Если же ты непременно отойдешь, если так повелевает Промысл, то сам ты, мы верно знаем, уйдешь, получив награду за исповедание, а к нам умилостивишь Благого Бога своими молитвами не только об этом, но и о том, чтобы Он поспешил посетить Церковь Свою. 452. К игумену Никите (II, 154) 1243 (639) Не безвременно, я думаю, будет настоящее письмо к отеческой твоей святости, не только потому, что им исполняется долг любви, но и потому, что оно откроет некоторую скорбь, скрывающуюся в смиренной душе нашей. Если угодно, внемли словам моим. По возвращении после свидания в Акрите с вами, святыми отцами, я встретился с братом нашим Афанасием и рассказал ему подробно обо всем, о чем мы рассуждали в Господе, прибавив, что и Мидикийский [игумен] одобряет Максимина за прекрасное его обращение, то есть за оправдание и исповедание. Он же не согласился с этим и причину своего несогласия, о которой я спросил, представил следующую: «В оправдании, которое он написал и которое я сам читал, он говорит, что он причащался (μεταλαβεν), но не имел общения (κοινωνσαι) и что это есть икономия, не заключающая отступления от истины, хотя и не с точным ее соблюдением». Что это, почтеннейший отец? Не исповедует ли он, кратко сказать, следующего: «Из сожаления к старости [Col. 1480] я погубил душу свою, приняв участие в отвержении иконы Христа, Богородицы и всех святых, ибо такова иконоборческая ересь, и соединившись в этом с нечестивыми; затем до конца я оставался в своем монастыре, не подвергаясь гонению, тогда как наш мир сотрясался 1244 »? Не так ли он исповедуется и сетует? Но те слова вздор, равно как и то, как говорил рассказывавший, когда он приводит в свое оправдание некоего Диания из отцов, который сделал то же и которого, говорит он, одобрил святой Василий 1245 , также и отца Григория Богослова . Причащаться значит иметь общение О, как справедливо негодование священного архиерея нашего и всего сонма исповедников! Если это не есть общение и (640) отступление, то какая польза от их трудов и подвигов, кровопролитий и страданий? Для чего и сам извергнут? Для чего оставляет монастырь?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Имевший право на даровое помещение и кормы располагал широким выбором мест и лиц, которых он мог почтить ни для кого нежелательной честью принимать и угощать себя, – остановиться там или здесь зависело от его воли. Поэтому и мог Пселл, узнав, что бывший в его харистикии Мидикийский монастырь ожидает прибытия опсикийского стратига Зомы, обратиться к последнему с просьбой освободить его от своего посещения ввиду того, что монастырь – бедный и тягота кормления будет для него непосильной. 1896 Повинность была обременительной не только для отдельных монастырей, но и для митрополий, 1897 почему и существовал обычай, что некоторые монастыри давали митрополиям субсидии на этот предмет. Синод 1028 г. постановил, чтобы монастыри, исстари делавшие взнос митрополиям на содержание особ или на кормление судей и сборщиков государственных податей, в случае если будут отданы кому-нибудь в харистикию, продолжали уплачивать этот взнос митрополитам без изменения. 1898 Некоторые получали от императоров привилегии, освобождавшие от посещений представителей власти, влекших за собой тяжелую обязанность давать помещение и кормы; но византийские администраторы умели обходить запрещение и привлекать даже имевших привилегию к отбыванию повинности. 1899 Памятники, сохранившиеся от последующих столетий, указывают на существование многих других податей и повинностей, сверх нами перечисленных, а также на то, что некоторые натуральные повинности переведены были на деньги, поэтому они превратились в налоги более постоянные и более равномерные. Из XI в. нет указаний, которые давали бы право заключать, как о взыскании натуральных повинностей деньгами, так и о применении тех частных сборов, вроде десятины с овец, свиней и пчелиных ульев (дальнейшее развитие пастбищного), убийства (тои tpovoo), деворастления (razpGevotpGopia – девичий разбой), обретения сокровища (еиреац тои 0г асшроо) и пр., перечень которых находим в позднейших актах. Независимо однако же от такого разветвления государственных налогов, составляющего предмет сомнительный для XI в., мы имеем достаточно данных, убеждающих, что и в XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

