XIX. Астраханская и Ставропольская – Астраханской губернии – Астрахань, Кизляр, Красный Яр, Черный Яр , Царицын , Дмитриевск , Саратов , Камышин, Ставрополь (Кавказский), Енотаевск, Терский городок, Симбирской провинции г. Петровск. 681 XX. Ростовская и Ярославская Московской губ. Переяславль-Залесской пров. Ростов, Ярославской пров. Ярославль, Романов, Пошехонье, Углицкой пров. Углич. 682 XXI. Белгородская и Обоянская – Белгородской губ. Белгород и все города, составляющие Белгородскую провинцию (Курск, Обоянь, Суджа, Мирополье, Карпов, Старый Оскол, Новый Оскол, Яблонов, Валуйки, Палатов, Тополье, Короча, Нежегольск, Салтов, Чугуев, Хотмыжск, Вольный и Алешня), Казацкие города слободских полков – Харьков, Сумы, Ахтырка, Изюм, Севской пров. Недригайлов, Каменный, часть Украинской линии к Донцу (Славяно-Сербия?), Воронежской губ. Бахмутская провинция (Бахмут), 683 Тор (ныне Славянск), Рай -городок, Ямполь, Маяки, Царев-Борисов, Старый Айдар, Новый Айдар, Воронежской пров. Верхососенск. XXII. Вологодская и Белозерская – Архангелогородской губ. Вологодск. пров. Вологда, Новгородской губ. Белозерской пров. Белозеро и Чаронда. XXIII. Архангелогородская и Холмогорская – Архангелогородской губ, и провинции – Архангельск, Холмогоры, Кевроль, Мезень, Пустозерский острог, Шенкурск, Кемский острог, Кольский острог. XXIV. Великоустюжская и Тотемская – Архангелогородской губ. Устюжской пров. Устюг, Соль-Вычегодская, Яренск, Лальский посад, Вологодской пров. Тотьма. XXV. Тобольская и Сибирская – Сибирской губернии, а) Тобольская провинция, б) Енисейск и вся Енисейская провинция, в) Екатеринбург и все Екатеринбургское ведомство, кроме того, что в Перми, Исецкая провинция. XXVI. Иркутская и Нерчинская – вся Иркутская провинция Сибирской губернии. 684 511 Проф. Т. В. Барсов . Синодальные учреждения прежнего времени. Спб. 1897 г., стр. 72–91; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического Комитета. Спб. 1869 г. вып. I, стр. 96–106, 114, 159; вып. II, 1871 г. стр. 161–163, 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Прихожане читают книги в свободное время и в одиночку и вкупе с другими, одновременно во всех деревнях. Хорошие книги и хорошее средство духовного просвещения. Крестьянин читает и тут же рассуждает, понять старается, в памяти закрепить. Он учится вере и доброй жизни». (Вологодск. Еп. Вед., 2. 1907 г.) Деятельность о. Василия Преображенског о невольно привлекает к себе серьёзное внимание. Этот священник является не только духовным пастырем, но и культурным работником в глухом захолустье. Помимо своей прямой обязанности быть провозвестником христианских основ жизни и насадителем истинной веры и благочестия, о. Преображенский старается внести в среду своих прихожан специальные технические знания, развивает в приходе ремёсла и таким образом переносит культурную атмосферу туда, где ее раньше не было. И все это он делает, руководясь полным сознанием, что это не противоречит его главным обязанностям, что его пастырский авторитет не умаляется такой деятельностью. Его деятельность, как культурного работника, совмещается в нем с деятельностью, как духовного пастыря. Ему чужда мысль, что пастырь обязан ведать только одну, специальную сферу ре- —629— лигиозно-нравственных отношений. Нет он смотрит шире на свою роль в глухом приходе. Как добрый пастырь, глубоко понимающий приходскую жизнь, ясно и отчётливо представляющий все те отношения, из которых складывается жизнь его прихожан, о. Преображенский пришёл к справедливому убеждению, что для того, чтобы обновить церковно-приходскую жизнь, чтобы придать ей характер христианско-церковной организации, ему, как священнику, необходимо вмешаться во все стороны жизни его прихожан. А так как материальная или экономическая сторона жизни крестьян имеет первенствующее значение, то он и обратил своё внимание прежде всего на это. И вот его заботой является улучшение материальной стороны жизни прихожан. Опыт убедил его в том, что никакая даже самая широкая благотворительность не может удовлетворить всех крестьянских нужд, что для поднятия материального благосостояния крестьян необходимо вызвать к деятельности собственные их силы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

