В Иркутске прощаюсь со многими товарищами. Вообразите наши разговоры и вы поймете, что я в сильном и не для всякого понятном волнении: радостно и тяжко – вот в двух словах изображение всего моего существования. Вольховскому искренно жму руку. Не забывайте верного вам друга. И. Пущин. 26. Е. П. Оболенскому Иркутск, 2 сентября 1839 г. Любезный друг Евгений, вчера получил добрый твой листок от 7 августа. Не стану благодарить тебя за снисходительную твою дружбу ко мне: она нас утешила обоих и будет утешать в разлуке неизбежной; мы чувствами соединим твой восток с моим западом и станем как можно чаще навещать друг друга письмами. Ты теперь уже, верно, получил мое письмо к тебе, написанное по приезде; хочу сказать несколько слов накануне выезда. Завтра сажусь в казанскую телегу и отправляюсь в Туринск. Грустно удаляться от тебя и от некоторых близких. Надеюсь на помощь божию: как-нибудь устроюсь на новом месте. Ты подробно будешь знать о моем существовании; оно должно быть достойно нашего положения; это убеждение дает силы, необходимые в трудном нашем поприще. Душевно рад, что ты довольнее Етанцой, нежели я ожидал; но все-таки не хочу думать, чтоб ты должен был там оставаться… Вчера был в Разводной у Якубовича: домик чистенькой, хозяева добрые. Он меня дружелюбно угостил чудесной ухой и дичью своей охоты. Вечером погрустил с Трубецкими: они потеряли в 9 часов Володю. Без надежды страдал малютка пять дней – и, наконец, страданья его кончились. Мать безропотно грустит. Сегодня буду у них, завтра расстанусь с ними совсем. Пиши к ним и к Якубовичу: он ни строчки не получил ни от кого. В Урике все тебя обнимают дружески. Давыдовы уехали 29-го числа. Я надеюсь их догнать до Красноярска. Все наши разъехались по местам. После меня останутся только Трубецкие, и те теперь не замедлят доплыть до Оёка. Извини, добрый мой Евгений, что с таким беспорядком с тобою беседую. Тороплюсь, надобно укладывать чемодан и разный вздор; ты знаешь, как мне это скучно. Нет тебя, вечного моего помощника.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Ты меня смешишь желанием непременно сыграть мою свадьбу. Нет! любезный друг. Кажется, не доставлю тебе этого удовольствия. Не забудь, что мне 4 мая стукнуло 43 года. Правда, что я еще молодой жених в сравнении с Александром Лукичом; но предоставляю ему право быть счастливым и за себя и за меня. Ты мне ни слова не говоришь об этой оригинальной женитьбе. Все кажется, что одного твоего письма я не получил… Мы кончили Паскаля, – теперь он уже в переплете. Я кой-где подскабливаю рукопись и недели через две отправлю в Петербург. Вероятно, она вознаградит труды доброго нашего Павла Сергеевича. Между тем без хвастовства должен сказать, что без меня вряд ли когда-нибудь это дело кончилось. Немного ленив наш добрый оригинал. Он неимоверно потолстел. Странно видеть ту же фигуру в виде Артамона. Брат его и Барятинский с ним. Фонвизины ко мне пишут: я всем им не даю времени лениться. Поневоле отвечают на мои послания. У меня большой расход на почтовую бумагу. Заболтался я с тобой, любезный друг… Верный твой друг И. Пущин. 61. И. Д. Якушкину 16 мая 1841 г., Туринск. …В мире все радостное смешано с горестию. В одно время с известием о детях я узнал о смерти моего доброго лицейского друга Вольховского. Он умер после 9дневной нервической горячки. Грустно, почтенный Иван Дмитриевич. Вы знаете меня и поверите с участием моему скорбному чувству… Из Кяхты есть прямое письмо… 27 марта взяли Лунина и увезли в Нерчинск… Больше ничего не знаю. С 12 февраля не имею оттуда писем, хотя часто пишу туда. Не постигаю, что там делается. Скажите: нет ли вам какого-нибудь известия?… Бобрищев-Пушкин уже прислал мне в переплете нашу рукопись. Кой-где подскабливаю и отправлю недели через две к Энгельгардту. Кажется, перевод изрядный, по крайней мере довольно отчетливый, что не всегда бывает в русских изданиях… Отцу Стефану мильон приятных вещей: я с истинным утешением останавливаю мысль на этом чистом и благородном создании. Тоска глядеть на окружающих меня попов… 62. Е. А. Энгельгардту [Туринск, 29 мая 1841 г.].