К этим житиям в IX веке принадлежат: биографии патриархов Тарасия и Никифора; житие царицы Феодоры, жития препп. Феофана Исповедника , Феодора, Платона и Николая Студитов, Михаила Синкелла, Феофана и Феодора Начертанных, Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Никиты Мидикийского, Макария Пеликитского и Феофилакта Никомидийского. Остальные жития – второй половины IX столетия открывают новую эру в агиографии и по важности своего культурно-исторического содержания стоят наравне с житиями X века. Чувствуется, что после долгих политических и религиозных замешательств наступило, наконец, известное успокоение и обусловленный им расцвет культуры и мирной религиозности. Место житий, наполненных бурными сценами иконоборческого периода, вероисповедными тирадами и богословскими диспутами, за которыми исчезал бытовой фон и интерес к житейской обстановке святого, заступают жития праведников, долго и мирно совершавшись свой смиренный подвиг веры и любви, и оставивших твёрдую память о массе чисто будничных, повседневных проявлений своих добродетелей. К числу таких житий принадлежат: биографии императрицы Феофано и патриархов Мефодия, Игнатия и Антония Кавлея, житие константинопольского игумена Иоанна Психаита, жития пелопонесских святых: препп. Варвара и Афанасия Мефонского, солунских святых пр. Феодоры, Иосифа Песнописца и Григория Декаполита . Далее идут афонские жития препп. Павла Ксиропотамского и Евфимия Нового; фракийские, преп. Германа Козинитского и Власия Мниха, островные, преп. Афанасии Эгинской, Даниила Фасосского, Феоктисты Лесбийской, Иоанникия В., Евстратия Авгаровского, Антония Нового, Евдокима и мучч. Аморийских, сирийское житие преп. Феодора Эдесского , рассказ о перенесении мощей муч. Евфимии. Значительный численный перевес житий пелопонесских, солунских и островных, над житиями Малой Азии, подтверждает важный факт упадка культурной жизни в этой области, подверженной постоянной арабской опасности, и говорит о не передвижении центра византийской жизни, в относительно более спокойные, хотя и менее населённые и богатые, европейской части империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Меглина, в Болгарии. Перенесение мощей Илариона еписк. в Тернов в 12 веке. 21 окт. Медиолан, Милан. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий, мучч. 1 века. 14 окт. Амвросий еписк., ум. 397. 7 дек. Мезия . Ермил и Стратоник, мучч. при Ликинии. 13 янв. Мелитина, в Армении, на Евфрате. Полиевкт воин, муч. при Декии. 9 янв. Евдоксий, Зинон, Макарий и др., мучч. при Диоклетиане и Василисса св., жена муч. Евдоксия комита. 6 сент. Тридцать три мученика (Иерон и другие) при Диоклетиане. 7 ноября. Давикт, муч. при Максимиане. 4 окт. Отрий еписк., член Второго Вселенского собора. 17 апр. Дометиан еписк., ум. 601. 10 янв. Акакий преп., еписк. 5 века. 17 апр. и 15 сент. Месопотамия. (Сн. Амида, Едес, Карры, Нисивия). Иулиан пустынник, при Иулиане и его преемниках. 18 окт. Маруф преп., еписк., ум. ок. 416. 16 февр. Равула преп., ум. ок. 530 года. 19 февр. Анин монах, подвиз. близ Евфрата. 18 марта. Мидикийская обитель, не вдалеке от Прусы , на берегу Пропонтиды, основанная преп. Никифором (Мес. Вас. 4 мая). Его преемник Никита преп., исповедник. ум. 824. 3 апр. Афанасий, преп. 9 века. 26 окт. Миласа, Mylassa, в Карии. Ксения-Евсевия, преп. 5 века. 24 янв. Милит, в Карии. Акакий, муч. при Ликинии. 28 июля. Мирмидония, Егина. Иулий пресв. и Иулиан диакон, при Феодосии Младшем. 