В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли. С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой – как преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более ста пятидесяти лет после смерти святого. Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях. В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку… В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Кроме того, источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70–80-м гг. XIV b.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии. В самом деле, многие русские посещали Балканские страны, Афон, Константинополь, Святую землю и нередко оставались там на более или менее продолжительное время. Так, Афанасий Высоцкий, ученик преподобного Сергия, и, несомненно, лично известный преподобному Андрею, провел в Константинополе почти целых 20 лет, трудясь вместе с группой других монахов над переводами и переписыванием творений отцов Церкви. В Константинополе имелись и иконы русских святых, в частности, была там икона святых Бориса и Глеба. Там также писали иконы специально по заказам Русской Церкви: так, уже упомянутый Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый «Высоцкий чин» — ряд Деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все специалисты согласны в том, что святой Андрей должен был знать эти иконы. Известно, что иконописцы иногда сопровождали послов, отправляемых в Царьград. В наследии святого Андрея имеется изображение греческого морского судна (во фреске «Земля и море отдают мертвых».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском. Преподобный Афанасий Высоцкий Высоцкий Зачатьевский монастырь Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь. Преподобный Роман Киржачский Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря. Преподобный Леонтий и Савва Стромынские Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря. Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «... чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом». Преподобные Феодосий и Афанасий Череповецкий Воскресенский монастырь Основали Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь. Преподобный Ферапонт Боровенский Успенский Боровенский монастырь Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь. Преподобный Савва Сторожевский После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы. Преподобный Иаков Железноборский Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. Преподобный Никита Костромской Богоявленский монастырь Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/ucheniki-prepodobnogo-ser...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_9.html

Первый после открытия обители настоятель - архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Угличский. При нем обитель практически полностью восстановлена, возобновлено почитание Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1994 г. обретены мощи преподобного Афанасия Высоцкого (младшего). Высоцкий Богородицкий монастырь, 3 класса, в городе Серпухове, на месте, называвшемся «Высокое», на берегу реки Нары. Основан в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения преподобного Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 году монастырь подвергся опустошению от татар, а в смутное время от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находится 7 икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы замечательны царские врата и иконостас XVI века. В храме святого Афанасия Афонского и преподобного Сергия находится гробница Афанасия II-ro, приемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранятся крашениныя ризы преподобного Сергия. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат князя Димитрия Донского, Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 2 декабря 1374 г. Описание: История Монастырь входит в число девяти обителей, основанных прп. Сергием Радонежским, который по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго пришел со своим учеником Афанасием в Серпухов и 2 декабря 1374 г. совершил молитву на основание монастыря. Место для обители было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком, давшем название монастырю. Первым настоятелем обители стал прп. Афанасий Старший — ученый муж и книгописец, благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел значение центра книжного образования и учености. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал прп. Никон Радонежский. После победы в Куликовской битве Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший Засадным полком, захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор был освящен вместе с построенной митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в 1381 г. трапезной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал прп. Афанасий Младший. При нем монастырь продолжал процветать. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г., во время нашествия крымско-ногайской армии, он явил свое заступничество городу и родной обители, и тех пор преподобный почитается как небесный покровитель Серпухова. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для подобных случаев в монастыре имелись особые царские палаты. В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Город Серпухов, являясь южной оборонительной границей Московского княжества, часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов, монастырь также неоднократно подвергался разграблению — во время нашествия на Русь хана Девлет-Гирея, в Смутное время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5824752...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Высоцком монастыре г. Серпухова 18 мая 2015 г. 21:36 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Высоцком монастыре в подмосковном Серпухове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы, братья и сестры! Я с большой радостью вступил на землю героического города Серпухова, с историей которого связаны многие подвиги защитников нашего Отечества. Так, князь Владимир Андреевич Серпуховской, близкий родственник благоверного князя Дмитрия Донского, духовный сын преподобного Сергия, отправился на Куликово поле и там, возглавив засадный полк, добился перелома в страшной битве, после чего его стали именовать Храбрым. И это была лишь первая страница в героической летописи Серпухова. Затем он был прославлен именами своих горожан в Смутное время — жители Серпухова составили значительную часть и первого, и второго ополчения, которое, в конце концов, и изгнало поляков из Кремля и из города Москвы, а затем и из России. А когда в грозные дни Отечественной войны 1812 года потребовалось могучая рать, город Серпухов опять поставил своих воинов, которые мужественно сражались на Бородинском поле. Наконец, в Великую Отечественную войну фронт проходил в 15 километрах от города, но Серпухов не сдался, и очень скоро враг был отброшен на 150 километров. Жители города приступили к работе сразу же. Заработали фабрики и заводы. В 150 километрах — страшный враг, а жизнь города закипела благодаря энергии людей, веровавших в победу и стремившихся добиться ее как можно скорее. Совершенно неслучайно такое мужество было присуще жителям Серпухова, потому что по благословению преподобного Сергия его учеником, Афанасием Старшим, была создана эта обитель, а затем и Афанасий Младший, который долгие годы был ее игуменом, сформировал очень сильную духовную дружину. Память об этом святом угоднике и сейчас бережно хранится в Серпухове, и я с особым трепетом приложился к его мощам в Покровском храме, памятуя о великом деле, которое совершил этот преподобный отец, устрояя монашескую жизнь в Серпухове.