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Alexandre Pouchkine. 22 juillet 1835. St. Pétersbourg. 657. В. Д. ВОЛЬХОВСКОМУ 22 июля 1835 г. Из Петербурга в Тифлис. 22 июля 1835 г. Из Петербурга в Тифлис. Обращаюсь к тебе, почтенный мой Владимир Дмитриевич, с дружеской и покорнейшей просьбою: граф Забела едет служить в Грузию под твоим начальством. Друзья и родственники просят для него твоего покровительства и благорасположения, которое и необходимо ему в его положении. Знаю, что мое предстательство в этом случае совершенно лишнее, но я радуюсь случаю издали напомнить тебе о старом лицейском товарище, искренно тебе преданном. Посылаю тебе последнее мое сочинение, «Историю Пугачевского бунта». Я старался в нем исследовать военные тогдашние действия и думал только о ясном их изложении, что стоило мне немалого труда, ибо начальники, действовавшие довольно запутанно, еще запутаннее писали свои донесения, хвастаясь или оправдываясь равно бестолково. Всё это нужно было сличать, поверять etc.; мнение твое касательно моей книги во всех отношениях было бы мне драгоценно. Будь здрав и счастлив. А. Пушкин. 22 июля 1835. СПб. 658. А. X. БЕНКЕНДОРФУ 26 июля 1835 г. В Петербурге. 26 июля 1835 г. В Петербурге. Monsieur le Comte, Il m’en coûte au moment où je reçois une grâce inattendue d’en demander deux autres, mais je me décide à avoir recours en toute franchise à celui qui a daigné être ma providence. De mes 60 000 de dettes, la moitié sont des dettes d’honneur. Pour les acquitter je me vois dans la nécessité de contracter des dettes usuraires, ce qui redoublera mes embarras, ou bien me mettra dans la nécessité d’avoir de nouveau recours à générosité de l’Empereur. Je supplie donc Sa Majesté de me faire une grâce pleine et entière: premièrement, en me donnant la possibilité d’acquitter ces 30 000 roubles; et en second lieu en daignant me permettre de regarder cette somme, comme un emprunt et en faisant, en conséquence, suspendre le payement de mes appointements jusqu’à ce que ma dette soit liquidée. C’est en me recommendant à votre indulgence, que j’ai l’honneur d’être avec le respect le plus profond et la reconnaissance la plus vive,