694 И. Игнатович – Волнения помещичьих крестьян от 1854–1863 гг., Минувшие годы, 1908 г., 5–6, 7, 9, 10, 11.   Ясинский – К истории крестьянских движений в России. 695 1. Малороссия, Новохоц. у., сл. Воскресеновка, п-ков Слюсаревых и Поповых, 1810 г.; 2. Вологодск. губ., п-ка Яковлева, 1812 г.; 3. Пермск. губ., заводоск. крестьяне, 1812 г.; 4. Новгородск., Кириловск. у., п-ка Лескова, 1813 г.; Малороссия, Льговск. у., сл. Консля и Зогряцк., п-цы Анненковой, 1813 г.; Оренбургск, Беторецк. завод Пашкова, 1813 г.; (3 случая): 5. Пензенск., Инсарова окр., д Гекашев-Помян, г. л. Обрезкова, 1814 г.; Смоленск., гр. Каменский, 1814 г.; (2 случая); 6. Полтавск., с Жуково, Стасовец, Кирьякова, 1815 г.; Тверская, Камышинск. окр, п-ков Вишневских, 1815 г.; Рязанск., Скопинск. Коннозаводск. волости, с. Чернав, 1815 г.– Тамбовск., п-ка Иванова, 1S15 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., д. Самодуровка, Нагадкиной, 1815 г.; Пензенск, Краснослободск. у., с. Ефаево, Удельные кр., 1815 г.; Тамбовск., Моршанск. у., Муравьевой-Апостол, 1815 г.; Тамбовск., Засепкой, 1815 г.; Курск., Льговск. окр. Денисьева, 1815 г.; Пензенск.. Мокшанск. окр., с. Купли, Мясоедовой, 1815 г.; Вятск., завод Яковлева, 1815 г.; Костромск., Костромск. у., Нерехтск. у., с. Никольское и Чернозаводское, гр. А. Головкина, 1815 г.; Смоленск.. Липецк, удельного Прик., 1815 г.; Смоленск., д. Медведок. удельн. вед., 1815 г.; Ярославск., Угличская вотчина, Демидовских Вышних Наук Училища, 1815 г. (15 случаев): 7. Новгородск. губ., Новгор. у., Бурегск. Удельного Приказа, 1816 г.; Слободск. укр., Ахтырск. у., д. Брянцовка, Логачева и Плачковского, 1816 г.; Воронежск., Сенявина, 1816 г.; Орловск., с. Красная Рыбница, Шуманских, 1816 г.; Курск., разн. п-ков, 1816 г.; Тамбовск., гр. Воронцова, 1816 г.; Орловск.. Экономич. кр-не разн. деревен, 1816 г., (7 случаев). 8. Рязанск., Касимовск. у., Дурасова, 1817 г.; Минск., Давыдгородок., Л. Радзивилла, 1817 г.; Псковск. губ. и у. казен. кр-не. 1817 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., Дертавина, 1817 г.; Псковск., Опочецк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На этой челобитной дана революция: 197 (1689) г. мая 20 дать патриархальная грамота на год: пети вечерни, заутрени, а литургии не петь (Вологод. Еп. Ведом. 1869, 5, стр. 187). 56 В инструкции данной Московскому поповскому старосте из Духовной Дикастерии 21 июля 1738 г. вследствие именного указа 25 ноября 1737 г. о замеченных в государстве суевериях, между прочим предписано досматривать есть ли у вдовых попов и диаконов епитрахильные и стихарные грамоты. А буде где есть вдовые священники у церквей, которые на свои места поставили своих детей и родственников, а сами служат и живут, с ними ж, и тех допрашивать и по допросу ежели явятся править с попов к диаконов штрафы. А недействительных вдовых попов и диаконов, которые при производственных вновь на их места священнослужителей праздно живут оковав, присылать в Дикастерию за крепким караулом на их копте, 1738 июля 21, дело архива св. Син. 518, стр. 2, п. 11. 57 Допущенное вступать овдовевшим священнослужителям во второй брак, по сложении сана, с оставлением в должностях учителей (имен. указ 1724 г.). 