21 июля. Мирсинонская гора. Илирик преп. 3 апр. Миры, Myra, в Ликии. Никандр еп. и Ермей пресв., ученики ап. Тита, мучч. 4 ноября. Диоскорид, муч. при Декии. 20 дек., с муч. Фемистоклеем. Крискент муч. 13 апр. Николай, архиеп., ум. 341. 6 дек. Митилена, в Лесбосе. Георгий еписк., исповедник, ум. 816. 7 апр. Георгий еп., при царице Феодоре. 16 мая. Миасины, не вдалеке от Мелитины Арменской. Собор Пресв. Богородицы, уст. в 864 году. 1 сент. Момпсвестия, в Киликии. Клавдий, Астерий, Неон и Феонилла, Исавряне, мучч. при Диоклетиане. 29 окт. Моравия. Мефодий и Константин, епп. 9 века. 11 мая. Мравино село, в западной части Малой Азии. Филофей, пресв. и чудотворец. 15 сент. Назарет, в Галилее. Благовещение Пресв. Богородицы. 25 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

муч. Потита, июля 5 свв. мучч. Марина, Марфы и чад ее, 7 июля преподобномучч. Епиктета и Астиона монаха, 12 Иулиана, еп. кеноманийского, 16 муч. Юлии девицы в Корсике, 28 муч. Иулиана из Далматии, 29 муч. Серафимы, 30 священномуч. Валентина и иже с ним, священномуч. Полихрония и прочих, авг. 5 муч. Понтия, 11 муч. Сосанны и других, 12 Александра еп. номанского, 17 муч. Патрокла, 18 муч. Емилиана и иже с ним, 22 муч. девицы Евлалии, 23 пр. Евтихия и Флорентия, 24 муч. Сиры персидския, 31 св. Киприана карфагенского (в каноне сырной субботы), сент. 3 Фивы, диакониссы кенхрейския. Что касается до Петра севастийского 9 янв., то он внесен из западного мартиролога, хотя Бароний внес его в свой мартиролог, ссылаясь на греков; но мы не нашли его доколе нигде ни в сей, ни в другие дни, кроме армянского календаря. Внесением сих памятей в минеи св. Димитрий ответил Баронию, который внес из восточных памятников в римский мартиролог целые сотни памятей восточных святых. 6) Св. Димитрием внесено более 30 памятей и сказаний о киевских угодниках, прежде не бывших в московских святцах (о них ниже, в приложении о русских святых). 7) У него еще внесены памяти: 31 марта Иосифа прекрасного, 20 апр. Григория и Анастасия, патр. антиохийских, 24 пр. св. Фомы юродивого (из Евагрия и Луга), 4 июня Зосимы киликийского, еп. вавилонского (за Деяниями свв. из Луга духовного), 8 июня Зосимы финикианина, 15 пр. Дулы страстотерпца (от азбучного патерика), 16 июня мучч. Тигрия пресвитера и Евтропия чтеца (из жизни Иоанна Златоустог о), 9 июля препп. Патермуфия и Коприя (из Руфина), авг. 25 исповедников в Едесе от ариан из прологов 2-й редакции славянской, 26 окт. пр. Афанасия мидикийского (из жития пр. Никиты 3 апр.), не находящиеся в восточных и западных месяцесловах (кроме Анастасия патр. в Р. мартирологе 21 апр.). 8) В случае повторения одних и тех же памятей в прологе в разные дни св. Димитрий определял день памяти тех святых. По следующие составители полных месяцесловов следовали уже его минеям. Что касается до греческой церкви, то в ней не было печатных миней на целый год, как у нас, а были только сборники мучений и житий святых, таковы например: Новый Сборник, Рай , Новый Рай, Новый Луг, Новый Мартиролог и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ок. 790.       Стефан Савваит, творец канонов. 28 окт. 796.             Иоанн, Сергий, Патрикий и др. препп. Савваиты, убиенные Сарацинами. 20 марта. 9 век Григорий, архиеп. Александрийский. 5 ноября. Анна, преп. Вифинская. 29 окт. Иоанн, еп. Готфский. 19 мая. Епископы Катанские: Савин преп. 15 окт. Лев. 20 февр. Феодора, Кесарийская дева, преп. 30 дек. Андрей, архиеп. Критский. 4 июля. Косма, еп. Маиумский. 12 окт. Иоанн Исихаит, исповедник. 26 мая. Иларион новый, игумен Пелекитский, исповедник. 28 марта. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители. 11 янв. Каллиник, патриарх Цареградский. 23 авг. Филарет милостивый. 1 дек. 806.             Тарасий, патриарх Цареградский. 25 февр. Ок. 806.       Перенесение мощей Ферапонта, еп. и муч. Кипрского, в Царьград. 25 мая. 813.             Платон, игумен Студийский. 5 апр. 816.             Георгий, митрополит митилинский, исповедник. 7 апр. 811–817.       