Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Макарий (Тучапский) епископ, рукоположен и утвержден Польским королем 23.10.1539 Арсений (Балабан) епископ, рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский) епископ, рукоположен с 15.08.1570 (назначен королем 16.06.1569) Гедеон (Балабан) епископ, назначен и рукоположен в 1569 (управлял после 1575) † 10.02.1607 Иеремия (Тиссаровский) епископ, рукоположен с января 1608 (избран в 1607) † 01.03.1641 Арсений (Желиборский) епископ, рукоположен с 17.11.1641 (управлял с 4.06.1641) † 18.09.1662 Афанасий (Желиборский) епископ, рукоположен в феврале 1663 Иеремия (Свистельницкий) епископ, рукоположен в мае 1668 (избран в 1667) Иосиф (Шумлянский) епископ, утвержден на кафедре с 26.06.1668 по 1677 принял тайно унию † 23.07.1708 (1710) Далее православных владык на кафедре не было. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Многие из них, не подозревая измены, следовали его распоряжениям и, сами того не замечая, мало-помалу приближались к унии. Незаметно совершалась замена многих православных духовных лиц другими, расположенными к унии, в руках униатов сосредоточились большие земельные владения. Плохо приходилось тем православным, которые отказывались от повиновения Шумлянскому. Он наезжал на их приходы и жестоко расправлялся с их священниками. Часто Шумлянский, узнав стороной, что в таком-то селе священник отличается преданностью православию, сейчас же посылал туда своих наместников, которые выгоняли священника из села, забирали в церкви антиминс, св. миро, сосуды и все это привозили Шумлянскому. Шумлянский, получив эти вещи, начинал обыкновенно кощунствовать над ними: плевать, ругаться; затем посылал в это село другого священника, давал другой антиминс, другую утварь, за что брал особую денежную плату. В очень короткое время Шумлянский со своими друзьями успел отстранить от должности более 200 православных священников и заменить их своими униатскими ставленниками. Подготовив таким образом почву, Шумлянский и его единомышленники в 1700 г. открыто заявили себя униатами и стали тянуть к унии свою паству. Особенное внимание обратил Шумлянский на Львовское православное братство. Он действовал на него то ласками, то гонениями и добился того, что оно приняло унию. Этот грустный факт совершился в 1708 г. Таким образом, погибла древняя опора западно-русского православия, принесшая ему столько добра и претерпевшая из-за веры столько гонений и мук от ла-тино-униатов. Оставалось еще в значительной силе новейшее православное братство Луцкое, но и оно к этому времени ослабело и еще только раз заявило о своем существовании. Луцкий епископ Дионисий Жабокрицкий принял в 1702 г. унию. Луцкое братство пожаловалось Петру I, и Жабокрицкий был заточен в России. На место его был поставлен Кирилл Шумлянский, который долго сопротивлялся униатам, но наконец в 1711 г. вынужден был бежать в Киев, где получил в управление Переяславльскую епархию, а за ним исчезло бесследно и Луцкое братство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

В 1672 г. османская армия под предводительством султана вступила на Правобережную Украину, в ее составе были казачьи полки во главе с гетманом Дорошенко. В окт. 1672 г. был подписан польско-османский Бучачский мир, по к-рому Подолия стала адм. округом в составе Османской империи. Планам Дорошенко и митр. Иосифа был нанесен сокрушительный удар: территория гетманства не была расширена за счет тур. завоеваний, решение о походе османской армии на Киев (на чем настаивал митр. Иосиф) не было принято, на занятой турками укр. территории началось распространение ислама. Зависимость гетманства от Османской империи укреплялась: в нач. 1673 г. в Чигирин прибыли османские послы, которые привели гетмана и старшину к присяге на верность султану, «а приводил-де их ко кресту Иосиф митрополит Тукальской». Митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский). Портрет. XVII в. (НКПИКЗ) Митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский). Портрет. XVII в. (НКПИКЗ) После смерти митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в 1675 г. и ликвидации Правобережного гетманства на Правобережье стали складываться благоприятные условия для распространения унии. 10 мая 1675 г. кор. Ян III Собеский , видя «клир без пастыря», назначил администратором Киевской митрополии Львовского еп. Иосифа (Шумлянского). В 1677 г. Иосиф тайно принял унию и стал вести политику на разрыв связей с вост. частью митрополии. Правосл. клирики подчинялись власти наместников Иосифа (Шумлянского) из числа его сторонников, у священников отбирались миро и антиминсы, полученные из Киева. Возможности Иосифа (Шумлянского) были ограниченны, т. к. по миру в Журавно 1676 г. юж. часть К. е. оказалась под властью Османской империи. В 1681 г. на территории принадлежавшей османам Подолии К-польский патриарх учредил митрополию, ему непосредственно подчиненную, во главе с Панкратием, «митрополитом Каменецким, и Подольским, и всей Малой Руси, экзархом константинопольским». В сев., белорусско-литов., части ситуация была другой. Здесь в марте 1678 г. умер Феодосий (Василевич), наместник митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Великом княжестве Литовском и «белорусский» епископ. Ссылаясь на то, что находившиеся здесь имения Киево-Печерского мон-ря остались «без опеки», Ян Собеский полностью передал их 30 июня 1678 г. под упр. Иосифа (Шумлянского) «до возвращения Киева от Москвы» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 10. 267).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Преемником Захарии по Переяславской кафедре был назначен епископ луцкий – Кирилл Шумлянский, после того как униаты завладели его епископией и имуществом. Посвященный в 1711 году в сан епископа луцкого и острожского, Шумлянский именовал себя «коадъютором прототронной митрополии Киевской». Заведывая православными церквами и духовенством в Заднепровской Украине, отданной Польше после несчастного Прутского похода по трактатам с Турцией 1711 и 1713 гг., он не имел постоянного местопребывания, жил то в местечке Полонном, то в Микуличах, потом в Радомысле. После назначения на Переяславскую кафедру, в качестве коадъютора Киевского митрополита, с октября 1715 г., Кирилл Шумлянский переселился в Переяславль. 876 По занятии Переяславской кафедры, он поддерживал свои прежние связи с некоторыми православными церквами и монастырями Польской правобережной Украины, продолжая именоваться «епископом луцким и острожским и надлежащих в короне польской» мест. Такой титул и отношения Шумлянского к православию на Правобережной Украине послужили к тому, что преемники Кирилла по Переяславской кафедре поддерживали сношения с православным населением Заднепровской Украины и имели попечение о его церковных нуждах. 877 В ведение Кирилла Шумлянского, епископа переяславского, под послушанием Киевского митрополита, были переданы на левой стороне р. Днепра церкви Переяславского полка, а на правой – церкви Корсунского и Богуславского полков, т. е. Каневского, Черкасского и Звенигородского уездов нынешней Киевской губернии. 878 Управление церквами и монастырями за Днепром, в Богуславском и Корсунском казачьих полках, оказывалось делом нелегким. Кирилл Шумлянский не мог лично обозревать тамошнюю православную паству вне России, к тому же польское правительство всеми мерами старалось затруднять сношения православного духовенства своих областей с архипастырями русской православной церкви. 879 В своей Переяславской епархии он обратил особенное внимание на необходимость устроения новых церквей, в виду недостатка в них в Переяславском полку. Он указывал Св. Синоду на дальность расстояния многих прихожан от своих церквей, на наличность душ в приходах из 200 до 500 дворов, при этом многие церкви, по свидетельству преемника Кирилла епископа Иоакима, находились в «немалом запустении» и «крайнем разорении». 880

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

721 Антоний был уже стар и дряхл. Соперником его выступил издавна враждовавший против него львовский епископ Иосиф Шумлянский. С митрополитом Винницким были у него старые счеты. Иосиф вступил на кафедру против его воли, с утверждения покойного Тукальского. Добиваясь звания митрополита, он, под предлогом старости и дряхлости Винницкого, вмешивался в управление южно-русской церкви и в 1670 году разъезжал по Малороссии, возмущая казаков против Дорошенко, но был схвачен на ярмарке в Могилеве на Днестре и высидел несколько времени в Чигиринской тюрьме. Но митрополит Тукальский, может быть, из мести к Винницкому, исходатайствовал ему освобождение из заключения. Шумлянский продолжал свою настойчивость в поисках митрополии, и в 1673 г. 10 марта выпросил себе у короля Собиеского привиллегию