Богомолец за Вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1895. 14 августа.     (Л. 57)+ Предобрейший Николай Иванович, Юлья Ивановна с Иваном и Лидией, деточками Вашими, буди на Вас благословение Господне! От всей моей души поздравляю Вас с окончанием Св[ятой] Четыредесятницы да еще поздравляю с преддверием Светлого Христова Воскресения, а встретить его в радости духовной и в здоровье. Известите меня, послал ли я 3 руб[ля] за «Вологодск[ие] епархиальные ведомости» на 1896-й год, после Нового года я собирался в Петербург, таки забыл. (Л. 57 об.) С 9-го января по 4-ое февраля я путешествовал в Петербурге, останавливался в лавре у митрополита Палладия, служил с ним три раза и торжествовал за столом и винца выпивал за Его здоровье. После Павла Ивановича Савваитова был в квартире, Александра Павловна угостила меня по старому знакомству, ея встретил ранее у одной моей знакомой Казанской милианерши за рояльей играющей с ей в четыре руки, как видно после Павла Ивановича идет по-старому хорошо. (Л. 58) Благодарение Господу, моя жизнь идет обычным путем покойно и здорово, да и постройками занимаюсь во вверенной мне обители. Как-то Вы здравствуете, мне бы весьма желательно было знать о Вас. Итак, пишите, передайте мой привет о.о. протоиереям Николаю и Богомолец за Вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1896 г. 5 P.S. С отцом ректором архимандр[итом] есть у меня расчет, он выдаст за меня 3 руб[ля].     (Л. 59)+Воистину воскресе Христос! Ваше высокородие, многоуважаемый друг Николай Иванович с Юльей Ивановной и с детками Вашими Иваном и Лидией, многая лета здравствуйте ! Премного благодарным остаюсь за Ваше пасхальное письмо и за уведомление о Вологодских духовных новостях. У митрополита Палладия погостил я три недели и три раза служил с ним; а в митрополите Палладии прибыло еще более добродушия, доступности каждому посетителю. (Л. 59 об.) У митрополита Палладия в день ангела за столом было до 100 особ, в числе были мы с о. архимандр[итом] Серафимом а заздравицу митро[политу] Палладию говорил один Павел Иванович Савваитов, и более никто не нашелся из-за разных причин, а Павел Иванович особенный человек, никому не подчинен, кроме воскресшаго Христа, и говорил свободно и прекрасно заздравицу. Мне только пришлось однажды быть у Павла Ивановича, а как-то время скоро пролетело три недели, да и много нашлось в Петербурге разных знакомых у меня. (Л. 60) Моя постройка храма идет обычным путем и когда освятить придется, это в руке

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

6.      Св. Апостола Фомы. 7.      Мч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария, Полихрония; мч. Пелагии тарсийской, преп. Сергия вологодск. и Сергия печерск.; обр. мощ. прп. Мартиниана белозерск. 8.      Прп. Пелагии и Таисии; свят. Пелагии девы; прп. Досифея верхнеостровского и Трифона вятского. 9.      Ап. Иакова Алфеева; прав.: Авраама и Лота; мч.: Еввентия и Максима; прп. Андроника и Петра; прп. Афанасии и Лоплии; св. Стефана сербск. 10. Мч. Евлампия и Феотекна; мц. Евлампии, преп. Феофила и Вассиана, блаж. Андрея тотемского; св. Амфилохия владимиро-волынского. Муч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водой из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно. 11. Ап. Филиппа, единого от седьми диакон; п. Феофана исповедник .; мц. Зинаиды и Филониллы; прп. Феофана печерск. Воспом. 7-го Всел. собора. Ап. Филипп, будучи только диаконом, крестил евнуха царицы Каппадокийской, но потому, что получил на это власть от Бога (2 прав. свв. апп. Петра и Павла в Кормч. л. 30); а раскольники-безпоповцы такой власти не имеют, значит, напрасно и ссылаются на пример св. ап. Филиппа. Пример евнуха царицы Каппадокийской ясно показывает, что никто сам собой не разрешает Писания, ибо в нем, как говорить св. Петр, много неудобовразумнтельного, что невежды и не утвержденные превращают, а потому мирянину нужно обращаться за разъяснением св. Писания к закононопоставленным учителям, каковы пастыри Церкви, а не толковать его по своему разумению, как, делают штундисты, пашковцы и др. сектанты. В 19 пр. 9 всел. Соб. прямо сказано, что нужно толковать свящ. Писание, «яко же божественнии отцы достигоша», а в толковании прибавлено: «яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша» (Кормч. 1650 г. л. 183). 