Климент, епископ Могилевский, Мстиславский и Оршанский (Белорусский) (нареченный) (Тризна) Упоминается епископом Белорусским (нареченным) с 1680 по 1685 годы. Был игуменом монастыря Святого Духа в Вильне. В 1680 году православные белорусы избрали на могилевскую епископскую кафедру архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря Климента (Тризну). Польский король Ян Собесский не утвердил его на епископии. Причиной послужило то, что король вел тайные переговоры с администратором Киевской митрополии епископом Львовским Иосифом (Шумлянским, † 1708) и епископом Перемышльским Иннокентием (Винницким) о присоединении православных к Римской Церкви. Оба эти епископа уже дали свое согласие на унию и тайно присягнули ей перед получением своих епископских кафедр. Официально же они выступали как православные епископы. «Когда таким образом уния приобрела два важнейших епископских престола, – пишет И. Чистович , – казалось возможным возобновить попытку соединения всех православных русских польской короны в одну униатскую церковь ». Король Ян Собесский надеялся на осуществление униатской идеи и созвал в Люблине съезд православных и униатов. О созыве съезда он объявил своим универсалом от 19 октября 1679 года под видом решения споров между православными и униатами, но на самом деле «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати». Православные прибыли в Люблин на съезд, открывшийся 14 января 1680 года. Униаты и римо-католики прилагали все усилия, чтобы уловить в свои сети православных. Проповедник-иезуит восхвалял Восточную Церковь и льстил православным. Но это не помогло: православные остались твердыми и непоколебимыми исповедниками своей веры, а от унии отказались. Архимандрит Климент (Тризна), не получив королевской привилегии на Могилевско-Белорусскую епископию, управлял ею со званием «нареченного епископа» до своей кончины. Литература: Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., 6. г. – Т. 2. – С. 1362–1363. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск, 2000. – С. 226, 227. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государь Петр преосвященному Варлааму, для слабости его здоровья, первому из Киевских митрополитов дозволил в1698 г. по совету с гетманом избрать себе коадьютора епископа, со званием Переяславского, распространив сию привилегию и на преемников его, и первый таковым коадъютором посвящен им в 1701 г. игумен Золотоверхомихайловского монастыря Захарий Корнилович 184 . Сей митрополит много пекся об устроении Киевских церквей и монастырей и учредил было на сей конец сбор разных пошлин, которые однако же грамотой государевой 1699 г. ему запрещены, а попечение о строении Софийского Собора поручено киевской ратуше, но вместо того грамотой 1700 г. апреля 1 ему пожалованы многие угодья и деревни 185 . Отданный ему на Подоле Доминиканский Николаевский монастырь, разоренный в 1648 г. гетманом Хмельницким он весь обновил и переименовал Петропавловским, в тезоименитство государя Петра I, и в нем устроил придел св. Алексия Человека Божия, в тезоименитство родителя его царя Алексея Михайловича, с определением 12 братий монашествующих 186 . В 1703 г. указом февраля 12 государь подчинил ему и Межигорский монастырь 187 . Но в 1710 г. по указу государеву же марта 11 опять оставлен оный с правом патриаршей ставропигии, а по указу 1722 июня 2 подчинен св. синоду. В его время не было уже ни одного католического костела в Киеве и даже в академии своей не позволял он обучаться иностранцам, по силе грамоты 1694 г., что, однако же, указом после дозволено ему 188 . Но православные в Польше и Литве терпели в его время такие же притеснения, как и прежде. Преосвященный Варлаам в жалобной своей грамоте к царям от 28 марта 1691 г. писал, что епископ Львовский Иосиф Шумлянский с братом своим Афанасием, епископом Луцким, поступают с заграничными православными монастырями, церквями и духовенством так же, как поступали при предместнике его митрополите