Афон (θως). Исихастирион Саввы Сербского. Карта и ближайшие объекты " ... на этом месте сначала было две каливки. В одной, которая была над самым обрывом, жил в 30-е годы прошлого века иеромонах Софроний, написавший книгу о старце Силуане. Потом папа Стефанос, разстроив свой исихастирион, их объединил. Но в 1998 году случилась беда, и живописнейшее творение рук папы Стефана - когда-нибудь я опубликую сохранившиеся фотографии - сгорело. Мне пришлось целый год разчищать место, чтобы дойти до монолитной скалы, на которой можно было бы поставить прочный фундамент. И выработанные камни пошли на основание здания и его цокольный этаж. А на, непосредственно, здание камень возили на мулах с близлежащей осыпи, которая берет начало с самой вершины Афонской горы " . " Вокруг нашей обители ходит слухов, сплетен, злословий и небылиц не меньше, чем вокруг меня самого. Читателей Живой Книги уверяю, что " кусочка Родины в виде чемоданов с деньгами от Путина " не получал, а имена " благотворителей, как самую страшную военную тайну " не храню, а даже с удовольствием о них разсказываю. Так, например свою весомую лепту 100 000) внесла чеченская диаспора (по репарациям, конечно) " . Источник: запись в ЖЖ герондаса исихастириона Св.Саввы Сербскаго на Карульях, монаха Афанасия " ... к упоминаемой личности монаха Афанасия это не имеет никакого отношения, т.к. аскезы в его жизни практически нет. Трехэтажное здание кельи с водопроводом, электричеством, камином, холодильником, телефоном, факсом, интернетом, с кожаной мебелью, стиральной машиной-автоматом, холодильными камерами в кладовой, запасом газовых баллонов к специально отведенном на это месте, мастерской, архондариком и проживающими в архондарике наемными работниками, которых обычно от одного до двух. На Афоне это очень распространенный ход - для выполнения любых работ нанимать работников, монахи часто занимаются только богослужением, а вскопать землю, привезти на муле груз от пристани, перетаскать что-то и т.п., это удел именно этих работников. А в " отшельнической келье " Афанасия в огромной кладовке есть даже электронная современная система отопления всего этого хозяйства на солярке. Машина (джип) тоже имеется.

http://sobory.ru/article/?object=52925

Желая, чтобы он с молодых лет научился какому-нибудь полезному ремеслу, а не скитался праздным, они отдали его одному башмачнику. Но это не только не принесло Афанасию пользы, а напротив, причинило ему ужасный вред и привело к бедствию, ибо башмачник, взявший его на свое попечение для научения своему искусству, вместо благоразумных наставлений и вразумлений употреблял ежедневные, безрассудные и жестокие побои. Не перенося жестокостей своего хозяина, несовершеннолетний Афанасий желал освободиться от злого и безчеловечного этого тирана и неприметно, сверх чаяния, впал в когти мысленного человекоубийцы - диавола. В один день, именно - святой и Великой пятницы, башмачник - хозяин Афанасия, по наущению, может быть, демоном, с большим против прежнего немилосердием избил его. От частых побоев совершенно упавший духом, Афанасий вышел из дома своего хозяина, плакал, рыдал, шел сам не зная куда, а день склонялся уже к вечеру. К своему несчастью встретил он на улице двух оттоманок. Эти женщины, выражая коварное милосердие к сетующему и голодному Афанасию, ввели его в дом свой, у ворот которого они тогда находились, обласкали его и накормили, и с тем вместе предложили, отверженные, отречься истинного Хлеба, сшедшего с небесе, Господа нашего Иисуса Христа. Афанасий, от жестокостей своего хозяина уже совершенно потерявший и силу воли, и терпение, к тому же думавший, что он нашел наконец истинное избавление и покой - увы! - отрекся Иисуса Христа.    