Иконостас Московского Успенского собора. Более благоприятных результатов можно достигнуть при изучении иконостаса соборного храма Серпуховского Высоцкого монастыря, основанного в 1374 году Великим Князем Владимиром Андреевичем Храбрым 66 . Первым настоятелем был преп. Афанасий 1-й, который окончил свою жизнь в Константинополе в монастыре св. Иоанна Предтечи. Им были присланы в Высоцкий монастырь около 1390 года из Греции семь следующих икон: три иконы Деисуса, иконы двух архангелов и апостолов Петра и Павла, мерою все около 2 арш. 2 в. х 1 ар. 8 в. (Фототипии с изображением этих замечательных икон будут помещены в моем издании: «Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности; 1 хромол., 66 фототипий и иллюстрации в тексте», a фототипия одной иконы, изображающей архангела, помещена на таблице III настоящего издания, с надписью «Образцы современной реставрации древней иконописи»). Иконы эти сначала могли быть и местными в соборе монастыря, a затем были поставлены над местными. В XVI веке к ним были прибавлены еще иконы апостолов свв. Иоанна и Андрея, чтобы пояс, сделавшись сплошным, касался северной и южной стен храма. Тогда же были прибавлены в иконостасе пояса праздничный и поясных изображений пророков. Пояс же праотеческий прибавился уже позднее и, вероятно, в 1624 году, когда (как сказано во вкладной книге Высоцкого монастыря) 67 «архимандрит Антоний збратом в Зачатейской церкви починили святыя образа: деисус, праздники и пророки, а иныя образа вновь написали, дано иконникам за работу 27 р. 26 ал.». Иконы этого иконостаса в большинстве случаев весьма пострадали от неискусной реставрации, совершенной иконописцами в 1898– 9 годах. В настоящем тексте помещаем мы рисунок 23), изображающий вышеуказанный иконостас. Иконостас Зачатьевского собора Серпуховского Высоцкого монастыря. Чтобы иметь возможность судить о совершенных реставрациях и о том, как выглядели иконы в предшествующее им время, мы пользовались, когда это удавалось, выкинутыми из иконостаса и случайно сохранившимися иконами, т. е. тем обстоятельством, что, начиная с середины века и особенно часто в ближайшее к нам время (лет сорок назад), во время переустройства иконостасов, чтобы дать больше простору их украшениям, в чуждых нам западных стилях, из них удалялись и безжалостно выкидывались в сырые подвалы и на колокольни драгоценные произведения нашей древней иконописи. Случалось, что выкидывались и все иконы из иконостаса и заменялись новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Этим прекрасным иконам суждено было сыграть важную роль в русской культуре, особенно в иконографии Руси. Преподобный Афанасий преставился ко Господу 12 сентября (ст. ст.) 1395 года в возрасте 33 лет. Согласно завещанию, он был погребён против западных дверей под лестницей Зачатьевского собора. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов неприятель и некоторые жители города видели, как из Высоцкой обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой чёрной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом чудесном заступничестве преподобного было доложено царю. Издревле преподобный Афанасий Младший почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, града Серпухова и его пределов. И по сей день по его молитвам, от святых его мощей люди получают благодатную помощь и исцеление. По смерти преподобного Афанасия Младшего в 1395 году настоятелем Высоцкой обители стал преподобный Никита - сродник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Он управлял монастырём в течение девятнадцати лет. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едигея в 1408 году настоятельские попечения Никиты ещё более умножились. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, ушёл в Боровский Высоко-Покровский монастырь. Здесь под его духовным руководством в течение семи лет находился инок Пафнутий - будущий основатель Боровской Рождества Богородицы обители. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрёл место последнего упокоения. На протяжении столетий память о святом Никите благоговейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00621

После трагического для Византии 1453 года древнерусская художественная культура приняла идеалы исихазма и продолжала развивать восточно-христианские художественные традиции. Древнерусская художественная культура становится преемницей обновленного византийского наследия. Но русские просветители и, прежде всего, Сергий Радонежский придали исихастскому идеалу православной духовности национальные черты, что и сделалось нравственной основой синтеза художественных традиций Руси и Византии. Развитие отечественной национальной школы иконописи существенно углубляло христианское миропонимание в русской ментальности, жаждавшей зримого воплощения догмата триединства. 