http://patriarchia.ru/db/text/4085218.ht...

Высоцкий монастырь в то время находился на южной окраине московских земель — там, где Русская земля граничила с «диким полем», со степями кочевников. Поэтому часто обитель использовалась княжескими войсками как крепость. Не раз монастырь подвергался разорению от татар. В 1571 году он был сожжен войсками крымского хана Девлет-Гирея во время его похода на Москву... Расцвет монашеской жизни в Высоцком монастыре случился в XIX веке. Именно здесь в 1823-1826 годах подвизался знаменитый Авель Прорицатель, предрекший скорую кончину императору Александру I и восстание декабристов на Сенатской площади. После революции Высоцкий монастырь был закрыт. На его территории размещались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. В 1991 году Высоцкий монастырь был возвращен Церкви, начались восстановительные работы. А в 1994 году были обретены святые мощи второго настоятеля обители — преподобного Афанасия Младшего. Монастырь известен своим чудотворным образом «Неупиваемая Чаша», к которому с молитвой обращаются страдающие различными зависимостями люди. Многие приезжают сюда, чтобы получить помощь. Основание Стромынского Успенского монастыря также связано с именами учеников Преподобного Сергия — преподобных Саввы и Леонтия. Монастырь располагался на дороге из Москвы в Суздаль, в местечке Стромынь, на высоком берегу реки Дубенки (отсюда второе название — Дубенский монастырь). Обитель была построена на средства князя Дмитрия Донского, давшего обет в случае благополучного исхода битвы с татарами основать монастырь 8 . Когда первый игумен монастыря, преподобный Савва Стромынский, скончался, место настоятеля занял преподобный Леонтий. В течение двухсот лет Стромынский монастырь имел особый статус в Московском княжестве — в летописях он упоминается как «государево богомолье». Стромынская обитель не сохранилась до наших дней — она была упразднена в ходе секуляризации церковных земель при Екатерине II. В XIX веке недалеко от закрывшегося монастыря была построена Успенская приходская церковь, куда передали главную святыню монастыря — чудотворную Кипрскую икону Божией Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поучая братию примером строгого подвижничества, Афанасий весьма часто поучал и словом, заимствуя наставления из творений Василия Великого , Исаака Сирина и др. Отцов, Творение которых он неутомимо переписывал и в Высоцком монастыре. Около 13 лет Афанасий подвизался в устроенном им монастыре, будучи украшением всего монашества, по свидетельству самого Преп. Сергия. Но в 1387 году Патриарх Цареградский вызвал Киприана в Константинополь, по неудовольствию на него Великого Князя и по проискам Пимена, не оставлявшего своих претензий на московскую митрополию. Митрополит немедленно уведомил своего духовного друга посланием. «Благословение о Святом Дусе возлюбленному сыну моему Афанасию игумену со всею о Христе братией», писал Киприан. «Да будет тебе известно, сын мой, что я еду в Царьград на лошадях чрез Волошскую землю. Мне не хотелось расставаться с своею паствою, да что делать? Господь Бог да даст ему (т. е. Димитрию Иоанновичу) опять узнать истину. А я думаю вскоре быть у вас из Царьграда, а лживого и льстивого человека (Пимена) Бог обнаружит. Ты же заботься о своей пастве, зная, что воздашь о ней отчет Богу; если же кто не будет послушен, о том больше заботься и учи. Отпиши ко мне, чтобы мне было известно, как ты поживаешь. А Господь Бог да соблюдет вас невредимыми. Но вместо ответа, пр. Афанасий