Гедеоне, отбирают антиминсы киевские и св. миро и раздают свое, запрещают православным вспоминать в церковных молитвах Киевского митрополита, владеют митрополичьими маетностями под самым почти Киевом; приверженных к Киевской иерархии настоятелей, монахов, священников и мирян проклинают, ограбляют, в темницы заключают и в суды забирают, а Иосиф продолжает именоваться блюстителем Киевской митрополии и архимандритом Киево-Печерским и даже старается стать особым митрополитом Галицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Староконстантинов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1807. Адрес: Ул. Боженко 18, ул. Грушевского 12. Координаты: 49.763612, 27.222078 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была сначала деревянною, стояла на Новом Месте и называлась Новомейскою, а также Шиховскою от речки Шиховки, протекающей под Новым Местом и впадающей в реку Случь. Когда и кем она построена – неизвестно. Известно только, что она существовала в 1687 г.: в ней сохранился св. антиминс на толстом холсте с такой надписью на кресте: «Божественный и священный алтарь Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа освящен благодатию всеосвящающего животворящего Духа. Рукодействен и благославлен отцом Афанасием Шумлянским, милостию Божиею епископом Луцким и Острожским, прототронием Киевской митрополии. При державе короля Иоанна третьего, года 1687 месяца… дня положен во храме». В 1736 г. церкви были выделены поля, сенокос и хутор подле хутора церкви Воскресенской. В 1807 г., на место обветшавшей деревянной церкви, была построена каменная на средства настоятеля ее священника Николая Палецкого и прихожан - на доброхотные пожертвования. Каменная, крепка, с такою же колокольнею. Утварью не вполне достаточна. Копии метрических книг хранятся с 1700 г., а исповедные ведомости с 1820 г. Опись церковного имущества имеется от 1884 г. Причт состоит из священника и псаломщика. Для священника дом и хоз. постройки имеются на церковной земле, церковные; для псаломщика и пономаря два отдельных домика с сарайчиками. В приходе находится одноклассное народное училище Минист. Народного Просвещения, существует с 1870 г. и помещается в половине обширного общественного дома. Деревня прихода – Новики, составляющая собственно продолжение городской улицы с восточной стороны. Дворов 155, прихожан 1301 душа обоего пола.

http://sobory.ru/article/?object=30088

Под 1650 г. документы упоминают храм св. прор. Илии в Городке. Посвящение храма связано, вероятно, с памятью о князе Илии (1510†1539) – сыне К.И.Острожского, внуке Анастасии Ольшанской, владельце Ровно. Униатский период [ править править код ] После Хмельниччины и Руины, Лавра и Городок оказались по разные стороны границы между протекторатом России и владениями Речи Посполитой в Украине; в этой связи Городок присвоил себе Львовский епископ Иосиф Шумлянский, который вскоре перешел в унию. С 1715 г. Городок, по воле короля Польши, принадлежал светским вельможам, а с 1730 г. – униатскому митрополиту Афанасию Шептицкому; именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 г. Шептицкий построил на острове каменный храм свт. Николая Мирликийского. XVIII в. датируют и каменный корпус келий, примыкающий к церкви с юго-запада. В 1772 г. на некотором удалении к северу от храма была сооружена деревянная колокольня (впоследствии 1-й из 2-х ярусов сделан каменным). Имение Эстергази и Штейнгелей [ править править код ] Свято-Николаевский Городокский женский монастырь Присоединив в 1793 г. Ровно к Российской империи, Екатерина II пожаловала в 1794 г. Городок графу Валенту Эстергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый хозяин переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк. После Эстергази и его сына Городком владели их родственники, проживавшие в Австрии. В 1878 г. имение купила семья инженера барона Рудольфа фон Штейнгеля. Его сын Федор (1870†1946), окончив физико-математический факультет Варшавского