Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Фото: Полтавская епархия УПЦ Как я святому «косточки перемывал» Игумен Афанасий (Бедный) — об обретении мощей 22 февраля, 2021 Игумен Афанасий (Бедный) — об обретении мощей Фото: Полтавская епархия УПЦ «Господь так устроил, что мне довелось принимать участие в подготовке к канонизации двух угодников Божиих: святителей Афанасия (Вольховского) и Илариона (Юшенова)», — пишет игумен Афанасий (Бедный). В день рождения епископа Илариона (Юшенова) публикуем материал из журнала «Отрок», 5 (103). Земное событие небесного значения Когда в 2009 году после окончания Белгородской духовной семинарии я был принят на работу в Полтавское епархиальное управление, в епархии как раз началась подготовка материалов для канонизации епископа Афанасия (Вольховского). Его прославление должно было состояться еще в начале ХХ века, после Поместного Собора 1917 года, но помешала революция, и теперь предстояло найти и собрать архивные документы почти столетней давности. Тогда в той работе я не участвовал. Да и о самом святителе Афанасии ничего не знал. Лишь когда был готов весь пакет материалов, я впервые прочел его житие. Прочел — и полюбил этого святого. Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела документы и передала их Священному Синоду, который вынес решение причислить епископа Афанасия (Вольховского) к лику святых. После этого и произошло событие, в котором я принимал уже непосредственное участие — обретение его мощей. Тот день до мельчайших подробностей навсегда запечатлелся в моей памяти. В назначенное время наша группа — несколько священников — прибыла в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. После Божественной литургии мы отслужили панихиду на могиле святителя, после чего было демонтировано надгробие, и священники по очереди, по старшинству (я оказался самым младшим — это происходило в первый год моего священства) начали раскапывать могилу. Ранее мне приходилось закапывать, но чтобы наоборот… Мы работали лопатами, сестры обители тут же читали Псалтирь. Так продолжалось до тех пор, пока не показалась наконец крышка гроба. К тому времени в монастырь прибыл владыка Филипп (правящий архиерей Полтавской епархии), и дальнейшими работами руководил непосредственно он.

http://pravmir.ru/kak-ya-svyatomu-kostoc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 9.10.1748, г. Ростов Ярославской пров. Московской губ.- 26.05. 1824, Спасо-Яковлевский мон-рь, Ростов), иером. Род. в семье священника ростовской Воскресенской ц. Его дед, священник в с. Поречье, был рукоположен свт. Ростовским Димитрием (Туптало) . Племянники А., архим. Иннокентий (1818-1847) и Поликарп (1847-1867), были настоятелями ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря , а родной брат Димитрий - настоятелем неск. мон-рей, скончался в сане игумена ростовского Петровского мон-ря. Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) С детства у А. проявились любовь к богослужению и духовной лит-ре, в 8 лет он читал и пел на клиросе. Получив домашнее образование, в 1765 г. был определен причетником ростовской ц. Иоанна Милостивого, в 1766 г. рукоположен во диакона. Обратил на себя внимание Ростовского еп. Афанасия (Вольховского) и был назначен диаконом в ярославскую ц. мц. Параскевы, что на Всполье. В эти же годы А. обучился иконописному мастерству. В 1777 г., овдовев, поступил в Спасо-Яковлевский мон-рь, в 1779 г. принял постриг. В 1780 г. в переславль-залесском на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре был рукоположен во иеромонаха, исполнял послушания ризничего и уставщика Яковлевского мон-ря. Введенный А. строгий порядок и благоговейность при совершении богослужения сохранялись вплоть до закрытия обители в 20-х гг. XX в. Более 40 лет служил гробовым монахом у мощей свт. Димитрия Ростовского, проводя в молитве по 12 и более часов в сутки. От долгого стояния А. в последние годы жизни не мог ходить, и его возили в кресле. В течение многих лет был духовником обители. Благочестие, строгость жизни, кроткий нрав и духовная мудрость А. были известны по всей России. Имп. Александр I Павлович в 1818 г. наградил его наперсным крестом с драгоценными камнями с сопровождением личного письма, 25 авг. 1823 г. государь, посетив А., беседовал с ним наедине. К А. приезжали также многие члены царской семьи.