решился сопутствовать Святителю, отправлявшемуся в дальний путь. Оставив вместо себя игуменом в Высоцком монастыре своего ученика Афанасия, старший Афанасий, простившись с братией, по спешил к Святителю в Москву, а оттуда отправился в Константинополь. В Константинополе Афанасий поступил в Предтеченский монастырь (Продрома) в число братии и дал в монастырь 1 андрофат 102 т. е. сделал единовременный взнос для пожизненного пребывания в монастыре; с ним поселился и митрополит Киприан. Когда Киприан положил конец всем волнениям и возвращался в Москву, то убеждал и Афанасия возвратиться с ним, обещая ему почетное место: но любитель смирения, Афанасий остался в Константинополе, где в глубокой старости и скончался. Во время пребывания своего в Константинополе, преп. Афанасий прилежно занимался переводом н списыванием греческих отцов церкви. Церковный уставь, «око церковное», написанный Афанасием 103 в 1401 году по лучшим Константинопольским редакциям, был написан им, собственно, для употребления и руководства в Высоцком монастыре, и по сие время сохраняется в монастырской библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокий, устремлённый вверх Коншинский храм увенчан массивным каменным крестом. В традициях древней византийской архитектуры церковь сложена из кирпича и облицована светлым песчаником, что придаёт фасадам церкви характерную " византийскую " двухцветность. В начале ХХ века Высоцкий монастырь был одним из самых известных и благоустроенных в России. Ныне это действующий мужской монастырь. Из книги: Низовский А.Ю. " Православные храмы и монастыри " . - М.: Вече, 2005 г. 645 лет назад, на высоком берегу Нары, недалеко от впадения её в Оку, близ города Серпухова была основана одна из древнейших русских обителей - Свято-Высоцкий монастырь. История основания монастыря связана с именами преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли русской; его ученика - преподобного Афанасия и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. В 1373 году войско Золотой Орды устремилось на Русь и опустошило Рязанское княжество. Возникла острая необходимость в усилении южных рубежей Московской Руси, прикрытии важнейшего пути с Оки к Москве, который проходил через Серпухов. Укрепив свой стольный град крепкими дубовыми стенами, князь Владимир Андреевич " восхотев возградити себе монастырь в Серпухове " , который во время нападения врага мог служить предградием, а в дни мира хранил бы русский град молитвой. За помощью в этом богоугодном деле князь обратился к преподобному Сергию, знаменитая Троицкая обитель которого находилась в радонежских лесах, в уделе Владимира Андреевича. Князь хорошо знал и любил преподобного, часто посещал его обитель, помогал ей и пользовался духовными советами святого старца. Он также прекрасно знал учеников Преподобного, среди которых особо чтил преподобного Афанасия за его добродетели и мудрость. Его и просил Владимир Андреевич у Преподобного Сергия в настоятели новой обители. " Великия ради любви боголюбивого князя и веры, яже имеяше к святому " преподобный откликнулся на просьбу князя, и 2 декабря 1373 года со своим любимым учеником Афанасием пешком пришёл в пределы Серпуховские. С великой радостью Владимир Андреевич встретил святых путников. Обойдя окрестности града Серпухова, в версте от города на возвышении, которое в народе носило название " Высокое " , они избрали красивое место для будущей обители.

http://sobory.ru/article/?object=00621

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010