Псалом 101 Псалом начинается словами: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою!» В славянском тексте: «Молитва нищего, егда уныет и пред Господем пролиет уныние Свое». Страждущий – это человек, скорбящий о грехах, и ожидающий пришествия Спасителя. Можно также толковать как народ еврейский, как все человечество. Толкователи видят в этом псалме пророчество о пришествии в мир Спасителя, искуплении человеческого рода, основании Церкви Христовой, просвещении языческих народов. Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 101, говорит: «Нищий по Богу, т.е. лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников и Спасителя нашего Иисуса Христа». 222 Стихи 16–18: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных (слав.: смиренных) и не презрит моления их». «Яко созиждет Господь Сиона» – т.е. Церковь , – толкует святитель Афанасий Великий . 223 Стихи 19–23: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Напишется о сем для рода последующего» – священные книги Нового Завета будут возвещать о Боговоплощении, искуплении человеческого рода, деяниях и учении апостолов. Можно понимать здесь и ветхозаветные пророчества. «Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю». Здесь псалмопевец, как толкует святитель Афанасий Великий : «представляет нам причину призвания язычников. И это есть явление Спасителя нашего Христа, когда пришел Он, приклонив небеса». 224 «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Призрит на молитву беспомощных». Слав.: Услышати воздыхания окованных. «Кто эти окованные, как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха?» 225 «И не презрит моления их». Слав.: Разрешити сыны умерщвленных. «Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников; потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих». 226 «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Пророки, провидев Духом собрание язычников ко Господу, молились о том, чтобы и им сподобиться этого блаженного видения и события». 227

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Псалом 11 В конец, о осмей, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. На осмиструнном. Псалом Давида» 71 . В сем псалме, говорит бл. Феод., «пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают, где живет он. Надписание имеет псалом: о осмей, как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому и псалом надписывается: в конец, так как предречение исполнится на последок времен». Св. Афанасий разумеет в сем псалме тот лукавый род, о котором говорит Спаситель ( Мф. 12:41 ). 1 . Спаси мя, Господи, яко оскуде 72 преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Когда умаляется число благочестивых людей, и истины умалились, т.е. по Злат., низвратились, помрачились и отвергнуты сынами человеческими, – людьми, возлюбившими ложь, тогда горе живущим на земле, а особенно благочестивым. Тогда спасение – у единого Господа. Таковы были время и положение Давида, гонимого врагами и окруженного лживыми людьми. Св. Афанасий здесь и далее разумеет Иудеев, которые, оставя истину, выставляли противу Христа на вид одну ложь. С Евр.: «Спаси меня, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Это нечестие порочных яснее и частнее изображается далее – ст. 3: каждый говорит ложь, у каждого лесть на языке, а в сердце притворство, зло, – и в следующем стихе. 5 . Язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? С Евр.: – «Тех, которые говорят: языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при сем осмеливаются говорить: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таких нечестивцев Господь потребит – накажет, истребит. 6 . Страсти 73 ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся 74 во спасение, не обинюся 75 о нем. С Еврейск.: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных, ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят». Т.е. видя страдания бедных и стенания убогих, Я восстану, говорит Господь, положу их во спасении, спасу, и соделаю это для всех явно, торжественно; «видимым и блистательным образом соделаю их спасение; ибо так, гов. бл. Феод., перевел Симмах слова: не обинюся о нем – устрою явное спасение». «Смело, открыто и явно буду защищать их так, чтобы все узнали» (Злат.). Св. Афанасий, относя к спасаемым верою, нищим и убогим по духу, говорит: положуся во спасение – т.е. для всех соделаю явным спасительное учение; так устрою, что оно будет всюду слышимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 12 В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». «И сей псалом, – говорит бл. Феодорит, – изрек великий Давид о себе самом, но не Саулом гонимый, а преследуемый Авессаломом. Гонение Саулово было прежде Авессаломова, а потому Давид говорил тогда со всяким дерзновением; а восстание Авессаломово было после греха, а потому слова Давидовы срастворены плачем и воздыханием». «Сей псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевает Давид, принося покаяние во грехе и вместе благовествуя о нашем спасении» 79 . 2 . Доколе Господи забудеши мя до конца? «Замедление в помощи, – гов. бл. Феод., – пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, т.