На основании существующих списков в истории образования обрядовой стороны таинства елеосвящения можно раз­личить два главных периода: время от IX до XIV ст. и от XIV до настоящего. Первый период характеризуется соединением елеосвящения с тремя суточными службами: вечернею, утренею и литургиею. В таком виде излагается данное последование в Барбериновом евхологии VIII–IX в. 3 , в рукописи XII в. Синайской библ. 973, в рукописи XIII в. лавры преподобного Афанасия Афонского 189 и в рукописи того же века Синайской библ. 960. «В тот день, когда полагается елеосвящение, читаем во втором памятнике, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с паннихидою 4 и поют канон; равный образом и на утрени поют соответствующие каноны. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают в различных церквах имени архистратига Михаила, а затем соби­раются в одну и здесь совершают последование св. елея». Изложив после этого порядок освящения елея, памятник продолжает: «непосредственно за этим пресвитеры совер­шают божественную литургию... и совершается она до «Благословлю Господа», отпуста не делают, а сразу начинают 50 пс.: предстоятель произносит: «Господу помо­лимся», и читает молитву: «Господи Боже наш» и т.д. 5 . «Намеревающийся получить елеосвящение, говорит рукоп. лавры преподобного Афанасия Афонского , должен пригласить с вечера семь священников. Один из них произносит начало, и начинает псалом, по исполнении которого пред­стоятель возглашает ектению... На утрени после «Бог Господь» поется тропарь... канон «Моря чермную пучину...» произносится ектения, и отпуст, а после отпуста так», – следует изложение порядка елеосвящения 6 . Равным образом и по указанию рукоп. Синайской библ. 960, накануне елеосвящения совершается утреня с каноном, причем после третьей, шестой и девятой песни произносится ектения и молитва , а на другой день отправляется литургия, и на ней после пения трисвятаго начинается елеосвящение 7 . Следы первоначальной практики, т.е. соединения елеосвя­щения с указанными последованиями заметны и в некоторых памятниках позднейшаго времени: XV в. – рукоп. Святогробской библ. в Константинополе 8, Афоно-Иверской библ. 780 рукоп. Румянцевского музея 472 и даже XVI ст. – рукоп. Синайской библ. 985 8 . Благодаря ука­занной связи, древнейшая редакция чина елеосвящения пред­ставляла немало особенностей. Кроме молитв и песнопений вечерни и утрени, в его состав входит вся первая часть литургии до малого входа включительно, а иногда и весь её чин с заключительным актом приобщения, пред которым совершалось помазание больного елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

13. Есть и другие островки: Св. Евстратий, Чия и другие имеющие по пяти священников и по несколько домов. Затем епископии Скиафская, Скопельская, Скирская; они имеют по 50 или по 60 священников и приблизительно по две тысячи домов. Точного числа мы сказать не можем, но на сколько нам удалось узнать, в одном месте несколько больше, в другом несколько меньше, в среднем же как сказано. 14. Против Афин есть и другой остров Саламин, архиепископия Эгинская и другие островки, имеющие по несколько священников и домов, одни больше, другие меньше. 15. Сказав об островах, лежащих к востоку и западу, а также об островах, лежащих между этими западными и восточными, скажем теперь о некоторых местах, о которых мы говорили мимоходом. 16. Теперешняя Святая Гора называлась Эгием и Афоном, там сначала жили ионийцы. По просьбе почтеннейшего и мудрейшего мужа Афанасия, назначенного экзархом Константинопольских монастырей царь Никифор Фока издал указ и было переселено население, жившее тогда против Навплия в Цаконии, между Навплием и Монемвасией. Афанасий населил ту местность и построил Лавру, Протат и остальное. Затем там поселились многие, пошедшие по пути Божию, и в подражание построены были и другие монастыри, которых теперь двадцать четыре. Первым строителем ктитором был Св. Афанасий, называемый Афонским. Жизнью его и чудесными деяниями многие из его современников были по истине удивлены и теперь живущие слыша как читают слово, повествующее о жизни и деяниях его, дивятся и стараются подражать, хотя не могут достигнуть такого образца. 17. Скажем об епархиях, о которых мы упомянули, но ничего не сказали. 18. Касандрия имеет епископа, мужа мудрого, племянника Солунского митрополита, мужа очень ревностного, имеет 60 священников и около 2000 христианских домов. 19. Затем Солунь, большая митрополия, имеющая епископов и священников 600 и христианских домов, в нем, окрестностях и епископиях, как говорят, свыше 20 тысяч. 20. Затем Фивы, имеющие приблизительно 100 священников и свыше 8 тысяч домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

