" И на торжищах слышатся восклицания из псалмов " , говорит св. Афанасий. Но главное утешение, обретаемое в книге Псалмов, по словам Иоанна Златоуста, состоит в том, что она, среди изображений многоразличных духовных состояний человека, дарует еще ясные пророческие указания о Спасителе. Поэтому в своем Синопсисе Иоанн Златоуст поставляет книгу Псалмов не между учительными, а между пророческими книгами Ветхого Завета. Равным образом и в одном из предисловий первопечатной славянской Библии времени царя Алексия Михайловича книга Псалтирь показана в числе пророческих книг, и притом на первом между ними месте. " Почти в каждом псалме возвещается о пришествии Спасителя, и о том, что Он придет как истинный Бог. Так, в 49 псалме говорится: Бог Яве приидет; в 117 псалме: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам " . О том, что Спаситель есть Отчее Слово, в 106-м псалме говорится: посла Слово Свое и исцели я; и в 109-м псалме: из чрева прежде денницы родих Тя. В 44-м псалме говорится о Христе: престол Твой, Боже, в веке века, жезл правости, жезл царствия Твоего: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. И о рождении от Девы книга Псалмов не умолчала, но дает знать сие в 44-м псалме, говоря: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает царь доброты Твоея, зане той есть Бог Твой. Книга Псалмов изображает Господа и страждущим по плоти, говоря во 2-м псалме: предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его; и в 21-м псалме: ископаша руце Мои и нозе Мои: разделиша ризы Моя сеье и о одежди Моей меташа жребий. Книга Псалмов возвещает и восхождение Господне на небо в 23-м псалме: возмите врата князи ваша и возмитися врата вечная, и внидет Царь славы; и сидение одесную отца в 109 псалме: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене " (Афанасий. Посл. Об истолков. псалмов). " Вообще все псалмы надлежит воспевать не в ветхости буквы, но в обновлении духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

И тут же таинственный образ: из дома Аминадава в Кириаф-Иариме, где в тяжелые времена после филистимлянских войн находился ковчег Завета, святой ковчег поставляется на колесницу и в окружении знатных народа, в предводительстве ликующего царя Давида, торжественно с пением и ликованием переносится во святой Иерусалим, славный Сион. Туда, непостижимо для себя самой, повлеклась душа благочестивой и любящей Суламифи. Ковчег входит в Иерусалим. Ликует царь Давид. Это – таинственный брак. Это – сочетание Бога с человеками. Глава 7 Друзья Жениха восклицают: 6:12 Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе. 7:1 Что увидите у Суламитины? приходящая яко лики полков? 7:1 Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? Колесница Аминадава с знатными из народа увлекает за собой Суламиту-Невесту. Вот-вот и она исчезнет из виду. Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя . Позволь еще раз увидеть прекрасный образ твой. И далее (ст. 2–10) предстает перед изумленным взором в третий раз чудный образ Суламиты-Невесты (4:1–5; 6:4–7 – первые два раза), чудный образ Церкви Христовой, чудный образ святой, любящей Христа и возлюбленной Им души. Св. Афанасий Великий видит здесь изумление, постигшее Иерусалим, то есть верных Богу от иудеев, когда они увидели обращение в веру множества от всех народов языческих. Так сообщение апостолов Павла и Варнавы, вернувшихся из своего первого апостольского путешествия, об обращении язычников производило радость великую во всех братьях ( Деян. 14:27; 15:3 ). Св. Афанасий пишет: «Иерусалим, увидев призывание язычников, бывшее в необрезании веры, с удивлением говорит: Что увидите у Суламитины? приходящая яко лики полков? Ибо приходили не от одного, но от всякого народа, и оставив свои ополчения, сокрушив мечи и любя единственно мир». Полки (воинства) стали ликами (ликующие хоры), то есть жестокие нравы язычников преложились на мирные (ибо само имя Суламита означает «мирная») и духовные (лики славящих единого истинного Бога).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

иеромонах Иов (Гумеров) В день церковной памяти святого Господь дает ему сугубую благодать молиться за тех, кто находится под его небесным покровительством. Поэтому в день именин надо быть в храме, чтобы приобщиться этой благодати. Необходимо приготовиться к исповеди и святому Причастию. После принятия Святых Христовых Тайн нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. В этот день надо с особым теплым чувством благодарить за все Господа, Матерь Божию, своего небесного покровителя и Ангела-хранителя. Где сейчас находится Ковчег завета израильтян? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Ковчег завета был утрачен в 586 году до Р.