е. не лишать совершенно Божия промышления». Но, справедливо замечает здесь св. Златоуст, что самое оставление Богом грешника самому себе, дабы он, искушенный опытом, лучше познал свою слабость, и, омытый слезами покаяния, достойнее сделался милости Божией, – самое такое оставление есть действие великого попечения Божия о нас с целию сильнее привлечь нас к Себе, есть доказательство благосердого промышления Божия о грешнике. А потому и Давид в словах: доколе Господи забудеши мя до конца? выражает не отчаяние, а надежду, ибо говорит: доколе, а не навсегда, выражая свою веру, что Господь рано или поздно прекратит его страдания – что и выражает в 7 стихе. Доколе отвращаеши лице Твое от Мене? Образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное. Т.е. доколе, Господи, будешь негодовать на меня, лишать меня Своей милости? С Евр.: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня»? 3 . Доколе положу советы 80 в души моей, болезни в сердце моем день и нощь 81 ? Т.е. доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? (Злат.). «Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть в грехе, и это всего более причиняет болезни сердцу моему день и ночь» (Св. Афанасий). Доколе вознесется враг мой на мя? Враг мой, т.е. диавол. «Унижение человеков, – говорит св. Афанасий, – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так – о диаволе, что превозносится он нашею погибелию». Некоторые под врагом разумеют Саула, другие – Авессалома. С Евр.: «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день (и ночь)? Доколе врагу моему возноситься надо мною»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Св. Афанасий Великий говорит о том, «что всякому человеку измерено время, и измерено не случайно… как определил сам Он [Логос. – Г. Ф.], зиждитель по воле Отца» Защитительное слово, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё,,., п. 14]. Далее св. Афанасий приводит библейские примеры, как одним Бог продлял сроки жизни, а другим сокращал, «почему (и) увещевает в Екклесиасте, говоря: не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время своё » [там же]. Блж. Иероним по поводу слов Соломона рассуждает: «Пусть будет достаточно согрешить однажды; после падения мы должны восстановлять себя» 7, 17]. И он же говорит: «Смысл этих слов такой: не прилагай грехов ко грехам, чтобы не подвигнуть Бога на наказание тебя ещё в этой жизни» [там же]. Безрассудно спадать в один и тот же грех многажды. Как пример смерти не в своё время Иероним упоминает Корея, Дафана и Авирона, возмутившихся против Моисея и Аарона. Их живыми поглотали разверзшаяся земля. Египетский подвижник V века Стефан Фиваидский поучает словами Екклесиаста: «Не будь неслухом, да не умреши не во время своё » Аскетическое слово, п. 10]. Детское непослушание ведёт малышей-неслухов к синякам и ссадинам и прочим детским бедам. И недетские беды всё от того же. Непослушные умирают не во время своё! Еккл. 7:18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. Здесь диалектика мудрости екклесиастовой. Истина в синтезе тезиса и антитезиса. Хорошо, если ты будешь держаться одного правила в жизни и не отнимать руки от другого . Есть вещи, взаимоисключающие друг друга, например, истина и ложь, любовь и злоба и так далее. В таких вещах невозможно держаться одного и тут же не отнимать руки от другого . А есть вещи взаимодополняющие: вера и дела, малое и великое, наука и искусство, молитва и чтение Писания. В таких вещах не должно избирать одного, а другое оставлять, наоборот, следует держаться одного и не отнимать руки от другого . Такую диалектику проповедовал и Екклесиаст Нового Завета Христос, обличая фарисеев в том, что они давали необходимые десятины, а оставили в забвении суд, милость и веру. По этому поводу Христос сказал: Сие надлежало делать и того не оставлять ( Мф. 23:23 ). Раши эту мысль обостряет. По его мнению, праведен тот, кто «долг свой выполнит, как следует по отношению к тому, что оправдано по его мнению, и к тому, что по его мнению не оправдано и является несправедливым» 7, 18]. В качестве примера Раши приводит пример Саула и Самуила. Саулу слово Самуила показалось несправедливым, и он его не выполнил, а надо было выполнить, и не был бы отвержен Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святитель Афанасий Великий говорит о псалме 23: «Настоящий псалом проповедует о Вознесении Господнем, о преподании учения язычникам и о том, как они соделаются достойными небесных селений». 176 Святитель Филарет Московский говорит, что этот псалом «написан Давидом после откровения о месте храма ( 1Пар. 21, 18; 22, 1 ), предварительно на случай внесения Кивота в будущее здание. Но новейшие толкователи относят псалом к перенесению Кивота в скинию Давида (2 Цар., 21). Как бы то ни было, в этом прообразовательном описании довольно ясно представлено шествие Божественного человечества Иисус Христова в нерукотворенную скинию небес». 177 Объясняя 1 стих псалма: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее на ней», святитель Филарет замечает, что это: «соответствует торжественному исповеданию Воскресшего, что Ему «дана всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). 178 Стих 7: «Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы!» Здесь толкователи видят пророчество о Вознесении Господнем. Святитель Афанасий толкуя слова «Возмите врата князи ваша», говорит: «Ангелы служат на земле Спасителю, при Вознесении Его, дают знать Небесным Силам, чтобы отверзли врата». 179 Стихи 8–10: «Кто сей Царь Славы? – Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь Славы». Святитель Афанасий так толкует эти слова: «Кто есть сей царь Славы? Вопрошают Горние Силы, изумевая пред чудесами домостроительства. Господь крепок и силен. Силы же дивятся тому, что видят Его во плоти, одушевленной душою разумною. Потому и вопрошают: кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Той есть Царь Славы. Восшедшие с Господом Ангелы открывают Горним Силам тайну, что поправший врагов мысленных, Той есть Господь сил». 180 Псалом 30 «В псалме тридцатом, – говорит святитель Филарет Московский , – заключается последнее молитвенное воздыхание умирающего на кресте Иисуса Христа». 181

