Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Клементьева Аполлинария Михайловна; 1794, имение Несвойское в 30 верстах от Вологды - 11.05.1863, Горицкий мон-рь), игум. Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря в Новгородской губ., сестра мон. Асенефы (Клементьевой) . Из богатой дворянской семьи. После смерти отца А. М. Клементьевой ее мать по совету старца Феофана (Соколова) , архим. Кириллова Белого Новоезерского мон-ря , в июле 1816 г. вместе с 3 дочерьми поступила в Горицкий мон-рь, находившийся под духовным попечением старца, и принесла в дар обители свое состояние. На средства семьи Клементьевых в мон-ре был построен каменный корпус, в память о строительницах названный Клементьевским, каменная ограда, устроен придел во имя Смоленской иконы Божией Матери в Воскресенском соборе и придел во имя Владимирской иконы Божией Матери в Троицком соборе, храмы обители украшены новой утварью и иконами. Мать и дочери несли различные послушания: выполняли черные работы на строительстве Троицкого собора (1821), пели на клиросе, читали в церкви. Старшая дочь, Серафима, 14 февр. 1818 г. была пострижена в монашество с именем Аркадия, занималась иконописанием. Младшая, Раиса (в монашестве Асенефа), впосл. приняла подвиг юродства. Средняя, Аполлинария, была определена под духовное руководство мон. Евгении, отличавшейся строгой подвижнической жизнью, и вскоре приняла постриг с именем А. Их мать А. А. Клементьева приняла иночество 12 дек. 1836 г. с именем Агния. Игум. Маврикия (Ходнева) , управлявшая обителью 45 лет, готовилась принять великую схиму и избрала А. своей преемницей. 23 дек. 1855 г. А. была назначена настоятельницей обители, 28 янв. следующего года возведена в сан игумении. А. стремилась сохранить в обители порядки, заведенные ее предшественницей, и неустанно заботилась о благоустройстве обители и спасении душ ее насельниц. Стараниями А. в Фетиньинском скиту Горицкого мон-ря была построена вместо сгоревшей в 1858 г. каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделами во имя вмч. Феодора Стратилата и св. равноап. Марии Магдалины.

http://pravenc.ru/text/76330.html

Асенефа (Клементьева) (1802 - 1892) — монахиня Горицкого Воскресенского женского монастыря, Христа ради юродивая, блаженная. В миру Клементьева Раиса Михайловна, родилась 19 июня 1802 года в имении Несвойском в 30 верстах от Вологды, сестра игум. Арсении (Клементьевой). Летом 1816 года поступила в Горицкий Воскресенский монастырь Новгородской губернии. Ревностно исполняла различные послушания: писала иконы, пела и читала в церкви, ежедневно приносила до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому берегу р. Шексны, несла суровый пост, не вкушая пищи иногда в течение 12 дней. После 13 лет послушнического искуса игум. Маврикией (Ходневой) пострижена в мантию с именем Асенефа, после чего приняла подвиг юродства, благословение ей дал задонский затворник Георгий Машурин. Одежду и обувь Асенефа меняла раз в год - в день своего рождения, в остальные дни ходила оборванной, часто босой. Спала на голом полу, большую часть ночи проводила в сыром подвале. Пищу, которую ей приносили с игуменского стола, отдавала старицам и птицам, сама же питалась скудно. Асенефа часто уходила молиться на гору Мауру и подолгу стояла на камне, на котором сохранился след стопы прп. Кирилла Белозерского. В конце жизни Асенефа была парализована, лишилась зрения, после чего приняла на себя подвиг старчества: к ней приезжали за советом монахини и миряне, блаженная получала множество писем с просьбой о молитвенной помощи, в которой она никому не отказывала. Блаженная удостоилась дара прозорливости: предвидела убийство имп. Александра II и смерть своей сестры игум. Арсении, предсказала закрытие монастыря в 1929 году. Воспитанница Асенефы мон. Асенефа (Корчагина) стала игуменией Горицкого монастыря (1910-1920). Блаженная Асенефа скончалась 19 апреля 1892 года в Горицком монастыре. Отпевал её многочисленный сонм священнослужителей при большом стечении народа. Подвижница похоронена с сев. стороны Воскресенского собора. Свидетельства о её блаженной жизни записал архим. вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Неофит (Следников), присутствовавший при встрече прав. Иоанна Кронштадтского с блаженной старицей в 1891 году. Известные монахини [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник. Водопровод действует и сейчас. Здания внутри монастыря [ править править код ] К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня. В XIX — начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые. Введенская церковь [ править править код ] Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище. Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю. Часовня (Горицы) Здания за пределами монастырских стен [ править править код ] В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря. Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д. Кладбище [ править править код ] В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём. В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем». Святые [ править править код ] Могила блаженной Асенефы (Клементьевой)

