27 . Ядят убозии, и насытятся. «Сим, – говорит св. Афанас., – выражается провозглашение о призвании язычников». Т.е. насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. И восхвалят Господа взыскающии Его». Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди» – учения, Бож. вечери, благодати и т.п. (Бл. Феод.). Жива будут сердца их в век века. Т.е. души верующих, до обращения своего бывшие мертвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истинною жизнию и получат вечную жизнь. С Евр.: «Да живут сердца ваши во веки»! 28 . Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли. Т.е. доселе народы земли, как бы забытые Богом, тогда воспомянутся Им, призовутся ко спасению чрез Евангелие и чудеса, тогда и они обратятся ко Господу, войдут в Церковь великую. С Евр.: «Вспомнят, и обратятся ко Господу все концы земли». Т.е. все народы земли уверуют, познают своего Творца Бога истинного, Коего забыли, и обратятся. И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Концы земли, отечествия язык, – все страны, все народы и племена людские поклонятся Богу истинному (Бл. Феод.). 29 . Яко Господне есть царствие, и той обладает языки. Причина, почему не одни Иудеи, а все народы земли войдут в Церковь Христову и поклонятся Богу истинному, – потому, что Бог сей есть Бог не Иудеев только, но и всех народов, Творец человеческого естества; следовательно, обо всех заботится, всем одинаково желает спасения ( Рим. 3:29 . Бл. Феод., св. Афанасий). 30 . Ядоша, и поклонишася вси тучнии земли. Прошедшее вместо будущего. Будут есть и поклоняться тучные земли, т.е. богатые и славные земли, уверовавшие в Господа, цари и вельможи – будут вкушать и насытятся благ от Бож. трапезы, которую уготовал Господь верующим во имя Его. Акила и Симмах вместо: тучнии перевели: «все знатные и богатые». «Называет их тучными по питательности Божественных словес», говорит св. Афанасий. Пред Ним припадут вси низходящии в землю – т.е. преклонятся пред Господом все умирающие, смертные, все люди, сходящие во гроб, в могилу; по св. Афан., «впадшие в гибель и тление, потому что не видели Господа»; по бл. Феод. умершие, которые, по воскресении своем, одни добровольно, а другие невольно, из страха, поклонятся Богу ( Фил. 2:10–11 ). Душа моя Тому живет, т.е. Богу Отцу, для Него живет, Ему повинуется. С Евр.: «Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть, и не могущие сохранить жизни своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Общее содержание Ordo передаётся в заглавии следующим образом: «во имя верховного Бога начинается сокращённое изложение церковного устава (breviarium ecclesiastici ordinis), каким образом в общежитиях верно служащие Господу, по установлению кафолической и апостольской Римской церкви и по порядку устава св. Бенедикта, должны совершать службу при отправлении мисс, также в праздники святых и во время дневного и ночного богослужения, на круглый год, с Божией помощью, как предано в святой Римской церкви мудрым и достопочтенным отцам». Согласно с распорядком западного церковного года, устав начинается с адвента, обнимает праздник Рождества Христова и период, за ним следующий вплоть до Великого поста; далее следуют правила о паремиях на целый год, о совмещении праздников господских и богородичных с службой воскресной, об особенностях службы по триоди постной (период этот, начинающийся приготовительными неделями к посту называется у них septuagesima) о службе страстной недели и пасхального дня, и всё это заканчивается краткими указаниями на счёт следующих недель пятидесятницы, от которых уже следует переход к адвенту. На утрене упоминается шестопсалмие; оно читается круглый год кроме пасхальной недели (§ 2); за ним следует «Бог Господь» на глас (§ 3) и кафизмы. В большие праздники кафизм не полагалось, именно в Пасху, Пятидесятницу (§ 9); в праздники, имеющие попразднство, вслед за «Бог Господь» (υθς), т.е. минуя кафизмы, читали канон. От Пасхи до Воздвижения полагается одна кафизма, а с этого времени до Великого поста – две (§ 13. Афанас. 