В 1821 году греки подняли восстание против турок, первыми вступили в борьбу пелопонессцы и жители островов. В начале восстания султан Махмуд II повесил Вселенского Патриарха Григория. На Афон, который поддержал восставших, были введены войска, турки грозили разрушить монастыри. И только благодаря предупреждению не трогать святых обителей, сделанному императором Александром I султану, угроза не была приведена в исполнение. Но Святая Гора, населенная множеством монахов, быстро запустела, афонцы в большинстве своем разбежались, кто куда мог. В 1827 году султан, не согласившись с требованием России, Англии и Франции «остановить кровопролитие» и дать грекам независимость, сосредоточил близ берегов Пелопонесса большой флот для уничтожения повстанцев. Русский император Николай I обратился к Англии и Франции с предложением послать к берегам Турции соединенный флот, чтобы «устрашить» турок и вынудить их отказаться от военных действий против греческих патриотов. Тогда, еще до объявления войны, произошла знаменитая Наваринская битва, в которой погиб весь турецкий флот. А в 1828 году Россия, единственная из «тройственного союза», объявила войну Турции и русские войска подошли почти к вратам Константинополя, потеряв больше 100 тыс. своих воинов. По заключении мира между Россией и Турцией была признана независимость Греции, создано эллинское государство на юге Балкан. А Афонская Гора опять наполнилась монахами всех национальностей. Соблюдая традицию русских царей еще от Uoahha III после его брака с Софией Палеолог, император Николай I в 1829 году сказал турецкому посольству: «Передайте вашему повелителю, что он всегда может рассчитывать на дружбу и помощь, если ему угодно будет помнить, что часть его подданных – православные, а я – покровитель всех православных». О соблюдении этой традиции Леонтьев писал: «Ноты нашего министерства были всегда составлены в таком духе, что Россия не может оставаться равнодушной к жалобам христиан. Пусть Турция сумеет успокоить и удовлетворить своих христианских подданных, и Россия будет ей самый верный друг» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

рысы одолевают, - смущенно объяснил о. Никодим. - Пришлось временно позволить. риходилось, кажется, дважды или трижды за тысячелетнюю историю делать исключения и для женщин. Но случалось это во дни несчастий народных, перед которыми Афон затвориться не мог. Во дни жестокой расправы турок в 1821 году, о которой уже упоминалось, на Святую Гору кинулись в поисках спасения десятки тысяч мирных жителей. И, конечно, среди них были женщины и дети. Они скрывались в лесах, монастыри захватили турки. Затем революция 1862 года, затем фашистская оккупация и гражданская война в 1947 м. Эти попущения, о которых на Афоне лишний раз стараются не вспоминать, были результатом стихийного вторжения и укрывательства и не могут бросить тень на Афон и его законы, ибо милосердие превыше всего. вятая Гора, как твердыня Православия, века и века притягивала к себе воинов Христовых. Их жития поражают сверхчеловеческой силой воли и духа. Инок Пантелеимоновой обители о. Парфений, из середины XIX века оставивший воспоминания, начинает их так: " Хочу описать общежительную афонскую жизнь - живых мертвецов, земных ангелов и небесных человеков... " о в монастырях зачастую и не ведали, до каких пределов самоотвержения и самоистязания доходили пустынники, обрекавшие себя на претерпения, сравнимые с великомученичеством первохристиан. И до каких высот духовного устроения поднимались старцы, избравшие полное одиночество. " Можно сказать, что Святая Гора подобна пчелиному улью, - читаем мы дальше у о. Парфения, кстати закончившего свои дни в моих родных местах игуменом Киренского монастыря на Лене. - Как в улье многое множество пчелиных гнезд, так на Афоне многое множество келий. Как в улье непрестанно жужжат пчелы, так и на Афоне иноки день и ночь жужжат, глаголя Давидовы псалмы и песни духовные " . тарец Амвросий (из греков), проживший на Афоне почти весь XIX век и безпрестанным подвижничеством сподобившийся жизнеописания, себя и подобных себе пустынников-келиотов ставил гораздо ниже, чем таких же страдников до них. " Когда я приехал на Св. Гору, тогда застал здесь поистине старцев и по самому виду, и особенно по духовной опытности. Бывало, мы взглянуть на лица их не смели, а если взглянешь, то невольно смежишь глаза от сияющей в них благодати, и, согбенно поникнув долу, проходили мимо их. Слово их было сильное и поселяло благоговейное к ним отношение и страх, растворенный любовью " .