университета, стал меценатом. Современники писали о нем: «В лице его перед нами, прежде всего, один из тех немногих в нашем краю просвещенных помещиков, которые не ограничиваются эксплуатацией только своих имений, но вносят свет, добро и веру в темную крестьянскую жизнь». В 1895 г. Ф. Штейнгель открыл в Городке больницу и передал ее в ведение органов местного самоуправления. В 1896 г. усилиями барона Штейнгеля, историка Николая Беляшевского и других ученых, которых Федор Рудольфович знал со времени своей учебы, в Городке был учрежден 1-й на Волыни краеведческий музей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

В сложившейся ситуации наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополию оказался Луцкий и Острожский епископ Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), представитель древнего рода, который вел свое происхождение от Святополка—Михаила, внука Ярослава I (с этим связано его двойное имя). Рукоположенный митрополитом Дионисием (Балабаном), он в течение двадцати пяти лет занимал Луцкую и Острожскую кафедру и стал главным претендентом на Киевскую кафедру после смерти митрополита (1663). Епископ Гедеон был противником унии. Но его положение осложнялось еще и тем, что Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) надеялся после изгнания Гедеона поставить Луцким епископом своего брата Афанасия. Опасаясь преследований, будущий Киевский митрополит был вынужден бежать на восточную сторону Днепра к гетману. Гетман Самойлович мечтал породниться с их древним родом и выдать свою дочь замуж за одного из князей Четвертинских. Наконец, епископ Гедеон был угоден и московскому правительству, которому выказывал свою покорность и расположение . Таким образом, во всех отношениях Луцкий епископ был наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополичью кафедру. В феврале 1685 г. из Москвы в Батурин прибыл окольничий Неплюев, через которого Самойловичу передали пожелание об избрании митрополита, который затем должен был прибыть в Москву для рукоположения . Собор для избрания митрополита назначили на 8 июля. На нем должны были присутствовать представители казацкой старшины и духовенства. Однако претендент на митрополичий престол Лазарь (Баранович), понимая, что митрополитом будет избран Гедеон (Четвертинский), хотя и разослал духовенству универсалы, предписывающие прибыть на Собор, сам на него не явился, равно как и другие представители духовенства Киевской митрополии. Не было на нем и самого Гедеона (Четвертинского) . На Соборе присутствовали только представители гетмана и часть духовенства, стремившегося к соединению с Московским патриархатом; митрополитом был избран Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), и к нему были отправлены послы с сообщением об этом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

Истор. т. 1, 48, стр. 97) 80 . И ныне иногда в иных храмах переменяется антиминс при поступлении на епархию нового Епископа. Так, в Полтавских епархиальных ведомостях, за 1870 год, 16, августа 15-го, при описании Полтавского кафедрального Успенского собора и в нем престолов и антиминсов, сказано, что престолов в соборном храме пять, а именно: а) главный престол во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Св. антиминс на нем переменяется правящим паствою Архиереем» (стр. 681). 34 Этот антиминс описан так: «Для совершения службы на всяком месте, освящён преосвященным Епископом Павлом Далматским, при Короле Польском Жекгимонте. 1614 года» (Дело Арх. св. Синода 1841 г. 639, стр. 142). 35 Антиминс на холсте, освящён Исаием Копинским, Архиеписком Смоленским и всего севера экзархом патриаршим. 1631 августа 6. Подпись под антиминсом такова: «Исаия Киевский Митрополит, рукою властною». (Дело Арх. св. Синода 1841 г. 693. Антиминса 2). 36 Антиминс на холсте, освящён преосвященным Афанасием Шумлянским, православным Епископом Луцким и Остросским, Протофропием митрополии Киевской, 1687 сен­тября 26. (Там же, антиминса 33). 