Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Святогорский старец Герасим Микроагиоаннанит. У начальников Бог забирает Благодать, чтобы они говорили с нами грубо и мы могли сдать экзамены     Святогорский старец Герасим Микроагиоаннанит У начальников Бог забирает Благодать, чтобы они говорили с нами грубо и мы могли сдать экзамены     Публикуем впервые небольшое поучение старца Герасима, сказанное афонским отцам как завещание.  - Святая Гора Афон   Не будем ставить Бога в затруднительное положение. Он весь любовь. Он не хочет видеть нас несчастными. Но что же Ему делать? Если нам дать много благодати, мы превозносимся, если не дать страдаем и отчаиваемся.  Когда мы отправляемся в путь к Богу, -  то скоро устаем... А когда уклоняемся от пути, это тоже бывает в некотором смысле полезно, тогда благодать Божия нас немного оставляет, чтобы мы смирились.  Так человек смиряется, а затем приходит благодать Божия, он познает самого себя и перестает доверять себе. Тогда он начинает чувствовать помощь Божию. Как и малый ребенок, когда немного подрастет и учится ходить: мама держит его под ручки, а он делает большие шаги и думает, что ходит хорошо и не качается. Однако если это  будет продолжаться все время, ребенок разовьется неправильно. Ведь если постоянно держать его за руки, то него выработается ложное восприятие действительности, и как только он захочет пойти сам, сразу кувыркнется.  Теперь вы видите, что эти шаги еще нельзя назвать его собственными шагами. Когда мы молимся, чтобы Бог дал нам любовь, тогда начинается экзамен!   Например, может заболеть какой-нибудь брат, чтобы Бог мог дать нам любовь через болезнь этого брата. Он может попросить нас принести чай, подать то или это, чтобы мы могли оказать ему помощь и Бог увидел бы нашу любовь и наше терпение.   А как он проверяет терпение?! - Через начальников...   Иногда у начальников забирает Бог немного Своей благодати, чтобы они говорили с нами грубо и мы могли сдать экзамены по добродетели, а Он посмотрит, осуждаем мы или нет, особенно если мы просим Его научить нас никого не осуждать.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=116...

София, 1908. Т. 13. С. 253-276). В кон. 60-90-х гг. XX в. были достигнуты новые успехи в каталогизации слав. рукописей афонских собраний. В 1968 г. Дж. Трифунович кратко описал значительную часть слав. собрания Иверского мон-ря ( Словенски рукописи у манастиру Ивирону//Библиотекар. Београд, 1968. 5. С. 425-432). В 1978 г. вышел в свет составленный Д. Богдановичем достаточно подробный каталог б-ки Хиландара, к-рый включает в себя описание 815 рукописей и отрывков XII - нач. XX в. и снабжен палеографическим альбомом ( Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978). В 1981 г. эта работа была дополнена описанием филиграней собрания, выполненным М. Матеичем. В том же году А.-Э. Н. Тахиаос опубликовал подробное описание коллекции Русского Пантелеимонова мон-ря (также снабженное снимками), куда вошли сведения примерно о половине фонда - 74 кодексах кон. XIII - кон. XIX в. ( Tachiaos A. -E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981). Полный каталог собрания с постатейной росписью содержания (по материалам, собранным в результате научной экспедиции 1983 Н. Б. Тихомировым и А. А. Туриловым) в наст. время готовится к изданию. В 1985 г. издано подробное описание 59 слав. списков библейских книг (Псалтири, Евангелия, Апостолы) XIII - нач. XVIII в. из Зографского мон-ря, составленное С. Кожухаровым, X. Кодовым и Б. Райковым по материалам научных экспедиций 1978 и 1979 гг., с большим числом снимков ( Кодов Хр. , Райков Б. , Кожухаров С. Опис на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света Гора. София, 1985. Кн. 1). В 1994 г. теми же авторами при участии австр. слависта X. Микласа опубликован краткий каталог всего собрания (286 кодексов и фрагментов XI-XIX вв.) ( Райков Б. , Кожухаров С. , Миклас X. , Кодов Хр. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994). В 1989 г. вышел в свет составленный Матеичем и Богдановичем каталог слав. манускриптов Вел.