12. Перенесение из Мальты в Гатчину св. креста, иконы Б. М. (Филермской) и десницы Иоанна Крестителя; свт. Космы маиумск., Мартина; муч.: Тараха, Прова и Андроника; Домники; прп. Амфилохия глушицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В половине XVII века Промысел Божий привел в запустевшую пустынь старицу Иулианию, из рода Белозерских дворян Медведевых, которая переселилась сюда из Московского Новодевичьего монастыря после своего чудесного исцеления. К Иулиании, восстановившей ветхую деревянную церковь и построившей около неё кельи, стеклись сестры, и таким образом вместо мужского в Семигородной пустыни на некоторое время явился женский монастырь. После смерти Иулиании (в 1643 г.), начальство над обителью приняла старица Мариамна, весьма много потрудившаяся над благоустройством и благолепием захудалой пустыни. После её смерти, немногочисленные сестры Семигородной обители разошлись, и она снова опустела. В 1651 году пустынь была подчинена царской грамотой Вологодскому Архиепископу Маркеллу, который назначил строителем её старца Арсения и переселил сюда несколько монахов. Семигородная женская пустынь опять обратилась в мужской монастырь. Из 49 строителей и игуменов, бывших настоятелями в Семигородной пустыни, особенно потрудились над её преуспеянием следующие лица: строитель Феофилакт I (1752–1755), начавший вместо прежних деревянных церквей воздвигать каменную двухэтажную церковь , которая после многих перестроек, существует до сих пор. Строитель Варфоломей (1803–1809), устроивший кельи и каменную ограду кругом монастыря, вместо брусяной ограды, построенной строителем Феофилактом II (1757–1764). Строитель Архимандрит Нектарий (1846–1869), своими ревностными трудами на пользу обители, заслуживший себе добрую и благоговейную память. Ныне настоятелем пустыни состоит игумен Антонин (Яблонский), деятельно заботящийся о процветании вверенной ему обители. Сообщение с обителью, благодаря проведению Архангельской железной дороги, улучшилось. (Семигородная Успенская пустынь. Издание игумена Антонина. Составил преподаватель Вологодск. дух. Сем. В. Лебедев. Вологда, 1902). 159 Дионисиево-Глушицкий монастырь расположен на севере России в 20–25 верстах от Семигородной пустыни. Основание ему положено было в начале XV столетия препод. Дионисием Глушицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

11. Св. ап. Варфоломея и Варнавы; п. Варнавы ветлужск.; Ефрема и Аркадия новоторжск. 12. Преп. Онуфрия вел., Петра афонского и Арсения коневск. свв. Иоанна, Андрея, Иракламвона, Феофила, п. Онуфрия мальск., Онуфрия и Авксентия вологодск.; Вассиана и Ионы (обр. мощ. 5 июня 1599) пертоминск.; Стефана комельск.; св. Анны кашинск. (откр. мощ. 1909 год.). О пр. Петре Афонском († 734 г.) раскольники-безпоповцы говорят то же, что и о пр. Феофане Антиохийском; см. выше под 10 числ. июня. В житии этого угодника Божия повествуется также, что он, будучи в мирском звании воеводой, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. В темничном заключении он усердно молился святителю Николаю, которого почитал своим особенным покровителем. Святитель явился узнику в сонном видении и сказал, что Бог не хочет скоро разрешить его от уз, потому что он согрешил тяжко, не исполняв данного Богу обета. Петр вспомнил, что обещал некогда принять монашество, но, увлеченный мирской суетой и почестями воинского звания, забыл свой обет. Дав решительное обещание исполнить этот обет, как только освободится от плена, Петр еще пламеннее стал молить угодника Божия о помощи. Св. Николай в другой раз явился Петру и сказал, чтоб он особенно молился св. Симеону Богоприимцу, который вместе с Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Предтечей находятся ближе всех к престолу Божию и имеют великое дерзновение пред Богом. Пламенная молитва узника действительно привлекла к нему благоволение Божие по ходатайству сих небесных предстателей. Петр уже не в сонном видении, но наяву видит, как предстали пред ним Симеон Богоприимец и святитель Николай, разрешили его от уз и увели не только из темницы, но и из земли неприятельской. 13. Мц. Анилины, св. Трифиллия, еп. Левкусии кипрския; мц. Антонины, пр. Анны и сына ее Иоанна; Андроника моск., Саввы. 14. Св. прор. Елисея, св. Мефодия, патр. константинограда; Мефодия пешношск., кн. Мстислава (Георгия), п. Елисея сумск. От прикосновения к мощам св. прор. Елисея мертвый воскрес (4 Дар. 13, 21); значит, мощи святых имеют чудодейственную силу и достойны почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

