Но с подобным делением рукописных славяно-русских иерусалимских уставов на четыре редакции согласиться нельзя ни в каком случае. Указываемые г. Мансветовым характеристические особенности каждой из упомянутых редакций настолько случайны и неважны, что, руководясь ими только, можно каждый новый список Церковного Устава считать за отдельную самостоятельную редакцию, потому что в каждом из них можно найти какие-нибудь изменения и добавления в роде тех, о которых он упоминает. Впрочем, и сам г. Мансветов вполне сознает шаткость своих принципов, на основании которых он произвел это деление, и в дальнейшем своем исследовании, при обозрении списков этого устава ΧV Ι– ΧV ΙΙ в., прямо отрекается от него. «Славянские уставы ΧV Ι– ΧV ΙΙ в., – пишет он, – по изложению главных частей примыкают одни к четвертой редакции, а другие – к третьей, иные не подходят ни к той ни к другой и имеют свои довольно крупные особенности. На основании этих особенностей можно было бы насчитать еще несколько редакций, но так как едва ли не каждый устав имеет свои отличия и разрастание их состава идет прогрессивно, то будет более удобным изложить дальнейшее движение типика в общем очерке и отметить главные стороны происходившей над ним работы» (стр. 281). Мы лично, на основании изучения многочисленных памятников этого устава и в разных библиотеках столиц и провинций, должны сказать, что все списки славяно-русского иерусалимского устава обнимают собой всецело памятники греческого того же имени устава первой группы. Из них простейшие без Марковых глав вместе с сербскими древнейшими списками воспроизводят на своих страницах греческие оригиналы первого отдела, а «Око церковное» Афанасия Высоцкого и все последующие за ним списки Устава нашей Церкви представляет перевод оригиналов второго отдела первой группы. В первом случае, в Сербии и у нас на Руси, ограничились лишь внесением имен местных святых с тропарями и кондаками им местного происхождения и только в редких исключительных случаях, когда местный святой находился в особом почтении у того или другого народа, внесением порядка их служб, и во втором, внесением многочисленных статей в первой части из Никона Черногорца, составлением указа «о святых великих новых чудотворцах, празднуемых от понедельника Светлой недели и до Недели всех святых» и глав, «подобных Марковым», и «храмовых глав», чего греческие иерусалимские уставы никогда не знали и не знают доселе. Таким образом, если нужно разделить славяно-русские списки иерусалимского устава на редакции, то необходимо признать, их всего на всего две: первая простейшая, почти дословно воспроизводящая древнейшие списки греческого устава (до XIV в.), а вторая, приближаясь в основных своих частях к греческим уставам (XIV-XVI в.) позднейшего времени, содержит в себе статьи и целые главы местно-русского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Наконец, все эти разнообразные дополнительным статьи, с которыми мы сейчас познакомились, составляют также самодельное произведение русских литургистов и говорят о широкой деятельности их на этом поприще. Эту разницу в составе славянских типиков, сравнительно с греческим, особенно же те осложнения, которым они подвергались на русской почве, необходимо иметь в виду для суждения о строе славяно–русского типика в момент появления первых его печатных изданий и для уяснения той работы, которая выпала на долю наших справщиков XVII века. Исправление и обработка письменных уставов, как мы сказали, имела частный характер и стояла вне официального контроля. Справедливость этого заключения оправдывается всей историей допечатного устава и отсутствием каких–либо указаний на правительственные мероприятия в этом смысле. Лица и обстоятельства, при которых происходило это дело, остаются или совсем неизвестны, или являются с характером частным, случайным. Деятели, известные на этом поприще, трудятся по собственному почину и мало чем отличаются от переписчиков наших служебных книг. Афанасий Высоцкий, так много сделавший для обработки устава, не был уполномоченным лицом, трудился не по вызову церковной власти, но занимался в тиши монастырского уединения, как книжный любитель, снабженный всеми лучшими средствами для успешного ведения дела. Более всего подходит к типу официальных деятелей митрополит Киприан. Он исправляет и переписывает разные чины служб, снабжает исправленными списками служебных книг Псковичей, распространяет свои труды на Москве, пропагандирует употребление известного извода или редакции, но и он не ввел обязательного устава службы, а только старался согласить с иерусалимскими порядками действовавшие у нас служебные книги и упрочить его положение в нашей практике. Более скромные деятели на этом поприще, писатели уставов, приступали к делу с благословения игумена и назначали свой труд для употребления в том монастыре, нении где жили, не думая о дальнейшем его распространении в качестве образцового списка и не придавая ему обязательной силы 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Под влиянием этих и