Череповецкий монастырь Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и святых чудотворцев Сергия и Никона Радонежских состоял в ведении митрополитов Московских, а с учреждением в 1589 г. на Руси Патриаршества входил в Патриаршую область. Имена его основателей – «начальников святыя обители сея преподобных отцов наших Феодосия и Афанасия» – донесла лишь надпись на чудом пережившей века вкладной книге 1567 г. Сам монастырь около 1610 г. разграбили и сожгли поляки: братия с настоятелем архимандритом Моисеем претерпели мученическую смерть. О прошлом монастыря до XVII века известно совсем немного. Наиболее подробный очерк монастырской истории опубликован на страницах «Истории Российской иерархии». Собиратель этого 6-ти томного труда, архимандрит (впоследствии – епископ) Амвросий, в миру Андрей Антипович Орнатский (1778 –1827), был уроженцем Череповского уезда, чем и объясняется его интерес к старейшей обители родного края. По убеждению автора очерка, «почти за достоверное полагать можно», что основатели монастыря «на Череповси» пришли на берега Шексны из Троице-Сергиевской обители. Древнейшее упоминание Воскресенского монастыря донесла до нас грамота 1449 г. Хотя о жизни преподобных Феодосия и Афанасия ничего неизвестно, череповецкие краеведы единодушно относят их к числу учеников святого Сергия, игумена Радонежского († 1392). Память их местно чтится 25 сентября старого стиля, в день преставления святого Сергия. Имя преподобного Феодосия Череповецкого получило ближайшее к монастырю село Феодосьевское, или Федосьево. После разорения Смутного времени в обители осталась одна Троицкая церковь с Сергиевским приделом – Воскресенский храм погиб в огне. К середине XVII века монастырский ансамбль включал уже три деревянных церкви – шатровую соборную Воскресенскую, Троицкую с трапезной и надвратную Покровскую; на колокольне имелись боевые часы. Большие строительные работы велись в монастыре в XVIII столетии. В 1713 г. его постройки сгорели «без остатка» от молнии. Несмотря на военное время, был дан указ о строении монастыря, в котором к 1725 г. подвизались настоятель в сане игумена и 25 монашествующих. А в 1732 г. братия даже выхлопотала разрешение строить церковь в камне, но поставлена была лишь одноглавая деревянная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андрея игумена, Новгородскаго (XII) Авраамия Мирожскаго (†1158) Герасима Вологодскаго (†1178) Никиты столпника, Переяславскаго (†ок. 1186) Варлаама Хутынскаго (†1192) Кирилла игумена, Новгородскаго (†после 1196) Авраамия игумена, Ярославскаго (†после 1219) Авраамия (†до 1224) и Ефрема (XIII) Смоленских Антония Дымскаго (†1224) Константина и Космы Косинских (†ок. 1240) Елиссея Лавришевскаго (†ок. 1250) Феодора Каменскаго (†ок. 1260) Ксенофонта Робейскаго (†1262) Киприана Устюжскаго (†1276) Петра, царевича Ордынскаго (†1290) Михаила, верижника Вязниковскаго (†1333) Макария пустынника, Новгородскаго (XIII †XIV) Вассиана Крестомировскаго (нач. XIV) Сергия и Германа Валаамских (†ок. 1353†) Авраамия Галичскаго (†1375) Варлаама (†1377) и Гедеона (XIV) Серпуховских Кирилла Челмогорскаго (†1378) Сильвестра Обнорскаго (†1379) Леонтия Стромынскаго (†ок. 1380) Пахомия Нерехтскаго (†1384) Афанасия и Феодосия Череповецких (†ок. 1388) Лазаря (†1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких Елеазара, Назария и Евмения Мурманских, Олонецких (XV) Димитрия Прилуцкаго (†1392) Сергия (†1392) и Никона (†1426), игуменов Радонежских и всея России чудотворцев Кирилла и Марии схимонахов, Радонежских (†до 1337) Стефана Московскаго (XIV †XV) Митрофана игумена-старца, Радонежскаго (†до 1392) Василия Сухаго, Радонежскаго (†до 1392) Иакова посольника, Радонежскаго (XIV) Онисима вратаря и сына его Елиссея диакона, Радонежских (XIV) Симона, архимандрита Смоленскаго, Радонежскаго († до 1392) Исаакия молчальника, Радонежскаго (†1388) Макария Радонежскаго (†после 1392) Илии келаря, Радонежскаго (†1384) Симона екклисиарха, Радонежскаго (†после 1392) Михея Радонежскаго (†1385) Нектария вестника, Радонежскаго (XIV) Александра-Пересвета (†1380) и Андрея-Осляби (XIV), схимонахов-воинов Радонежских Варфоломея и Наума, Радонежских (XIV) Иоанникия Радонежскаго (XIV) Игнатия Радонежскаго (†после 1392) Епифания Премудраго, Радонежскаго (†ок. 1418 † 1422) Мефодия Пешношскаго (†1392) Саввы (†1392) и Иакова (XIV) Стромынских

http://pravoslavie.ru/2368.html