60 Стогл. гд. 81, стр. 367, изд. Казан.: да в те же них граматы писати, что вдовым священником и диаконом, которые обещаются и, чистоте пребывати посвященним правилом св. IV всел. собора 5-е правило: в дому у себя женскаго полу не держати от мерзких лиц, но токмо кому матерь и сестру, или тетку по отце или по матере или дщерь свою. Преступающие же сие изврещи повелевают, а мирских отлучают. 62 Марта 1687, грамота патриарха Иоакима о пошлинах, в описании документ. Моск. Архива Мин. Юстиции, 2 прилож., стр. 6. 63 Вот, образец просьбы: «Государю Преосвященному... бьет челом богомолец твой поп Амвросим: в нынешнем государь в 194 году (1686) волею Божией и богомолец твой овдовел, и остался с детишками сам третей, да со мною ж, богомольцем твоим, живут брат да сестра и поить в и кормить некому, и я богомолец твой без твоей архиерейской, благословенной патрахильной грамоты служить не смею. Милостивый Государь преосвященный…, пожалуй меня богомольца своего, вели, Государь, мне дать свою архиерейскую благословенную патрахильную грамоту, чтобы мне богомольцу твоему с братом и сестрой и с детишками бродя меж двор в конец не погаснут“ (чин в Хр. Чт. 2. 1871 г. Моск. общ. любит. дух. просвещ. кн. 5, стр. 72–74. Сравн. Вологодск. Епарх. Ведом. 1869, 5, стр, 183–187. Срав. А. Ю. изд. 1838 391, стр. 416).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

3 . врачевание было неразлучно с заговариванием и колдовством: и все народы убеждены в силе слова человеческого, излечивающего недуги: потому весьма естественно употребление областного (в Вологодск. губернии) вещетинье в смысле лекарства. И наоборот в старину врачевать имело смысл колдовать: «мы уврачевахом, яко твое одоление будет. той же синклит со единомышленными врачеванием нача ложное царю глаголати» 114 . Остромирову врач, ατρς, соответствует у Ул. leikeis, т.е. наше лекарь, переходящее в нем. наречиях в значение колдуна: равно как и врач у Славян ходит и в смысле колдуна. Власть и сила врача выражаются древнеславянскими словом бaлiй, встречающимся уже в Фрейзинг. рукописи: bali telez nassih, balouvanige. Шафарик 115 слово бaлiй производит от баять, как врач от врать: последнего производства держится и Шимкевич 116 . Но от позднейшего значения глагола нет возможности объяснить древний смысл существительного врач, уже в О. Е. употребляющегося. Еще Линде 117 указал на сродство звуков «б» и «в», напр.в словай бой и вой-на; от скр. бала сила образовались лат. valor, valeo, и наши бoлiй, beлiй; в самом санскрите «б» и «в» чередуются, напр. балг и валг. Следовательно, нет препятствия возвести наше врач к его первоначальному значению в скр. бр говорить, откуда в кельт. наречиях bri слово, а brudiwr предсказатель, пророк: последнее значение приближается к нашему врач. Касательно же слова бaлiй надобно заметить, что если это слово происходит от баять, то предполагает древнейшую форму ба-ти, как де-ло, де-ти, и будет относиться к скр. бâ apparere, теряющему придыхание в нашем ба, удерживающему его в лат. fari и гр. φναι. Другая только по звуку близкая к слову бaлiй, скр. форма: бал sustentare, nutrire, через бâла дитя, т.е. питаемое, подлежащее заботе, откуда бâлья infantia, pueritia, insania, stultitia, – производит наше баловать, смысл коего и в действ. значении и в среднем согласуется с этим производством. 4 . как готфское mapl означает и речь и γορ, так и наше вече, совершенно соответствующее готфскому mapl, означает и то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