204). В Великий пост по Афанасиеву начертанию – три (204), а по студийскому – четыре (§ 14). Между кафизмами полагаются чтения и седальны (καθσματα) Они называются также «τροπρια τν καθισματων»; когда их полагалось два, между ними произносили стих, называемый μεσοστχος (§ 13). В субботу за первой кафизмой следовали непорочны (§ 12). Далее упоминаются: 50-й псалом, степенны (§ 3), прокимен «всякое дыхание», евангелие, воскресение Христово видевше (§ 6), канон с чтениями, по 6-й песни кондак (о пасхальной утрене Афан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Мертвым, которые разрешились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и сделаться зрителями чудес Твоих. Афанас. и Феодор.: то есть чудес, в которых открывается правда Твоя. Пс.88:11. Ты смирил еси, яко язвена, гордаго. Гордым называет фараона. Феодор., Афан. указывают на Господа Иисуса Христа, когда Он запретил морю и ветрам и ученикам дал власть наступать на змию и скорпию и на всю силу вражию ( Лк.10:19 ). Ст.15. Правда и судьба уготование престола Его, то есть суть свойства Его Царственного владычества. Ст.16. Ведущий воскликновение; воскликновение означает песнь после победы. Ведущий воскликновение суть те, которые получили повод воспевать песнь победы и получили к ней привычку, говорится пророчески о христианстве. Афан. Пс.89:4. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Не остави нас совершенно погрузиться в бедственное и уничиженное состояние; ибо Ты сказал: обратитеся сынове человечестии; для избежания от бедствий дал нам средство, чтобы мы обращались к Тебе. Мысль сию Афанас. поясняет изречением пророка Иеремии ( Иер.3:22 ): возвратитися сынове возвращающиеся и изцелю сокрушение ваша. Не отврати совершенно нас в уничиженное состояние, ибо мы и без того ничтожны пред Тобою, исчезаем от Твоего гнева. Ст.8. В просвещение лица – открыто пред Тобою. Ст.9. Лета наша яко паучина поучахуся – как паутина, тянется и скоро рвется. Ст.11. И накажемся Афан. читает: да приидет кротость Твоя на нас, и накажемся – наказуй нас кротко; мы почувствуем сие кроткое Твое наказание. Пс.91:8. Яко да потребятся. Но они потребятся в век века; или: о, ежели бы они потребились во век века. Ст.12. Феодор. соединяет так: воззре око мое на враги моя, и востающия на мя лукавнующия услышит ухо мое, то есть я увижу низвержение вратов моих и лукав-нующих против меня; или, по крайней мере, о сем услышит ухо мое. Пс.93:15. Дóндеже правда обратится на суд, и держащиеся ея еси правии сердцем. Бог не оставит людей Своих, доколе Сам Он, Высочайшая Правда, не придет судить вселенной и доколе не восторжествуют держащийся ея еси правии сердцем. Пс.95:7. Отечествия язык

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Возлияния, которые язычники приносили мертвым. Феодор. Он же под мертвыми разумел богов языческих. Ст.33. Разнствова устном а своима. Выразив в словах некое сомнение, ударил о камень и извел воду. Ст.38. Убиена бысть земля их кровми; земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Пс.106:30. Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились. Пс. 110:3. Изыскана во всех волях Его – точно соответствуют всем Его хотениям. Пс.113:22. Да приложит Господь на вы... и на сыны ваша. Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших. Пс.114:8. Благоугожду пред Господем во стране живых. Господь избавил душу мою от смерти, а я, оставшись в живых, буду угождать Господу. Феодор. и Афан. разумеют о будущей жизни. Пс.117:5. И услыша мя в пространство; то есть вывел из тесноты скорби на пространство мира. Афанас. под пространством разумеет избыток наград за претерпение скорби. Пс.4. 2 . Феодор.: доставляет утешение более самой скорби. Пс.118:32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Боже! Когда Ты освободил сердце мое от пристрастий мира, которые стесняли его, и соделал его сосудом любви к Тебе и ко всем человекам, тогда я легко потек по пути Твоих заповедей; или – удобно стал исполнять закон Твой, потому что исполнение закона есть любовь. Пс.119.4. Угли пустынные, – опустошающие, см. отд.1. Ст.5. Селения Кидарския. По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее – к бегству Давида. Пс.120:5. Господь покров твой на руку десную твою. Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. Щит – как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. Ст.6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе. Пс.121:3. Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст.5. Тамо седоша престолы на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

