Фактически, это возврат к положению Афона в составе Османской империи. Если Святая Гора тогда формально и являлась территорией Турции, то фактически турецкие чиновники не вмешивались во внутренние дела афонских монахов. – Прим, авт.) 2 . Предоставить Афону внутреннее самоуправление, собственную администрацию и суд на основах, выработанных представителями православных держав. 3 . Собрание Святой Горы составить из представителей не одних монастырей, а всех иноков, причем каждые 200 или 250 иноков должны посылать одного представителя. 4 . Выработать свод афонских законов. 5 . Отделить дела гражданские и уголовные от дел духовных. 6 . Земельные участки, проданные монастырями, сделать полной собственностью покупателей. 7 . Отменить несправедливую форму владения на Афоне со всеми ее последствиями». 708 В обращении к российскому МИДу выдвигались еще и следующие требования: «1. Придать официальный статус русской монашеской общине в лице Объединенного братства русского святогорского монашества и взять ее под покровительство русского правительства, для чего создать специальное правительственное учреждение по связям с русской афонской общиной. 2 . С точки зрения внешнего церковного управления оставить Афон в ведении Константинопольского патриарха, а для русского монашества учредить специальную епископскую кафедру. 3 . Вернуть русскому Пантелеймонову монастырю все захваченные у него земли и возвести его в ранг Лавры. Возвести Андреевский и Ильинский скиты в ранг монастырей, а крупнейшие русские кельи – в ранг скитов. Ограничить вывоз леса с Афона, урегулировать пользование водными источниками, снять ограничения на пользование камнем и песком. 4 . Защитить имущественные права русских келлиотов и каливитов. 5 . Разрешить строительство пристаней крупным русским обителям, а пристань Дафни сделать доступной для всех афонских обителей. 6 . Предоставить русским обителям возможность построить свой склад и освободить их от таможенных пошлин. 7 . Дать возможность русским обителям организовать духовную школу для молодых иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Старец Панарет, Мощи в расщелине афонской скалы С великим трудом поднимает старец эту плиту, и что же? Перед ним гробница с мощами, облаченными в нетронутые тлением священнические одежды, как будто погребение состоялось накануне. От мощей исходило дивное, непередаваемое благоухание.       Старец Панарет, Мощи в расщелине афонской скалы     Для Афона подобные события - будничная жизнь, собственно, это-то и есть подлинная жизнь, поэтому такие случаи никого здесь не удивляют. - Святая Гора Афон  В районе между Лаврой и Кавсокаливией много лет назад жил один старчик по имени Панарет. Однажды ему пришла на ум мысль разбить перед своей каливой небольшой садик ради телесного подвига, а также для некоторого утешения от его плодов среди суровой пустыни.  После многодневных трудов и подвигов по перепахива нию каменистой почвы он почувствовал, что его кирка ударилась о какую-то плиту. С великим трудом поднимает старец эту плиту, и что же? Перед ним гробница с мощами, облаченными в нетронутые тлением священнические одежды, как будто погребение состоялось накануне. От мощей исходило дивное, непередаваемое благоухание. Подвизаясь на этом месте уже добрых полвека, отец Панарет не слышал чтобы здесь жил когда-то великий пустынник, был лежащий в гробнице святой.  После первого ошеломляющего впечатления он начал молиться со слезами: «Святый Божий, открой мне, кто ты, сколько лет ты жил здесь в этой пустыне? Благодарю тебя,  что сподобил меня, недостойного, явления твоей святости».  Старец пробыл в молитве всю ночь и собирался сооб щить о своей великой находке в Лавре. Однако, заснув под утро, он видит во сне этого неведомого святого, который говорит ему со строгостью:     - Что ты, авва, задумал предпринять?     - Святый Божий, я имел помысл сообщить в Лавру, чтобы пришли и взяли тебя, потому что здесь ты забыт и пребываешь в пренебрежении, ответил тот с трепетом.  - Не с ними мы подвизались! И как ты хочешь распоряжаться моими мощами и перемещать их? Здесь я подвизался в течение пятидесяти лет и более. Прошу тебя, положи меня на прежнее место, закрой гроб плитой и, пока живешь, никому ничего не рассказывай.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=136...

