74 Эти древние обычаи, при совершении литургии и приобщения присутствующим, пресвитеров и диаконов, сохранились в Церкви кафолической восточной. Литургия совершается только один раз на том же престоле, в известные дни. Если пресвитеры священнодействуют, то приобщаются сами, затем служащий диакон получает евхаристию от служившего или от приобщающегося пресвитера, и причащается последним. 75 День этот приходился на 26 августа 325 года. Число это совершенно определяет год, когда был собор в Никеи. См. Евсев. Жиз. Конст. В. кн. III, гл. 15 и 16; Созомена И. Ц. кн. I, гл. 25. 80 Геласий к провинциям Мизии и Галатии добавляет Афины; тут явная ошибка, истекающая из того, что другой Пистос Афинский присутствовал на Никейском Соборе, согласно подписей в том виде, как он ныне существуют. 81 Геласий называет Византию Константинополем и утверждает, что Александр был тогда только пресвитером. Но мы видели из послания Александра Александрийского , что Александр Византийский был епископом этого города еще до Собора Никейского. Но это не подходило к системе Геласия, который из города, означенного Евсевием, сделал Константинополь и утверждал, что епископом этого города бывший Митрофаний, слишком старт, чтобы присутствовать на Соборе. Первая ошибка Геласия повлекла его и к другой. 82 Св. Афанас., Посл, к Еписк. § 1; к Афрос. §§ 1 и 2. Мы должны заметить, что Собор не более имел надобности в обнародовании, как и в созвании или председательстве епископа Римского. Первый Вселенский Собор был созван императором Константином, находился под председательством епископов главных престолов, был обнародован епископами первенствующих престолов в соседних провинциях. Эти факты совершенно достоверны и против них утверждения папистов не имеют значения. Читать далее Источник: История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Гетте: Пер. с фр. Т. 1–3. – Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1872–1875./Т. 3. – 1875. - XXI, 509, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2215 . Христорождественский или Рождественский что на Иледоме на Соти, мужской, ныне погост Рождественский или Ильдом, Ярославской губ., Любимского у., в 30 вер. к зап.-сев.-зап. от Любима, при впадении рч. Ильдома в Соть. Несомненно существовал в XVII ст., так как в монастыр. де­лах, хранящихся в Москов. архиве Мин. Иностр. Дел, значится, что он уже имел жалованные грамоты в 1623 г. В 1723 г. в нем были 2 дерев. цер­кви: Рожд. Хр. и Владим. Бож. Матери, и приписан к Афанасьев. Яросл. м-рю. Нынешняя церковь Рожд. Христова по­строена в 1808 г. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 778; Иванов, “Опис. госуд. ар­хива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 13 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, 13 (монастыр. дела 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (со­стоял приписным за Афанасьев. м-рем в Яросл.); прилож., XXXIV (в 1723 г. в нем были: строитель иером. Маркел и 4 мо­наха и имел 6 крестьян. дворов), CDXXV (ре­естр церквам Ростов. епар.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 373 (Ярослав. Рождественского, на р. Соте, игум. Иоанникий определен 1662 г.). 2216 . Христорождественский или Рождественский – Носковский, мужской, ныне село Рождествен­ское в Носкове, Ярославской губ., Любим­ского у., в 7 вер. к сев.-зап. от Лю­бима, при р. Обноре. В 1623–1629 г. в нем был игум. Евфимий. В 1723 г. приписан к Афанасьевскому Яросл. м-рю и церковь камен. Рожд. Хр. обра­щена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 355, 699; Ратшин, 559; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 769; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 328; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 371, 32; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (состоял приписным к Афанас. м-рю в Яросл.), прилож., XXXIV (в 1723 г. м-рь имел 7 монахов и 19 крестьян. двор.); CDXXVI (реестр церквам Ростов. епар­хии). 2217 . Христорождественский на Кушалинке или Михаиловский, что в Кушалине, мужской, ныне село Рождество, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к сев.-сев.-вост. от Твери по дороге в Бежецк, при рч. Кушалинке. При описании Кушалинской волости Вел. кн. Семиона Бекбулатовича в конце XVI ст. значится: «В Куша­лине же монастырь Рождественой, на р. на Кушалинке, а в нем церк. Рождество Хр., древян, вверх шатров, да церк. теплая Введенье Пр. Богор. древяна же, клецка». Далее же говорится, что м-рю принадлежит 6 деревень да 11 пустошей с 34 дворами. «Да у игумена же Варлаама с братьею рыбные ловли от монаст. мосту, что ездят из Кушалина ко Твери ловити рыба в рч. Кушалине, по селцо по Велешино». В межевой кни­ге 1698 г. говорится, что Михаиловский м-рь, что в Кушалине, в пустоше Денисовке, владел полевыми землями. Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 393; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2621 (межев. кн. 1698 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