В один из базарных понедельников подвыпивший учитель наш приводит с собой крестьянина, мелкого торговца барашками, поросятами, птицею и пр. и покупателя тряпья, шкур и других отбросов. По-тамошнему такие торговцы именовались «тарханами». Вошел торговец, как следует помолился Богу, поздоровался с хозяйкою за руку, как знакомый поставщик некоторых необходимых в хозяйстве предметов. Она спросила его, зачем он пожаловал. — Да вот, Лукерья Федоровна, хочу выучиться чичеру (цифрам). По-печатному кое-что читать и записывать маракую, а чичеры не знаю, а для торговли это необходимо. Василий Назарович в два базарных дня обязался выучить цифрам. Пока он разговаривал с хозяйкою, учитель положил на стол аспидную доску и грифель, усадил торговца к столу и начал обучение: пиши первое вот так, проводи палочку, как кол, и баста, так-так, молодец! Пиши теперь вторую, но с нею долго мучились и все-таки это кое-как было написано. Перешли к третьему знаку, тут уже совсем плохо ладилось и третье не выходило что-то. Учитель начал раздражаться, а у торговца, вероятно от страха или от выпитого, замутилось в глазах и тряслись руки. Ну, говорит учитель, бестолковый болван, пиши четвертое, а к третьему возвратимся после. Но из четвертого, сколько ни бились ученик и учитель, ничего не выходило. В крайнем раздражении схватил учитель линейку и начал наносить-торговцу побои по рукам, которые он не успел спрятать, и потом по чем попало; до того, пока линейка не поломалась. Наконец учитель, произнеся самые площадные слова, с ожесточением вытолкал его за дверь. Вслед за торговцем вышел и крестьянин, пришедший с ним пользоваться учением чичера, и на дворе говорит ему: — Эх, Афанас, Афанас, как ты глуп в таких летах, выпивши вздумал учить чичеру. Вот тебе и чичер. Постоял Афанасий несколько времени на дворе, оправив растрепавшиеся волосы. Афанасий отворил дверь, просунул туда голову и жалобно произнес: — Выкиньте мой кафтанишко и шапку. — А что сам не идешь взять? — Да боюсь Василий Назарыча. — Разве я медведь, что ли, что ты боишься, эко не видел, на базарах тебя небось не так колотят, иди и возьми.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

См. выше (перв. полов., гл. IX) Афанас. Велик. послание к Аммуну монаху. Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие не чистые руки, три года удерживались от приобщения токмо Святых Таин. Вас. Вел. пр. 13. Аще которые сопричислись к варварам и с ними во время своего пленения участвовали в нападении, забыв, яко были Понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или уловлением, такожде указывали неведущим варварам пути или домы, таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, св. отцы и прежде их Дух Святый. Григ. Неокесар. прав. 8. Не убивай, т.е., не разрушай подобного себе человека. ибо разрушаешь прекрасно сделанное, не потому, будто всякое убийство дурно, но потому, что дурно убийство только невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам. Апост. Постанов. кн. VI1, гл. 2. 3) Попечение о чести и добром имени ближних; противные сему пороки: осуждение ближних, злословие, клевета. He произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 9-я заповедь десятословия. (Девятой заповедью запрещается) ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь. (Под именем ложного свидетельства запрещается) 1) ложное свидетельство судебное, когда на кого в суде свидетельствуют, доносят или жалуются ложно; 2) ложное свидетельство кроме суда, когда на кого клевещут заочно или кого в лице порицают несправедливо. Евангелие не позволяет судить и о действительных пороках или недостатках ближних, если мы особенною должностию не призваны к тому, чтобы обличить их. Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Для удобнейшего избежания грехов против девятой заповеди что должно наблюдать? Должно обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Пет.3:10 ). – Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ) Катих. стр. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

