Пс.40:11 . Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им. Паки, по причине лютости и безчеловечия врагов, прибегает к молитве, но здесь употребляет противоположение между Богом и людьми, аки бы сказал: когда нет в мире никакой помощи и снисхождения, но повсюду царствует зверская лютость, или внутренняя злоба, то поне Ты, Господи, милостию Твоею помоги мне, Ты помилуй мя и возстави мя. Здесь паки возстановления своего причину полагает, как и выше, в милосердии Божием. Сему примеру должны последовать все бедные люди, которых неправедно гонит мир, дабы не в одном токмо упражнялися оплакивании обид, но судьбу свою Богу препоручали, и чем более враг покушается колебать мысли их, развлекая оныя в разныя стороны, тем прилежнее обращали их к единому Богу. Но встречается затруднение в следующих словах, в которых упоминает Давид о мщении: и воздам им. Ибо ежели выше чистосердечно признался, что он праведно наказуется: то чего ради не дает другим прощения, котораго себе испрашивает? Сие было бы во зло употреблять милость Бога, Который возставляя нас, повелевает подражать милости Его. К сему присовокупи и то, что не имел бы Давид кротости и смирения, ежели бы находяся близ смерти, еще дышал мщением. Но здесь два обстоятельства должно брать в разсуждение: первое, что Давид не был простой человек, но царь, властию Бога уполномоченный; второе, что не по движению плоти, но по должности звания своего возвещает казнь врагам, которую они заслужили. Итак, ежели кто безразсудно отмщая врагам, ссылается на пример Давидов, тот, во-первых, должен знать различие лица; во-вторых, должен примечать, есть ли в нем такая ревность, паче же тот дух, которым управлялся Давид? Мы, понеже не вооружены мечем, ниже царскою властию, должны прибегать к небесному Судии, и с покойным духом от Него ожидать защищения. Пс.40:12 . В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Сими словами приносит благодарение Богу за свое избавление, провещавая и проповедуя, что сие благодеяние есть светлое знамение благоволения Божия к нему. Но здесь встречается вопрос: довольно ли твердо сие познание Божия о нас благоволения, когда только не попускает Он врагам нашим торжествовать над нами? ибо часто случается, что иной избавляется от врага, но Богу бывает неприятен. Притом благоволение Божие не из сих токмо опытов, но наипаче из слова Его познается. На сие ответствуем, что Давид, конечно, имел доверенность к Божию слову, но в подтверждение оныя принимал и другия пособия, которыя сам Бог подавал ему. К сему присовокупи и то, что Пророк означает здесь не общее токмо благоволение, которое являет Бог ко всем верным Своим, но и особливую к себе милость, по которой избран был в царя, аки бы сказал: из сего, что Ты, Господи, избавил меня от врагов, более и более утверждаюсь я в надежде благоволения Твоего о мне, по которому удостоил Ты меня быть первостепенным между царей земных. А сим образом милость Божию, еюже избавлен был от напасти врагов, ко всему царству относит.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Не спорю, что честь имеет и хорошую сторону. Она может удерживать от многих безпорядков в жизни, и побуждать к великим делам, подкреплять нас в исполнении важных предприятий и поощрять к ревностному исполнению своих обязанностей. Но скажите, удерживает ли нас честь от беспорядочных движений в сердце? Действует ли на очищение нашей совести от тайных грехов? Напротив, самое желание чести не обращается ли иногда в страсть, увлекающую к несправедливости, к пренебрежению истинных достоинств в других? А это уже тяжкие грехи. Можно употреблять честь в средство к добрым делам; но не должно употреблять добрые дела в средство к достижению чести. Фарисеи непрестанно искали себе чести в народе строгим постом, протяжными молитвами и щедрою милостынею. Но чем оказались эти добродетели в глазах Иисуса Христа? Блестящею позолотою тщеславия и гордости. А они сами? Гробами повапленными ( Мф.23:27 ). Христианин! Тебе не возбраняется