на администрацию. По смерти ж Тукальского (1676 г.), добиваясь киевской митрополии, подал королю в 1677 году на гродненском сейме письменное обязательство о принятии унии, если сделают его митрополитом. Но так как назначение его открыто униатским митрополитом угрожало смутой между униатами, которые имели своего митрополита: то просьба его, в то время, несмотря на личную расположенность к нему короля, не имела успеха. Смерть Винницкого в 1679 году открыла простор его честолюбию и проектированной им темной интриге. Шумлянский, уже изъявивший готовность принять унию, назначен был администратором православной киевской митрополии в польской Украйне. Образ действий его мы изложили выше. M. Гедеон князь Святополк-Четвертинский В 1684 году гетман Самойлович вошел в сношение с Москвой. Русским посланцам поручено было, в виду враждебных православию действий Шумлянского, настоять на избрании киевского митрополита, с подчинением его московскому патриарху. Гетман согласился, но только просил государей (это было в правление царевны Софьи) послать грамоту к константинопольскому патриарху и выпросить его согласие. Затем приступлено было к избранию митрополита. Старший из епископов, местоблюститель митрополии, Лазарь Баранович был не в ладах с гетманом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Суть этой программы сводилась к следующим требованиям: а) уравнять во всех правах униатское духовенство с католическим и подтвердить это уравнение сеймовой конституцией; б) подчинить ему, Шумлянскому, все православное духовенство Речи Посполитой; в) назначать частые сборы и съезды для униатского духовенства, причем сделать обязательным присутствие на них православного духовенства под страхом лишения должностей за неявку; г) преследовать православных духовных лиц, не согласных принять унию, путем административным, а именно: лишать их должностей и применять к ним законы, относящиеся к бунтовщикам; д) стараться обратить в унию возможно большее число дворян; е) позаботиться об уничтожении братств; ж) наконец, называть православных и униатов в официальных актах одним общим именем — «лицами греческой веры». Последнее было сделано с той целью, чтобы общим наименованием замаскировать различие между православными и униатами и мало-помалу, незаметно слить их в одно общее тело. В 1679 г. Шумлянский представил этот проект папскому нунцию, чтобы тот передал королю. К проекту Шумлянский приложил записку о том, какие награды следует дать ему самому и чинам его кружка за содействие распространения унии. Себе лично он потребовал, чтобы в его распоряжение отданы были все имения, принадлежавшие Киевской митрополии, доходы Киево-Печерской Лавры и Львовекой епископии; чтобы Львовская епископия была обогащена новыми дотациями (дарами) и даже чтобы сам папа наградил его денежными средствами (pensja z taski Ojca Swietego). Король Собесский одобрил проект, дал согласие удовлетворить требования Шумлянского относительно наград, за исключением предоставления ему жалованья от папы, и сделал распоряжение о передаче проекта сейму. Сейм утвердил этот проект без всяких изменений. В 1681 г. Шумлянский принял унию, подтвердив свое вступление в унию присягой, но принял ее негласно и, продолжая носить личину православного, требовал от православных подчинения себе как администратору Киевской митрополии. Лицемерие Шумлянского причинило православным неисчислимые беды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

В это время ситуация в западных епархиях Киевской митрополии, находившихся в пределах Речи Посполитой, стала крайне сложной. После того, как Киев и основные силы украинского казачества оказались за пределами Польского государства, их влияние на церковную жизнь западных православных епархий ослабло. Отношение католических властей Речи Посполитой к православному населению после казацких войн середины XVII в. стало еще более нетерпимым. Это привело в последней четверти XVII столетия к новым попыткам королевской администрации насадить унию среди подконтрольных ей православных русинов. Первоначально король Ян III Собесский (16741696 гг.) возлагал большие надежды на возобновление диалога между православными и униатами, однако переговорный процесс так и не принес ожидаемых результатов. Тогда король стал использовать другую тактику: на православные епископские кафедры он поставлял священнослужителей, склонных к