8 . Бездна бездну призывает во гласе хлябий 280 Твоих. С Евр.: «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих». Так как в Св. Писании под множеством вод иногда разумеются многие и великие бедствия ( Пс. 31:6 ; Ис. 8:8, 19:13, 28:2 . Дан. 11:0 и др.), то под бездною здесь можно разуметь множество бедствий; т.е. бездна несчастий вызывает или влечет за собою другую бездну зол, когда по Твоему повелению, Господи, открываются небесные хляби бедствий, как открываются иногда хляби или источники водные ( Быт. 7:11 ). Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. С Евр.: «Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною». Симмах перевел весь этот стих так: «Бездна встретилась с бездною от шума потоков Твоих. Бури Твои и волны Твои прошли надо мною». Высоты и пр. т.е. сильные несчастия, как бури, разразились надо мною, как волны моря, покрыли меня. Св. Афанасий под бездною и гласом хлябий разумеет падение града, чудесно поразившего иноплеменников при Самуиле ( 1Цар. 7:9–10 ) 281 , под высотами и волнами – высокие волны Чермного моря во время перехода чрез него Евреев из Египта. Бл. Феодорит разумеет многочисленные бедствия от неприятелей в обетованной земле. «Бездною, – говорит он, – пророк называет воинские ряды, и чрезмерное их множество уподобляет неизмеримым водам, а сделанное ими – древнему потопу, опустошившему целую вселенную. Поскольку воинство уподобил бездне, то удержал то же иносказание, и нападения воинства назвал волнами и бурями». 9 . В день заповесть Господь милость Свою. Заповесть – предложил, или проявил. С Евр.: «Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей». Т.е. проявил ли, оказал ли Господь днем какую-нибудь милость, уже ночью есть у меня благодарственная песнь Ему, есть и молитва Богу жизни моей. «Зная ниспосылаемую всегда Богом милость и ночью размышляя о сем сам с собою, пою и песнословлю так Промышляющего о нас. Но приношу Ему и прошения, умоляя о том, чтобы и мне не быть лишену сего человеколюбия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под милостию разумеет здесь чудесное избиение 185 тысяч Ассириан ночью ( 4Цар. 19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Вси языцы, елики сотворил еси, приидут, и поклонятся пред Тобою Господи, и прославят имя Твое. «Истину сего пророчества, – говорит бл. Феод., – показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего». 10 . С Евр.: «Ибо Ты велик, и творишь чудеса; Ты, Боже, един Ты». 11 . Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. С Евр.: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей, утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Т.е. да возвеселится сердце мое, но так, чтобы вместе оно боялось Тебя, дай радость благочестивую, богобоязненную. «Кто приобрел благоговение к Богу, – говорит св. Афанасий, – тот любит житие, согласное с законом, а таковая жизнь есть матерь веселия. А потому пророк справедливо предполагал, что сердце его возвеселено будет страхом». То же и бл. Феод. 12 . С Евр.: «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим, и славить имя Твое вечно». 13 . Избавил еси душу мою от ада преисподнейшего. С Евр.: «Ибо велика милость Твоя ко мне; Ты избавил душу мою от ада преисподнего», т.е. избавил от смертных опасностей. Подоб. Пс. 29:4, 77:4, 93:17 . «Сим изобразил пророк, – говорит бл. Феод., – великость опасностей, ибо и Бож. Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною погибелью; посему-то таковые опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим». 14 . Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных 503 взыскаша душу мою. С Евр.: «Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей; не представляют они Тебя пред собою». Т.е. враги Давидовы искали смерти его, а Ассирияне искали смерти Езекии. Св. Афанасий под законопреступными разумеет полчище демонов, восставших на Давида. Не предложиша Тебе пред собою – «не привели себе на мысль Твоего промысла» (Бл. Феод.). 15 . С Евр.: «Но Ты, Господи, Боже щедрый, и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». 16 . Даждь державу Твою отроку Твоему, т.е. дай рабу Твоему силу противустоять притеснителям. С Евр.: «Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Неси мене затворил в руках вражиих. Т.