Будем верить, молиться и надеяться вместе с псалмопевцем: «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой» ( Пс. 17:3 ). Как можно объяснить расхождения в описании евангельских событий? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сначала хулили оба, а потом один (Толкование на святаго Матфея Евангелиста. Беседа LXXXVII. 2). Это объяснение вполне согласует оба повествования ( Мф. 27:44 и 39–43). Спаситель находился на Кресте около шести часов. За это время хуливший разбойник мог прозреть и покаяться. Библия говорит, что имена спасенных уже записаны в Книге Жизни, какой же тогда получается выбор, если Бог уже все решил за нас? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В некоторых священных библейских текстах упоминается книга жизни. Приведем эти места: «враги мои все пред Тобою да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс. 68:20–29 ); «прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» ( Флп. 4:3 ); «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Отк. 21:27 ). К этим цитатам, наверно, надо присоединить слова из молитвы Моисея: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх. 32:32 ). Как видим, ни в одном месте не говорится, что в эту книгу записаны имена спасенных. По существующему толкованию, словами «книга жизни» символичеки. названа запись на небе добрых дел, которыми человек оправдается на Суде и получит вечную жизнь. Христианскому учению совершенно чужда идея предопределения. « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 . Имя Бога – Элохим, или Иегова (Яхве)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово Иегова появилось в результате допущенной неточности при попытке прочесть непроизносимое у евреем имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка кровью, которая в сосуде» ( Исх. 12, 21–22 ). В книге Левит передается установление Божие, согласно которому человека, исцелившегося от проказы, священник должен окропить кровью жертвенной птицы кропилом из кедрового дерева, иссопа и червленой нити ( Лев.14:5–7 ). Псалмопевец, впавший в тяжкий грех, нуждается в очищении, подобно прокаженному. Святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит видят в стихе 9 также таинственное указание на крестную Жертву Спасителя и ее последствия для людей. Святитель Афанасий Великий говорит об этом так: «Поскольку воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о ой крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега». 251 Стих 10: «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя». Толкуя эти слова, блаженный Феодорит говорит: «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя», то есть сего веселья исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены и кости, смиренные ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость». 252 Святитель Афанасий Великий помимо такого же буквального толкования, дает и иное, видя в словах пророка указание на будущее всеобщее воскресение: «Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, кости наши яко трава прозябнут ( Ис. 66, 14 )?» 253 Стих 11: «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти». «Воззри, говорит пророк, не на совершенные мною беззакония, но на меня оплакивающего оные».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Календарь Материалы 16 июня 2004 г. [Документы истории] Сергей Лабанов Сама Россия, как отмечает Хомяков, имеет перед Западом много исконных преимуществ. На её начальной истории «не лежит пятно завоевания», не лежит «крови вражды», «и деды не завещали внукам преданий ненависти мщения». Русская же церковь тоже «никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков не правосудия и насилия». [Вопросы священнику/Нравственность] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Многих смущает богатое убранство храмов, шикарные облачения священнослужителей, шикарные дома и машины священников. Что можно ответить таким людям? Спаси Господи. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола? [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Пожалуйста, ответьте, отличается ли учение о всеобщем воскресении ветхозаветное и новозаветное, Христово. В иудейском учении тоже, возможно, подходы были к этому, некоторые (саддукеи, кажется) вовсе не верили в воскресение и т.д. И что пишут об этом святые отцы? [Поместные Православные Церкви/Китайская/История/Исторический экскурс] Второй раз в XX веке Российская Духовная Миссия в Китае подверглась уничижительному варварскому нашествию - только теперь не языческих орд восставших иноплеменников-ихэтуаней, а соотечественников, ведомых на разрушение старого мира главным «оттеплителем» страны Советов того периода Никитой Хрущевым. Новости 16 июня 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/040616

Календарь Материалы 17 октября 2003 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Книга имеет целью воссоздать для наших современников, людей конца XX века, один из малоизвестных уголков старой России — семейную жизнь последних Романовых, а точнее — воспитание детей в царских семьях. Со страниц книги на читателя глядят живые детские лица — маленького Николая II, его брата Георгия и, наконец, царских детей следующего поколения, будущих страстотерпцев, дочерей и сына Николая II. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров Батюшка, меня интересует такой вопрос: Иисус до предательства и после говорил ученикам явно - Иуде " ты предашь меня " , притом это было до того как он стал думать о том; Петру, что " прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня " . Создается такое впечатление, что так должно было случится ( " так сказано в писании " ), и Он им просто говорил что делать, так сказать сценарий, и у них не было выбора. Он знал что будет и этого не могло не произойти. Иисус должен был пострадать, чтобы спасти нас. В этом свете поступок Иуды, предательство с последующим неизбежным проклятием, выглядит как вынужденная жертва. Иуда не мог не сделать этого, иначе ничего бы не было... одно дело свобода выбора людей " по жизни " , а другое в этом конкретном случае. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В книге Иова говориться о том, что к Богу пришли " сыны Божии " и среди них сатана. Кто такие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно? Может быть, все это надо воспринимать как притчу, как поучительную басню, не отражающую реальных отношений между Богом и диаволом? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В книге пророка Иеремии (Иеремия31:36) утверждается: " Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали " . Означает ли и это, что ореол богоизбранности над еврейским народом вечен?О каких уставах идёт речь?

