Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт. |
Афанасий комментарисий, муч. Килик. при Диоклетиане, с Зосимой монахом. 4 янв. Афанасий муч., с великомуч. Георгием. 23 апр. Афанасий чтец, муч. Кипрский при Максимиане, с Аристоклием пресв. 20 июня. Афанасий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Афанасий, из 40 мучч. Севастийскпх, ок. 320 года. 9 марта. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский, ум. 373. 2 мая и 18 янв. Афанасии, преп. Павлопетрийский, исповедник при Льве Армянине. 22 февр. Афанасий, преп. Мидикийский 9 века. 26 окт. Афанасий, преп. Афонский, ум. 980. 5 июля Афанасий затворник, преп. Печерский, ум. 1264. 2 дек. Афанасия девица, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Афанасия, мученица Александрийская, с Киром и Иоанном, в 311 г. 31 янв. Афанасия, преподобная Египетская, с Андроником. 9 окт. Афанасия, преподобная Египетская, игумения (856–860). 12 апр. Афиноген. еписк. Пидахфойский, и десять учеников его, мучч. севастийские при Диоклетиане. 16 июля. Афинодор монах, муч. Сирийский при Диоклетиане. 7 дек. Афинодор, преп. Фиваидский 4 века. В субб. с. Афр, преп. Нитрийский 4 века. В субб. с. Б Борис-Роман и Глеб-Давид, князья Российские, пострад. в 1015 году. 21 июля и 2 мая. В Вавила, муч. Сицилийский (3 века), с двумя учениками. 24 янв. Вавила, еписк. Антиохийский, и с ним три отрока: Урван, Ирилидиан и Еполлоний, мучч. при Нумериане. 4 сент. Вавила, еписк. Антиохийский другой, и с ним 84 детища, мучч. при Максимиане. 4 сент. Вавила преп. (Тарсянин), прест. около 600 г. В субб. с. Вадим архимандрит, муч. Персидский в 376 году. 9 апр. Вакх, муч. в Росафе ок. 308 г., с Сергием. 7 окт. Вакх, муч. Фракийский ок. 302 г., с Варваром и др. 6 мая. Валентина дева, мученица Палестинская, пострад. с Еннафой при Максимине от Фирмилиана. 10 февр. Валентин пресв., муч. Римский при Клавдии ок. 270 г., с Марином и др. 6 июля. Валентин муч., из Доростола, с Пасикратом. 24 апр. Валентин, еписк. Интерамнский, и три учепнка его, мучч. Италийские. 30 июля. Валент диакон, муч. Палест., с Памфилом, пресв. и др. от Фирмилиана в 309 году. 10 февр. |
и 27 сент.), Пд, (15 апр.), Марк, племянник Варнавы, Артема (30 окт.), Акла (14 июля), Фортнат и ( 1Кор.16:17–18 ). 9 Кондак, гл. 4. Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии в песнех восхвалим: теми бо еси навыкохом Троицу почитати Нераздельную, и пребывают светильницы божественные веры. Ап. ( Рим.8:2–13; 96 зач.; Ев. Лк.10:1–15; 50 зач.). Если 4 янв. случится: 1) в субботу, то на литургии Апостол и Евангелие – субботы пред Богоявлением; 2) если в воскресенье – недели пред Богоявлением ( Уст. 26 декабря). Пр. отца нашего игумена, иже в Кукуме Сикелийстем Пр. Феоктист, основатель обители св. Николая близ Кукума (в Сицилии), «умертвив мудрование плотское воздержанием», погасив «слез пролиянми» «страстей разжжения», душу очистив «прилежными молитвами и твердейшим пощением», – всем казался, «яко же ангел живый с телом». Как «светильник» «монашествующих светлейший, образ известнейший, и наставник, и столп непоколебим», он «словесною палицею» «на пажити постничества» воспитал свою словесную паству и направил ее «ко ограде небесней». «Кроток и незлобив явлься», «добродетельми украшен», пр. Феоктист в 800 г. мирно скончался «в старости маститей». Мучч. монаха, пустынника Киликийского, и комментарисия. Св. Зосима жил в пустыне киликийской (в Малой Азии); в царствование Диоклетиана подвергнутый страшным мучениям, был чудесно сохранен Богом. Афанасий – комментарисий (т.