38. Имеется в виду сочинение неизвестного автора " О подражании Христу " , относящееся к 1427-1441 годам. В нем изложены общехристианские идеалы спасения человека через добродетельную жизнь. Впоследствии книга многократно издавалась и была переведена на все европейские языки. К.П. Победоносцев сделал рус. перевод (О подражании Христу. СПб., 1869). Автор сочинения не установлен (безусловно известна лишь его принадлежность к союзу " братьев общинной жизни " ), но вероятнее всего им был Фома Кемпийский (ум. 1471); как возможного автора И.В. Киреевский называет и фр. католического теолога Жан-Шарля Херсона (Герсона) (Gerson) (1363-1429). 39. Святая Гора, или Святая Афонская Гора, Афон, - названа так и по преданию о посещении ее Божией Матерью, и по множеству монастырей, издавна на ней находящихся. Афон находится в южной части греч. полуострова Агион-Орос. Перв. исторические известия о монашеских поселениях на Афоне относятся к VI веку. С тех пор подвижническая жизнь зд. не прекращалась, так что Афон можно назвать " монашеской страной " со множеством болг., греч., груз., молд., рус, серб. монастырей, скитов и келий. В течение веков Афон переживал периоды расцвета и упадка (своими внешними причинами связанного с гонениями, которые Афон претерпевал от католиков и мусульман). 40. Личная библиотека короля Карла V Мудрого, ставшая основой Парижской библиотеки, насчитывала 1200 списков. 41. Немецкий историк Август Людвиг фон Шлёцер (Schlzer) (1735-1809), изучавший в 1760-е гг. " Повесть временных лет " , писал: " В исходе XII столетия были такие князья, которые сами разумели греческий и другие языки; которые в Смоленске основали училище, где преподавался греческий язык (и латинский, по смежности с Польшею); которые сему училищу отдали свою библиотеку, состоявшую более нежели из 1000 всё греческих книг... И так греческая словесность, которая до Пселла, следственно точно до Нестеровых времен, поддерживалась в порядочном состоянии, действительно укоренилась в Руси " (Нестор: Русские летописи на древлеславенском языке/Сличенные, переведенные и объясненные А.-Л. Шлёцером. СПб., 1809. Ч.1. С.16-17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

С тех пор Святая Гора становится все более известной, а история ее определяется не только царскими хрисовулами 11 , но и уставами, которые к настоящему времени изданы для сведения всех желающих ее изучить. В середине позапрошлого столетия возник духовный почин, участники которого ратовали за воссоздание в монастырях древнего общежительного уклада. Надеясь помочь духовному пробуждению греческого народа, важнейшим делом полагали они приобщение мирян к христианским истинам. И главный путь к тому виделся им в проповеди на общепонятном языке и в переводе на него же святоотеческих творений. Молитвой и благословением Церкви это боголюбивое начинание достигло значительного успеха и принесло плоды, каких не знала дотоле Святая Гора. В ту пору возникла и начала действовать знаменитая Афониада – философско-богословская школа во главе с Евгением Вулгарисом . Тогда стяжали известность оба Агапия, а также Никодим и Неофит Кавсокаливит, чьи сочинения читаются с неослабным вниманием и ныне. Тогда же из спора о поминовении усопших вышло движение колливадов 12 – авангард течения, которое живо доныне и доставляет великую пользу Церкви и обществу в виде катехизических школ и живой проповеди . Глубочайшие по мысли и классические по согласию их с учением Церкви и важности для христианского воспитания, творения перечисленных нами отцов сами по себе составляют целую библиотеку. «Пидалион» (Кормчая), «Большой синаксарь», «Духовные упражнения», «Грешных Спасение» и множество других книг доказывают правоту тех, кто называет движение 1750–1820-х «золотым веком». И та же эпоха дала многочисленных подвижников и страдальцев за веру – целый сонм новомучеников и преподобномучеников во главе с равноапостольным Космой Этолийским . Именно тогда любовещественный дух претворился в любоученость, а царивший в румынских метохах 13 дух себялюбивого колонизма – в собирание внутренних сил и деятельную любовь к своему народу. На смену соперничеству из-за приобретения земель на чужбине, бесконечным хлопотам о дальних поездках за милостыней пришла забота о духовном просвещении, чему должно было послужить основание метохов в ближних местах и освоение тех средств к существованию, какие имелись на Святой Горе. К этому времени все благомыслящие уразумели, что для духовно-материального переустройства и благоденствия святогорского монашества одно только нужно ( Лк. 10, 42 ) – общежительный уклад, который за полувековой промежуток возобладал и утвердился в большинстве афонских обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скоро греческий отряд на Афоне сократили с тысячи человек до двух рот и 30 жандармов, но ввели греческую администрацию и увеличили военное присутствие на полуострове Халкидики. 