переходу в католичество, намереваясь через них насадить унию " сверху " . Иосиф Шумлянский в 1677 г. тайно принял унию и принес присягу униатскому митрополиту Киприану Жоховскому (возглавлял униатскую Киевскую митрополию в 1674-1693 гг.). На Мстиславскую кафедру король провел другого тайного приверженца униатства Слуцкого архимандрита Феодосия Василевича. Перемышльским епископом в 1679 г. с подачи Шумлянского был назначен также готовый к соединению с Римом Иннокентий Винницкий (племянник Антония Винницкого). В 1681 г. Шумлянский и Винницкий подтвердили свою присягу на верность Риму в присутствии папского нунция и униатского митрополита. В Левобережной части Малороссии в это время церковной жизнью продолжал управлять архиепископ Черниговский Лазарь. Официально он числился в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но в то же время ему приходилось участвовать в событиях, которые все более свидетельствовали и возрастании влияния Московской Патриархии на дела Киевской митрополии. В частности, это наглядно проявилось в 1683 г., когда на место почившего Иннокентия Гизеля необходимо было избрать нового архимандрита Киево-Печерской Лавры, имевшей ставропигию и подчинявшейся непосредственно Патриарху Константинопольскому. Гетман Самойлович в связи с этим обратился в Москву за разрешением избрать нового настоятеля Лавры. В Киеве без сношения с Константинополем решено было поставить на Печерскую архимандрию Варлаама Ясинского. Однако претензии на Лавру неожиданно предъявил и Иосиф Шумлянский. В такой ситуации Варлаам, обращавшийся в Стамбул к Патриарху и не получивший ответа по причине войны между Россией и Турцией, был вынужден искать подтверждения своих прав на Лавру в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Иоаким утвердил Варлаама на Печерской архимандрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Вскоре после того, именно 19 августа 1680 года, по инициативе Виленского св. Духовского братства, в Новом Дворе съехались депутаты ставропигиальных православных братств и православного духовенства и торжественно обязались радеть о сохранении веры и не отступать от православия. На этом съезде было, между прочим, постановлено, чтобы Виленское братство, как глава всех братств («caput wszystkich bractw») по-прежнему сохраняло за собой первенствующее значение среди братств, которые должны с ним сноситься в целях объединения обще-братского дела; кроме того, на Виленское, Могилевское и Слуцкое братства, равно как и на все ставропигиальные братства, возложена была обязанность в случае устройства съезда, подобного Люблинскому, высылать на него особенно ученых и достойных представителей для отстаивания православия. Далее, всем братствам вменялось в обязанность при выборе депутатов на сеймы включать в депутатские инструкции статьи, направленным к защите интересов православия. 16 Но все усилия православных братств и духовенства спасти чистоту православия в королевстве Польском были тщетны. Львовский епископ Иосиф Шумлянский, назначенный королем в качестве администратора Киевской митрополии в областях короны, вместе со своими многочисленными клевретами, как замечено выше, решил действовать в пользу унии сначала тайно. В марте месяце 1681 года Иосиф Шумлянский, Иннокентий Винницкий и другие духовные лица съехались в Варшаве и в присутствии нунция торжественно присягнули на унию. Вместе с униатским митрополитом Киприаном Жоховским, Иосиф Шумлянский выработал программу для окончательного водворения унии в России. По этой программе ставропигиальные братства отдавались под власть местного епископа. Особо назначенная королем комиссия выработала пункты, определявшие права и льготы жалуемые униатам, а униатские епископы представили на письме польскому правительству свои соображения о том, чтобы до более удобного времени держать в тайне вновь проектированные меры о насильственном введении уши, и чтобы приготовить к этим мерам постепенно народ и православное духовенство, опасаясь в противном случае восстания и вмешательства соседних держав во внутренние дела польского королевства. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