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Предоставляя таинственные судьбы грядущего единому Всеведущему, вся строющему к собственной славе и благу человечества, проследим по св. горе Афонской сквозь мрак истекших веков, при свете исторических свидетельств, и посмотрим на иноческий быт Русских, спасавшихся на ней и уложивших свои кости, или только временно принимавших здесь уроки подвижничества, как в высшей духовной школе. По убеждению ли сердечному и искренней уверенности в высоком достоинстве афонского подвижничества, или по чувству и сознанию собственной немощи в отношении к подвигам, – но чрезвычайно верно выражено нашими православными предками понятие о св. горе в советовании о благочестии или православии. Там, в правиле 22-м, говорится так: «предстоит духовная потребность, чтобы Русских, искренно расположенных к добродетельной жизни, посылать на Афон, как в школу духовную» 50 . Школа по своему назначению и целям – такое место, где по принятии начатков и по окончании образования, с какими бы то ни было успехами, нельзя образовавшимся там оставаться навсегда, потому что долг и право требуют от них – быть впоследствии светлым образцом подражания и наставниками для других. Такова точно, в аскетическом отношении, и св. гора Афонская всегда была для Русских: это в полном значении – школа духовная! В чувстве подобного значения, Савва, игумен Тверской, в XV веке, сложив с себя управление своей обителью, отправился на Афонскую гору, как в высшее училище духовных подвигов 51 . Между тем, в течение осьми с лишком веков видится, и кроме Саввы, много русских иноков здесь; не было, может статься, и промежутка времени, когда бы св. гора не видела их на своих священных высотах, во множестве обителей, скитов и калив; и все Русские были на ней не иное что, как случайные странники, как ученики в подвижнической школе. Столь высокое значение и достоинство св. горы, удовлетворительным и самым торжественным образом, оправдал XV век: когда, по случаю исправления церковных книг, вызван был отсюда в Россию, на столь важный и священный труд, инок Максим Грек , как муж ученый, как богослов, и как пустынный подвижник, проявивший в лице своем правоту верований и чистоту подвижнической афонской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  В данном конфликте двух держав под угрозой остается Святая Гора Афон. Входивший многие столетия в состав Турции Афонский полуостров лишь в ноябре 1912 г. был занят греческими войсками. Однако, как отмечает проф. О. Петрунина (МГУ), временем окончательного включения Афона в состав Греции можно считать лишь 1926 г. До этого ни Лондонская, ни Бухарестская конференции и подписанные на них мирные договоры (1913 г.) не санкционировали присоединение Афона к Греции, оставив этот вопрос нерешенным. В связи с тем, что русские обители на Афоне в тот период оказалось незащищенным перед давлением и дискриминацией, правительством Российской империи в конце 1916 г. было принято решение о расположении на Афоне российских войск для защиты русского святогорского монашества. 3(16) января 1917 г. на Афоне высадился совместный франко-русский отряд, который взял под контроль полуостров и обеспечил здесь порядок. Правительство Российской империи выступало против включения Афона в состав лишь одного государства, отстаивая необходимость сохранения за полуостровом международного суверенного статуса автономной монашеской республики под протекторатом православных государств, имевших на Афоне свои монастыри (Россия, Греция, Болгария, Румыния и Сербия). Однако дальнейшие трагические события 1917 г. оставили эти планы нереализованными.   Факт международно-правовой незавершенности включения Афона в состав греческого государства неоднократно давал Турции повод ставить под сомнение законность этого акта. Учитывая недавнее осложнение отношений между Турцией и Россией, которая всегда выступала на защиту Греции, эскалация греко-турецкого конфликта в связи с «Эгейским спором» несет прямую угрозу Афону, и в частности расположенному здесь Русскому монастырю, который в случае обострения военного противостояния может оказаться на самом «острие ножа».   http://www.pravoslavie.ru/89434.html Комментарии Всего комментариев: 19 2016/01/16, 22:07:45 Святой Афон. Гора святая... Всегда был и будет рубежом между добром и злом, Запада и Востока, Европы и России. Те, кто ставит себя впереди Востока, помнят ли, что Запад всегда позади его?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2226