25.Отдание праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Священномучеников Климента, папы Римскаго (101), и Петра, архиепископа Александрийскаго (311). Святителя Климента, архиепископа Охридскаго. Преподобнаго Петра молчальника (ок. 429). 26. Преподобнаго Алипия столпника (VII). Освящение храма великомученика Георгия в Киеве (1051–1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (1731). Преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (ок. 1388). Преподобнаго Иакова отшельника (457). 27. Празднование иконе Божия Матери, именуемыя «Знамение». Знамение Пресвятыя Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобнаго Палладия (VI – VII). Святителя Иакова, епископа Ростовскаго (1392). Благовернаго князя Новгородскаго Всеволода, во святем крещении Гавриила, Псковскаго чудотворца (обретение мощей, 1192). Преподобнаго Феодосия Терновскаго (1363). Преподобномучеников монахов 17-ти в Индии (IV). Преподобнаго Романа (V). Икон Божия Матери «Знамение», Курския (1295), Абалацкия (1637), Царскосельския и Серафимо-Понетаевския (1879). 28. Святаго преподобномученика и исповедника Стефана Новаго (767). Мученика Иринарха и с ним 7 жен (303). Святителя Феодора, архиепископа Ростовскаго (1394). Мучеников Стефана, Василия, Григория, другаго Григория, Иоанна и иных многих (VIII). 29. Святаго мученика Парамона и с ним 370 мучеников (250). Мученика Филумена (ок. 274). Преподобнаго Акакия Синайскаго (VI). Преподобнаго Нектария Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Авива, епископа Некресскаго (VI) (груз.). 30. Святаго апостола Андрея Первозваннаго (62). Святителя Фрументия, архиепископа Индийскаго (Ефиопскаго) (ок. 380). Месяц Декабрь 1. Святаго пророка Наума (VII в. до Р. X.) Праведнаго Филарета Милостиваго (792). Мученика Анании Персянина. 2. Святаго пророка Аввакума (VI в. до Р. X.). Преподобнаго Афанасия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок.117б), и другаго Афанасия, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Мученицы Миропии (ок. 251). Преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Преподобнаго Исе (Иессея), епископа Цилканскаго (VI) (груз.). Святаго Стефана Уроша, царя Сербскаго (1367).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В XVIII веке первый череповецкий городничий, помещик из местного села Шухтово Фёдор Иванович Чекмарёв записал народное предание, повествующее об основании Воскресенского монастыря. Некий купец вёз по реке Шексне в Белоозеро московские товары, внезапно над ним сгустилась кромешная тьма, так что он даже посадил на мель свою лодку. Сотворив молитву, купец увидел, что гора, высившаяся неподалёку, вся озарена небесным сиянием, словно указывающим направление пути. Продолжив плавание, озадаченный купец достиг подножия горы и увидел живописную местность у слияния двух рек, Ягорбы и Шексны. Запомнив дорогу, купец возвратился сюда год спустя и поставил часовню, украсив её дорогим для своего сердца святым образом Воскресения Христова. Примечательно, что исследователь Леонид Васильевич Афетов в своей рукописной книге конца XIX века " Исторический очерк бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря и его земельных владений " напрямую связывал этого мифического купца со вполне реальной личностью - основателем Воскресенского монастыря Феодосием. Так или иначе, именно преподобный Феодосий известен как первый из настоятелей монастыря в Череповце, а сменил его на этом посту преподобный Афанасий по прозвищу Железный Посох. Прозвище он получил из-за тяжёлой палицы, которой преподобный изнурял свою греховую плоть. Известно, что отец Афанасий скончался в одно время со своим учителем Сергием Радонежским - в 1392 году. Место это прежде считалось выморочным: в конце 1350-х годов в Белозёрском крае жестоко свирепствовала чума. Однако люди всегда селились под защитой монастырских стен, и здесь в скором времени разрослись село Федосьево и Ягорбская подмонастырская слобода. Именно они заложили основу для будущего уездного города Череповца (1777), небесными покровителями которого считаются основатели святой обители, преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Храм Воскресения Христова ныне стоит на месте бывшего кладбища монастыря, территория которого простиралась до Соборной горки, где находится бывший дом городского головы Череповца Ивана Андреевича Милютина. Подъём на горку в своё время соорудили местные монахи, чтобы легче было добираться сюда от реки.

