Император Павел I, введя в обычай жаловать духовенство орденами, пожаловал и владыке Афанасию (Вольховскому) Анненскую ленту, но, любя порядок, лишил его через год места и велел послать в один из малороссийских монастырей, помнится в Лубенский, где он и скончался. («Русская старина», 1871, октябрь, стр. 307–309.). Вопреки приведенному здесь мнению, напомним, что епископ Афанасий написал «Окружную грамоту к пастве» – труд, за который архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) причислил его к писателям. Кроме того, Добрынин не учел того обстоятельства, что преосвященный Афанасий получил высшее образование, да еще в Киевской духовной академии, которая тогда особенно славилась. Так что он никак не мог остаться безграмотным. Достоверность сведений Добрынина и ценность его остроумных рассуждений чрезвычайно сомнительна. Труды: Окружная грамота к пастве. – М., 1795. Литература: Макарий (Миролюбов) . Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М. 1858. См. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М.. 1858. – С. 99. Горючко П. Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий. – Могилев, 1902. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Составитель А. А. Павловс кий. – Нижний Новгород, 1907. – С. 548. Валентин (Ключарев), иеромонах. Юрьев Новгородский первоклассный монастырь и его описание. – Новгород, 1893. – С. 98–99. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 279. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 853. Григорович Н. И. Биография князя А. А. Безбородко//Русский архив. – 1874, 9. – С. 569–574. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 156.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ходе заседания был заслушан рапорт председателя Богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония относительно проекта документа, в котором изложена позиция Украинской Православной Церкви в связи с возможностью введения на Украине системы ювенальной юстиции. Синод постановил утвердить представленный проект документа. Синод утвердил также представленный председателем Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви архиепископом Херсонским и Таврическим Иоанном проект Положения о канонизации святых Украинской Православной Церкви и постановил направить утвержденный текст Положения всем Преосвященным УПЦ. Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание архиепископа Афанасия (Вольховского, †1 января 1801 года по ст. ст.), Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил прославление и причисление святителя к лику местночтимых святых Полтавской епархии. Члены Синода также утвердили иконописное изображение святителя Афанасия Полтавского, Мгарского. День памяти святого — 1/14 января. На заседании Синода были приняты кадровые решения: наместником Свято-Покровского мужского монастыря в Белозерском районе Херсонской области назначен игумен Неофит (Гончаренко); настоятельницей Свято-Серафимовского женского монастыря в Иршавском районе Закарпатской области станет после возведения в сан игумении монахиня Серафима (Бердар). Священный Синод Украинской Православной Церкви также благословил открытие трех новых монастырей — Свято-Георгиевского мужского (с. Заболотное, Иршавский р-н, Закарпатская обл.), во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мужского (с. Сельце, урочище «Пчелинок», Иршавский р-н, Закарпатская обл.) и Свято-Серафимовского женского монастыря (пос. Камыш-Заря, Куйбышевский р-н, Запорожская обл.). Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви относительно возможности внедрения на Украине системы ювенальной юстиции Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1170601.ht...

В инструкции Митрофана Слотвинского (†1752), Тверского архиепископа поповскому Кашинскому старосте на настоящий раз имеется такое предписание; Кто вновь прибудет в духовность., и таких прежде исповеди спрашивать, что они у кого были в духовенстве; и ежели скажет, что у него отец духовный где в городе, или умерший; и таких в исповедь принимать и записывать именно; а ежели кто скажет, что отец его духовный живет где в прочих городех, и такие люди об отпуске в другую духовность приносили бы от прежних духовников отпускные письма, а в тех писали б именно, которые ради вины они тех своих духовных детей от себя отпустили, и не имели ли они к церкви святей какой противности, и в которых годех именно исповедывались. такожде и святых таин причащались, и по тем письмам в духовность их принимать и исповедывать, по чину св церкви, а без писем не принимать» 1035 . В той же инструкции предписывалось еще: «Исповеди в домах своих священникам никак (кроме смерти больного) никогда не творить, и во святые посты для исповеди и в другие приходы в дома ни к кому не ходить, а исправлять ту исповедь в церквах» (п, 1); «Всякого чину людей в духовенстве быть у приходских местных священников, а у безместных впредь во исповеди не быть» (п. 5); «А буде впредь кто у таковых заповеданных попов во исповеди явится и таковых в исповедных книгах писать с