25/8 Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1595). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Преподобных Афанасия, Железный посох (1388) и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8 В Тебе, мати, Известно спасеся... (общий преподобной жене). Кондак, глас 2 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/дольнюю сладость тщательно оставила еси 14 ,/и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая,/Христа бо ради Жениха твоего/о обручнице привременном небрегла еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси 15 в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси./Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш. Ин тропарь, глас 8 От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/мужески в пустыню вселился еси,/и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./Тем быв в Троице вселение,/чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/и исцеления всем подая обильно./Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже В чистоте жития источник слез твоих,/исповедания трудовныя поты совокупил еси,/и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне,/омывавши сугубстве, творящим любовию память твою,/скверны обоямы душевныя и телесныя./Сих ради, чада твоя суще, вопием ти:/моли, отче, Святую Троицу о душах наших. Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий освятил духовно-просветительский комплекс крупнейшего города Вологодской области 27 мая 2012 г. 15:10 26 мая 2012 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий в сослужении архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и духовенства Вологодской епархии совершил чин освящения построенного в Череповце храма во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких и Божественную литургию в нем. На богослужении присутствовали первый заместитель губернатора В.В. Рябишин, член Совета Федерации Российской Федерации, вице-президент Российского союза химиков А.Г. Гурьев, мэр города Череповца Ю.А. Кузин, директор Череповецкого филиала ЗАО «ФосАгро АГ» Е.Г. Иванов. Химическое предприятие ЗАО «Агро-Череповец», входящее в российский химический холдинг ОАО «ФосАгро», взяло на себя основную часть расходов по созданию храмового комплекса. Освящение храма состоялось накануне празднования Дня химика, и торжество стало главным подарком как для работников химической промышленности города Череповца к их профессиональному празднику, так и для всех горожан. По окончании Литургии управляющий делами Московской Патриархии в сопровождении архиепископа Максимилиана осмотрел весь храмовый комплекс во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких и пообщался с прессой. Владыка Варсонофий назвал этот духовно-просветительский центр образцово-показательным строением, сочетающим древние и новые архитектурные традиции и технологий. «Впереди большая работа по организации приходской жизни. Однако благодаря построенным вокруг церкви многочисленным зданиям приход в полном масштабе сможет развернуть социальную, образовательную, молодежную деятельность», — отметил иерарх. В свою очередь владыка Максимилиан добавил, что величественный храм украшает Череповец и теперь верующим, посещающим его, предстоит благоукрашать свои души. Воздвижение третьего храма в Череповце — крупнейшем городе региона — началось 8 октября 2006 года с освящения архиепископом Максимилианом креста на месте будущей церкви. В том же году был учрежден приход, проведен конкурс на разработку проекта храма. В 2008 году был создан благотворительный фонд для сбора средств на строительство церкви в Макаринской роще в Заречье, между улицей ком. Белова и рекой Шексна. Закладка храма правящим архипастырем Вологодской епархии состоялась 30 мая 2009 года в присутствии региональных и местных властей, а освящение нижнего храма было совершено осенью 2011 года. Как подчеркнул накануне в ходе беседы с митрополитом Варсонофием вологодский губернатор Олег Кувшинников, «возведение нового храма в Череповце — целая веха в истории всей области. В наше время настоящим чудом можно считать появление в самые короткие сроки такого крупного духовного центра. Это еще одно подтверждение того, что Вологодская область развивается не только экономически, но и духовно». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2248991.ht...

Вместе с прихожанами городских храмов в храме молились глава Череповца Маргарита Гусева, настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова) с сестрами обители, сотрудники комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии М.Г. Мальцев и Е.А. Силина. На малом входе состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синоезерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Перед этим митрополит Савва огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2024 года ( журнал 22 ) о включении имен преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия в поименный список Собора Вологодских святых. Затем епископ Игнатий прочитал жизнеописания святых. Икона Синоезерских святых была изнесена из алтаря и положена в центре храма для поклонения верующих. На сугубой ектении была совершена молитва о восстановлении мира, об Украинской Православной Церкви и о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Афанасий (Поземов). В завершении богослужения было совершено славление преподобномученикам Сергию, Авраамию, Ефрему и Василию. По окончании Литургии епископ Игнатий обратился к сослужащим архипастырям, духовенству и прихожанам с приветственным словом, поблагодарил митрополита Савву и епископа Фотия за совместную молитву и преподнес им иконы Синоезерских преподобномучеников. Владыка Савва также поздравил череповчан с включением в Собор Вологодских святых четырех преподобномучеников Синоезерских и обратился к верующим со словом. Прихожанам, подходившим в завершение праздничного богослужения к целованию креста, вручались буклеты, посвященные канонизированным святым. Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синоезерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синоезерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии).