е. хотя я и был окружен врагами, находился в их сетях, но Ты, Господи, не только не оставил меня в руках врагов, не предал меня им, но еще поставил на пространне нозе мои, т.е. соделал свободным от стеснений, – «освободил от скорби, дал мне покой и простор» (Св. Афан.). Можно разуметь здесь избавление Давида от опасностей во время гонений. В следующих стихах Давид говорит о настоящих новых бедствиях. 10 . Смятеся яростию 206 око мое, душа моя и утроба моя. «Как оком называет, – говорит св. Афанасий, – ум в душе, так утробою – память в душе, в которую, как в утробу, влагаем разумную пищу. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа Иудейского». «Утробою, – говорит бл. Феодорит, – пророк назвал здесь таибницу помыслов; потому что в смятение приведены были помыслы, а не утроба». С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне: иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя». 11 . Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих. «Всю жизнь мою, говорит пророк, расточил я в болезнях и слезах». Изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Бл. Феодорит и св. Афанасий видят здесь намек на голод во время гонений, от которого страдали сильно Давид и сопутники его в пустыне, после бегства из Иерусалима ( 2Цар. 17:28–29 ). С Евр.: «Ибо истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; ослабела от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли». 12 . С Евр.: «От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня». 13 . Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Т.е. сердца людей забыли меня, как забывают мертвого, самая память о мне истребилась из сердец их; для них я был то же, что сосуд погублен – т.е. как негодный разбитый сосуд, о котором не думают, не обращают на него внимания. С Евр.: «Я забыт в сердцах как мертвый, я как сосуд разбитый». «Все отреклись от меня, говорит пророк, как от погибшего сосуда, как от мертвеца, вселившегося во гроб» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   Апостольское благовестие гласит: Духом Святым мы обитаем в Боге и Бог в нас (1Ин.4:13). «Да, по данной нам благодати Духа мы обитаем в Боге и Бог в нас. И так как Дух, обитающий в нас, есть Божий, то и мы, имея в себе Духа, справедливо считаемся пребывающими в Боге, а (тем самым и] Бог пребывает в нас... Однако без Духа Святого мы чужды Богу и далеки от Него. Через общение же с Духом Святым мы сочетаваемся с Божеством. Поэтому быть нам во Отце есть не наше, но сущего и обитающего в нас Духа Святого, доколе храним Его в себе исповеданием веры... А отпадают от Духа Святаго по причине пороков». «Неправо (κακως — «худо», «неверно») мудрствующие о Духе Святом не рассуждают правильно (καλως — «здраво», «как подобает») и о Сыне. А если бы они правильно (ορθως — «православно», «истинно») рассуждали о Слове, то здраво (υγιως) рассуждали бы и о Духе, Иже от Отца исходит, и собствен Сыну, и от Сына подается ученикам и всем в Него верующим. Заблуждаясь в учении о Духе Святом, еретики не имеют здравой веры и в Отца. Ибо противящиеся Духу Святому... отрицают и Сына (Деян.7:51), а всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1Ин.2:23)».    В Богочеловеческом домостроительстве спасения всё, в конце концов, сводится к подвигу отроичения, ибо всё совершается от Отца через Сына в Духе Святом. Вот основная мысль, богомысль святого Афанасия Великого: «Духом Святым Отец через Сына всё приводит к совершенству и обновлению». «Апостольская вера гласит: Пресвятая Троица нераздельна и [есть] едина Сама с Собой. Если именуется Отец, Ему сосуществуют Его Слово (=Сын) и в Сыне Дух. И если именуется Сын, то в Сыне — Отец, и Дух не вне Слова. Ибо одна благодать восполняется от Отца через Сына в Духе Святом. И едино Божество: Один Бог, Который над всеми, и через всех, и во всех (Еф.4:6)».    Без сомнения, по апостольскому благовестию святого Афанасия Великого, вся Богочеловеческая жизнь членов Церкви есть не что иное, как триединый подвиг: облечения во Христа, обожения, отроичения, — через святые таинства и святые добродетели, всегда преисполненные Пресвятой Троицей, присно ведомые и руководствуемые Отцом через Сына в Духе Святом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   Удивился царь и весь синклит его; Афанасий волхв также пришел в недоумение. Через некоторое время, царь сказал мученику:    – До каких пор, Георгий, будешь ты удивлять нас деяниями твоими, доколе не поведаешь нам истины, какими волшебными кознями ты дошел до презрения причиняемых тебе мук и остаешься невредимым от смертоносного пития? скажи всё поистине нам, желающим тебя выслушать с кротостью.    