С начала активного освоения русскими территории совр. Пензенской обл. в кон. XVI - нач. XVII в. регион в церковном отношении подчинялся Патриаршей области , в 1721-1742 гг. входил в состав Синодальной области , в 1742 г. был включен в состав Московской епархии . По решению Синода от 26 мая 1749 г. Краснослободская десятина передана Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), Пензенская, Саранская и Инсарская десятины - Нижегородской епархии (см. ст. Нижегородская и Арзамасская епархия ), Верхне- и Нижнеломовская, Керенская десятины - Суздальской епархии . 16 окт. 1749 г. Пензенская десятина включена в состав Астраханской епархии (см. ст. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1750 г. туда же отошел Мокшан с приписными церквами. В 1758 г. большая часть территории региона вошла в состав возобновленной Тамбовской епархии (см. ст. Тамбовская и Рассказовская епархия ). В 1764 г. Нижегородской епархии передан Саранск. На протяжении 70-80-х гг. XVIII в. нек-рые села перераспределялись между епархиями. К 1788 г. храмы и мон-ри региона относились к юрисдикции Тамбовской, Астраханской, Казанской (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия ), Нижегородской и Рязанской епархий. К кон. XVIII в. территория региона была разделена между Тамбовской, Нижегородской, Астраханской и Рязанской епархиями. Пензенская епархия в 1799 г.- нач. XX в. Самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия была создана согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. (ПСЗ. Т. 25. С. 813, 815-816, 818. 19156). В новую епархию из состава Астраханской епархии отошли 267 церквей, из состава Тамбовской епархии - свыше 300 церквей. Первый епископ Саратовский и Пензенский Гаий (Такаов ; 1799-1808, впосл. архиепископ) получил распоряжение пребывать в Пензе, где имелся пустовавший после упразднения Пензенской губ. в 1797 г. наместнический дом. В 1801 г. Пензенская губ. была восстановлена, 4 дек. 1803 г. епархия стала именоваться Пензенской и Саратовской, до 1828 г. в ее состав входили Пензенская и Саратовская губернии. На момент основания в Пензенской епархии было 615 приходских церквей, 11 мон-рей, включая нештатные (из них 8 мужских и 3 женских), ок. 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей, ок. 1,7 млн прихожан.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 дек. 2012 г. в пределах Республики Дагестан , Республики Ингушетия и Чеченской Республики, отделена от Владикавказской и Махачкалинской епархии. В тот же день на Махачкалинскую кафедру Синодом был избран клирик Владимирской епархии игум. Варлаам (Пономарёв; 2 янв. 2013 возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 27 янв. того же года). Кафедральные города - Махачкала и Грозный, кафедральные храмы - махачкалинский Успенский собор и грозненская ц. во имя арх. Михаила. Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Махачкалинский, Кизлярский, Тарумовский, Грозненский, Наурский, Магасский. К сер. 2016 г. епархия объединяла 52 прихода, действовали 2 мон-ря; в клире состояли 32 священника и 6 диаконов. При ЕУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по работе с молодежью, по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению, по канонизации святых. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Земли М. и Г. е. входили в состав Астраханской (1723-1829; см. Астраханская и Енотаевская епархия ), Новочеркасской (1829-1842; см. Донская и Новочеркасская епархия ), Кавказской (1842-1885; см. Ставропольская и Невинномысская епархия ) епархий. 23 апр. 1885 г. Терская обл. была передана из Кавказской во Владикавказскую епархию (см. Владикавказская и Моздокская епархия ) в составе Грузинского Экзархата. В 1894 г. Владикавказская епархия была выведена из подчинения экзарха Грузии, к ней была присоединена Дагестанская обл. После уклонения в 1922 г. Владикавказского еп. Макария (Павлова) вместе с большей частью духовенства епархии в обновленчество правосл. Владикавказская епархия прекратила существование. Немногочисленные правосл. общины окормляли Пятигорские архиереи. В 1943 г. правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей были включены в состав Ставропольской епархии. В 1998 г. приходы Дагестана были отнесены к Бакинской и Прикаспийской епархии . В 2011 г. территория Дагестана, Чечни и Ингушетии вошла в состав возобновленной Владикавказской епархии, от к-рой в следующем году была отделена М. и Г. е.

