Сказано: «все стези её мирные» – то есть это не путь беспорядка, не путь неустройства, не путь борьбы с людьми. И мир, о котором здесь идет речь, это то же, что апостол говорит: «если возможно, живите в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ). Господь не призывает нас враждовать с другими людьми и ненавидеть их. Наша борьба направлена на грехи, и, прежде всего, на свои собственные грехи. Притч. 3:18 «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» ( Притч. 3:18 ). Как я уже говорил, премудрость – одно из имён Христа. И духовное понимание этих слов – как относящихся ко Христу, что Он для нас древо жизни. Здесь идёт отсылка к тому, что было в раю. Адам и Ева согрешили, когда вкусили от запретного плода и были изгнаны из рая, потому что они оказались недостойны вкушать плодов от древа жизни, которое давало бессмертие. Так вот Христос для нас – древо жизни, Он Тот, Кто даёт нам бессмертие. И в Откровении сказано, что спасенные будут вкушать от древа жизни ( Откр. 22:2 ). Древо жизни – это единственный объект из первоначального рая, который описывается также в грядущем Небесном Царстве. Притч. 3:20 «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» ( Притч. 3:20 ). Святые отцы под премудростью здесь тоже понимали Господа Иисуса Христа. Например, святитель Афанасий Великий говорит, что: «А эта Премудрость есть Слово, и, как говорит Иоанн, все чрез Него начало быть ( Ин. 1:3 ), и это Слово есть Христос». Святитель Афанасий использовал данный стих против ариан, которые проповедовали, что будто бы Христос – это не Бог воплотившийся, не Второе лицо Троицы как единосущный Отцу, а просто первое творение Божие. Святой Афанасий говорил: как же Он может быть творением, если через Него было осуществлено творение? Так же и святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Павел подтверждает, что это сказано о Сыне… здесь сказано, что ни Отец не создал небес Сам, без Сына, ни Сын без Отца». Притч. 3:21–22

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Слово называетеч ее началом путей, потому что таковая Премудрость делается некоторым началом и, как бы, начатками Бого–ведения. Усматривая эту тварную Премудрость в мир и в себе, человек постигает истинную Премудрость, а от неё восходит к Отцу (Ин. 14, 9; 1 Ин. 2, 23)»  . Слова: «Когда Он готовил небо, то Я с Ним была» (Притч 8, 27) Афанасий парафразирует так: «Все получило бытие Мною и чрез Меня; а так как потребно внедрить Премудрость в делах — γκτζεθαι σοφαν τος ργοις…, то, хотя по сущности пребывала Я со Отцем, однако же, по снисхождению к тварям, отпечатлевала свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был, как бы единое тело, не в разлад, но в согласии с самим собою. — Посему, — продолжает св. Отец, — все те, которые, по данной им Премудрости, правым умом взирают на тварей, — в состоянии и сами сказать: «По определениям Твоим все стоит» (Пс. 118, 91). А которые вознерадели о сем, те услышат: (далее приводится Рим 1, 19–25 о познании Бога чрез проникновенное созерцание твари)…. — И они постыдятся, слыша: «ибо когда мир своею Мудростью не познавал Бога в Премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21)»  . Тварная София, Божественное отпечатление твари есть «образ и сень Премудрости — δι " εκνος κα σκις της Σοφας, τς εν τοις κτισμασιν ουσης …»  . Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествуешь миру, являясь пре–мирным ипостасным собранием Божественных перво–образов сущего. Св. Афанасий ссылается при этом утверждении на слова ап. Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1, 3–4). «Итак, — говорит св. Афанасий, — как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, предызображены в Нем — πως ουν ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μη, ς αυτς ερηκεν, ν ατω μεν προατετυπωμνοι; — ?»