2.2. Андрей Рублев как художник Русского Православного Возрождения Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения Палеологовского возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности Сергия Радонежского. Рассмотрим, каким образом этот выдающийся деятель древнерусской художественной культуры включился в общий поток русско-византийского взаимодействия. Большинство современных исследователей древнерусской художественной культуры сходятся во мнении, что углубленное знакомство Андрея Рублева с византийской традицией началось не в мастерской Феофана Грека, а значительно раньше, и что Рублев в молодые годы мог учиться и работать в Византии и Болгарии. В то время многие русские живописцы активно посещали балканские страны, Святую Гору Афон и Константинополь, нередко оставаясь там на более или менее продолжительный срок. В константинопольских храмах имелись и иконы русских святых. В частности, была там икона святых Бориса и Глеба, а в художественных мастерских столицы Византии писались иконы по заказам Русской церкви. Так, Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый Высоцкий чин – ряд деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV в. уникально. При поддержке и руководстве преп. Сергия Радонежского, митрополита Киприана, трудами Афанасия Высоцкого и его учеников в обители действовал центр русско-византийских связей, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Под влиянием афонского исихазма в Высоцком монастыре начал формироваться особый уклад монашеского жития: в нем сочетались усвоенное от общежительного устава Свято-Троицкой Сергиевой обители единение братии в любви по образу Троического единства и строгость созерцательного молчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Странное знакомство выпало мне в годы юности: человек некий сделал мне поистине царский подарок. – Записи Владимира Высоцкого (отчество стали прибавлять только по смерти поэта) я прослушал практически все. Потому что всё сказанное и пропетое, что ложилось на магнитофонную ленту, сразу же или несколько позже попадало к моему странному благодетелю. Давно это было. ...Наверно, испытывать пылкий восторг или неприязнь можно только к чужому. К тому, чем живешь или жил когда-то, отнесёшься иначе. Будь то песни Высоцкого или православная вера. Посему прошу поставить меня в один ряд с гордецами, фарисеями, мытарями и грешниками, осуждающими и высокомерными, далекими от христианского милосердия. Средь них моё место. Афанасий 10 февраля 2012, 12:22 «Человек»! У Вас болезненное и искаженное восприятие! Какое в статье «идолопоклонство»?! Вероятно, Вы не прочитали статью, а «пробежали». Автор статьи пишет: «Поэт, к большому сожалению, не понимает, что такое рай; он только чувствует, что по своей жизни, далекой от нравственности, недостоин райского блаженства, и считает, что рай для него закрыт как некий секретный охраняемый объект. Он не готов к райской жизни, она для него непонятна, ему хочется еще пожить на земле. Это тревожит его, но не заставляет задуматься о покаянии, а ввергает в тоску». Можно привести и другие места. Осуждение священника Вы тщетно пытаетесь представить, как ревность о православии. Отец Павел доказал свое Православие книгами, которые выходят в церковных издательствах. Владислав 10 февраля 2012, 11:38 Зачем же смешивать отношение к человеку и к его творчеству? Высоцкого конечно жаль, судьба его действительно печальна. Доброе отношение к нему отца Павла вызывает уважение. Но вызывает удивление, что его творчество, являющееся по крайней мере неоднозначным, преподносится как нечто благотворное, полезное и назидательное. Пусть там есть и неплохие мысли, но одно только исполнение этих песен самим Высоцким вызывает мороз по коже.. Какое уж там благотворное влияние..?

http://pravoslavie.ru/51462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший ( между 1401 и 1412/14, К-поль), прп. (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых), 1-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ), ученик прп. Сергия Радонежского . Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. 288), в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием . «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин) . Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» ( Тихонравов. С. 132). В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий мон-рь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство А. В. (ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107). Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был А. В.) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270).

http://pravenc.ru/text/76986.html

Б. М. Клосс Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. В. сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 253об.- 255; 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.), посвященных основанию Высоцкого мон-ря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: А. В. представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого мон-ря (СГИХМ. 1673. Л. 10, 1648 г.) А. В. изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем А. В. был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресв. Богородицы - Избранные святые», к-рые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» (Вкладная книга. Л. 83об.). Образ А. В. (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ),- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе ТСЛ. В кон. XVII-XIX в. в связи с ошибочным отождествлением А. В. с К-польским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, нач. XIX в. (СГИХМ. КП 1691/СТ 11), А. В. изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке (л. 22об.); подобное поясное изображение - на заставке рукописи (л. 5).