Мануил, еп. Адрианопол. Георгий, еп. Девольтский, п пр. более 377, мучч. Болгарские. 22 янв. 818.             Феофан исповедник, инок Сигрианский. 12 марта. 820.             Михаил, еп. Синадский, испов. 23 мая.       Иаков исповедник, преп. Студийский. 24 марта. Лука преп., из Тавромены. 6 ноября. 813–820.       Григорий, еп. Антиохии Писидийской, исповедник при Льве Армянине. 10 апр. Никита, архиеп. Аполлониадский, испов. 20 марта. Емилиан, еп. Кизический, испов. 8 авг. Афанасий, преп. Павлопетрийский. 22 февр. Стефан, игумен триглийский, испов. 28 марта. Халкидонские епп. и исповедники: Косма 18 апр. Никита. 28 мая. Феодосия девица, преподобномуч. Цареград. 20 мая. Прокопий Декаполит, инок и испов. 27 февр. Василий преп., спостник Прокопия и испов. 28 февр. 824.            Никита преп., игумен Мидикийской обители, исповедник. 3 апр. 825.            Иосиф, еп. Солунский, брат Феодора Студита . 26 янв. 826.             Феодор, преп. Студийский. 11 ноября. 829.            Никифор, патриарх Цареградский. 2 июня. 830.            Макарий, игумен Пеликитской обители. 1 апр. 840.             Евфимий, еп. Сардийский, исповедник. 26 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

После риторической характеристики святого (§ 22) агиограф рассказывает: «Великий Афанасий, верующий и разумный эконом, прекрасно управлявший делами киновии в течении многих лет, много подвизавшийся с Никитою, совершивший в киновии много подвигов, ослабел от болезни, от которой и скончался. Когда мы окружили его, находившегося при последнем издыхании, и просили вспомнить о нас перед принимающим его Богом, он сказал нам сие последнее слово: «удостоюсь ли я дерзновения и получу ли искомое, вы конечно узнаете». И так благочестно подняв преподобные стопы, он предал дух в руки Господни 26-го числа месяца иперверетея (октября). Итак позаботившись о нем, мы положили его в особой могиле. У наших отцов не в обычае, как в других монастырях, класть всех умерших вместе в одной могиле, но подыскав место удобное для каждого, делали там особую могилу и скрывали его в земле, по реченному: «земля еси и в землю отыдеши». Там мы, как сказано, и положили мощи сего блаженного. Но чтобы не была безвестной могила преподобного, но ясно была видима отцами, Бог всех самопроизвольно возрастил на могиле растение, именуемое кипарисом, из самых честных грудей его. Посему многие, движимые верою, приходя целовали оное растение и брали листья от него на здоровье» (§ 23). – Афанасий, эконом мидикийский, о котором известно только из настоящего жития, столь любовно помянутый автором, скончался, по Папеброху, около 814 года. Никита очень скорбел по поводу разлучения с Афанасием. Вскоре после того скончался и общий наш отец Никифор, составивший сей монастырь с помощью Божией, 4-го числа месяца Артемисия (мая), – около 815 года. Ближайший ученик его Никита письменно заповедал ежегодно творить его светлую память. Все братство, мы просили Никиту принять хиротонию игуменства, но пока был жив Никифор, Никита не хотел этого, да и после того понадобилось большое усилие как с нашей стороны, так со стороны друзей и других отцов, чтобы насильно принудить его к бремени игуменства. Преподобный поставлен был во игумена от руки тогдашнего Константинопольского патриарха, иже во святых Никифора (§ 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Пр. Афанасий мидикийский . В Деяниях св. (Oct. XI. 963) также об нем по житию св. Никиты, что 3 апреля, которое написано сожителем пр. Афанасия Феостириктом и свидетелем врачебного кипариса, выросшего от груди пр. Афанасия по кончине и исцелявшего болезни. Сего святого нет ни в греческих, ни в западных святцах; он внесен в слав. минеи св. Димитрием в день его кончины – 26 октября, которая, по мнению Болландистов, последовала ок. 814 года. 27 Муч. Нестор . В Деяниях св. (Oct. IV. 60 в исследовании о великомуч. Димитрие) приводятся сомнения касательно события