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Так он поступил со Скифопольским епископом Северианом, не пожелавшим принять его еретического учения. Низложивши Севериана с престола, Феодосий предал его смерти. Вследствие сего вся Палестина находилась в страшном смущении, а святой город Иерусалим был как бы захвачен и опустошаем варварами. Тогда святые отцы палестинские, скорбя о таком гонении и разорении Церкви, — к тому же и боясь рук мучителя, — скрылись в отдаленнейшие пустыни, слезно молясь Богу об искоренении ереси и скорейшем наступлении мира церковного. В причте иерусалимской церкви находился тогда некий искуснейший в слове и ревнитель благочестия диакон по имени Афанасий. Видя, что в Церкви на патриаршем месте стоит как мерзость запустения на святом месте (Мф.24:15) еретик лжепатриарх Феодосий, Афанасий придя к нему громогласно воззвал, говоря: — Перестань, Феодосий, переполнять столькими убийствами святой город! Перестань поднимать брань на Христа и разбойнически изгонять из божественной ограды стадо Его! Лишь только Афанасий сказал эти слова, он немедленно был схвачен Феодосиевыми оруженосцами, вытащен из церкви и после разнообразных мучений и бесчисленных побоев, окончил жизнь свою будучи умерщвлен секирою. Тело же его было влачимо по всему городу на веревке, привязанной к ногам и, наконец, брошено на растерзание псам. Между тем воевода Дорофей, поставленный императором для управления Палестиной, в это время не был в Иерусалиме, так как находился в войне против моавитян Узнавши же обо всём, что происходило во святом городе, Дорофей поспешно вернулся с войском в Иерусалим. Но оруженосцы лжепатриарха Феодосия и императрицы Евдокии по повелению последних заперли пред воеводою городские ворота, не дозволяя ему войти внутрь города; они пустили его не раньше, прежде чем он дал им обещание быть с ними единомышленником в вере. Таким образом сей лжепатриарх Феодосий, возмущая церковь, пробыл на престоле иерусалимского патриаршества двадцать месяцев, до тех пор, пока не пришло от императора к военачальнику приказание схватить его и как мятежника и убийцу отправить на суд в Константинополь. Но заранее узнав о сем приказании императора, Феодосий тайно убежал на Синайскую гору где скрывался в неизвестности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Тварная София, Божественное отпечатление твари есть «образ и сень Премудрости — δι " εκνος κα σκις της Σοφας, τς εν τοις κτισμασιν ουσης …»  . Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествуешь миру, являясь пре– мирным ипостасным собранием Божественных перво–образов сущего. Св. Афанасий ссылается при этом утверждении на слова ап. Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира , чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1, 3–4). «Итак, — говорит св. Афанасий, — как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, предызображены в Нем — πως ουν ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μη, ς αυτς ερηκεν, ν ατω μεν προατετυπωμνοι ; — ?»  . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира , чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1, 3–4). «Итак, — говорит св. Афанасий, — как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, предызображены в Нем — πως ουν ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μη, ς αυτς ερηκεν, ν ατω μεν προατετυπωμνοι ; — ?»  . А далее св. Отец выясняет, что именно на этом пред–ызображении нас в Господе, на этом вечном корне нашем и основывается возможность «жизни вечной» для нас  . Таково воззрение на Божественную сторону твари у Афанасия, — далее нежели кто бы то ни было отстоявшего от панфеистического смешения твари с Творцом. Всю жизнь свою положил он на окончательное изобличение еретиков, пытавшихся стереть грань между Творцом и тварью. Вот почему свидетельство Афанасия имеет для нас несравнимую значимость. Догмат едино–сущия Троицы, идея обожения плоти, требования аскетизма, чаяние Духа Утешителя и признание за тварью, пре–мирного нетленного значения — таковы лейт–мотивы догматической системы Афанасия, столь тесно вросшие друг в друга, что нельзя услышать один, чтобы в нем не открыть всех прочих. На этих же основных мотивах построена и вся настоящая книга, так что воистину можно сказать, что она исходит из идей св. Афанасия Великого  .

