студитами. 29 апр. 824 г. И. присутствовал при перенесении тела прп. и исп. Никиты Мидикийского в его мон-рь (BHG, N 1341 - Vita Nicetae Medicii. Сар. 48). После смерти прп. Феодора в 826 г. И. оставался одним из самых авторитетных правосл. исповедников. При имп. Феофиле (829-842) И. был арестован, как утверждает патриарх свт. Мефодий в Житии сщмч. Евфимия Сардского, обвинение заключалось в том, что И., как и Евфимия, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Во всяком случае И. подвергся преследованиям еще до возобновления гонений на иконопочитателей в 832/3 г., поскольку он умер в июле 832 г., перед тем «проведя в заключении немалое время» (BHG, N 1756t - Translatio Theodori. Сар. 13). Заметка о смерти И. сохранилась в записи исп. Николая Студита , к-рую он оставил в переписанном им в 835 г. Четвероевангелии (РНБ. Греч. 219, т. н. Четвероевангелии Успенского). Последним местом ссылки И. стала Фессалия. После кончины тело архиепископа бросили в некое «заросшее и влажное место», где через неск. лет его мощи собрали Навкратий и Афанасий (впосл. игумен Саккудийского мон-ря). После восстановления иконопочитания в 843 г. мощи И. и Феодора были доставлены в К-поль и 26 янв. 844 г. торжественно погребены в храме св. Иоанна Предтечи Студийского монастыря рядом с могилой прп. Платона. Антоний, архиеп. Новгородский , побывавший в К-поле в 1200 г., сообщает, что видел раку с мощами И. рядом с ракой прп. Феодора в том же храме «в едином гробе» (Книга Паломник. С. 22). У «Анонима Меркати», также видевшего мощи И. и Феодора Студита в Студийском мон-ре, нет этого уточнения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 454). Собрание рассказов о постройках в К-поле Patria Constantinopolis отражает предание, согласно к-рому И. и Феодор в годы правления имп. Льва Армянина (813-820) жили при ц. св. Романа и составили множество канонов (Patria CP. Pt. 2. Р. 245). Однако скорее всего речь идет о времени восстания Фомы Славянина (820-823) и правления имп.

http://pravenc.ru/text/578451.html

Н. принял участие в VII Вселенском Соборе 787 г., созванном при имп. св. Ирине (780-790, 792-802) и патриархе К-польском свт. Тарасии (784-806), где был утвержден догмат о почитании икон. В актах Собора сохранилась подпись преподобного: Νικηφρος γομενος το γου Σεργου το Μηδικινος ( Mansi. T. 13. P. 153). Когда здоровье Н. не позволило ему осуществлять руководство монастырем во всей полноте, он сделал своими помощниками (экономами) прп. Никиту, буд. известного подвижника и исповедника, и его друга Афанасия. С приходом Никиты в Мидикийский мон-рь обитель получила широкую известность, количество братии сильно увеличилось, в мон-рь стали приходить паломники. Ученик убедил настоятеля отправиться в К-поль на лечение, но помощь врачей не принесла ему облегчения. На обратном пути в свою обитель Н. скончался на о-ве Халки (Мраморное м.) после принятия Св. Христовых Таин. Его честные мощи, от к-рых разливалось благоухание, были перенесены в Мидикийский мон-рь. В Житии, помещенном в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца, смешиваются факты биографии Н. и биографии его преемника прп. Никиты ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 32-33). Память Н. и краткое сказание о нем вошли в слав. перевод стишного Пролога ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 9. С. 15). В календарь РПЦ память Н. не включена. Ист.: BHG, 2297-2299; ActaSS. Maii. T. 1. P. 500-501; SynCP. Col. 653, 659-660. Лит.: Janin R. Niceforo//BiblSS. Vol. 9. Col. 885; ODB. T. 2. Col. 1328; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 354; PMBZ, N 5280; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 63-66; Афиногенов Д. Е., Сенина Т. А. Никита, игум. Мидикийский, прп., исп. (до 775-824): BHG, N 1341: Пер., коммент., предисл.//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. Т. 1. С. 268. Примеч. 22. Д. Е. Афиногенов Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. упоминается под 4 мая, однако богослужебное последование в этот день указано лишь для сщмч. Сильвиана и мучеников Афродисия, Милда, Макровия и др., память к-рых также совершается в этот день (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 280).