И таким образом он сознательно отрекся от истинной веры, променяв оную на ложную.    Но, однако, Афанасий ошибся в своих расчетах, ибо с произнесением исповедания мусульманской веры свобода его была стеснена и его никуда не отпускали до тех пор, пока не совершили над ним обрезания.    Спустя несколько времени несчастный отступник заболел. В это время он пришел в раскаяние, начал скорбеть о потере христианской веры и страшился, чтобы смерть не захватила его отверженником. Но Всемогущий Бог не хотел смерти грешника и как чадолюбивый Отец, долготерпя и ожидая обращения грешника, подал ему руку помощи и воздвиг его от одра болезни. Афанасий, с дозволения своего господина, отправился на родину. При свидании с родными он накопленные им деньги разделил между ними но, однако, это доброе его дело не обошлось без ссоры, так как диавол, противник мира и согласия, боялся, чтобы попавшаяся в его когти добыча почему-либо не ускользнула; для этого он смутил его родных и произвел из-за разделенных между ними денег ссору. Эта ссора ожесточила отверженника настолько, что он, однажды придя в суд, выправил себе там свидетельство такого рода, что он навсегда разрывает родственные связи со своими родными и чтобы они в случае его смерти не имели права владеть движимым и недвижимым его имуществом.    Чрез эту ссору диавол достиг того, что отверженник при ожесточенном сердце не имел возможности подумать о погибели своей души. Гнев, кипевший в его сердце, затушил все доброе и не давал ему опомниться. После этого он возвратился в Смирну к своему господину, но за что-то поссорившись с ним и будучи им обижен, бежал он него и с этих пор мало-помалу он начал приходить в себя и сознавать глубокое свое падение.    Скитаясь по разным городам и селениям, он претерпевал всякого рода лишения, боясь притом попасть в руки правосудия, так как господин его во время его бегства оклеветал его в краже у него значительной суммы денег и, взяв от начальства позволение, начал везде искать его. Афанасий же, боясь быть узнанным и чтобы обезопасить себя от преследования, не стал называть себя мусульманским именем и, переодевшись в нищенскую одежду, благополучно пришел на св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2. Другим источником является трактат того же Св. Афанасия Изложение, или исповедание истинной и православной веры, со стороны несправедливо обвиненных в нововведениях, для Боголюбивого уведомления соблазняющихся братьев (Ekthesis, iton imologia tis alifous ke orthodoxu pisteos, ginomeni ipo ton adikos diablefenton es kinotomon, pros theofili pliroforian ton skandalixomenon adelfon. Издано там же: Theodoritu Ieromonahu Agioritu, Delosis tis en Agio Orei tarahon aletheias, Athina 1988, 115–124. В основу издания легла рукопись 2183 Греческой Национальной Библиотеки. То же произведение, но на основании рукописи 604 Иверского монастыря, было издано еп. Порфирием Успенским : Второе путешествие по Св. Горе Афонской, ч. 2, Москва, 1880, 485–495. Эта рукопись имеет и дату написания произведения: третье апреля 1774. 3. Следующим источником является трактат, написанный Св. Никодим Святогорцем и имеющий апологетический характер. Он называется Исповедание веры (Omologia pisteos, издана в: Pashou, P., en askesi ke martirio, Athina, б.г.). Среди второстепенных источников можно указать следующие: 1. Zabira, G., Nea Ellas i Elliniku theatron, ekdofen ipo Georgiu P. Kremu, Athina, 1872. 2. Safa, Kon., Mesioniki Bibliofiki, tomos 8os, Athina, 1868. В этом уникальном собрании документов греческого средневековья особую ценность для нас представляет трактат: Makriu Serg., Ipomnima Ekklesiastikis Istorias. 3. Св. Афанасий Париос, Peri tu Korinfu, eti tu ieru Makariu apodexis oti uk orthos ude dikeos ek tis pros tinas sigkriseos ke tinon anthropinon logismon tutu agoitis ke ta thaumata ekkbalanotai (Theodoritu monahu, Delosis tis Agio Orei tarahon aletheias, 88–112). 4. Св. Афанасий Париос, Bios ka politia tu en Agios patros imon Makariu, arhiepiskopu Korinthu, tu Notara (Издано вместе со службой Св. Макарию Нотарасу на Хиосе в 1863 г.). 5. Св. Афанасий Париос, Diamartiria ton adikos kategorifenton ton kinotomon ipo ton Agioanniton (Это произведение еще не издано и находится в рукописи 407 Патмосского монастыря, ff. 380–384).