http://pravenc.ru/text/2562716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория 44,1 тыс. кв. км. Центр: Астрахань. География: область расположена на юго-западе России, в сев. Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Протяженность - 120 км с запада на восток, между Калмыкией и Казахстаном, и 375 км с севера на юг, вдоль Волги и Ахтубы до Каспия. Через А. о. Россия имеет выход к Каспийскому м., границе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном. Климат резко континентальный, засушливый. В зоне пустынь и полупустынь находится ок. 70% территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет ок. 63%, в т. ч. пастбища - 74,8%, сенокосы - 13, пашни - 12,1%. Ок. 13% территории региона занято под промышленность, нужды транспорта и связи. Лесные угодья занимают 940 кв. км. Население: 1032,8 тыс. чел. (2000). Национальный состав: 72% - русские, 12% - казахи, 7% - татары, остальные - представители др. национальностей (украинцы, белорусы и др.). В городах проживает 67%, в сельской местности - 33% населения. Адм. устройство: Астраханская губ. создана Петром I согласно указу от 22 нояб. 1717 г. С 1928 г. территория А. о. входила в Нижневолжский край (с 1934 Сталинградский край, с 1936 Сталинградская обл.). А. о. была учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР 803/1 от 27 дек. 1943 г. В А. о. 11 адм. р-нов и 6 городов, из них наиболее крупные - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали. Религия На 1 янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 30 конфессий, объединяющих 149 общин, из них 40% - общины РПЦ, 27% - мусульм. орг-ции, 18% - протестант., 15% - др. вероисповедания и религ. течения. В 2001 г. по инициативе губернатора области А. П. Гужвина создан областной межконфессиональный совет, председателем к-рого избран правосл. Астраханский еп. Иона (Карпухин) . Русская Православная Церковь Территория А. о. совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в к-рой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Православие на территории А. о. появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона к-рого находилась в рус. войске. В 1568 г. игум. прп. Кирилл , присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным , основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей мон-ря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе.

http://pravenc.ru/text/76738.html

В XIII-XIV вв. на Сев. Кавказе параллельно существовали греко-правосл. и латино-католич. общины. Однако с усилением османов в Причерноморье и с упадком итал. колоний в XV в. католич. миссия прекратила существование. В целом католич. влияние было недолгим и не оказало серьезного влияния на местное население. На протяжении всей средневек. истории приверженность населения Сев.-Зап. Кавказа - зихов и касогов, а затем и их потомков адыгов - монотеистическим религиям (христианству, в т. ч. и католичеству, с XIV в., исламу с кон. XVI в.) носила во многом конъюнктурный характер. Прочную основу их миропонимания составляли дохрист. представления. В 1-й пол. XVIII в. христ. обряды окончательно исчезли у адыгов. В. Н. Чхаидзе Русская Православная Церковь В 1783-1799 гг. территория совр. К. к. находилась в юрисдикции Феодосийского и Мариупольского вик-ства (см. Кафское викариатство ) Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ), в 1799-1829 гг.- Астраханской епархии (см. Астраханская и Енотаевская епархия ). В 1829 г. была учреждена Новочеркасская и Георгиевская епархия (с 17 июля 1842 Донская и Новочеркасская епархия ). Указом от 17 июля 1842 г. из Новочеркасской епархии на землях Черноморского казачьего войска и Сев. Кавказа была выделена Кавказская и Черноморская епархия (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ). В 1885 г. приходы Терской обл. отошли к Владикавказской епархии (см. Владикавказская и Моздокская епархия ), а Черноморского окр. (с 1896 губерния) - Сухумской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . Основная часть бывш. Кавказской епархии, включавшая территорию Кубанской обл. и Ставропольской губ., вошла в Ставропольскую и Екатеринодарскую епархию. Екатеринодар. Фотография. Нач. XX в. Екатеринодар. Фотография. Нач. XX в. Указом Синода от 25 дек. 1907 г. было учреждено Ейское викариатство ; 30 сент. 1916 г. указом Синода епископ Ейского вик-ства был наделен особыми полномочиями и получил 12 окт. титул «Кубанский и Екатеринодарский». В кон. 1916 г. Синод принял решение об образовании Черноморской и Новороссийской епархии в пределах Черноморской губ. и выделении ее из состава Сухумской епархии. 18 июня 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) учредило Кубанскую и Екатеринодарскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату, который до сих пор в них и располагается. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, сейчас находится частный жилой фонд. Под квартирою находится и сохранившаяся часовня Святителя Николая. Сохранилась и большая часть монастырской стены, хотя состояние её оставляет желать лучшего. Часть северной стены монастыря в начале 1990-х годов упала. Её начали было восстанавливать, но была поднята лишь одна треть стены, на остальное средств не хватило. Оставшуюся часть северной стены, готовую в любой момент рухнуть, подпёрли бетонными блоками, и о реставрации её, к сожалению, речи не ведётся. Информация с сайта Астраханско-Енотаевская епархия Астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь находился в Астрахани близ кремля (на пересечении совр. улиц Советская и Морской Сад). В 1604 г. по благословению первого Астраханского архиеп. свт. Феодосия (Харитонова) «за острогом, на бугре, у убогаго дома» иером. астраханского во имя Св. Троицы мон-ря Мисаил построил деревянную церковь, рядом с к-рой хоронили странников. 25 мая 1620 г. церковь была освящена в честь Вознесения Господня, вокруг храма собралась монашеская община. Вскоре близ мон-ря возникла небольшая слобода для монастырских служек, к 1630 г. насчитывавшая до 70 дворов. В 1641 г. игум. Герасимом было начато строительство в А. м. каменной Знаменской ц., прекратившееся после его смерти, в 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел завершить строительство храма за счет казны, в 1699 г. он был возведен и освящен в честь Благовещения. Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал мон-рю денежную ругу и рыбные ловли на р. Кутум, в 1617 г. царь Михаил Феодорович взамен руги предоставил мон-рю пошлинные льготы на рыбные ловли и соляные промыслы, а также запретил забирать в стрельцы и на государеву службу бежавших из плена, из Ногайского и Крымского ханств, выходцев из России, поселившихся рядом с мон-рем. В 1624 г. обитель получила также денежный и хлебный оклад и право беспошлинно собирать соль на озерах в 2 раза больше, чем прежде, монастырские крестьяне были освобождены от казенных работ. В 1628 г. астраханский воевода пожаловал в откуп мон-рю учуг Вешняк и протоку Василиску. В 1672 г. царь лишил астраханское духовенство ряда льгот и возложил на него часть гос. расходов - А. м. начал платить пошлины с рыбных ловель, астраханский воевода вывел в посад из монастырской слободки 56 чел., в 1704 г. рыбные ловли мон-ря были отданы астраханскому в честь Преображения Господня мон-рю. Эти меры привели к резкому ухудшению экономического положения мон-ря и недовольству братии, принявшей активное участие в астраханском бунте 1705-1706 гг., инициатором к-рого был игум. А. м. Рувим. После подавления бунта А. м. был упразднен, на его территории разместился астраханский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=24141