200), каноны: воскресные, в субботу заупокойные (νεκρσιμοι), трипеснцы Великого поста (τριδιον § 14); на песнях канона ставилось большее или меньшее число стихов (8 на будничной и 10 на праздничной утрене. Афанас. 203); за каноном следовал екзапостиларий (§ 8, 12), стихиры стиховны (στιχηρν το στχου, § 15) и хвалитные (§ 17), утреннее трисвятое (τ ωθινν τρισγιον § 15), или великое славословие, после великого славословия «воскрес из гроба» (Син. кан. 497). Повечерия бывают двух родов: полные в дни непраздничные и неполные от «с нами Бог» в праздники (§ 3). После повечерий с Фоминой недели правятся панихиды, или заупокойная вечерняя служба. Часы в Великий пост правятся с кафизмой. К этому нужно прибавить, что в уставе Афанасия Афонского даются ссылки на обычный ход службы, на её принятый порядок, который таким образом предполагается сложившимся. Устав отмечает те особенности, которые из этого обычного порядка выступали. Таковы, например, замечания: «и прочее последование... по чину недельному» (217). В Великий четверг на часах тропари св. страстей «со всем прочим последованием». В Синайском канонаре на вечерне Пятидесятницы, после молитв колекнопреклонения, читается: «и прочее последование вечерни».   Небольшое расстояние отделяет появление первого полного типика от того времени, к которому относятся краткие записи уставов второй редакции. Студийское Начертание относится в концу IX века, или началу Х века, Афанасиево к последней половине Х века, того же приблизительно времени и Синайский канонарь, а самое раннее из дошедших до нас полных изложений типика появилось во второй четверти XI века и было составлено патриархом Константинопольским Алексием для основанного им Успенского монастыря 52 . Нет необходимости считать этот устав фактически первой записью, как можно было бы подумать на основании предисловия в уставнику, или дисциплинарной части этого типика. Не говоря о существовании кратких записей, вошедших в его содержание, мы идём дальше и находим возможным допустить, что в это время уже находились в обращении более полные записи устава, и вот почему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

8)              Недостаток или порок брачного союза (delectus matrimonii). Так, церковные законы не допускают в клир: а) второбрачных (апост. 17; халкид. 3; Вас. В. 12); б) женатых на вдове или отверженной своим мужем, на блуднице или актрисе (апост. 18; ср. халк. 3; последние два вида браков, по римским законам, не дозволялись и членам сенаторских фамилий); в) продолжающих брачное сожитие с женой, уличенной в прелюбодеянии (неокес. 8); г) вступивших в брак с близкой родственницей (ап. пр. 19); д) состоящих в смешанном браке, т. е. с не христианкой или с не православной (карф. 45; ср. 30). Все указанные требования относятся собственно к кандидатам на низшие степени клира – до пресвитерской включительно, на которые дозволяется возводить лиц женатых. А для епископов, со времен трулльского собора, обязательно безбрачие (правило 13). Так в церкви восточной; а в католической уже со времени папы Григория VII все клирики обязаны безбрачием. Другой разряд канонических препятствий к получению рукоположения имеет своим источником преступления или такая деяния члена церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся: 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (ап. 62, 1 всел. 10; анк. 3); 2) ересь, т. е. уклонение от принятых церковью догматов, соединенное с упорным отвержением учительского авторитета церкви (1 всел. 19; кан. посл. Афанас. к Руфиниану); 3) оскопление себя или других, как посягательство на целость творения Божия, которое все «добро зело», по выражению книги Бытия (ап. 22: 24; 1 всел. 1; двукр. 8); 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия: блуд, прелюбодеяние, скотоложество и т. п. (ап. 61; неокес. 9 и 10). Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подверглись публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение: кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковно-иерархические степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