– В толковании на 1-е пр. св. Василия Вел, в котором он говорит, что по вопросу о том, должно ли крестить наватиан (кафаров), или нет, «подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что о их крещении различно думали рассуждавшие о сем предмете в свое время», – замечает, что вопрос этот уже разрешен 2-м всел. собором, постановление которого и должно иметь силу: «...A последнее правило 2-го собора говорит, что не должно снова крестить их, а только помазывать св. миром. Без сомнения, должно действовать это последнее правило, так как оно есть позднейшее и соборное, и притом – вселенского собора». – Тоже самое повторяет Зонара в своем толковании на 47-е пр. того же святого. По приведенным здесь толкованиям Зонары можно судить, какими выдающимися способностями обладал этот канонист восточной церкви, умевший так искусно разрешать самые трудные вопросы. Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых случаях Зонара оставляет вопрос о противоречии правил, трактующих об одном и том же предмете, неразрешенным, или совершенно умалчивая о существующем противоречии между канонами, или же только констатируя это противоречие, но не разрешая его (Апост. пр. 31-е, 62-е; Халк. 2; Анкир. 19-е, 20-е, 22-е, 23-е, 24-е; Карф. 10-е; Афанас. Алекс, из 39-е посл. о праздн.; св. Василия Вел. 78-е, 83-е) 297 . Если правило является в некоторых своих частях неполным (напр., не заключает в себе санкции) 298 , Зонара дополняет содержащееся в нем постановление на основании других правил всел. соб. пр. 3-е, 26-е; Анкир. 11-е; Лаодик. 1-е; Сардик. 15-е; Карф.16-е (19-е–23-е), 71-е (82-е)], или делает эти дополнения от себя (Трул б1-е; св. Василия Вел. 27-е) 299 ; указывает на исключения из правил (Апост. пр. 20-е, 64-е; Трул. 9-е, 64-е, 68-е; 7-го всел. 21-е 300 и отмечает правила, утратившие свою силу, или потерпевшие ограничение в позднейших правилах (Апост. пр. 5-е, 85-е; Трул. 16-е, 39-е: в хр. св. Софии 1-е; Сардик. 6-е, 14-е; Карф.16-е (19-е–23-е), 37-е (46-е); св. Василия В. 55-е). Наконец, в случае несогласия относительно понимания того или другого правила, или отдельных выражений в правиле, Зонара входит в подробное рассмотрение спорного вопроса и приводит существующие по этому вопросу мнения [Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Юстиниана против мнений Оригена (Деян. всел. соб. в рус. пер. Каз. 1868 г. V т. 460–505 стр.) 199 Покой Божий от дел творения может быть понимаем условно и с ограничениями, Разъяснение этой мысли см. у проф. В. Д. Кудрявцева. Происх. мира (III т. 1 вып. соч. 318–320 стр.). 201 Тертул. О душе, гл. 19–21, 24–25, 27, 36–37 и др. Такое мнение о происхождении душ у Тертуллиана утверждается на его определении души, как субстанции телесной corporalis, имеющей фигуру и форму человеческого тела и даже известный цвет. Отсюда и положение Тертуллиана , что душа Адама есть естественный и единственный источник человеческих душ. 203 Григор. Бог. Сл. о душе (IV т. 243–244 стр.) Григорий Нис. Об устр. чел. XXIX гл. О душе и воскр. (IV т. 297–299 стр. в рус. пер.) Афанас. Вел. Resp. ad Quaest. Antioch 26. Макария Бес. 30, § 1. Блаж. Августин колебался между принятием этого мнения и учением о творении душ (см. у Писарева. Учение бл. Августина о человеке в его отношении к Богу. 1894 г. 193–199 стр.). 204 Еп. Сильвестра. Оп. Догм. Богосд. III т. 339 стр. по изд. 1899 г. Сам преосвященный автор склоняется к принятию мнения о непосредственном (без участия душ родителей) творении душ Богом, выражая свою мысль так: «лучше прямо держаться принятой церковью гипотезы творения душ». – Преосв. Филарет в своем Догм. Богословии (I ч. § 126) отдает предпочтение мнению о рождении душ от душ родителей. Преосв. митр. Макарий разрешает тот же вопрос так: «Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения – раститься и множиться, которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, творит не из ничего, а от душ родителей» (Догм. Богосл. 1 т. § 79). 205 Близкое к этому мнению высказывается и в Правосл. исповедании П. Могилы: «душа, говорится здесь, дается от Бога (можно понимать – как Виновника жизни вообще) в то время, когда тело образуется и соделается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе» (отв. на вопр. 28). Но эта слова находятся в сильной зависимости от римского катехизиса («разливается» – прямо оттуда взято).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Другой разряд канонических препятствий к получению рукоположения имеет своим источником преступления или такие деяния члена церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся: 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (ап. 62, I всел. 10; анк. 3); 2) ересь, т.е. уклонение от принятых церковью догматов, соединенное с упорным отвержением —11— учительского авторитета церкви (1 всел. 19; кан.