Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского – обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, – святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде – Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне – Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове – Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях – Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли ( Лк. 2:1–7 ). Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но если такое значение имеет вера, то с другой стороны мы должны обращать внимание также и на то, что Он повелел им веровать не в Бога только, но и в Него не потому, чтобы Он был нечто другое отличное от сущего по природе Бога, —173— разумею в отношении к тожеству сущности, но потому, что веровать в Бога и только этим одним словом (Бог) ограничивать все содержание веры, есть свойство иудейского недомыслия, а к 315 вере в Бога присоединять и (веру в) имя Сына является повелением евангельской проповеди. Те, кои мыслят право, должны веровать как в Бога Отца так и не просто в Сына, но и в вочеловечившегося, и в Духа Святаго. Ведь Святая и Единосущная Троица различается как разностью имен, так и качествами и свойствами лиц: Отец есть Отец, а не Сын, – и Сын опять есть Сын, а не Отец, – и Дух Святый есть Дух, обладающий божеством, – и Она объединяется в одной и той же сущности, представляя нам не трех, но одного Бога. Впрочем веровать, говорю, нам подобает раздельно, не просто говоря: веруем в Бога, но распространяя исповедание и каждому лицу усвояя одинаковую меру славы. Никакого различия веры не должно быть в нас, то есть не большая у нас вера в Отце, а меньшая в Сыне или во Святом Духе. Но один и тот же предел и образ исповедания, проходящий чрез три имени в равной мере, дабы и чрез них (имена) Святая Троица также являлась обладающею единством природы, совершенно безукоризненною сияла слава Ее и в 316 наших душах оказывалась вера в Отца и в Сына, и когда Он стал человеком, и в Духа Святаго. И никто, думаю, если он имеет здравый ум, не станет от Логоса Божия отделять храм (воспринятый им) от Девы, поскольку это относится —174— именно к сыновству, «ибо один Господь Иисус Христос» ( 1Кор.8:6 ), по слову Павла. А кто разделяет Единого и Единственного на двоицу сынов, тот да знает, что он совершенно отрицает веру. Так и божественный Павел, весьма прекрасно и вполне правильно рассуждая об этом, ставит предметом веры не просто только Единородного одного, но и ставшего подобным нам, то есть как человека, умершего и воскресшего из мертвых, ибо что говорит? «Близ тебя слово есть, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, что проповедуем, потому что если скажешь устами твоими, что господь (есть) Иисус, и уверуешь в сердце твоем, что Бог воскресил Его из мертвых, – спасешься; ибо сердцем веруется в правду, а устами исповедуется во спасение» ( Рим.10:810 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но что такое само проручество, исходящее, как уже сказали мы от Божественной благодати, а не от епископа, якобы восприявшего благодать для проручествования в степени? Древность рассматриваемой формулы ничем не может быть доказана, хотя и нет сколько-нибудь основательных поводов категорически отрицать её. В Апостольских Постановлениях, древнейшем литургическом памятнике, содержащем в себе подробные последования возведения в степень, её не имеется, хотя и можно усмотреть некоторые указания на самое проручество. В Деяниях Анания говорит Савлу: Бог отцов наших предызбрал тебя (προεχειρσατ σε – ц. с. изволи тя) к познанию воли Его, к узрению Праведника, к услышанию гласа Его ( Деян.22:14 ). Христос еще ранее говорит тому же Павлу: Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя (προχειρσασθαι σ) служителем и свидетелем того, что ты видел и что я открою тебе, избирая (ξαιρομενος) тебя из народа и из языков, к которым пошлю тебя ( Деян.26:16 ). В речи апостола Петра к народу сказано: «да пошлет Он предназначенного или предызбранного вам («пронареченного» – προκεχειρισμνον) Иисуса Христа». Таковы три случая употребления глагола προχειρζομαι в Н. Завете. Если —383— мы сравним слова Христа и