Сегодня практически в каждой стране, где есть мусульмане, есть и суфии. Одним из немногих исключений, пожалуй, является Саудовская Аравия, в которой суфизм официально запрещён, поскольку считается новшеством, противоречащим нормам ортодоксального ислама. На территории России суфизм особенно широко распространён на Северном Кавказе (Дагестан, Чечня и Ингушетия), а также в Поволжье (Башкирия, Татарстан, Нижегородская и Астраханская области) и Приуралье (Свердловская и Оренбургская области). Суфизм в этих регионах представлен тарикатами накшбандийя, кадырийя, шазилийя и кубравийя. §10 Течения ислама На протяжении своей истории ислам неоднократно претерпевал разделения, приводившие нередко к формированию отдельных мусульманских групп. Иногда довольно значительные по числу своих членов, эти группы противопоставляли себя остальной массе почитателей учения Мухаммада. Зачастую в них создавались специфические доктрины или религиозные практики, что приводило к серьёзным вероучительным конфликтам внутри ислама, доходившим иногда до силового противостояния их адептов. В рамках данного издания перечислим наиболее заметные из существующих в настоящее время течений ислама. Сунниты – наиболее крупное, доминирующее на данный момент течение в исламе. Его приверженцы составляют, по разным подсчётам, от 80 до 90% от числа всех мусульман планеты. Название происходит от словосочетания «ахль ас-сунна», что буквально переводится как «люди Сунны» 884 . Все, что выше говорилось об исламе, относится в первую очередь к суннитам за исключением тех случаев, которые оговаривались особо. Шииты – второе по численности направление ислама, возникшее в VII в. Название происходит от арабского слова shah, что в переводе значит «партия», «группа». Течение возникло в VII в. практически сразу после смерти основателя ислама. Его появление было связано с решением вопроса о том, кому в исламской общине (умме) должна принадлежать верховная власть – имамат . Верховная власть, по представлениям мусульман, едина и не может разделяться на духовную и светскую, поскольку един её Божественный источник.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Центры, объединявшие суфиев в братства, назывались ханака. Турки же называли суфийские обители текке. В братстве существовала иерархия, причем, как пишет Шиммель, «иерархическая последовательность должностей тщательно соблюдалась, но это была иерархия добродетелей, а не власти» 205 . Во главе ордена стояли шейх или пир (духовный наставник). Члены братства (мюриды – букв. «ученики») были обязаны оказывать шейхам и пирам беспрекословное послушание. Примечательно, что суфизм привлекал в свои ряды людей из различных социальных классов: от султанов до нищих. Так, орден мевлевийя (вращающихся дервишей) пользовался особым расположением османских султанов, а также тех, кого принято называть сейчас артистической богемой (музыкантов, поэтов и художников). Орден бекташи состоял в основном из янычаров. А марокканский орден хеддава, наоборот, привлекал нищих и проповедовал абсолютную бедность. Так, суфизм приобретает все бóльшую популярность в мусульманском мире, становится, по выражению Е. А. Торчинова, «авангардом ислама, в том числе и в миссионерско-проповеднической деятельности» 206 . Сегодня практически в каждой стране, где есть мусульмане, есть и суфии. Одним из немногих исключений, пожалуй, является Саудовская Аравия, в которой суфизм официально запрещен, поскольку считается новшеством, противоречащим нормам ортодоксального ислама. На территории России суфизм особенно широко распространен на Северном Кавказе (Дагестан, Чечня и Ингушетия), а также в Поволжье (Башкирия, Татарстан, Нижегородская и Астраханская области) и Приуралье (Свердловская и Оренбургская области). Суфизм в этих регионах представлен тарикатами накшбандийя, кадырийя, шазилийя и кубравийя. Течения ислама На протяжении своей истории ислам неоднократно претерпевал разделения, приводившие нередко к формированию отдельных мусульманских групп. Иногда довольно значительные по числу своих членов, эти группы противопоставляли себя остальной массе почитателей учения Мухаммада. Зачастую в них создавались специфические доктрины или религиозные практики, что приводило к серьезным вероучительным конфликтам внутри ислама, доходившим иногда до силового противостояния их адептов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Герберштейн говорит, что из Рязанской области, по ее присоединении к Москве, много