http://pravenc.ru/text/114638.html

Блаженнейший митрополит Киевский Владимир возглавил в Полтаве торжества по случаю прославления в лике святых епископа Афанасия (Вольховского) 12 октября 2010 г. 09:57 10 октября 2010 года в Полтавском Крестовоздвиженском женском монастыре Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил Божественную литургию, за которой совершил чин прославления в лике местночтимых святых епископа Афанасия (Вольховского, †1801). За Литургией Его Блаженству сослужили архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем , архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп , епископ Переяслав-Хмельницкий Александр , местное духовенство, а также потомок святителя Афанасия (Вольховского), клирик Днепропетровской епархии протоиерей Георгий Вольховский. После входа с Евангелием была совершена последняя заупокойная лития по епископу Афанасию (Вольховскому), после чего с огласительным словом выступили два иерарха: архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп зачитал решение Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 мая 2010 года о причислении епископа Афанасия (Вольховского) к лику местночтимых святых с установлением дня памяти 14 января по новому стилю (журнал 25), а архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем прочел житие новопрославленного святителя Афанасия Полтавского. Затем под пение тропаря новопрославленному святому из алтаря была вынесена икона с изображением подвижника, и Блаженнейший митрополит Владимир совершил первое молитвенное поклонение перед святым образом святителя Афанасия. По завершении богослужения Блаженнейший владыка обратился к участникам торжеств с приветственным словом. В свою очередь владыка Филипп поблагодарил Предстоятеля Украинской Православной Церкви за визит в Полтавскую епархию и передал Его Блаженству икону преподобного Серафима Саровского, написанную воспитанниками Полтавской духовной семинарии. Затем Блаженнейший митрополит Владимир вручил церковные награды. За заслуги перед Украинской Православной Церковью орден святителя Димитрия, митрополита Ростовского, был вручен председателю Полтавской областной государственной администрации Александру Удовиченко и председателю Полтавского областного совета Владимиру Марченко; орден святого великомученика Георгия Победоносца — мэру г. Полтавы Андрею Матковскому. Председателю Котелевской районной государственной администрации Татьяне Корост Блаженнейший владыка передал в дар Почаевскую икону Божией Матери. В тот же день Блаженнейший митрополит Владимир принял участие в церемонии открытия в Полтавском художественном музее (Галерее искусств) имени Н. Ярошенко выставку «Портреты церковных деятелей столетий из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника». Житие святителя Афанасия Полтавского на сайте Полтавской епархии По материалам сайта Полтавской епархи  и официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1296075.ht...

В основу плана положено типовое решение древнерусского крестово-купольного трёхнефного храма с четырьмя пилонами, на которые опирается центральный купол. Особенностью собора является то, что он не имеет главного и второстепенного фасадов, все его стороны в художественном плане равноценны. Планировка храма, совокупность методов декора, их расположение соответствует стилю украинского барокко. Плоскости стен оживляют расположенные в три яруса окна и ниши разнообразных форм и размеров с причудливыми наличниками. Крестовоздвиженский собор в совокупе с колокольней напоминают собор и колокольню Мгарского монастыря, что под Лубнами Полтавской области. Однако купола полтавского собора поставлены по другому, детали окон и дверей выполнены иначе. Земное жилище Царя небесного в восточной части собора отделял позолоченный четырёхъярусный резной, из липы, на всю высоту храма, иконостас, над украшением которого трудились мастера разных времён: мастер по изготовлению иконостасов Василий Реклинский с учениками, талантливый живописец, народный умелец Самуил (здесь и принял монашество), резчик, выходец из Осташкова, поселившийся в городе Ахтырка на Сумщине, Сысой Шалматов и др. По обе стороны от иконостаса, в серебряно-медных ковчегах находились частички мощей Святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. Внутри храма, по правую руку от главного входа, лестница вела в соборную подземную крипту-усыпальницу, где покоился прах особо чтимых церковных деятелей Полтавщины и не только, середины XVIII - первой половины XIX века, среди которых находилась гробница с прахом местоблюстителя Молдово-Влахийской экзархии, архиепископа Екатеринославского и Херсонского Амвросия (Серебренникова, 1738-1792) и уроженца Полтавы, епископа Могилёвского и Полоцкого Афанасия (Вольховского, 1741-1801). Нетленные мощи обоих святителей сгорели в 1943 году во время отступления немецко-фашистских захватчиков вместе со зданием краеведческого музея, куда они попали после ограбления усыпальницы в нач. 20-х годов ХХ столетия. Вероятно, что тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, которое находилось между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя) кладоискатели-вандалы выбросили из гробов, а могильные плиты были использованы в хозяйственных нуждах, в частности, они пошли на мощение дороги.