37 Антиминс на холсте, освящен Архиепископом Митрополитом Киевским, Галицким и всея России, Варлаамом, 1692 года марта 24. Подпись под антиминсом такова: «рукою властною». (Там же, антиминса 46). 38 Антиминс на холсте, 1726 года. Кем освящен, не означено. Подпись: «Феофан Епископ». (Там же, антиминса 109). 39 Этот антиминс (жертвенник) на лощеном холсте, священнодействован в царствование Иоанна и Петра Алексиевичей Патриархом Иоакимом, 1685г. сентября 8 дня (там же, антиминса 15). 42 Он между прочим писал: «Камчатский Архиепископ, преосвященный Иннокентий сообщил ему, что в Камчатской епархии, с разрешения св. Синода, выдаются священникам такие антиминсы, и есть уже более 50 молитвенных домов и часовен, где священники, приезжая с антиминсами и необходимыми принадлежностями, удобно совершают Богослужение, к утешению и назиданию православных христиан. Преосвященный Иннокентий находит этот способ наилучшим в сравнении с походными церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Тимофей доносил Синоду, что у мощей Марка гробокопателя не доставало правой руки, а у преп. Моисея Угрина, Илии Муромца, Иосифа и Пимена многоболезненного руки с треперстным сложением), 545 (дело 1721 г. об архим. Иоанникии Сенютовиче, забравшим рогат. скот и лошадей от Нежин. жителей), 675 (дело 1721 г. о присылке из м-ря ученых монахов для Слав.-Латин. Москов. школ; архим. Иоанникий), приложен. к I т., CXLI, XX (духовная митроп. Смолен. Варлаама); III, 1723 г., 120 (иером. Иоиль Алекс.-Нев. м-ря определен за хромотою его в Киев.-Печер.-Троиц. больнич. м-рь), 216 (доношение Киев. архиеп. Варлаама на архим. о посвящении священн. в свои вотчины), 370 (перевод за старостью монаха Алекс.-Нев. м-ря Афанасия Черкасока в Киев.-Печер.-Троиц. м-рь), 404 (дело об истребов. от архим. Иннокентия ведомостей о монахах), 430 (дело о сборе в церкв. денег в кошельки), 479 (доношение иером. Ионафтана о даче ему кормовых денег); IV, 1724 г., 305 (донош. архим. Иоанникия о кончине архиеп. Романского и Галацкого Пахомия), 380 (дело о монахе Костулы за ложный донос на архим. Иоанникия); VI, 1726 г., 50 (прошение игум. Троиц. больничного м-ря Иоиля об отпуске из Киева; архим. Иоанникий), 170 (доношение архим. Иоанникия об освидетельствов. напечатанных в Киевопечер. типографии книг), 175 (построение церквей в новопоселенных монаст. слободах), 382 (прошение иеромон. Енната и иеродиак. Полиена о постригании в монахи м-ря ученых и мастеров. людей), 412 (прошение архим. Иоанникия о келейном имуществе игумена Пустын. Николаев. м-ря Христофора, принявшего здесь иночество в 1700 г. от архим. Иоасафа Кроковского), 493 (челобитье Киево-Печер. Троиц. больнич. м-ря игум. Иоиля на Киево-пещерного начальника иеросхимонаха Романа Кону), 523 (прошение иеромон. Евната и иеродиак. Полиена о напечатании повечерника, молитвослова, акафиста и служебника), 525 (дело о форме сношения с Малоросс. Коллегиею, архимандр. м-ря и Киев. архиепископом); VII, 1727 г., 4 (еписк. Переяслав. Кирилл Шумлянский, скончавшийся в 1726 г., погребен в м-ре), 111 (сюда уволен на покой по болезни префект Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

8) В 1703 г. на смоленскую кафедру посвящен был Гедеон Шумлянский , из минских архимандритов. Обучался в Виленском университете; по назначении в епископы управлял Минским, Пустынским и Онуфриевским монастырями. (Арх. сборн., VI 97). Умер в 1715 году. 9) Михаил Гратус-Тарновский , родом, белорус, обучался в Бромбергской коллегии; с 1711 г. архиепископ, из настоятелей Полоцкого Борисоглебского монастыря. Умер в апреле 1718 года. 10) Лаврентий, князь Друцкой-Соколинский , из гродненских архимандритов, с 11 ноября 1718 г. Родился в Полоцком воеводстве от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, где получил степень доктора богословия и там же рукоположен в пресвитера; после того был аудитором Полоцкой епархии при архиепископе Пашкевиче; с 1710 г. вступил в управление Гродненской архимандрией, но жил чаще в имениях своих, в Белоруссии, нежели в монастыре, а в Гродне держал викария. После посвящения в епископа, он хотел удержать за собой и Гродненскую архимандрию, но митрополит Кишка не дозволил этого. 