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vindob. 1890. t. III, pag. 71, 88. 2 См. нашу книгу «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока». Киев. 1895 г. т. 1, ч. 1, стр. 45–49. 5 Σ. Π. Λμπρος. Κατλογος τν ν τας βιβλιοϑκαις το γου ρους λληνικν κοδκων. τ. α. μ. α´. ν ϑν. 1888. 6 Такие отзывы напечатаны в Летописи историко–филологического общества при Импер. Новороссийском Университете. 4. Византийское отделение 2, Одесса. 1894 г. стр. 123–127 и в Христиан. Чтении за 1805 г. 11–12, стр. 579, где настоящая книга приписывается даже Эриху Мейеру, «первому в Европе знатоку новейшей греческой литературы и истории». Из хвалебных отзывов за границей мы читали отзывы в «Byzantinische Zeitschrift» и в «Theologische Literaturzeitung». 7 В греческом подлиннике были известны у нас лишь небольшие отрывки из документов 1 и 2, напечатанные пр. Порфирием в «Истории Афона» ч. 3, отд. 1, стр. 335 и ч. 3, отд. 2, стр. 1081–1082. 10 Отрывок из этого документа напечатан у Гедеона в его « ϑως» σελ. 116–118 и в целом виде у Δ. Πστη, «Περιγραφικ στορα» σελ. 86–92. 11 С пропусками это грамота раньше была напечатана пр. Порфирием во «Втором путешествии по св. Афонской горе» стр. 496–498. 12 Грамота патриарха Иеремии II издана преосв. Порфирием Успенским по копии, неисправной в текстуальном отношении. Так например, кроме небольшой разницы в тексте самой грамоты, мы не видим среди подписей имени митрополита Ираклийского Герасима и замечаем неточную передачу в подписи там же патриарха александрийского Сильвестра (Слич. S. 215–218 и Историю Афона ч. 3, отд. 2, стр. 1058–1061). 13 Г. Мейер, со слов о. Хрисостома, даёт теперь в своей книге и подробное описание этих «заветных» кодексов лаврской скевофилакии. В одном из этих кодексов содержится текст древнейшего жития пр. Афанасия, изданный ныне проф. И.В. Помяловским (Житие пр. Афанасия Афонского . СПб. 1895 г.), похвальное слово в честь преподобного и полный текст всех трёх произведений его, в другом же, который, по времени написания, может относиться «к самому началу XI в., ко времени самого Афанасия, и может считаться автографом» (?) (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

То ли потому, что греческий порядок был знаком, то ли потому, что в столицах всё делается не так размеренно, показалось, что служба пролетела быстро. Мы приложились к иконам и уже выходили из храма, как приметили монаха, взявшего под опеку братьев-украинцев и теперь рассказывающего что-то двум батюшкам и молодому комсомольцу. Мы подошли в самый нужный момент, когда монах произнёс: — А теперь пройдём к главной святыне нашего монастыря — мощам преподобного Афанасия Афонского . Мощи Афанасия Великого покоились в левом приделе. Тут же появился настоящий греческий монах, сухонький, бодренький, с проседью в чёрных волосах и улыбающийся, стал что-то объяснять нам, пытаясь нет-нет да и вставлять русские слова, отчего понять его совсем было невозможно, но слушалось с удовольствием. Приведший нас монах немного поморщился, ответил улыбающемуся монаху, тот закивал головой, и наш покровитель кивнул: — Ну, прикладывайтесь. Сначала приложились священники, потом — мы. И никто нас никуда не торопил. Стой сколько хочешь! Ведь только стоило попросить… Господи, будь всегда так милостив ко мне. Впрочем, я знаю: Ты всегда и так был милостив, просто я не замечал этого. Мне не о чем больше просить Тебя. А вот Алексей Иванович знал, что просить. После того, как все приложились и стояли присмиревшие и тихие, он наклонился к греку: — Иелеесу бы. Монах оживился и снова что-то быстро заговорил, откуда-то появилось несколько пузырьков и длинная палка с крюком, которой он осторожно снял лампаду над мощами святого Афанасия и прямо оттуда стал наливать масло. Господи, неоценимы дары Твои! Встрепенулся и наш монах и что-то стал объяснять греку. Общение их было живо и, как обычно, непонятно, то ли они препирались, то ли рассыпались в благодарностях. В итоге появилось ещё несколько пузырьков, монах снял ещё одну лампаду и, разлив из неё масло, передал нашему руководителю, а тот торжественно вручил их смиренному батюшке. — Вот, всем остальным раздашь. Тот поклонился. — А сейчас надо готовиться к трапезе, а после я вам экскурсию проведу, — объявил наш монах.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