http://pravenc.ru/text/2565444.html

В своих частых наставлениях святой Никифор говорил им: «Если вы зажигаете свет своего сознания, измеряя его мудрым рассудком, будьте уверены, что благодаря этому свету вы найдете потерянную драхму, закопанную в пыли небрежности (ср.: Лк. 15: 8–9). Тогда вы всеми силами души будете с радостью праздновать восстановление в вас образа и подобия Божия». Святой Никифор участвовал во II Никейском Соборе (787). После торжества Православия он вернулся в монастырь, где провел много мирных лет, трудясь над духовным воспитанием монахов. Святой в полной мере исполнял заповеди блаженства, преподанные Господом (см.: Мф. 5: 3–11). Стоило только на него посмотреть, чтобы понять, как надо вести жизнь, благоугодную Богу. Кто бы ни приходил к нему, угнетенный ли страстями или полный уныния, все получали от него самое необходимое поучение или увещание и с мужеством и надеждой возобновляли борьбу. Святой Дух жил в словах Никифора, который лечил духовные недуги так же, как другие целители врачуют телесные болезни. Когда святой Никита (память 3 апреля) поступил под руководство святого Никифора, тот быстро заметил его дарования и рукоположил в священника. Здоровье Никифора больше не позволяло ему в полной мере нести игуменское служение, поэтому он попросил святых Никиту и Афанасия разделить с ним руководство монастырем. Святой Никифор отказывался обращаться к врачам, и только после долгих увещаний святой Никита убедил его отправиться в Константинополь на лечение. Перед отъездом игумен собрал всех братий, дал последние наставления, призвал твердо держаться христианской веры и соблюдать церковное предание. Затем он назначил преемником Никиту и отечески поцеловал каждого монаха. Святого лечили безрезультатно, и он в итоге пустился в обратный путь, хотя ему заранее было откровение о скорой смерти. Когда болезнь его ожесточилась, кораблю пришлось остановиться у острова Халки. Там преподобный Никифор причастился Святых Таин и 4 мая 813 года, вознеся благодарение Богу, преставился. Через несколько дней в Мидикийской обители состоялось отпевание преподобного, причем его тело не имело обычных признаков смерти – оно источало дивное благоухание, оставалось гибким, а щеки усопшего алели.

http://pravoslavie.ru/53571.html

Взятие под стражу прп. Никиты Мидикийского. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 34r) Память Н. с описанием его облика имеется в одном из ранних рус. иконописных подлинников - Софийском списке подлинника Новгородской редакции, датируемом 2-й четв. XVII в., под 3 апр.: «Преподобнаго отца нашего Никиты исповедника игумена (Нико) мuдiйckaro. Преподобный Никита исповедник, аки Сергий; брада на концы уже, а в свитце у него глаголетъ: «иже исповесть мя пред человеки»» (РНБ. Соф. 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 88; то же: Большаков. Подлинник иконописный. С. 86). Уподобление облика Н. облику прп. Сергия Радонежского не единственное. Так, в происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в. святого предлагается писать по подобию свт. Афанасия Великого: «...сед, брада аки Афанасия Великого, гораздо подоле и поуже, и на конец уже, ризы преподобническия»; тут же учитываются и события Жития Н., где он представлен как противник иконоборчества: «…нецыи пишут, в руках образ пресвятыя Богородицы с превечным Младенцем: сей много пострада за святыя иконы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 310, под 3 апр.). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) Н. показан с пышными вьющимися волосами, с клиновидной средней длины бородой, правую руку с обращенной вовне ладонью он держит перед собой, в полуопущенной левой - развернутый свиток (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. С. 130, 2-я паг.). Составитель пособия для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов не использует в своем руководстве традиционную для рус. подлинников систему сравнений, но, судя по данному им описанию, склоняется к характеристике облика Н., близкой к облику свт. Афанасия Великого; автор пособия также отмечает деятельность преподобного как восстановителя иконопочитания: «...типа греческого, старец, сед: с большою к концу узковатою и довольно длинноватою бородой, лицом худ, монашеския одежды и епитрахиль бедныя, на голове куколь, в руках икона Спасителя. Можно ему писать хартию с его изречением: «Во исповедании моем пребываю и пребуду, защищающе православную церковь…»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 236-237).