http://pravoslavie.ru/archive/031017

Календарь Материалы 21 марта 2005 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Картофельные фрикадельки, Копытка белорусская, Отварная фасоль по-монастырски, Картофельное пюре с луком, Отварной картофель, Картофель по-архиерейски, Деруны, Картофель печеный, фаршированный жареным луком. [Интернет-журнал/Общество] Александр Богатырев Правозащитники, так много говорящие об угрозе реставрации в России большевизма, сами de facto его реставрировали. Эта выставка, конечно, не взрыв храма Христа Спасителя, но, судя по тому, как выводят шумиху вокруг Самодурова на международный уровень - это серьезный сигнал к подготовке взрывных работ. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Салаты без растительного масла — салаты с растительным маслом — первые блюда — вторые блюда — рыбные блюда — сладкие блюда и напитки. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вопрос такой: в Евангелие от Матфея, Марка и Иоанна в описании казни Иисуса Христа говорится о разбойниках распятых вместе с ним в тот день: " Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его " (Мф.27:44). И только в Евангелие от Луки говорится: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-41). Как Вы прокомментируете " недосказанность " такого факта в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна? Ведь приход разбойника к Вере во Христа на кресте и прощение ему грехов - не мог быть не замеченным его учениками. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Почему в Символе веры нет слова " умерша " по отношению к Господу Иисусу Христу? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По Часослову в конце 9-го часа говорится о " еже пети междочасие " , что это за чинопоследование? Заранее благодарю за ответ. Новости 21 марта 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050321.htm

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Как точно эти слова относятся к крещению! Крещаемые в наше время, как правило, и не думают, что они что-то обещают. Все хотят быть крещёнными, но ничего не собираются исполнять из того, что не задумываясь обещали. Бог не благоволит к глупым; что обещал, исполни! Потому Бог гневается на слово крещаемых и разрушает дело рук их. Слово о власти Философ, всю жизнь восседавший на царском престоле, а теперь нищим скитающийся среди народа, видит связующую цепь власти от притеснения бедных до венценосного царя. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Всё идёт по цепочке: бедный – высокий – высший – ещё высший – царь. если царь, заботящийся о стране , то и бедный не притеснён, и в суде правда. Если же бедному притеснение и на суде правда нарушается, то каковы власти и каков царь?! Раши в словах Екклесиаста находит не только сочувствие бедным и притеснённым, но и долготерпение Божие над неправедными правителями. «Не удивляйся воле Вездесущего, ведь Он обычно проявляет долготерпение. Ибо Вышний над Вышними хранит – ждёт, пока не переполнится мера» 5, 7]. Св. Григорий Чудотворец причину печального состояния в обществе находит в отсутствии страха Божия: «Страх же Божий спасителен для людей, но он редко обнаруживается» 5]. Ещё св. Григорий отмечает, что должно признавать имеющуюся соподчинённость в иерархии. «Должно же далее отвращаться от того, чтобы не казаться большими тех, которые обладают большею властью» [там же]. Св. Афанасий Великий не раз вынужден был бежать с Александрийской кафедры ввиду гонений от ариан. Ариане порицали его при этом за трусость. Св. Афанасий оправдывал это своё уклонение от руки гонителей ради торжества правой веры. «Посему не порицания достойно и не бесполезно бегство святых. Если бы не уклонялись они от гонителей, то как бы Господь воссиял от семени Давидова?.. И Екклесиаст, зная злоумышления на благочестивых и говоря: Аще обиду нищего и расхищение суда и правды увидеши в стране, не дивися о вещи: яко высокий над высоким надзиратель, и высоции над ними… – имел отцом своим Давида, который опытно знал тяжесть гонений» Защитительное слово 12, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё, п. 