701 Новое положение Афонской Горы еще не было признано другими европейскими державами, и на Лондонской конференции предполагалось сделать Афон общим владением православных наций. Содержание отряда, состоявшего из двух рот пехоты и 30 жандармов (вместо 2–3 прежних турецких чиновников), легло на святогорцев. Место турецкого каймакама в Карее занял греческий астиномос. В Иериссо был назначен судебный следователь, в юрисдикцию которого вошел и Афон. 702 Правда, опытный политик, премьер-министр Греции Э. Венизелос выражал согласие с русским планом интернационализации Афона, но считал, что этим должна заняться Лондонская конференция. Келлиоты первыми начинают активную борьбу против политики эллинизации Афона, обращаясь и к российским архиереям, в частности к митрополиту Арсению (Стадницкому) , внимательно следившему за событиями на Афоне: «БРАТСТВО русских обителей (келлий) Св. Гора Афон января 14 дня 1913 года Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Арсению, Архиепископу Новгородскому и Старорусскому. Второго ноября 1912 года Святая Гора Афон занята греческими войсками, и нам еще не известно, останется ли она во владении греков или же войдет в сферу другого государства? Ввиду этого мы, святогорские иноки русского происхождения, владеющие религиозными учреждениями, келейными обителями, считаем уместным и своевременным заявить нашему российскому правительству о тех притеснениях и обидах, которые мы переносим от греческих «господствующих» на Афоне монастырей, захвативших всю власть в свои руки и лишивших нас самых элементарных гражданских и человеческих прав. В прилагаемой при этом брошюре мы стараемся выяснить наши обиды и предлагаем меры к исправлению переносимых нами зол и напастей. Покорнейше просим обратить внимание на эту брошюру, и если изложенные в ней доводы заслуживают внимания и уважения, не откажитесь поддержать наши слезные моления во всех местах и сферах, где Вам заблагорассудится, чем премного обяжете Ваших соотечественников и дадите им возможность дальнейшего более сносного существования на Афоне (подписи)» 703

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15. Вот так, открыв путь ко благу для их «внутреннего человека»50, [Петр] повелел им вернуться домой, а сам вместе со [своими] спутниками продолжал путь. Корабельщики считали добродетель сего мужа причиной своего благополучного плавания при попутном ветре. Они были уверены, что и в будущем останутся целы и днем, и ночью, пока их путешествие не окончится. Они были так настроены и держались этой мысли, как вдруг совершенно неожиданно корабль перестает идти вперед и становится неподвижен, хотя ветер был попутный и порывистый, дувший в корму. И несмотря на то, что на корабле, как говорится, были распущены все снасти51, ничто не могло нарушить его неподвижность. Тогда моряки пали духом и самих их чуть было не охватило такое же оцепенение: во-первых, от изумления, а во-вторых — от невозможности что-либо сделать. Настолько необычным было это происшествие. Божественный Петр, поднявшись с [места], где сидел в молчании, и оглядевшись вокруг, спрашивает, как называется виднеющаяся вдали гора. Узнав, что это и есть [гора] Афон, он понял причину, по которой корабль не трогался с места, и объявил ее [корабельщикам]. «Здесь, — молвил он, — должно по Божией воле мне провести остаток жизни». Он велел рулевому направить корабль левее прямо к [видневшемуся] берегу, тот же ничуть не медля исполнил приказание, и сразу же корабль освободился от [невидимых] оков и поплыл с еще большей легкостью. 16. Разве могло не охватить всех [видевших это] крайнее изумление? Как получается, что пригодная для плавания природа [моря] — само неотъемлемое качество морских вод стремительно двигаться и поддерживать корабли, — которая раньше позволяла скользить по своей поверхности подгоняемым порывами ветров кораблям, теперь изменила своему естеству, приобретя взамен противоположную сущность, и стала удерживать корабль на месте, словно суша? Как оказалось возможным, что стремительный ветер, движущийся в пространстве с большей легкостью, нежели вода, постепенно ослабел и не увлекал корабль своей [для всех] очевидной силой, хотя на пути корабля не стояло никакой серьезной преграды? И то, что текучие [воды] моря соделались твердыми как земля, достойно быть прославленным как чудо не менее, чем расступившееся море, явившее землю52. Поистине, [чудо] сие достойно того, чтобы чтить его вместе с чудесами ветхозаветных времен, и повествовать о нём не меньше, чем о тех, и прославлять за него Бога, для Которого совершенно осуществимо всё, что бы Он ни задумал.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=131...