http://pravenc.ru/text/2565356.html

VII в.; яркими жизнеописаниями IX-X вв. (о Феофане Исповеднике , Филарете Милостивом, Феодоре Студите , Стефане Новом, Никифоре Мидикийском, Евфимии Сардском, Григории Декаполите , Патриархах Константинополя Тарасии, Никифоре, Игнатии, Евфимии, митиленских братьях Давиде, Симеоне и Георгии, основателях монастырей Луке Стилите и Афанасии с Афона, подвижнике с Пелопоннеса Никоне Метаноите). Для Житий X-XI вв. характерно то, что они все были составлены исключительно монахами, игуменами, церковниками, касались посмертного культа святого и включали чудеса (к примеру, Жития Феодоры Фессалоникской, Марии Новой). Другой их тенеденцией стало включение в текст апокалиптических представлений о конце света, видений Страшного Суда, небесного Иерусалима (например, Житие Андрея Юродивого, Василия Нового, «Апокалипсис» Анастасия»). Во второй пол. Х в. 148 Житий было сведено в корпус – Минологий, составленный пересказавшим их Симеоном Метафрастом . Кроме того существовали другие краткие резюме Житий святых, собранные по дням церкового календаря, которые тоже назывались минологии или синаксари. После упадка в XII в., в эпоху Палеологов (1261–1453 гг.) А. становится прежде всего упражнением в письме, к которому прибегали такие писатели как Георгий Акрополит, Патриарх Григорий Кипрский , Никифор Хумн, Константин Акрополит, Никифор Каллист Ксанфопул, Никифор Григора. В это время почти нет Житий святых женщин (редким исключением является Житие Св. Феодоры из Арта, которая умерла в 1270-х гг.). Зато А. отражает споры вокруг Лионской унии и исихасма, а также расцвет монашества в Константинополе, Фессалонике, на Афоне и Метеоре, развитие или формализацию процедуры канонизации. Так, большинство из 32 святых этого периода – противники унии, исихасты, странствующие монахи или новомученики, убитые турками или египетскими мусульманами. Один из наиболее известных палеологовских агиографов, Патриарх Константинополя Филофей Коккин («Красный») (ум. в заточении в 1377 или 1378 г.) составил четыре биографии исихастских святых, включая Патрирха Исидора I (1347–1350 гг) и Григория Паламы , митрополита Фессалоники (13471350 гг), вставив панегирики Фессалонике во все четыре Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

521 . Град святых – град Божий, отечество их – вышний Иерусалим; но если кто хочет знать о нижнем граде, то это была Кесария вифинская (Καισρεια τς Βιθυνας); отец его, Никиты, Филарет, под конец жизни инок, и непоименованная мать, умершая на восьмой день по рождении сего единственного сына (§ 4). Мальчик был воспитан своею бабкой (матерью отца) и когда достиг детского возраста (χρνον τν μειρακων), отец отдал его для обучения грамоте. Никита легко усвоил предметы и изучил псалтирь. Филарет посвятил его церкви (ποκρας), включив его в штат церковных мальчиков (§ 5) 522 – что это были за νεωκροι, не ясно, да и самое толкование этого слова не для всех понятное; впрочем болландисты думают, что это могли быть певчие мальчики. – Распростившись с миром, Никита ушел к потоку в южной части этого города (Кесарии), где пребывал один старец, по имени Стефан, и сделался его сподвижником (§ 7). Стефан направил Никиту в Мидикийский монастырь (το Μηδικου), «тогда очень скромный, основанный