По отношению к власти епархиального архиерея, Консистория не имеет самостоятельности. Всякое ее решение или распоряжение получает законную силу только после утверждения архиерея. Но он имеет право и не утвердить, по своему усмотрению, даже единогласно принятые заключения Консистории. В случае своего несогласия с ней, архиерей предлагает Консистории пересмотреть дело согласно его замечаниям; но и после этого он может не согласиться с ее мнением и вынести собственное решение, которое и должно быть приведено в исполнение; при таких решениях архиерея, мнение Консистории фиксируется только в тех бумагах, которые должны поступить в Св. Синод (напр., при апелляциях), или к Обер-Прокурору. Все члены Консистории имеют равное право голоса; при разногласиях, решение по делу выносится по большинству голосов. Каждый член может остаться при особом мнении, которое и представляет архиерею. Примечание 1. При епарх. архиерее состоит особая канцелярия со штатным секретарем. Примечание 2. В прежнее время (с 18-го, и почти до середины 19 столетия) в уездных городах епархий были Духовные Правления, подчиненные Консистории; они состояли из нескольких (до 3-х) духовных членов и Канцелярии. В их обязанности входило, главным образом, проводить следствие по поручению епарх. начальства, рассылать его распоряжения и наблюдать за их исполнением, собирать отчеты и документы от церквей для проверки и представления в Консисторию, и т.п. В настоящее время дух. Правления остались только в немногих местностях, а именно: а) в Великом Устюге (Вологодск. еп.); б) в г. Сарапуле (Вятск. еп.). Еще есть дух. Правление вне пределов Российской Империи – в г. Сан-Франциско (Аляскинское), при епископе Алеутском. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания. При каждой епарх. кафедре существует (с 1823 г.), отдельно от Консистории, как особое учреждение, Попечительство о бедных дух. звания, находящееся в непосредственном ведении местного архиерея. Оно состоит из нескольких (от 3 до 6, смотря по необходимости) Попечителей, избираемых из лиц белого духовенства (а в случае нужды – и из монашествующих). Определяет на эту должность епарх. архиерей, выбирая из кандидатов, представляемых ему Консисторией или самим Попечительством. Сверх того, тем же порядком, из белого духовенства назначаются Сотрудники Попечительства (от 1 до 3 на каждый уезд), для исполнения его поручений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

—237— одному из Пензенской, Иркутской, Рязанской, Вифанской, Владимирской, Киевской, Самарской, Черниговской и Тамбовской. Не вполне удовлетворительный балл 3– получили студенты семинарий: три Московской, два Курской и по одному из Рязанской, Тульской, Вятской, Томской, Архангельской, Владимирской, Вологодской и Тифлисской. Совсем неудовлетворительные баллы (2½ и ниже) получили три студента Вифанской семинарии, по одному из Московской, Самарской, Екатеринославской, Волынской и четыре иностранца из славян, причем одним из последних получен и самый низший балл 1½. Преобладающим недостатком сочинений, отмеченных неудовлетворительными баллами, является то, что в них мало или вовсе ничего не говорится по данному вопросу, а иногда и самый вопрос понимается неправильно. В некоторых из них встречаются, кроме того, грамматические ошибки, из которых наиболее грубыми являются: «одёжу» вм. одежду, «Плюшкинов» вм. Плюшкиных (Волынск.). Но особенно резкое впечатление производит встречающееся по местам явное незнакомство даже с классическими писателями русской литературы: в одном, напр., тип Плюшкина приписывается Пушкину (Вологодск.), а в другом – «Плюшкин» понимается как одно «из сочинений Гоголя» (Екатеринославск.). По поводу неудовлетворительности балла (2½) на экспромтовом сочинении по словесности студента, присланного из Екатеринославской духовной семинарии, имею честь представить следующее. – В сочинении