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Настал некоторый отдых для святителя и он употребил его на уврачевание ран, нанесённых Церкви арианами. Усердно объяснял он истинное учение своей пастве, вразумлял впавших в заблуждение, укреплял в преданности единой истинной Церкви. И отрадно отзывалась паства на труды для неё своего пастыря! Все как бы воспрянули духом и стали проявлять возбуждённые в них словом Афанасия чувства – усиленным усердием к молитве и ко всякому доброму делу. Каждый дом тогда как бы изображал церковь по христианскому настроению и христианской деятельности живших в нём. В то же время боролся Афанасий и письменными актами и с убедительным, неопровержимым красноречием отстаивал истину христианского учения против лжи Ария. «Допустив, – писал он, – что Сын существовал не от вечности, должны допустить, что Сын произошёл от кого-то вне Бога и мир, сотворённый Богом через Слово, сотворён Творцом, существующим вне Бога; если Сын не вечен, то было время, когда в Боге не было истины, так как Сын есть истина». «Божественность Сына есть та же самая, которая принадлежит Отцу, а потому она и нераздельна: «Я и Отец одно. – Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» ( Ин.10:31,38 ). Отец и Сын едино существо, но не в том отношении, чтобы одно было разделено на две части, которые кроме этого сами по себе ничего не означали бы, также и не в том, что это одно носило на себе два имени, так что один и тот же Бог иногда был бы Отцом, а иногда Сыном у Себя Самого. Хотя Отец и Сын два лица, потому что Отец есть Отец, а не Сын, и Сын есть Сын, а не Отец, – однако существо их одно». Это единство св. Афанасий поясняет так: «Сияние есть свет, появляющийся не после солнца, свет не другой какой-либо, только заимствующий блеск от солнца, но это есть всецелое произведение солнца; такое произведение по необходимости составляет один свет с солнцем, и никто не скажет, что это – два света». На возражение ариан, что «Сын и Отец так составляют одно, как и об нас говорится: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:11,21 ), св. Афанасий отвечал: – «Такие помышления о себе означают безрассудную гордость, потому что единство, какое выставляется между Отцом и Сыном, не усвояется в Писании даже ангелам и прилагается нам только в пример, никогда, впрочем, недостижимый для нас, подобно тому, как заповедуется: будите совершенни, якоже Отец ваш Небесный совершен есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однажды пожелал он отправиться в Лавру святого Афанасия 21 , сел в челн с братьями и поплыли они по морю. Близь Лавры схватили их разбойники, но по Божьему усмотрению один их них убежал и пошел в Лавру святого Афанасия, рассказал он игумену о напасти, что нашла их. Услышав рассказ, опечалились игумен и вся братия о святом юноше и, получив совет Божий, послали за ними одного богоумного брата. Этот святой вопиил из глубин души к своему хранителю Христу: “К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня ( Пс.119:1 ); и Господи, сказал ты: “Воззовет ко Мне, и услышу его” ( Пс.90:15 ); и сейчас взываю и вопию непрестанно гласом Давида: помилуй меня, боже, помилуй меня ( Пс.50:1 ). Я взыскал Господа, и Он услышал меня ( Пс.33:4 ) и вот пришел”. И появился тот богоразумный чернец, посланный игуменом, и сказал им: “Хорошо, что пришли вы; придите в монастырь и утешьтесь всем, что потребно вам, что хотите”. Взглянув на святого юношу, как будто с великим гневом сказал ему: “Куда идешь ты? Разве не послал тебя игумен к нам, а ты чинишь по своей воле?” И бросился к нему, будто желая ударить его. А тот, охваченный великим страхом, побежал от него и выскочил из лодки. Те, как безумные, забыли обо всем и ничего не сказали. А он, Святой, избежал рук врагов своих и возблагодарил Бога -избавителя: “Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю”. ( Пс.123:7–8 ). Узнав его, в монастыре поняли, кто он, и воцарили меж ними великая печаль и скорбь, будто потеряв великую ризницу. Воистину была великая ризница, хранимая Господом, и не получил ее враг, ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию ( Пс.124:3 ). Этот святой юноша вопиил к Господу, давшему ему добро: “Благодарю тебя, благодетель мой, за то, что с первого часа рождения моего и до сего часа делала, и что со мной делаешь и будешь делать”. И остался здесь, в Лавре