http://pravenc.ru/text/76986.html

Но не исключено, что святой своим поступком выражал несогласие с вмешательством светской власти в жизнь Церкви и ее иерархов. Еще один вариант: преподобный Афанасий давно мечтал избавиться от неизбежных хлопот, связанных с положением настоятеля, и обрести уединение, а отъезд Киприана использовал как повод к исполнению своего тайного желания. На чужбине Афанасий Старший осел в Константинополе, сердце Византии. В каком-то из столичных монастырей он приобрел себе келью, где продолжил подвижническую жизнь. Рогожская летопись отмечает, что преподобный «поживе в молчании с святыми старцы». Местные предания об Афанасии, нашедшие отражение в его Житии, составленном Карионом Истоминым в 1697 году, содержали легенду о том, что он был поставлен в Патриархи Константинопольские. Согласно Житию, произошло это после случившегося знамения от Бога, что только он, и никто другой, может быть Патриархом. В далекой Византии Афанасий Старший не забывал о Высоцком монастыре. По его заказу греческие мастера написали для обители иконы, которые вместе с благословенной грамотой были присланы в монастырь на Высоком еще при жизни преподобного Афанасия Высоцкого Младшего (до 12 сентября 1395 г.). Семь икон «Высоцкого чина» – «Спас», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр» и «Апостол Павел» – написаны византийским мастером незаурядного таланта. Этим иконам суждено было оставить глубокий след в русской культуре. Считается, что эти византийские иконы внимательно изучал Андрей Рублев, создавший под их воздействием свой «Звенигородский чин». Ныне они находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Афанасия I сменил Афанасий II (Афанасий Младший), при котором обитель окончательно окрепла и расцвела. Второй настоятель Высоцкого монастыря Афанасий Младший скончался в 1395 году. Над его гробницей у западной стены собора была сооружена каменная часовня. Позднее, в 1694 году, на месте могилы преподобного Афанасия была построена маленькая, богато украшенная церковь во имя святого Афанасия Афонского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Настоятелем был поставлен архиманрит Иосиф (Балабанов). Торжественное открытие монастыря совершил в среду Светлой седмицы 1991 года, в день памяти преподобного Афанасия Младшего, Правящий архирей Московской епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, совместно с Преосвященным Григорием, епископом Можайским. Первые службы проходили в маленькой надвратной церкви во имя Трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С этого времени возобновилась молитвенная и трудовая жизнь Высоцкого монастыря, его внешнее и внутреннее духовное созидание. В 1991 году единственной церковью, которую возможно было подготовить к зиме для совершения богослужений, оказался Никольский храм. Основанный в XVI веке, он служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители. В годы советской власти в храме располагалась пилорама, и он был совершенно обезображен. 11 августа 1991 года, после проведения необходимых работ, состоялось великое освящение храма. В 1992 году началась кропотливая работа по восстановлению Покровского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние. 9 июля 1993 года было совершено освящение придела главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом же году 24 сентября состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого Младшего. С января 1996 года начались восстановительные работы в Сергиевском храме, а уже 6 сентября того же года, в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию, состоялось освящение этого маленького храма. По преданию, он был построен над местом, где преподобный Сергий водрузил крест и сотворил молитву на основание Высоцкой обители, которую братия монастыря и поныне поет по окончании всенощного бдения. В 1998 году во вновь отреставрированном настоятельском корпусе была устроена и освящена домовая церковь в честь иконы Божией Матери " Скоропослушница " . 24 марта 1999 года за Божественной литургией в храме Похвалы Пресвятой Богородицы монастыря архиманрит Иосиф (Балабанов) был возведён митрополитом Ювеналием в сан игумена, который и по сей день управляет Высоцкой обителью.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Фреска «Страшный суд», выполненная Микеланджело с 1537 по 1541 годы, покрывает стены алтаря Сикстинской капеллы в Ватикане. Изображение демонстрирует второе пришествия Христа и Апокалипсис, когда человеческие души отправляются в ад или в рай. Фреска изобилует сценами, в которых мужские фигуры сплетаются в объятиях и целуются. Лаццарини считает, что это «несомненно, говорит об их гомосексуальной природе». Искусствовед также полагает, что прорисованные на фреске «напряженные мускулы мужчин» и «анатомические гримасы боли на их лицах» взяты из реальной жизни во время посещения Буонарроти бань, в которых были все условия для сексуальных контактов. Когда фреска была написана, католическую церковь возмутило чересчур натуралистическое описание Микеланджело обнаженных мужских тел, и художника обвинили в непристойности и непотребстве. Бьяджо да Чезена, папский церемониймейстер того времени, заявил, что фреска больше подходит для «общественной бани и таверны», чем для места поклонения. После смерти Буонарроти, художнику Даниэле де Вольтерра (Daniele da Volterra) было поручено закрасить гениталии изображенных на фреске людей, за что он получил прозвище «штанописец» . Рассмотрим, как изображали св.