http://sedmitza.ru/text/10380235.html

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет», то решился оставить мир. Он поселился в обители св. Варлаама на Хутыни. Св. Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братия, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными. Преподобный Антоний Краснохолмский происходил из Белозерской страны и основал обитель на берегу р. Мологи, близ Красного Холма, в 30 верстах от г. Бежецка, Тверской губернии. Он скончался в 1481 г. Мощи его почивают под спудом. Преподобный Антоний, основатель пустыни на Черных озерах, Череповецкого уезда. Новгородской губернии. Пустынь его упразднена, мощи почивают под спудом в часовне. Полагают, – жил он в XVI веке. 18-е число Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, происходил из Александрии. Родился в конце III столетия. Получил образование в александрийской школе. Более всего он изучал Священное писание. Изучение писания так повлияло на него, что он предался подвижнической жизни и тем еще в молодых летах обратил на себя внимание архиепископа Александра. Архиепископ посвятил его в сан диакона и сделал своим домашним секретарем. Вскоре в Александрии появился еретик Арий, который был священником, и начал учить, что Сын Божий не есть Бог по Своему существу, что Он не рожден от Бога Отца, а сотворен. Многие приняли его учение. Св. Александр восстал против ереси, но не мог подавить ее. Созван был 1-й Вселенский Собор. На Соборе находился и св. Афанасий и сильнее многих других изобличил и опроверг учение Ария. Это возбудило в арианах ненависть к святому, и ему пришлось много пострадать от них. 20 лет провел Афанасий в изгнании, будучи осуждаем на оное четыре раза. Когда Арий, сосланный в заточение по определению 1-го Вселенского Собора, вследствие просьбы влиятельных лиц, был возвращен из ссылки и принят в общение многими Церквами, Афанасий никак не хотел принять еретика. Тогда озлобленные ариане оклеветали его пред императором Константином Великим , будто он обременяет народ тяжкими налогами, сносится с врагами империи и пр., и его осудили. Во время изгнания Афанасия и пастве его приходилось много страдать, так что изгнание его она считала изгнанием своим. Когда же возвращался Афанасий, то и паства его отдыхала от страданий. Св. Афанасий не оставлял своей паствы и во время изгнания: он посылал ей утешительные послания. Св. Афанасий скончался в 373 г. после сорока семилетнего правления паствой. Он оставил много сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