жителей было выведено и рассеяно по разным колониям. Описывая состояние русской церкви, тот же Герберштейн замечает, что русские пустынники, обратившие уже многих идолопоклонников к вере Христовой, и в его время продолжали это дело без всяких корыстных расчетов, с единственною целью сделать угодное Богу, отправлялись, в разные страны на север и восток, перенося голод и всевозможные лишения, даже подвергая жизнь свою опасности, распространяли там слово Божие и иногда запечатлевали его собственною кровью. По словам того же иностранца, в пермских лесах и после св. Стефана оставалось еще много язычников, но иноки, отправляясь туда из московских областей, доселе не перестают выводить их из тьмы заблуждений. 242 По словам Матвея Меховского, в московских владениях переводят людей с места на место, из страны в страну на новые поселки, замещая выведенных другими. 243 Поссевин и Флетчер говорят, что, завоевав царства Казанское и Астраханское, московский государь построил по западному берегу Волги несколько крепостей и поставил в них гарнизоны, чтобы тем удобнее было удерживать покоренных в повиновении. 244 Флетчер говорит также, что для удержания жителей Перми, Печоры и Сибири в повиновении, царь поселил в этих областях столько же русских, сколько там туземцев, и еще гарнизоны, и что в Сибири, где продолжаются еще завоевания, число ратных людей в построенных там крепостях простирается до 6.000 человек из Русских и Поляков, в подкрепление которым царь отправляет новые партии для поселения в новоприобретаемых странах. У Герберштейна встречаем любопытные слова, бросающие некоторый свет и на результаты колонизации: описывая Белоозерскую область, он говорит, что туземцы имеют свой язык, но теперь почти все говорят по-русски; в Устюжской области туземцы также имеют свой язык, но большею частью говорят по-русски. 245 Это известие застает финских туземцев в тот момент, когда они, еще сохраняя черты своей особности, мирно и постепенно сливались с жившим между ними русским населением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Характеризуя его архипастырскую деятельность в Астраханской епархии, уполномоченный Совета писал: «Склонен к ревизии деятельности уполномоченного и органов власти в вопросах религии… Отношение архиепископа к государственным органам и должностным лицам грубое, иногда носит провокационный характер. За последние годы он направил в разные инстанции десятки жалоб на представителей власти, милиции, финорганов, уполномоченного Совета с обвинением их в нарушении свободы совести и законодательства о культах. Все эти жалобы проверялись Советом по делам религий, министерством финансов, облисполкомом, уполномоченным, и из десятков предъявленных архиепископом обвинений ни одного не подтвердилось» . При первой же встрече с В.П. Николаевым по приезде из Астрахани архиепископ Михаил «высказывал мысль, что ему не нравится география расположения действующих церквей на территории области. Ему было отвечено, что если он имеет в виду изучение возможности открытия дополнительных церквей, то их, по существу, нет, так как пустующих и пригодных для этих целей церковных помещений в области не существует, и что до него ни один из правящих архиереев за последние 30 лет этого вопроса не поднимал» . Это было не так. В 1956 году епископ Гавриил (Огородников) подал заявление об открытии 21 церкви. Продолжали поступать заявления и от верующих – по два-пять в год. Первым календарным годом, когда в облисполком с 1943 года не поступило ни одного заявления, стал 1961 год. В 1978 году одна из верующих Харовского района (действующих церквей там не было) обратилась к уполномоченному за разъяснением, что необходимо сделать для открытия церкви в этом районе. После разговора с ним убедилась, что, хотя юридически возможно открытие новой церкви, но это сопряжено с большими финансовыми затратами, и отказалась от своей мысли. Об этом случае уполномоченный немедленно сообщил в обком и Харовский райком партии, чтобы «принять соответствующие профилактические меры на случай сколачивания инициативной группы по открытию церкви» . В 1984 году в Совет по делам религий, уполномоченному, в прокуратуру и другие инстанции поступали коллективные письма верующих, ходатайствующих о регистрации церковной общины в селе Семакино Сокольского района. Об этом писал член Совета Г.А. Михайлов заместителю председателя облисполкома Е.И. Макарову, предоставляя местным органам решить вопрос о регистрации новой церкви.