посл. Афанас. к Руфиниану); 3) оскопление себя или других, как посягательство на целость творения Божия, которое всё «добро зело», по выражению книги Бытия (ап. 22, 24; 1 всел. 1; двукр. 8); 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия: блуд, прелюбодеяние, скотоложство и т.п. (ап. 61; неокес. 9 и 10). Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подверглись публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение: кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковно-иерархические степени. Так как не все исчисленные нами препятствия к получению священного сана могут быть открыты и гласны, то церковные правила предписывают подвергать кандидатов на церковно-иерархические степени предварительному испытанию не только открытому (1 всел. 2; Феоф. алек. 7), но и тайному, через исповедь, которая совершается перед рукоположением (неок. 9; 1 всел. 9) по особой форме и особыми, на то установленными духовниками. На этих духовниках лежит обязанность свидетельствовать перед архиереем о том, что по исповеди не оказалось никакого канонического препятствия к поставлению данного лица на искомую степень. В прежние времена требовалось еще поручительство о ставленнике семи священников (Русск. Ист. Библ. т. VI, 132, ст. 909). Если бы, однако ж, впоследствии дознано было, что рукоположенный имел какие-либо пороки, препятствующие рукоположению, то, смотря по свойству этих пороков, церковные правила предписывают или извергать его из сана, или навсегда запрещать ему священнодействие (1 всел. 2, 9 и 10; неокесар. 9). Испытание ставленников в знаниях, необходимых для их служения в церкви, производится или самим архиереем, или через особого экзаменатора. От этого испытания освобождаются только лица, окончившие курс наук в средних или высших духовно-учебных заведениях. В первые века христианства испытание кандидатов на церковно-иерархические степени происходило публично, в присутствии всей церковной общины (Феоф. алекс. 7), при чем удовлетворительный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вошел Афанас и, увидев, что у Василия Назаровича прошел гнев, говорит: — Хоть бы выпить теперь с горя, не поставишь ли, Василий Назарович, косушку за мой полуштоф , что мы выпили вместе, за ученье. Василий Назарович, чувствуя за собою вину, говорит: — Хорошие речи хорошо и слушать, и это можно и нужно исполнить. И сейчас же командируется один из учеников за полштофом. После того там в другой комнате, куда принес полштоф зеленого вина, была приготовлена закуска, — хлеб и огурцы, началось примирение, окончившееся обниманием и целованьем. О заключении мира больше всех хлопотала Лукерья Федоровна, любившая тоже выпить. Когда ей подносили, то она всегда говорила: — Вы пейте сами, тогда миритесь хорошенько, — и сама тут же выпивала. — А ты, Афанасий Петрович, приходи после: он тебя выучит непременно. — Нет уж, Лукерья Федоровна, не приду сам и деткам закажу; я думал это просто, а то вот как трудно: до трех не дошел, а по шее-то Василий Назарович урезал рубом линейки, и теперь шеи не повернешь. Вот какой рубец, — посмотри-ка! IX Несчастный случай с моим учителем, прекративший мое учение во втором училище. — Полгода после окончания учения у Постникова учусь шитью сапог. — Новое варварское наказание Зернихаузином берейтора. — Чудачество Зернихаузина. При таком положении я провел в учении у Василия Назаровича с лишком два года, выучился хорошо писать, усвоил почерк учителя, и кажется, один только я хорошо знал четыре правила арифметики, простые и десятичные дроби, выучил и переписал из разных книг множество статей и стихотворений; писал разным посторонним лицам письма, получая за это гонорар натурою: яйцами, яблоками, коржами, а кое-кто платил и деньгами по 3–5 копеек за письмо. Но более всего был занят чтением Библии, которою учитель, по усиленной моей просьбе, дозволял мне пользоваться и по моему усмотрению даже брать на дом. Отдавая ее, он повторял, что молод для этого и ничего в ней не пойму. Действительно, я из нее ничего не извлек, прочитав от доски до доски. Но тем не менее при помощи «Священной истории» с картинками, подаренной мне А. П. Кулябко, я кое-какие, более важные события из библейской истории о происшествиях и лицах, сделавших впечатление на мое воображение, усвоил и сохранил в памяти до сего времени.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010