Енотаевский район славен тем, что именно здесь расположен Свято-Троицкий собор кафедрального значения. По важности это сооружение уступает лишь Успенскому и Покровскому собору г. Астрахани. Именно поэтому областная епархия носит имя Астраханско-Енотаевской. Да и по количеству церквей в сёлах Енотаевский район — первый по области. Многие паломники знакомы с огромным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который был возведён в с. Никольское, храмом Покрова Пресвятой Богородицы на косогоре с. Пришиб, а также Троицким собором, что в селе Енотаевка. Построенный в 1832-1840 годах, в своих стенах он хранит иконы, которые в последние несколько лет начали мироточить . Монастыри Астраханской области [ править править код ] Все монастыри Астраханской области Иоанно-Предтеченский мужской монастырь [ править править код ] Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) Мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань. Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги). В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи. В 1919 году монастырь был закрыт. В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус. Адрес: Магнитогорская ул., 9, Астрахань, Астраханская обл., 414004 Телефон: 8 (851) 251-05-36 Подробнее... Благовещенский женский монастырь (Астрахань) [ править править код ] Благовещенский женский монастырь в Астрахани относится к Астраханской и Енотаевской епархии. Он был основан в начале 17 в., а в начале 18 в. был перенесен на место упраздненного Вознесенского мужского монастыря. В 1722 г. на территорию монастыря была перенесена деревянная церковь в честь Апостола Иоанна Богослова, ранее стоявшая в Астраханском кремле.

http://azbyka.ru/palomnik/Астраханская_о...

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

Астраханская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский кафедральный собор (Астрахань) Астраханская область — субъект Российской Федерации, относится к Южному федеральному округу. Граничит с Волгоградской областью — на севере, с Калмыкией — на западе, с Казахстаном — на востоке, на юге — омывается Каспийском морем. Административный центр области — город Астрахань . Содержание Православие в Астраханской области [ править править код ] Территория Астраханской области совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в которой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. монастырь, Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыря. Православие на территории Астраханской области появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона которого находилась в рус. войске. В 1568 г. игумен прп. Кирилл, присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным, основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. монастырь, сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей монастыря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе . . Населённые пункты [ править править код ] Астрахань Святыни Астраханской области [ править править код ] Множество значимых религиозных сооружений раскидано по самой области. Каждый из районов может похвастаться наличием объектов культурной важности. В Володарском районе, например, располагается Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Ильинка) , в стенах которой хранится чудотворная икона «Всем скорбящим радость» с проявляющимся ликом Божьей Матери. Икона эта мироточивая, наделённая поистине чудотворной силой. Храм Александра Невского, что в селе Разино, — настоящий кладезь мироточивых икон, среди которых и икона «Успение Божьей Матери», наполняющая души прихожан благодатью и дарящая исцеление от тяжких недугов. Удивительно наследие и расположенного в с. Большой Могой Чуркинского мужского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Астраханская_о...