http://pravoslavie.ru/31733.html

Говоря о предстоящих президентских выборах в РФ, Бреуль заявил, что для Берлина важно, чтобы они прошли «свободно и честно», это имеет решающее значение. 15.50  Корреспондент «Ъ FM» в Берлине Олег Зиньковский: «Меня удивила очередь из желающих проголосовать, а я давно здесь живу и работал во время российских выборов разного уровня — и парламентских, и президентских. Посольство расположено в самом центре города, и когда я подходил к зданию, то увидел «хвост» очереди из нескольких сотен человек, который проходил по тротуару буквально до следующего перекрестка. Такого не было еще никогда». 15.48  На 15:00 по местному времени (14:00 мск) явка в ряде регионов Поволжья и Астраханской области превысила 40 процентов. Эти показатели превышают цифры президентских выборов 2012 года. 15.45  В 20.00 по-пхеньянскому времени на избирательном участке завершилось голосование за кандидатов в президенты России. В выборах приняли участие 112 человек — 100-процентная явка, сообщает посольство РФ в КНДР. 15.42 А в США голосование только началось: открылись участки на площадках посольства России в Вашингтоне и трех генконсульств — в Нью-Йорке, Хьюстоне и Сиэтле. 15.40 Закрылись избирательные участки в Забайкалье, Иркутской области и Бурятии. Голосование уже закончилось в 12 регионах. 15.35  Жители большинства регионов РФ голосуют на выборах главы государства активнее, чем на выборах в 2012 году, заявил зампред ЦИК Николай Булаев. 15.32  Париж  не признает  итогов голосования на выборах президента России в Крыму. «Насильственное изменение границ противоречит международному законодательству, в том числе и обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией. Четыре года спустя после незаконной аннексии Автономной республики Крым и города Севастополя, Франция остается твердо приверженной восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках международно признанных границ»,— говорится в коммюнике МИД Франции. 15.01  Сотрудники правоохранительных органов Украины продолжают блокировать вход на избирательные участки, организованные в посольстве России в Киеве, а также в генеральных консульствах РФ в Одессе, Харькове и Львове. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе посольства.

http://pravmir.ru/vyiboryi-prezidenta-ro...