Именно на священных кручах Афона затеплилась свеча православного возрождения: трудами святых Макария Коринфского († 1805, память 17/30 апреля) и Никодима Святогорца († 1809, память 1/14 июля) на Афоне была собрана бессмертная Φιλοκαλια («Добротолюбие»), «неложныи путеводитель к созерцанию» и «орудие обожения». Перевод этои поразительнои книги на славянскии язык, совершенныи преподобным Паисием Величковским († 1794, память 15/28 ноября), в свое время подвизавшимся на Святои Горе, содеиствовал обновлению жизни монастыреи, а русскии перевод, сделанныи святителем Феофаном Затворником († 1894, память 10/23 января), много способствовал духовному просвещению народа, подъему христианскои общественнои жизни и расцвету национального богословствования на Руси. Такое влияние на религиозное бытие самых разных православных народов неудивительно, ибо сами святогорцы говорят, что Святая Гора — не место (τοπος), а образ (τροπος) жизни. Говорят еще и так: «Если ты настоящии, подлинныи монах, то, где бы ты ни был, Афон для тебя везде». Несмотря на бесконечную череду испытании: набеги морских разбоиников, пожары и землетрясения, глумливое неистовство иконоборцев и еретиков, вандализм римокатоликов, гибель византиискои государственности,— несмотря и на трагические годы почти пятисотлетнего агарянского ига, Афон выстоял и победил, Афон был и остался великои школои Божественного опыта для всех православных христиан. Среди выдающихся подвижников, «зде просиявших», звездои первои величины является старец Даниил (Димитриос Димитриадис) Катунакскии (1846–1929), один из самых замечательных представителеи афонского монашества конца XIX — начала XX века, основатель монашескои общины в Катунаках, великии исихаст и неукротимыи воитель духа. С детства обладая блестящими умственными дарованиями и высокои нравственностью, Димитриос весьма рано приобщился к священным истинам Православия; как раз Φιλοκαλια сему способствовала, причем настолько, что будущии старец выучил знаменитую книгу почти наизусть. И после этого Святая Гора сделалась для Димитриоса воистину землеи обетованнои.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=119...

Нет, не облако. Нет, гора, а облака цепляются за верхний ее двузубец, и в этом есть что-то синайское, тут, действительно, престол неба. Весь переезд море было покойно, теперь качка усиливается. Чаще летят в лицо брызги, но все стою, все смотрю, вот он, наконец, дальний, загадочный Афон, Святая Гора — я плыву к ней вторую неделю. Чем ближе подходим, тем яростнее ветер. Теперь видны уже верхи холмов всего полуострова афонского, все забиты клубящимися тучами, холод и влага летят оттуда. Неприветливо меня встречает Афон. Что-то грозное есть в этой горе, обрывом срывающейся в море, ветхозаветно-грандиозное. Волны кипят у ея оконечности. Нашу «Керкиру» начинает швырять. Точно бы кто-то, трубящий в огромный рог, отнимая его на минуту, гремит: «Хочешь видеть адамантовую скалу? Вот она! Но велик и страшен Бог!» Когда подошли совсем близко, стало несколько тише. Вдоль берега мы подымались к пристани Дафни, проходя мимо ущелий и холмов, мимо монастырей, то гнездящихся уютно, в складках местности, то, как Симонопетр [ ], воздымающихся на головокружительной скале, прямо сливаясь с нею, увенчивая. — Как будем приставать в такую бурю? Ну, да впрочем, здесь уж все, как полагается. Это значило приблизительно то, что мудрить нечего, особенный мир, все равно своей волей и соображениями ничего не прибавишь. И, несмотря на седые полосы туманов, дождей в горах, на холодный ветер, волны, мы на Дафни благополучно спустились в лодки, танцевавшие вокруг, и через несколько минут были на пристани. Еще с борта «Керкиры» видел я подходившую от нашего монастыря лодку (ясно выступали влево на берегу колокольни и главы, кресты крупнейшей русской обители на Афоне — монастыря св. Пантелеймона). В ней стоя греб худощавый и высокий монах в шапочке. Подойдя к Дафни, ловко и быстро перебежал на корму, закинул небольшой якорь. Что-то веселое и непринужденное было в его движениях. — Из русского монастыря? — спросил я его. — Да, да, так точно. Он поднял на меня худую и приятно-загорелую голову нашего «калужского» вида, со светло-голубыми и живыми глазами, ярко выступавшими на более темном лице. Все оно, как и