284 См. эти вещи в Московской синодальной ризнице Ср. Шушерин. Житие патриарха Никона стр. 33, Макарий, XII, 322 и пр. Не лишнее вспомнить заявление Никона во время суда, что он будет апеллировать к папе и пр. (Макарий, XII, 388, Соловьев, XI, 327). 287 У князя Б. Ф. Голицына сохранился любопытный современный портрет князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра I, в богатом польском костюме и казацкой прическе. В Древностях Российского Государства (IV, 22) есть изображение польского кафтана царя Петра Алексеевича. 289 Забелин. Домашний быт рус. царей. 177, 169. Его же, Домашний быт рус. цариц, стр. 433. Гутовкий же делал царевичу Петру «клавикорды и цымбалы». Забелин. Опыты II, 12. 293 Морозов. История русского театра. Спб. 1889, т. I, стр. 191. Носов. Хроника русского театра М. 1882. 294 Так, 26 дек. 1682 года, последовало поднесение поздравления Царевне и В. К. Софии Алексеевне от Лукашки Голоса, заключающего в себе титул и приветствие царевне, слово о воплощении Иисуса Христа, стихи для отроков и канонов на Рождество Христово в стихах (Румовский, Опис. Вологодск. собора рук. 50). О самом Лукиане Голосове см. Иконникова, Ближний боярин А. Ф. Ордын-Нащокин стр. 290. Ср. позднее книгу Slawa heroicznych dziel I. W. Pana В. Р. Szeremety roku 1698 przez Piotra Terleckiego (изд. О. Л. Д. П. VII). 295 Таков например Ездец в крепости своей враги своя побеждающий на коню скоро... стольнику князю Б. А. Голицыну 4 июля 1671 года на Москве явленный (Рук. И. П. Б. Погодина 1753). Книга, заключающая в себе генеалогические разыскания по Гваньини, Стрыйковскому и Меховскому, составлена каким-то Феодором Тышкевичем. 296 О языкознании в древней России (Ученые записки второго отделения Императорской Академии Наук книга I, Спб. 1854, особенно стр. 217 и след.) 297 Гамель. Англичане в России 1865, стр. 176. Заметим кстати, что в Повести о белом клобуке, приписываемой Герасимову, чувствуется влияние известной Donatio Constantini. 300 В Толковой псалтири (список XVI века) читаем; споспешницы же Максиму Греку сущу и латыньским гласом греческий язык изъявляющу Власие и Димитрии беша, Руси достоверни мужие и латыньскаго гласа зело искусни толмачи Великаго Князя и Самодержца всеа Русии Василия Ивановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Соч.: Основы христианской православной веры. Сан-Франциско, 1965 Апологетика. Сан-Франциско, 1973. Архив: АГЗ. Глотов (имя не установлено) см. Феодосий, иеродиакон. Глубоковский Николай Никанорович (6.12.1863, с. Кичменгский Городок Вологодск. губ. – 19.3.1937, София, Болгария), историк Церкви и богослов. Из семьи духовенства, сын сельского священника. Окончил Вологодскую Духовную семинарию (1884) и Московскую Духовную академию (1889), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории, магистр богословия (1890), преподаватель Воронежской Духовной семинарии (18901891), доцент С.-Петербургской Духовной академии (18911894), экстраординарный профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета (1894), член-корреспондент Российской Императорской Академии наук (1909), член Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде (19061907), эмигрировал в Болгарию (1920), профессор богословского факультета Софийского университета (19231937), приглашенный профессор Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19251931), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), почетный член Московской, Киевской и Казанской духовных академий и Парижского Св.-Сергиевского богословского института. Соч.: Блаженный Феодорит , епископ Киррский: В 2 т. М., 1890 Греческий рукописный евангелистарий. СПб., 1897 Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1902 Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу: В 3 т. СПб., 19051912 Православие по его существу. СПб., 1914 О втором послании св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Петроград, 1915 Христос и ангелы. Петроград, 1915 Дидаскалия и апостольские послания по их происхождению, взаимоотношению и назначению. Петроград, 1916 Искупление и искупитель. Петроград, 1917 Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1922 Послание к Евреям и исторические предания о нем. София, 1937 Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. Дж., 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раскольники, приемлющие австрийское священство, не особенно давно заявили, что обрели мощи свв. мучч. Дады, Гаведдая и Каздои; но эти мощи, по тщательном исследовании, оказались черкесскими трупами. 