В результате, как мы знаем, на Берлинском конгрессе Сан-Стефанской договор был аннулирован, русское требование о возведении Андреевского и Ильинского скитов в монастыри не было признано. Вместо того в Берлинском трактате появилась специальная статья 62-я, которая гласила: «Афонские монахи, каково бы ни было их происхождение, сохраняют свои владения и пользуются, без всякого исключения, полным равенством в правах и преимуществах». Этим было узаконено фактическое старое положение бесправия для многих славян на Афоне. Таково было положение Афона до 1912 г., когда балканские государства Болгария, Сербия, Греция и Черная Гора объявили войну своему исконному врагу Турции. Вскоре после этого, как победоносные союзные армии освободили всю Македонию и Фракию, освобождена была и Святая Гора от турецкого владычества. Естественно, возникал вопрос о ее будущем. По одному проекту России, одобренному посланниками воюющих держав в Петербурге, будущее управление Святой Горы должно было находиться под покровительством шести православных государств: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черной Горы, для чего должна была быть учреждена комиссия из представителей этих государств. Конечно, этот проект стал известен и так как он не был угоден греческим шовинистам, они снова начали свою пропаганду. Делегация греческих афонцев явилась в Афины с требованием о присоединении Афонского полуострова к греческому королевству, а также изъять Святую Гору из юрисдикции Вселенского Патриарха и передать в юрисдикцию Синода Элладской Церкви. Началась печатная кампания в газете «Екклисиастикос Кирикс», в которой писалось открыто против России. Вследствие этого Россия приняла репрессивные меры против интересов греческих афонских монастырей, имения которых в Бессарабии были отняты и им запрещалось приезжать в Россию за пожертвованиями. Посоветовавшись между собою, греческий премьер-министр Венизелос и Вселенский Патриарх дали русскому посланнику в Константинополе следующий ответ: «Патриархия присоединяется вполне к проекту, по которому полуостров Афон должен сохранить свое автономное положение под руководством шести держав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А именно: 1 . Защитить на Святой Горе внутреннюю духовную автономию и прежние порядок и способ управления и жизни в ней; 2 . Предоставить и отдельным монастырям, скитам, келлиям и пустыням внутреннее самоуправление, конечно, с правом Кинота, монашеской общины, на духовный и канонический надзор; 3 . Паломники, ученые исследователи, туристы, все только мужскою пола, могут свободно посещать монашеские святогорские обители как для молитвы и поклонения святыням, так и для научных работ; 4 . Монашествующих и монастырских послушников, которые выразили желание отправиться на Афон с целью вступить в число братии одного из святогорских монастырей, пропускать на Святую Гору беспрепятственно, не взирая на их народность и Прежнее подданство, если, конечно, предъявят исправные документы о своем поведении и благонадежности; 5 . Если по уже существующим законам греческого государства необходимо и монахам других народностей принимать греческое подданство, тогда и эту формальность должны будут исполнить поступающие монахи. Только никакие препятствия в пополнении братства славянских и румынских обителей новыми монахами, не должны иметь места. И в политических интересах самого греческого народа, чтобы сохранялось это важное, связующее со всеми православными народами, звено; 6 . Должны быть сохранены и все старые привилегии в смысле освобождения от таможенных налогов на ввозимые, в нужном количестве, продукты питания и другие предметы, необходимые для монашеской жизни. Что касается гражданского управления и судебных дел гражданской природы, Святая Гора и в дальнейшем должна быть подведомственна греческим государственной власти и судам; 7 . Имея в виду всеправославный характер Святой Афонской Горы, для установления догматическо-канонического единства и поддержания авторитета Вселенской Цареградской Патриархии, которая в современной Турецкой республике принижена, необходимо какими-либо мерами и постановлениями международного характера признать традицию и правила, по которым Святая Афонская Гора и каждый из ее монастырей, в смысле духовной власти, остаются в ставропигиальной зависимости от