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

Что в означенной неканонической книге содержится учение об Иисусе Христе, как Ипостасной Премудрости Божией, об этом свидетельствует и тот факт, что св. Афанасий Великий в своем втором слове против ариан даже ссылается на книгу Премудрости Соломоновой наряду с кн. Притчей и другими каноническими книгами Ветхого и Нового Завета для доказательства истины, что Премудростию Божиею сотворен был мир и в частности сам человек 251 . Что здесь – в кн. «Премудрости Соломоновой» – под Премудростию св. Афанасий разумеет именно Вторую Божественную Ипостась, об этом свидетельствует его учение. Из него явствует, что когда Великий Афанасий говорит о творческой Премудрости Божией, то имеет в виду не какую-либо иную 252 , а но только одну Ипостасную Премудрость Божию 253 . Мысль о Премудрости Божией, как о Самом Боге, ярко выражается в 15–21 стихах 10-й главы той же книги «Премудрости Соломоновой» и в толковании этого библейского места «Толковою Библиею». Здесь говорится об освобождении Божественною Премудростию израильского народа от египетского рабства, когда Она «вошла в душу служителя Господня (Моисея) и противостала страшным царям чудесами и знамениями... Вела их (израильтян) путем дивным; и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны» 254 . «Толковая Библия » в своем толковании указанного библейского текста выражает общецерковное учение о спасении народа израильского от египтян исключительно Богом. Конечно, в книге «Премудрости Соломоновой», как и в книге «Прем. сына Сирахова», говорится не об одной только Божественной ипостасной Премудрости – Сыне Божием. При объяснении 1-го ст. 24-й гл. второй из указанных неканонических книг «Толковою Библиею», говорится: «В пределах книг Ветхого Завета наиболее пространное учение о премудрости божественной мы встречаем в книгах: Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса сына Сирахова. В объем понятия премудрости божественной священные писатели включают или понятие о Премудрости Ипостасной; или понятие о Премудрости, как свойстве ума божественного, проявляемого в мировом творении; или понятие о мудрости человеческой, созданной во образ Премудрости божественной» 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

10 . Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси, т.е. «укоряемый, молчал я, в точности зная, что Ты в наказание или вразумление мне определил, чтобы укоряли меня» (Св. Афан.). «По Твоему попущению ругался надо мною Семей и уподобился бичу, а Ты им меня наказывал» (Бл. Феод.). В Римском издании LXX, в древних Латинских Псалтирях прибавлено к слову сотворил: меня. Т.е. потому, что Ты меня сотворил, я Твое, Господи, создание. Такому чтению следуют Амвросий, Августин (у Калм.). С Евр.: «Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это». 11 . Отстави от Мене раны Твоя – удали от меня Твои раны, избавь меня от поражений, болезней, бедствий. «Прекрати наказание» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет поражения, претерпенные Давидом от демонов. От крепости бо руки Твоея аз исчезох 259 . «Карающая сила именуется, – говорит св. Афан., – рукою Божиею». Т.е. от сильных наказаний Твоих, Господи, я исчезох – изнемог, лишился своей крепости; «истощен от множества ран» (бл. Феод.), или поражений. С Евр.: «Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей». 12 . Во обличениих о беззаконии наказал 260 еси человека, т.е. Своими обличениями беззаконий или наказаниями Ты, Господи, вразумил человека (Св. Афан.). Истаял 261 еси яко паучину 262 душу его, т.е. Своими наказаниями Ты, Господи, сделал его слабым, как паутину, обессилил, изнурил. С Евр.: «Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его», т.е. крепость, здоровье. Обаче всуе всяк человек. В Римском и других изданиях LXX прибавлено слово: мятется 263 . Так читают: св. Афанасий, бл. Феодорит, Августии; так и в Вульгате. Т.е. «напрасно мятется всяк человек, живущий в беззаконии, так что имеет нужду в подобном вразумлении» (Св. Афан.). С Евр.: «Так, суетен всякий человек»! 13 . Моление мое внуши, «т.е. услышь (мольбу мою) и прости грех прежде кончины; ибо это означает сказанное: преселник аз есмь» (Св. Афан.). Не премолчи – не оставь без ответа, помоги; потому что я, как странник, как пришлец неведомый, остаюсь без помощи и средств. С Евр.: «Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим. Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11 . И поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему – «некоторые добровольно в настоящей жизни, а все но воскресении, – замечает бл. Феодорит. – Нет народа, который бы не слышал евангельской проповеди; напротив того, в каждом народе есть приявшие луч Боговедения». Очевидно, что к Соломону нельзя относить слов сего стиха, а потому Отцы единогласно относят к Царю – Христу. 12 . Яко избави нища от сильна. «От крайних и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны» (Св. Афан.). «Сильным пророк наименовал диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника». 13 . С Евр.: «Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет». 14 . От лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя Его пред ними. С Евр.: «От коварства и насилия избавит души их и драгоценна будет кровь их пред очами Его». «Лихвою назвал любостяжательность, – говорит бл. Феодорит, – т.е. избавит от неправды и любостяжательности». Честно имя Его пред ними – т.е. «у всех будет чествуем и славим» (Св. Афан.). 15 . И жив будет. По св. Афанасию, младенец Иисус при избиении младенцев Иродом «не будет захвачен с ними, останется жив; и дастся Ему от злата Аравийска – ясно означаются дары, принесенные волхвами; и помолятся о Нем выну, – Его именуя в молитвах и прося, чтобы чрез Него Отец сподобил даяния благ» (Св. Афан.). По бл. Феодориту – словами: и дастся Ему от злата – означаются дары, какие принесут Спасителю все и цари и варвары; о Нем – ради Него помолятся все Отцу; но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага». С Евр.: «И будет жить, и будут давать Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нем непрестанно, всякий день благословлять Его». 16 . Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града яко трава земная. С Евр.: «Будет обилие хлеба на земле, на верху гор; плоды Его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле». По св. Афанасию, «будет утверждение на земли, т.е. Церкви и вселенной; на версех гор – Апостолов и пророков. Превознесется паче Ливана плод Его. Ливан есть Иерусалим, а плод Его – евангельское слово. Посему говорит, что евангельская проповедь будет выше служения подзаконного. И процветут от града Его яко трава земная. И сим опять означает Церковь . Пс. 86:3 ». По бл. Феодориту, будет утверждение и проч., т.е. «Господь Иисус Христос утвердит и подкрепит уверовавших в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор; учение Его и истолкователи и проповедники оного будут выше и славнее Ливана. Как уверовавшие в Него принесут таковой плод, так неуверовавшие Иудеи уподобятся траве, которая ныне растет, и вскоре погибнет» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

13 . Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Вместо слова: море в Еврейском и у Феодотиона: юг. «Сим означает, – говорит св. Афан., – четыре страны вселенной; севером – страну полунощную, морем – западную, (потому что Писание морем именует запад); горою Ермон – страну полуденную, и горою Фавор – восток». «Не просто же пророк упомянул, – говорит бл. Феод., – о двух странах – севере и юге, но поскольку к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им (Евреям) свободу: то не трудно Тебе, говорит пророк, сокрушить и Ассириян, как сокрушил Египтян. Словами же: Фавор и Ермон – означил пророк всю землю обетования, потому что это горы земли обетованной. Вместо: возрадуетася – Акила перевел; «восхвалят», а Симмах: «благословят»; разумел же пророк, что соделывают это не горы, но люди обитающие на горах или при оных» (Бл. Феод.). 14 . С Евр.: «Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя»! 15 . Правда и судьба 509 уготования престола Твоего. С Евр.: «Правосудие и правота основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим». «Умоляя, Бога рассудить их и Вавилонян, просят (т.е. пленники Вавилонские) произнесть правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с которого судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов» (Бл. Феод.). 