http://isihazm.ru/1/?id=541

Афон есть узкий гористый полуостров на юге Македонии, омываемый водами Эгейского моря, длиной до 80, а шириной до 20 вёрст. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, коим соединяется с Македонией, незначительную высоту, далее постепенно поднимается и у моря оканчивается возвышенностью, достигающею двух вёрст. В физическом отношении Афон представляет удивительный уголок и по справедливости носит поэтическое название «вертограда Богоматери» (κπος, περιβλιον τς Παναγας). Весь полуостров покрыт роскошной и самой разнообразной растительностью, принадлежащей, можно сказать, всем поясам земного шара. Вечно зелёные лавры, особые породы дуба, маслины, кактусы, растущие на береговой полосе Афона и капризно перевитые диким виноградником, плющом, ежевикой и другими ползучими растениями, делают эту часть полуострова каким-то волшебным садом. Здесь созревает виноград, спеют апельсины, лимоны, гранаты и даже финики. Повыше от берега моря встречаются известные и у нас породы леса: ель, сосна, осина, а ещё дальше и выше тянутся огромные леса съедобного каштана. Только по бокам Афонских гор не встречается растительности, а самая вершина святой горы иногда бывает покрыта снегом даже в жаркие летние месяцы. Вследствие такой природы, св. Гора пользуется благорастворением воздуха почти в течение целого года; здесь не бывает ни знойного жара, ни сильного холода. Почва Афонской горы весьма удобна для возделывания и, при малой затрате труда, даёт обильные плоды. Таким образом, Афон представляет весьма удобное место для подвижничества. И действительно, он сделался очагом монашества очень рано, ещё в первые времена возникновения иноческого института на востоке. В византийскую эпоху афонское монашество достигло наибольшего процветания. Вся гора была покрыта монастырями и представляла собой как бы отдельное иноческое государство 28 . В турецкую эпоху начался сравнительный упадок афонского монашества. Но ввиду того, что Афон лежит изолированно от всего мира и не вмешивался в общественно-политическую жизнь империи, он и в эпоху турецкого господства всегда оставался главным центром иноческой жизни не только греческого народа, но и славянских наций; турки щадили эту святую Гору и не препятствовали монахам жить как бы отдельным государством, взимая с них за это лишь определённую денежную повинность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Тогда афонские братия побежали, кто куда мог, и даже не могли брать с собой никаких вещей, но каждый спасал только сам себя. Русских половина бежали на запад, в Триест, о чем пишет Шереметева крестьянин Кир Бронников, который сам с ними странствовал. А остальных Российский посланник, прислав корабль, отправил в Россию, в Одессу. Греки же и болгары бежали, кто куда мог. И осталась почти пуста Святая Гора Афонская. От сорока тысяч монахов не более осталось одной тысячи. – Но когда шли разъяренные турки умерщвлять афонских братий и разорить Святую Гору: тогда, по милосердию Божию, умягчилось сердце султаново, и близ уже Афонской Горы получили военачальники от султана указ, чтобы Афонской Горе никакого зла не творить, а только сохранять и защищать ее от разбойников. И турки, пришедши во Святую Гору Афонскую, зла никакого не сотворили, но вселившись в монастыри, проживали вместе с монахами почти восемь лет, и защищали их от разбойников. В таком скорбном положении находилась Святая Гора почти десять лет. Так очистила ее Матерь Божия. Потом, с 1828 года, паки наступили времена мирные, паки стали сходиться братия; только прежних мало сошлось, а больше появились новые. Впрочем, когда я пришел в Святую Гору, в 1839 году, то еще множество было пустых келий. Но когда выходил, в 1846 году, то мало где были пустые, но все заняты. Паки умножилось братии до десяти тысяч, и в жизни очень исправились. В бытность мою, вновь в трех монастырях учредили общежитие. В таком виде да сохранит Святую Гору Афонскую Царица Небесная до скончания века! Аминь.» 