лобызает Александрийского патриарха как брата (Л. 144). Он вычитывает правило перед иконой Спасителя (Л. 145 об.), сидя уже на престоле изгоняет бесов (Л. 146-147 об.), скорбит о несовершенствах своей паствы (Л. 148-149 об.). Видение ему Божией Матери на престоле в сопровождении ангелов-диаконов напоминает распространенные в позднее средневековье иконы почитаемых местных святых; крещатые ризы Н., стоящего в поклоне перед престолом Богородицы, уподобляют его Новгородским святителям Никите и Иоанну. Святому было дано знать время своей кончины и увидеть себя в раю, куда переносит его душу арх. Михаил и где Н. видит престол с чудесными ковчегами и венцами, великолепными одрами и одеждами как обетование любви Божией (Л. 154-155). В последних композициях больной Н. в святительских одеждах лежит на циновке в храме, он прощается со свт. Афанасием Великим (Л. 161 об.), ему являются ангелы и Сама Матерь Божия (Л. 160, 161), лики мучеников (Л. 160), пророков (Л. 160 об.). Моление Н., стоящего в святительских одеждах, с поднятыми руками к Спасителю в небесном сегменте, иллюстрирует его преставление (Л. 161). Последняя миниатюра - это погребение святого, к-рое в присутствии всех прихожан совершает владыка Афанасий в ц. св. Апостолов в Константиане (Л. 162 об.). В житийных композициях Н. заметно влияние иконографии др. святых-визионеров: прп. Марии Египетской - моление у иконы Пресв. Богородицы, Которая оживает в общении с Н.: говорит или отворачивается, улыбается; св. Андрея Юродивого - видение Пресв. Богородицы (Л. 15-16 об.). На сходство стиля одного из мастеров лицевого Жития Н. в ГИМ. Муз. 340 с новгородской иконой св. Андрея Юродивого, с житием (30-е гг. XVI в., НГОМЗ) обратила внимание И. А. Шалина (Искусство Вел. Новгорода. 2016. С. 56). Возможно, именно под влиянием лицевого Жития Н. в композициях Покрова Пресв. Богородицы будет написана сцена Видения Пресв. Богородицы спящему св. Андрею, лежащему на одре, как на иконе из Воскресенского Горицкого мон-ря (3-я четв. XVI в., Череповецкое музейное объединение, см.: Рыбаков А.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

иконы, митрополит Афанасий, митрополит Симон, Ростовский архиепископ Феодор, племянник прп. Сергия, митрополит Петр, который, по словам новгородской летописи, «извыче иконному художеству» и которому приписываются две существующие доселе иконы – Успения и Петровской Богоматери в московском Успенском соборе. Засим существует множество древних известий об иконописной деятельности архимандритов и игуменов, например, Исайи, архимандрита череповецкого Воскресенского монастыря, и Адриана, вологодского игумена; простых монахов, каковы Алимпий Печерский, Григорий Печерский, Иларион, монах Новоспасского монастыря, священников – придворных, городских и сельских, диаконов и низших клириков. При дворах патриархов, архиепископов и епископов, равно как и при монастырях, существовали издревле иконописцы и иконописные школы, которые, по самому положению своему, должны были находиться под непосредственным надзором духовной власти. Факты эти показывают, что русские иерархи и духовенство не только прилагали заботы об иконописании, но и были нередко знатоками его и компетентными ценителями. Вот почему Стоглав и предоставляет высший надзор за иконописанием иерархической власти. Но независимо от названной компетенции иерархов, надзор их имел еще иные цели. В жизни иконописцев того времени бывали нередко такие случаи, когда мастера по родству или по другим побуждениям аттестовали с хорошей стороны дурных учеников, выставляя в качестве образцов их работ чужие произведения. Поэтому Стоглав возлагает на епископов обязанность строго преследовать подобные неблаговидные поступки, тщательно исследовать обман, виновников обмана отдавать под запрещение, а ученикам, аттестованным несправедливо, запрещать на будущее время заниматься иконописным делом. Бывали, без сомнения, и противоположные случаи, когда мастера по низким побуждениям, хотя бы, например, ввиду того, чтобы талантливые ученики не предвосхитили чести самих мастеров, скрывали таланты таковых учеников и отзывались неодобрительно об их работах. Бывали, наконец, и такие случаи, когда мастера скрывали от учеников некоторые из своих познаний. То, что подобное ремесленное отношение к делу имело место в практике наших иконописцев, подтверждается некоторыми статьями сохранившихся до нас иконописных подлинников XVII–XVIII вв.; здесь по местам встречаются советы не открывать ученикам некоторых секретов техники, например, сусальное золото творить единому без людей, а главные статьи о том, как составлять полимент, клеить и левкасить дерево и делать подпуск под золото, пишутся иногда латинскими буквами и даже тарабарщиной. Некоторые из археологов догадываются даже, что в подлинниках, при описании рецептов для составления красок и др. составов, иногда специально указывались не те элементы и пропорции, какие действительно требовались.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 16-17 июня состоялся Первосвятительский визит патриарха Кирилла в Вологодскую митрополию 18.06.2018 16-17 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию . В поездке Святейшего Владыку сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий. Визит начался с посещения Череповецкой епархии. 16 июня, по прибытии в город Череповец, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию на площади перед городским кафедральным собором в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом. После богослужения Святейший Владыка посетил храм святой великомученицы Варвары, покровительницы всех горняков, на призаводской площади Фосфорного комплекса АО «Апатит» череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Затем Предстоятель Русской Церкви ознакомился с деятельностью интерактивно-познавательного центра «Зеленая планета» в Череповце. Святейший Патриарх Кирилл также совершил закладку Екатерининского храма на территории АО «Апатит» в Череповце. В тот же день Святейший Владыка посетил Кирилло-Белозерский монастырь, где вознес молитву на месте погребения основателя обители преподобного Кирилла и обратился со словом к насельникам монастыря, жителям города Кириллова и паломникам. Затем Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря. Предстоятель посетил храм прп. Мартиниана и поклонился честным мощам второго основателя Ферапонтова монастыря, а затем обратился со словом к собравшимся у храма верующим. Далее Святейший Владыка направился в Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря, где осмотрел всемирно известные фрески Дионисия, а также музейную экспозицию в трапезной палате собора, посвященную истории обители.