http://sobory.ru/article/?object=14195

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1873 по 1918 гг. Нижняя граница – это год учреждения в Москве епархиального училища иконописания (подведомственного митрополиту Московскому, являвшемуся священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры), а верхний предел – смена политического строя в стране и закрытие училища иконописания в лавре, которое произошло в 1918 году. Основными источниками для изучения данного периода являются архивные материалы из 1204 фонда (опись 1) Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА), материалы из фондов 203, 229, 427, 1608 Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), фонда 802 Российского Государственного Исторического Архива (РГИА). В целом, в истории дореволюционной иконописной школы, располагавшейся в стенах Лавры, можно было бы выделить четыре основные периода: I. 1746–1764 гг. – Иконописный класс при семинарии; II. 1764–1831 гг. – Небольшая школа при лавре; III. 1831–1885 гг. – Расцвет школы при настоятеле преподобном Антонии (Медведеве); IV. 1885–1918 гг. – Училище иконописания в лавре, после объединения его с московским епархиальным училищем. Первый период – это время возникновения и первых шагов школы. Настоятелем Троицкого монастыря в то время был архиепископ Арсений (Могилянский) , а наместником – архимандрит Иоасаф (Горленко) . Если постараться быть более точными, то Указом Преосвященного Арсения была открыта еще не школа, а класс Иконописи при Семинарии, учрежденной в Лавре в 1742 году . Попытки открыть этот класс были предприняты архиепископом Арсением сразу же по приезде в Лавру в 1744 г., но, в силу различных причин, они не увенчались успехом, и, фактически, открыт такой класс был только в 1746 году. В этот класс были набраны 10 учащихся семинарии, чуть позже к ним, по приказу наместника лавры архимандрита Афанасия (Вольховского), были присоединены крестьянские мальчики из лаврской вотчины – села Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии. Для обучения набранных учеников были приглашены малороссы – сначала мастер Николай Каменский, затем – иеромонах Павел (Казанович), хорошо знакомые и настоятелю и наместнику по украинскому периоду их служения.

