Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория 44,1 тыс. кв. км. Центр: Астрахань. География: область расположена на юго-западе России, в сев. Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Протяженность - 120 км с запада на восток, между Калмыкией и Казахстаном, и 375 км с севера на юг, вдоль Волги и Ахтубы до Каспия. Через А. о. Россия имеет выход к Каспийскому м., границе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном. Климат резко континентальный, засушливый. В зоне пустынь и полупустынь находится ок. 70% территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет ок. 63%, в т. ч. пастбища - 74,8%, сенокосы - 13, пашни - 12,1%. Ок. 13% территории региона занято под промышленность, нужды транспорта и связи. Лесные угодья занимают 940 кв. км. Население: 1032,8 тыс. чел. (2000). Национальный состав: 72% - русские, 12% - казахи, 7% - татары, остальные - представители др. национальностей (украинцы, белорусы и др.). В городах проживает 67%, в сельской местности - 33% населения. Адм. устройство: Астраханская губ. создана Петром I согласно указу от 22 нояб. 1717 г. С 1928 г. территория А. о. входила в Нижневолжский край (с 1934 Сталинградский край, с 1936 Сталинградская обл.). А. о. была учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР 803/1 от 27 дек. 1943 г. В А. о. 11 адм. р-нов и 6 городов, из них наиболее крупные - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали. Религия На 1 янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 30 конфессий, объединяющих 149 общин, из них 40% - общины РПЦ, 27% - мусульм. орг-ции, 18% - протестант., 15% - др. вероисповедания и религ. течения. В 2001 г. по инициативе губернатора области А. П. Гужвина создан областной межконфессиональный совет, председателем к-рого избран правосл. Астраханский еп. Иона (Карпухин) . Русская Православная Церковь Территория А. о. совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в к-рой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Православие на территории А. о. появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона к-рого находилась в рус. войске. В 1568 г. игум. прп. Кирилл , присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным , основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей мон-ря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Енотаевка. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты По количеству православных храмов Енотаевский район является своеобразным лидером Астраханской области – почти на каждое село свой храм. Созданная в 1602 году Астраханская епархия в 1829 году была переименована в Астраханскую и Енотаевскую с учреждением в уездном городе Енотаевске викарной кафедры. А в 1840 году здесь был открыт кафедральный Свято-Троицкий собор, третий по значимости после Успенского кафедрального собора астраханского кремля и Покровского кафедрального собора. Собор построен по проекту петербургского архитектора с французскими корнями Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782-1861). Почетный вольный общник Императорской академии художеств, статский советник И. И. Шарлемань известен проектами прекрасных зданий (и в т.ч. православных храмов) в Петербурге, Казани, Кавказских Минеральных Водах и др. Ампирный собор-ротонда с дорическим портиком и стройной колокольней был заложен в Енотаевске в 1832 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В 1850-е годы храм был дополнен приделами по бокам от трапезной, что несколько утяжелило легкость его первоначальной архитектурной композиции. Примечательно, что Свято-Троицкий кафедральный собор с. Енотаевка до 1932 года имел «близнеца» в Петербурге. Это храм св. князя Владимира при Орлово-Новосильцевском благотворительном заведении, построенный по проекту И.И. Шарлеманя практически в то же время, что и енотаевский храм (построен в 1834-1838 гг., закрыт в марте 1932 г. и в июне того же года взорван) и очень похожий на него по своей архитектуре. При Свято-Троицком соборе действовала воскресная школа. В Енотаевске было даже Духовное училище. В 1937 году собор был закрыт большевиками, которые после безуспешных попыток сломать храм устроили в нем склады. Большинство икон было уничтожено. Храм передали верующим в 1988 году, и с тех пор началось восстановление его былого величия. 12 июня 1990 года в День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла собор был освящен владыкой Филаретом (Карагодиным).

http://sobory.ru/article/?object=23247

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Комаров Анатолий Андреевич; 26.06.1879, с. Андросовка Николаевского у. Самарской губ.-17.07.1955, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский и Запорожский. Род. в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую ДС, 8 авг. 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень канд. богословия, служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них. С 15 авг. 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской ц. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя об-ва «Друг детей» Н. К. Крупской. Когда в 1922 г. архиеп. Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества , свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, 29 дек. 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем А., 30 дек. возведен в сан архимандрита, а 31 дек. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1 янв. 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 г. последовательно был викарным еп. Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В окт. 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиеп. Филиппа (Ставицкого) А. переехал в Астрахань. Будучи епископом Вольским, в 1929-1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Свящ. Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев А. прекратил возношение на богослужениях имени архиеп. Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие неск. раз не допускали А. в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил А. служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г. А. находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. сщмч. Алексий (Орлов) . 30 сент. 1933 г. А. был назначен епископом Астраханским, 3 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