неисповеданными», так как «избирают себе пастырей по своим похотям, а которые настоящие и правильные священники, от тех удаляются, да не познани ими будут» (п. 6) 1036 . По таковой же инструкции (для Ржевского протопопа Иоанна Алексеева , составленной в 1760г.) Тверского же еп., Афанасия Вольховского (1758–1763), – «если кто из Ржевских купцов по возвращении из отлучки будет говорить, что он исповедался и приобщен в другом городе и представит письмо, то на этом не утверждаться, а заставлять их говеть, исповедываться и приобщаться в городе Ржеве» 1037 . Впрочем, в XVIII в. далеко не все архипастыри усвояли в своих распоряжениях по трактуемому предмету формальный характер синодальных предписаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1088 . Св. Синод решил просить Императрицу обнародовать грамоты об обращении униатов в Полоцкой и Могилевской губерниях; за одно он высказался за присоединение Полоцкой губернии к Могилевской епархии, чтобы при единстве генерал-губернаторского управления обеими губерниями управлял один епархиальный архиерей. Св. Синод имел в виду еще то, что Псков дальше от Полоцка, чем Могилев, и униатские дела лучше были известны могилевскомх7 архиерею с его Консисторией, чем псковскому. Высочайшее распоряжение п правительственное определение о присоединении Полоцкой губернии к Могилевской епархии состоялось 10 янв. 1795 г. С этого времени Могилевская, Мстиславская и Оршанская епархия переименована в Могилевскую и Полоцкую. Тогда же в Могилевскую епархию посланы были грамоты об обращении униатов в православие. 1089 Скоро последовавшая кончина «столпа церковного» – архиепископа могилевского Георгия Конисского (13 февраля 1795 г.) – задержала рассылку грамот и территориальное переустройство Могилевской епархии. Указ Св. Синода от 18 мая 1795 г. о присоединении Полоцкой губернии к Могилевской епархии обнародован был только при преемнике Георгия епископе Афанасии (Вольховском) II, назначенном на могилевскую кафедру 5 марта 1795 г. из старорусских викариев Новгородской епархии. 1090 Таким образом, проект 1784 года о соединении Могилевской и Полоцкой губерний в одну епархию с наименованием её епископа могилевским и полоцким осуществился только через десять лет, после чего города Полоцкой губернии: Полоцк, Дриза, Себеж, Невель, Динабург, Резица, Люцин, Витебск, Велиж, Городище и Сураж вошли в состав Могилевской епархии, в которой некоторые из них были прежде и отошли к Псковской епархии сравнительно недавно – при образовании Могилевской епархии в пределах России в 1772 г. 1091 С обнародованием правительственных грамот дело пошло также не гладко. «До сих пор», писал 30 июня епископ Афанасий обер-прокурору Св. Синода, «избранные светские стряпчие и заседатели для опубликования Ее Императорского Величества рескрипта и грамоты не едут», отказываясь «не назначением казенных подвод».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Кратковременное царствование этого Государя (с 30 декабря 1761 года по 27 июня 1762 г.) не могло иметь особого влияния на состав Святейшего Синода и произвести в нем крупные изменения. При всем том надо отметить, что 24 апреля 1762 года царский духовник протоиерей ,Феодор Дубенский объявил Святейшему Синоду следующий Высочайший указ: «преосвященному Афанасию (Вольховскому), епископу тверскому, быть синодальным членом и присутствовать в Святейшем Правительствующем Синоде, а синодальному же члену преосвященному Амвросию, архиепископу крутицкому и архимандриту Воскресенскому Новоиерусалимскому отсюда отъезжать в Москву, да обретающихся здесь синодальных же членов уволить преосвященного Порфирия, епископа коломенского , в его епархию на два года, а Свято Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Лаврентия в оную Лавру до указу». Следует заметить, что тверскому Афанасию еще 13 января 1762 года Высочайше повелено было прибыть в С.-Петербург для принесения государю императору поздравления; причем находившихся в то время в С.-Петербурге преосвященных Иосафа (Лисянского) архангелогородского и Иоанникея (Павлуцкого) воронежского повелено уволить в их епархии по отдаленности последних. Таким образом за последовавшими изменениями к концу царствования Петра III и при вступлении на престол императрицы Екатерины II (28 июня 1762 г.) в составе Святейшего Синода находились: Димитрий архиепископ новгородский, Вениамин архиепископ с-петербургский, Гедеон епископ псковский, Палладий епископ рязанский и Афанасий епископ тверской. Между поименованными членами, а также и присутствовавшими в Москве в синодальной конторе первенствующим значением и старшинством пользовался новгородский архиепископ. По поводу предстоявшей и готовившейся коронации Екатерины, тогдашний синодальный обер-прокурор князь Алексей Козловский, 8 августа 1762 года, предложил Святейшему Синоду Высочайший указ следующего содержания: «при встрече и во время имеемой быть Ее Императорского Величества коронации между прочими преосвященными первенствовать преосвященному новгородскому, понеже ка он есть первый синодальный член, да и потому, что и наперед сего в таких процессиях оной епархии преосвященные первенствующими находились, а преосвященному Тимофею митрополиту московскому, пояснялось далее в указе, при будущем Ее Императорского Величества в Москву в шествии, встретить с крестом в соборе».