Анании с словами самого Павла о том же великом обстоятельстве его жизни, то новозаветное, а потому и церковное значение προχειρσεως, как действие Божественной благодати получит для нас еще большую ясность. «Когда же Бог, говорит апостол, избравший меня от утробы матери и призвавший меня благодатию Своею, благоволил (εδκησεν) открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и т. д. ( Гал.1:15, 16 ). Итак, προχερησις τς θεας χριτος или δι τ. θ. χαριτ. проручествование Божественной благодати обозначает призыв к апостольскому служению или совершаемое свыше предызбрание к святому служению вообще. Но избрание или предызбрание к служению Церкви, будучи актом Божественной благодати, совершается при человеческом участии, имеет и внешнюю форму выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. - С вашего разрешения перейдем к следующему вопросу. Если мы, русские, имеем Богом избранную миссию на земле, то как же может народ-Богоносец жить в этом вертепе? Терпеть весь этот безнравственный произвол? П. - Всему есть свой предел. Скорее всего, он примет форму какого-то катаклизма. Не случайно на земле попускаются трагедии и войны, чтобы ожесточившиеся и нравственно огрубевшие люди пришли в себя. Там, где царят алчность и разврат, - там и разложение, потому что духовность оттуда уходит. То же и с режимами, где культивируется голая сила и мощь. Человек уходит от борьбы с собой, все сосредотачивает на внешнем. А это - трагедия. Л. - Ситуация, видимо, будет складываться по Божьему попущению, то есть спонтанно. В неких точках могут разгореться события вроде Кондопожских, которые всколыхнут общество. Но всему - свое время. У Высоцкого есть песня о человеке, который вышел из заключения на свободу, а он к ней не готов. И в песне есть такие заключительные строчки: Лили на землю воду, Нет у колосьев чуда. Мне вчера дали свободу, Что я с ней делать буду? Вот мы сейчас тоже хотим свободы. А отчего до сих пор живем в рабстве? Какая причина? Не готовы к принятию Истины во Христе, нет к ней должного жертвенного порыва. Преобладают неверие, эгоизм, страх и пассивность. А ведь когда евреи не приняли Христа и отвергли Его, они подверглись рассеянию. Храм был разрушен, и государство стерто с лица земли, Иерусалим распахан под поле. Это было наказанием евреям за грех Богоубийства. Когда Россия отреклась от царя и православия, предпочла им ВКП(б), атеизм и материализм, все это остаточным валом докатилось до сегодняшнего дня. И мы, возмущаясь тем, что подвергаемся насилию и угнетению, не подозреваем, что над нами, как и над древними евреями, исполняются слова древнего пророка Исайи, который говорил: " Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Пока он был вдали от отца, в стране греховной, он был мертвым, когда же возвратился, покаявшись, тотчас воскрес душой: «был мертв и ожил». Мы сказали, что это воскресение часто повторяется с душой, ибо когда человек согрешает, то умирает душой, а когда кается, воскресает, согласно этим словам: сколько раз падешь, столько и восстань, и спасешься». 11 «Жизнь сердца – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования» 12  – написал в свое время св. Иоанн Кронштадский. А через несколько десятков лет появились удивительно красивые строки советского поэта и композитора Владимира Высоцкого: Только чувству, словно кораблю, Долго оставаться на плаву, Прежде чем узнать, что “я люблю”, - То же, что дышу, или живу! Все это можно заключить так, что любовь является жизнью, а отсутствие ее – смертью, что подтверждается словами апостола Иоанна Богослова: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Ин.3:14 ). 9. Что значит любить Бога? В Новом Завете Богом для людей дана всего лишь одна единственная заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Почему же, спрашивается, Господь не повторил ветхозаветную заповедь о любви к Богу? Ведь можно бы было сказать: «Заповедь новую даю вам: да любите Бога и друг друга». Разве любить Бога уже стало не нужно? Ответ на этот вопрос заключается в том, что Новый Завет принес с собой удивительную истину: Бог и есть любовь. Что тогда значит любить Бога? Любить любовь? Но это непонятно, это нонсенс. В Евангелии от Матфея Христос говорит такие слова: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Глубину смысла сказанного Господом часто недопонимают. Эти слова значат, что Бог не может пребывать изолированно в одной личности, но пребывает как межличностная связь любящих друг друга душ, там, где двое или более собраны во имя Его, то есть собраны ради любви.