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

В Днепропетровской епархии начал издаваться журнал «Соборяне» 30 мая 2006 г. 19:41 Новый межприходской духовно-патриотический журнал, по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея , выпустила  община храма святого равноапостольного князя Владимира. Редакторский коллектив так объяснил задачу издания: «В современной жизни мы сталкиваемся со многими трудностями, о которых и не помышлял древний человек. Подумать хотя бы о том, что высокая концентрация насилия, пошлости, лицемерия и многого другого стала для человека чуть ли не нормой негативной «радиации». Наплыв самой разнообразной информации, без которой можно было бы не только обойтись, но и сохранить больше здоровья, просто захлестнула наш мир вторым потопом, в котором гибнет масса людей. Что же принесет нам всем появление нового издания в этом потоке вод? Надеемся, что, как и когда-то Ноев ковчег послужил спасительным средством, так и оно сослужит эту благую роль в нашей жизни. Название издания говорит за себя. «СОБОРЯНЕ» — это все мы, верующие люди, исповедующие веру в единстве, согласии, осознающие всю важность соборного начала в жизни церкви, необходимость соборности и для мира, раздираемого демократическим плюрализмом. Это все мы - разные социально, разные политически, разные культурно, но, надеемся, единые духом любви Божьей друг к другу». Редакция выразила надежду на плодотворное сотрудничество с читателем: «Надеемся, что это будет плодотворный диалог всех православных христиан. Мы ждем ваших писем, отзывов и предложений. Мы ждем вас, потому что мы - это ваш голос». Митрополит Ириней, благословляя учредителей и редакционный коллектив, сказал: «Появление в наше время новой православной газеты, инициатором издания которой является ваш приход, говорит о многом. Во-первых, о зрелости прихода. Кажется, совсем недавно я благословлял иерея Георгия Вольховского на строительство храма, а сегодня храм в честь святого равноапостольного князя Владимира является украшением нашего города. Во время приездов в ваш приход я всегда отмечал особое единение людей под мудрым руководством духовного пастыря - настоятеля храма. И вот - газета «Соборяне», как подтверждение соборности и зрелости прихода. Во-вторых, это свидетельствует о том, что сердца верующих людей переполняет любовь, которой они хотят поделиться со всеми. Надеюсь, газета «Соборяне» станет носительницей живого диалога всех верующих нашей епархии, в котором постараюсь принять участие и я. Можно разрушить храмы, как это было в недавнем прошлом. Можно забрать церковную утварь и книги. Но все это мы сможем восстановить, если в нашей Церкви будет присутствовать соборность верующего народа - носителя Веры, Надежды и Любви. Если в нашей Церкви есть СОБОРЯНЕ, живущие Христом». Православие в Украине /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/116668.htm...

В Днепропетровске стартует благотворительная акция в помощь онкобольным детям «Живем вопреки!» 14 февраля 2009 г. 14:14 По благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея в Днепропетровском академическом театре русской драмы им. М. Горького пройдет выставка детских рисунков и фотографий «Живем вопреки!». Благотворительный проект посвящен Дню онкобольного ребенка. Организаторы: храм в честь равноапостольного князя Владимира г. Днепропетровска, православный молодежный клуб преподобного Нестора Летописца «Береста», украинская открытая ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями ( www.donor.org.ua ). Девиз акции — детские онкозаболевания излечимы! На выставке будут представлены фотографии детей, чья жизнь поражена раковыми заболеваниями, а также рисунки, которые создавали онкобольные дети, находящиеся в больницах Днепропетровска. Свои рисунки представят и воспитанники воскресной школы, которые затем передадут свои работы в детскую больницу 6, где находятся раковые больные. Фундаторы этой благотворительной акции — участники православного молодежного клуба «Береста», одной из деятельностей которого является волонтерская работа в детской клинике 6. Они не только помогают материально, больным детям и их родителям, но оказывают им духовную и моральную поддержку. По словам настоятеля Свято-Владимирского храма протоиерея Георгия Вольховского, всецело поддержавшего инициативу православной молодежи, «главная цель акции — переломать всеобщее равнодушие, черствость и неосведомленность в данном вопросе. Ведь для общего большинства горе не является горем, пока оно его не коснулось. Также этот проект носит благотворительный характер. На собранные средства для больниц с онкобольными детьми будет приобретено необходимое медицинское оборудование». На этом благотворительный проект не заканчивается. Летом планируется подобную выставку организовать в центре Днепропетровска. Открытие выставки состоится 15 февраля в голубом зале Днепропетровского академического театра русской драмы им. М. Горького. Пресс-служба Днепропетровской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/558061.htm...