30. Свм. Григория арм. (335); мц. Рипсимии, Гаиании, п. Григория вологодск., Михаила, перв. митр. киевск., Михаила тверск. Октябрь 1. Покров Пресвятой Богородицы. Ап. Анании; мч. Домнина, примч. Михаила: преп.: Романа, Саввы вишерского. Ныне празднуемое событие ясно показывает почему общественная молитва в храме имеет великое значение: во время ее Сама Матерь Божия «с лики святых за ны молится Богу» и просит Его избавить нас от напастей и бед. Здесь же находится ясное свидетельство той истины, как важно для спасения нашего ходатайство Божией Матери и Святых, которых сектанты не хотят ни почитать, пи призывать в молитвах своих. Св. ап. Анания, не будучи священником, крестил ап. Павла, но потому, что получил на это власть от Бога (2 пр. свв. апп. Петра и Павла в Корм. л. 30). 2.      Свящ.-муч. Киприана; мц. Иустины; мч. Феоктиста; св. Андрея юрод.; благов, вел. кн. Анны кашинской; прп. Кассиана угличского; мч. Давида и Константина. 3.      Сещ.-м. Дионисия ареопагита ; муч. Рустика, Елевферия, прп. Иоанна хозевита, Исихия. 4.      Свм. Иерофея; мм. Петра, Давикта, Гаия, Фавста, Евсевия, Херимона; мц,.: Домнины, Виринеи (Вероники), Проскудии и Каллисфении; прп. Аммона и Павла; обр. мощ. свт. Гурия и Варсонофия; св. кн. Владимира новгородск.; св. Стефана. Свв. Гурий († 1503 Г.) и Варсонофий († 1576 г.), считали столь необыкновенным присутствовать за богослужением в храме Божием, что в старости, будучи не в состоянии ни ходить в храм, ни стоять на ногах, просили учеников своих свезти или снести в храм и там, сидя или лежа, слушали божественную службу. Пусть наши сектанты убедятся, как древнерусские предки наши, св. угодники Божии, почитали храм Божий и дорожили церковным богослужением! 5. Св.: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митр, московских; мц. Харитины, Мамельхфы, свм. Дионисия; п.: Дамиана, Иеремии, Матфея и Харитины; Григория (груз. ц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Перечень сокращений названий книг и журналов, употребляемых автором в сносках А. А, Эксл. I//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологическою экспедициею имя. Академии наук. СПб,1836. Т. I А. Ист. (Акт. Ист.) I, II, III//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. I-III Вел Мин. Ч. (Мак. ч. мин.), вып. I//Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием СПб, 1868. Вып. I (сентябрь, дни 1 –13) Владим сб. К. Тихонравова//Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Сост. и изд. 1C Тихонравов. М, 185 Волог. Губ. Вед.//Вологодские губернские ведомости. Вологда Вологодск. Епарх. Ведом//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда Времен. (Врем) Общ. Ист. и Др. Р. (росс,), X, 22 кн.//Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. М, 1851. Кн. 10; М., 1855. Кн. 22 Гласник 1867 г., кн. IV//Гласник Србског ученог друштва. Београд, 1867. Кнь. 21 (Кнь. 4 нов. реда) Голубинский Е. Ист. Р. Церкви//Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. СПб., 1880 Доп. к А. И. (Акт. Ист.), I, V//Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1; Др. (Древн.) Свят. Ростова В.// Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; 2-е изд. М, 1860 Ж. Илариона//Житие преосвященнейшего Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя. Памятник начала 18 века Казань, 1868 Ж. (Житие) Иосифа, соч. (сост.) неизвестным// Невоструев К. И. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Выи. 2. С. 77–152 (Ключевский цитирует житие но отд. оттиску с собственной пагинацией) Житие Никандра Псковского//Никандру, псковскому чудотворцу, служба с житием. М., 1799, 2-е изд. М., 1801 Ж. Феодосия//Служба Феодосию Тотеме кому с житием его. М., 1806 Жит. св. росс ц.//Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1856