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Меня всегда удивляло, почему в Церкви, по крайней мере, в русской, столь непоследовательно относятся к таким явлениям, как употребление спиртного и курение. Если многие православные, даже из числа духовенства, считают вполне естественным на праздник или по какому-то еще «уважительному» поводу немного «перебрать», то курение в их сознании относится к чему-то табуированному. Хотя, если разобраться, чем одно лучше другого? И то, и другое губительно для здоровья, но алкоголь при этом еще и помрачает ум, что может привести к непоправимым последствиям – от автокатастрофы до катастрофы нравственной, не случайно апостол Павел писал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф.5:8 ). Чем же курение может быть хуже? Обычно православные вспоминают известную присказку: «Курить – бесу кадить». В этих словах есть доля правды. Собственно каждение, которое совершается в православном храме, тоже именуется «курением» – курением фимиама или ладана. Помните у Высоцкого: «Дьяки курят ладан»? И в Библии слово «курение» употребляется исключительно в религиозном значении: «Вот я строю дом имени Господа Бога моего, – пишет царь Соломон, – для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение» ( 2Пар.2:4 ). Или в другом месте: «И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом» ( 3Цар.9:25 ). Еще задолго до Соломона и храмового богослужения люди, принося Богу жертвы, верили, что сам дым этих жертв приятен Богу: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт.8:20-21 ). Но традиция приносить жертвы и воскурять благовония существовала не только среди народа Божия, соседние народы делали то же самое и для своих богов: «Произнесу над ними суды Мои, – говорит Господь, – за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» ( Иер.1:16 ).

http://azbyka.ru/kurit-besu-kadit

Символом райского сада был золотой семилампадник: " И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его " ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24). Херувимы и пальмы. Древняя бронзовая пластина из Южной Аравии О рае также напоминали изображенные на стенах храма херувимы, пальмы и цветы (3 Цар 6. 18, 29, 32, 35). Эти изображения были украшены золотом и драгоценными камнями: " Соломон сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы… И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе " (3 Цар 6. 32, 35); " И обложил дом Божий дорогими камнями для красоты " (2 Пар 3. 6). Херувимы изображались с лицами человека, льва, тельца и орла: " Изображены были львы, волы и херувимы, а выше и ниже львов и волов - развесистые венки " (3 Цар 7. 29); " От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом " (Иез 41. 17-19). Вопрос о наличии изображений херувимов " снаружи " , то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. " Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма " (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Владимир Высоцкий Настоящий поэт – дар Божий людям.  Слово на панихиде по Владимиру Высоцкому Говорят, Владимир Высоцкий был неверующим. Это не так. Настоящий поэт не может пройти мимо таких тем, как вера и неверие, Бог и дьявол, жизнь и смерть, рай и ад. И у Высоцкого есть ряд серьезнейших произведений на эту тему. Да, он принадлежал к поколению советских людей, которым внушали, что Бога нет и что человек, который звучит гордо – это всего лишь навоз истории. Да, у него были непростые отношения с Богом из-за тех зависимостей, в которых он находился. Тем не менее он как мог боролся со своими недугами и попыток их преодолеть не оставлял до самой смерти. Поэтому путь к Богу перед ним всегда оставался открытым. Владимир Высоцкий: в канун именин Он знал, что погибает, что морфий несовместим не только с жизнью, что не