этом автор вовсе почти не касается оснований вопроса, служившего для него темою: «верность поэта изображаемой действительности не уничтожает ли в нем свободы художественного творчества?». Свой утвердительный ответ на этот вопрос он почти исключительно основывает на двух примерах из истории русской литературы (Гоголя и Пушкина) и притом без надлежащего их разъяснения и применения к делу. Кроме того, в изложены сочинения, при всей незначительности его размеров (три странички разгонистого письма), автором допускается явная небрежность и нескладность. В самой теме его он пропускает слово «свободы», что значительно изменяет ее смысл, а при переходе одного из указанных исторических примеров к другому он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блюдите себе отагьчяють сердца вашя обьеданиием и пияньствъмъ Внемлите, себе, иегда когда отягчяют сердца ваша объядением и пиянствомь. Не уповавайтеся вином (а в друг, месте напис. медом ) вь немь же несть спасения. ---------------------- На вьсяком месте вьздеюще преподобъныи руце без гнева и беспомишления. На всемь месте вздеюще праведне руце без гнева и размышления. Покаряйтеся старейшинам вашим. ти бо бьдят о душах ваших. Повинуйтеся старейшинам вашим и покаряйтеся. ти бо бьдять о душах ваших. 5) Бумажное Вологодское 6) Иоакимовск и Острож. Библия Слушаяй вас мене слушаеть. а отметаяйся вас мене отметается. Также. Аще и Бога не боюся и человек не срамляюся. н зане творить ми труды вдовица сия. да отмщу ея. Аще и Бога не боюся и человек не срамляюся. но зане творить (Остр: но зане же) ми труды вдовица сия. да отмщу ея (Остр. да оставлено) Блюдите себе и сами да не когда отягчають сердца ваша обьядениемь и пианством. Внемлите себе да некогда отягчают сердца ваши объядением и пианством (Острож: также) --------------------- He упивайтеся вином в нем же есть блуд. На всяком месте воздеюще преподобныя рукы без гнева и размышления. Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся тии бо бдят о душах вашихъ в) Сличение мест из Летоп . Нестора с Харатейным Евангелием Вологодским, с Иоакимовским и Острожским . 1) Нестор. 2) Харат. Еванг. Вологодск. 3)Иоакимое. и Острож. Стр. 88. Блажени милостиви, яко тии помиловани будут. нескрывайте собе сокровищь на земли иде же тля тлить, и татье подкоповают, но скрывайте собе на небеси идеже ни тля тлить, и татие крадут. Блажени милостивии яко ти помиловани будуть. не скрывайте себе скровищь на земли, иде же червь и тля тлить. идеже татьие подькапавают и крадуть. скрывайте же собе. скровища на небесе. идеже ни червь ни тля тлить. иде же татиие не подкопавають и крадуть. Блажени милостивии яко тии помиловани будуть. Не сокрывайте себе сокровища. (Остр: не съкрывайте собе съкровища ) на земли и де же червь и тля тлыть и идеже татие подкоповають и крадуть. сокрывайте же себе сокровища (Остр. съкрывайте съкровища) на небеси идеже ни червь ни тля тлить и идеже татие не подкоповають ни крадуть

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

Большую услугу делу просвещения народа оказали школы грамоты. Они ведут свою историю со времени крещения Руси св. Владимиром и до 70-х годов прошлого столетия были предоставлены самим себе, стояли вне всякого контроля и посему не имели сколько-нибудь благоустроенного вида. С первой половины 70-х годов и до 1882 г. эти школы пережили критические моменты: за этот период они стояли вне закона. Веяние 70-х годов принизило их до того, что они должны были влачить самое жалкое, беспомощное существование, и то втихомолку, подальше от просвещенных либеральных народолюбцев... Они были признаны народным злом, подлежащим скорейшему уничтожению. В самом «положении» 1874 г. о народн. Начал. училищах на училищную администрацию возлагается забота – «о недопущении к делу обучения лиц, не имеющих звания народных учителей». И школы грамоты терпелись, или – правильнее сказать – игнорировались администрацией только за невозможностью уследить, где и кто учит в деревнях и селах по избам крестьян (см, стат. г. Скворцова – «из школьного мира» журн. «Церк.