http://drevo-info.ru/news/23744.html

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ ВЫСОКОЕЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Макарий Высокоезеорский. Настенная роспись. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца Макарий Высокоезерский (+ 1683 ), монах , преподобный Память 19 сентября (Череповец.; Фин. ) и в Соборе Карельских святых (Фин.) В миру Марк Сокирин, родился в деревне Тимофеевской. В 15-летнем возрасте по указу царя и великого князя Алексея Михайловича Марк Сокирин был взят в стрельцы. Этому служению он посвятил 20 лет. Затем, оставив всё, Марк ушёл в Кирилло-Белозерский монастырь и принял постриг с именем Макарий. Здесь он много лет подвизался, несмотря на желание уединенного жительства. Всё чаще преподобный Макарий вспоминал родину: реку Оять, деревню Тимофеевскую, многочисленные озера и просторы. Со временем у него родилось желание устроить отдельную обитель. Но долго скрывал он свои намерения, не зная, от Бога ли они, пока наконец Всемогущий не благоволил указать Сам ему место для устроения новой обители. 9 июня, в день памяти преподобного Кирилла Белозерского, Макарий после всенощного бдения возвращался в свою келью. Вдруг озарил его великий свет. Он пал на землю и услышал глас: " Услышана твоя молитва. На запад иди. Там тебе уготовано место… " . Макарий встал и на западе увидел огненный столп, восходивший от земли до неба. Получив от игумена благословение на отшельническую жизнь, старец отправился на место видения, которое указывал ему светозарный столп. Через несколько дней пути он пришел к Нажмозеру. Чуть южнее из Чаймозера вытекала Оять. Здесь начинались владения Ильинского Веницкого погоста. У Нажмозера Макарий повернул на север и вскоре достиг озера Высокого. Посреди круглого озера монах увидел островок и почувствовал: вот оно – место его отшельничества. Макарий поселился на восточном сухом берегу. От его нового жилища до родной деревни на Ояти оставалось менее ста верст. Тропинка шла вдоль озёр и речек, и все они, за исключением Высокого озера, соединялись друг с другом. Старец Макарий прокопал канаву из Высокого озера в Варьозеро, и теперь он мог попасть водным путем и в Веницы, и в ближайшие деревни на Шатозере.

http://drevo-info.ru/articles/13678808.h...