самое страшное, но и с честью, и с совестью. В эти последние месяцы ему приходилось лгать и изворачиваться, от чего он, по воспоминаниям друзей, невероятно страдал, рвал с этой зависимостью и опять возвращался к ней. Но вот вопрос — равен ли человек своим страстям, сводим ли он к своим ошибкам, только ли в них заключается его жизнь? «Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу, может, кто-то когда-то поставит свечу…» Честно скажу: то, что он был некрещен, – это моя личная боль. Я не могу помянуть его на литургии как христианина. Но он был для меня детоводителем ко Христу. Я иногда говорю: родители меня научили говорить, а думать научил меня Высоцкий. Лирическое А вот одному моему знакомому повезло. Ехал он в поезде, и вдруг к нему в купе заходит сам Высоцкий. Представляете? Понял, что ошибся, извинился и хотел уже было уходить, а знакомый не растерялся и подсунул ему то, что первым попалось под руку, и попросил оставить автограф. А попалась зачетка, поэтому Владимир Семенович и написал: «Отличных оценок и зачетов», и подписался «Высоцкий». Владимир Высоцкий: Очеловечиться Но есть другой Высоцкий: это человек удивительного жизнелюбия и сострадания. Открывающий нам великое назначение человека на земле – не быть винтиком в системе чьих-то ценностей и одной из балок новой большой стройки, но действительно венцом творения, от которого зависит дальнейшее. Если перенести в христианскую плоскость – это миссия соработничества с Богом. Высоцкого нельзя назвать в строгом смысле слова верующим, он никогда не говорил о Боге прямо, но ведь само христианское понятие «возделывания рая» и «синергии» с Богом начинается прежде всего с ощущения себя человеком.

http://pravmir.ru/nash-vyisotskiy-luchsh...

Несмотря на убогий, по голливудским меркам, бюджет – 12 миллионов долларов (в два раза меньше, чем кинобиография «американского Высоцкого» Дж. Кэша «Walk The Line») картина стала лидером отечественного кинопроката. За 10 дней фильм собрал более 20 миллионов долларов, окупил затраты на свое производство и начал приносить прибыль. Главной силой в продвижении фильма стала агрессивная и дорогостоящая рекламная кампания (ещё 5 миллионов): на следующий день после начала проката «Первый канал» российского телевидения показывает 50-минутный документальный фильм «Высоцкий. Последний год», 15 декабря на том же «Первом канале» обсуждению картины посвящается ток-шоу «Пусть говорят», компания «Дирекция кино» и издательство «Амфора» выпускают иллюстрированное собрание сочинений Высоцкого в 10 томах огромным по сегодняшним меркам тиражом 135 тысяч экземпляров! Не удивительно, что после такой информационной «бомбардировки», россияне бросились смотреть фильм «Высоцкий» – и назвали его лучшим фильмом 2011 года ( опрос Аналитического центра Ю.Левады ). Фильм с самого начала создавался как культовый, из Высоцкого должны были сделать «икону». Но какой культ предлагают нам его создатели – «эффективные менеджеры» А.Максимов и К.Эрнст? Действие фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» охватывает несколько дней 1979 года, когда Высоцкий посетил с гастролями Узбекистан, где пережил клиническую смерть. Высоцкий фильма – пророк, причем не в переносном, а в религиозном смысле слова. Он медиум или, как называет своего отца сценарист Н.Высоцкий, «антенна» для связи с неким «богом». На экране Высоцкий не много поёт, но много молится. В коррумпированный феодальный Узбекистан Высоцкий поехал, разумеется, не за длинным рублем, а «глаголом жечь сердца людей». Несмотря на проблемы со здоровьем, он, превозмогая себя, выходит на сцену и «жжёт». Сердце не выдерживает, и Высоцкий... умирает. Затем воскресает из мертвых – «смертью смерть поправ» (на экране лечащий врач объясняет, что это была именно настоящая смерть, а не клиническая) «и сущем во гробех живот даровав» – через проповедь способствует нравственному перерождению грешников: алчного трусливого импресарио еврея Фридмана, жестокого полковника КГБ Бехтеева, охотящегося за Высоцким, и прочих – «должно вам родиться свыше»!

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/30/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010