Цареградской Вселенской Патриархии, невзирая на то, что-1 территориально находятся в пределах Автокефальной Греческой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже 8ой год я веду беседы с русской молодёжью, восьмой год тружусь с ней для того, чтобы научить её истинам веры Православной, дать ей основы христианской нравственности, воспитать русскими и православными людьми, достойными сынами их славных предков. Я был рад и счастлив, когда ежемесячно собиралась у меня в Архиерейском подворье эта молодёжь для беседы. Я ценил их высоко за это, пастырски и отечески умилялся, видя их пред собой иногда в числе 40 и больше. Но проходит время и состав численный молодёжи изменился. Многие уехали в Северную Америку на жительство, другие женились или замуж вышли, а третьи вообще по разным причинам перестали посещать наши собрания. Новые на их место не приходят. На Епархиальном Собрании призывал отцов Настоятелей помочь мне в деле воспитания нашей молодёжи религиозно и национально. Просил их и ныне прошу призвать, уговорить молодых своих прихожан посещать наши духовные беседы. Гора Афон и Русское монашество В текущем году отмечается 1000-летие святой Афонской горы – центра православного монашества и священнейшего места после Палестины. Этот юбилей совпадает с русским православным юбилеем. До сих пор на Афоне сохранились русские монастыри, русские пустынножители, святыни и колокола, кои уничтожены у нас на родине. К сожалению, многие православные на чужбине мало или вообще ничего не знают об Афоне. Задачей этой статьи, хотя вкратце познакомить наших читателей, какое значение имеет эта св. Гора для России и русского монашества. Ко времени принятия Русью Христианства, Афон уже имел славу святой Горы, места высоких аскетических подвигов и созерцательной жизни. Вскоре после просвещения светом Христовым Руси сюда потянулись русские люди, любители безмолвия и духовной жизни. Приобщаясь к высокой аскетической культуре святой Горы, некоторые из них возвращались обратно и переносили на родину опыты строгих иноческих подвигов и уставов монашеской жизни. Таким образом, установилась тесная духовная связь русского монашества с Афоном. Эта связь не ослабевала на протяжении веков.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

С трех сторон омывает гору, уходящее в безграничную даль и переливающееся, соответственно глубине, разнообразными, замечательно нежными – от бледно-голубого до темно-синего оттенка, цветами, море. Обычно-унылое однообразие его поверхности, здесь нарушается небольшими, как бы из глубины моря выплывающими, островами Архипелага: Самофраки, Тассо, Имброс, Лемнос. Сверху постоянно чистое, светло-голубое, сливающееся вдали с такою же одноцветною морскою поверхностью, небо, лишь изредка затемняемое летними грозовыми, и недолгими осенними дождевыми или зимними, снежными облаками. Свежий морской ветерок смягчает жару самых знойных летних дней. Все эти неотъемлемые красоты Афонской природы дают несомненное право считать Афон, расположенный, кстати, на одной шпроте с Сардинией, одним из лучших уголков Европы. Но не с этой стороны знаменит Афон. Слава Афона лежит на совершенно другой плоскости: это имя имеет значение в иной сфере. Всем народам православного востока это имя известно тем, что оно говорит о высоких нравственных подвигах религиозно-созерцательной жизни, свидетелем которых Афон был в продолжение многих веков. Но еще более памятно имя Афона народам греко-славянского мира, и потому именно, что оно, со значением религиозно-нравственного фактора, тесным образом вплетено в историю каждого из них. Отсюда нравственный ореол обвевает это имя: Афон – это γιον ρος греков, Света Гора – болгар и сербов. Здесь, в этой области лежит настоящее значение Афона. Чтобы представить себе истинную ценность Афона для религиозной жизни и не только православного востока, но и всего христианского мира, необходимо выяснить себе самую идею его учреждения, как центрального монашеского института. Эта идея высказана в послании Алексея Комнина к —565— Афонским подвижникам 1081 г.: «Святые отцы, обитающие на божественной и святой горе! Знайте, что как Константинополь есть царь городов и выше всех их, так и царственнейшая и божественная ваша гора превосходят все горы вселенной, вы же, по писанию, – наш свет и соль. Мы так думаем и так верим». 3052