других учителей страннический толк распро­странился в самой большой части ярославских сел. Например, в приходе села Сопелок это учение принято было в деревне Ярцеве – вот­чине Кокошкина – и в деревне Алексеевой –Арнаутова. Из Сопелок, по правой стороне Волги, учение бегунов распространилось преимущественно в следующих селениях: в вотчине Мятлевой, что в восьми верстах от села Сопелок, в деревнях: Голенищеве, Кочаеве, Тимохине, Борисове и Телищеве, где оно смешалось с федосеевской сектой, во всем красносельском приходе, в котором господствующая секта – филипповщина. Село Красное находится близь границ Костромского и Нерехтского уездов, в сорока-пяти верстах от г. Ярославля. В приходе этом появились бегуны в следующих селениях: в вотчине графа Киселева – в селе Красном, в деревнях: Исакове, Лобастове и Ускове; в вотчине графа Мамонова – в деревнях: Юрьевской, Петракове, Гридине, Мигачеве; в вотчине Хомутова и Лукьянского – в деревнях: Ченцове, Кстове, Иванов­ской; в вотчине Толбучина – в деревне Мячкове, в приходе села Нового; в вотчине Ольхиной – в деревнях: Гашках, Дубках, Борисове, Тимонове и в приходе села Туношны – в вотчине графа Воронцова. Группа дере­вень, находящихся на правой стороне от дороги из села Туношны в город Нерехту, и составляющих приходы сел Высоцкого, Сеславина и Михайловского представляют особый пункт сопелковской пропаганды бегунов. В этой местности странническое учение особенно распространено в вотчине генерала Кокошкина, в деревне Торговцовой и князя Юсупова, в деревне Облезцове, в которых все жители занимаются пристанодержательством; точно также в деревне Измайловой, вотчине того же князя Юсупова; в деревне Федоровой – вотчине Кокошкина; в деревнях Погорелке и Мутовке, вотчине Сорохтина; в деревне Скородумке, вотчине Хомутова; в деревне Шарупиной, вотчине Осокина, в селе Сеславине, Комаровского; в селе Бурмакине и в деревне Щипцове, вотчине Ворон­цова. Наконец, по той же линии, учение Евфимия распространилось в казен­ной кобыльской волости, преимущественно в деревнях: Дудкине, Харлове, Докукине, Жилине, Рыкове, в селе Вышеславском, в деревне Прошенине и др. По левой стороне Волги учение сопелковской секты распространи­лось в Ярославском уезде до самых границ Даниловского и Романо-Борисоглебского уездов, в деревнях прусовского прихода, находящихся против села Сопелок, на противоположном берегу Волги: в деревне Филимонове, вотчине Перепелкина; в деревне Терентьевской, вотчине Патрикиева и Семеновой, вотчине Ханыкова; в вотчинах Васильева и Вла­сьевой, в деревнях прихода Городиц: Борках, Неверове, Ивановской и Бичетникове; в вотчине Кутайсовой, в приходе села Печелок, особенно в деревнях Вахрушеве и Игнашине; наконец, в деревнях казенной Григорьевской волости и в вотчине графа де-сант-Антуан-Обрезкова, преимущественно в деревнях Дудкине, Скоморохове, Бычкове, Островках, Аграфенине, в селе Гавшинках, в дер. Юркине и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

    Оба издания, константинопольское комиссии и венецианское варволомеево, совершены по благословению константинопольского патриарха. В них есть разности в отношении к песнопениям и даже целым службам и нет того единообразия, какое издавна существует в славянских минеях в России.     Настоящие греческие минеи, говорит Пападопуло-Керамевс в вышепоказанной статье, дошли до нас в несовершенном и поврежденном виде, что и доказывает пространно. Он довазывает, что песнопевцы написали и вторые песни в канонах и они пелись в греческой церкви до XIII-XIV веков.     Обе означенные редакции греческих печатных миней значительно разнятся и от славянских печатных. По сравнении оказалось, 1) что в греческих печатных минеях есть до 10 служб таких, которых нет в славянских минеях, студийских и иерусалимских, рукописных и печатных; напротив нет до 15 служб, которые есть в печатных славянских; 2) что греческие минеи там, где разнятся от славянских, часто согласуются с прологом Великой церкви XII в. диакона Маврикия и со студийскими минеями; 3) греческие печатные минеи наиболее отступают от славянских печатных и согласуются с прологом диакона Маврикия и студийскими памятниками в месяце апреле.     Наши славянские минеи сходствуют с греческим иерусалимским уставом 1298 года (синод. библ. 456) и другими того же времени. Они, как показано выше, афонского происхождения. Итак в XIV веке в то время, когда у нас начали вводиться минеи по иерусалимскому уставу, на Афоне минеи были вполне согласны с иерусалимским уставом. Так как славянский устав, в 1401 году переведенный Афанасием высоцким с греческого в самом Царьграде, в монастыре Перивлепто, и все известные греческие рукописные уставы, писанные в константипопольском патриархате и даже в печати изданные лицами того же патриархата, согласуются с древнейшими греческими экземплярами иерусалимского устава, а не с настоящими печатными греч. минеями то надобно полагать, что не только на Афоне, но и в других местах константинопольского патриархата древние греческие минеи сходствовали с иерусалимским уставом или нашими славянскими минеями, но минеи собственно Константинопольской Великой церкви и списки с них с самого начала не были вполне согласованы с иерусалимским уставом: в них оставались еще некоторые службы по уставу Великой церкви, в синаксаре согласному со студийским. Так они явились в печати и теперь распространились на востоке. Изменения могли быть и после.