с Нестором, не есть ли сказание об нем позднейшее, потому что древние христиане отвращались от боев и зрелищ; во о поражения Нестором Лиия борца говорится в самых древних актах и в поступке Нестора кроме похвального нет ничего предосудительного: поражена гордость борца, посрамлена страсть императора в сему борцу и к борьбе вообще, отмщена кровь христиан сим бойцом пролитая, приписана победа единственно помощи Бога христианского. Хотя Нестор пострадал в один день с великомуч. Димитрием и даже ранее; но память его празднуется на другой день во преимущественной памяти великомуч. Димитрия и по обычаю восточной церкви праздновать лицам соприкосновенным славному событию на другой день. Мучч. Капетолина и Еротиида . В Деяниях св. (Oct. 206) помещены акты страданий святых, которые, по мнению издателей; написаны после месяцеслова Василия, автор коего имел под руками чистые акты, до вас не дошедшие, а дошедшие изменены по образцу актов Феагена парийского (2 янв.), впрочем в главном – в образе страданий истинны; ибо сходны с месяцесловом Василия. По изданным актам мучитель Зеликинфий заставлял мучениц принести жертву Серапису, почитание коего могло быть в Кесарии, как основательно доказывают издатели Деяний. При допросах о роде св. Капитолина производит себя от одного рода с Фирмилианом, архиепископом каппадокийским (процветал в половине 3 века), тогда как по месяцеслову Василия она считала себя духовною дочерию его. По сим актам Капитолина усечена 27 октября, а Еротиида в день кончины госпожи, растянутая между 4 колов, жестоко битая жилами и палками, заключена в темницу, где ангелы укрепляли ее пением. Начальник темничный, узнав о сем, предложил ей пищу, но она от нее отказалась; на утро, оставшись неврежденною в разженной пещи, усечена (28 окт.). Это было в 304 году. В Константинополе был храм их близ св. муч. Фоки (ныне в Перее). 28

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Современные византинисты находятся приблизительно в положении филологов XVII и XVIII вв., которые, обладая порою самыми примитивными изданиями классических писателей, с большим искусством пользовались ими и сумели создать основы науки о классических древностях. На них лежит обязанность не оставлять долее втуне богатое, хотя бы и несовершенное собрание изданной византийской агиографии. Они имеют полную возможность на основании её произведений, построить начала науки о византийских древностях и византийской культуре, предоставляя будущему, как излишнюю пока роскошь, и более тщательные издания памятников, и более кропотливые исследования различных деталей. Коснувшись состояния агиографических текстов, послуживших материалом для предлагаемой работы, перейдём к характеристике содержания и формы самих агиографических произведений с целью очертить общие условия их содержательности в качестве культурно-исторических источников. Исключая надгробные панегирики, представляющие ряд непосредственных воспоминаний об усопшем, разукрашенных риторикой 58 , исключая собрания чудес записывавшихся или современниками 59 , или позднейшими собирателями письменных и устных преданий о чудесах 60 , исключая благочестивые сказания, о генезисе которых говорилось выше, весь прочий агиографический материал может быть расчленён на три основные группы. Первую составят собственно жития (βoι κα πoλιτεαι), более или менее обширные биографии святых, написанные с известными агиографическими приёмами и предназначенные для поучительного чтения. Вторую образуют синаксари, краткие биографии, с указанием основных подвигов и заслуг святых, читаемые во время служб этим последним. В третью войдут жития-похвалы или энкомии, произносившиеся в церквах во время особенно торжественных празднований святому. Главную массу агиографии составляют собственно жития, которых можно насчитать до 160. В то же время они являются и основой всех остальных агиографических произведений. Синаксари обычно можно рассматривать