Как только турчанки услышали согласие Афанасия на отречение от христианской веры, тотчас отвели его к хазнадарю Юсуф-бею, который оставил Афанасия в своем доме и, не отлагая времени, совершил над ним обрезание с переменою христианского имени на мусульманское, и потом, усыновив его, питал к нему неограниченную любовь, которую одинаково разделяла и его жена.    Прожив девять лет в богатом доме во всяком довольстве и роскоши, он достиг восемнадцатилетнего возраста. В это время жена бея, питавшая к нему доселе материнскую любовь, переменила ее на страстную и, не умея долее скрывать своей страсти, изъявила Афанасию свое желание быть с ним, но целомудренный юноша, подобно прекрасному Иосифу, бежал от нее, не соизволяя быть с ней в греховной связи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Принципиально здесь, что поношению подвергается именно традиция исихазма, вслед за тем основы святоотеческой аскетики, искажается " цель христианской жизни " , и по сути - монашества. В качестве " старца " в интернет ресурсах позиционируется сам монах Афанасий, что для неискушенного наблюдателя не может может вызвать ничего, кроме недоумения и отвержения: так это и есть Афон?! После пасхального нападения на священника под угрозой репутация пустынножительного иночества. Cui prodest? R слову, Усенко и сам хвастается тем, что скандальная клюква свящ. Максимова годичной давности, с обвинениями Симеона Афонского в японских и т.п. параллелях, впервые появилась в его Живом Журнале. Затем скопирована неким заштатным иереем и опубликована в бумажном издании, и затем уже подхвачена Максимовым в ютьюб, что вызвало общественный резонанс. Забывая упомянуть, что автора этого вброса в ЖЖ, некую " Ксению " , никто никогда не видел и вряд ли увидит, включая самого " старца " Афанасия. Константин Комельский 2019/05/12, 09:24:45 А Афанасий не в тюрьме вовсе: сидит на келье своей и строчит в интернете. 2019/05/11, 23:08:10 (Ничего себе - Афон и такое ! А где же прозорливость ? Терпели преступника) Двери храма открыты для всех. Если где-то стоит " швейцар " который знает лучше самого Бога, кому можно , а кому нет, стоит задуматься: не обойти ли это место стороной?! Ведь даже разбойник покаялся на кресте. Но тут Вы правы, этого человека именно - терпели. Терпели несмотря на ложь, хамство, дебоши, пьянство, рукоприкладство. Где предел терпению? И человек ли это ? Александр Е. 2019/05/11, 21:38:36 Преступник должен сидеть в тюрьме. Точка. 2019/05/11, 17:08:27 Василию. И тебя вылечат... 2019/05/11, 14:51:09 Ничего себе - Афон и такое ! А где же прозорливость ? Терпели преступника. Светлана 2019/05/10, 19:44:24 Два сапога пара, создатели Исихазм ру переписывают буддийскую идеологию, урка с каруль говорит о политике, задумайся, модератор создатель, страшный суд никого не обойдет стороной, знаю не будешь выставлять этот комментарий, но лить " своих " же по духу просто некрасиво•

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

7 . свитое – платъ/платьць – илитонъ Слово свитое (илитон – четырехугольный плат, в который завертывается антиминс) является семантической калькой греческого τ ελητν, что буквально означает «свитое, сложенное» (от греч. ελω «свиваю»). Это слово встретилось в древнеславянском переводе толкования на литургию патриарха Германа I: съвито влть плащаниц . юже обито б тло хв о (ГИМ, Син. 262, л. 252). Свитое – несомненно, старославянский термин, не зафиксированный в SJS, который не получил широкого распространения в церковнославянском языке. Он известен в четырех древнерусских служебниках: ЯМЗ (л. 108), Син. 600 (л. 28), Соф. 525 (л. 14 об.) и Солов. 