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Июнь. С августа. Гоголь перешел в 5-й класс. Гоголь учится в 5 классе. Обнаруживает большой интерес к чтению. Пользуется книгами из библиотеки Трощинского. Лавровский, стр. 140–141. 1824. Январь. Гоголь принимает деятельное участие в школьных спектаклях. С большим успехом играет роль Простаковой. Вместе со школьными товарищами К. М. Базили и В. И. Любичем-Романовичем изготовляет декорации для „театральных представлений“. 5 июля. Гоголь перешел в 6-й класс. Более оживленная переписка с родителями. Просьба прислать „Евгения Онегина“. Декабрь. Гоголь ездил на зимние каникулы домой. Шенрок. Материалы, I, стр. 104–105, 241; письма и 22; Лавровский, стр. 141. 1825. Март (вторая половина) (?) Умер Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский. Гоголь перешел в 7-й класс. Летние месяцы — до половины августа, а затем и зимние (рождественские) каникулы, проводит на родине. В Гимназии заведует, по доверию товарищей, выписываемыми в складчину журналами и книгами. Участвует, как и в ближайшие годы, в лицейских журналах: „Метеор литературы“ и др. К этим годам предположительно относятся первые литературные опыты Гоголя: стихотворение „Непогода“; акростих; из несохранившихся — „Разбойники“, трагедия, написанная пятистопными ямбами; „Две рыбки“, стихотворная баллада; „Братья Твердиславичи“, повесть; „Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан“, сатира; „Россия под игом татар“, поэма. С этого года устанавливается постоянная переписка с матерью. Заболотский. Опыт обзора, стр. 49–50. 1826. Июнь (конец). Гоголь перешел в 8-й класс. В предместье Нежина Магерках знакомится с „простонародьем“, посещает крестьян, присутствует на их свадьбах. Лавровский, стр. 141; Н. Ю. Артынов („Русский Архив“ 1877 г., кн. 3, стр. 191). Гоголь заводит „Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию…“ Т. IX наст. изд. 23 ноября. Гоголь пишет матери о „новом перевороте“ в его сочинениях. Письмо Декабрь (конец). Гоголь уезжает домой на зимние каникулы. Письмо к Г. И. Высоцкому, 28 декабря. „Позволение высшего начальства“ на театральные представления в Гимназии высших наук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Например, «промиакон псалом 103, сиречь претчеобразный (притчеобразный) всея твари, келепсаите рекше вставите, рекше по речи искуству – повелите, кафигумену, сиречь истому вождю». Там, где в греческом уставе упоминается о царях, в славянском тексте нередко читается о князьях или о благоверном князе нашем. Но если в XIV–XV b. мы пользовались преимущественно сербскими переводами устава и других служебных книг, как видно из языка и состава памятей, в это же время возникает и другая редакция славянского типика, которая выдвигает на более видный план национальные условия обряда и даёт возбудительный толчок к дальнейшей его обработке в этом направлении. Разумеем устав Афанасия Высоцкого или «церковное Око». Здесь мы находим ряд статей из Никона Черногорца, неизвестных по греческим типикам, ссылки на некоторые славянские обычаи, а в месяцеслове – значительное число славяно-русских памятей. Раз начавшееся движение продолжается затем с новой силой, и в XVI–XVII bb. достигает таких широких размеров, что сообщает уставам этого времени выдающееся национальное направление и яркую местно-русскую окраску. XVI b. имел большое влияние на судьбу нашего месяцеслова и обогатил его значительным вкладом новых памятей. Стоит сравнить между собой уставы и минеи XV и XVI bb., чтобы убедиться в крупном численном перевесе славяно-русских памятей в служебных книгах XVI b. Явление это стоит в близкой связи с подъёмом национального сознания на Руси и с переменой отношений тогдашней русской церкви к греческой. В половине XV b. самостоятельное политическое значение Византии окончилось, а вместе с ним упало и значение самой греческой, церкви. Наоборот, для России XV и XVI b. были эпохой возвышения государственной и церковной власти, ознаменовались подъёмом народного духа, сознанием национальной независимости и преобладающего значения Руси в ряду других православных обществ. Возвысить значение отечественной святыни и поднять культ отечественных святых было совершенно в духе и потребностях того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