23.06.2014 года – местной православной религиозной организации приход храма преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких присвоен статус архиерейского подворья. 9 декабря 2014 года, в день памяти преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, в Череповце произошло историческое событие – первая Божественная Литургия, которую возглавили два Архиерея – митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан. Несмотря на будний день, служба собрала большое количество верующих, потому что череповчане воздают дань памяти основателям города – преподобным Афанасию и Феодосию и всем хотелось стать участниками первой Литургии, которую совместно служили два епископа. Было торжественно и молитвенно. Митрополит Игнатий вспомнил о том, что, служа в Череповце и наблюдая малолюдность в храме, он обещал прислать сюда епископа: «Теперь у вас есть епископ Флавиан, и я спокоен за этот удел виноградника Христова. Владыка Флавиан сделает все возможное, чтобы активизировать церковную жизнь. Вы должны помогать ему в этом и не быть теплохладными, иначе мы станем иностранцами в своей стране и иноверцами на родной православной земле». Владыка Флавиан в своем слове отметил, что мы живем в историческое время: ещё на Поместном Соборе в 1917-1918 годов было принято решение о создании митрополий, однако, Промыслом Божиим сложилось так, что образуются они только в настоящее время. Цель создания епархий в том, чтобы епископ находился в непосредственной близости к своей пастве, был доступен. По мнению Владыки Флавиана, первоочередной задачей Вологодской митрополии является преобразование Вологодского духовного училища в семинарию. «Все мы являемся учениками преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, которые пришли на эту землю по благословению Игумена Земли Русской преподобного Сергия, и мы должны на этой земле принести добрые плоды веры и дел», — заключил череповецкий епископ Флавиан. 5 февраля 2015 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллом от 5 февраля 2015 г.) храму преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца присвоен статус кафедрального собора. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Металлические конструкции делали череповецкие мастера, а вот облицовкой занимались специалисты из города Трехгорье Челябинской области, приехали они в Череповец из Самары, где работали на храме Вера, надежда, любовь. Покрывали купала, точнее шашки из которых состоит покрытие, нитрид-титаном. 13.11.2010 г. – на храм подняли еще один малый купол (массой 3,5 тонны) и восьмиугольный шатер (высотой в 12 метров и весом в 14 тонн) на колокольню. 19 января 2011 года — освящение крестов храма. 19 января архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освятил пять крестов для куполов храма. В этот день устанавливали большой крест высотой 6 метров и весом 750 килограммов. Работы проходили под звучание аудиозаписи звона колоколов, которых на тот момент на колокольне еще не было. Четыре малых креста — по 250 килограммов — установили позже на малые купола. 28 мая 2011 года — освящение колоколов. 12 колоколов для строящегося храма благословил на долгий звон архиепископ Максимилиан. 5 июня колокола подняли на колокольню: два самых больших заняли место в центре, остальные разместились в арочных проемах колокольни. Две недели ушло на настройку оснастки для звона (тяг, педалей и т. д.). Звонить в колокола начали в преддверии 18 июля, когда отмечается память преподобных Афанасия и Феодосия. С тех пор звон стал раздаваться по выходным. 11.10.2011 г. — В Храме в Макаринской роще сегодня зажгли главное паникадило. Оно весит 350 кг, его украшают свыше семидесяти свечей, расположенных в пять ярусов. Всего освящать Храм будут 14 паникадил. 3 ноября 2011 г. освящен Нижний Храм. Иконостас, иконы, стены и двери святой водой окропил настоятель Воскресенского Архиерейского подворья Григорий Осипов. В церемонии приняли участие Губернатор Вячеслав Позгалёв и мэр Череповца Олег Кувшинников. Богослужение в храме началось 3 ноября в 9 часов с молебна в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. В 10 часов состоялся чин освящения храма, за ним — крестный ход и литургия. 26.05.2012 г. — церемония освящения Храма Афанасия и Феодосия Череповецких. Таинство провёл управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. Затем прошёл Крестный ход вокруг Храма, а в 9.15 — литургия.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Но Киевом с 1320 года владели язычники Литовцы, от которых никакого утеснения православным в вере не было (хотя латинской пропаганде и была предоставлена свобода). Дионисий не был поставлен в митрополиты патриархом в Константинополе, как это обыкновенно принимается, а имел быть поставлен в митрополиты патриаршими экзархами в Москве. Преподобному Евфимию усвояется еще основание Васильевской пустыни, находившейся в пяти верстах от Гороховца и состоявшей в заведовании его Суздальского Спасского монастыря. К классу, или отделу, учеников и собеседников преподобного Сергия, которые были основателями монастырей, причисляют еще следующих: Феодосия и Афанасия Череповецких, Пахомия Нерехотского (Нерехтского.– Ред.), Никиту Костромского, Савву Тверского, Ксенофонта Тутанского и Ферапонта Боровенского. Феодосия и Афанасия, о которых нет никаких биографических сведений (кроме того, что второму усвояется прозвание «Железный посох», основавших Череповецкий Воскресенский монастырь, в настоящее время– собор в городе Череповце (Новгородской губернии), автор «Истории иерархии» (m.VI, с. 656 sqq.) считает вышедшими из Троицкого монастыря на том основании, что первоначальная церковь в монастыре была ими построена во имя Святыя Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских. Если бы это было и так, то очевидно, что основание для заключения было бы далеко не достаточное; но первоначальная, как и позднейшая, главная церковь монастыря была в честь Воскресения Христова, отчего монастырь и назывался Воскресенским. Во всяком случае, автор «Истории иерархии» не называет Феодосия и Афанасия учениками преподобного Сергия, как делают это дальнейшие исследователи, основываясь будто бы на нем, но, предполагая, что они вышли из Троицкого монастыря, относительно времени их жизни отзывается незнанием (и если бы построили церковь не только во имя Святой Троицы, но и преподобного Сергия и Никона, то это могло бы быть только после канонизации Никона, а он канонизирован лишь на соборе 1547г.). По актам (напечатанным в «Истории иерархии») видно, что монастырь, бывший домовым митрополичьим, существовал уже в половине XV века.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника преподобного Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером. Князь построил в обители каменный храм, и митрополит Киприан сам освятил его. С этого времени между святителем и Высоцким игуменом установилась самая тесная духовная дружба: Киприан не раз писал Афанасию самые дружеские послания, а искренне преданный ему игумен разделял скорби святителя, сопутствуя ему в Киев и Царьград. В 1387 году преподобный Афанасий купил себе в Константинопольском Предтечевском монастыре келию и остался там с несколькими учениками своими навсегда. Он много потрудился над переводом и списыванием святоотеческих творений (известен написанный им устав «Око церковное»), присылал из Царьграда в свою обитель иконы и скончался там около 1401 года. В Высоцком монастыре его преемником по игуменству был соименный ему ученик Афанасий, прославившийся по кончине чудотворениями. Из других его учеников известен преподобный Никита. Год спустя после основания Серпуховской обители Преподобный Сергий положил начало уже известной читателям обители на Киржаче. Здесь первым игуменом был его ученик преподобный Роман, скончавшийся 29 июля 1392 года. В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке; первым его игуменом или строителем был преподобный Леонтий, ученик Преподобного Сергия. В 1381 году, спустя три года после славной победы Куликовской, великий князь Дмитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы Кипрскую. Преподобный Афанасий пустынник, «зовомый железны посох», подвизался на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы, в 30 верстах от Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