Иоанна Предтечу православные иконописцы и Леонардо да Винчи. Св.Иоанн Предтеча. Константинополь. 1387–1395. Икона св. Иоанна Предтечи – из семи икон из деисусного ряда иконостаса соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы Высокого серпуховского монастыря. Написан по заказу Афанасия Высоцкого Старшего в Константинополе в 1380–1390 гг. для белокаменного храма, строившегося в монастыре с 1381 г. по инициативе князя Владимира Андреевича Храброго, прислан ещё при жизни Афанасия Высоцкого Младшего (ум. 12 сентября 1395 г.) вместе с другими иконами и благословенной грамотой. Ныне шесть икон Высоцкого чина находятся в Третьяковской галерее, икона «Святой Иоанн Предтеча» – в Русском музее (с 1934 г.). Св.Иоанн Предтеча.Фрагмент. Константинополь. 1387–1395. Написана икона уже после исихастских соборов в Византии. Разъяснение исхастских религиозно-философских идей дал А.Ф. Лосев: «Осияние и преображение твари возможно только потому, что есть нетварная энергия Божия, оформляющая и осмысляющая тварное естественно (ибо иначе тварь никуда и не восходила бы, но оставалась сама собой и по себе); но, с другой стороны, осияние и восхождение возможны только потому, что тварь, своими силами и за свой риск и страх, стремится приблизиться к Богу (ибо энергия лично-произволяющего Бога, сообщенная человеку, становится лично-произволяющим устроением самого человека). Человек – тварь; следовательно, он не Бог по существу и не может стать таковым. Но человеку сообщима энергия Божия, которая есть Сам Бог. Следовательно, человек есть бог – уже по причастию, стало быть, и по благодати, а не по сущности, и – может, должен стать им, то есть энергийно стать, неотлично отождествиться с Ним по смыслу, имея единственное отличие от Него – по сущности, по субстанции, по факту, по бытию».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Иконостас Московского Успенского собора Более благоприятных результатов можно достигнуть при изучении иконостаса соборного храмам Серпуховского Высоцкого монастыря, основанного в 1374 году Великим Князем Владимиром Андреевичем Храбрым 66 . Первым настоятелем был преп. Афанасий 1-й, который окончил свою жизнь в Константинополе в монастыре св. Иоанна Предтечи. Им были присланы в Высоцкий монастырь около 1390 года из Греции семь следующих икон: три иконы Деисуса, иконы двух архангелов и апостолов Петра и Павла, мерою все около 2 арш. 2в.х1ар. 8в.(Фототипии с изображением этих замечательных икон будут помещены в моем издании: „Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности; 1 хромол., 66 фототипий и иллюстрации в тексте“, а фототипия одной иконы, изображающей архангела, помещена на таблице III настоящего издания, с надписью „образцы современной реставрации древней иконописи“). Иконы эти сначала могли быть и местными в соборе монастыря, а затем были поставлены над местными. В XVI веке к ним были прибавлены еще иконы апостолов свв. Иоанна и Андрея, чтобы пояс, сделавшись сплошным, касался северной и южной стен храма. Тогда же были прибавлены в иконостасе пояса праздничный и поясных изображений пророков. Пояс же праотеческий прибавился уже позднее и, вероятно, в 1624 году, когда (как сказано во вкладной книге Высоцкого монастыря) 67 „архимандрит Антоний с братом в Зачатейской церкви починили святые образа: деисус, праздники и пророки, а иные образа вновь написали, дано иконникам за работу 27 р. 26 ал.“. Иконы этого иконостаса в большинстве случаев весьма пострадали от неискусной реставрации, совершенной иконописцами в 1898–9 годах. В настоящем тексте помещаем мы рисунок изображающий вышеуказанный иконостас. Иконостас Зачатьевского собора Серпуховского Высоцкого монастыря Чтобы иметь возможность судить о совершенных реставрациях и о том, как выглядели иконы в предшествующее им время, мы пользовались, когда это удавалось, выкинутыми из иконостаса и случайно сохранившимися иконами, т. е. тем обстоятельством, что, начиная с середины XVIII века и особенно часто в ближайшее к нам время (лет сорок назад), во время переустройства иконостасов, чтобы дать больше простору их украшениям, в чуждых нам западных стилях, из них удалялись и безжалостно выкидывались в сырые подвалы и на колокольни драгоценные произведения нашей древней иконописи. Случалось, что выкидывались и все иконы из иконостаса и заменялись новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010