http://sobory.ru/article/?object=00242

Исаак молчальник, украшенный смирением, чистотою, нестяжанием, незлобием и слезным умилением, преставился прежде наставника своего, в 1388 г. 268 Симеон экклесиарх, подобно как Исаак и Макарий, был соучастником в видении тайн духовных: он видел небесный огонь на св. престоле, когда Сергий совершал литургию. 269 Затем после пр. Михея и Никона, Варфоломей и Наум известны по явлению пр. Сергия во время осады лавры. 270 Все эти ученики Сергия и еще Иоанникий, Елисей и Епифаний изображены вместе с учителем на иконе троицкого собора лавры. 271 Они же поставлены в числе святых в описании святых русской церкви. – Ученики Сергия основали множество обителей в разных местах России. Известны святые Божии – Феодор симоновский, Андроник московский, Мефодий пешношский. Савва звенигородский, Аврамий чухломский: Сергий и Павел нуромские. Афанасий ученик основал в Серпухове Высоцкий монастырь, а Никита – в Боровске Высокий монастырь. 272 Леонтий и Савва ученики были начальниками успенской пустыни на Стромыне. 273 Григорий ученик – первый настоятель Голутвина монастыря в Коломне: Ксенофонт ученик основал Тутанский монастырь в тверском уезде: Сильвестр был основателем и игуменом Воскресенского монастыря на Обноре; 274 Афанасий «железный посох» отшельнически жил на том месте, где основался Воскресенский череповецкий монастырь. 275 Какая чудная сила духа в наставнике Сергии! За шесть месяцев до кончины преподобный призвав братию, поручил ее управлению Никона, а сам вступил в совершенное безмолвие. – В сентябре м. почувствовал он болезнь, призвал снова братию и дал им последние наставления. Пред самым исходом души приобщился св. таин и предал чистую душу свою в руки Божии. Это было 1391 г. 25 сент., на 78 году жизни преподобного. 276 – В минуту разрешения души от тела небесное благоухание разлилось в келье и лице преподобного, образ чистой души, было чисто и светло. Спустя 30 лет после погребения, по особенному видению, открыто было с торжеством св. тело преподобного, 5 июля. – При открытии гроба опять разлилось благоухание необыкновенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Афонск. Патер. Месяц. Вост. А. Сергия). Преподобн. Афанасия пустынника Преподобный Афанасий пустынник, называемый иначе «железный посох», был ученик святого Сергия. Еще при жизни преподобного Сергия, многие из его учеников, подражая учителю, отправлялись в пустынные места и способствовали основанию новых монастырей, которые являлись в одно и тоже время и прибежищами для ищущих уединения и могучим средством для населения пустынных стран. Афанасий вместе с преподобным Феодосием основали Череповецкий Воскресенский монастырь, около которого с течением времени возникла слобода. В 1780 г. эта слобода была обращена в уездный город Новгородской губернии, под названием Череповца (Пр. Макарий. Ист. Р. церкви. Т. 5-й). 6-е число Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Лукии девицы и с нею Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Дюна, Дюдора, Кутония. Ароноса (Ориона), Капика и Сатура. Св. муч. Коинта. Свв. Мучч. Исавра дьякона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия и Перегрина и с ними Руфа и Руфина. Свв. мучч. Марина и Марфы и чад их: Авдифакса и Аввакума и с ними Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. Св. Иулиании девицы, княжны Ольшанской. (Св. муч. Архиппа, Филимона и Онисима. Муч. Аполлония , Муч. Александриона. Муч. Епимаха. Пострадавших еще с Лукиею Анатолия, Серина, Апама, Виктора, Неаса, Аполлония, Паппиана). Пр. Сисоя Великого С юных лет св. Сисой стал думать об иноческой жизни. Образцом своим он избрал св. Антония Великого и, удалившись в Египетскую пустыню, жил в той самой горе, в которой подвизался св. Антоний. Окрестные жители считали пр. Сисоя великим чудотворцем и, приходя к нему, искали благословения, помощи и совета. Рассказывают, что однажды пришел к нему какой-то мирянин с маленьким сыном. Дорогою мальчик разболелся и умер. Отец нес своего мертвого сына к св. подвижнику с полною уверенностью, что последний возвратит ему жизнь. Положив мертвого мальчика к ногам святого, отец пал на землю, прося благословения Пр. Сисоя. Св. Сисой, не зная, что мальчик