Многодетные семьи чаще остальных становятся должниками по ЖКХ — Росстат 11 декабря, 2018. Новостная служба Еще одна проблемная группа российского населения — неполные семьи 11 декабря. ПРАВМИР. Многодетные семьи чаще остальных испытывают проблемы с оплатой услуг жилищно-коммунального хозяйства. Сложности с оплатой услуг ЖКХ испытывают 16,8% многодетных семей, пишет «Российская газета» со ссылкой на данные Росстата. Еще одна проблемная группа российского населения — неполные семьи. Из них проблемы с оплатой услуг ЖКХ имеют 15,8%. Сложности есть также у молодых семей (12,3%). Среди россиян с низкими доходами, доля таких семей составляет 14,3%. Наибольшие проблемы с оплатой счетов за электроэнергию также возникают у многодетных семей, имеющие трех и более детей, неполных и молодых семей. Среди россиян с самыми низкими доходами, трудности с оплатой электроэнергии имеют 10%. По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, следует более четко определить методику помощи малообеспеченным и многодетным семьям. Она должна учитывать не только общий размер дохода на семью, но и структуру расходов. «Многодетные семьи объективно вынуждены тратить на ЖКХ больше средств, и это сокращает порой возможности обеспечения правильного, здорового питания детей, покупки им одежды, обуви, книг, школьных принадлежностей», — отметил эксперт. По данным Росстата, общий уровень возмещения населением затрат на услуги ЖКХ составляет 96%. Меньше всего испытывают трудности с платежами по услугам ЖКХ семьи в Приморском крае, в Ивановской, Липецкой, Тверской областях, в Севастополе и Камчатском крае. Здесь доля таких семей менее 1%. О нехватке средств для оплаты коммунальных услуг заявили 33,8% жителей Ставропольского края, 28,5% жителей Кабардино-Балкарии, четверть опрошенных в Чувашской республике и примерно столько же — в Туве. В Саратовской области не могут вовремя платить за коммуналку 22% опрошенных, в Астраханской области — 19,3%. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mnogodetnyie-semi-chas...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с послом Ирана в России 24 сентября 2014 г. 22:00 24 сентября 2014 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в России Мехди Санаи. Во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков) и заведующий сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов. Главу иранского дипломатического представительства в России сопровождали советник Посольства Хасан Салехимаджд и атташе по культуре Сейед Хоссейн Табатабаи. Обращаясь к послу Ирана в России, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что между народами России и Ирана существуют давние тесные связи, которые в последнее время особенно активно развиваются. Патриарх Кирилл отметил важность предстоящего визита в Россию президента Ирана Х. Рухани, который 29 сентября посетит Астрахань. В связи с этим Святейший Патриарх рассказал гостю историю астраханского храма святого равноапостольного князя Владимира, который был спасен от закрытия и разрушения в годы гонений благодаря защите со стороны местного мусульманского населения. Стороны обсудили итоги прошедшего месяц назад в Тегеране IX заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу между Православием и исламом. М. Санаи отметил, что у истоков этой комиссии стоял Святейший Патриарх Кирилл, который, будучи председателем ОВЦС, в 1995 году посетил Иран и договорился с аятоллой Мухаммадом Али Тасхири о ее создании. Речь на встрече также шла о проблематике нового заседания комиссии, которое пройдет в Москве в 2016 году. Его Святейшество отметил: «Наш диалог, может не очень заметно, но оказывает влияние на современное общественное мышление, на взгляды в отношении проблем, которые мы рассматриваем». Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что в области общественной нравственности обе стороны основываются на схожих ценностях. Мехди Санаи выразил заинтересованность в активизации сотрудничества в области научного и студенческого обмена между теологическими вузами, а также в культурной сфере.

http://patriarchia.ru/db/text/3760260.ht...

В большей части регионов курсовая подготовка по истории и культуре религий включает курсы, материалы, учебные программы по религиозной культуре для педагогов, желающих преподавать учебные курсы конкретной религиозной культуры, курсы и программы философско-религиоведческого содержания, а также смешанного содержания. В ряде субъектов РФ (по полученной информации), повышение квалификации учителей на региональном уровне ведется только по определенной религиозной культуре, либо только по философскому религиоведению (г. Москва). В части регионов курсы повышения квалификации учителей по философскому религиоведению или религиозной культуре (православию, исламу, буддизму и др.) посещают (в частности или в основном) учителя школьных социально-гуманитарных дисциплин, не преподающие в школах отдельные курсы по истории и культуре религий. 5. Количество учащихся, изучающихся учебные курсы по истории и культуре религий в субъектах Российской Федерации и способы их преподавания. Данные о численности учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в субъектах Российской Федерации, изучающих различные учебные курсы всех типов по истории и культуре религий, представлены в таблице 1. Таблица 1. Преподавание в государственных и муниципальных учреждениях общего образования субъектов Российской Федерации учебных курсов по истории и культуре религий Число школьников Субъекты РФ 2006-07 учебный год Субъекты РФ (%) Нет Области Астраханская, Сахалинская, г. Санкт-Петербург. Республики Адыгея, Башкортостан, Тыва, Хакасия, Ненецкий АО, Чукотский АО. 10 12 % До 1000 Области Амурская, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Новосибирская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская, Томская, Челябинская, Ульяновская, г. Москва. Республики Бурятия, Калмыкия, Карелия, Коми, Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Агинский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО.

