В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме. Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». http://visotskymonastir.ru/life.php Старая Тульская дорога в Серпухове идёт вдоль реки Нара. Белый камень, которым была вымощена улица, то и дело проглядывает через выбоины в асфальте. А ближе к окраине асфальта просто нет, и белокаменная улица плавно поднимается в гору, к стенам Высоцкого монастыря. В 1374 году этот монастырь заложил преподобный Сергий Радонежский. " Преподобный пришед же в Серпухов и сглядав место, и веде его подобно на устроение монастыря, и створи молитву, положи основание церкви своими руками " . Так описывает летопись основание Высоцкого монастыря преподобным Сергием Радонежским и строительство первого деревянного храма во имя Зачатия Богородицы. Покидая новую обитель, Сергий поставил в ней игуменом своего ученика монаха Троицкого монастыря Афанасия, который был " в Божественных писаниях зело разумен " и которого преподобный очень любил. Афанасий Высоцкий был известен как переводчик с греческого и переписчик книг.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 12 сент. 1395, Серпухов), прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), 2-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ). Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Сведения о нем содержатся в «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288), написанном в 1697 г. в Чудовом мон-ре (см. Афанасий Высоцкий Старший ). В мае 1698 г. по благословению архим. Высоцкого мон-ря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). А. В. род. в Ярославле, в семье Илариона и Анны. В юности он пришел в Высоцкий мон-рь и был пострижен в монашество игум. прп. Афанасием Высоцким Старшим, учеником прп. Сергия Радонежского . Через неск. лет, во время освящения соборного монастырского храма в честь Зачатия Пресв. Богородицы, А. В. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1382 г. игум. Афанасий Старший отправился в К-поль вместе с митр. свт. Киприаном и назначил А. В. своим преемником. При новом игумене значительно увеличилось число братии в мон-ре. Находясь в К-поле, прп. Афанасий Старший отправил в Высоцкий мон-рь вместе с иером. Виктором 7 икон деисусного чина, 3 иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи (см. Высоцкий чин ) и благословенную грамоту. Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Перед кончиной А. В. долго болел. Он был погребен напротив зап. врат Покровской ц. Некий инок Высоцкого мон-ря, имевший обиду на игумена, не пошел на его погребение. Вдруг инок впал в беснование, а когда пришел в себя, раскаялся и с плачем побежал в церковь. Когда тело святого опускали в землю, этот монах упал в могилу. После того как его достали, он рассказал братии, что А. В. протянул ему руку и предсказал ему близкую кончину. Через 3 дня инок умер. Др. чудо преподобный совершил во время нападения крымских татар на Серпухов. Татары и жители города видели, как из Высоцкого мон-ря на белом коне выехал старец, смуглый, с густой черной бородой. Он объехал вокруг обители с жезлом в руке и устремился на врагов, после чего те в страхе бежали.