мертв, обратился к нему с следующими словами: «встань, дитя мое», и мертвый воскрес и пошел за своим отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я пытаюсь представить себе этот кусочек Мологской земли – Кулигу, обрамленную с северо-востока рекой Мологой, а с запада – старинным Череповецким трактом, густо населённую деревнями, богатую лугами и лесами, причем во время весеннего разлива почти вся Кулига покрывалась водой, так что только Афанасьевский монастырь, стоявший на возвышенном месте, да Подмонастырская Слобода оставались свободными от весенних вод, в то время как от деревни к деревне плавали на лодках и на плотах. Весной в ожидании большой воды жители деревень дежурили по ночам, скотину заранее переводили на поветь, выбирали картошку из высокого подвала, закрепляли заборами сараи. Что интересно: иной дом затопит наполовину – один край в воде, а другой на земле, так что лазали через окошко. Вода стояла с неделю, а потом быстро сходила. Смотришь – заливной луг, на нем едут в лодке, и вдруг – аух! – лодка на мели, а вода сошла, тут же и рыба бьет хвостом. Сразу сухо, так что никаких калош ни у кого сроду не бывало. А земля-то заливная такая богатая, что «картошку не тяпками подсыпали, бывало, а руками! Вот какая земля». Мологский Афанасьевский монастырь, от которого, собственно, и начиналась Кулига, стоял, как уже было сказано, на возвышенном месте к северо-востоку от города Мологи. С восточной его стороны протекала река Молога, впадающая в Волгу версты через две, далеко за Волгою и Мологою простирались обширные луга. С западной стороны прилегали к монастырю поля и луга, за которыми шёл густой высокий лес. У стен Мологского Афанасьевского монастыря начиналась Подмонастырская Слобода, а далее дорога шла между овсяных полей в деревню Большой Борок, где в начале века имелись две мелочные лавки, кузница, а также маслодельное заведение. По соседству с Большим Борком находилась деревня Новосёлки, откуда родом мать о. Павла – Александра Николаевна, урождённая Солнцева. После коллективизации в Новосёлках разместился Кулигский сельский Совет. За д. Новосёлки дорога поворачивала налево вдоль речки Уймицы, которая извиваясь, пересекала Кулигу и вливалась в реку Мологу около стен Афанасьевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В ходе встречи обсуждались вопросы организации курсов на базе семинарии и 11 монастырей как дополнительных учебных площадок. Архимандрит Феофилакт рассказал участникам встречи об особенностях организации образовательного процесса, дал подробные комментарии по каждой учебной дисциплине, обозначил ход разрешения возможных затруднений. Члены выездной комиссии ответили на вопросы собравшихся, затем осмотрели помещения Вологодской духовной семинарии. Комиссия ознакомилась с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда. Члены выездной комиссии также встретились со слушателями курсов — насельниками Спасо-Прилуцкого монастыря. В тот же день комиссия посетила Заоникиеву Богородице-Владимирскую пустынь и Горне-Успенский женский монастырь г. Вологды. 6 июля выездная экспертная комиссия посетила Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь Вологодской епархии и архиерейское подворье «Александро-Куштский монастырь». 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, комиссия выехала в Кирилло-Белозерский мужской монастырь Вологодской епархии. По окончании Литургии члены комиссии ознакомились с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда, а также встретились со слушателями курсов. В тот же день члены комиссии посетили Воскресенский Горицкий женский монастырь. 8 июля выездная комиссия провела экспертную оценку готовности дополнительных учебных площадок в Череповецкой епархии . Утром в соборе прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца, являющемся дополнительной учебной площадкой, состоялась встреча членов комиссии с епископом Череповецким и Белозерским Игнатием , в ходе которой обсуждались вопросы организации и работы курсов в монастырях Череповецкой епархии. Затем состоялась встреча членов комиссии с игуменами и игумениями монастырей Череповецкой епархии. Во встрече приняли участие: епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий; руководитель курсов иеромонах Ферапонт (Широков); проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии иподиакон Алексий Красиков; секретарь Череповецкой епархии, настоятель собора прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких иерей Сергий Бондарь; настоятель Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской мужской пустыни игумен Иов (Чернышов); настоятель Троице-Благовещенской Ефросино-Синоезерской пустыни игумен Феодосий (Белов); настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828282...