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подводя итог, можно сказать, что Святая Гора, да и все монашество в целом, действует как авангард Православной Церкви. Оно обустраивает ее внутреннюю жизнь и аскетический образ мышления. Пресекает чрезмерное обращение к внешнему и гедонизм (особенно в нынешнем обществе) и сохраняет ее многолетнее предание. В то же время на символическом уровне оно воплощает общежительный дух православия, делает ощутимым живое присутствие Бога в мире, утверждает бескомпромиссный характер христианской жизни и подчеркивает безграничную свободу человеческой личности. Существование святогорского монашества приобретает особое значение и широкие перспективы в рамках Европейского Союза. Афонское монашество благодаря своему многонациональному происхождению и более чем тысячелетней истории воплощает в себе «вечную и вселенскую соборность Церкви». Святая Гора – это ковчег, где современный европеец находит духовный капитал, составляющий основу его религиозной и культурной традиции. Это – тот «сосуд» с манной, из которого он может утолить свой голод. Но в первую очередь Афон – это место, где человек приближается к настоящему смыслу существования личности и личного общения, что делает возможным преодоление тяги двух полюсов – эгоцентричного капитализма и коммунистического тоталитаризма.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyatogorskoe-monashes...

Когда имеешь о чем-либо личный и долгий опыт, то иногда еще труднее сделать определенные заключения и тем более прогноз будущего. Я ограничусь немногими замечаниями. Афонская Гора переживает в настоящее время острый и опасный кризис с неопределенным исходом. Много причин этого кризиса, как внешних, так и внутренних. При всем своем уединении, Св. Гора все же составляет часть мipa, и то, что происходит вовне, имеет свое отражение и в ее жизни. Самым ярким выражением критического состояния Афона является, конечно, быстрое уменьшение его монашеского населения. В начале текущего столетия, перед первой мipoboй войной, на Афоне было почти 10 000 монахов. Теперь их меньше двух тысяч. Само по себе это число (2 000) еще не так мало. В прошлом, как, например, в XVI–XVII веках, на Афоне часто бывало такое же по численности население. Только в первый период (XI–XII вв.) и во вторую половину XVIII столетия, вплоть до Греческого восстания 1821 г., а также в начале XX – население Св. Горы достигало 10 000 монахов и даже более. Тем не менее быстрота уменьшения числа монахов за последние 40 лет является тревожной. Некоторые из причин этого явления скорее внешние и даже политические. Афон был отрезан недавними историческими событиями от большей части православного мipa. Он был отрезан от России со времен Первой мipoboй войны и от Балканских православных стран, кроме Греции, со времени Второй мipoboй войны. В результате Афон стал менее доступен для людей этих стран, чем он был в прошлом. Политика Греческого правительства по отношению к национальным меньшинствам обострила еще более этот процесс изоляции Св. Горы. Большие трудности были созданы для лиц негреческого происхождения, желающих стать монахами в афонских монастырях. Следует с сожалением отметить, что эти меры причинили вред не только славянским и румынским обителям, но и Св. Горе в целом. Афон никогда в истории не был и не может стать достоянием одной только нации. Он всегда был всеправославным центром монашества, доступным православным людям всех наций.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Однако в мае 1924 года был принят «новый устав» на Афоне, согласно которому въезд на Афон был ограничен, самоуправление ограничено, и славянское иночество на Афоне стало угасать. В 1945 году русских иноков было только пятьсот десять человек. Кроме того, 10 сентября 1926 года греческое правительство издало закон, по которому все афонские монахи, независимо от их национальности, считаются подданными греческого государства. Не греки должны, по закону, не менее десяти лет прожить в Греции перед поступлением на Афон. Таким образом были нарушены вековечные свободы всеправославного центра, и Афон стал подобен запретной «военной зоне», куда нет въезда. Вполне естественно, что подобная ситуация вызывает самые серьезные опасения со стороны искренне верующих православных христиан всего