1081 М. Коялович. Литовск. церковн. Уния II, стр. 229–235. Шумлянского только с 1700 года считают явным униатом (Опис. Киев.-Соф. Собора, стр. 196). До этого времени некоторые называют его православным. Но проф. Коялович 20 лет православия Шумлянского считает лишними (Лит. Ц. Ун., II, 422). Действительно, из подлинных актов видно, что об униатстве Шумлянского известно было Москве еще в 1685 г. (Арх. Юго-Зап. Р. ч. I, т. V, XII. 1082 Архив. Юго-Зап. России ч. I. т. V, LIV. – Документы, относящиеся к истории подчинения Киевской митрополии, изданные проф. С. А. Терновским . Они извлечены из так называемой Иконы или Сборника официальных документов, относящихся к патриаршеству Иоакима и Адриана. 1090 Архив. Юго-Зап. Рос. V, VI (Письмо Гедеона от 24 ноября), VII (Письмо патриарха от 11 декабря). 1091 Соловьев. Ист. Рос. III, XIV, стр. 996–997. Самойлович, являясь защитником и покровителем православия от притеснений латинян и униатов, в интересах греческой веры и личной власти желал расширить свою границу по Днестр и Случ, удержать р. Сожь и ввести Запорожье в исключительное владение великих государей. Он потихоньку внушал московскому правительству в удобный момент отыскивать искони русские области по ту сторону Днепра: Подолию, Волынь, Подгорье, Подляшье и всю Красную Русь (там же, стр. 906). Дело о политических границах велось одновременно с делом о назначении митрополита. Вопрос о границах был отложен. 1095 Архив. Юго-Зап. Рос. V, XII, стр. 55. Помимо указанного, протестующее духовенство опасалось, что г) подсудностью патриарху будет положен конец бесконтрольной деятельности киевского митрополита; – в Москву станут подавать на него аппеляции, даже из за пустяков, как это делалось в Великороссии; д) митрополиту прибавится обязанность по вызову ездить в Москву на чреду; е) под новой властью могут уничтожить киевскую типографию, потому что в Великороссии не велено иметь типографии в каждой митрополии; за киевским митрополитом не останется титула всея России, так пишется только патриарх, наконец, и) митрополит мог лишиться Белого клобука и многих других исконных почестей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Иосиф Шумлянский также не сразу открыто объявил о своем переходе в юрисдикцию Рима. Долгое время он продолжал поддерживать сношения с патриархом Московским и всея Руси Адрианом, лицемерно убеждая его в своей верности Православию. Шумлянский даже выступил с проектом возобновления Галицкой православной митрополии, которая была бы независимой от Киевской и находилась в юрисдикции Московского Патриархата. В то же время король Ян Собесский и католические иерархи оказывали на Львовского епископа сильное давление, побуждая его открыто заявить о своем переходе в унию. В 1694 г. Шумлянский собрал во Львове епархиальный собор, на который прибыли также и представители католической стороны. Несмотря на то, что Львовский епископ на этом собрании призывал свою паству к соединению с Римом, ему был дан решительный отпор: против унии наиболее резко выступили православные монахи и шляхта. Это возымело свое действие - Шумлянский вновь отложил свое намерение принять унию и стал поддерживать отношения с православным Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским. Чтобы принудить епископа Иосифа к окончательному переходу в униатство, католики решились в 1697 г. обнародовать акт католического исповедания веры, подписанный Шумлянским. После этого от него, как от предателя, отвернулись многие православные верующие. Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, запретив ему войти в управление приходами освобожденной от турок по Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого. Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец согласился открыто объявить о своем переходе в юрисдикцию Рима, что и было им сделано в Варшаве в 1700 г. Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил последовать за ним большинство приходов своей Львовской и Каменец-Подольской епархии. Однако решительное сопротивление епископу оказали Львовское Успенское Старопигиальное братство и монастыри Галиции. Львовское братство продолжало борьбу с унией до 1708 г., когда сопротивление братчиков было сломлено, главным образом, экономическими мерами. Братство к этому времени было практически разорено: его доходы от книжной торговли резко упали после открытия Шумлянским новой, униатской, типографии при Свято-Юрском соборе в то самое время, когда выплата гигантской контрибуции, наложенной на Львов шведским королем Карлом XII, тяжким бременем легла на братскую казну.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010