16 . Блажени людие ведущии воскликновение. С Евр.: «Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи». «Воскликновение, – говорит бл. Феод., – есть кличь одержавших победу. Пророческое слово предвозвещает, что народ по всей земле и на море будет возносить Богу таинственное воскликновение и воспевать победную песнь». Св. Афанасий разумеет победную песнь по причине победы Спасителя над сопротивными силами. Господи, во свете лица Твоего пойдут, ст. 17: и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Св. Афанасий разумеет св. Апостолов, которые действовали во свете Христа Спасителя. Можно разуметь и о всех верующих, идущих в горнее отечество во свете Божием, радующихся о имени Иисусове и превознесенных Его правдою или оправданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Боже, во святем путь Твой. С Евр.: «Боже! свят путь Твой». Т.е. все пути или дела Твои святы. «Под словом: святый, – говорит св. Афанасий, – разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершил необычайные Бож. знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине свят как Бог». 15 . С Евр.: «Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов». 16 . Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя – т.е. «освободил от рабства Египетского народ Твой» (Бл. Феод.). Св. Афан. – избавил Христом. 17 . Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася, т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло». 18 . Глас даша облацы: ибо стрелы Твоя преходят. Глас – гром, стрелы – молнии. См. Пс. 17:15, 143:6 ; Авв. 3:11 . По св. Афан. – под облаками разумеются св. Апостолы, под стрелами – действия св. Духа. С Евр.: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали». 19 . Глас грома Твоего в колеси. С Евр.: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских ( Исх. 14:24–25 ), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям ( Нав. 2:9–10 ). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь. 20 . И следы Твоя не познаются. Т.е. на Чермном море. «Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия» (Бл. Феод.). По св. Афан. – морем здесь называется мир, многими водами – различные в нем поколения людей. Поскольку же Господь невидимо шествовал с св. Апостолами, то следы или пути Божии были невидимы, не познались неверующими. С Евр.: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». 21 . С Евр.: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Положил еси нас поношение соседом нашым. «Соседями, живущими окрест, пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых они служили предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Подражнение – насмешка, презрение. «Воздается им все то, что делали они Христу», замечает св. Афанасий. С Евр.: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». 15 . Положил еси нас в притчу во языцех – соделал нас притчею во языцех, т.е. предметом толков и осмеяний у язычников. Св. Златоуст разумеет соседних Аравитян. Подоб. Иер. 24:9 . Покиванию главы в людех. Кивание главы есть выражение недоумения, изумления, осмеяния, т.е. смотря на нас, народы с недоумением кивают главами своими, и издеваются над нами; одни дивятся чрезмерности наших бедствий, а другим это приятно (Бл. Феод.). 16 . Весь день срам мой предо мною есть, – т.е. «стыд наш соделался продолжительным и даже непрестанным» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое». 17 . С Евр.: «От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя». 18 . И не неправдовахом в завете Твоем. Симмах: «не изменили закону Твоему» (у Злат.); «не забыли Твоих повелений, не осмелились нарушать закона Твоего» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего». 19 . И не отступи вспять сердце наше, т.е. сердце наше не уклонилось, не отступило от закона Твоего среди несчастий, по-прежнему продолжало любить Твои заповеди. И уклонил 285 еси стези нашя от пути Твоего. «Чтобы объяснить мысль, заключающуюся в сих словах, по переводу LXX, – говорит бл. Феодорит, – примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего». Яснее св. Златоуст: «Ты удалил нас от храма Твоего и попустил быть в стране чужой, что препятствовало совершению Богослужения». Св. Афанасий относит ко временам христианским. «Уклонил еси стези нашя и пр. Говорят это (Евреи); потому что за нечестие противу Христа воспрещено им совершать законную жертву». С Еврейского: «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010