, назвал верным о Господе» (Феодорит). Святой Тимофей был известен в Коринфе, ибо вместе с святым Павлом был там, при первом насаждении веры. Но Апостол счел нужным выставить его добрые качества и его близость к себе ради того, что коринфяне оказались очень забывчивыми, когда забыли и о достоинстве самого Апостола своего. «Посему словами этими и любовь свою выражает к Тимофею, и вместе коринфян располагает принять его с уважением. Чадо, говорит, возлюбленно и верно. Не просто: верно, но: верно о Господе, то есть в делах Господних. Если быть верным в житейских делах — похвально, то тем более — в духовных. Если же он верен, то устроит дела безукоризненно» (святой Златоуст).

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Апостол подчёркивает соблазн Креста: для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие ( 1Кор.1:23 ) – и даёт властные распоряжения, напоминает в 15 главе центральное благовестие о воскресении мёртвых. Далее, когда к нему приходят с вопросами Стефан, Фортунат и Ахаик (см.: 1Кор.16:17 ), апостол высказывается против всяких недоразумений и неверного понимания христианской свободы. 3 . По всей видимости, апостол Павел получал и другие неутешительные сведения о коринфянах, поэтому решил посетить Коринф, но вынужден был его спешно покинуть. В научной литературе это событие обозначается как «промежуточное» посещение Коринфа 88 . 4 . Согласно второму посланию к Коринфянам после этого посещения апостол написал ещё какое-то послание в надежде исправить положение: я писал вам со многими слезами ( 2Кор.2:3–4, 7:8 ). Мы также знаем, что это неизвестное нам послание апостол Павел переслал в Коринф с апостолом Титом (см.: 2Кор.2:13, 7:13 ). 5 . Затем апостол Павел покинул Ефес и направился в Троаду, где ожидал прибытия апостола Тита с известием о том, как было принято его послание (см.: 2Кор.2:12–13 ). Но, не дождавшись его, он отправился в Македонию, куда впоследствии прибыл и Тит с хорошими вестями о положении в Коринфе. Именно по этой причине своё второе послание апостол Павел писал с выражением радости от успеха его предыдущего послания и миссии Тита. Таким образом, если данная хронология выстроена правильно, то это означает, что апостол Павел трижды посетил Коринфскую Церковь и написал коринфянам четыре послания. Второе послание к Коринфянам апостола Павла: существует ли целостность? Если мы проследим структуру второго послания к Коринфянам, то обнаружим, что членение этого послания у разных экзегетов различно, и во многом оно зависит от характера интерпретации. Наиболее явная структура такова. Начинается второе послание, как всегда у апостола Павла, с так называемого прескрипта и проэмия 89 . Затем следует основная часть послания, которая в свою очередь распадается как минимум на четыре части:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместо себя апостол направил чрез Македонию Тимофея, своего верного помощника, чтобы он разведал и донес ему в подробности о положении Коринфской церкви, предварительно сделавши все для ее умиротворения. Между тем слухи о Коринфской церкви все стали повторяться и умножаться. Затем в Ефес пришли домашние одной христианки Хлои и подтвердили апостолу рассказы о состязаниях и спорах религиозных, усилившихся до того, что выходило нечто похожее на секты с отдельными руководителями во главе. Возвратившийся из Коринфа Аполлос много неприятного также мог сообщить ап. Павлу и решительно отказался идти опять в Коринф для устроения церкви, не смотря на усиленные просьбы ап. Павла. Наконец, в Ефес прибыли посланные от Коринфской церкви; Стефан, Ахаик и Фортунат с нарочным посланием к апостолу. Хотя эти пришельцы несколько успокоили апостола, однако же он из послания убедился в действительности многих и таких нестроений, которые требовали немедленных исправительных мер и повергали апостола в немалую скорбь. Вследствие этого ап. Павел и решился, не покидая до времени Ефеса, немедленно отправить в Коринф свое послание. Время и место написания послания. Из самого послания (16:7–8) видно, что