http://bogoslov.ru/article/1219210

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия (Юшкевича; † 1745) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, – говорит он, – половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: Величаем тя, святителю!». Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. В 1754 году, по окончании семинарии, Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие. 10 апреля 1758 года архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским; † 1795; впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии. 18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского; † 1776) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём. 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов; † 1767) предложил семь кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первую в Пустыни деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённую из усадьбы царицы Параскевы Федоровны, архимандрит Варлаам освятил в мае 1735 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. Пустынь была приписана к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чем было узаконено её существование. После смерти своего основателя обитель 15 лет оставалась фактически без присмотра; жизнь в ней едва теплилась. Настоятели Лавры временами забывали о её существовании, и братия с трудом находила средства к существованию. Доходило до того, что насельники просили перевод из Пустыни в любое место. Однако, начиная с 1754 года, архимандриты Лавры начинают уделять внимание Пустыни. При архимандрите Афанасии (Вольховском) и после него, при архимандрите Гедеоне (Криновском), была обновлена Сергиевская церковь, а также в 1760 году по проекту П.А. Трезини под смотрением Б.Б. Растрелли был завершён пятиглавый каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы. При следующем архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) был окончательно отделан Троицкий Собор, на освящении которого 10 августа 1763 года присутствовала императрица Екатерина II с сыном Павлом. Главной святыней храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, привезённая основателем обители из Троице-Сергиевой Лавры. За последующие 70 лет внешне Пустынь значительно возросла, хотя за это время можно было добиться лучших результатов. Причина столь медленного роста монастыря заключалась в частой смене настоятелей (30 настоятелей за 70 лет), а также совмещение настоятелями управление обителью с другой деятельностью. Это были то ректора семинарии, то учёные архимандриты, вызываемые в столицу для несения череды Богослужений и проповеди, то законоучители разных учебных заведений. Монастырские строения приходили в ветхость, а новые воздвигались редко. Современники говорили, что монастырь находился в запустении. Однако в конце 1833 года в жизни Пустыни произошло событие, сильно повлиявшее на её историю.

http://sobory.ru/article/?object=18027

С 1863 года епархия имела свой печатный орган – журнал " Полтавские епархиальные ведомости " . Кроме официальной информации, он имел и неофициальную часть, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, храмов, церковно-приходских школ, биографические очерки о выдающихся церковнослужителях и т. п. В 1919 году, после установления советской власти, журнал был закрыт. С 1890 по 1918 год действовало Полтавское епархиальное Братство имени святого преподобномученика Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т. п. На 1896 год в Братстве состояло 1388 членов, среди которых – 35 почетных, 16 пожизненных и 844 действительных. В подчинении Братства находилось 1388 школ, в том числе 476 церковно-приходских и 547 школ грамот. Всего в братских школах обучалось 29428 учеников. Руководство курсами и школами осуществлял Совет, который возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии. Благодаря активной деятельности преосвященного Иоанна (Смирнова) и ряда известных полтавских ученых, при Епархиальном управлении по указу Синода в 1906 году был создан Полтавский археологический комитет и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где хранилось, например, Пересопницкое Евангелие). Музей действовал до 1919 года. С установлением советской власти церковное имущество, в том числе и священные предметы, было разграблено или отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи и сокровища Полтавского древлехранилища. После закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова), а также епископа Афанасия (Вольховского) – епископа Старорусского, впоследствии Могилевского (уроженца Полтавы, выпускника Киево-Могилянской Академии), который с 1798 года пребывал на покое в Лубенском Мгарском монастыре и умер в 1801 году в Полтаве.

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

Император Павел I, введя в обычай жаловать духовенство орденами, пожаловал и владыке Афанасию (Вольховскому) Анненскую ленту, но, любя порядок, лишил его через год места и велел послать в один из малороссийских монастырей, помнится в Лубенский, где он и скончался. («Русская старина», 1871, октябрь, стр. 307–309.). Вопреки приведенному здесь мнению, напомним, что епископ Афанасий написал «Окружную грамоту к пастве» – труд, за который архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) причислил его к писателям. Кроме того, Добрынин не учел того обстоятельства, что преосвященный Афанасий получил высшее образование, да еще в Киевской духовной академии, которая тогда особенно славилась. Так что он никак не мог остаться безграмотным. Достоверность сведений Добрынина и ценность его остроумных рассуждений чрезвычайно сомнительна. Труды: Окружная грамота к пастве. – М., 1795. Литература: Макарий (Миролюбов) . Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М. 1858. См. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М.. 1858. – С. 99. Горючко П. Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий. – Могилев, 1902. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Составитель А. А. Павловс кий. – Нижний Новгород, 1907. – С. 548. Валентин (Ключарев), иеромонах. Юрьев Новгородский первоклассный монастырь и его описание. – Новгород, 1893. – С. 98–99. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 279. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 853. Григорович Н. И. Биография князя А. А. Безбородко//Русский архив. – 1874, 9. – С. 569–574. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 156.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010