281 Некоторые писатели-паписты, как М. А. де-Броглио ( l’Eglise et I’empire romain au IV siccle.) могли бы обратить внимание на это выражение, прежде нежели делать нападки на память первого императора христианского. 283 Этот собор Миланский конечно тот, который был вскоре после Сардиний ского в 347. Многие писатели полагают, что там был собор в 346, и что на этот-то указывает Либерий ., 284 Св. Афанас., Апол. к Констан., § 27; св. Илар. Пикт., кн. I, к Констан., § 8; Сократ., И. Ц., кн. II, гл. 36; Созом., И. Ц., кн. IV, гл. 9; Sulpit. Sev. Hist. Sacr., lib. II, § 39; Labb., Cone., t. II, 286 Созом., И. Ц., кн. гл. 9; Sulpit. Sev.. Hism Sacr., кн. II, § 39. Иларий не мог перенести осуждения благочестивого Евсевия на ссылку и писал о том к Констанцию; ссылка была ему наградой за прошение. 288 Некоторые писатели, полагали, что семейство его было христианское. Это мнение кажется нам мало вероятным. Сам Иларий ясно повествует, как он дошел до познания истины. 299 Падение Либерия, епископа Римского, сделалось предметом больших споров; но мы допускаем оное как событие достоверное и вот доказательства наши: Св. Афанасий , (Ист. Ар. к инок., § 41) выражается так: δε Αιβριος, ξοριθς, στερον μετ διετ χρνον κλασε, κaι φοβηθες τον πειλομενον θνατον, υπγραψεν. Перевод же латинский бенедиктинцев: «Porro Libertus exlorris factus, post biennium denique fractus est, minisque mortis perlerritus, subscripsit». Св. Афанасий , (Апол. прот. А р., § 89), упомянув Либерия в числе претерпевших ссылку за его дело, продолжает так: «Ε γρ και εις τλο; ουχ πμεινε το ξορισμο την Θλιψιν, μως διεταν μεινεν εν τη μετοικια, γινσκων την καθ’ μων συσκευν». Перевод латинский бенедиктинцев: «Nam etsi exsilii aerumnas ad fiuem usque non tolerarerit, attamen quod conflatam in nos conspiralionem probe nosset, biennio in exsilii loco est commoratus». Чтобы отделаться от этих свидетельств паписты отрицали их подлинность, под предлогом, что оба сочинения эти написаны были до падения Либерия, и что святой Афанасий не мог говорить об этом событии. Но достоверно, что История арианства, назначенная инокам, была написана св. Афанасием только в одном экземпляре, который следовало ему возвратить, когда иноки его прочтут (Посл, к инок., § 3 в заглавии творения). Святой Афанасий пересмотрел его и дополнял когда обнародовал, или послал Серапиону Фмуйскому со своим небольшим сочинением: О смерти Ария.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Когда он совершит молитвы и благодарения, весь присутствующий народ возглашает аминь. После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, да и к небывшим относят». 485 Подлинные слова св. Епифания таковы: ειπε τουτο μου εστι τοδε; а выражается он так вследствие обычая древних – не оглашать тайн веры своей, чтобы не посмеялись над ними язычники по неведению, и не соблазнились ими оглашенные, став пытливыми. Тертуллиан . Аполог. гл. 7: твор. ч.1, стр. 19–20. Спб. 1847 г. Собор. александр. у св. Афанас. в защит. слов. прот. ариан: твор. ч. 1, стр. 205. Москва, 1851 г. Св. Васил. велик. О Свят. Духе, гл. 27:, твор. ч. 3, стр. 333. 334. Москва, 1846 г. Св. Кирилл. иерусалим. Огласит. слов. 6: твор. стр. 103. Москва, 1855 г. Св. Григор. богосл. Слово на св. пасху: твор. ч. 4, стр, 169. Москва, 1844 г. Св. Златоуст. Бесед. 29 на кн. Бытия: ч. 1, стр. 139. Спб. 1852 г. Бесед. 40 на перв. посл. к коринфянам: ч. 2, стр. 369. Спб. 1858 г. Бесед. 16 на посл. к евреям, стр. 272–273. Спб. 1859 г. 491 В этом случае имеют силу не простые слова: «сотвори хлеб честное тело Христа твоего» и проч.; а то, что священник говорит это с Духом т. е. с благодатию, или с силою священства. Отсюда ясно, что хотя бы десятки тысяч раз произнесли Господни слова и все божественное призывание даже все цари, или подвижники, или все благочестивые, не имеющие священства, или даже все вместе верные, какие только есть на земле, – от этого не произошло бы ничего, если нет священника; и дары, предложенные ими, отнюдь не были бы освящены, и не преложились бы в тело и кровь Христову: потому что не человек, а Бог действует посредством священника, призывающего благодать Духа, и то, что говорит священник, бывает действенно по силе священства. А эта сила есть сила Божия, которую имеет не всякий верный, но только приявший священническое рукоположение. И всякая молитва его имеет совершительную силу божественною благодатию… Посему, мы твердо веруем, что преложение хлеба и вина в тело и кровь Христову содевается священническими молитвами и совершается знамением креста и призыванием Святого Духа, после того, как Господни слова: приимите, ядите, и: пийте от нея вси, а также: сие творите в Мое воспоминание даровали апостолам и преемникам их благодати право совершать это посредством молитв».