1160 В епархии его находилось около 20 приходов в Мстиславском воеводстве. Желая увеличить свою паству, Соколинский нападал на православные церкви «яко тать» и сопротивляющихся насильственному обращению в унию подвергал разным истязаниям, так что русский комиссар Рудаковский предлагал схватить этого фанатика и отправить в Россию. 1161 Умер в 1726 году. 11) Антонин Томилович , родом из Луцка, обучался в Бромбергской коллегии; после разных послушаний, был протоархимандритом базилианского ордена; в сентябре 1736 г., имея около 60-ти лет от роду, из онуфриевских архимандритов, посвящен митрополитом Афанасием Шептицким в архиепископы смоленские. Игнатий Кульчинский говорит, что, по возвращении из Рима, где он исправлял должность генерального прокурора, он получил привиллегию на смоленскую архиепископию, но уступил ее Антонию Томиловичу, который, взамен сего, уступил ему свою привиллегию на Гродненскую архимандрию. 1162 Томилович умер 1745 года. После Томиловича, в 1746 г. назначен был на смоленскую кафедру Иасон Смогоржевский, но отказался от этого назначения. С 1749 г. управлял смоленскою архиепископией, с званием номината, протоархимандрит Поликарп Мигуневич, но посвящен не был. Умер в 1753 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Предстоятель Русской Православной Церкви приложился к чтимому списку Козельщанской иконы Божией Матери. Этот образ — дар Успенской Киево-Печерской лавры . Список чудотворной иконы был доставлен в Городок 11 января 2000 года, и в память этого события в монастыре было установлено местное празднование. Во время праздничной трапезы, на которой присутствовал Святейший Патриарх Кирилл, был дан концерт, в ходе которого выступили детский творческий коллектив, монастырский хор и ансамбль бандуристок из сестер обители. Исполнив несколько музыкальных композиций, участницы ансамбля преподнесли в дар Святейшему Владыке бандуру — украинский народный струнный инструмент. Село Городок известно с середины XV века. На рубеже XV – XVI столетий владелица Городка, княгиня Анастасия Ольшанская, подарила это имение с замком на острове Киево-Печерской лавре. На острове Лавра основала свой скит. В конце XVII века Украина надолго разделилась: левобережье Днепра и Киев на правом берегу образовали автономный край в составе России, а Правобережье, за исключением Киева, еще сто лет оставалось частью Речи Посполитой. Лавра и Городок оказались по разные стороны границы. В этой обстановке село присвоил себе епископ Львовский Иосиф (Шумлянский), который вскоре перешел в унию — сначала тайно, потом открыто. С 1715 года Городок по воле польского короля принадлежал светским вельможам, а в 1730 году был передан униатскому митрополиту Афанасию (Шептицкому). Именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 году митрополит Афанасий (Шептицкий) построил на острове каменный храм. XVIII-м веком датируют и каменный корпус келий, примыкающий к церкви с юга, а также колокольню. Присоединив в 1793 году Ровно к своей державе, российская императрица Екатерина II пожаловала Городок графу Валенту Эстергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый владелец переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк. Во время Великой Отечественной войны на острове в Городке размещался военный госпиталь, в 1948 – 1990 годах здесь был областной туберкулезный санаторий. В 1950 – 1970-х годах для нужд санатория построили ряд вспомогательных помещений, но при этом архитектурной доминантой острова остался храм святителя Николая. До начала 1960-х храм действовал как приходской, затем был хранилищем экспонатов Ровенского краеведческого музея, а в 1989-м вновь открылся в качестве приходской церкви.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010