http://pravenc.ru/text/115248.html

В Астрахани состоялась научно-практическая конференция «Молодежь и Православие» Астрахань, 11 декабря 2003 г. Первая научно-практическая конференция «Молодежь и Православие», организованная по инициативе областного отделения Международного фонда единства православных народов, прошла в Астрахани по благословению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы (Карпухина). В ее организации также приняли участие администрация Астраханской области, Астраханская епархия Русской Православной Церкви, Астраханский филиал Южно-Российского гуманитарного института, историко-архитектурный музей-заповедник. Выбор круга вопросов, рассматриваемых на конференции, определил состав участников форума, среди которых было много представителей студенческой молодежи, сообщает «Благовест-инфо». Опытом работы Международного фонда единства православных народов с христианской молодежью поделилась юная представительница этого фонда москвичка Е.И.Васильева. С размышлениями о духовном становлении личности в современных условиях развития общества выступил настоятель Успенского собора Астраханского кремля священник Димитрий. Диакон Михаил Ильин (Москва) рассказал о деятельности молодежного православного движения «Колокол». Одной из самых острых проблем современной России - распространению сект - был посвящен доклад кандидата философских наук доцента А.В.Саввина. Оживленный разговор продолжился в содокладах и прениях. Участники конференции - ученые, священнослужители, преподаватели и студенты астраханских вузов - обсуждали проблемы противостояния пошлости и бездуховности, обрушивающимся с телевизионных экранов и со страниц «желтой» прессы. Выступавшие были едины во мнении, что единственным средством противодействия этим соблазнам является проповедь православного образа жизни, укоренение россиян в духовно-нравственных традициях православия. Еще одной темой для обсуждения стали вопросы взаимодействия церковной и светской моделей образования, дополняющих и обогащающих друг друга. Участники дискуссии подчеркнули стремление молодежи к духовному просвещению, к изучению вероучения, истории и культуры своих предков.

http://pravoslavie.ru/8420.html

Завершились торжества по случаю 160-летия Ставропольской епархии Ставрополь, 15 декабря 2003 г. Торжества по случаю 160-летия Ставропольской епархии завершились 13 декабря Соборным архиерейским богослужением в Кафедральном соборе святого апостола Андрея Первозванного, сообщает пресс-служба епархии. Богослужение престольного праздника совершали архиепископы Калужский и Боровский Климент, Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон, Астраханский и Енотаевский Иона и епископы Элистинский и Калмыцкий Зосима, Бакинский и Прикаспийский Александр, Ставропольский и Владикавказский Феофан. Архиереям сослужило многочисленное духовенство при огромном стечении прихожан и гостей Ставрополя, прибывающих для поклонения Моздокской иконе Божией Матери, находящейся в эти дни в соборе. За Божественной литургией архиепископ Калужский и Боровский Климент вручил епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану высокую Патриаршую награду – орден преподобного Сергия Радонежского II степени. Владыка Климент также зачитал Приветственное послание Патриарха Алексия по случаю юбилея епархии. «Господь благословил основать Ставропольскую епархию на земле, народы которой слышали проповедь Христовой Истины еще от святых апостолов Андрея Первозванного, Варфоломея, Симона Кананита и их учеников. Здесь была учреждена первая в пределах государства Российского православная епархия с центром в городе Тамань. Уже в V-VII веках христианство укоренилось на Северном Кавказе и подготовило почву для последующего крещения князя Владимира и принятия христианства на Руси. В Ставропольской епархии находится и долина Зеленчука - средоточие древних памятников христианства, крупнейший религиозный центр древней Алании», - говорится в послании. Предстоятель  Русской Церкви напомнил о великом прошлом епархии, о том, что одним из первых русских архиереев на этой земле потрудился святитель Игнатий Брянчанинов. Патриарх Алексий также отметил, что выпускниками Ставропольской семинарии были священномученики протоиерей Иоанн Восторгов и протоиерей Николай Кандауров.