е., смотритель за узниками, ведший им запись), увидев Зосиму невредимым после страшных мучений, уверовал во Христа. Оба, будучи отпущены мучителем, удалились в пустыню. Там среди молитвенных подвигов они мирно предали души свои Господу в расселине одной скалы. Муч. Зосима еще воспоминается 19 сент. 5 . Л. Препразднство Из церковных песнопений этого дня. «Из Девы воссиявый в Вифлееме плотью, ко Иордану ныне тщится», «избавление грядет Христос крещением подати всем верным: сим бо Адама очищает, падшего возвышает, низложшего мучителя посрамляет, небеса отверзает, Духа Божественного низводит, и нетления причастие дарует». «Да радуется земля вся, небо да веселится, мир да играет, реки да плещут рукой, источницы, и езера, бездны моря да срадуются: приходит бо Христос Адама очистити», «света Сый податель Иисус, не требуя креститися, плотью восходит на Иорданские струи, просветити сущия во тьме хотя; верой Сего усердно срящем», «помышленми чистыми радостно подъимем». |
Кирик и Иулитта, мучч. в Тарсе. 15 июля. 284–305. Хрисогон, муч. Аквилейский при Диоклетиане и Максимиане Геркулии. 22 дек. Епитект пресв. и Астион монах, мучч. Алмиридские. 7 июля. Мучч. Аназарвские: Марин старец. 18 окт. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий. 5 февр. Валент муч. Анкирский. 18 мая. Аскалон, муч. Антинойский. 20 мая. Мучч. Антиох. в Писидии: Александр, Алфей, Марк, Никон, Неон, Илиодор, Зосима и 30 воинов. 28 сент. Марина. 17 июля. Диодор и Родопиан, мучч. Афродисийские. 29 апр. Филикс, муч. Варкинонский. 22 авг. Мокий пресв., муч. Византийский. 11 мая. Феодотия с тремя чадами и прочими до 120, мучч. Вифинская. 29 июля и 22 дек. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский. 12 сент. Иулиан и 40 другов его, мучч. Галатские. 12 сент. Никандр врач, муч. Египетский. 15 марта. Параскева, великомученица Иконийская. 28 окт. Анастасия, великомученица Иллирийская и другие. 22 дек. Аза н 150 воинов, мучч. Исаврийские. 19 ноября. Капетолина и Еротинда, мучч. Каппад. 27 окт. Евпл диакон, муч. Катанский 11 авг. Дорофея дева, и жены: Христина и Каллиста, и Феофил, мучч. Кесарийские в Каппадокии. 6 февр. Сисиний, муч. Кизический. 23 ноября. Мучч. Киликийские: 284–305. Косма и Дамиан, Аравляне, врачи безмездные, и с ними Леонтий, Анфоим и Евтропий. 17 окт. 3осима пустынник. 19 сент. Афанасий комментарисий 4 янв. Феодор еп., и жены: Лукия, Иароя, Киприлла и др. мучч. Киринейские. 4 июля. Александр еп. и другие мучч. Команские. 12 авг. Мина воин, великомуч. Котуанский. 11 ноября. Вит отрок, Модест пестун и Крискентия питательница, мучч. Луканийские. 15 июня. Мучч. Мелитинские: Еодоксий, Зинон, Макарий и др. 6 сент. Иерон, и дружина его, 33 мучч. 7 ноября. Мучч. Никомидийские: Аникита и Фотий. 12 авг. Филетер. 30 дек. Мучч. Никейские: Диомид врач. 16 авг. Антонина. 1 марта. Феврония, преподобномуч. Писивийская. 25 июня. Десять мучч. в Перге Леонтий, Аттий и проч. 1 авг. Епихария, мученица Римская. 27 сент. Святые жены Римские: Прискилла и Лукина. 7 июня. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномучч. Салернские. 6 июня. |
Мучч. Кесарийские в Палестине: Прокопий. 8 июля. Закхей диакон и Алфей. 18 ноября. Фавста дева, Евиласий и Максим, мучч. Кизические. 6 февр. Зиновий, еп. Егский, и Зиновий, мучч. Киликийские. 30 окт. Клавдий, Астерий, Исон и Феонилла, мучч. Киликийские. 29 окт. Мученики Никомидийские: Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан. 18 апр, Христофор, Феона и Антонин, воины. 19 апр. Исакий, Аполлос и Кодрат. 21 апр. Александра царица, Георгий великомуч., Протолеон, Афанасий и Анатолий. 23 апр. Евсевий, Пеон и другие, до 40. 24 апр. Феопемпт еп. и Феона. 5 янв. Евфрасия дева. 19 янв. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. 20 янв. Евлампий и Евлампия. 10 окт. 1003 мучч. от дома четырех протекторов. 7 Февр. Неофит, муч. Никейский. 21 янв. Вакх, муч. Росафский. 7 окт. Иринарх и 7 жен, мучч. Севастийские. 28 ноября. Агафопод диакон и Феодул чтец, мучч. Солунские. 5 апр. Еразм, священномуч. Формийский. 