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Лексема хинить (охинить), к которой можно привлечь как отглагольное образование слово охинея, не является фонетически изолированной формой в народных диалектах. У нее есть омонимы. Ведь слово охинея может стоять в связи не только с глаголом хинить, охинить, но и с глаголами хинеть, охинеть, также встречающимися в великорусских говорах. Необходимо произвести семантическую классификацию в пределах этих созвучных словесных сфер, чтобы или отделить от них всех, или решительно притянуть к какой-нибудь из них слово охинея. § 7. Устанавливаются три созвучных с глаголом хинить – охинить категории диалектических слов, в которых пока за отсутствием данных затруднительно с полной ясностью разобраться. 1 . Известны единичные примеры лексемы хинеть со знач. «бедствовать из-за средств, хиреть». В «Материалах для словаря Вятского говора» Н. М. Васнецова дана как будто сюда относящаяся форма: хинéть – «скудать; как бы хныкать, печаловаться от бедности, бедствовать из-за средств». В пояснение приводится изречение: «Хоть и не богаты, да не хинеют соседи» (с. 334). Других примеров употребления глагола хинеть с тем же кругом значений мне найти не удалось. Тут узел вопроса запутывается. Показание Васнецова (с. 334) вызывает много недоразумений. Кажется, им спутаны две лексемы – хинéть и хúнькать. Хúнькать (иногда даже ханькать) (ср. Богораз, Обл. сл., с. 151) – лексема, широко распространенная в народных говорах, ее значение – «хныкать, плакать»; указания на нее можно найти, напр., в сообщениях из Вост. Сиб. (Прогр. 160), в Архиве геогр. об-ва 7, с. 38 (относительно Вологодск. губ., Кадниковск. у.), в вологодск. губ. Вед[омостях] 1866 г. с. 226 (относительно Сольвыч., Волог.), в Зап. Казанск. ун-та, 1857 г., 11 (Новг., Белоз.) и мн. др. Ср. в Опыте обл. влкр. словаря: хинькать, гл. ср. Плакать тихомолком, хныкать. О чем ты хинькаешь? Арханг. Шенк. Волог. Сольвыч. Перм. Верхот. Усол. Тобол. (с. 247). Слово хинькать не чуждо и другим славянским языкам. Ср. «Rjenik hrvatskoga ili srpskoga jezika»: hnkati (с. 605). В собрании народных песен у Соболевского:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Диалектная форма барáш »баран» (вятск.) относится к рассмотренным выше названиям барана с междометной подзывной основой бар– так же, как форма крякáш «утка кряква» – к кряка »то же» и к звукоподражательной междометной основе кряк-. И здесь опять далеко не очевидная на славянской почве словообразовательная связь между формами баран и бараш проясняется сквозь призму архаичного литовского словообразования, отраженного в гидронимии: барáн барáш Ramõnas: озеро Ramõšius (Vanagas, 272). Мнение о заимствованном характере рус. баран, высказывавшееся в литературе, представляется малоправдоподобным – в связи с рассмотренным выше материалом. Ссылка на расхождения в корневом вокализме bar-/bor-/ber- (Sadnik, Aitzetmüller 1968: 240) не убеждают в иноязычном происхождении рус. баран/боран/чеш. beran «баран». Все три типа огласовки отражены в русских диалектных формах бáрька »овечка»/бóрька «баран» (ср. лит. burìk »овечка»)/«поддельная мерлушка на зимней шапке» ← (вологодск.). 211 И во всех трех случаях засвидетельствованы подзывы с той же огласовкой: баря, барь (лит. barè, barì), бóря (лит. burè) и берь (пензенск.). Попытка О. Н. Трубачева объяснить огласовку др.-рус. боранъ и чеш. beran действием диссимиляции (ЭССЯ, I, 137) никак не может быть признана удачной. Во-первых, если взять действительный (а не мнимый) тюркизм – кабан, то от него почему-то не засвидетельствовано ни одной формы с подобного рода диссимиляцией. Во-вторых, ни у подзыва барь, ни у слова бáрька не было никаких условий для диссимиляции. Между тем, все три типа огласовки полностью совпадают у подзывов и у слов баран, боран, beran. Поэтому излишне категоричный вывод О. Н. Трубачева: «вне всяких сомнений слово вагапъ заимствовано слав, языками» из тюркского (ЭССЯ, I, 137–138) – следует столь же категорично отвергнуть. Из других названий овцы, имеющих близкие образования в диалектах литовского и русского языков, можно отметить лит. kùc «овца» (в языке детей), kucà »подзыв овец» и рус. кыча «овца» (вологодск., архангельск.), кытя »то же» (в разговоре с детьми – курск., тульск.), кыть-кыть " подзыв овец " . Здесь русские и литовские формы различаются лишь количеством гласного u: > лит. kùc (с детской артикуляцией), ktia > кыча (как > свча).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007