глаза, было полно ветра, веселости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Когда имеешь о чем-либо личный и долгий опыт, то иногда ещё труднее сделать определенные заключения и тем более прогноз будущего. Я ограничусь немногими замечаниями. Афонская Гора переживает в настоящее время острый и опасный кризис с неопределенным исходом. Много причин этого кризиса – как внешних, так и внутренних. При всем своем уединении, Св. Гора всё же составляет часть мipa u mo, что происходит вовне, имеет свое отражение в её жизни. Самым ярким выражением критического состояния Афона является, конечно, быстрое уменьшение монашеского населения. В начале текущего столетия, перед Первой мировой войной, на Афоне было почти 10000 монахов. Теперь их меньше двух тысяч. Само по себе это число (2000) ещё не так мало. В прошлом, как, например, в XVI-XVII веках, на Афоне часто бывало такое же по численности население. Только в первый период (XI-XII вв.) и во вторую половину XVIII столетия, вплоть до Греческого Восстания 1821 года, а также в начале XX века – население Св. Горы достигало 10000 монахов и даже более. Тем не менее быстрота уменьшения числа монахов за последние 40 лет является тревожной. Некоторые из причин этого явления, скорее, внешние и даже политические. Афон был отрезан недавними историческими событиями от большей части православного мipa. Он был отрезан от России со времен Первой мировой войны и от Балканских православных стран, кроме Греции, со времени Второй мировой войны. В результате Афон стал менее доступен для людей этих стран, чем он был в прошлом. Политика греческого правительства по отношению к национальным меньшинствам обострила ещё более этот процесс изоляции Св. Горы. Большие трудности были созданы для лиц не греческого происхождения, желающих стать монахами в Афонских монастырях. Следует с сожалением отметить, что эти меры причинили вред не только славянским и румынским обителям, но и Св. Горе в целом. Афон никогда в истории не был и не может стать достоянием одной только нации. Он всегда был всеправославным центром монашества, доступным православным людям всех наций.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Оставлен был их святый Дом, И, как теперь нам детям грешным, Однажды поселиться в нем... Постичь Науки Древних Знаний, Среди бесчисленных рядов, Таящих множества Сказаний - Плодов монашеских трудов... Ведь для тебя, тот Путь лежит, В Страну Цветущего Подворья, Мужам Духовным Скит открыт, А на Афоне Матерь Божья - СВЯТЫМ КРЕСТОМ БЛАГОСЛОВИТ... ЛЮБОВЬ 2010/11/18, 13:54:41 Вот еще мое стихотворение о Святом Афоне. РАДУЖНЫЙ ОСТРОВ Ты можешь поверить мне просто, Что, вдруг по вечерней заре, Плыл над водами Радужный остров, Освещая леса в тишине, Он казался живым и реальным, Полыхало Распятье на нем , И скользили прозрачные дали, Отражаясь, Небесным Огнем, И хрусталью таинственных улиц, Этот остров летящий манил, Божьим Ликом, и нежной лазурью, В сердце любовь воскресил, Может это игривое Солнце Золотило лучами его, Так горели бордовые окна, Бирюзой отливало стекло, Озаренны немеркнущим Светом, И купаясь в нетварном огне, Любовались мы островом этим, Словно в дивмом загадочном сне... Вдруг Господь на пылающий остров, Тот, который светился вчера, Вознесет нас нежданно и скоро, Кротко скажет - ДОМОЙ УЖ ПОРА... ЛЮБОВЬ 2010/11/18, 13:43:59 Вот мое стихотворение об ЛЮБИМОМ АФОНЕ. ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ Святой Афон - Гора Благая, Не ведать мне твоих красот, Дверей, окон, открытых Раю, Накатов волн, блестящих вод. И не увижу я вершины, Летящих в небо, в облака, Крестов величественных шпили, Златого Божьего Венца. И, как прекрасна даль морская, Не слышать мне и звук стремнин, Как ветер камешком играет, И голубых лесных картин... Но сердце любящее знаешь, Ведь Ты - Гора Земных Чудес, И душу ты мою скрываешь, ЗЛАТЫМ ПОКРОВОМ ОТ НЕБЕС... Любовь Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=1412&c_pid=5