198. Предание о Крестном Древе Бывши в Святой Земле, я слышал о Древе Крестном, на нем же распялся Царь и Господь наш, Иисус Христос, такое предание: якобы родоначальник всего человечества, по изгнании из рая, состарившись и приблизившись к смерти, призвал сына своего Сифа, и послал его спросить Херувима, стрегущего врата Едема: простит ли его Бог за преступление заповеди? Сиф пошел и спросил Херувима, что приказал ему отец. Херувим вынес из рая три ветви, или прута, и сказал ему, что чрез эти три ветви, может отец его получить совершенное прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Как нас принимали. Афонское гостеприимство известно, приятно испытать его и на себе: отец-гостинник, чернобородый батюшка в очках, повел нас наверх, набалкон, и пока мы рассаживались, принес традиционное угощение — лукум, ра­кию, кофе (по желанию). В первый день прибытия паломникам не дают никаких послушаний, только отдых да молитва. Разместили нас в нескольких комнатах, по пять человек. Из окна открывается вид на леса, вдалеке — горы. Помещение для приема путников называется архондариком; как нам объяснили, слово архон означало в древности высокого гостя, которого принимали с особой честью, аналог в совре­менном языке — VIP-nepcoha. На Афоне к каждому гостю относятся как к архону, в этом я имел возможность убедиться самолично. Что больше всего поражает на Афоне — необыкновенно доброе отношение монахов к паломникам; при этом палом­ников достаточно много — каждый день по нескольку десятков человек. При виде паломника монах улыбается, обязательно скажет что-нибудь ободряющее, а после богослужения, когда все выходят из храма на солнечную лужайку, появляется время и поговорить подробнее. Если во многих российских монасты­рях монахи на трапезе, как правило, сидят в первой части, са­мой светлой, и едят другие блюда, получше и поразнообразнее, чем паломники, то на Афоне паломников усаживают за цент­ральный, самый почетный стол, с другого конца которого тра­пезует сам настоятель, а монахи ютятся на столах по краям, и вкушают паломники и монахи одно и то же. Так же и на про­ходе в трапезную, куда все устремляются после ритмичного стука по особому деревянному билу, — каждый идет свободно, монахи и миряне вместе, никто не одергивает мирян, чтобы пропускали прежде монахов. По вечерам, когда зной спадает и ужин позади, духовник монастыря (в нашем случае — старец отец Лука) выходит за ворота; там, под огромной липой, стоят лавочки, открывается вид на море, у горизонта затянутое туманом, а слева, вдалеке — скит монастыря Ивирон среди поросших лесами холмов. Отец Лука садится на лавочку, его окружают паломники, и батюшка начинает вести неспешную беседу, отвечая на вопросы, высказывая поучения… и так до темноты, пока привратник не объявит, что монастырские ворота пора запирать.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-s-synde...

   Истинная жизнь наша не здесь, а там, где назначен день собрания всей твари; и гроб не есть смерть души бессмертной, но только одно разлучение от тела и вещей, которые мы заблаговременно обязываемся презирать здесь, чтобы не было тяжко разлучение с ними. 141. Княжне Татьяне Андреевне Волконской    Христос посреди нас. Матушка Татьяна Андреевна, радуйтесь о Господе!    Божие слово вашему сердцу да будет жизнью вечною, пищею и питием, одеждою нетленною и утешением радостным, прочее же, по слову Господню, само приложится: не сомневайтесь!    Ах, кто может совершенно обозреть всю землю: что на ней и что в ней; и самое море, и во глубине моря, и на волнах его носимые корабли? Посмотрите на пучину морскую, вбирающую в себя воду и потом извергающую. Спуститесь вашею мыслью в самую бездну глубже моря, сколько вам можно глубже, и еще глубже! Что же? ничего не видите; возвратитесь на свое место, отдохните. Пойдемте вместе на Араратскую гору, где Ноев ковчег остановился: что же здесь? Одно лишь место памятования всемирного потопа водного и напоминание будущего потопа огненного... Перенесемся на Синайскую гору; здесь Ангелами положено тело святой великомученицы Екатерины, — вы читали житие ее? На сей святой горе Моисей пророк принял скрижали от Господа, когда освободил израильтян от египетской работы... Вот другая гора, Афонская! Сию гору посещала Матерь Божия и обещалась в особенности никогда не оставлять на ней спасающихся иноков. Вся гора покрыта монастырями; однако я не ходил с вами на эту гору... Не утомились ли вы, по таким высотам странствуя? Подумайте, что мы видели? Ничего! Ничего еще не видели; посмотрите на обширное небо и безмерное пространство неба — оно покрывает всю землю, а о высоте его что вы скажете?    Припоминаю себе, когда я был в суетных занятиях гордого мира, видел из астрономии — не упомню под каким она названием, только памятно, что в такой быстроте, как из пушки летит ядро, надобно с чем-то миллион лет лететь непрестанно, чтобы долететь до одной из неподвижных звезд. Вот теперь видите, как высоко небо!!! А еще выше и выше! Полно, устанете: безмерно высоко! Где же и еще выше пребывают Ангелы, посылаемые нам на помощь и хранение, Архангелы, Херувимы, Серафимы и Сам Господь Небесных Сил, «Иже везде сый и вся исполняли!» Непостижимо! Недомыслимо!