http://pravoslavie.ru/8438.html

Церковь продолжает оказывать помощь пострадавшим при обрущении дома в Астрахани 2 марта, 2012. Новостная служба Секретарь епархиального управления протоиерей Михаил Пристая в день трагедии встретился с главой МЧС Сергеем Шойгу и председателем правительства Астраханской области Константином Маркеловым, чтобы обсудить варианты помощи пострадавшим со стороны Церкви. 2 марта. ПРАВМИР. Священники Астраханской епархии посещают в больницах пострадавших от обрушения дома, произошедшего в Астрахани 27 февраля, сообщает Диакония.ru . Нуждающимся епархия готова оказать адресную помощь. Напомним, что сразу после происшествия к жителям города обратился архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона, который призвал «оказать всемерную поддержку попавшим в беду братьям и сестрам» и усилить молитвы о том, чтобы пострадавших было как можно меньше. Секретарь епархиального управления протоиерей Михаил Пристая в день трагедии встретился с главой МЧС Сергеем Шойгу и председателем правительства Астраханской области Константином Маркеловым, чтобы обсудить варианты помощи пострадавшим со стороны Церкви. Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова протоиерей Евгений Афанасьев оказывал духовную поддержку пострадавшим с первых часов после обрушения. В помещении 49-й школы, где были размещены пострадавшие, отец Евгений служил молебны, обращался к оставшимся без крова людям со словами поддержки и утешения.   На следующий день двоих человек, находящихся в реанимации, навестил священник Павел Катков. В настоящее время в больницах остаются три человека. Священники епархии готовы посещать их и в дальнейшем. Подъезд 9-этажного дома обрушился в Астрахани 27 февраля около часа дня, из-за взрыва бытового газа между 3 и 4 этажами. В результате взрыва полностью обрушился подъезд, в 17 квартирах которого были прописаны 51 чел, сообщает  сайт МЧС России . В результате происшествия пострадал 21 человек, из них 2 ребенка, погибло 10 человек. Всего было госпитализировано 7 человек, из них 2 ребенка.

http://pravmir.ru/cerkov-prodolzhaet-oka...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Архиепископ Астраханский и Енотаевский ИОНА: ИЗМЕНИТЬСЯ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ МИР 2 мин., 01.06.2002 Мне очень жаль, что в наше время в России, несмотря на то, что нет ни войны, ни каких-то других потрясений, появляется так много сирот. И безусловно, нельзя пройти мимо того очевидного факта, что сегодня их появление вызвано в первую очередь непростым духовным состоянием нашего общества. Говоря о проблеме детских домов, я как епархиальный архиерей не могу не отметить, что это лишь часть большой проблемы, от которой страдают люди всех возрастов. Вот пример: в одном из астраханских домов престарелых живет женщина, воспитавшая девятерых детей и все-таки оставшаяся одинокой. Разве то, что дети бросают родителей, — не естественное продолжение того, что родители бросают детей? Именно здесь я вижу главную проблему нашего времени. Чтобы изменить положение в обществе, нам нужно измениться самим. Научившись правильно относиться к тем или иным жизненным проблемам, пусть даже и не очень значительным, мы станем иначе воспринимать мир. А именно это подчас и необходимо нам в наше время. Самый, наверное, близкий пример этого — нынешний финансовый кризис. Ведь он коренится не столько в современной экономической модели, сколько в нашем к ней отношении. Дело не в том, как и сколько люди зарабатывают деньги, а в том, как они их тратят, точнее сказать, как не хотят с ними расставаться. Взгляните на Астрахань: это традиционно купеческий город, и здесь на деньги купцов построены не только роскошные личные дома. Храмы, больницы — все это тоже построено теми, кто, имея достаточно материальных благ, не становился их рабом и умел делиться ими с другими. Впрочем, чтобы помочь нуждающемуся, далеко не всегда нужно быть богачом. Наша епархия постоянно работает с детскими домами и другими подобными учреждениями, так что мы на своем опыте убедились, как важно бывает простое внимание к человеку. Разумеется, мы оказываем материальную поддержку, но кроме того стремимся не просто привезти подарки и уехать, а уделить детям внимание, пообщаться с ними. И поэтому когда в детских домах нас встречают радостным: «Наши папы приехали!» —

http://foma.ru/arxiepiskop-astraxanskij-...

Астраханская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский кафедральный собор (Астрахань) Астраханская область — субъект Российской Федерации, относится к Южному федеральному округу. Граничит с Волгоградской областью — на севере, с Калмыкией — на западе, с Казахстаном — на востоке, на юге — омывается Каспийском морем. Административный центр области — город Астрахань . Содержание Православие в Астраханской области [ править править код ] Территория Астраханской области совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в которой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. монастырь, Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыря. Православие на территории Астраханской области появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона которого находилась в рус. войске. В 1568 г. игумен прп. Кирилл, присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным, основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. монастырь, сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей монастыря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе . . Населённые пункты [ править править код ] Астрахань Святыни Астраханской области [ править править код ] Множество значимых религиозных сооружений раскидано по самой области. Каждый из районов может похвастаться наличием объектов культурной важности. В Володарском районе, например, располагается Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Ильинка) , в стенах которой хранится чудотворная икона «Всем скорбящим радость» с проявляющимся ликом Божьей Матери. Икона эта мироточивая, наделённая поистине чудотворной силой. Храм Александра Невского, что в селе Разино, — настоящий кладезь мироточивых икон, среди которых и икона «Успение Божьей Матери», наполняющая души прихожан благодатью и дарящая исцеление от тяжких недугов. Удивительно наследие и расположенного в с. Большой Могой Чуркинского мужского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Астраханская_о...

  001     002    003    004    005    006    007    008