Афон (θως). Исихастирион Саввы Сербского. Карта и ближайшие объекты " ... на этом месте сначала было две каливки. В одной, которая была над самым обрывом, жил в 30-е годы прошлого века иеромонах Софроний, написавший книгу о старце Силуане. Потом папа Стефанос, разстроив свой исихастирион, их объединил. Но в 1998 году случилась беда, и живописнейшее творение рук папы Стефана - когда-нибудь я опубликую сохранившиеся фотографии - сгорело. Мне пришлось целый год разчищать место, чтобы дойти до монолитной скалы, на которой можно было бы поставить прочный фундамент. И выработанные камни пошли на основание здания и его цокольный этаж. А на, непосредственно, здание камень возили на мулах с близлежащей осыпи, которая берет начало с самой вершины Афонской горы " . " Вокруг нашей обители ходит слухов, сплетен, злословий и небылиц не меньше, чем вокруг меня самого. Читателей Живой Книги уверяю, что " кусочка Родины в виде чемоданов с деньгами от Путина " не получал, а имена " благотворителей, как самую страшную военную тайну " не храню, а даже с удовольствием о них разсказываю. Так, например свою весомую лепту 100 000) внесла чеченская диаспора (по репарациям, конечно) " . Источник: запись в ЖЖ герондаса исихастириона Св.Саввы Сербскаго на Карульях, монаха Афанасия " ... к упоминаемой личности монаха Афанасия это не имеет никакого отношения, т.к. аскезы в его жизни практически нет. Трехэтажное здание кельи с водопроводом, электричеством, камином, холодильником, телефоном, факсом, интернетом, с кожаной мебелью, стиральной машиной-автоматом, холодильными камерами в кладовой, запасом газовых баллонов к специально отведенном на это месте, мастерской, архондариком и проживающими в архондарике наемными работниками, которых обычно от одного до двух. На Афоне это очень распространенный ход - для выполнения любых работ нанимать работников, монахи часто занимаются только богослужением, а вскопать землю, привезти на муле груз от пристани, перетаскать что-то и т.п., это удел именно этих работников. А в " отшельнической келье " Афанасия в огромной кладовке есть даже электронная современная система отопления всего этого хозяйства на солярке. Машина (джип) тоже имеется.

http://sobory.ru/article/?object=52925

Желая, чтобы он с молодых лет научился какому-нибудь полезному ремеслу, а не скитался праздным, они отдали его одному башмачнику. Но это не только не принесло Афанасию пользы, а напротив, причинило ему ужасный вред и привело к бедствию, ибо башмачник, взявший его на свое попечение для научения своему искусству, вместо благоразумных наставлений и вразумлений употреблял ежедневные, безрассудные и жестокие побои. Не перенося жестокостей своего хозяина, несовершеннолетний Афанасий желал освободиться от злого и безчеловечного этого тирана и неприметно, сверх чаяния, впал в когти мысленного человекоубийцы - диавола. В один день, именно - святой и Великой пятницы, башмачник - хозяин Афанасия, по наущению, может быть, демоном, с большим против прежнего немилосердием избил его. От частых побоев совершенно упавший духом, Афанасий вышел из дома своего хозяина, плакал, рыдал, шел сам не зная куда, а день склонялся уже к вечеру. К своему несчастью встретил он на улице двух оттоманок. Эти женщины, выражая коварное милосердие к сетующему и голодному Афанасию, ввели его в дом свой, у ворот которого они тогда находились, обласкали его и накормили, и с тем вместе предложили, отверженные, отречься истинного Хлеба, сшедшего с небесе, Господа нашего Иисуса Христа. Афанасий, от жестокостей своего хозяина уже совершенно потерявший и силу воли, и терпение, к тому же думавший, что он нашел наконец истинное избавление и покой - увы! - отрекся Иисуса Христа.    Как только турчанки услышали согласие Афанасия на отречение от христианской веры, тотчас отвели его к хазнадарю Юсуф-бею, который оставил Афанасия в своем доме и, не отлагая времени, совершил над ним обрезание с переменою христианского имени на мусульманское, и потом, усыновив его, питал к нему неограниченную любовь, которую одинаково разделяла и его жена.    