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вечер этого дня закончился у нас богослужением по случаю кануна воскресенья. Всенощную совершил о. Анастасий на верхней палубе парохода, обратясь лицом к св. горе, долго не скрывавшейся из виду. Пели мы вместе с Преосвященным и профессорами. На палубу собрались все пассажиры. По мере того, как мы отплывали дальше и небо темнело, Афонская гора заволакивалась туманом, но долго ещё виден был вдали её тёмный силуэт. Но вместо внешнего Афона, постепенно скрывавшегося с наших глаз, в наших головах с большей рельефностью стал обрисовываться мысленный Афон, как результат впечатлений, полученных и пережитых нами во время пребывания нашего там. Афон как бы самой природой предназначен для созерцательной, монашеской жизни. И действительно, трудно найти уголок, который бы был более пригоден для монашеских подвигов, чем Афон. Изолированный от всего мира, со своими скалистыми неприступными берегами, Афон сам по себе является как бы громадным монастырём. Миряне здесь не селятся потому, что каменистая почва горы неплодородна, а берега – негостеприимны. Но на неплодородной вообще почве Афона в изобилии растёт виноград и прекрасно произрастают, особенно на южной стороне горы, фруктовые деревья: каштановые, ореховые, смоковничные, оливковые, плодами которых питаются иноки. Суровость и грандиозность Афонских видов возбуждает дух к созерцанию и самоуглублению, а чудная красота морских пейзажей, вечно-зеленеющая в ущельях гор и на отлогих местах природа располагает к славословию Творца. Вот почему Афон с самых древних времён привлекал к себе особое внимание и любовь людей ещё языческого, дохристианского мира. Языческие жрецы устрояли здесь свои капища, а на темени Афона стояла статуя Зевеса, который назывался Αϑος и от которого вся эта гора, ещё во время Троянской войны, почиталась высотой сего божества 959 . Кроме того, Афон издревле славился как место уединения некоторых греческих мудрецов, приходивших сюда для глубоких размышлений и созерцаний таинств природы. Но совсем другая слава ожидала Афон в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петру. Она прямо указала ему св. гору, как особое определенное наследие, собственно только для свободного служения своему Господу, сказав: Нет другого, более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться от мирских забот и смущений, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне гора эта будет называться Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края и до края, на север и на юг, наполнится множеством иноков. И если иноки от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, то Я сподоблю их, в великий день Сына Моего, великих дарований: еще здесь, на земли, будут они получать от Меня великую помощь; Я стану облегчать болезни и труды их и дам им возможность, при малых средствах, иметь довольство в жизни, даже ослаблю вражескую против их брань, и имя их сделаю славным по всей подсолнечной. Стало быть, все желание и попечение Приснодевы было от начала — неотступно собирать и умножать на избранном для сего месте православное иночество мужеского пола, как птенцов под кров крыл Своих. Это же по всей правдоподобности характеризует и св. Григорий Палама, архиепископ Солунский, в пресладких творениях, когда говорит: " Егда всеблагая Владычица мира восхотеланаселити Афон иноками, даде великая и радостотворная общания глаголющи: избравши от всея земли гору Афонскую, Аз судих даровати тую инокам в жилище, яко приличную чину их, и отселе и впредь имать нарицатися святою " . При всей грубости и дикости, народы, населявшие наше отечество, вели постоянную торговлю с греческою империею, Востоком и другими христианскими народами, а чрез торговлю греческие купцы старались распространить между нашими предками и христианство, потому что только христианство могло смягчать дикость и зверство тогдашних обитателей нашей страны и тем обезопасить и самую торговлю. Дружины славянские, под названием варягов, даже часто отправлялись на службу к византийским императорам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