желать высших степеней в твоём звании. Апостол Павел говорит о епископстве: аще кто епископства хощет, добра дела желает. То же можно сказать и о всяком высшем достоинстве в гражданской и военной службе. Но желай не для угождения себе – своему честолюбию, а для служения благу ближнего твоего. Честь придёт к тебе сама без твоего зова и требования, – придёт за появлением света твоих добрых и полезных дел для ближнего; почтение будет предшествовать тебе и сопровождать тебя, когда истинное благородство души твоей, бескорыстная честность поступков твоих будут дознаны и испытаны. Второй предмет: это ответ Иисуса Христа на прошение учеников: не веста, чесо просита. Можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, им же Аз крещаюся, креститися? ( Мк.10:38 ). Под именем чаши означалась совокупность страданий на Кресте, а под словом крещения – крещение Кровию, пролиянною на Кресте, и погружение в смерть и гроб. Вопрос ясно показывал, какою ценою приобретается престол славы. Ученики сказали: можева. Но на деле, когда Иисус испивал чашу страданий и принимал крестное крещение, показали другое. Вместо того, чтобы разделять со Христом бдение и молитву, они погружены были в сон, и вместо того, чтобы сострадать Распятому на Кресте, оставльше Его, бежаша ( Мф.26:56 ). Где же обещание: можева?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Ангел Господень не сходит ныне в нашу купель и не возмущает воды: но за то сходит в своих дарах Дух Святый. Нет ныне возмущения воды. И для чего оно там, где сила и действие Благодати несомненны, там, где требуется одна вера? Да если бы и было какое чувственное движение наития Св. Духа, то чудеснее ли бы становилась от того баня водная? Вернее ли была бы надежда изцеления? Чем сокровеннее для нас действие Благодати Божией, тем оно чудеснее; и чем простее и естественнее средство, чрез которое она действует, тем самое действие умилительнее и тем несомненнее получение дара. Не видеть ничего в купели крещения, кроме воды, и веровать в возрождающую нас силу Благодати, есть достоинство нашей веры, тем не менее и блаженство. Вспомните: много ли выиграло неверие одного из Апостолов от того, что увидело язвы гвоздиные на руке воскресшего Господа? – Видев мя веровал еси, сказал Фоме воскресший Христос, и только! Но лучше бы поступил Фома, если б не видев веровал. Блажени, говорит ему Господь, невидевшии и веровавше. Не то же ли скажет Он и ныне тем из нас, которые пожелали бы видеть в купели возмущение воды? Ангел Господень нисходит в иерусалимскую купель однажды в год; но у нас Дух Святый нисходит в нашу купель всякой раз, как призываем Его молитвою веры: врач и врачевство не подлежат условиям времени. Купель крещения всегда одинаково спасительна: зимой, и летом, весною и осенью, ныне и завтра, всегда. Иудеи могли ожидать срочного времени в году, потому что если бы кто из больных и умер преждевременно, не понес бы с собою телесной болезни или недуга. Но мы, христиане, ожидать не можем, потому что если кто умрет, не возродясь водою и духом, тот не может, по слову Христову, внити в царствие Божие. Отцы и матери! берегитесь откладывать крещение детей надолго, до известного случая. Знаем ли час смерти? Спрашивает ли она нас, готовы, или не готовы? Ожидает ли? Приходит в пору и не в пору, и берет свои оброки, когда ей угодно, не смотря ни на какие усилия и средства земной медицины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