М. Высоцкий, окончивший курс в московской медико-хирургической Академии в 1803 г. и служивший в последнее время в Коломне. Он занимал место врача при лавре, Академии и вифании до 1854 года. В 1831 г. во время холеры митрополит писал о Высоцком наместнику лавры а. Антонию: «Не знаю я ваших врачебных дел, только признаюсь, мне казалось в лечении покойного наместника (арх. Афанасия), что Иван Михайлович был мнителен и нерешителен; если что такое он имеет в своем характере, что бывает в натуральном характере и знающих свое дело людей, то мог советом другого подкреплять свою решимость» 260 . Преемником И. М. Высоцкого был штаб-лекарь А. А. Брызгалов, окончивший курс в московской медико-хирургической Академии и приобретший репутацию весьма опытного врача. К общему сожалению он оставил службу при лавре и Академии в 1858 г. и перешел в другое ведомство. После него не долгое время были врачами при Академии Н. С. Соколов (с января 1859 до мая 1860 г.) и А. И. Соколов , за которыми последовал доктор медицины Η. П. Страхов скончавшийся в 1875 году. В этой местности, где находятся больница и баня, во времена м. Платона был сад семинарский с плодовым деревьями, устроенный в 1797 г. Все это со временем изменилось, и насаждение теперешней аллеи заднего академического сада относится уже к сороковым годам настоящего столетия. Другой сад на передней стороне пред чертогами первоначально насажден был еще при Петре I в одно время с постройкой чертогов, по распоряжению троицкого архимандрита Тихона Писарева, от чего сад назывался в прошедшем столетии Писаревским. Посреди этого сада при Тихоне же был выкопан пруд, который также носил название Писаревского. В этом саду во время существования троицкой Семинарии был и семинарский огород с грядами и росли плодовые деревья. О пруде, находившемся в саду, митрополит Филарет воспоминает следующее: «Когда я был еще в Семинарии лаврской, я заметил, что пруд (Писаревский) всегда держал воду, а она задыхалась только зимою подо льдом, а летом не портилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Афанасий Высоцкий Старший Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» . Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского , посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы - Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» . Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря ,- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

http://drevo-info.ru/articles/18483.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Высоцкий, Старший, прп. Описания иконы Афанасий Высоцкий, Старший, прп. - житие Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: " аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет " (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле. Представ пред благодатным иг[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1950-е.] Прп. Афанасий Высоцкий. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей преп. Никона Радонежского. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева Лавра. Файл 4350.jpg:   Размер: 289x1200, 0.35 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (190) , (2) . Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия на строительство Серпуховского Высоцкого монастыря. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 254 об. РГБ. Москва. Файл 4351.jpg:   Размер: 978x1200, 1.17 MPix, 142 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (161) , (1) . Описание: [Москва. 1648.] Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской (фрагмент). Миниатюра вкладной книги Высоцкого Серпуховскогомонастыря. Москва. 1648 год. СГИХМ.

http://pravicon.com/icon-1292

Известны 2 рукописи письма А. В.: Паремийник (РГБ. Румянц. 303, 2-я пол. XIV в.), в к-ром рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (нек-рые исследователи не считают эти тексты автографом А. В.), и Пандекты Никона Черногорца (ГИМ. Син. 193, 1381 г.), на л. 211-229об. этой рукописи А. В. поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков. Прп. Афанасий Высоцкий Старший. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент В 1382 г. А. В. оставил Высоцкий мон-рь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего , и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в К-поль, где купил себе келью в Студийском мон-ре . После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но А. В. ответил: «Келия се ми луче онех честных» ( Вздорнов. С. 191). В 1392 г. некий инок Сергий (по-видимому, также из Высоцкой обители) по благословению А. В. переписал в Студийском мон-ре сборник аскетических творений и житий святых и в том же году послал его в Высоцкий мон-рь. Оригинал сборника не сохранился, но известны 2 списка, передающие послесловие оригинала: РГБ. Рогож. 562, 1518 г.; РГБ. Рум. 360, XVI в. Посылка сборника, видимо, была приурочена к отправке в мон-рь Высоцкого чина ( Вздорнов. С. 177. Прим. 22). В «Слове» говорится, что А. В., находясь в К-поле, послал в Высоцкий мон-рь некоего иером. Виктора, к-рый вручил серпуховскому игум. прп. Афанасию Высоцкому Младшему 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. По словам автора «Слова», в его время 7 икон были целы и находились в соборном храме мон-ря над царскими вратами (РГБ. Унд. 288. Л. 127об.-128). После 1920 г. 6 икон Высоцкого чина хранятся в ГТГ, одна - в ГРМ.

http://pravenc.ru/text/76986.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010