святого Афанасия, и принял духовное и телесное веселие с игуменом и братией, и исполнил свое желание – поклонился гробу святого, облобызав церковь и игумена и всю братию, вернулся в дом Святой Богородицы Ватопедской, провожаемый Богом и братией Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Предание – это Христос, в Таинствах возвращающийся к людям. Так и говорит об этом последний византийский богослов Николай Кавасила: «Таинства – вот путь, вот дверь, которую Он открыл. Проходя этим путем, и этой дверью, Он возвращается к людям» . Предание не есть некоторые слова, которые можно шептать на ухо. Предание объемлет сразу и чувства, и мысли, и надежды, и действия. По прекрасному выражению И. Конгара, «Предание – это все, что нам было дано, чтобы мы могли жить в Завете» 1659 . А значит, недостаточно просто рассказывать людям о Христе, не допуская их в Сионскую горницу. В ту горницу, двери которой так и остались незаперты, в ту горницу, в которую вводит нас церковная Литургия, чтобы дать нам место рядом с апостолами и вместе с ними подойти к той точке, с которой начинается Церковь и ее Предание: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-27). О том же Предании говорит и ап. Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал , что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб… « (1 Кор. 11, 23). И именно это Причастие христиане соделали таинством и скрывали от других. Блаж. Августин в своем толковании Евангелия от Иоанна (96 гл) говорит, что оглашаемым не раскрывали вполне две христианские истины: о Св.Троице и о Евхаристии. Причину для такого сокрытия Августин указывает вполне неэзотерическую: для возбуждения в приходящих в Церковь сильнейшего желания познать эти тайны. Как ревностно относились отцы Церкви III и IV веков к обнародованию Евхаристического таинства, можно видеть из реакции церковных иерархов на казус, происшедший во время гонений на св. Афанасия Великого со стороны ариан. Еретики обвинили св. Афанасия в том, что он, якобы ворвавшись во время совершения Литургии в храм, где служили еретики, опрокинул Чашу с Причастием. Против Афанасия было возбуждено дело в светском суде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Пророк предвозвещает здесь страдания Владыки и спасение уверовавших в него», – говорит о псалме 15 блаженный Феодорит. 158 Псалом 17 Святитель Филарет Московский пишет, что «В псалме 17 псалмопевец обещает к своему исповеданию Бога Спасителя приобщить язычников (стих 50: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему»), что, по изъяснению апостола ( Рим.15:8–9 ), совершил Иисус Христос». «Разумею то, – говорит святитель, – что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: «За то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему». Поэтому можно всю эту торжественную песнь Давида почитать прообразованием победной песни Воскресшего Иисуса Христа». 159 Обратим внимание и на другие места этого псалма. Стих 10: Говорится здесь о Боге: «Наклонил Он небеса и сошел». В славянском тексте: «И приклони небеса, и сниде». Святитель Афанасий Великий , толкуя эти слова, говорит, что они «самым ясным образом пророчествует о сошествии Господа». 160 «И мрак под ногами Его». Афанасий Великий объясняет, что псалмопевец здесь «дает разуметь сокровенность домостроительного пришествия и невидимость Божию, чтобы сказанное им не увлекло нас в плотские понятия». 161 Пришествие в мир Спасителя не сделало видимым Божественную Природу. Стала видима и изобразима Ипостась Бога Сына, но не Божественная Природа. Блаженный Феодорит Кирский также слова 10 стиха: «Приклони небеса и сниде» считает пророчеством о пришествии в мир Спасителя, Сына Божиего: «Слова «приклони небеса и сниде» будем разуметь так, что (Бог) явил собственное Свое пришествие». 162 Стих 11: «И воссел на херувимах и полетел, и понесся на крыльях ветра». «Этим, – говорит святитель Афанасий, – изображает (псалмопевец) Вознесение Его; Херувимами и крылами ветреными называет или то облако, которое взяло Его и о котором написано в Деяниях: и сии рек, зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1. 9 ), или быстроту явления, скорость пришествия и помощи». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010