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Святые отцы находили оправдание такому взгляду на «конечные судьбы» природы в Священном Писании . Один из их источников – Послание святого апостола Павла к Римлянам, где автор пишет: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:19–21 ). Св. Ириней Лионский высказывает аналогичную мысль, основываясь на тексте из Исаии: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей...» ( Ис. 11 ) 117 . Восстановление единства животных и материи с Богом произойдет через спасение человека, так как только люди могут поменять порядок вещей в природе через собственное совершенство, приводящее в конечном итоге к единству с Богом, к обожению. Восстановление чувственной (падшей) природы означает не ее разрушение, но, скорее, ее преображение, которое меняет только внешний вид вещей. Ориген описывает это в своей книге «О началах»: «...и если образ мира преходит, то это еще не означает совершенного уничтожения и погибели материальной субстанции, но указывает только на некоторое изменение качества и преобразование формы» 118 . Этот ход мысли относился не только к восстановлению тела человека, но также и к переменам в природной среде, то есть к восстановлению рая на земле. По Максиму Исповеднику , различие между раем и остальной сотворенной землей связано с онтологическими различиями (diaphora) в творении. Эти различия предрасположили людей к грехопадению, что и привело в результате к предпочтению ими чувственных реалий Божественым 119 . Пр. Максим связывает восстановление рая на земле с постижением целей и задач в видимой, чувственной части творения. От единообразия в природе к Слову (Логосу) Божьему. Святой Афанасий В своих фундаментальных христологических трудах св. Афанасий Александрийский настаивает на единообразии тварного мира, которое следует из того, что мир сотворен Словом (Логосом) Божьим и все в мире обнаруживает Божье присутствие, источник которого – во Христе, который есть одновременно Бог и Человек. Этот принцип единообразия дает возможность применить один и тот же метод познания к объектам разных масштабов, разных уровней сложности и порядка, так как святитель Афанасий утверждает, что именно через Свое Слово Бог дал порядок миру, так что он стал постижим для человека. Благодаря этой постижимости человек может узнать Бога изнутри творения: «Ибо хотя и благодать, сообщенная в образе Божьем, достаточна была к тому, чтобы привести к познанию Бога-Слова и чрез Него к познанию Отца; однако же Бог , зная немощь людей, промышлял о них и в случае их нерадения, чтобы, если и вознерадят познавать Бога в самих себе, не оставались в неведении о Создателе, имея пред очами дела Творения» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Во время таинства венчания на головы жениха и невесты надеваются венцы как символ торжества, славы и величия. На это указывает тайносовершительные слова, которые произносит священник: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я [их]». Обычай этот весьма древний. На него указывает Священное Писание. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 . Венцы на головах жениха и невесты являются также прообразами тех победных нетленных венцов, которые ожидают их в Царстве Небесном, если они построят свою семью как спасительный союз и, победив все соблазны и искушения этого мира, наследуют вечную жизнь. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Не только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан тот порядок молитв на сон грядущим, на который Вы указываете в письме. Обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. До сна еще остается некоторое время. Поэтому читается молитва Достойно есть…и делается отпуст сразу же после молитвы преподобного Иоанникия Великого. Оставшиеся молитвы, которыми верующие приготовляют себя ко сну (преподобного Иоанна Дамаскина , Честному Кресту и др.), произносятся непосредственно перед наступлением ночного покоя. Если для Вас после вечерних молитв начинается время сна, то молитву Достойно есть… и отпуст надо перенести в конец правила. Порядку совершения молитв на сон грядущим, который сложился в монастырях, можно следовать и дома. Тогда для выполнения вечернего молитвенного правила будет больше сил и времени. Почему на воцерковлении младенца священник произносит цитату из Евангелия: «Ныне отпущаеши…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Десять заповедей были записаны на каменных скрижалях на древнееврейском языке. Можно ли рассказывать другим то, что говорил священник на исповеди? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если сказанное священником касалось вашей духовной жизни, то рассказывать другим не надо. Если же он давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими людьми, не касаясь содержания Вашей исповеди. Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, кто такой ангел? игумен Амвросий (Ермаков) Постараюсь выполнить Вашу просьбу, обратившись непосредственно к ребенку: Дорогой друг! Ангел это слово греческое, (есть такой язык) и означает оно того, кто приносит новости, вести – вестника. Ведь ты знаешь, что у твоего папы на работе, у тебя в школе и у всех людей, есть начальники. И для того чтобы что-нибудь передать своим подчиненным эти начальники посылают специального человека, вестника. А главный наш Начальник и Создатель – Господь. И вестники, которых Он посылает, называются ангелами. Ангелы приносят от Бога мысли о добре, мире и любви, побуждают людей к исполнению заповедей Бога, охраняют человека от зла. И хотя мы не видим ангелов, мы должны обращаться к ним с молитвой, зная, что ангелы видят нас и слышат и помогают, когда это нам необходимо и полезно. Что в христианстве символизируют крест и обряд крещения? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Воплотившийся Бог Иисус Христос из безмерной любви к нам взял на Себя грехи всего рода человеческого и, приняв на Кресте смерть, принес за нас искупительную Жертву. Так как грехи ведут человека к духовной смерти и делают пленником диавола, то после голгофской смерти Христа Крест стал орудием победы над грехом, смертью и диаволом. В таинстве крещения происходит возрождение падшего человека. Благодатью Святаго Духа совершается его рождение к духовной жизни. Родиться можно только тогда, когда умрет наш ветхий человек. Спаситель сказал в беседе с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:5 –6). В крещении мы сораспинаемся с Христом и совоскресаем с Ним. « Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Как понимать определение «Кафолическая Греко-Российская Церковь»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Дорогая Лейла! Приведенные Вами слова взяты из псалма: «Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» ( Пс.120:7–8 ). Вся наша жизнь протекает в двух пространствах: дома и вне дома. Поэтому в этих словах как бы заключено все наше земное бытие. По толкованию блаж. Феодорита: «Сими словами пророк выразил всяческое Божие промышление, при котором преодолеваем неприязненных нам врагов, и избегаем сетей, расставленных нам врагами видимыми и невидимыми». Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли, что везде и всегда подается входящему и исходящему содействие? Что может сравниться с такой любовью, с сим человеколюбием?». Святитель Григорий Нисский дает аллегорическое толкование: «Поистине сей исход и вместе вход охраняется Богом для достойных: потому что исход наш из настоящей жизни есть вход к высшим благам». Могут ли спастись иудеи, верующие в Бога-Отца? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Обратимся к Слову Божию: « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 . Вера в Бога Отца может быть истинной и неискаженной только тогда, когда человек верит в Иисуса Христа как Бога, потому что Сын Божий – Второе Лицо Божественной Троицы, а все три Ипостаси (Отец, Сын и Святой Дух) составляют единое Божество – Пресвятую Троицу. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 . Поэтому сказано Спасителем: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3:36 . Что означает надпись на нательном крестике: «Христосъ возноситъ мя распинаемъ…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Это взято из Октоиха. Служба воскресению, глас 1. Ин канон, крестовоскресный. Песнь 1: Христос возносит распинаемь, Христос совоскрешает мя умерщвляемь, Христос жизнь мне дарует. Темже с веселием рукама плещая, пою Спасителю победную песнь: яко прославися. Как истолковать пророчество о тысячелетнем царстве Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Еммануил в переводе с еврейского значит: « С нами Бог». В этом пророчестве предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Можно назвать и другие мессианские имена, содержашиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 23:5 ; «и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зар.6:12–13). Святые отцы говорят: «творите плоды» и всякую ветвь, не приносящую плода, Отец Небесный отсекает и бросает в огонь. О каких плодах говорится речь? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Спаситель говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» ( Мф.7:19–20 ). Последователи Христа рождаются от Духа ( Ин. 3:8 , поэтому своей жизнью они должны приносить плоды духовные. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Почему проклят Ханаан, сын Хама, если он не виноват? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Преп. Ефрем Сирин так объясняет это место в книге Бытия: «Говорят: Хам принял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; и поэтому Ной проклинает не его самого, но его сына, хотя проклятие сына должно причинить скорбь и отцу [Хаму]. Другие же – на основании сказанного в Писании: и узнал [Ной], что сделал над ним меньший сын его, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, – заключают, что под сыном меньшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же со смеющимся лицом вышел и посреди стогна возвестил братьям своим. Посему можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как совершивший [зло] еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Приэтом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслуживающего» (Толкование на Книгу Бытия. 7.3). Почему в Символе Веры нет слова «умерша» по отношению к Господу Иисусу Христу?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010