Отвечал блаженный Георгий:    – Не думай, о царь, что я не обращаю внимания на муки, благодаря человеческому умышлению. Нет, я спасаюсь призыванием Христа и Его силою. Уповая на Него, по таинственному Его научению мы ни во что считаем муки.    И сказал Диоклетиан:    – В чем же состоит таинственное научение Христа Твоего?    Георгий отвечал:    – Он ведает, что ваша злоба ничего не достигнет, и научил Своих слуг не бояться убивающих тело, так как они не могут убить души. Ибо сказал Он: «но и волос с головы вашей не пропадет» (Лук. 21:18), «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк.16:18). «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» (Иоан. 14:12). Услышь, о царь, сие неложное Его обещание нам, о котором я вкратце говорю тебе.    – Какие же это дела Его, о которых ты говоришь? – спросил Диоклетиан.    Отвечал святой:    – Слепых просвещать, очищать прокаженных, подавать хождение – хромым, слух – глухим, духов нечистых изгонять, воскрешать мёртвых – вот сии и подобные сим дела Христовы.    Обратившись к Афанасию волхву, царь спросил его:    – Что ты скажешь на это?    – Удивляюсь, – отвечал Афанасий, – как он надругается над твоей кротостью, говоря ложь в надежде избежать державной руки твоей. Мы, наслаждающиеся ежедневно многими благодеяниями бессмертных богов наших, еще никогда не видали, что бы они воскресили мёртвого. Сей же, уповая на человека мертвого и веруя в распятого Бога, без стыда говорит, что Он совершил великие дела. Так как Георгий перед всеми нами исповедал, что Бог его – совершитель таковых чудес и что верующие в Него приняли от Него неложное обещание, что и они будут творить такие дела, какие и Он сотворил, то пусть Георгий воскресит мертвеца пред тобою, о царь, и пред всеми нами. Тогда и мы покоримся его Богу, как всемогущему. Вот отсюда издали видна могила, в которой недавно положен мертвец, которого я знал при жизни. Если Георгий воскресит его, то воистину победит нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  2.5 как учит Православная Церковь о тлении и смерти   Иначе, чем проф. Осипов, учит Церковь о тлении и смерти. " Бог создал человека для нетления " и во образ собственной Своей вечности: " но завистью диавола вошла в мip смерть " (Прем. 2:23-24) " пишет св. Афанасий Великий в " Слове о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти " . " Бог сотворил человека, и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении. Но... преступление заповеди возвратило человеков в естественное состояние, чтобы, как сотворены были из ничего, так и в самом бытии, со временем, по всей справедливости потерпели тление. Ибо, если, некогда по природе быв ничто, призваны в бытие явлением и человеколюбием Слова, то следовало, чтобы в людях... истощилось и продолжающееся навсегда бытие. А это и значит, разрешившись оставаться в смерти и тлении. Ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен, но по причине подобия Сущему, если бы сохранил его устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление и пребыл бы нетленным " Введя человеков в рай Свой, Творец " дал им закон, чтобы если сохранят благодать и пребудут " добры " , то, кроме обетования им бессмертия на небесах, и жизнь их в раю была беспечальна, безболезненна и беззаботна, а если впадут в преступление и, переменившись, сделаются худы, наперед знали о себе, что в смерти претерпят естественное тление и не будут жить более в раю, но умирая уже вне его, останутся в смерти и тлении. На это же указывает и Божественное Писание, говоря от Лица Божия: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:16-17). " Смертью же умрешь " , что иное значит, как не только необходимость умереть, но и оставаться в тлении смерти? " Итак, мы видим, что св. Афанасий Великий, в полном согласии с Писанием и церковным Преданием, учит о двух смертях. Одно тление было по естеству, и таким (тленным, и в этом значении смертным) человек стал не после грехопадения, как учит проф. Осипов, а был таким - то есть ничем - даже до сотворения.