По случаю отнятия Крита у Арабов (в 960 году), военачальник Никифор послал много денег преп. Афанасию для того, чтобы он построил монастырь на избранном уже месте с кельями для самого Никифора, который желал удалиться от мира. Афанасий построил две церкви, кельи, трапезу, больницу и прочие здания, собрал много братии и, написав устав общежития, стал игуменом. Но услышав, что Никифор по смерти Романа 2-го провозгласил себя императором (в июне 963 г.), опечалился, так как ради Никифора только и принял на себя труд устройства обители, чем навлёк и недовольство многих пустынников. Посему и удалился было на остров Кипр, но через несколько времени, повинуясь откровению, возвратился в свою обитель. Случилась ему нужда идти к императору по монастырским делам, и Никифор при свидании сказал ему: «знаю, что я не исполнил своего обещания и причинил тебе много трудов и скорбей; но потерпи на мне, ожидая моего покаяния». Когда умер Никифор (в дек. 969 года), монахи Афонских обителей занесли новому императору Иоанну Цимисхию жалобу, что Афанасий воздвигает дорогие здания, копает новые источники, засевает нивы и делает гору как-бы мирским селением. Цимисхий лично разобрал дело и решил его в пользу Афанасия, а в предотвращение несогласий впредь издал в 971 году «Устав для монастырей Афонских». В обитель Афанасия собралось много братий из разных стран, даже из Италии и Грузии. Господь прославил его даром прозорливости и чудес. Скончался преподобный в 980 году от провала здания, которое осматривал с шестью учениками. При гробе его совершались исцеления; тело его в храме обители. Преподобного Лампада чудотворца Преп. Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в X веке. Преп. Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преп. Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); об них сохранилось, за разорением монастыря Поляками в начале XVII века, только скудное известие в одной вкладной книге. Преп. Афанасий скончался в 1382 г. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднён 1764 г.). См. Ратшина «Сведения о монастырях», стр. 404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святаго мученика Меркурия Смоленскаго (†1239) 25 ноября Отдание праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Святых священномученик Климента, Папы Римскаго (†101), и Петра, архиепископа Александрийскаго(†311) Святителя Климента, архиепископа Охридскаго, просветителя Словенскаго, Болгарскаго 26 ноября Преподобнаго Алипия столпника (†640) Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (†1731) Святаго великомученика Георгия (освящение церкве в Киеве ок. 1051–1054) Преподобных Афанасия, зовомаго Железный Посох, и Феодосия, Череповецких († ок. 1388) 27 ноября Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Знамение» (Новгородския, 1170) Святаго великомученика Иакова Персянина (†421) и преподобнаго Палладия Александрийскаго (VI–VII) Святителя Иакова, епископа Ростовскаго (†1392) Святаго благовернаго князя Новгородскаго Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковскаго чудотворца (обретение мощей, 1192) Преподобнаго Феодосия Терновскаго (†1363) Преподобномученика Кронида, архимандрита Радонежскаго (†1937) 28 ноября Святаго преподобномученика и исповедника Стефана Новаго (†767)и святаго мученика Иринарха и с ним 7ми жен (†303) Святителя Феодора, архиепископа Ростовскаго, сродника преподобнаго Сергия Радонежскаго (†1394) Священномученика митрополита Серафима (†1937) 29 ноября Святаго мученика Парамона и с ним 370-ти святых мученик (†250) и преподобнаго Акакия Синайскаго (VI) 2 декабря Святаго пророка Аввакума (VII b. до Рождества Христова) Преподобнаго Афанасия затворника, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1176) Святаго блаженнаго младаго царя Сербскаго Стефана Уроша (†1367) Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго, Сербскаго (†1430) Святыя великомученицы Миропии († ок. 251) Преподобнаго Афанасия затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 3 декабря Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (†1406) Святаго пророка Софонии († ок. 635–605 до Рождества Христова) Святаго мученика Ангели (†1813) Преподобнаго Феодула Царяградскаго, епарха († ок. 440) 4 декабря

http://azbyka.ru/zelenye-minei

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010