Архиерейское Воскресенское подворье (Череповец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство Воскресенского храма началось в январе 1752 года как собора Череповецкого Воскресенского монастыря. В феврале 1756 года храм был освящён во честь Воскресения Христова. Главная святыня собора - мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (XIV в.), под спудом. Содержание История [ править править код ] Строительство храма началось в январе 1752 года как собора Череповецкого Воскресенского монастыря. В феврале 1756 храм был освящён во честь Воскресения Христова. В 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен, соборный храм обращен в приходскую церковь, а в 1780 году - в городской собор. К 1851 году храм был расписан местными художниками. Первоначальный вид храма, как внутри, так и снаружи, довольно сильно отличался от современного. Впервые генеральная реконструкция храма была приурочена к столетию в 1855-1856 годах. Так, была полностью заменена пришедшая в негодность крыша. В результате чего, храм стал несколько ниже. Тогда же были почти вдвое увеличены оконные проёмы, которые первоначально были квадратными с круглыми просветами вверху. В 1884 году с западной стороны устроена каменная пристройка с приделом в честь прп. Филиппа Ирапского. В 1923 году храм был захвачен обновленцами. В 1933 году власти закрыли храм. Убранство было разграблено, главы снесены, ограда уничтожена. В годы войны в соборе была устроена слесарная мастерская, в которой ремонтировали авиационные двигатели. Для удобства транспортировки моторов в храм были проложены рельсы... 21 августа 1946 года было получено разрешение на открытие Воскресенской церкви в городе Череповце. 14 октября 1946 года Череповецкий горисполком передал " здание одноэтажной каменной Воскресенской церкви " верующим в пользование. Оригинальный иконостас собора безвозвратно утрачен, современный иконостас был перенесён из закрытой в 1946 году церкви Воскресения Христова в селе Степановское, неподалёку от Череповца.

http://azbyka.ru/palomnik/Архиерейское_В...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие (XIV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 25 сент. в день памяти их учителя прп. Сергия Радонежского и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Афанасий, по прозвищу Железный Посох, и прп. Феодосий Череповецкие — ученики прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну, где и подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Череповецкий монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях. Мощи прпп. Афанасия и Феодосия почивают под спудом. • Ныне место подвижничества преподобных в Череповецком р-не Вологодской обл. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437693/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1990-е.] Прп. Сергий Радонежский и прпп. Афанасий, Феодосий Череповецкие. Тарасова С.Л. (Иконопискная школа). Икона. Сергиев Посад. 1990-е годы. Храм Рождества Христова Череповца. Вологодская область. Файл 4388.jpg:   Размер: 912x1200, 1.09 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (182) , (5) . Описание: [Череповец. XIX.] Прпп. Афанасий и Феодосий Череповецкие. Икона. Череповец. XIX век. Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл. Файл 4389.jpg:   Размер: 1037x1200, 1.24 MPix, 224 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (227) , (5) . Описание: [Череповец. 2000.] Прп. Афанасий Череповецкий. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска часовни прп. Филиппа Ирапского. Череповец. 2000 год. Вологодская обл. Файл 4390.jpg:   Размер: 723x1200, 0.87 MPix, 152 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (197) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1310-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии

http://pravenc.ru/rubrics/123062_9.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Вологодские свв. Описания иконы Вологодские свв. - житие Собор Вологодских святых Среда, 5 февраля (ст.ст.) 18 февраля 2009 (нов. ст.) (3-я Неделя по Пятидесятнице) Авксентий Перцовский, Вологодский, прп.: †1521; Ин. 12 Авраамий Печенгский, Вологодский, прп.: †после 1492; Ф. 4 Агапит Маркушевский, прмч.: †1584; М. 21 Александр Куштский, игумен: †1439; Ин. 9 Амфилохий Глушицкий, игумен: †1452; М. 13; Окт. 12 Андрей Тотемский, Христа ради юродивый: †1673; Окт. 10 Антоний Вологодский, Великопермский, еп.: †1588; Ян. 17; Окт. 26 Смолен. Антоний Заоникиевский, Вологодский, игумен: †XVII; Ин. 23 Антоний Куштский, прп.: †XV; Мр. 6 Арсений Комельский, Вологодский, (Сахарусов), игумен: †1550; Ав. 24 Радонеж. Афанасий Железный Посох, Череповецкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †ок. 1388; Ил. 5; С. 25; Н. 26 Радонеж. Афанасий Наволоцкий, прп.: †XVI-XVII; Ян. 18 Карел. Афанасий Сяндемский (Сянжемский), Вологодский, прп.: †после 1557; Ян. 18 Карел.; Петерб. Василий Каменский, прп., Христа ради юродивый:[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Вологда. XIX.] Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми. Икона. Вологда. XIX век. Храм св. Лазаря Четверодневного. Вологда. Файл 4878.jpg:   Размер: 1184x1477, 1.75 MPix, 198 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (253) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4880.jpg:   Размер: 1203x1800, 2.17 MPix, 278 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (190) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1458

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010