1016/1025 (л. 59 об.), а также один раз в одном среднеболгарском – Увар. 46, на л. 23 об. В древнерусских служебниках более частотным вариантом является грецизм литонъ. Этот же вариант читается и в древнерусском толковании на литургию «Слово о церковнем сказании»: литонъ есть плащаница еюже витъ исиф х а [Афанасьева 2011: 12–13]. В переводах литургии Второго Болгарского царства слово свитое не встречается (кроме упомянутого выше единственного случая в Увар. 46), всегда употребляется грецизм илитонъ или литонъ. Следует отметить еще один вариант для греческого τ ελητν, известный в ряде южнославянских служебников XIV в., – платъ. Словосочетание съгбеныи платьць зафиксировано в сербском литургическом свитке Vat. slav. 9, середины XIV в. В сербском списке литургии Иоанна Златоуста Q.n.I.48, на л. 20 об. находим другой вариант: платьно прострьто – мо о врныхъ прьва по прострени платьна прострьтаго. В рукописи Увар. 46, л. 23 об. содержится вариант платъ. В некоторых сербских рукописях Афонской редакции Диатаксиса также имеется термин платъ, платьць. Видимо, в южнославянском литургическом узусе было много вариантов для обозначения илитона, но в рукописях третьего типа все эти варианты были устранены и заменены единым термином илитонъ. 8 . сдарь – покровьць Слово сдарь является грецизмом (от греч. σουδριον) и известно уже в старославянских памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Собранные средства призваны были помочь решить проблему нехватки профессиональных преподавателей. «Чем дольше образование находилось в небрежении, тем труднее было возродить его; ибо становилось невозможно найти достаточно квалифицированных учителей. Даже если и находились учителя, было нелегко убедить их покинуть большие города и работать в отдалённых провинциях» 651 . С одной стороны, необходимо было привлечь квалифицированные кадры в систему школьного образования, с другой, наладить их подготовку. К середине XVIII века доходы учителей были очень невысокими. Для привлечения кадров высокого уровня требовались более значительные средства. Яркий пример – привлечение к работе в Афонской Академии Евгения Вулгариса с базовой заработной платой 1000 грошей в год (при средней годовой зарплате учителя в 40 грошей). Средства были потрачены не зря: Вулгарис подготовил квалифицированных проповедников, учителей и писателей (среди его учеников были и традиционалисты Косма Этолийский и Афанасий Паросский). Ещё одной причиной, вызвавшей подъём исихазма в Греции, стал кризис богословия. Он естественным образом отразился на жизни всей Церкви, вызвал упадок церковного искусства и постепенное угасание традиции. В истории Православия такие кризисы случались не впервые: «Периоды творческого подъёма, подобные эпохе патристики, сменялись долгими не столь плодотворными периодами, когда различные сферы христианской жизни утрачивали живое взаимное единство, а мысль становилась формально-нормативной, глухой к реальности, так что и само слово “догматический» приобрело негативное звучание» 652 . Отсутствие выдающихся богословов, сопоставимых по уровню со святителем Григорием Паламой , привело к росту влияния католического и протестантского богословия. Всё это вызывало изменение и искажение религиозного сознания простых мирян. Западное влияние привело к распространению в греческом богословии схоластики. Из-за этого, а также из-за недостаточной образованности богословов и их удалённости от традиции и исихастской молитвенной практики, стало возможным возобновление дискуссий и споров вокруг вопросов, которые уже были разрешены ещё в период Византийской империи. Здесь мы имеем в виду полемику между Григорием Паламой и Варлаамом Калаврийским, завершившуюся безоговорочной победой Паламы и его сторонников-традиционалистов. Потерявшие связи с традицией или даже просто незнакомые с ней богословы стали искать опору и ориентиры в западной теологии; всё это, безусловно, влияло и на жизнь Церкви в целом. Интересно, что в отношении образования и Просвещения взгляды Космы и коливадов чрезвычайно близки построениям русских традиционалистов (=славянофилов). Их позиция отражена в письме известного русского мыслителя И.В. Киреевского графу Е.Е. Комаровскому «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России».