Старинная церковь обрушилась на территории Ахтубинской епархии 31 июля 2018 г. 13:58 28 июля 2018 года около часа ночи обрушилась часть крыши и купол древней церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ивано-Николаевка (Енотаевский район Астраханской области). Пострадавших нет. Территория храма огорожена забором, построенным несколько лет назад местными жителями. Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний прокомментировал ситуацию: «Красивая старая церковь, но она в сильно обветшалом состоянии. Самое главное, что все дерево особенно несущие балки, изъедено жуком. Мной неоднократно ставился вопрос о проведении демонтажа во избежание разрушения. Но проблема в том, что это памятник архитектуры и просто так его разобрать нельзя: нужен проект, нужно нанимать специализированную организацию. И все это огромные затраты… Тем не менее, в епархии имеется опыт по сохранению деревянных памятников архитектуры. Руководство Астраханской области регулярно выделяет средства на реставрацию деревянного храма целителя Пантелеимона в п. Тинаки, там уже проведены серьезные работы по сохранению памятника. В случае с Покровским храмом сохранить объект уже было невозможно». По мнению правящего архиерея, на проблему сохранения и восстановления старинных храмов следует также смотреть и через призму духовной жизни. «У нас есть в епархии старые деревянные храмы. Эти храмы не разрушаются, потому что в них регулярно совершаются богослужения. Есть люди, для которых эти храмы не являются лишь памятниками архитектуры, а прежде всего — местом молитвы, местом предстояния перед Богом», — подытожил владыка Антоний. Сейчас в соседней Николаевке действует молитвенная комната, где собираются верующие из двух сел. Вопрос о восстановлении Покровского храма для богослужений в нем не стоял, так как молитвенная комната вмещала в себя общину двух сел. Покровская церковь считалась одним из старейших храмов Астраханской области. В справочнике «Храмы Ахтубинской епархии » содержатся следующие сведения: «В 1885 году была куплена у жителей станицы Сероглазинской деревянная церковь с иконостасом, оградой, сторожкой, иконами, хоругвями. До этого она уже простояла в ст. Сероглазинской 56 лет, а туда она была перевезена из ст. Черногрядинской. Была приписана к Троицкому собору Енотаевска. В 1889 году открыт самостоятельный приход из жителей Ивановки и близлежащего сельца Николаевского. Чуть позже к Ивановке было причислено село Фёдоровское. Церковь закрыта в 30-х гг. XX века, использовалась как склад. Храм сохранился благодаря сельчанам». Ахтубинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Б. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологический аспект. Саранск, 2006. С. 50). Однако в 1739 г. началось разбирательство, связанное с материальным обеспечением уч-ща доходами от продаж хлеба, а уч-ще закрылось «само собой» (Там же). С преобразованием в 1742 г. Синодальной обл. в Московскую епархию регион перешел в ее подчинение, однако с постепенным выделением из ее состава новых епархий храмы региона оказались в разной юрисдикции. Решением Синода от 26 мая 1749 г. Краснослободская десятина отходила Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), Пензенская, Саранская и Инсарская десятины - Нижегородской епархии (см. ст. Нижегородская и Арзамасская епархия ), Верхне- и Нижнеломовская, Керенская десятины - Суздальской епархии ( Покровский. 1913. С. 389-390). На практике это разделение оказалось неудобным, в первую очередь в связи с недостаточным вниманием к географическому фактору. Вскоре начали происходить корректировки: в частности, 16 окт. 1749 г. в Астраханскую епархию (см. ст. Астраханская и Енотаевская епархия ) была передана Пензенская десятина, в 1750 г. туда же отошел Мокшан с приписными церквами. С восстановлением в 1758 г. Тамбовской епархии (см. ст. Тамбовская и Рассказовская епархия ) подавляющая часть храмов, находившихся на территории совр. П. о., отошла в ее ведение. Согласно Высочайше утвержденному 14 июня 1764 г. «Росписанию» (ПСЗ. 1830. Т. 44. Ч. 2. С. 40-43), Нижегородской епархии отошел Саранск. Отдельные передачи сел из епархии в епархию имели место в 70-80-х гг. XVIII в. (см.: Покровский. 1913. С. 471-481). 6 мая 1788 г. последовал указ имп. Екатерины II о разделении епархий в соответствии с новым административно-территориальным делением Российской империи. К этому моменту помимо Тамбовской епархии, ряд храмов на территории совр. П. о. относился к юрисдикции Астраханской, Казанской, Нижегородской и Рязанской епархий (Там же. С. 571, 574, 578, 584). В рамках процесса уточнения границ епархий в кон. 80-х - нач. 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010