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Богородицы с событиями, Спасителя, Божией Матери и др. В этом храме по древности своей обращают на себя внимание три иконы, так называемые Деисус (Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Предтеча); храмовая икона (на аналогии), изображающая перенесение мощей святителя Николая из Мир-Ликийских в Бар-град, а также икона св. Афанасия в Кирилла, Александр. патриархов, вероятно, бывшая местной в каком-либо из Афанасьевских в Твери монастырей: а) в устроенном 1-м Твер. князем Ярославом, б) в быв. женском Афанас. монастыре, что ныне приходская Покровская церковь, и в) в устроенном патриарх. Никоном (в 1655 г.), м.-быть, не монастыре, а только церкви близ Федоров. училищного монастыря, и вероятнее всего эта икона находилась в Афанасьев. храме, построенном патр. Никоном; св. Димитрия Ростовского с изображением чудес. Нужно полагать, что эта послдняя икона написана была вскоре по открытия мощей св. Димитрия. Восставовленная Никол. церковь была торжественно освящена Архиепископом Димитрием 29 апреля, а придел (св. кн. Михаила) 8 мая того же года. В церкви свят. Николая, что в Капустниках, близ Спасо-Преображенского кафедрального собора, существовал до 1900 года придел в честь Рождества Богородицы. По возобновлении церкви этот придел был переосвящен в честь святого благоверного князя Михаила Тверского 8 мая 1901 года. В воспоминание о бывшем посвящении придела в иконостасе сохранялся старинный образ Рождества Божией Матери с событиями из ее жизни.  В Никол. церковь (с 1901 г.) ежегодно переносится 9 мая из Николо-Малиц. монастыря чудотворная икона Святителя, которая пребывает в этом храме до 1 июня. В Никол. храме по воскресным и праздничным дням, а также по четвергам отправляется соборным причтом богослужение, а с 9 мая по 1-е июня в этом храме совершается по две литургии. По материалам издания Храмовые праздненства в г. Твери. Выпуск второй. - Тверь, 1904 Источник http://hram-tver.ru/tver/nikvkaptv.html Храм Николы «в Капустниках», располагавшийся рядом с Никольским храмом, что «на Зверинце», стоял на очень древнем месте. Сегодня это территория стадиона «Химик».

http://sobory.ru/article/?object=34496

Думаю, что под внесено напрасно переписчиками; и вознесох язык мой – сильно заговорил. Пс.68:2. Спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея, – тонет в потоке гнева Божия. Когда воды стесняют дыхание, тогда человек находится в опасности смерти; так и здесь волны гнева Божия до того возвысились, что стеснили дыхание Богочеловека. Сие чувство гнева Божия Господь испытал, когда возопил: Векую Мя еси оставил! Ст.3. Углебох в тимении глубины и несть постояния. Погрузился в глубокую болотистую воду (тимение значит болото) или в глубокую тину и не достигну дна. Ст.4. Исчезаете очи мои, от еже уповати ми на Бога моего. Как человек в скорби, ожидая от кого-нибудь помощи, беспрестанно глядит в ту сторону, откуда ждет помощника; так подвижник псаломский говорит Господу, что он утомился, ожидая помощи от Бога. Ст.13. Глумиться – насмехаться, с насмешкою рассказывать. Ст.15. Спаси мя от брения, да неуглебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Есть глубина правды Божией – правды, растворенной милосердием, однако испытующей человека и наказующей. Св. пророк изображает ее в виде глубоких вод и глубины пожирающей. Спаси от глубоких вод, и да не пожрет меня глубина – так молит он Господа Бога. Ровенник. – глубокий ров, колодезь. По Афанас. – ад. Ст.23. Сеть и соблазн. Будет уловлять их, как зверей, и ставить им преткновение; и да будет для них наказанием. Пс.71:16. И процветут от града яко трава земная – то есть: потомки его – его подданные-христиане. Пс.72:4. Несть утверждения в ране их. Раны их не бывают постоянны и продолжительны, то есть их несчастия и скорбные их чувства. Пс.73:5. Положиша знамения своя; то есть внесли во град и во храм свои языческие знамена и соделали их знаменами священными; псалом говорит пророчески – это сбылось, во-первых, когда Пилат внес в город знамена римлян; во-вторых, когда римский император приказал поставить на воротах изображение свиньи; в-третьих, когда во святилище поставлены изображения идолов. Ст.6. Яко в дубраве древяне – как в лесу. Секира – топор, оскорд – долото, сечиво – кирка. Жезл – означает знак власти ( Есф.4:10 ), жезл достояния будет значить избранное Твое