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   Говоря так, святой лобызал его как своего друга и, во уверение своего забвения нанесенной ему обиды, дал ему некие дары о Господе, а впоследствии всегда любил его - не только живого, но и после смерти - и оплакивал его более всех других братий. Так-то блаженный был непамятозлобив! Между тем, этот отцеубийца, тронутый до глубины души незлобием своего отца, рыдая и сокрушаясь о своем беззаконии, никак не мог удержаться, чтоб не проповедовать о высоте отчей к себе любви и о своем великом преступлении, и умер с чувством глубокого покаяния. И другой брат, подвигнутый тоже действием исконной злобы на ненависть к преподобному, непременно хотел потребить его от земли живых, но, не зная, как успеть в этом преступнейшем своем замысле, он предался волхвованию и чарованиям, и однако ж, к удивлению, увидел, что все чары его против незлобивого отца не имеют никакого успеха. Этот жалкий инок случайно вопросил другого своего брата:    – Могут ли иметь какое-нибудь действие на человека чарования?    Брат отвечал:    – Против человека благочестивого и живущего по Боге волхвования совершенно безсильны.    Слыша это, омрачившийся злобою брат пришел в себя; зная же о незлобии своего отца к подобному себе отцеубийце, явился он к нему и, припав к ногам его, с великим рыданием исповедал ему грех свой и просил у него прощения - что и получил от того, который подражал Возлюбившему грешный мир даже до крестной смерти. Таков был Афанасий к согрешающим против него!    Светом великих своих подвигов Афанасий светил всему почти миру и, таким образом, своими добродетелями прославлял Отца Небесного, за что и Бог возвеличил его еще в земной его жизни. Святой был общий отец и наставник, предстатель о всех пред престолом Всевышнего, ангел-утешитель, посланный свыше. Слава добродетелей его пронеслась звучным эхом не только по всей Святой Горе, но и далеко вне ее пределов. Поэтому не одни афонские отшельники оставляли свое безмолвие и приходили к нему, чтобы подчиниться его руководству, считая это полезнее своего безмолвия, - к нему являлись странники из Греции и из других различных стран, как-то: из древнего Рима, Италии, Калабрии, Амальфии, Грузии и Армении, - являлись иноки и люди мирские, простые и благородные, бедные и богатые, и искали его водительства на пути к небу; являлись даже игумены киновий и епископы, оставляя свои престолы и начальственные жезлы; и подчинялись мудрому его управлению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Афанасий Зоитакис Заключение На развитие взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца оказала влияние, прежде всего, кризисная ситуация в образовательной, политической и духовной сфере. Именно в периоде формирования их мировоззрения следует искать истоки многих особенностей их педагогических концепций, а также причины тех или иных действий, предпринятых в ходе последующей работы по просвещению соотечественников. На наш взгляд, именно проблема нехватки литературы вынудила святого Никодима выбрать писательство как основной путь реализации своей просветительской программы. В то же время нехватка школ на родине святого Космы подвигла его к реализации программы по открытию ряда новых учебных заведений разного уровня. Знание обстановки в греческих землях не только предопределило их решение посвятить себя делу просвещения соотечественников, но и способствовало выработке комплексной просветительской программы, предлагавшей конкретные шаги по выходу из кризиса. Удалось установить, что на их концепции повлияло воспитание в православной семье и в среде, приверженной традиционным ценностям, а также полученное ими фундаментальное образование. Рассмотрение начального этапа деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца , в том числе и сквозь призму православной традиции, с учётом практики духовного наставничества, позволило полнее охарактеризовать формирование их мировоззрения и объяснить многие до сих пор непонятные мотивы их действий. Дело в том, что Косма и Никодим исходили из представления о возможности сочетания активного выхода в мир и исихастского подвижничества в современных им условиях. Свою просветительскую деятельность они рассматривали