как сокращения известных нам или же недошедших до нас житий; похвалы-энкомии тоже черпают свои факты или непосредственно из житий, или, в случае их утраты, из заменяющих их синаксарей. Но, являясь основным источником культурно-исторических известий, доставляемых нам агиографией, собственно жития представляются далеко не однородными произведениями с далеко не одинаковой степенью ценности. Наибольшей содержательностью и достоверностью, конечно, обладают жития, написанные непосредственно учеником или преемником святого, бывшими личными свидетелями его жизни, и слышавшими рассказы о ней непосредственно от учителя. Важнейшими из таких житий, которых можно насчитать до 15, являются жития препп. Порфирия Газского, Даниила Столпника, Епифания Кипрского , патриарха Евтихия, Феодора Сикеота, Иосифа Песнописца, Никиты Мидикийского, Евфимия Нового, Иоанникия Великого, Афанасия Афонского , Михаила Малеина, Андрея Юродивого, Василия Нового, Никона Метаноите и Лазаря Галесийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сюда относятся, прежде всего, мученичества из эпохи гонения императора Юлиана, являющиеся подобно всем другими рассказам о мучениях, риторической обработкой сухих протоколов допроса и казни, и почти нет содержания культурно-исторических данных. Таковы мученичества Евсигния, Артемия, Дометия, Варвара, Василия Анкирского; Емилиана, Кириака, еп. Иерусалимского, Мануила, Савела и Измаила, Патермуния и Коприя, Феодорита и муч. Тивериапольских. Далее, к отделу агиографических произведений, классифицируемых по их содержанию, следует отнести жития всех тех знаменитых церковных деятелей, биографии которых изобилуют не столько общебытовыми, сколько специально церковно-историческими подробностями. Это будут жития святителей IV и V вв. преп. Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского Мирона Критского, Маркелла Апамейского, Акакия Мелитинского . Затем биографии константинопольских патриархов: преп. Павла, Иоанна Златоуста , Анатолия, Евтихия, Мины, Иоанна Постника , Каллиника, Германа, Павла, Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия. Далее, жития исповедников VII, VIII и IX вв. (из эпохи монофелитства и иконоборства): преп. Максима, Феофана Сигрианского, Платона, Феодора и Николая Студитов, Феофана и Федора Начертанных, Никиты Мидикийского, Феофилакта Никомидийского, Синкелла и Макария Пеликитского. Наконец мученичества пострадавших при иконоборстве: мучч. Константинопольских, Феодосии, Стефана Нового и Андрея ν Кρσει. В третью группу следует отнести жития святых из круга высшего византийского общества, дающие ценный материал для характеристики его быта и нравов. Любопытнейшие подробности из жизни знатных девушек IX века сообщают жития императриц: Феодоры, восстановительницы иконопочитания, и Феофано, одной из супруг императора Льва VI. Для понимания экзальтированного благочестия знатных византиек V столетия, имеют большое значение жития преп. Мелании Младшей, Евсевии или Ксении Миласской, Евпраксии Фиваидской и Олимпиады диакониссы. Деятельную религиозность, церковное строительство и широкую филантропию византийских аристократов V и VI вв. рисуют жития преп. Маркиона эконома и Самсона Ксенодоха, редакция Г. сказания об Аморийских мучч. важна своим подробным описанием учебной, придворной и военной карьеры знатного юноши – Каллиста. Наконец, эпитафии-панегирики IV в., принадлежавшие перу великих церковных ораторов эпохи, дают возможность нарисовать обще-византийский идеал семейных, общественных, религиозно-нравственных добродетелей выдающихся по социальному положению лиц. Сюда относятся надгробные слова Григория Богослова своему отцу Григорию Низианзину, брату Кесарию, сестре Горгонии и святителю Григорию Нисскому , панегирики Григория Нисского Макрине, сестре Василия Великого и Мелетию Антиохийскому , похвалы Иоанна Златоуста свв. Евстафию и Филогонию Антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010