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на площади кафедрального собора в Череповце 16 июня 2018 г. 15:47 16 июня 2018 года, в канун празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице), Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед кафедральным собором г. Череповца во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ;  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий ; руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан ; епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий ; секретарь Череповецкой епархии , настоятель кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия протоиерей Александр Куликов; благочинный Вытегорского округа, настоятель храма Сретения Господня города Вытегра протоиерей Виктор Козлов; духовенство Череповецкой епархии. На богослужении присутствовали: губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев, генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев; генеральный директор АО «Апатит» М.К. Рыбников; мэр Череповца Е.О. Авдеева. Богослужебные песнопения исполнил хор Архиерейского подворья Воскресенского собора г. Череповца (регент — Л.Б. Кобзарь). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. За Литургией молилось большое число жителей Череповца и паломников. Для удобства многочисленных верующих богослужение транслировалось на больших экранах, установленных близ кафедрального собора. По данным МВД, на соборной площади присутствовали около 15 тысяч человек. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес благочинный Вашкинского округа Череповецкой епархии, настоятель храма Святой Троицы села Липин Бор протоиерей Алексий Мокиевский.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

Бабаево. Церковь Гурия Шалочского. Церковь. Действует.   Престолы: Гурия Шалочского Год постройки:не ранее 2008. Адрес: Россия, Вологодская область, Бабаевский район, г. Бабаево, ул. Ухтомского, д. 18 Координаты: 59.388353, 35.948348 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бабаево. Церковь Гурия Шалочского Начало строительству церкви во имя Гурия Шалочского было положено более пяти лет назад, а решение о его строительстве принято и того раньше – в 2005 году. За это время была проделана огромная работа – храм постепенно приобретает свой облик, построены стены храма, появилась возможность возвести его под купол. Но средств для проведения дальнейших работ пока слишком мало... Источник: Храм – это дань памяти преподобному Гурию Шалочскому//Наша жизнь. – Бабаево, 2012. 16 октября. С. 2. 28 ноября 2018 года, в день памяти преп. Гурия Шалочского, епископ Флавиан совершил Божественную литургию в церкви свв. апп. Петра и Павла города Бабаево. Владыке сослужили настоятель иерей Дмитрий Малинкин, протоиерей Алексей Фомичев, настоятель кафедрального собора Афанасия и Феодосия иеромонах Марк (Шляхтин), руководитель службы протокола иерей Роман Лабунский, диакон Николай Карпухин. Духовенство и прихожане совершили крестный ход к строящемуся храму в честь преп. Гурия Шалочского в городе Бабаево. В новом храме совершили первый в истории храма молебен преподобному Гурию. По окончании молебна правящий Архиерей обратился к верующим с Архипастырским словом на тему святой жизни преподобного Гурия Шалочского. Владыка Флавиан наградил Ольгу Даниловну Байшеву Архиерейской грамотой и мецената Виктора Михайловича Напалькова медалью преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких за Преосвященнейший Флавиан выразил благодарность всем за вложенный посильный труд и призвал Божие благословение. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11733

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010