как исполнение своей прямой обязанности – монашеского служения. Выбор форм его реализации осуществлялся в соответствии со способностями и духовным уровнем того или иного монаха с благословения авторитетных духовных наставников. Светское образование они рассматривали не только как подготовку к просвещению соотечественников, но и как важный этап в своём духовном совершенствовании. При этом они полагали обретение исключительно мирских знаний недостаточным для выхода в мир условием и сознательно прошли школу афонского монашества, чтобы изучить традицию изнутри и получить необходимые духовные знания и опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

При том племянник вышепомянутого Серафима Евфимий, известный Сидонскому паше, упросил этого начальника, чтобы он приказал рукоположить его в епископа города Птолемаиды, да будет и он архиереем, где начальствует паша сей. Это совершилось, но показалось незаконным иерусалимскому патриарху Хрисанфу, в области которого находится Птолемаида; и потому он уведомил антиохийского Кирилла о низложении Евфимия. Между тем Сидонский паша перемещен был в Дамаск. Тогда Кирилл, вспомнив, что родственник Серафима Евфимий не читал определения о низложении его, а по возвращении Серафима из Рима увидев, что подарок папы ничтожен, тогда как ожидаем был дар большой, прочел оное определение. После сего Евфимий прибегнул к покровителю своему Дамасскому паше и сказал ему: «Кирилл отлучил меня, как франка. Но я не франк. Это доказывает одежда моя». За то паша разгневался на Кирилла, однако потушил гнев свой, когда патриарх задарил его своими червонцами. Потом умер Кирилл, а Афанасий остался один на патриаршем престоле Антиохии, святительствуя православно и добродетельно, и будучи хвалим за благоразумие. СИЛЬВЕСТР. 1728 г. – Умирает антиохийский Афанасий после отречения от престола своего и после предоставления его своему архидиакону Сильвестру, который тогда находился на св. горе Афонской для богомолья в тамошних монастырях. Этот Сильвестр вызван был в Константинополь и там рукоположен в патриарха Антиохии Константинопольским архиепископом Паисием, а оттуда отправился в свою епархию. Когда же он остановился на постоялом дворе, называемом Хандумени, отстоящем от Алеппа на час езды, почетные Алеппинцы вышли туда, чтобы встретить его, приготовили самую роскошную трапезу, и по данному им от антиохийского Афанасия дозволению, поставили на столе и рыбу, хотя была середа. Сильвестр, увидев эту рыбу, опрокинул стол ногами своими, и начал отлучать их, как рыбоядцов, а когда остановился в митрополии, то не только не сподобил их прощения, которого они домогались у него, но еще в церкви в следующее воскресенье отлучил всякого, кто впредь дерзнул бы есть рыбу в середу и пятницу. Да и в следующие дни он холодно принимал граждан почетных, приходивших видеть его, а незнатных и низших чтил и угощал к унижению первых. Случилось же после третьего обычного свидания патриарха с Алепским пашей: некоторые из почетных Алеппинцев заключены были в тюрьму, как ревнители папизма, и потом за большие деньги получили свободу. Сие то несчастие они признали делом патриарха, и денежными подарками склонили пашу втюрмить самого Сильвестра. Но он узнал это от английского консула вечером, когда находился в одном саду, и с своими оседлав четырех посланных этим консулом лошадей, убежал в Лаодикию без денег и одежды, а оттуда морем уехал в Константинополь в следующее лето. Алеппинцы же с этой поры со всею радостью предались папизму, дозволяющему им не только рыбоядение, но и мясоядение, когда бы ни захотели, и с православным духовенством стали обращаться недружелюбно и презрительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сейчас, например, Усенко выпустил возмутившее многих обращение к Кадырову. Реакция на это у всех одинаковая: что это за бред, больной человек говорит глупости - что с него взять?       Нельзя не согласиться с мнением опытных священников, верно поставивших диагноз, но не знакомых с уголовным миром. Но на самом деле жулик Усенко далеко не дурак. Здесь он применяет другой прием, заимствованный им на зоне, - вылизывание рук. За этим обращением стоит «голый расчет и ничего личного» готовящаяся поездка к Кадырову, где царь Кавказа умилится от глупостей афонского клоуна, который за 20 лет поднаторел в ресторанных представлениях. И Афанасий уедет на Афон с новой пачкой купюр. В данном случае не было шантажа, а просто «продажа русских монахов на Афоне», продажа имени - цинично и прагматично.   