Х., когда войска вавилонского царя Навуходоносора сожгли Иерусалимский храм. Пророчество об этом было сделано Иеремией: «И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет» (3:16). В храме, построенном под руководством Зоровавеля (освящен в 515 г. до Р. Х.), в Святое Святых ковчега завета не было. Отсутствие главной святыни народа сильно печалило евреев. Возрожденный храм и внешне был лишен былой красоты и великолепия. Современник строительства второго храма пророк Аггей дал израильтянам великое утешение: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (2:9). Через пять с половиной веков в нем проповедовал Спаситель мира. Долгое время среди евреев было поверье, что ковчег завета пророк Иеремия спрятал в пещере перед нашествие халдеев. Это убеждение нашло отражение в неканоническом тексте – 2-й Маккавейской (2:4–7). Где та грань, за которой заканчивается понятие «праведность», и начинается понятие «святость»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В Ветхом Завете словами «святость» (евр. кодеш) и «праведность» (евр. цэдэк) выражается духовное явление одного порядка: связь с Богом, исполнение заповедей, нравственная чистота в противоположность греховности. Пророк Моисей говорит Израилю: «в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» ( Втор. 6:25 ). В апостольский век святыми называли всех христиан. Это указывало на их духовную выделенность (кодеш – отделенный) светом Христовым из окружающей тьмы неведения истины. Слово «праведный» в священных новозаветных текстах применяется к тем, кто богоугодной жизнью стяжал высокие добродетели: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф. 13:43 ; «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Иов (Гумеров) Когда Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан креститься, св. Иоанн Предтеча Ему сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ( Мф. 3:14 . Исследователи видят в этих словах не только выражение великого смирения, но и желание принять новозаветное крещение. Спаситель ответил: оставь теперь ( Мф. 3:15 . Здесь ясно видится предсказание: придет время, и Предтеча Господень сподобится крещения. Свят. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним и др. святые отцы считают, что это исполнилось через святое мученичество, которого сподобился великий Пророк ( Мф.14:3–12 ; Мк.6:24–30 ). Крещение кровью Церковь признает таким же действительным, как и крещение водное. Что означает высказывание «Царство, разделившееся само в себе, опустеет»? иеромонах Иов (Гумеров) В ответ на клевету фарисеев Спаситель наш приводит пример из реальной жизни. «Поистине, не столько гибельны внешние войны, – пишет святитель Иоанн Златоуст , – сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах. …Что на земле сильнее царства? Нет ничего; но и оно погибает от возмущений. Если же кто признает, что и царство, разделившись, при всем своем величии, сокрушается, то что скажет он о городе и доме? Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает… Аще бо, – говорит Спаситель, – сатана сатану изгонит (Он не сказал – бесов, показывая, что между ними находится великое согласие), на ся разделился есть. Если же он разделился, то лишился силы и погиб; а если погиб, то как может изгнать другого? Видишь ли, как смешно их обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие!» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLI.1). Что означают слова в одном из псалмов: «…и убоятся страха там, где нет страха…»? иеромонах Иов (Гумеров) Это часть стиха псалма 52: «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их» ( Пс. 52:6 . Псалом 52 сходен с псалмом 13. В нем тоже имеется часть этого стиха. Святитель Афанасий Великий так изъясняет стих: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх»: «Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен, ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому, что угрожает закон, а из благоговения, какое прилично паче свободным» ( Афанасий Великий , святитель. Толкование на псалмы). Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из вышеприведенных текстов Священного Писания видно, что в некоторых случаях о едином Боге сказано во множественном числе. Вторая группа свидетельств указывает конкретно на троичность Лиц. В книге Бытия (18:1–3) есть повествование о том, как Бог явился Аврааму у дубравы Мамре в виде трех странников, которым Авраам, по словам блаженного Августина , поклонился как Единому. Впрочем, некоторые святые отцы, такие как святой мученик Иустин Философ , святитель Иларий Пиктавийский , блаженный Феодорит и святитель Иоанн Златоуст , полагали, что возле Мамврийского дуба Аврааму явилась только Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Сын Божий, в сопровождении двух ангелов. Другие же отцы, такие как святитель Афанасий Великий , святитель Василий Великий , блаженный Августин , полагали, что Авраам удостоился видения всей Пресвятой Троицы. К свидетельствам этой же группы святители Афанасий Великий , Василий Великий и некоторые другие отцы относят и троекратное воззвание к Богу Серафимов, которое описано в книге святого пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис. 6:3 ). При этом пророк слышал голос Господа, Который вопрошал: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ). Ссылаясь на этот отрывок, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов поясняет, что в тот момент пророк Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нём (см. Ин. 12:41 ), а святой апостол Павел указывает, что пророк слышал глас Святого Духа, посылавшего его к израильтянам (см. Деян. 28:25–26 ). Таким образом, исходя из восприятия ветхозаветного текста новозаветными авторами, можно говорить о том, что в книге пророка Исаии идет речь о воспевании Серафимами всей Пресвятой Троицы. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне отдельно говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). В другом месте сказано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109:1, 3 ). Отдельно о Третьем Лице Святой Троицы говорится в книге пророка Исаии: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48:16 ); «Почиет на Нём (т. е. на Мессии – прим. авт.) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