http://pravenc.ru/text/76984.html

С 30-х гг. в помещениях В. м. располагались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и др. В 30-60-х гг. были разрушены 3 башни и большая часть стен. В результате археологических раскопок летом 1985 г. было обнаружено древнее погребение - мощи прп. Афанасия Младшего, обретенные 24 сент. 1994 г. Решением Свящ. Синода 25 марта 1991 г. В. м. возрожден, 10 апр. 1991 г. торжественно открыт, митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) постриг 3 первых насельников. 8 сент. 1994 г. был освящен восстановленный Покровский храм, в к-ром совершаются богослужения. 6 сент. 1996 г. была освящена Сергиевская ц., 18 июня 1997 г.- Никольская ц., 25 сент. 2001 г.- Зачатиевский собор. В 1994-1998 гг. восстановили Трехсвятительский храм, колокольню, настоятельский и братский корпуса, ограду; устроены муж. и жен. гостиницы. В В. м. более 20 насельников, с 25 марта 1991 г. настоятель - архим. Иосиф (Балабанов) , с 16 февр. 1999 г.- игум. Кирилл (Костиков). Святыни В. м.: чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» , прославившийся исцелениями от пьянства, икона свт. Николая (Можайского) (XIV в.), икона вмч. Георгия Победоносца новгородского письма (XV в.), к-рую брали в походы воины серпуховского войска, образ прп. Серафима Саровского с частицей от его рубашки, епитрахиль и личные вещи св. прав. Иоанна Кронштадтского. В Покровском приделе находится рака с мощами прп. Афанасия Младшего. В обители хранятся ок. 300 частиц мощей святых. У иконы «Неупиваемая Чаша» ежедневно совершаются молебны с водоосвящением, у мощей прп. Афанасия по пятницам - братский молебен с акафистом. 17 июня 2021 года монастырь получил статус ставропигиального. Ист.: ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 122; Т. 8. С. 20-21; 1897. Т. 11. С. 20-21, 81; 1913. Т. 18. С. 114; СГГД. Т. 1. 96, 203; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 345; Извлеч. из отчета по Ведомству духовных дел правосл. исповедания за 1858 г. СПб., 1860. С. 11; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. С. 43, 71; ОДДС. 1868. Т. 1. С. 40; 1879. Т. 2. Ч. 1. С. 85; 1878. Т. 2. Ч. 2. С. 86-87; 1878. Т. 3. С. XCVII (прил.); 1880. Т. 4. С. 509-510; ОДБМЮ. Кн. 1. 2470, 2478, 2479, 2487; 1872. Кн. 2. 1, 109, 110, 183; Леонид (Кавелин), архим. Слово о житии прп. отца нашего Афанасия Высоцкого//ДЧ. 1892. 1. С. 70-77; 7. С. 412-417; 8. С. 569-572; 9. С. 3-7; Воронцова Л. Д. Вкладная кн. Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346 (отд. отт.: М., 1898); Опись Высоцкого мон-ря, сост. М. Темяшевым в 1763 г.// Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь: его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 125-138; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950; Вкладная кн. Серпуховского Высоцкого мон-ря/Сост. С. С. Ермолаев, Е. Е. Лыкова, В. М. Шилов. М., 1993; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 345-346.

http://pravenc.ru/text/161091.html

Целиком переписано слово преп.Симеона Нового Богослова «О молитве», повествующее об умном безмолвии». Под влиянием афонского исихазма в Высоцком монастыре начал формироваться особый уклад монашеского жития: в нем сочетались усвоенное от общежительного устава Свято-Троицкой Сергиевой обители единение братии в любви по образу Троического единства и строгость созерцательного молчания. В восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь преп.Афанасия Высоцкого, — каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих, — несомненно, выразилось давнее желание наследовать ее культурно-историческое богатство, укоренить эту традицию на Руси. В 1382 году преп. Афанасий Высоцкий покинул обитель и последовал за митрополитом Киприаном сначала в Киев, а затем в Константинополь, откуда прислал в Высоцкий монастырь для нового белокаменного храма Зачатья Богородицы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкого». Высоцкий чин имеет длину 6,87 метра, высота его колеблется в пределах 146-149 см, ширина 93-106 см (самые широкие иконы архангелов). Высоцкий чин оставил значительный след в русской культуре: автор Высоцкого чина был большим мастером, опиравшимся на богатые традиции и опыт, накопленный византийской живописью. В своих работах Алпатов и Лазарев сравнивали Высоцкий чин со знаменитым Звенигородским чином работы Андрея Рублева. Не исключена возможность, что преп.Андрей Рублев видел новые греческие иконы. Сравнение Звенигородского чина с Высоцким чином помогает увидеть различие русской и византийской живописи в конце XIV – начале XV веков и показывает, как и в каком направлении шла переработка А. Рублевым византийского наследия. П. А. Голубцов, на основании нового прочтения текста «Сказания о святых иконописцах» сделал предположение, что Рублев мог стать иноком в Высоцком монастыре в 1380-х гг., где «быша в послушании у преподобного Никона» – ученика Афанасия Высоцкого, ставшего впоследствии, незадолго до смерти преп. Сергия Радонежского игуменом Троицкого монастыря. Возможно, в Серпухове, в Высоцком монастыре, в этом центре русско-византийских связей, начал преп.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Высоцкий, Старший, прп. Описания иконы Афанасий Высоцкий, Старший, прп. - житие Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: " аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет " (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле. Представ пред благодатным иг[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1950-е.] Прп. Афанасий Высоцкий. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей преп. Никона Радонежского. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева Лавра. Файл 4350.jpg:   Размер: 289x1200, 0.35 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (190) , (2) . Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия на строительство Серпуховского Высоцкого монастыря. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 254 об. РГБ. Москва. Файл 4351.jpg:   Размер: 978x1200, 1.17 MPix, 142 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (161) , (1) . Описание: [Москва. 1648.] Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской (фрагмент). Миниатюра вкладной книги Высоцкого Серпуховскогомонастыря. Москва. 1648 год. СГИХМ.