И таких примеров можно привести сколько угодно. Вряд ли кто-то еще столь сильно дискредитировал русских на Афоне за последние 15 лет, сколь сделал это гражданин Российской Федерации (по данным консульства) Евгений Усенко экстремистскими обращениями или воззваниями от лица «афонских монахов», а перед греками - постоянными драками и скандалами.   Запачкавшийся в противоестественных грехах и нелегально перешедший границу уголовник, имеющий на себя компромат и полностью контролируемый Евгений стал лакомым кусочком для спецслужб. Поэтому когда вышли книги, поливающие Россию грязью и разжигающие в многонациональной стране рознь, мало кто поверил, что их автором является подписанный автор - косноязычный урка.    Книги, подписанные именем монаха Афанасия, действительно являются экстремистскими и запрещены (см. например: ). Впрочем, книги написаны не им, но эту тему мы не будем затрагивать. Личные высказывания необразованного урки очень легко отличить по безграмотности, матерщине, злобным ругательствам и патологической направленности на тему гомосексуализма.  Итак в 2000-е годы торгуя именем Афона мелкий жулик Усенко попал в струю! Оказалось, можно просто продавать имя «Афон», причем за огромные деньги. Наконец, трудно было в Росиии найти такого православного благотворителя или «верущего» члена Администрации Президента, которые бы лично не встречались с жуликом и не передавали бы ему пожертвования. Богачи так и представляют себе монахов, как чудаков, у которых жизнь не сложилась, и Усенко попал в струю, разыгрывая из себя шута в ресторанах. В эти годы он фактически жил в России развлекаясь пьянками и драками.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

547), которая сводится, главным образом, к тому, какие стороны жизни святогорских обитателей «понравились» (стр. 556) нашему исто­рику. Читатели «Истории Афона» не найдут здесь удовлетворительного разрешения весьма важных и интересных вопросов относительно того, как сложились на Афоне все три ныне существующие формы жизни его насельников: киновия, идиоритм и келлиотство; какие отличительные особенности каждой из этих форм, какие фазы и видоизменения пере­живали они в течение своей длинной истории, что в них действительно хорошего и благодетельного для насельников-соседей св. Горы и по­сетителей ее, какие анормальныя явления замечались в каждой из них и т. д. и т. д. Многочисленные документы, относящиеся сюда, начиная с завещания св. Афанасия Афонского , грамоты и уставы патриархов и императоров, распоряжения внутренние, исходившие от протов св. Горы и от карейского протата, заметки в дневниках и рукописях- все это могло бы дать драгоценный и в высшей степени любопытный ма­териал для настоящего отдела разбираемой книги, но на самом деле преосв. Порфирий не исчерпал здесь даже и того материала, какой дает завещание св. Афанасия. Этот драгоценный, во многих отношениях, документ, остававшийся в науке неизданным до последнего времени, удостоился внимания нашего историка по частному лишь обстоятельству или Факту, имевшему место в святогорской жизни, а именно, когда ему пришлось трактовать о светских эпитропах и покровителях афон­ских обителей. Помещая в Оправданиях под 96 отрывок из него „ περ τν πτρπων“, преосв. Порфирий не оказал к нему подобаю­щего внимания и издал его с большими пропусками. Вот образчики чтения документа у преосв. Порфирия и как нам на самом деле сле­дует его читать: Стран. Строка Напечатано: Следует читать: 2 сверху τν δ εσεβστατον κριν μου Νικηφρου τν δ εσεβστατον κριν μου κα τ ντι φιλχριστον κα φιλομναχον Νικηφρου τν κριον ωννην τν βηρα τν κριν ωννην, τν πνευματικν μν δελφν κα πατρα, τν βηρα γειτνιζοντες, σπουδσωσι γειτνιζοντες, μ λλον δ συνοικοντες τος κατ’ μ πατρσι κα δελφος, σπουδσωσι τν παροσαν τν προσο σαν Заключительным отделом «Истории Афона» служит хронологиче­ский перечень «крупных событий с 1456 года до наших дней» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010