4 мая. 304. Текуса, Александра и др., семь дев, мученицы Анкирские. 18 мая. Викентий, диакон Августопольский в Испании, муч. Валентийский. 11 ноября. Тимофей, Агапий и Фекла, мучч. Газские. 19 авг. Агапия, Хиония и Ирина, мучч. Иллирийские. 16 апр. Картерий, священномуч. Кесарийский в Палест. 8 янв. Варлаам, старец Антиохийский, муч. Кесарийский в Капп. 19 ноября. Тарах, Пров и Андроник, мучч. Киликийские. 12 окт. Анфим и др. мучч. Никомид. 3 сент. Каллиопий, муч. Помпеопольский. 7 апр. Пострадавшие в Риме: Агния дева. 21 янв. Каллистрат и 49 воинов. 27 сент. 304. Маркеллин папа, Клавдий, Кирин и АнтонИн.7 июня. Лукия девица, муч. Сиракузская. 13 дек. Избиение преподобных отец (38) в Синае и (39) Раифе. 14 янв. 305. Татион, муч. Клавдиопольский. 24 авг. Мучч. Никомидийские: Пантелеимон врач. 27 июля. Ермолай, Ермипп и Ермократ. 26 июля. Агапий, Публий, Тимолай, Ромил, два Дионисия и два Александра, мучч. Палестинские. 15 марта. Ианнуарий еп., Прокул, Соссий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион миряне и др., мучч. в Путеолах. 21 апр. Сисиний диакон, Апрониан комментарисий, Папий и Мавр воины, и Сатурнин, мучч. Римские. 7 июня. |
Пролог. Свв. мученик 156. Умучены в царствование Диоклетиана от Ветурина воеводы, в Тире. В числе их были два епископа, Нелий и Нил, священник Зинон, и два именитые мужа, Патермуфий и Илия. Чет. Минея кратко (Act SS. sept. VI. р. 21). Мес. В. и Март. Р. 19 сент. 18 Св. Евмения, епископа Гортинского. Преемник св. Кирилла (9 июля); скончался в Фиваиде, погребен в Гортине. При жизни славился смиренномудрием, по смерти – чудесами. Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 257. Act SS. sept. V. р. 786). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. жен мучениц Софии и Ирины. Обезглавлены. (Act SS. sept. V. р. 773). Март. Р. Св. мученицы Ариадны. Раба Тертилла, старейшины Промиса (Фриг.). Пострадала за нехотение участвовать в языческом празднестве по случаю рождения сына у ее господина, при Адриане. Чет. Минея. (Act SS. 17 sept.). Март. Р. 17 сент. Мес. В. Св. муч. Кастора. " Томим скончася». Пролог. (Act SS. sepm. . р . 758). 19 Свв. мучч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Свв. Трофим и Савватий начали мученический подвиг в Антиохии, где Савватий и скончался. Св. Трофим отослан был в Синад, где Доримедонт, синклитик, сделался его сподвижником. Оба после лютых мук обезглавлены в царствование Проба (ок. 280). Чет. Минея от Метафраста. (Surius ad 19 sept. Act SS. sept. VI. p. 12). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Си. муч Зосимы, пустынника Киликийского. Сведение о нем помещено под 4 янв., где он вторично воспоминается с св. Афанасием комментарисием. Св. благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, и чад его, Давида и Константина. См. 5 марта, где празднуется перенесение мощей их. В службе два канона. 20 Св. великомуч. Евстафия Плакиды, и подружии его Феопистии, и чад их, Агапия и Феописта. Плакида воеводствовал при Тите и Траяне. По принятии крещения, он перенес множество скорбей. Мучен импер. Адрианом за нехотение возблагодарить с ним богов за победы, одержанные Плакидой над врагами империи. Скончался с детьми и женою в медном воле. Чет. Минея от Метафраста. (Acta Metaphrast apud Surium. 20 sepm. Act SS. sept. VI. p. 106). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. |