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Первую в Пустыни деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённую из усадьбы царицы Параскевы Федоровны, архимандрит Варлаам освятил в мае 1735 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. Пустынь была приписана к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чем было узаконено её существование. После смерти своего основателя обитель 15 лет оставалась фактически без присмотра; жизнь в ней едва теплилась. Настоятели Лавры временами забывали о её существовании, и братия с трудом находила средства к существованию. Доходило до того, что насельники просили перевод из Пустыни в любое место. Однако, начиная с 1754 года, архимандриты Лавры начинают уделять внимание Пустыни. При архимандрите Афанасии (Вольховском) и после него, при архимандрите Гедеоне (Криновском), была обновлена Сергиевская церковь, а также в 1760 году по проекту П.А. Трезини под смотрением Б.Б. Растрелли был завершён пятиглавый каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы. При следующем архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) был окончательно отделан Троицкий Собор, на освящении которого 10 августа 1763 года присутствовала императрица Екатерина II с сыном Павлом. Главной святыней храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, привезённая основателем обители из Троице-Сергиевой Лавры. За последующие 70 лет внешне Пустынь значительно возросла, хотя за это время можно было добиться лучших результатов. Причина столь медленного роста монастыря заключалась в частой смене настоятелей (30 настоятелей за 70 лет), а также совмещение настоятелями управление обителью с другой деятельностью. Это были то ректора семинарии, то учёные архимандриты, вызываемые в столицу для несения череды Богослужений и проповеди, то законоучители разных учебных заведений. Монастырские строения приходили в ветхость, а новые воздвигались редко. Современники говорили, что монастырь находился в запустении. Однако в конце 1833 года в жизни Пустыни произошло событие, сильно повлиявшее на её историю.

http://sobory.ru/article/?object=18027

По 14-летнем на епархии пребывании, он скончался в 1757 году ноября 30; будучи от рождения 61 года и 9 месяцев, быв болен 4 дня. Погребен он Воронежскими архимандритами соборне января 21 1758 года в Воронежском Благовещенском Соборе, в левом крыле к правому углу западной стены, близ окна. IX. Кирилл епископ Сей Преосвященный родился в малороссийском местечке Опошне от отца, бывшего там сотенным писарем, Александра Ляшевецкого, который после там же был и священником. Учился он наукам в Киевской академии: а когда с 1741 году заведена была семинария Троице-Сергиевой Лавры, то взят он был с некоторыми другими из Киевской академии в Лавру для учительской должности. Там, будучи учителем, постригся в монашество в том же 1741 году января 18, вместе с Афанасием Вольховским (что после был Ростовским архиепископом). В Лавре был он Соборным, а потом при Семинарии префектом, а, наконец, на место Вольховского, ректором и Лавры наместником. В 1758 году, когда на ваканцию Воронежской епархии Всемилостивейше пожалован был в епископа Мисаил Чирский, архимандрит Московского Новоспасского монастыря; то на место Мисаила в Новоспасский, назначен был в архимандрита Кирилл. Но поскольку Мисаил от епископства отказался и испросил дозволение остаться на прежнем месте, то епископом в Воронеж Всемилостивейше пожалован Кирилл, которой и хиротонисан в Москве того же 1758 года августа 6. В Воронеж прибыл он сентября 8. Правил Воронежской паствой 3 года, и в 1761 году, по указу от 22 октября, переведен в Чернигов. Из Воронежа отправился он того же года декабря 10 и в Чернигове скончался в. мае 1771: года. Сей пастырь в Воронеже был первый из ученых. Ибо прежде его бывшие Воронежские Преосвященные были из не учившихся в школах, кроме разве Преосвященного Вениамина, который, сказывают, несколько обучался латинскому языку в Воложских училищах. Дару проповедничества Преосвященного Кирилла оставил Г. Сумароков замечательную рекомендацию в VI томе собрания его сочинений, издан. в Москве 1787 года, стр. 281. В статье о Российском духовном красноречии. X. Иоанникий епископ Сей Преосвященный был родом из архангельских дворян фамилии Павлуцких. За кратким его пребыванием на Воронежской пастве не осталось почти никаких о нем известий, кроме только, что он долгое время присутствовал в конторе коллегии экономии, а потом определен в контору Св. Синода членом и в Ставропигиальный Савин Московский монастырь архимандритом. В 1761 году ноября 4 Всемилостивейше пожалован он в епископа в Воронеж, а декабря 6 хиротонисан в Санкт-Петербурге. В Воронеж прибыл марта 17 го 1762 года, и, живши только 10 месяцев, скончался