-прих. шк.» 1888 г. Мр. стр. 35). – Официальные педагоги видели в этих школах и их учителях соперника новой методы обучения и потому во имя превосходства нового типа школ над старыми начали открытую борьбу против школ грамоты, всячески стараясь уничтожить их, или, по крайней мере, ограничить по возможности их деятельность 5 , пользуясь при этом иногда (как напр, в Тотемском уезде, Вологодск. губ.) содействием полицейских властей 6 . Польза этих школ была признана светским правительством лишь в циркуляре Мин. Нар. Пр. (б. Николаи) от 14 февр. 1882 г., в котором говорилось, что «в селениях обучать грамоте, не спрашивая ни у кого разрешения, может всякий, даже не имеющий учительского звания» 7 . Юридическое же бытие школ грамоты признано Высочайшей властью лишь в 1884 г., когда эти школы, на ряду с ц.-прих., были подчинены ведению и наблюдению духовн. начальства (см. § 6 «Прав. о ц.-п. шк.» 13 июн. 84 г.). Духовенство в школах грамоты увидело могучее подспорье правильной школе, облегчающее труд последней и сокращающее в ней срок учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/t...

и Тамбовск., Курск., Московск., Вифанск., Подольск. волонт.) отмечены баллом 4-. Четыре сочинения (Московск., Саратовск., Волынск., Тверск. волонт.) баллом 3½. Четыре сочинения (Иркутск. присл. и Московск., Тульск. волонт.) баллом 3+. Девять сочинений (Томск. присл. и Донск., Симбирск., Костромск., Московск., Архангельск., Ярославск., Вологодск., Вятск. волонт.) баллом 3. Два сочинения (Тамбовск., Владимирск. волонт.) баллом 3– и три сочинения баллом 2+ (Минск., Ярославск., Московск. волонт.). В общем, сочинения присланных лучше, чем волонтеров. Первые имеют в среднем вывод немного более 4 (4, 118), а последние немного более 3½ (3, 576). Впрочем, для каких-либо суждений о сравнительном достоинстве умственного развития и учебной подготовки, даваемых в разных семинариях, указанные данные не представляют достаточных оснований, потому что из большинства семинарий (20) явилось по одному представителю и лишь из 11 семинарий – в несколько большем количестве. При этом необходимо иметь в виду и то, что одни и те же семинарии не редко дают и самых лучших писателей, и худших. Следовательно, в данном случае мы имеем дело с индивидуальными особенностями экзаменующихся воспитанников, а не с тем или иным достоинством общей постановки преподавания. устным, поверочным испытаниям. Для поверочного испытания по Св. Писанию Нового Завета весь священный текст был, применительно к семинарской программе, разделён на билеты, с глухим обозначением на них или только общего содержания известного отдела или же начальных слов отдела. Каждый экзаменовавшийся должен был найти указанный глухо билетом текст в Библии , истолковать славянский текст и отвечать на другие вопросы, большей частью по нахождению и толкованию параллельных к тексту билета мест, по объяснению малопонятных славянских слов, наприм.: котва, камык, споды, лехи и проч. Спрашивали и из всей семинарской программы. Не смотря на такую строгость поверочного испытания, все экзаменовавшиеся дали более или менее удовлетворительные ответы. Только один студент семинарии не нашёл текст, помеченный на доставшемся ему билете, но он легко нашёл другой текст и обнаружил удовлетворительные общие познания по Новому Завету.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007