До появления в 1850 году кирпичной церкви во имя Николая Чудотворца (возведена на средства штаб-ротмистровой жены Марии Стефановны Вольховской, сестры Меланьи Кутейниковой) слобода называлась Свиной. В 1930-е годы из нескольких больших икон соорудили школьные парты, а кирпич от разобранной церкви увезли в слободу Криворожье (в то время – районный центр), на строительство машинно-тракторной станции. От церкви остались очертания фундамента на незастроенном школьном дворе и ступени, которые использовали по прямому назначению при строительстве деревянного интерната (это здание сейчас не используется). Рядом – одноэтажный кирпичный особнячок с дугообразными сандриками (рельефные ободки над окнами), – бывший дом Вихрева. А за школой, у аллеи тополей, приютилась библиотека – бывший дом священника. Далеко протянулась Никольская по левому берегу Калитвы! А по правому – всё возвышенности, за ними – поля да поля; за полями, в незаметной низине, хуторок Иллиодоровка… Есть на возвышенности редкий по высоте и ширине скифский курган: в далёкие уже советские времена рассаживались по нему, как в амфитеатре, жители Никольской, Покровской и Иллиодоровки: под курганом, на поляне проходили концерты своих и заезжих артистов… А вид какой открывается на Никольскую: в одну изгибистую линию протягивается она вдоль невидимой реки – где начало слободы, не видать», – и леса синеют за ней без конца и края… Есть по тут сторону и два источника. Первый называют «горящим» или «солёным»: вода выходит вместе с газом, лишь поднесёшь спичку – вспыхнет! Грязи этого источника (ручеёк растекается по краю заливного луга, за оврагом) местное население давно признало целебными. Второй родник – за иллиодоровским прудом: прекрасная, чистая, мягкая питьевая вода! …И у Покровской церкви есть свой подвижник, весь остаток жизни он положил на то, чтобы вернуть её к жизни. И, подобно Николаю Сорокину из Верхнемакеевки, оказался неугоден тому, кто пришёл в неё служить – отцу Димитрию. Новый хозяин, видать, старого не признаёт; да и сложный человек батюшка… Скорее всего, причиной могло послужить столкновение характеров.

http://sobory.ru/article/?object=49020

И 19 октября 1811 года (дата, я надеюсь, известная миллионам читателей Пушкина в нашей стране) Лицей открыл свои двери для первого курса — для Александра Сергеевича Пушкина и Александра Михайловича Горчакова, для Ивана Васильевича Малиновского и Вильгельма Карловича Кюхельбекера, для Владимира Дмитриевича Вольховского и Антона Антоновича Дельвига… Всего их было тридцать — первых лицеистов. Заметим, что государственная служба задалась далеко не у каждого из них, но в истории России сохранились имена всех лицеистов. В спартанских и в то же время царских условиях Царскосельского Лицея в первую очередь осуществлялось воспитание личности, осознающей свой долг перед Отечеством, перед просвещением, свою высокую миссию. Лицей открыл свои двери первым питомцам. Об этом счастливом часе с ностальгией писал Пушкин: Вы помните: когда возник Лицей, Как Царь для нас открыл чертог царицын. И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Тогда гроза двенадцатого года Ещё спала. Ещё Наполеон Не испытал великого народа — Ещё грозил и колебался он. Вы помните… В лучших своих стихах поэт возвращался к образам Лицея и лицеистов. Такова была «память сердца» (крылатое выражение К. Д. Батюшкова). Царскосельский Лицей стал полем деятельности выдающихся педагогов и учёных начала XIX века, своеобразные приёмы которых остались и в многочисленных воспоминаниях лицеистов, и в истории русской школы. Требования, предъявляемые к лицейским преподавателям, определялись уникальным сочетанием высшего и среднего образования в едином курсе. По этой причине педагог Царскосельского Лицея первой волны должен был сочетать качества школьного учителя, разбирающегося в психологии ребёнка, и авторитетного исследователя, способного вызывать всеобщее уважение как «научное светило» европейского масштаба. Нечто подобное в тот же период наблюдалось и в Благородном пансионе при Московском университете, где царил поэт и педагог, учёный-филолог и даровитый лектор, профессор Алексей Фёдорович Мерзляков. Но перед преподавателями Лицея стояли более конкретные задачи, с единством места, времени и действий. Им было нужно не только передать свои знания тридцати недорослям и воспитать из них будущих просветителей и государственных мужей. Руководство Лицея постоянно подвергало анализу успеваемость и личные качества лицеистов, стараясь с наибольшей точностью предопределить их будущность.

http://pravmir.ru/licej-pro-kotoryj-my-n...