К миру призывают и ученики Христовы: «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» ( 1Пет. 3:11 ); «будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ); «как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим. 10:15 ). Как же понимать приведенные в письме слова Иисуса Христа? Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин. 14:27 ). Не может быть подлинного мира в семье или в любом другом сообществе, если люди не примирились с Богом через Иисуса Христа: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор. 5:19 ). Мир, который дает мip (в славянском языке было два слова), не ведет ко спасению, потому что не устраняет грех, мирится с ним. Приход в мир Спасителя и благовестие Царства Небесного предельно ясно обозначили границу добра и зла. В этом смысле Господь и говорит о разделении, которое Он принес. История христианства с древних времен дает нам много таких примеров. В приведенном в вопросе стихе говорится о мече. Это – меч духовный: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» ( Евр. 4:12 ). Грешно ли искать «лучшей жизни»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Голос совести вам правильно подсказывает, что надо довольствоваться тем, что имеете. Желание улучшить жизненные условия не является греховным, когда человек испытывает нужду. Хроническая необеспеченность отвлекает силы и время, влияет на настроение. Но если основные потребности удовлетворяются, то лучше не искать большего. Нужно дорожить внутренней свободой и не впрягать себя в повозку мирских попечений. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:6–8 ). Можно ли жить в интимной близости сразу после Таинства брака или надо подождать 8 дней до чтения молитвы на разрешения венцов? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В древности после совершения таинства молодые супруги выходили из храма в венцах, которые были не металлическими, а сплетались, как правило, из миртовых или масличных листьев.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К образу Богослужения Православной Церкви принадлежит Апостольский обычай стоять при Богослужении мужам с открытой, а женам с покрытой головою. Этот обычай предписан Апостолом Павлом, который говорит: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог . Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор.11:3–7,10 ). Согласно с сим наставлением Апостола, издревле сохраняют обычай стоять при Богослужении Апостольской Православной Церкви, мужи с открытой головою, а жены с покрытой. О сем обычае говорит Тертуллиан : «Богу истинному, Богу живому, мы, возводя очи на небо, с распростертыми руками, с обнаженной головой, без понудителя, от сердца молимся» 171 . Обращение Православных Христиан при Богослужении к Востоку При Богослужении Православная Церковь всегда обращается к Востоку, знаменуя тем свое обращение к истинному свету, к Востоку свыше ( Лк.1:78 ). К действиям, совершаемым Солнцем правды на земле, приникает и Церковь небесная ( 1Пет.1:12 ). К Востоку Православная Церковь обращается при Богослужении, по Апостольскому преданию, как свидетельствуют Тертуллиан 172 , св. Афанасий Александрийский , св. Василий Великий 173 и многие другие. Особенно пространно об Апостольском обычае обращаться к Востоку при молитве говорит св. Афанасий Александрийский . Отвечая Князю Антиоху, он пишет 174 : «Иудеям говорим, что мы, верующие, кланяемся к Востоку, исполняя законоположение св. Духа, рекшаго через Давида: поклонимся на место, идеже стояте нозе Господни ( Пс.131:7 ). И когда Иудей спросит, где стояли ноги Господни, то пророк Захария научает их, говоря: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку ( Зах.14:4 ). Посему и сами Иудеи, молясь в Иерусалим, обращаются к Востоку – к горе Елеонской. Вот краткий ответ для Иудеев. К Еллинам же говорим мы следующее: когда мы кланяемся к Востоку, то отнюдь не думаем, будто бы Бог ограничивается Востоком; но поскольку Бог есть истинный свет и называется истинным светом, посему, устремляя взор на созданный свет, мы покланяемся не ему, но Творцу его, светлой стихией научаясь почитать светлейшего паче всех стихий и предвечного Бога. Верные же пусть услышат и узнают, что блаженнейшие Апостолы для того заповедовали обращать Церкви Божии к Востоку, чтобы мы устремляли взор к раю, который потеряли, к нашему древнему отечеству и стране, прося Бога и Владыку снова ввести нас туда, откуда изгнаны». Участие Православн. Христиан при богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кто же Мелхиседек? Каково священство его, ставшее по клятве Ягве Бога, услышанной псалмопевцем Давидом, прообразом, чином священства грядущего Архиерея Великого? Первый толкователь загадочного пророчества Давидова о грядущем священнике вовек по чину Мелхиседека – а п о с т о л П а в е л. «...Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, т.е. царь мира, 71 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр. 6, 20–7:3 ). Апостол Павел переходит от образа Мелхиседека к священству Христа. Правда, и у апостола остается неясным, что значит Мелхиседек без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Не говорит апостол и о приношении Мелхиседеком хлеба и вина. Святые отцы шли дальше, истолковывая все эти моменты таинственной встречи, раскрывая суть священства по чину Мелхиседека. Из множества святоотеческих толкований обратимся к толкователям Псалтири. Св. Афанасий Великий рассуждает о значении клятвы Божией и указывает на священство, не от помазания полученное, на бескровность жертвы и на то, что Мелхиседек был священником язычников. Св. Афанасий Великий : «Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо, не как человек, клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову; потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавыя приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином» т. 4, Толк, на Пс. 109,4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

местам, по окончании которого решились они и получили благословение от старца Даниила проводить дальнейшую жизнь в общей кельи в скиту Данииловом – на условии соблюдения того же безмолвия, – и таким образом духовным единением в общем подвижничестве соединились вновь разлучившиеся добровольно ради пребывания в едином Боге супруги. И так прожили они вместе двенадцать лет. – Когда же приблизилась кончина той, которую все принимали за инока Афанасия, то пришедший напутствовать умирающего Даниил, застав его в слезах, увещевал не плакать, но радоваться наступающему соединению со Христом. «Не о себе плачу, но об Андронике»... – загадочно для старца излилась из души умирающей естественная скорбь её о разлуке с мужем, с которым не переставала соединять её святая любовь, – «прошу тебя, отче, – прибавила Афанасия, – возьми после погребения моего письмо под изголовьем моим и, прочитав, передай его отцу Андронику»... Старец Даниил исполнил просьбу мнимого брата, и тогда открылось, что в кельи с Андроником жила бывшая жена его. Он только семью днями пережил её и был похоронен вместе с ней. Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его «Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе», – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.44:19 ), и продолжает: «он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, а на своей плоти утвердил завет, и в испытании оказался верным. Поэтому Господь с клятвой обещал ему, что в семени его благословятся все народы, обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли. – И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет. И оно же почило на голове Иакова. Он ущедрил его Своими благословениями и дал ему в наследие землю» ... ( Сир.44:20–26 ). Прославляя Авраама, ветхозаветный «премудрый» Иисус сын Сирахов ещё не мог измерить всего значения Авраама, как «отца верующих», которое могло проявиться только в течении многих грядущих веков, когда успело выразиться и оправдаться во всей полноте и значение веры в человечестве, и то, к чему она его уже привела, и, по Высшему обетованию, должна окончательно привести, – и что составляет единственное спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Можно ли молиться за спасение души умершего, если умерший был мусульманин по рождению и атеистом при жизни? . священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Каждый человек имеет образ и подобие Божие. За каждого Спаситель наш принес Искупительную Жертву. Поэтому каждому (в том числе некрещеному и неверующему) нужно стараться искренне помочь. Пока человек жив, возможностей больше. Но если даже человек отошел из этой временной жизни, не придя к вере, оставлять его без всякой помощи нам не позволяет заповедь любви. Национальность не имеет никого значения. У Бога нет мертвых, у Него все живы. И тот, о ком Вы спрашиваете, получил место временного пребывания до Страшного Суда. Только на нем Господь все определит окончательно. Церковь поминает только своих чад. Однако вне Церкви за него можно просить, читая ту молитву, которую дал великий оптинский старец преподобный Лев. Недавно она была приведена в одном из наших ответов (там говорилось также и о других возможностях помочь). Посмотрите. Чем отличается ветхозаветное и новозаветное учение о воскресении мертвых? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Ветхозаветное понимание и новозаветное учение о воскресении мертвых имеет один и тот же богооткровенный источник. Разница, главным образом, в полноте откровения. В ветхозаветных священных текстах есть места, в которых вера в воскресение выражена совершенно ясно . «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов. 19:25–26 ); «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26:19 ) ; «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан.12:2–3 ). Однако трудно определить, насколько сознание среднего еврея, для которого главным в религии было исполнение обрядового закона, вмещало эти пророчества. В ветхозаветных книгах еще не было указания ни на время воскресения, ни на образ, какой примут воскресшие люди.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010