Святой первомученик Стефан, юный, без бороды, был побит камнями. Близ него сидит Павел, юный, без бороды, и стережет одежды воинов. 28. Святые двадцать тысяч мучеников в Никомидии сожжены были в церкви. Январь 1. Святой Феодот, юный, был усечен мечом. 2. Святой Феоген, старец, был брошен в пучину морскую. 3. Святой Гордий, юный, с бородою, едва показавшеюся, был усечен мечом. 4. Святой Зосим, распятый вниз головою и чудно освобожденный вместе с комментарисием Афанасием, укрылся в рассекшейся скале. Тут оба эти старца скончались. 5. Святой Феопемпт был усечен мечом, а Феона зарыт живым в землю. Оба они старцы. 8. Святой Иулиан, с проседью, и святая Васса были обезглавлены мечом. На их иконе рисуется монастырь, горящий на горе. 9. Святой Полиевкт, юный, был усечен мечом. 13. Святые Ермил диакон, с бородою едва показавшеюся, и Стратоник, старец с круглою бородою, были брошены в реку. 14. Святые Синайские и Раифские отцы были убиты Влеммиями. 15. Святой Пансофий, с проседью, скончался быв биен много. 16. Святые Спевсипп, Елевсипп, юные, Мелевсипп – младенец, и матерь их Неонила, пожилая, были сожжены огнем. 20. Святые Васс, старец, Евтихий и Евсевий, молодые, с бородами, едва показавшимися, скончались в разных муках. 21. Святой Неофит, юный, без бороды, был пронзен копьем в сердце. 22. Святой Тимофей, молодой, с круглою бородою. 23. Святые Климент, молодой, с длинною бородою и Агафангел, юный, с бородою, едва показавшеюся, были усечены мечом. Святые Феодотион, с проседью, был обезглавлен, а Павел, молодой, с остроконечною бородою, и Павсирион, с бородою едва показавшеюся, были брошены в реку. Февраль 1. Святой Трифон, юный, без бороды, был усечен мечом. 2. Святой Агафодор с бородою, едва показавшеюся, скончался, быв пронзен копьями в ребра. 3. Святые Адриан, молодой, с круглою бородою, и Евнул с бородою, едва показавшеюся, были усечены мечом. 4. Святой Аврамий, старец с длинною широкою бородою, был усечен мечом. 5. Святая Агафия скончалась в темнице. 6. Святые Евиласий, юный, и Максим, с бородою едва показавшеюся, скончались на раскаленной сковороде. 7. |
4. Кастор и Поллукс, по верованиям греков и римлян, были сыновьями властителя неба и высшего из богов Зевса (иначе Дия), почему назывались Диоскурами; по смерти они, по этим верованиям, живут и через день снова умирают, пользуясь лопонесскими божествами света. В то же время они почитались как покровители государства. В честь их совершались особые праздники, называвшиеся «Диоскуриями» (по их имени), а также «Анакиями» — праздниками властителей и правителей, как в некоторых местностях назывались Кастор и Поллукс). 1. Страдания св. Зосимы относятся к началу IV века ко временам царствования римского императора Диоклитиана. Память св. Зосимы пустынника совершается еще 4 января вместе с св. Афанасием комментарисием (смотрителем за узниками, ведшим им запись), который, увидев Зосиму невредимым после страшных мучений, уверовал во Христа и после молитвенных подвигов предал дух свой Господу в пустыне. Св. Зосима, по минейным сказаниям, кратко передаваемым и св. Димитрием Ростовским под 4 января, скончался не сразу после претерпенных от Дометиана мучений, а мирно предал дух свой Господу там же в пустыне, вместе с св. Афанасием, в расщелине одной скалы. 1. Год рождения св. благоверного князя Феодора точно определить нельзя, но, несомненно, это было между 1240 и 1245 гг. — По свидетельству его жизнеописателя (иеромонаха Антония, 2-й половины XV в.), он от юных лет воспитан был в благочестии и научен божественным догматам, коими с любовью наполнялось его сердце, как губка, напояемая чистою водою; отроком он уже уклонялся детских игр и обычаев, прилежа наипаче чтению священных книг и соблюдая чистоту душевную и телесную. 2. Можайск (ныне небольшой уездный город Московской губернии) был тогда еще очень юным, бедным и малонаселенным городком с небольшою округою и прилежащими селами. Но Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. В короткое время умный и добрый князь сумел сделать свой удел и людным и не бедным и заслужил благоговейную любовь народа. |