http://pravicon.com/icon-1292

очолив з нагоди заснування Висоцького монастиря м. Серпухова 27 вересня 2019 р. 14:43 25 сентября 2019 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца, и 645 -летия со дня основания Высоцкого мужского монастыря подмосковного Серпухова, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Покровском храме обители. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман , благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин), благочинный Серпуховского церковного округа Московской епархии священник Игорь Чабан, настоятели подмосковных обителей: Вознесенской Давидовой пустыни — игумен Сергий ( Куксов), Николо-Пешношского мужского монастыря — игумен Алексий ( Горлычев), Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря г. Можайска — игумен Авель (Пивоваров). В храме молились глава Серпуховского городского округа Ю.О. Купецкая, председатель контрольно-счетной палаты Серпухова В.Н. Батуков, начальник Серпуховского филиала Академии РВСН генерал-майор А.Е. Морозов. За Литургией Патриарший наместник Московской епархии рукоположил клирика Иоанно-Предтеченского храма г. Дубны диакона Константина Панферова в сан пресвитера. По окончании богослужения епископ Роман приветствовал митрополита Ювеналия, напомнил собравшимся об истории Высоцкого монастыря, а также преподнес Его Высокопреосвященству икону Божией Матери с изображениями Высоцких преподобных — Афанасия Старшего и Афанасия Младшего. Митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Спасибо тебе, возлюбленный владыка Роман, за исполненное добра и любви слово, за этот дивный дар, и особенно за то, что ты не только как архиерей, но и как монах-подвижник исполняешь много послушаний. Наша епархия большая и требует постоянного пастырского и архипастырского попечения. Ты совершаешь богослужения во всех уголках Подмосковья, когда там бывают праздники. Особенно благодарю тебя за то, что после открытия этого монастыря, находившегося в поругании, ты продолжаешь благоукрашать его не только материально, но и духовно. Я знаю о тех иноках, которые несут здесь свое молитвенное послушание.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5505195...

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П. Современное состояние [ править править код ] В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы». Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Высоцкий_монас...

Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря Афанасия Высоцкого (Младшего; 12 сент. 1395), вместе с митр. Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Высоцком монастыре г. Серпухова 18 мая 2015 г. 21:36 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Высоцком монастыре в подмосковном Серпухове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы, братья и сестры! Я с большой радостью вступил на землю героического города Серпухова, с историей которого связаны многие подвиги защитников нашего Отечества. Так, князь Владимир Андреевич Серпуховской, близкий родственник благоверного князя Дмитрия Донского, духовный сын преподобного Сергия, отправился на Куликово поле и там, возглавив засадный полк, добился перелома в страшной битве, после чего его стали именовать Храбрым. И это была лишь первая страница в героической летописи Серпухова. Затем он был прославлен именами своих горожан в Смутное время — жители Серпухова составили значительную часть и первого, и второго ополчения, которое, в конце концов, и изгнало поляков из Кремля и из города Москвы, а затем и из России. А когда в грозные дни Отечественной войны 1812 года потребовалось могучая рать, город Серпухов опять поставил своих воинов, которые мужественно сражались на Бородинском поле. Наконец, в Великую Отечественную войну фронт проходил в 15 километрах от города, но Серпухов не сдался, и очень скоро враг был отброшен на 150 километров. Жители города приступили к работе сразу же. Заработали фабрики и заводы. В 150 километрах — страшный враг, а жизнь города закипела благодаря энергии людей, веровавших в победу и стремившихся добиться ее как можно скорее. Совершенно неслучайно такое мужество было присуще жителям Серпухова, потому что по благословению преподобного Сергия его учеником, Афанасием Старшим, была создана эта обитель, а затем и Афанасий Младший, который долгие годы был ее игуменом, сформировал очень сильную духовную дружину. Память об этом святом угоднике и сейчас бережно хранится в Серпухове, и я с особым трепетом приложился к его мощам в Покровском храме, памятуя о великом деле, которое совершил этот преподобный отец, устрояя монашескую жизнь в Серпухове.

http://patriarchia.ru/db/text/4085218.ht...

Поучая братию примером строгого подвижничества, Афанасий весьма часто поучал и словом, заимствуя наставления из творений Василия Великого , Исаака Сирина и др. Отцов, Творение которых он неутомимо переписывал и в Высоцком монастыре. Около 13 лет Афанасий подвизался в устроенном им монастыре, будучи украшением всего монашества, по свидетельству самого Преп. Сергия. Но в 1387 году Патриарх Цареградский вызвал Киприана в Константинополь, по неудовольствию на него Великого Князя и по проискам Пимена, не оставлявшего своих претензий на московскую митрополию. Митрополит немедленно уведомил своего духовного друга посланием. «Благословение о Святом Дусе возлюбленному сыну моему Афанасию игумену со всею о Христе братией», писал Киприан. «Да будет тебе известно, сын мой, что я еду в Царьград на лошадях чрез Волошскую землю. Мне не хотелось расставаться с своею паствою, да что делать? Господь Бог да даст ему (т. е. Димитрию Иоанновичу) опять узнать истину. А я думаю вскоре быть у вас из Царьграда, а лживого и льстивого человека (Пимена) Бог обнаружит. Ты же заботься о своей пастве, зная, что воздашь о ней отчет Богу; если же кто не будет послушен, о том больше заботься и учи. Отпиши ко мне, чтобы мне было известно, как ты поживаешь. А Господь Бог да соблюдет вас невредимыми. Но вместо ответа, пр. Афанасий решился сопутствовать Святителю, отправлявшемуся в дальний путь. Оставив вместо себя игуменом в Высоцком монастыре своего ученика Афанасия, старший Афанасий, простившись с братией, по спешил к Святителю в Москву, а оттуда отправился в Константинополь. В Константинополе Афанасий поступил в Предтеченский монастырь (Продрома) в число братии и дал в монастырь 1 андрофат 102 т. е. сделал единовременный взнос для пожизненного пребывания в монастыре; с ним поселился и митрополит Киприан. Когда Киприан положил конец всем волнениям и возвращался в Москву, то убеждал и Афанасия возвратиться с ним, обещая ему почетное место: но любитель смирения, Афанасий остался в Константинополе, где в глубокой старости и скончался. Во время пребывания своего в Константинополе, преп. Афанасий прилежно занимался переводом н списыванием греческих отцов церкви. Церковный уставь, «око церковное», написанный Афанасием 103 в 1401 году по лучшим Константинопольским редакциям, был написан им, собственно, для употребления и руководства в Высоцком монастыре, и по сие время сохраняется в монастырской библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010