21 апреля. Резолюция на рапорте благочинного по делу об упавшем колоколе: «Протоиерею заметить, что благочинный – не присутственное место и не архив, и потому вступающия к нему бумаги, следующия к производству, не должен оставлять у себя, а представлять начальству в подлиннике» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 115. 9824). 23 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Клементьевский протоиерей 188 правду говорит, что весеннее молебствие о плодоношении распоряжено было единовременно, ибо и сие, как я думаю, сказывал Вам, испрошено в Св. Синоде не без затруднения. Но Вы хорошо сделали, что заставили его молебствовать Вспомнилось пересказать Вам сказание о покойном владыке Серафиме. Вы помните дело о иконе Божией Матери Казанской в Симонове и знаете, что писал я по требованию Св. Синода в прошедшем сентябре, ссылаясь на мое прежнее мнение, что время облегчить прежнее строгое предписание. Сказывают, некоторый отзыв Государя Императора побудил наконец членов Св. Синода взяться за сие дело и утвердить мое мнение, несмотря на постоянное противное мнение первенствуюшего члена. Составили протокол, подписали все и чрез протоколиста представили Владыке, сказав, что они нашли нужным решиться на сие, каково бы ни было его мнение. Он сказал несколько слов, сообразных с прежним его мнением, но обещал уважить общее согласие прочих. “Оставь у меня до завтра”. Но это завтра был день кончины его, и он не подписал определения, исполнения которого и до сих пор не видно» (Письма преподобному Антонию. С. 297. 374). 24 апреля. Резолюция на рапорте протоиерея о неблагопристойных поступках священника: «Священник назначил за брак и за два молебна три рубля серебром, следственно, виноват в домогательстве доходов, тогда как ему надлежало довольствоваться тем, что дадут» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 116. 9825). 25 апреля. Резолюция на прошении уволенного по старости пономаря с жалобой на своего зятя, запрещенного диакона: «О поступках диакона произвесть изследование законным порядком и разсмотреть. Поскольку запрещение священнослужения недостаточным оказалось для укрощения его: то удалить его впредь до усмотрения и от исправления причетнической должности» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 116. 9826).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Пс.5:8 . Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Пророк показывает здесь плод, собранный от умозрения онаго, в котором упражнялся поутру, почему как бы так говорит: познав, колико Ты отвращаешися греха и грешников, хощу благоугоден быти Тебе, и должен есмь грех убо возненавидети, непорочность же и правоту возлюбити. Убо да возблагодарю за множество милости Твоея, еюже спасл мя еси от злых оных и нечестивых человеков, и да впредь избегу всякаго греха, вниду в дом Твой поклонюся ко храму святому Твоему, – повергнуся пред скиниею Твоею, и со благоговейным страхом реку: Пс.5:9 . Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. То есть: прошу благодати Твоея, да тою наставиши мя на стезю правды, и да поможеши мне творити заповеди Твоя, и тако избегнути всех грехов, ненавистных Тебе; исправи убо путь мой пред Тобою: сотвори, да хожу путем непорочным, имея присно пред очами Тебе, Бога моего, и страх Твой. Сие же сотвори враг моих ради, да избегну наветов и козней их. Тако молится Пророк, дабы показать, колико потребна нам Божия помощь, исправляющая и покрывающая, предшествующая и совозследствующая, ради множества врагов, наветующих нам и тщащихся привлещи ко грехам. Нарицает бо врагами всех тех, кои препинают нам путь спасения, хотя некоторые из них и дружелюбни являются: но врази человеку домашнии его ( Мф. 10:36 ). Пс.5:10 . Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Дает причину, чего ради просит помощи противу наветующих врагов: понеже де ни о чем ином не помышляют, как разве о том, чтобы обольстить, и что не удобно избежать наветов их. Несть, глаголет, во устех их истины, но ложь, коварство и обман: иное говорят, иное мыслят. Сердце их внутрюду убо суетно, внеуду же развращенно; ибо не мудрствуют, ниже помышляют, разве суетная. Гроб отверст гортань их: то есть, уста или язык, которыми произносят они слова чрез гортань, подобны отверстию гроба; внутренность же их, сиречь душа, или сердце, в котором сокрыты желания и помыслы, суть аки трупы смердящие; ибо чрез гортань их не исходит слово здравое и спасительное, но или Богу обидное, или ближнему вредное. За сим, повторяя то же самое, присовокупляет: языки своими льщаху. То есть: глаголют не токмо ложная, понеже несть во устех их истины, но и льстивая: ибо под видом добра желают зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.57:4 . Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Сими словами увеличивает злобу врагов, показывая, что они не ныне только начали грешить, но и родилися на злобу. Известно, что многие бывают от природы добрыми, и хотя падают во грех, но или по легкомыслию, или по слабости, или по иным случаям. Напротив того, Пророк глаголет, что враги его упоены были злобою от самой утробы матерней, и что вероломство и лютость родилися вместе с ними. Ибо хотя и все мы раждаемся порочными, хотя грех Адамов всем потомкам его природен, так что ничего добраго сами по себе и помыслить не можем: однако ведаем, что большая часть людей, будучи удерживаемы страхом Божиим, не на всякое злодеяние стремятся. Итак, хотя тление первороднаго греха на весь человеческий род распространилось, однако опыт показывает, что есть некоторые люди честные и благонравные, другие посредственно только растленные, но иные совершенно развращенные и нестерпимые. Сиюто необузданную и несносную злость, которая при всеобщем растлении людей всякаго омерзения достойна, оплакивая, Давид жалуется, что она во врагах его царствует, и что он с чудовищами паче, нежели с людьми имеет дело. Пс.57:5 . Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, Пс.57:6 . иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Пророк, далее продолжая свою жалобу, во-первых, описывает лютую злобу врагов, которая подобна была злобе ядовитых змиев. Потом яснее изображает хитрость и коварство их, уподобляя глухим аспидам, которые на глас обавающих затыкают уши свои; аки бы сказал, что они суть не из простаго рода змиев, но хитростию своею превосходят даже и самых хитрейших аспидов, знающих, как предостерегаться от наветов волхвователей. Ибо под именем премудраго в сем месте разумеется человек, искусный в волшебной науке, или очарователь зверей. Впрочем, истинно ли то, или баснословно, что повествуется о аспиде, затыкающем уши свои, дабы не слышать обавателя, – сие не относится к сущности псалма. Ибо Давид берет здесь подобие от вещи, как о ней простые люди мнят и повествуют, ниже похваляет такого рода людей, но паче охуждает. Господь во Евангелии хотя и взимал подобия иногда от судии неправеднаго, который ни Бога не боялся, ни людей не срамлялся ( Лк. 18:2 ); иногда от строителя лукаваго, который раздав имение господина своего, многих другов себе приобрел ( Лк. 16:3 ); иногда от человека, который, нашед сокровище на селе чужом, немедленно купил его, дабы одному сокровищем оным воспользоваться ( Мф. 13:44 ), – однако не похвалил Господь ни неправды судии, ни лукавства раба, ни хитрости сребролюбца.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

КОРЕЛЬСКАЯ, обн. 02(15)07.1931 (? ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 1931?) Николай Гирченко СРЕТЕНСКАЯ, обн. 22.01(04.02)1927 ИМАНСКАЯ, обн. в/у ВЛАДИВОСТОКСКАЯ, обн. 10.1930 11(24)09.1932 в/у СПАССКАЯ, обн. 11(24)08.1932 11(24)09.1932 КАНСКАЯ, обн. 10.1933 17(30)05.1934 Николай Голубев ВЕТЛУЖСКАЯ 10.1926 20.01(02.02)1928 КИНЕШЕМСКАЯ 06.1929 22.11(05.12)1929 Николай (Микулина) Грек ЯРОСЛАВСКАЯ ПОЛОЦКАЯ Св. Николай Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ Николай Грох в/у КОВЕЛЬСКАЯ 01(14)07.1992 02(15)07.1992 КОВЕЛЬСКАЯ 03(16)07.1992 16(29)07.1992 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 16(29)07.1992 ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 31.07(13.08)1921 ВЛАДИМИРСКАЯ (27.11(10.12)1925) 1932 Николай Доброхотов ТАМБОВСКАЯ 27.04.1841 07.04.1857 Николай Елпидинский ТИХВИНСКАЯ, обн. 12(25)05.1933 ПСКОВСКАЯ, обн. 13(26)02.1936 21.06(04.07)1936 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн. 21.06(04.07)1936 10(23)08.1937 Николай Еремин КЛИШИСКАЯ 04(17)12.1953 23.12.1959 05.01.1960) КОРСУНСКАЯ 23.12.1959 05.01.1960) 01(14)01.1963 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 02(15)10.1954 01(14)01.1963 Николай Заркевич ХЕРСОНСКАЯ 10.06.1884 06.06.1885 Николай Зиоров АМЕРИКАНСКАЯ 29.09.1891 14.09.1898 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 14.09.1898 26.03.1905 ТВЕРСКАЯ 26.03.1905 08.04.1905 ВАРШАВСКАЯ 05.04.1908 20.12.1915 Николай Ипатов ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 28.05.1917 11.1922 в/у УФИМСКАЯ 10.1922 11.1922 УФИМСКАЯ, обн. 11.1922 03(16)11.1922 УФИМСКАЯ, обн., паки 09.1923 1924(?) ЗЛАТОУСТОВСКАЯ, паки 1924(?) 