4. Св. священномуч. Феагена (Вас.). Свв. мучч. Феопемпта и Феоны (Вас.). Св. Зосимы мниха и Афанасия комментарисия (Вас.). Преп. матере Синклитикии (Вас. не во всех, но в Соф. прологе есть). Пр. Евфимия нового и иных 5 мучч. Пр. Феоктиста в Кукуме. Пр. Феоктиста спостника Евфимия В. Во 2 ред. св. Аполлинарии. Св. священномуч. Ферапонта сардийского (Вас. 25 мая. Слав. печ. 27 мая тоже). Евфимия нового, иже у св. Мокия. 5. Св. прор. Михея (Вас.). Пр. Аполлинарии, дщери Анфимиевы. Пр. Григория, иже в Крите. Св. Мины мниха ( сказ. Вас. нет. Оно же в Печ. Слав. из Иоанна Лествичн. 34 стат. 4 степень). Во 2 ред. пр. Феоктиста, друга Евфимиева ( сказ. в Печ. Слав. 4 янв. Вас. нет). 6. Богоявление (Вас.). 7. Собор Предтечи и пренесение честные руки его ( Особ. сказ. Оно же в печ. слав. и греч. Мин. В Вас. другое). 8. Св. муч. Феофила и Елладия (Вас.). Св. муч. Домники. Св. мучч. Иулиана и Василиссы. Во 2 ред. о св. муч. Домнике сказ. (Вас. и 1 ред. 10 янв.). Пр. Илии пустынника ( сказ. Вас. нет). Свв. муч. Картерия в Кесарии каппадокийской. Иулиана и Василиссы и инех мнозех. 9. Св. муч. Полиевкта (Вас.). Св. пр. Ахии (Вас.). Св. о. н. Евстратия чудотворца. Память труса (прор. Ахия в некоторых экземплярах 1 ред. назван Михеем. а во 2 ред. Захариею). 10. Св. о. Григория нисского (Вас.). Св. Маркиана (Вас.). Св. Дометиана (Вас.). Св. Домники (Вас., не все во всех экземплярах, но все в Соф. прологе со сказаниями). 11. Пр. о. н. Феодосия(Вас.). Пр. Петра анийского (Вас., но в Печ. 13). Пр. Евпраксии. 12. Св. муч. Татианы (Вас.). Св. муч. Меортия (Вас., не верно в иных Артемия). Пр. Илии чудотворца. Во 2 ред. в некоторых ныне св. Дометиана (см. 10). 13. Свв. мучч. Ермила и Стратоника (Вас.). Пр. о. н. Стефана создавшего монастырь Гусины Ямы, т. е. Хинолаккский (Вас. 14). Пр. о. Иакова нисивийского. Во 2 ред. пр. Стефана ( сказ. Вас. 14, распространено вложенным в уста Стефана поучением. Оно же в Печ.); в некоторых экземплярах 2 ред. и Печ. Петра анийск. (Вас. и ред. 11 числа). 14. Свв. отец избиенных на Синае (Вас.). Св. отец на той же горе, избиенных при Диоклитиане (Вас.). Свв. отец в Раифе избиенных (Вас., не во всех экзем. 1 ред.). Пр. о. Феодула (Вас.) Пр. Афанасия, создавшего монастырь (только 239; Вас. одно только имя). Во 2 ред. пр. Моисея ( сказ. Оно же в Печ. Слав. Вас. нет). Пр. Иосифа аналитина ( сказ. Оно же в Печ. Слав.). |
—262— единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело (послан. к Епиктету, творен. Афанас. ч. III, стр. 330–3 31; Epiph. Haer. LXXVII; Творения св. Епифан. ч. 5, стр. 176)». Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес. Это – Антиохия, где не мало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-то сверх написанного в Никее (Афанас. Послан. к Антиох., ч. III, 195)», и Сирия (Творен. Епифан. ч. 5:176); затем Египет, приведенный «в великое смятение (Епифан., ibid., стр. 177)» разнообразием учений (ср. Афанас. посл. к Максиму, III, 353 см.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанас. послание к Епиктету III, 329 см.). Таким образом, к 60-м годам IV-ro века почти весь восток был уже обхвачен стремлением выяснить ближе Лице Богочеловека, точно формулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. «Возникновение новых ложных учений и новых споров в церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362-м году св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV-ro века, который занялся обработкой христологической доктрины. Высказавши свое осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, катя употреблены в никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла еще бльший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363-м году в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в слове о воплощении, приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует свое учение об одной природе Бога Слова воплощенной. |
| |