Прожив девять лет в богатом доме во всяком довольстве и роскоши, он достиг восемнадцатилетнего возраста. В это время жена бея, питавшая к нему доселе материнскую любовь, переменила ее на страстную и, не умея долее скрывать своей страсти, изъявила Афанасию свое желание быть с ним, но целомудренный юноша, подобно прекрасному Иосифу, бежал от нее, не соизволяя быть с ней в греховной связи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Поэтому на Афоне ничего не изменилось, у демонов везде есть «свои» люди, как известный многим современный русский бандит, который приняв обличие монаха и в наше время избивает русских отшельников так же, как это делали его предшественники в 1913-м. году. Кстати, когда его предшественников посадили, то оказалось, что среди них было несколько десятков (!) уголовников, сбежавших с каторги и принявших обличие монахов. Прошло 100 лет, и абсолютно ничего не изменилось. 2019/06/18, 14:26:03 Дениза, за чем же передергивать?! Этот монах Афанасий Усенко позорит Лавру. И славянское монашество в первую очередь. Екатерина Терехова 2019/06/16, 22:45:49 Видел Афанасия на Пасхальной Седмицы со здоровым фингалом под глазом. Видимо ангел ему поставил в честь праздника или о бутылку ударился. Каждый идет своим путем. 2019/06/16, 12:10:19 р.б Игорю. Украина тут ни при чем. Как и евреи. Ну и морду пока еще не набили. Не стоит беснующийся спивающийся невежда того внимания, что ему уделяется. 2019/06/10, 22:21:22 Прикольно. Как в анекдоте: -Мыкола, пидем москалей бить? -Угу. А як вони нас? -А нас-то за що? Пошел бить евреев. Вместо этого евреи ему морду набили, ославили на весь мир и в тюрьму посадят. И этим, предполагаю, не кончится… А «геронда» не может понять: за що? Это называется синдром западной Украины. Да и фамилия - Усенко. Р.б. Игорь 2019/06/09, 00:29:45 Я знаю афонские реалии. Для меня удивительно, что вора поймали с украденным и с ножом. Это сделать крайне сложно! Тем более поймать матерого уголовника с поличным. Для меня это свидетельство того, что Бог не даст надругаться над Своими священниками, как Отец не даст детей в обиду, и как царь не даст своих близких на поругание. Это большое утешение. Велик Бог наш! И верен Своему слову! Иерей Сергий 2019/06/04, 11:06:53 Старец Харитон, живущий на Каруле, рассказывал нам историю, как он на крик вышел во двор и увидел, что Афанасий избивает своего послушника. Сначала бил его наотмашь в лицо, потом повалил и стал пинать ногами. Тот похоже потерял сознание. Но «геронда» пинал его даже не замечая этого. Старец Харитон в ужасе стал кричать Афанасию. Но тот не обращал внимания. Тогда о. Харитон стал бросать в него камни, лишь тогда тот остановился.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

Принципиально здесь, что поношению подвергается именно традиция исихазма, вслед за тем основы святоотеческой аскетики, искажается " цель христианской жизни " , и по сути - монашества. В качестве " старца " в интернет ресурсах позиционируется сам монах Афанасий, что для неискушенного наблюдателя не может может вызвать ничего, кроме недоумения и отвержения: так это и есть Афон?! После пасхального нападения на священника под угрозой репутация пустынножительного иночества. Cui prodest? R слову, Усенко и сам хвастается тем, что скандальная клюква свящ. Максимова годичной давности, с обвинениями Симеона Афонского в японских и т.п. параллелях, впервые появилась в его Живом Журнале. Затем скопирована неким заштатным иереем и опубликована в бумажном издании, и затем уже подхвачена Максимовым в ютьюб, что вызвало общественный резонанс. Забывая упомянуть, что автора этого вброса в ЖЖ, некую " Ксению " , никто никогда не видел и вряд ли увидит, включая самого " старца " Афанасия. Константин Комельский 2019/05/12, 09:24:45 А Афанасий не в тюрьме вовсе: сидит на келье своей и строчит в интернете. 2019/05/11, 23:08:10 (Ничего себе - Афон и такое ! А где же прозорливость ? Терпели преступника) Двери храма открыты для всех. Если где-то стоит " швейцар " который знает лучше самого Бога, кому можно , а кому нет, стоит задуматься: не обойти ли это место стороной?! Ведь даже разбойник покаялся на кресте. Но тут Вы правы, этого человека именно - терпели. Терпели несмотря на ложь, хамство, дебоши, пьянство, рукоприкладство. Где предел терпению? И человек ли это ? Александр Е. 2019/05/11, 21:38:36 Преступник должен сидеть в тюрьме. Точка. 2019/05/11, 17:08:27 Василию. И тебя вылечат... 2019/05/11, 14:51:09 Ничего себе - Афон и такое ! А где же прозорливость ? Терпели преступника. Светлана 2019/05/10, 19:44:24 Два сапога пара, создатели Исихазм ру переписывают буддийскую идеологию, урка с каруль говорит о политике, задумайся, модератор создатель, страшный суд никого не обойдет стороной, знаю не будешь выставлять этот комментарий, но лить " своих " же по духу просто некрасиво•

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010