преподобнейшим отцом нашим Никифором». Последний провидел славу и пользу от Никиты и охотно принял его в монастырь (§ 8). Не прошло и пяти лет, как Никифор рукоположил его в сан пресвитера. Рукоположение это было произведено патр. Тарасием, который вручил ему против воли и заботу о монастыре. Когда слава о Никите распространилась, к нему стало прибывать много лиц для подвигов. Отказа не было, и скоро (ν λγοις τεσιν) Мидикийский монастырь увеличился до сотни иноков (§ 10). Бог послал Никите в монастыре некоего Афанасия, мужа почтенного и дивного, добродетель которого невозможно рассказать вкратце: «думаю, что любви его к Богу дивились и ангелы». Никита очень любил его, воспитал его в грамоте и отдал в логофесий (λογοθσιον) в качестве писца общественных бумаг (τν δημοσων χαρτων γραφες): отец Афанасия полагал, что это занятие будет подспорьем сыну в жизни. Но юноша пренебрег всем и ушел в киновию Символьскую (τν Συμβλων). Отец, узнав об этом, силою извлек Афанасия из монастыря, снял с него монашеское одеяние и облачил его, против воли, в многоценные одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Ахия (брат, друг Господень, евр.), пророк, 12 ноября. Афанасий (бессмертный, греч.), еписк. Тарса кид., муч., 22 авг. Афанасий комментарисий, муч. килик., 4 янв. Афанасий муч., 23 апр. Афанасий чтец, муч. кипрский, 20 июня. Афанасий , муч. мелитинский, 7 ноября. Афанасий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Афанасий ведикий, архиеп. александрийский, 2 мая и 18 янв. Афанасий , преп. павлопетрийский, исповедник, 22 февр. Афанасий , преп. мидикийский, 26 окт. Афанасий , преп. афонский, 5 июля. Афанасий , патриарх цареградский, 24 окт. Афанасий , пр. печерский, 2 дек. Афанасия девица, муч. коринфская, 6 ноября. Афанасия , муч. адександрийская, 31 янв. Афанасия , преподобная египетская, игумения. 12 апр. Афанасия , преподобная египетская, с Андроником , 9 окт. Афиноген (от Афины-Минервы происходящий, греч.), еписк. Пидахфои, и десять учеников его, 16 июля. Афинодор (царь Афины т. е. Миневры, греч.) монах, муч. сирийский, 7 дек. Борис-Роман , князь русский, 24 июля и 2 мая. Вавила (смешение, сирск. в евр.), муч. сицидийский, 24 янв. Вавила . еписк. антиохийский, 4 сент. Вавила , муч. никомидийский, и с ним 84 детища, 4 сент. Вадим архимандрит, муч. персидский, 9 апр. Вакх (бог винодедия,греч.), муч. с Сергием, 7 окт. Вакх , муч. фракийский, 6 мая. Валентина (см. Валентян) дева, мученица палестинская, 10 февр. Валентин (сильный, или из города Валенции, дат.), пресв., муч. римский, 6 июля. Валентин , муч. из Доростола, 24 апр. Валентин , муч. интерамиский, и три ученика его, мучч. италийские, 30 июля. Валент (сильный, дат.) диакон, муч. падестинский, 16 февр. Валент , или Уад , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Валериан (из города Варии иди Валерии в Италии, или Валериев, дат.), муч. римский, 1 июня. Валериан , муч. римский, с Кикилиею и др. 22 ноября. Валериан, Кандид и др. мучч. трапезунтские, 21 янв. Валериан , муч. с Идиею и др., 13 сент. Валерий (бодрый, крепкий дат. balere), муч. мелитинский, 7 ноября. Валерий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Ваптос (погруженный, греч.) воин, 10 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