Да, добраться до Афона было легче, чем покинуть его. Святая гора начинается с Уранополиса. Маленький городок на перешейке восточного «пальца» служит перевалочной базой для паломников и одновременно пограничным и таможенным пунктом. Единственный морской паром «Васас», которым проще и быстрее всего добираться до расположенных по западному побережью обителей, отправляется отсюда ежедневно без двадцати десять утра. Поэтому в Уранополисе путникам, как правило, нужен ночлег. Весь населенный пункт живет за счет гостиниц, морского транспорта и бесчисленных иконных лавок на центральной улице. И ничего страшного, если расчет визитера на полупустые (вне сезонного пика) отели не оправдался. Партнером добродушного усатого грека-отельера оказывается русскоговорящая барышня Каролина. Всплеснув руками («что же вы не забронировали заранее!»), она тут же связывается с подругой, и пять минут спустя та доставляет постояльца в свою «Панораму Спа», расположенную чуть на отшибе и потому действительно готовую предоставить свободные комнаты. Как и всякое карликовое государство, Святая гора ревностно блюдет свои границы. Нашим читателям, разумеется, известно, что представительницам слабого пола вход сюда заказан. Мужчинам же стоит заранее побеспокоиться об особой визе — диамонитирионе, без которого не пустят ни на борт парома, ни в обитель — конечную точку следования. Запрос на нее принимают в паломнической службе любого из 20 афонских монастырей. Саму же бумагу можно получить начиная с полвосьмого утра в офисе «Графейо», расположенном тут же на набережной и очень напоминающем визовые центры компактном учреждении, где клерки в мгновение ока находят нужный файл и сразу распечатывают его на официальном бланке. Вместе с печатями на моем документе оказались оцифрованные автографы представителей священноначалия Великой лавры и монастырей Дохиар, Ксенофонт и Эсфигмен. Всё, можно брать билет на паром. На борту уже интернациональное православное братство. Два грузина, провожая взглядом увязавшихся за судном чаек, сосредосточенно докуривают последние сигареты перед несколькими сутками воздержания от табака. Сербы вдохновенно фотографируются на фоне морских пейзажей. Болгары обступают прямо на палубе продающего четки старенького монаха и едва не пропускают свою пристань... И вот через час с небольшим вдали показались и купола Русского Пантелеимонова монастыря.

http://e-vestnik.ru/reports/tysyacheleti...

Это все равно как если бы слепой посреди дороги сказал зрячему поводырю своему: - Ты не нужен мне. Уходи от меня. Я буду своей палкой тыкать и сам найду дорогу. На это поводырь отвечает слепцу: - Но я вижу дорогу, а ты не видишь. Я ходил этой дорогой, а ты нет. Возьми мою руку и спокойно иди со мной. Верь мне. Но упрямый слепец отвечает сердито: - Уходи, не нужен ты мне. Палка более надежный поводырь для меня, чем ты. Ощупывание пути скорее приведет меня к цели, чем вера в тебя. Снова встревоженный поводырь говорит: - Но на дороге встречаются разбойники и обманщики, они схватят тебя и уведут на ложный путь. Потому иди за мной. Но слепец настаивает на своем и отгоняет поводыря: - Уходи от меня, ощупывание дороги приведет меня быстрее и надежнее в мой город, чем твои глаза. Так расходятся слепец и его поводырь. Языческие народы щупают своей тростью, не видя, что эту трость держит в руке злой дух, а христианские народы свободно следуют за своим Поводырем, Господом Иисусом Христом, с полной верой и детским доверием к Нему. А Он испытывает любовь к тем, кто следует за Ним с верой,- невиданную на земной планете любовь, доказанную крайним унижением и муками на Кресте. Христос сказал, что принес меч, чтобы разделить [ 8 ]. И разделил ослепленный мир. Одни слепцы, с верой в Него, пошли за Ним, своим Проводником. А другие слепцы, с верой в свою тросточку больше, чем во Христа, остались, чтобы тросточкой стучать и ощупывать незнакомый путь, без Поводыря. Часть 1 Видел ли ты, Феодул, снежные Гималаи? Видел ли белоглавый Олимп? И видел ли вечно зеленую Святую Гору Афонскую? Гималаи выше всего, Олимп ниже, Святая Гора самая низкая. Но все эти три горы представляют самые высокие уровни, до которых дух человеческий от сотворения мира до сих пор смог подняться. В первых двух случаях смог подняться собственными усилиями и обманом чувств бесовским, а в третьем - силою Христа, вселенского Мессии, Сына Божия. Гималаи - самые высокие горы на земной планете. И дух человеческий в землях гималайских, в Индии и на Тибете, поднимался до предельных высот, достигнутых собственными усилиями. Олимп намного ниже и представляет куда более низкий уровень, до которого поднялся дух языческого эллинства. Вечно зеленая Святая Гора Афонская ниже их обоих, но представляет наивысшую духовную ступень на всей земле и за всю историю мира, до которой не дух человеческий сам себя поднимал, а