Местность орошается многими источниками природных вод; ручейки тихо и тайно друг от друга выбиваются из тысячи родников; как бы скрывая свой побег, они соединяются в поток, делая и это молча, будто бы выполняя какое-нибудь назначение, – чем дают полную возможность монахам, избравшим бесшумную жизнь, возносить тихие молитвы к Богу. Гора доставляет желающим проводить на земле небесную жизнь большое удобство и в отношении покоя, и в отношении продовольствия. Море, которое окружает гору, придает ей еще больше прелести и удобства, не позволяя ей быть вполне островом и затрудняя через перешеек сообщение с материком. Словом, всюду здесь видны признаки добродетели и в природе, и в подвижничестве обитателей...» 1055 Новейшие путешественники в не менее ярких красках изображают природу Афона. Они восхищаются его живописным видом, прекрасным местоположением и богатством флоры и фауны и находят, что в этих отношениях Афон не уступает наиболее привлекательным местам Европы. Один из них прямо говорит, что во всей вселенной он не встречал места более удобного для монашеской жизни, чем святая Гора Афон. 1056 Эта-то местность и была центром византийского средневекового монашества, главным пунктом религиозносозерцательной жизни Византии, – ее святой Горою ( γιον ρος), а вместе с тем главной хранительницей церковного предания и христианского просвещения, необоримой твердыней Православия, Ватиканом Востока ( Βατικνον νατολς). 1057 Точно установить время появления монашества на Афоне чрезвычайно трудно из-за отсутствия ясных документальных сведений об этом. Сами афониты относят появление христианства на св. Горе ко временам апостольским, 1058 начало же монашества приурочивают ко временам императоров – то Антония Каракаллы (211–219), то Константина Великого (306–337), то Констанция (337–361), то Феодосия Великого (379–395), то Аркадия (395–408), то царицы Пульхерии (V в.) и т. д. Но все эти сказания носят легендарный характер. На основании их относительно афонского монашества можно, думается, сделать только то заключение, что оно получило начало в очень глубокой древности – в первые же времена после возникновения монашеского института на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Многоукладное святогорского монашества способствовал тот факт, что Афонская гора, находясь в непосредственной близости и от Малой Азии, и от Балкан, оказалась расположенной на стыке нескольких культур — прежде всего греческой и славянской. На Афоне с самого начала нашли себе место греческое, сербское, болгарское, грузинское, русское, румынское монашество. До определенного времени на Святой Горе существовало даже монашество западной традиции. Политическое покровительство и экономическую поддержку афонским обителям оказывали как византийские василевсы, так и сербские жупаны, а позже русские цари и молдовалашские господари. Афон сохранял свою многоукладность, культурную и национальную полифоничность на протяжении всей своей истории. Это было и в византийскую эпоху, когда сам полиэтничный характер империи способствовал многонациональности Афона. В эпоху Османской империи православные также жили рука об руку, помогая друг другу в сложных исторических обстоятельствах и не различая, какой кто нации принадлежит. Все православные, без различия национальностей, чувствовали принадлежащими себя одному этносу — этносу христиан, поэтому и турками рассматривались как один народ. Это, в свою очередь, помогало монахам на Афоне сохранять единство, несмотря на различие языков и культур. Когда Македония, которой географически принадлежит Святая Гора Афон , в начале XX в. освободилась от османского господства и присоединилась к Греции, международные договоры подтвердили особый многонациональный статус Святой Горы. Были созданы условия для сохранения этого статуса в рамках национального греческого государства, что, например, нашло отражение в положениях Севрского (1920), а затем и Лозаннского (1923) договоров. Если мы возьмем историю афонского подвижничества в XX веке, то и в этот период оно сохранило полиэтнический характер. В общую сокровищницу афонской духовности одинаково бесценный вклад внесли монахи, говорившие на разных языках и принадлежавшие различным народам и культурам. Так, наряду с такими греческими подвижниками, как старцы Иосиф Исихаст и Паисий, на Афоне подвизались русские старцы Силуан и Тихон. В свою очередь, как и все монахи на Афоне, эти подвижники были тесно связаны между собой. Так, русский старец Тихон был на протяжении долгого времени духовным наставником греческого старца Паисия, а русский старец Софроний (Сахаров) — духовником феческого старца Херувима (Карамбелоса). И таких примеров множество.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=237...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010