мира. Русский народ всегда с особой любовью и надеждой обращал молитвенные взоры к великому Уделу Царицы Небесной. Многие видные церковные деятели выступали с заявлениями, полными озабоченности и тревоги, по поводу складывающихся на Святой Горе обстоятельств. Так, в частности, Святейший Патриарх Пимен 22 октября 1972 года посетил Афон и сказал: «Мы опечалены оскудением иноков в нашей русской обители, остро нуждающейся в пополнении. Афон должен быть сохранен как всеправославный монашеский центр». А Святой Горе всегда была присуща сверхнациональная особенность подвижничества, как характерная и главная черта многонационального афонского братства. Внешние вмешательства грозят разрушить молитвенное уединение святогорских обителей. Единственная в мире многонациональная монашеская республика, столетиями владевшая Афоном, ныне находится в состоянии упадка, лишена суверенитета и теряет все более из числа своих монашествующих. Тысячи русских иноков, десятки тысяч русских паломников, миллионы жертвователей отдали Святому Афону частицу своей души, а нередко и сами жизни. Однако связи Русской Православной Церкви с Афоном ослабели. Суров жребий святогорцев – посланцев России в наши дни. Зачастую отсутствие любви и различные, чуждые духовной жизни, соображения некоторых официальных кругов в Греции становятся медной стеной на пути афонского подвижничества. Это ведет к резкому уменьшению количества иноков в славянских монастырях и в то же время и в греческих. Так, к 1965 году в афонских монастырях, скитах и келлиях обитало монахов – тысяча четыреста сорок один, что в пять раз меньше, чем в начале столетия. Из них осталось: русских – шестьдесят два, болгар – семнадцать, грузин – ни одного, сербов – двадцать восемь, румын – девяносто четыре, а греков – тысяча двести девяносто человек (почти втрое меньше, чем в начале столетия). Словно пропорционально убыванию русских на Афоне пустеет и оскудевает вся Святая Гора!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы попробуем, по имеющимся в нашем распоряжении путевым запискам того времени, восстановить хотя бы в общих чертах впечатления, которые испытывали паломники при встрече с Афоном в девяностых годах XIX в. Они видели своими глазами все то, что видел и Иннокентий Сибиряков в 1894 г., а потому их сведения об Афоне и форма подачи представляют несомненную ценность, так как позволяют представить, что мог пережить при встрече с Афоном человек, уже осознавший необходимость личного молитвенно-аскетического подвига. «…Каково же было наше удивление, какой общий торжественный восторг, когда кто-то вбежавший в нашу каюту возвестил, что скоро будем возле желаемого места, – писал о. Александр Анисимов в 1897 году. – Лишь только стало светать, мы вышли на палубу, и нам, указывая на виднеющуюся вдали черную точку, твердили: это Афон, Афон!! … Утренние туманы носились над Святою Горою и скрывали ее от нас совершенно; но только выкатилось солнце, и мы, обогнувши с востока оконечность горы, где виднелись Лавра св. Афанасия, молдавский скит и Иверская обитель, – принеслись к ней с южной стороны, – на которой попеременно являлись нашему взору Афонские скиты и монастыри… Картина чудесная раскрылась перед нами и развернулась всеми умилительными видами своего невыразимого изящества. Теряясь в облаках, облегавших Св. Гору, ее высь священная виднелась из-за них и рельефно обрисовывалась в прозрачном воздухе. Долго мы в немом восторге смотрели на чудо природы Святогорской и дивились, как облака длинной цепью тянулись ниже высей гор священных, и от благоговения, умиления и восторга воспели: Гора Афон, гора святая! Не знаю я твоих красот, И твоего земного рая, И под тобой шумящих вод…» c. 229]. Первая встреча с Афоном чаще всего происходила на пристани. «При благоприятной…погоде мы прибыли к Афону на русском пароходе «Корнилов», – вспоминает безымянный богомолец, посетивший Афон в 1895 году, — и благополучно вступили на берег Святой Горы, где приветливо меня встретили иноки русского Андреевского скита, и мы, напившись чаю на прибрежной пристани и несколько отдохнув, отправились на мулах по горной извилистой дороге в означенный Андреевский скит, чудный вид которого открылся перед нами почти с середины пути, с его красивыми постройками» с. 660].

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010