владение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Предтечи в Вологде, здесь помещен целый символ веры в образах – создания Евы и грехопадения, преображения, благовещения и рождества Христова, распятия Спасителя, снятие Его с креста и положения во гроб, воскресения, вознесения, Спасителя с Богоматерью, Предтечей и апостолами, означающими второе пришествие Христово (ср. изображения страшного суда), сошествия Св. Духа на апостолов, отделения овец от козлищ; воскресения мертвых в виде пророка пред костями умерших ( Иез.37:1 и след.) и царства небесного в виде города, в котором помещены И. Христос, Богоматерь, Предтеча и праведники (ср. Афанас. монастырь). На столпах, поддерживающих своды храмов, обыкновенно пишутся отдельные лица, чаще мученики разного звания, в соответствующих этому званию костюмах. В числе их изредка встречаются изображения лиц не святых, как напр. царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. Стены храмов представляют наиболее обширное и удобное место для живописей. В иконографическом характере этих живописей различаются общие черты, которые проходят почти во всех храмах, независимо от их наименования или посвящения в честь того или другого события или лица, и частные, вызываемые этим посвящением. Различие это в стенописях XVII и XVIII в. более заметно, чем в древнейших. Общее правило росписи стен в рассматриваемых памятниках состоит в том, что здесь должны быть изображаемы события Евангелия; роспись церквей Богоявленской и Св. Духа буквально следует этому правилу, не допускал сюда никаких добавлений из других источников, помимо Евангелия. На западной стене, по общему правилу, унаследованному нами от Византии, помещается страшный суд в формах более или менее сложных, объясняемых не из одного Евангелия. Нередко вместо страшного суда здесь находится продолжение росписей стен северной и южной, а внизу в одном или двух рядах, изображения из книги Песнь Песней, причем жених является в виде И. Христа, а невеста в виде царицы в короне, с распущенными волосами; в костюме её и вообще в живописном стиле повсюду заметны ясные следы западной художественной манеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Таким образом, крайняя правая одержала блистательную победу; истые «евсевиане» стояли не более года во главе лиги и гегемония перешла к омиусианам. Нужно прибавить, что политика Константия — ссылать упорных епископов западных на восток оказалась вполне ошибочною: они оказались естественными посредниками между православными элементами востока и церковью западною. Напр., Иларий пиктавийский писал, что вся Азия, поистине, не знает Бога; но зато он вполне оценил близость к православию епископов омиусиан, объяснял их уклонение от никейского Символа обстоятельствами времени и взял на себя задачу — рассеять предубеждение галльских епископов, которые полагали, что восток сплошь состоит из ариан. Однако и сосланные епископы — ариане были не без друзей, и им удалось добиться по крайней мере того, что для рассмотрения их дела Константий решился созвать вселенский собор. Но опытные вожаки ариан понимали, что для них от собора вселенского не будет ничего хорошего. На востоке большинство стояло на том, что Сын по существу подобен Отцу, на западе — большинство было верно никейскому символу. Если бы эти два большинства сошлись вместе, то была вся опасность, что они вполне поймут единство своих убеждений, соединятся в одно целое, и во всяком случае подавят арианство навсегда. Divide et impera! Так возникла счастливая для ариан идея — созвать вместо одного два собора. О месте собора на востоке шли пререкания. Придворная партия желала, чтобы собор был в Никее. Но о Никее василиане и слышать не хотели. Сошлись на том, что собору быть в Никомидии, но случившееся здесь в августе землетрясение сделало это невозможными Восточный собор составился в Селевкии, суровой митрополии исаврийской провинции, в 359 г. Прежде соборных заседаний решено составить программу для действия и явилась IV сирмийская формула . Она читается так:  «Веруем εις ενα τν μνον κα ληθινν Θεν, Отца Вседержителя — И во единаго единороднаго Сына Божия, прежде всех веков и прежде всякаго начала, прежде всякаго представимаго времени и всякаго мыслимаго существа ( ουσας у Афанас., επνοιας = понятия у Сокр.) рожденнаго бесстрастно от (κ) Бога —, рожденнаго же Единороднаго, единаго от единаго Отца, Бога от Бога, подобнаго родившему Его Отцу по писаниям, рождения котораго не знает никто, кроме одного только родившаго Его Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010