— Отче, — сказал ему отрок, — неужели этими дорогими одеждами ты думаешь заставить меня переменить мое намерение, когда мне весь мир ненавистен? «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф.16:26). Отец затворил его в отдельной горнице и всячески старался поселить в его душе любовь к миру. Но он, любовью к Богу побеждая любовь сыновнюю и пристрастие к суетному миру, совлек с себя мирские одежды, в которые был одет, и разорвал их на мелкие части. Увидев это, отец облек его в другие, еще более ценные, ибо был богат, знатен и славен. Отрок поступил и с новыми одеждами, как с первыми. Такой поступок блаженного Афанасия привел отца его в великую ярость, он немилосердно бил Афанасия нагого — и раны во множестве покрыли тело его; плечи и хребет от жестоких ударов начали гноиться, так что врачам пришлось лечить его и обрезывать сгнившие части тела. Отрок же говорил: — Если даже на куски раздробит меня отец мой, всё же не отлучит меня от любви Божией (ср. Рим.8:35) и не отвратит от намерения моего. Тогда отец умилился и после долгого плача сказал Афанасию: — Иди, чадо мое, в путь добрый, избранный тобою, и да будет тебе Христос помощником и избавителем от всякой сети вражией. Афанасий возвратился в прежний монастырь, принял на себя полный иноческий чин и настолько смирился, что в нем нельзя было заметить ни мирского слова, ни обычая, ни пристрастия к приобретению каких-либо предметов. Кроткий и смиренный нрав, тихое и ласковое слово, самое ветхое рубище для прикрытия тела отличали Афанасия; безмерной суровостью было проникнуто житие того, кто получил изнеженное мирское воспитание, как сын богатых родителей. Столь добродетельного мужа, проведшего много лет в трудах иноческих, привлекла в мидикийский монастырь любовь к преподобному отцу нашему Никите и слава его Ангелоподобного жития; и для обоих преподобных, Никифора и Никиты, блаженный Афанасий был желанным собеседником и сожителем. По прошествии некоторого времени, Афанасий принял в монастыре, по просьбе их, должность эконома. Точно одна душа и один разум в двух телах, управляли монастырем блаженный Афанасий с преподобным Никитой, наставляя братий словом и примером на всякую добродетель, — на совершенное угождение Богу: они насаждали в братии любовь, поучали смирению, были бдительными стражами их чистоты, душевной и телесной, подкрепляли немощных и малодушных, стоящих утверждали, а падающих восстанавливали разнообразными наставлениями и увещаниями, а когда один из них бывал, по-видимому, суровым наставником, другой являлся увещателем самым кротким и милостивым. Оба были любимы всеми, и братия принимали слово их, как исходящее из уст Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный Афанасий подвизался в Мидикийской обители, в Вифинии, вместе с игуменом обители Никитой исповедником (память коего 3-го апреля). В отроческих летах тайно ушел он из родительского дома в монастырь. Отец нашел его, снял с него монашеский одежды и, надев дорогие мирские, взял домой. Отрок, воротившись в дом отца, сказал, что он ненавидит мир. Отец бил его; но св. Афанасий сказал отцу: «Если ты раздробишь меня на части, все-таки не отвратишь от монастыря». Тогда отец умилился и сказал сыну: «Или, сын мой, ты избрал добрый путь». Афанасий отправился. Услышав о добродетельной жизни Никиты, святой ушел к нему и жил с ним как бы одной душой. Скончался он в 814 г. Празднование воспоминания великого труса (землетрясения) в Константинополе установлено в 740 г. В этом году при императоре иконоборце Льве Исаврянине 26-го октября было страшное землетрясение в Константинополе, так что многие из высоких зданий разрушились, в том числе немало и церквей. От сотрясения земли море всколыхалось и затопило прибрежные селения. Страшный ужас объял всех жителей города, и многие лишились жизни от страха. Тогда все обратились с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице, – и землетрясение прекратилось. 27-е число О мученике Несторе читать в житии св. великомученика Димитрия, 26-го октября. Мученица Капетолина была из Каппадокии и происходила от богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том, как трудно для богатых войти в Царство Небесное, она раздала все свое имение и отпустила всех своих рабов на волю. Когда узнал об этом начальник Каппадокии Зелекинфей, то заключил ее в темницу; затем, выведя из темницы, требовал, чтобы она принесла жертву каппадокийскому идолу Серапису. Капетолнна отказалась, и ей отсекли голову. Когда судили и затем казнили Капетодину, тут присутствовала одна из рабынь ее Еротиида. Вида мужество своей госпожи, и она уверовала во Христа. Будучи не в силах равнодушно смотреть на бесчеловечие мучитения своей госпожи, она бросила в него камень. Тогда, после мучений, казнили и ее. Скончались святые мученицы в 304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сын сказал: отец, неужели ты хочешь шелковыми одеждами отвлечь меня от монастыря? и с этими словами разорвал свои мирские одежды. Отец стал бить сына так, что на спине его образовались гнойные волдыри, для излечения которых понадобилась медицинская помощь. Афанасий был настойчив, говоря, что готов страдать до смерти. Наконец отец уступил, сказав: ну, иди доброю дорогою, которую ты избрал (§ 11). Приглашенный братией, Афанасий прибыл в Мидикийский монастырь и был поставлен славным Никифором в помощники Никите (§ 12). Под началом этих двух душевных врачей, Никиты и Афанасия, монастырская дисциплина процветала и в монастыре не говорилось ни одного праздного слова (§ 13). Когда Никита совершал литургию, стоя пред св. Престолом, Афанасий (сначала диакон, потом пресвитер) присутствовал при этом со страхом и трепетом, обливаясь слезами (§ 14). Приводится образчик проповеди Никиты (§ 15), – в которой кое-что сходно с предсмертным поучением Иоанна Психаита. – В числе добродетелей святого агиограф указывает, что Никита олицетворял в себе все семь евангельских блаженств (§ 16). Однажды, говорит Феостирикт со слов одного монаха, уже по смерти Никиты, портаря не было днем на месте, и настоятель поручил рассказчику эту службу. Пришел один из местных жителей с маленьким ребенком, немым от рождения, и просил его отнести сына к игумену для молитвы. Я, говорил он, доложил игумену о приходе, но он, слегка пожурив меня, отпустил. Когда я настаивал, святой попросил меня провести его к ребенку, помолился, сотворил крестное знамение и возвратил отцу сына говорящим. Но, прибавляет агиограф, расскажу и о том, чему я сам был очевидцем (§ 17). В Мидикийском монастыре был один брат из числа простецов и незлобивых, любимый всеми именно за его незлобие. Диавол, позавидовав ему, свел его с ума. Это обстоятельство огорчило Никиту; он велел всем нам наложить пост до вечера, после литургии помолился над ним в диаконике, помазал елеем, – инок выздоровел и с того времени здоров доселе (§ 18). Из одного юноши изгнал демона (§ 19), из монаха выгнал демона в виде эфиопа, исцелял лихорадочных, головную боль (§ 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010