http://religare.ru/2_40858.html

Представляет интерес география духовных училищ, в которых обучались клирики Донской епархии. Как и в случае духовных семинарий, выходцы из Области Войска Донского безусловное предпочтение отдавали двум донским духовным училищам: Новочеркасскому (7,8 % клириков) и Усть-Медведицкому (5,5 %), причем в Усть-Медведицком училище обучались главным образом уроженцы Усть-Медведицкого и Хоперского округов Области Войска Донского, а в Новочеркасском уроженцы Черкасского, 1 Донского, 2 Донского, Донецкого и Таганрогского. Причем преимущество составляли выходцы из Донецкого и Таганрогского округов 270 . Кроме Новочеркасского и Усть-Медведицкого, духовенство обучалось в следующих духовных училищах: Воронежском, Задонском, Павловском, Бирюченском, Камышинском, Мариупольском, Бахмутском, Рязанском, Данковском, Зарайском, Балашовском, а также в Астраханском, Житомирском, Скопинском, Тульском, Челябинском, Чебоксарском 271 . Здесь, как и в случае духовных семинарий, выпускниками не донских духовных училищ в подавляющем большинстве были иногородние клирики. Помимо семинарий и духовных училищ, для церковнослужителей была предусмотрена программа ускоренного и облегченного обучения в причетнических классах при семинариях и училищах. Среди клириков Донской епархии были выпускники причетнических классов при Новочеркасском духовном училище (11 человек), Воронежской и Екатеринославской духовных семинариях (по 1 человеку). XIX в., выдвинувший в качестве приоритетной для служения Русской Православной Церкви миссионерскую деятельность 272 , обусловил учреждение миссионерских школ. В Донской епархии, которая к началу XX в. занимала первое место по числу проживающих на ее территории старообрядцев 273 , в октябре 1896 г. по ходатайству архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия (Пархомовича) была открыта миссионерская школа при Донской духовной семинарии 274 . Ее начальником был определен выдающийся донской миссионер протоиерей Николай Петрович Кутепов 275 . Целью миссионерской школы была подготовка кадров для служения в единоверческих приходах и на миссионерских должностях 276 . Окончившие полный трехгодичный курс школы учащиеся распределялись следующим образом: единоверцы на священно- и церковнослужительские места в единоверческие приходы, а православные на миссионерские должности в епархию 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правительство Приморской области, желая пользоваться доверием народа, объявило свою программу дальнейших действий, где было сказано, что главная цель – свергнуть правительство большевиков в России, созвать новое Учредительное собрание, куда должны будут войти представители всех классов населения, всех народностей, чтобы избрать Всероссийское Правительство. Такая программа тогда показалась народу приемлемой, ибо предполагалось, что Всероссийское Правительство будет выбрано всеми представителями от народа и по воле его. Каппелевская армия пришла в Приморье, не имея при себе огнестрельного оружия. Офицеры сумели привезти с собой револьверы – не в кобуре, а в кармане. Шашки у офицеров и казаков были при себе. Пехотные полки расквартировали на первое время во Владивостоке, Никольск-Уссурийске и Раздольном , а казачьи полки были размещены по деревням. Население Приморской области состояло из казаков-уссурийцев , из старых, можно сказать, аборигенов – местных жителей и из переселенцев начала ХХ века. Переселенцы-крестьяне приехали из малороссийских губерний Российской империи (главным образом, из Черниговской, Полтавской, Харьковской губерний, а также Астраханской и Воронежской) и осели на этой земле, крепко, основательно и методично обрабатывая её. Построили не хутора, а большие сёла и деревни, которые заселили земляками. Казачьи полки Оренбургского войска были размещены по этим деревням. Прежде, чем что-то сказать об этом народе, напомню слова великого русского мыслителя и критика Виссариона Белинского: «Невозможно представить себе народ без религиозных понятий, облечённых в формы Богослужения. Невозможно представить себе народ, не имеющий одного общего языка, но ещё менее можно представить себе народ, не имеющий особенных, одному ему свойственных обычаев». Эти люди, живя в Малороссии, где много земель принадлежало помещикам, своей земли там почти не имели, а приехав в Приморскую область на широкие земельные просторы, почувствовали свободу. Сами они рассказывали, что, прибыв сюда, стали помещиками. За десять лет они успели построить школы и церкви в своих деревнях.

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010