Гору. Последняя начинала приобретать славу главного центра монашеской жизни, где по преимуществу сосредоточивалась и развивалась религиозно-созерцательная жизнь Византии. К началу XIII в. Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем. Папа Иннокентий III был не совсем неправ, когда писал в 1214 г., что св. Гора была покрыта тремястами монастырями. 1197 На Афоне по преимуществу находило удовлетворение религиозное чувство православного населения не только Византии, но и южнославянских государств. Сюда стекались любители аскетизма и из других стран. Преп. Савва Сербский , описывая погребение своего отца – инока Симеона, говорит: «Прежде всего пели греки, затем иверы, русские и болгары, а потом мы – сербы». 1198 Кроме того, на Афоне подвизались латиняне, армяне, абазхи, лазы и др. Афон роднил все племена. Единство духовных целей сплачивало здесь в одну общину представителей разных народностей. Здесь не было вражды ни национальной, ни религиозной, – здесь исчезал всякий антагонизм. Все стремились к одной цели – вечному спасению. Для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был монашеский рай, или, говоря словами папы Иннокентия III, место святое, дом Божий и врата небесные. 1199 Неудивительно, что в этот рай, в это святое место стремились тысячи любителей аскетизма, из которых образовался особый иноческий мирок – как бы отдельное иноческое государство, ограниченное пределами афонской территории, – со своими законоположениями и порядком в отношении к жизни внутренней и внешней. Эта монашеская община достигла блестящего внешнего состояния к концу XII и началу XIII в. в отношении числа и монастырей, и монахов, и монастырских имуществ. Судя по настоящему, ей предстояло и блестящее будущее. Но в 1204 г. жизнь афонской общины была нарушена латинским нашествием. Св. Гора была завоевана латинянами, вошла в составе фессалоникийского латинского королевства, отданного маркизу Монферратскому Бонифацию; в церковном отношении она была подчинена легату кардиналу Бенедикту, С того времени в жизни афонского монашества наступила другая пора...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Все фотографии нашего сайта кликабельны: вы можете кликнуть мышкой по фотографии, и она увеличится. Комментарии ко всем статьям проверяются модераторами.       4. Чем вы можете нам помочь?   Будем вам благодарны за любое внимание к нам:   Помочь  нам можно так - сделайте, чтобы люди узнали о нашем портале:   Вы можете попросить друзей или разместить у себя на сайте банер:   квадратный  100 на 100, вот его код:     или же вот такую аскетичную статичную кнопку    ( jpg): 88 на 31, вот код:   или вот такую цветастую статичную кнопку кнопку:  ее можно взять и в КАТАЛОГЕ Вы можете на форумах, блогах, порталах или сайтах сделать цитату или открыть тему о нашем сайте с активной ссылкой: Активная ссылка делается так: вот этот крод вставляете в текст вашего поста на форуме или блога: Святая Гора Афон         5. Будем очень рады, если вы напишете свои отзывы о нашем портале в комментариях к этой статье.       Через нас вы можете перечислить пожертвования на Афон, при этом не забывайте указывать в примечании ваши имена для молитвенного поминовения!  WebMoney:     R331399707305  Яндекс  - деньги http://money.yandex.ru/счет: 41001493312539 Комментарии Всего комментариев: 186 2012/08/27, 01:16:03 Спасибо за высланные нам с мужем пояски, от счастья плакала. Все будет хорошо. :) Спасибо 2012/08/09, 09:50:55 Уважаемые Лариса Алексеевна!и Ольга Исмаиловна! О вашей просьбе выслать пояс Богородицы,Вам нужно написать на страничке " Как получить пояс Богородицы " р.Б.Марина 2012/08/07, 21:48:03 Афон " открыла " для себя недавно,т.е.знала,что есть Святая гора Афон,населенная монахами,но даже не представляла,что можно непосредственно соприкоснуться с этим,с помощью интернета.Освоив интернет,стала искать сайты об Афоне.Несколько сайтов нашла,с большой духовной радостью читала статьи,отзывы паломников о пребывании на Афоне.Очень люблю смотреть фото Афона.Ваш сайт нашла недавно,перейдя по чьей-то ссылке,и очень рада,потому что на вашем сайте много информации,и есть непосредственная связь с Афоном.С удивлением и радостью читаю благодарности людей за присланные вами пояски Богородицы,иконки.Это ли не чудо?Я как-то,рассматривая фото Афона подумала,что была бы рада иметь хотя бы камушек со Святой горы.А оказывается люди даже иконки получают! Это же большой труд-читать каждое письмо и отвечать на него.Спасибо за ваши труды и помолитесь о мне грешной.

http://isihazm.ru/1/?id=2&c_pid=3

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010