В показаниях других московских декабристов это письмо приводится с таким дополнением: «Нас по справедливости назвали бы подлецами, если бы мы пропустили нынешний, единственный, случай». Подлинное – карандашом в тетрадке; текст во многих местах стерся и разбирается с трудом; некоторые слова не поддаются прочтению. Имеются в виду портреты родных – сестер, их детей и т. д. Написано на случай, если письмо попадет в руки фельдъегеря Желдыбина, везшего Пущина и других декабристов в Сибирь. Это был злой человек, мучивший ямщиков, обворовывавший декабристов. «Мученики» (франц.). Дух [характер] христианства» (Фрянц.). Один из немногочисленных случаев отступления Пущина от общепринятого правописания. Товарищ по несчастью (франц.). – Имеется в виду В. К. Кюхельбекер. Те две – А. В. Якушкина и ее мать, Н.Н.Шереметева. Пущин не мог знать, что Р. М. Медокс готовил в это время, при содействии Бенкендорфа и с ведома Николая I, провокацию среди декабристов в Сибири (см. книгу С. Я. Штрайх, Роман Медокс. Похождения русского авантюриста XIX b., изд 2е, 1929; изд. 3е, 1930). Часть письма – обращение к сестре, Е. И. Набоковой, – в подлиннике (весь этот абзац и первая фраза следующего) по-французски «Дух [характер] христианства» – для юношества (франц.). А. Г. Чернышева все-таки поехала в Сибирь к мужу Н. М. Муравьеву и брату З. Г. Чернышеву. См. Дневник М. И. Пущина (стр. 371 и сл.). В Читу Пущин прибыл 5 января 1828 г. Женам декабристов, поехавшим за мужьями в Сибирь, впоследствии разрешили жить в тюремных казематах вместе с их мужьями. Осужденным декабристам также позволяли выходить из тюрьмы к женам, имевшим дома в Чите и Петровском. Добились они всего этого после долгих и тяжелых страданий, которым подвергались те и другие. Подвиг жен воспел Н. А. Некрасов в своей знаменитой поэме «Декабристки» («Русские женщины») На долю В. Д, Вольховского выпало несчастье присутствовать в качестве представителя военного ведомства при казни пяти декабристов. Вы – на месте. Вы должны это знать лучше, чем я (франц.).

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

5:4). Сын и брат мой, тебя Бог призвал от утробы твоей матери, и я от многих слышал о тебе; да будешь ты отныне отцом и Игуменом братии, собранной Богом в обители Святой Троицы». Но Преподобный Сергий отказывался, указывая на свое не достоинство, на что Афанасий, исполнившись благодати Святого Духа, отвечал: «Возлюбленный! Все духовные дарования ты приобрел, а послушания не имеешь». Тогда отец наш Сергий поклонился и произнес: «Как Господу угодно, так пусть и будет, благословен Господь во веки!» — и все присутствовавшие сказали: «Аминь!»    Святитель Афанасий повелел клирикам идти в святой алтарь, сам же взял блаженного Сергия и вошел с ним в святую церковь. Там епископ облачился в богослужебные ризы и повелел блаженному Сергию произнести Символ святой веры: «Верую во Единого Бога...» После этого Сергий преклонил голову, святитель крестообразно осенил его и, сотворив молитву посвящения, поставил его в иподиакона, а затем в диакона, потом Афанасий совершил Божественную литургию, и они вместе причастились Божественного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день святитель рукоположил Сергия в священнический сан и повелел ему совершить святую литургию и своими руками принести Бескровную Жертву. Преподобный отец Сергий исполнил все повеления со страхом и духовной радостью.    После литургии наедине епископ Афанасий наставил Преподобного в правилах апостольских и святоотеческом учении о том, что нужно для исправления и спасения души, и беседовал с ним так: «Следует тебе, возлюбленный, как говорит апостол, сносить немощи бессильных, а не себе угождать. Каждый ближнему во благо к назиданию должен угождать (Рим. 15:1—2). И в Послании к Тимофею Павел говорит: »Это передай верным людям, которые были бы способны и других научить« (2 Тим. 2:2) и еще »Носите друг друга бремена и таким образом исполните закон Христов« (Гал. 6:2). Поступая так, ты спасешь и себя, и живущих с тобой». Сказав это и наделив Преподобного духовными дарами, епископ по-христиански поцеловал и отпустил его — истинного Игумена, пастыря, сторожа и врача духовной братии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010