http://moral.ru/Osipov.htm

    Отец соизволил и вместе с Словом своим создал Ему тело, а Дух содействовал: ибо одно действие и одна сила у Троицы. Воплотилось же одно Слово, а не Отец, или Дух; и это для того, как говорит Афанасий Великий , чтобы Сын пребыл Сыном и, как есть Сын, безстрастно (родившийся) от Отца, так пребыл бы истинно Сыном, и родившись от Девы, истинно пребывая и называясь Сыном. Причина же воплощения – крови Девы. Ибо, как в начале Бог и из другого вещества мог создать человека, но не восхотел, и это справедливо: потому что человек, оставаясь непричастным сему созданию, не мог бы жить в нем и иметь с ним общение: так, и совершая возсоздание человека, Он восхотел принять на Себя не другое какое либо вещество, чтобы падшее естество наше не осталось в своем падении. И в самом деле, если бы Он принял плоть не от кровей Девы, происходящей от Адама: то как бы Он сроден был людям, или как мы получили бы освящение от Бога, или как ожили бы мы, умерщвленные, когда бы не пришла к нам Жизнь? Сказано: и воплотившагося от Духа Свята: потому что и по плоти Он родился безсеменно и безстрастно, действием Божественного Духа.     И Марии Девы.     Поскольку от Нее Он истинно и воплотился, и родился, как предсказали Исаия и другие Пророки, и принял тело подобное и одноестественное нам, а не чуждое.     И вочеловечшася.     Это сказано для означения того, что Он соделался совершенным человеком, в утробе тотчас явился истинным младенцем, естественно питался и родился (совершенным) младенцем. Не упразднял Он природу, но исправлял ее свойства, как говорит Афанасий Великий , возрастая, питаясь и спя, и повинуясь как истинной Матери, так и мнимому отцу. Итак, хотя были в Нем и вышеестественные свойства, но вместе с тем Он не отвергал, сколько это было возможно, и того, что безукоризненно по естеству; и оно было в Нем совершенно, как по телу, так и по душе, которая была в Нем разумная и словесная, самовластная и свободная. Вот что означает слово вочеловечшася, направленное против тех богохульников, которые говорят, что Господь не восприял души, и пустословят, что вместо души Ему достаточно Божества, – которые несмысленно почитали всесвятое Его тело бездушным и думали, что Он не по свободному самовластию души повинуется Отцу, что Слово приняло и принесло Отцу не совершенного человека за совершенного падшего человека, но несовершенного, так что, по учению этих нечестивцев, остается совершенно неисцельною досточтимейшая часть нашего существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

— Тебе говорю, скверный, зачем и как ты смел прийти сюда? Эфиоп посмотрел на него с гневом, будто хотел его съесть, и сказал: — Я услышал, что ты здесь, и пришел сокрушить тебя с твоими овцами. Святой же сказал ему: — Немощной! Ты сам сокрушен и меня ли хочешь сокрушить? Я видел, как один подвижник боролся с вами, и тридцать ваших бесов изнемогли в борьбе с ним, кто же не посмеется над вашей немощью! — Не удивляйся этому, — сказал диавол, — если бы я имел прежнюю силу, мне бы ничего не стоило сокрушить тебя, но с тех пор, как Иисус был распят, я действительно немощен. Святой отвечал: — И теперь, если я помолюсь моему Христу, то что с тобой будет, бесстыдный? — Я знаю, — отвечал диавол, — что ты многое можешь, но не делай мне зла, я уйду из твоего города и больше не стану подходить к нему. Увидев это, святитель возблагодарил Бога, что Он хранит его и соблюдает паству его от лукавого беса. После недолгого управления Церковью Христовою, святой Нифонт приблизился ко времени своей кончины, которую он предузнал за три дня. Пришел тогда к нему и великий Афанасий, бывший прежде архидиаконом, а потом, по смерти Александра, занявший престол Александрийской церкви [ 9 ]. Ему заблаговременно было возвещено Богом о близкой кончине Нифонта, и он пришел посему со всем клиром своим в последний раз проститься с угодником Божиим. Нифонт, увидев Афанасия, спросил его: — Зачем ты трудился, блаженный отче, приходить ко мне, грешному человеку? — Я узнал, — отвечал Афанасий, — что ты завтра уходить в вышний Иерусалим, и пришел побеседовать с тобой, прошу тебя, когда предстанешь перед престолом Божиим, помяни и меня там, чтобы и мне получить милость от Господа. — И ты, отче, — сказал святой, — когда совершаешь божественные службы, поминай и мою худость. В эту же ночь святой Нифонт долго молился о себе и о своей пастве. И явился ему ангел Господень с утешением и известием, что ему уготован вечный покой. Во время утреннего пения он начал тяжко страдать от телесной болезни, и посему сказал своему ученику:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Φειδας. Προποθσεις. – Φειδας Β. Προποθσεις διαμορφσεως το θεσμο τς Πενταρχας των πατριαρχων. θναι, 1969. 