оно написано из Ефеса. Временем написания считают обыкновенно 57 или 58-ой год по P. X. Последовательный анализ первого послания ап. Павла к Коринфянам. Это послание превосходит все остальные Павловы послания по разнообразию предметов, о которых апостол ведет здесь речь. Причина этому – многочисленные нестроения, а также недоумения Коринфян, которые все нужно было разрешить. Для более легкого усвоения послания, все содержание его можно расположить в следующем порядке. Сначала идет обычное в посланиях вступление, с приветствием и благодарением Бога за Коринфян (1:1–9). Далее идет изложение, в котором примечаются, собственно, две части. В первой содержатся, главным образом, обличения, а во второй наставления. Обличения. 1) За Коринфские распри и разделения (1:10–4:21). 2) Обличение кровосмесительного любодейства, терпевшегося до сих пор к Коринфской церкви (5:1–13).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе святой Павел, осуществив свой план о посещении Иерусалима на Пасху, начал свое третье Апостольское путешествие из Антиохии и «проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию»(Деян 18:22–23 [ 70 ]), прибыл в Ефес для утверждения здесь Церкви Христовой (Деян 19:1 [ 71 ]). Тут до него стали доходить разные неблагоприятные слухи об оставленной им Коринфской Церкви. Он хотел было сам отправиться в Коринф прямо из Ефеса морем (2 Кор 1:15–16 [ 72 ]), но не решившись оставить Ефеса, вместо себя, отправил в Коринф своего возлюбленного ученика Тимофея, поручив ему пройти через Македонию и затем донести ему обо всем происходящем в Коринфской церкви. Между тем неблагоприятные слухи о Коринфской церкви стали повторяться и умножаться. Будто бы один из коринфских христиан допускал такой вид блуда, какой и у язычников не допускается (1 Кор 5:1 [ 73 ]). Затем пришли в Ефес домашние одной христианки Хлои и подтвердили Апостолу этот слух, рассказав при этом и многое другое недоброе, огорчив особенно Апостола рассказами о разных религиозных спорах и состязаниях (1 Кор 1:11–12 [ 74 ]). Создавалось впечатление, что в Коринфе возникли отдельные религиозные партии или секты. Прибывшие из Коринфа посланные от Коринфской Церкви Стефан , Фортунат и Ахаик несколько успокоили дух Апостола (1 Кор 16:17 [ 75 ]), но все же подтвердили наличие многих нестроений. Подтвердив слухи о блуде и о распрях, они передали и многое другое вновь: о тяжбах в языческих судах, о беспорядках на вечерях любви, о непокровении женщинами голов своих в церкви, о неверии некоторых в воскресение мертвых. Апостолу были предложены также в особом послании и вопросы: о супружестве и девстве, о ядении идоложертвенного, о даре языков и т. п.. Вследствие этого святой Апостол Павел и решился отправить в Коринф свое Послание, чтобы уврачевать все нестроения и дать ответ на все недоумения. При этом он обещает и сам придти к ним (1 Кор 4:19–21 [ 76 ]). Дополнительным поводом к написанию послания, как видно из 1 Кор 16:1–4, [ 77 ] было устройство сбора денежного вспомоществования для палестинских христиан. Время и место написания послания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Во время своего полуторагодового пребывания в Коринфе, святой Апостол основал Церкви Христовы не только в Коринфе, но и в Кенхрее (см. Рим. 16:1 ) – гавани и предместье Коринфа, и в других местах Ахайи (см. 2Кор. 1:1 ). В состав Церкви Коринфской вошли по преимуществу язычники, по большинству языческого населения там (см. 1Кор. 12:2 ), но немало было и иудеев древнего благочестивого населения (см. 1Кор. 10:1 ). Судя по мирским отношениям, в числе верующих не много было мудрых, но все-таки были, не много было знатных, однако были, не много было богатых, однако были и такие. Большинство же состояло из простецов, небогатых и неученых, но эти внешние отличия сглаживались более или менее влиянием духовных совершенств. Один получал слово премудрости и разума, другой – дарование исцеления, иной – действия сил (дар чудотворения – ред.), иной – рассуждения духовном, иной – роды язык, иной – сказания язык, иной – дар пророчества и многие другие, и все это по одному и единственному праву – по мере веры (см. 1Кор. 12:7–10, 13:1–3, 14:26 ). По именам из уверовавших поминаются Иуст, в доме которого, вероятно, были и первые церковные собрания. Крисп, начальник синагоги, уверовавший со всем своим домом и крещенный самим Апостолом Павлом (см. Деян. 18:7–8 ), Гай – после странноприимец Павлов (см. Рим. 16:23 ; 1Кор. 1:14 ). Стефан, тоже крещенный Апостолом Павлом, которого со всем его домом особенно хвалит Апостол (см. 1Кор. 16:15 ). Хлоя с домашними ее (см. 1Кор. 1:11 ). Фортунат, Ахаик (см. 1Кор. 16:17 ) и некто Епенет возлюбленный (см. Рим. 16:5 ). Фива, диакониса Кенхрейская (см. Рим. 16:1–2 ). Сосфен, битый по случаю восстания на Апостола Павла, но не как христианин (см. Деян. 18:17 ), потом стал истинно верующим, и был при святом Павле в Ефесе во время написания послания (см. 1Кор. 1:1 ). Еще Ераст, городской строитель (эконом) Кварт (см. Рим. 16:23 ; 2Тим. 4:20 ). Вероятно, все эти лица были ближайшими сотрудниками святого Апостола в устроении Церкви и усердными продолжателями его дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Помимо двенадцати апостолов Спаситель «избрал... и других 70 учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк.10:1 ). Необходимость появления этого круга избранных учеников Он объясняет обилием жаждущих слова Божия: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Лк.10:2 ). Имена этих апостолов в Новом Завете не названы. 70 апостолов были посланы на проповедь перед началом пути Господа на Страсти. Как и 12, число 70 имеет глубокую религиозную символику. В Быт.10:2–31 говорится о 70 народах, живущих на земле; Моисей собрал «семьдесят мужей из старейшин Израилевых» и «поставил их около скинии» ( Чис.11:24 ) и др. Полного списка 70 апостолов не существовало еще в IV в. Согласно Евсевию Кесарийскому , «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет» 194 . В древних списках имена не совпадают, этим обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах: в Апостоле и в Минее за январь. Славянские Четъи-Минеи указывают следующие имена: Иаков, брат Господень; Марк евангелист, Лука евангелист, Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей, Анания, Стефан архидиакон, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан; Крискент, или Криск; Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий , Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий, Ераст; Куарт, или Кварт; Евод, Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кондрат; Марк, он же Иоанн; Зина, Аристарх, Пуд, Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема, Акила, Фортунат, Ахаик. Святитель Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер. Необходимо отметить, что многие из указанных апостолов не входили в число тех 70 учеников, которых Господь избрал перед началом пути на Страсти, т. к. они упоминаются в более поздних текстах Нового Завета. Например, об обращении Варнавы говорится только в Книге Деяний (4:36–37), Аполлос пришел из Александрии уже во время миссионерских путешествий ап. Павла ( Деян.18:24–25 ), Онисима ко Христу привел ап. Павел ( Флм.1:10 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако самое слово υβενσεις показывает, что в коринфской общине уже существовали лица, которым вверено было руководство общиной, и положение которых можно было сравнить с положением кормчего или командира на корабле 246 . Эти коринфские υβενιτα соответствовали очевидно фессалоникийским ποσταμνοι. В чем заключались их обязанности в коринфской общине, из этого места мы не можем делать никаких выводов. Но в 16 главе даются некоторые указания относительно и этого пункта. „Прошу вас, братия, вы знаете семейство (τν οαν) Стефаново, что оно есть начаток (παχ) Ахаии, и что они посвятили (ταξαν) себя на служение (ις διαοναν) святым; будьте и вы почтительны (ποτσσησϑε) к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся (τ συνεγοντι α οπιντι). Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых“ ( 1Кор.16:15–18 ). Едва ли может быть сомнение в том, что Стефан и его родственники, вероятно Фортунат и Ахаик 247 , занимали в коринфской общине положение аналогичное тому, какое имели ποσταμνοι у фессалоникийцев. Стефан с родственниками приходят к апостолу по поручению общины, как её представители. Те и другие трудятся словом и делом (οπιντι ср. οπιντες) на пользу общины, служат общему делу (συνεγοντι ср. τ γον τν – 1Сол.5:13 ), ободряют дух верующих ( 1Кор.16:18 , ср. 1Сол.5:14 ). Те и другие заслуживают поэтому особенно почтительного отношения со стороны общины. Но здесь дана новая черта, бросающая свет на происхождение предстоятельства в общине. Мы узнаем отсюда, что Стефан с семьей был первым плодом апостольской проповеди в Коринфе, и что он, как первенец веры, добровольно посвятил себя новосозданной общине, отдал ей свои духовные силы и может быть материальные средства и таким образом содействовал упрочению коринфской церкви 248 . Сначала будучи свободным и добровольным, служение семейства Стефана скоро получило характер некоторой правильности, систематичности, характер установленного порядка (ταξαν).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

С другой стороны прежнее свободное принятие общиной услуг со стороны Стефанова семейства налагало на нее нравственные узы, обязывая общину к подчинению его авторитету (ποτσσησϑε) Вследствие этого добровольное служение естественно должно было перейти в общественное полномочие и должностную деятельность. Итак первое послание коринфянам знакомит нас с происхождением церковного предстоятельства. Последнее возникло по нему из добровольного служения первенцов веры, посвящавших свои силы и средства на пользу молодой общины, к её духовному и внешнему утверждению. Так возникли υβενϑεις коринфской церкви. Но кроме этого служения апостол называет другое, именно αντιλμψεις, состоящее в содействии, вспомоществовании, поддержке. Апостол не объясняет, в каком отношении это второе служение стоит к первому. Но ясно, что он различает их. Конечно, слишком смело считать „управления“ и „вспоможения“ абстрактными выражениями конкретных понятий „епископы“ и „диаконы“ 250 . Так рано едва ли могло явиться столь определенное разграничение служений, тем более, что понятие ντιλαμβνεσϑαι в милетской речи ап. Павла применяется к пресвитерам ( Деян.20:25 ) 251 . Но что уже здесь мы вправе видеть начало разграничения местных служений, в этом едва ли можно сомневаться 252 . Оба эти служения входили вероятно в содержание той диаконии, которой посвятила себя семья Стефана. У нас нет никаких оснований утверждать, что дар управления принадлежал самому Стефану, дар же вспомоществования – его родственникам или рабам. Но мы должны подчеркнуть здесь на наш взгляд весьма важное обстоятельство. Руководство коринфской общиной принадлежало целому дому Стефана, то есть нескольким лицам. Но нет сомнения, что в этой небольшой группе руководителей должны были сохраняться отчасти естественные семейные отношения. Кто бы ни были, остальные члены дома Стефанова, родственники ли его или рабы, во всяком случае Стефан, как глава дома, должен был иметь руководящее значение и пользоваться преимущественным влиянием в делах общины. Другие члены его дома, конечно не могли заявлять претензии на равный с ним голос, касалось ли дело материальных трат в пользу общины или нравственного руководства. При существовании одного собрания (λησα) в коринфской общине ( 1Кор.11:18 ) едва ли мог быть вопрос о том например, кто должен предстоятельствовать при совершении евхаристии. Также едва ли могли спорить о том, кому поручить главную роль при представительстве коринфской общины пред апостолом Павлом в Ефесе. Общиной были посланы к Павлу три лица: Стефан, Фортунат и Ахаик. Но из самого послания Павла видно, что Стефан имел и здесь первенствующее значение. Он упомянут апостолом три раза ( 1Кор.1:16 ; 1Кор.16:15, 17 ) и в числе трех лиц назван первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001   002     003    004    005    006