03(16)09.1927 МЕЛЕКЕССКАЯ 03(16)09.1927 ВОТКИНСКАЯ 02.1930 ИЖЕВСКАЯ 02.1930 06.1931 ИЖЕВСКАЯ, паки ИЖЕВСКАЯ, 3-й раз 16(29)08.1938 Сщмч. Николай Караулов ВЕЛЬСКАЯ 08(21)10.1923 04(15)01.1924 в/у ВОЛОГОДСКАЯ 08(21)10.1923 04(15)01.1924 ТАЛЛИННСКАЯ 30.03.1880 24.03.1906 ЯПОНСКАЯ ПАЦ 30.03.1880)/ 24 .03.1906 03.02.1912 Николай Кедровский АМЕРИКАНСКАЯ, обн. 05.1944 Николай Кенарский ЛУКОЯНОВСКАЯ 01.1920 Сщмч. Николай Клементьев СЕСТРОРЕЦКАЯ 10(23)06.1924 09(22)03.1933 в/у ОХТЕНСКАЯ 10(23)06.1924 09(22)03.1933 НИКОЛЬСКАЯ 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 в/у ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 29.07(11.08)1933

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗАРАЙСКАЯ 10(23)03.1972 21.08(03.09)1974 КУРСКАЯ 21.08(03.09)1974 04(17)12.1984 ИРКУТСКАЯ 04(17)12.1984 12(25)01.1990 в/у ХАБАРОВСКАЯ 04(17)12.1984 14(27)05.1988 ВИЛЬНЮССКАЯ 12(25)01.1990 Хрисанф Клементьев СОЛИКАМСКАЯ 30.01(12.02)1925 01.1926 АСТРАХАНСКАЯ 29.12.1874 08.12.1877 НИЖЕГОРОДСКАЯ 08.12.1877 23.05.1879 Хрисанф Чепиль в/у ВЯТСКАЯ 28.03(10.04)1978 09(22)04.1978 ВЯТСКАЯ 10(23)04.1978 Хрисанф Щетковский ЧЕБОКСАРСКАЯ 17.05.1904 27.08.1905 КИРОВОГРАДСКАЯ 27.08.1905 Хрисогон Ивановский ЮРЬЕВО-ПОЛЬСКАЯ 31.12.1930 13.01.1931) 01(14)04.1932 КИНЕШЕМСКАЯ 01(14)04.1932 28.05(10.06)1932 ЮРЬЕВО-ПОЛЬСКАЯ, паки 28.05(10.06)1932 КУРСКАЯ ЮРЬЕВО-ПОЛЬСКАЯ, 3-й раз 04(17)03.1937 ВЛАДИМИРСКАЯ 04(17)03.1937 Христофор Еммаусский (Эммаусский) ТАЛЛИННСКАЯ 25.03.1850 31.07.1856 ВОЛОГОДСКАЯ 31.07.1856 17.06.1866 ВЯТСКАЯ 17.06.1866 05.10.1866 Христофор Смирнов ВОЛОКОЛАМСКАЯ 25.05.1887 19.12.1890 КОВНЕНСКАЯ 19.12.1892 06.06.1897 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 06.06.1897 29.03.1900 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 29.03.1900 26.11.1903 УФИМСКАЯ 26.11.1903 17.10.1908 Христофор Сокольский СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 25.01(07.02)1924 07(20)12.1924 КАЛУЖСКАЯ, обн. 07(20)12.1924 10(23)01.1925 АЛЕКСИНСКАЯ, обн. 26.03(08.04)1925 30.03(12.04)1925 УРАЛЬСКИЙ МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ, обн. 30.03(12.04)1925 04(17)08.1926 АЛЕКСИНСКАЯ, обн., паки 06(19)11.1932 Христофор Сулима, Грек ФЕОДОСИЙСКАЯ 18.04.1798 16.10.1799 ХАРЬКОВСКАЯ 16.10.1799 06.02.1813 Честмир Крачмар ОЛОМОУТСКО-БРНЕНСКАЯ 23.01(05.02)1950 10(23)11.1951 3113 По ММЛ РПИ, будто бы от назначения отказался, что вряд ли соответствует действительности. 3114 Помещен условно; сведения о нем слабо подтверждены. (Прим. М. Е. Губонина. – Будто бы из потомков Яна Жижки; доктор медицины. По ММЛ РПИ, тайно хиротонисан иосифлянами в 1928 г., что неверно. В кон. 1920-х гг. действительно состоял в оппозиции Заместителю Местоблюстителя в связи с его Декларацией от 16(29)7.1927. Будто бы был тайно хиротонисан во епископа Серпуховского в Ленинграде 29.09(12.10)1928 епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым). Источник данных сомнителен.) Косвенное подтверждение данным M. Е. Губонина заключается в правильном указании временного управления епископом Максимом Житомирской епархией в то время, когда его кириарх, епископ Аверкий (Кедров), отсутствовал на кафедре, находясь в Москве. См. Житомирская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.68:25 . Пролий на ня гнев твой, и ярость гнева твоего да постигнет их. Пс.68:26 . Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый. Не должно удивляться, что Давид далее продолжает клятвы свои: понеже неистовые враги церкви, которых исправить он хотел, были ожесточены в злобе. Итак, дабы престали от злобы, сильнее здесь вооружается на них. Впрочем, более к верным имел внимание Давид, которые, будучи угнетаемы злыми, лучшаго утешения не имеют, как когда слышат из уст самого Бога, коль ужасная месть ожидает врагов их, коих Бог отринул от Себя. Они ежели бы не так были злы и ожесточенны, что Давид непременно пощадил бы их, но отчаянных праведно на погибель осуждает, дабы не могли избежать определенной им казни. В следующем 26 стихе далее поступает, показывая, что Бог гнев Свой, который имеет на врагов, распространит даже на потомков их, так как сие не новое, что грехи отцев часто возвращаются в недра сынов. Ибо как Давид изрекл клятвы свои по внушению Духа Святаго, то и почерпнул их из самаго закона, где Бог вещает тако: Аз есмь Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящих Мене ( Исх. 20:5 ). Сим образом так проклинает память нечестивых, что и по смерти не желает им пощады от Бога. Пс.68:27 . Зане егоже ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша. Продолжает жалобу на врагов, дабы показать, что они весьма достойны толь жестоких казней. Некоторые стих сей толкуют так, аки бы сказал Давид: Господи, враги мои столь безчеловечны, что не довольствуются ранами, налагаемыми мне от Тебя; они еще не укрощаются, но более свирепствуют на беднаго человека, который уже рукою Твоею поражен, и тем увеличивают болезнь и страдание мое. В самом деле, когда человечество повелевает страждущим людям всякую помощь подавать, то кто нападает на них, тот зверское имеет сердце. Но другие основательнее мнят, что Давид нарицает себя пораженным потому, что Бог восхотел его смирить, яко единаго из сынов Своих, на котором и во время самаго наказания напечатлены были некоторые знаки отеческия любви Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

А сие не на всех распростаняется без изъятия, но на одних токмо верных, которых послушание часто искушает Бог различными крестами. Но ежели нечестивые берут отсюду случай к большему своевольству, то не дивно, что Бог их тяжко наказывает. Ибо взирая на таковые примеры, долженствовали они так в себе помыслить: аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? ( Лк. 23:31 ). Но когда они, напротив того, более и более ожесточаются, то отсюду явствует, что из презрения и из ненависти против сынов Божиих вооружаются. Следующия слова: и к болезни язв моих приложиша, означают, что враги Давидовы страдание его до самой высочайшей степени довели. Пс.68:28 . Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду твою. Понеже Еврейское речение авон, здесь положенное, означает не токмо беззаконие, но иногда и вину, сего ради некоторые место сие переводят так: приложи наказание к наказанию их. Но из втораго члена довольно явствует, что Давид о том наипаче молится здесь, дабы Бог, отняв у нечестивых духа Своего, предал их в неискусен ум творити неподобная ( Рим. 1:28 ), и чтоб они никогда не покаялися и оправдания на суде Божием не получили. Итак, слова сии следующим образом толковать должно: да возрастут и да умножатся без конца беззакония их, и Господь да не исправит их, дабы все познали, что они отчуждены от Бога. Сие выражение, понеже свойственно Писанию и часто встречается, не должно казаться нам странно и жестоко; превращать его для избежания нелепости, как делают некоторые, было бы тщетно. Они толкуют, что Бог прилагает грехи ко грехам чрез попущение, и говорят, что сие словоизречение свойственно Еврейскому языку, чего ни един Еврей утвердить не может. Они хотят чрез сие извинить в строгости Бога, но нет никакой нужды в таких извинениях. Сия есть последняя клятва, и паче всех ужаснейшая: ибо всегда следует за нераскаянными и ожесточенными грешниками, о которых недавно говорил Пророк. Итак, отняв у них надежду покаяния, возвещает купно и вечную погибель: понеже необходимо надобно погибнуть всем тем, которые в книге жизни написаны не обрящутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010