1 Общее сопроводительное письмо к книге, разосланной каждому из греческих архиереев. – Примечание редакторов русского перевода (далее обозначаются как Ред. или добавляются в квадратных скобках). 3 Ср., в частности: Δοσθεος. Δωδεκβιβλος. 4 Σ. 301:31–302:4. «И епископу иметь место Господа, как после Него главе Церкви, которую он получил, и заметь, что если каждый епископ является главой Церкви, которую он получил после Христа, нет между епископом и Христом третьей главы (οκ εστιν να μεταξ το ’Επισκπου και το Χριστο τρτη κεφαλ), так что Папа не является главой всех Церквей или главой всецелой Церкви как епископ всех». 6 Об этом просил Господь Отца в Своей Архиерейской молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21–23 ). Свт. Афанасий Великий описывает единство членов Церкви как неразрывное единение, в котором Христос соединяет нас через дарование Святого Духа, Своей Божественной благодати: «Прошу, и тии едино да будут – по телу во Мне и по его совершенству… Ибо все мы, приобщаясь от Него (к Духу), делаемся единым телом, имея в себе Единого Господа» (Athanasius Alexandrinus. Orationes contra Arianos//PG. 26. Col. 369; [ср.: Афанасий Великий , свт. Творения. Сергиев Посад, 1902. Ч. 2. С. 398]). Равным образом тот же великий святой дает нашему единству и триадологический смысл: «Поскольку Слово во Отце, а Дух дается Словом, то хочет (Господь), чтобы мы приняли Духа, и когда примем Его, тогда, имея в себе Духа Слова, сущего в Отце, чтобы оказались и мы по Духу соделавшимися едино в Слове, а через Него – и в Отце. А когда говорит ‘‘как Мы’’, это значит не что иное, как пожелание, дабы сходящая на учеников таковая благодать Духа стала непреклонной и непреложной» (PG. 26. Col. 376; [ср. Творения. Ч. 2. С. 401]).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Анна С. 15 января 2013, 20:00 Спаси Господи. р.б.Сергий 15 января 2013, 17:03 " И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. " (Лk.,VI,19) СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! р.б.Сергий 15 января 2013, 16:40 " Ты осудил другого человека? Бог тут же оставляет тебя. Бог не может находиться там, где имеет место осуждение. " : - Думаю, что БОГ НИКОГДА НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАС. Промыслом Божиим ОСТАВЛЯЕТ НАС БЛАГОДАТЬ ЕГО, когда мы " ОТВОРАЧИВАЕМСЯ " от НЕГО и " ИЩЕМ СВОЕГО " . Слава Богу, даровавшему нам победу Господом нашим, Иисусом Христом! р.б.Сергий 15 января 2013, 14:48 (Лк. 18: 13.): " Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел ОПРАВДАННЫМ в дом свой БОЛЕЕ, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. " - НО НЕ ОСУЖДЕННЫМ! Ибо в данном случае Господь дает нам понимание обращения к Богу НОВОГО и ВЕТХОГО человека! " НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ... " СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Низкий поклон владыке Афанасию и переводчику! Храни Вас БОГ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Владимир 15 января 2013, 14:20 Слава Богу! Очень хорошо и понятно написана статья. Ирина, Киев 15 января 2013, 14:16 " Подай ему, Господи, даруй ему, Господи, многая лета, многая лета, многая лета! " Кланяюсь дорогому митрополиту Афанасию. Спаси, Господи. всех трудящихся на сайте Сретенского монастыря. Спаси, Господи, переводчика Станку за добрый труд Христа ради. Радость большая сейчас в душе, а слова лишь одни: " Слава Тебе, Господи ! Спаси рабов Твоих! " инна 15 января 2013, 13:14 Спасибо большое, замечательная и поучительная статья. Владимир 15 января 2013, 12:37 Простите, значит я не имею право осуждать допустим педофилов которые губят тела и души наших детей, а только молиться за них что ли? В прошлом году в Берлине осудили учитилей с детской железной дороги, ублажающих себя годами этим грехом и получили они по году - два условно, кастрировать таких надо, извините.

http://pravoslavie.ru/58777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010