января 1 под 2 1763 года. Погребен Преосвященным Иоасафом епископом Белоградским и Обоянским соборне того же месяца 26 числа, в Воронежском Благовещенском Соборе в левом крыле близ стены к северному окну. Жития его было 64 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Зала митрополичьих покоев, называвшаяся прежде царской палатой, украшена портретами государей с государынями и архимандритов лавры. Портреты государей и государынь суть (не в порядке их размещения в зале, а в порядке хронологическом): Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584), Иоанна Алексеевича (1682–1696) с его супругой Парасковьей Федоровной († 1723), Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй супруги царя Алексея Михайловича († 1694), Петра Великого (1682–1725) с Екатериной I (1725–1727), Петра II (1727–1730), Анны Иоанновны (1730–1740), Елизаветы Петровны (1741–1761), Екатерины Великой (1762–1796, в одной из других комнат еще другой портрет Екатерины) и Павла Петровича (1796–1801) с Марией Федоровной († 1828). Портреты архимандритов лавры суть: преподобного Дионисия (1610–1633, в списке настоятелей Афанасия Вольховского (1752–1758, после епископа Тверского и Ростовского, 67), Гедеона Криновского (1758–1761, после епископа Псковского, 68), Лаврентия Хоцятовича (1761–1766, 69), митрополита Платона (1766–1812, 70), архиепископа Августина (1812–1819, 71) и митрополита Филарета (1821–1867, 73, большая фотография с малого портрета). Сохранилась в покоях старинная из росписных изразцов печь. При построении трапезной церкви была уничтожена и значительная часть южного корпуса келей, остаток от которого представляет собой нынешний Варваринский корпус. В описи лавры 1768 года он значится имеющим шестнадцать сажен с аршином длины и семь сажен с полуаршином ширины. Возобновленный после пожара 1746 года корпус стоял до 1827 года, когда был разобран и когда на его месте поставлен был новый корпус. В 1840 году новый корпус горел и был возобновлен. Прежде чем называться, по церкви, Варваринским, корпус назывался Донским (и просто Доном: в архиве лаврском есть дело о вырытии в 1811 г. кладезя против Дону, т. е. нашего корпуса, и трапезного алтаря). Отчего корпус назывался Донским – сказать не можем. (Может быть, оттого, что он был под горой, нанизу, в каковом значении употребляется выражение «на дону», cfr. в Словаре Даля слово «низ»; может, потому, что он был ссыльным корпусом для монахов худых нравов, представлявших собою своего рода Донское казачество.) В 1892 году, кроме Варваринской церкви, в нем помещались: в верхнем этаже – братская больница, в нижнем этаже – монастырская аптека и больница для странников и вообще людей

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

Члены Синода заслушали сообщение Блаженнейшего Митрополита Владимира о пребывании на Украине Чудотворной иконы Божьей Матери Знамение «Курская-Коренная». Чудотворная икона находилась в Украине с 13 по 25 мая текущего года. 13 мая Образ Богородицы был доставлен в столицу Украины из Мюнхена делегациями РПЦЗ и УПЦ. С 13 по 22 мая святыня находилась в храме Всех Святых, что на месте строительства Свято-Воскресенского кафедрального собора г. Киева, а с 22 по 25 мая – в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Сумы. Св. Синод УПЦ высказал слова искренней благодарности за предоставленную возможность поклониться великой святыне Русского Зарубежья митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону. Украинские архиереи имели суждение о хозяйственной деятельности Украинской Православной Церкви. В целях координации хозяйственной деятельности и финансирования Синодальных отделов, а также строительства Свято-Воскресенского Кафедрального собора г.Киева и общецерковных потребностей было принято решение создать Административно-хозяйственное управление Украинской Православной Церкви. Положение о новоучреждённом управлении было поручено разработать управляющему делами УПЦ архиепископу Белоцерковскому и Богуславскому Митрофану. Затем члены Синода заслушали рапорт викария Киевской Митрополии, председателя Богословско-канонической комиссии архиепископа Бориспольского Антония и утвердили проект документа, в котором изложена позиция Украинской Православной Церкви относительно возможности внедрения на Украине системы ювенальной юстиции. Тем не менее, текст документа пока обнародован не был. Скорее всего, его публикация состоится в самые ближайшие дни. Кроме того, Синод УПЦ утвердил проект Положения о канонизации святых Украинской Православной Церкви. Текст документа был направлен всем Преосвященным УПЦ. Синод заслушал рапорт председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна и принял решение о причислении к лику местночтимых святых Полтавской епархии епископа Афанасия (Вольховского) (+1.01.1801 ст.ст.). В связи с этим члены Синода утвердили иконописное изображение Святителя Афанасия Полтавского, Мгарского и установили совершать память святителя 1/14 января.

http://drevo-info.ru/news/8477.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010