явившийся и воплотившийся Бог его вознес. И явившийся и воплотившийся Бог изрек Свой суд о высотах человеческих, говоря: что высоко у людей, тО мерзость пред Богом (Лк. 16 , 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Но вскоре произошло чудо, и через 5 лет Афон было не узнать. Молодых монахов здесь уже было гораздо больше, чем старых. Новую высоту обрела подвижническая жизнь. Безусловно, во многом это была заслуга таких старцев, как Иосиф Исихаст, взрастивший множество учеников. Когда в 1981-м году Греция вступила в Евросоюз, были выделены средства на реконструкцию Афона. Это спасло большинство старинных построек от превращения их в груду камней. Но сильно повредило духу Святой Горы! Всюду проложили дороги, так как машинам надо было возить строительные материалы. Шум и пыль стали нарушать уединенность и молитвенный настрой. По предписанию Евросоюза на Афоне были построены здания определенного уровня комфортности, что привнесло дотоле невероятный на Афоне элемент роскоши и респектабельного комфорта. Для монахов это обстоятельство спровоцировало новые соблазны, потому что бедная монашеская жизнь всегда расценивалась как благословение Божие. В общежительных монастырях пользы от этой реконструкции, возможно, было больше, чем вреда, а вот отшельническая жизнь от этих нововведений сильно пострадала. Афон – это место беспрерывной, никогда не прекращающейся молитвы Но все равно Афон – это место беспрерывной, никогда не прекращающейся молитвы. Здесь непрестанно проявляется благодать Божия в святости отдельных монахов и в тайных знамениях. Известно, что на вершинах гор происходят все главные библейские события: на горе Синай человечеством получены 10 заповедей, на Фаворе явлено Преображение, на горе Елеон – Вознесение. Святая Гора – высшая точка земли. Есть четыре главных принципа афонского жизнеустроения. Во-первых, отшельничество, потому что монашеская жизнь на Афоне – это, прежде всего, отшельничество и исихазм, здесь даже уставы общежительных монастырей намного более жесткие, чем в других местах планеты. Во-вторых, самоуправление, так как Святым Афоном не управляют епископы, они здесь могли бы только помешать, потому что, с одной стороны, Святая Гора под покровительством Вселенского Патриарха Константинопольского, а с другой – и это важнее – Афоном управляет Сама Пресвятая Богородица.

http://pravoslavie.ru/140281.html

Не имелось ли в древности таких же подлинников, обязательных для изображений святынь и священных зданий и местностей, какие были в употреблении при изображении лиц и наружности святых угодников. Не подчинялся ли живописец, рисовавший в Хлудовском снимке Палестинские святыни, известным условным правилам, которыми не столько ограничивалось, сколько руководствовалось его собственное воображение? – и 3. В случае основательности последнего предположения, не найдется ли возможность проверить его хотя бы относительно изображений Палестинских святынь посредством сравнительного изучения Греческих и Русских лицевых рукописей? Таким образом, предлагаемые нами рисунки, как оказывается, не имеют большого значения в смысле точного воспроизведения Палестинских святынь и достопамятностей, но они не лишены значения как образец представления наших предков о Святой Земле и как единственный лицевой список Даниилова Хождения. IV. Четвертая статья Хлудовского сборника, на л. 65 и об., состоит из известного и часто встречаемого в рукописях XVI–XVII вв. Сказания Святогорца Исаии об Афонской горе. Статья озаглавлена на л. 65 следующим образом: « в лто го. о стои гор и колко на ста гора« (В лето 6997 (1489 года) сказывал Исаия старец о Святой горе, о велицей и чудней, колько монастырей на ней » . Слова: «Святая гора» вслед за заглавием статьи указывают на содержание рисунка, помещенного тут же, по всей вероятности также плод воображения художника, подобно рисункам, приложенным к Даниилову Хождению. Конец сказания Исаии Святогорца утрачен. Между листом 65 и следующем за ним, по теперешней пагинации сборника, листом 66 не достает одного или нескольких листов, судя по отсутствию конца статьи IV и начала статьи V. Восстановляя нарушенный переплетчиком порядок листов сборника, я не мог отыскать упомянутых недостающих листов, которые должны считаться безвозвратно утерянными. V. Пятая статья сборника по только что приведенным данным не имеет начала и потому неизвестно как она могла быть озаглавлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так слепец и его поводырь расходятся в разные стороны. Языческие народы щупают дорогу своими палками, не замечая, что концы их держит в своей руке злой дух, а народы христианские твердо идут вслед за своим Путевождем, за Господом Иисусом Христом, с совершенной верой и с детским к Нему доверием. И Он проникается любовью к тем, кто шествует за Ним с верой, – любовью, о которой не ведала сия планета, – той, что была засвидетельствована крайним уничижением и муками на кресте. Сказал Он, что принес меч, чтобы произвести разделение ( Мф.10:34–35 ). И разделил ослепленный мир. Одни слепцы, проникнувшись верой в Него, пошли вслед за Ним, за Своим Вождем спасения (ср.: Евр.2:10 ). Другие же слепцы, больше доверяя своей трости, чем Христу, остались с ней, чтобы, постукивая и ощупывая неведомый путь, брести куда-то без поводыря [и наставника]. Высоты истинные и ложные Видел ли ты, Феодул, заснеженные Гималаи? Созерцал ли белоглавый Олимп? Переносил ли взор на вечно зеленеющую Гору Афонскую? Гималаи выше всех, Олимп пониже, Святая Гора – самая невысокая среди них. Но все эти три высокогорья символизируют собой величайшие сферы разума, до которых человеческий дух от сложения мира смог возлететь. В первых двух случаях – собственными порывами, [уступая] демоническому прельщению, а в третьем – при содействии Христа, вселенского Мессии, Сына Божия. Гималаи – высочайший горный массив на планете Земля. И дух человеческий в гималайских странах, в Индии и Тибете, своими силами воспарил на (букв:. максимально высокие. – Ред.) неизведанные высоты [людские]. Олимп гораздо ниже и представляет собой значительно более приземленную вершину, до которой воздвигся дух языческого эллинизма. Вечнозеленая Святая Гора Афонская ниже Гималаев и Олимпа, однако знаменует собой самую грандиозную духовную высоту на земле в истории мира, на которую дух человеческий не сам себя возвел, но вознес его туда явившийся и воплощенный Бог. Тот же Самый явивший Себя и воплотившийся Бог изрек Свое суждение о высотах человеческих, глаголя: Что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

–  Афонскую жатву!.. Это что такое? – в недоумении спрашиваю его. –  Пойдемте на верх! – потянул он меня за собою. – Примечайте, пожалуйста, за монахами среди паломников. В самом деле, на палубе вокруг склонившейся над бумагою черной фигуры собралась группа женщин. Они диктуют монаху имена своих родных для поминовения на Афоне. Время от времени такие же группы собирались и около других чернецов. Большинство афонских монахов, посещающих Палестину весною, посылаются своими монастырями с специальною целью собрать среди паломников побольше денег, что и удается им, особенно среди женщин. Может быть, недоступность для женщин Святой горы, как иносказательно величается Афон, еще более возбуждает в них благоговейную любовь и страстное влечение к нему. Из распространенных на Руси благочестивых песен («духовные псалмы») ни одна так часто ими не распевается, как песнь об Афоне: Гора Афон, гора Святая! Не знаю я твоих красот. И твоего земного рая, И под тобой шумящих вод... Я знаю, кто тобой владеет. Кому в удел досталась ты. Тебя хранит, тебя лелеет Царица горней высоты... и т. д. В одном месте две женщины приготовляли окрошку для афонца. Оне крошили лук и огурцы. Я остановился около них и спросил: – А где же вы квасу возьмете? –  Воду смешаем с апельсинами, – вот и квас! И как хорошо-то выходит! Не желаете ли попробовать? Впрочем, среди паломников встретился монах совершенно иного типа. Ha баке сидел седой старец с приятными лучистыми глазами. Около него ухаживал молодой человек, довольно прилично одетый. Меня заинтересовала эта парочка, и я воспользовался первым удобным случаем познакомиться с ними. Оказалось, почтенный старец, бывший офицер и помещик, по глубокому убеждению оставил мир, постригся в монахи и поселился в одном из сибирских монастырей. Между прочим, он искренно верит в легенду об известном старце Феодоре Кузьмиче и посвятил меня в новые подробности 39 , собранные им самим на месте жительства знаменитого старца. Можно целый день ходить среди паломников и получать все новый и новый интерес. Только одно препятствует долго оставаться среди них: непомерное множество насекомых. Довольно пройти по палубе между тесными рядами паломников, чтобы иметь непрошенных гостей на ногах. Бедные паломницы принуждены. на виду у всей публики, поочередно искать друг у друга в волосах...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010