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Далее на южной стороне икона Св. Троицы, а на северной - Св. Вел. Екатерины, Варвары и Димитрия Царевича. На обеих этих иконах имеются также серебряныя ризы, из коих одна весит 1 п. 1 фун. 18 зол., а другая - 1 п. 2 ф. 32 зол. Обе эти ризы - дар московской купчихи Наталии Соколовой. Кроме сего, могут быть упомянуты еще следующия иконы, находящияся в разных местах Троицкаго храма. Так, замечательна икона, находящаяся на восточной арке, по одной линии с иконостасом, снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа, имеющая 2 1/2 ар. высоты. На южной стене икона Иверской Божией Матери - дар Кириллова монастыря архимандрита Иннокентия, перемещенного потом в Валдайский Иверский монастырь. Икона эта имеет 1 1/2 ар. высоты, помещена в простой деревянной раме, по усердию сестер горит пред нею неугасимая лампада. На колонне, по правую сторону, икона Тихвинской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и особом резном киоте. Вообще все стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих, кроме вышеупомянутых, многия отличаются как по богатству убранства и украшений, так и по особому почитанию их. Придел во имя Владимирской Божией Матери На южной стороне храма, на хорах, устроен придел во имя Владимирской Божией Матери; этот придел сооружен в 1821 году иждивением монахинь Арсении и Асенефы Клементьевых. Иконостас здесь одноярусный с тремя фронтонами, поддерживаемыми шестью колонками, украшен приличною резьбою, вызолоченною на полимент. Св. иконы писаны самими сестрами монастыря. В средине царских врат в круглом клейме изображено поклонение волхвов, царския врата из резных узких брусков, разветвленных в виде древа. Придел во имя Всех Святых Этот придел находится на северной стороне храма, на хорах. Он устроен в том же году иждивением монахини Феофании Готовцей. Иконостас такой же, что и в приделе Владимирской Божией Матери; царския врата состоят из сияния, устроеннаго вокруг клейма, находящагося в средине врат, с изображением Сретения Господня. Иконы также своего письма.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Без Государя станет армия – не та, не та. Такую армию построить – нужны столетия. А развалить – ничто не долго. Особенно мучило Клементьева, день ото дня даже больше: как он мог так легко дать новую присягу? – смахнуть прежнюю как не было. Как зашлёпался. Но великий князь Михаил Александрович прямо призывал всех подчиниться временному правительству. И генерал Алексеев и генерал Эверт признали эту власть. И великий князь Николай Николаевич. Однако, вот не стало вдруг ни Эверта, ни Николая Николаевича, – а присяга уже дана безвозвратно, а свою душу капитан Клементьев уже повязал. Пришёл юмористический журнал – и в нём карикатура: как два венчаных брата откидывают скипетр и корону, никто не хочет принять. Неуважительно – а ведь так… Стыдно. И на вечерних молитвах уже не пели «Боже, царя храни». Думал про Государя: а как он теперь? Что, вот, делает сейчас? Ему-то с такой высоты низвергнуться – каково? И знает ли, сколько верных ему осталось в армии? Но все рассыпаны – и ничем Государю не помочь. Ощущение было – сломившейся жизненной оси. И ещё новое тревожное ощущение: что солдаты куда-то уходят своим настроением, как схлынывает вода. Клементьев привык солдатскую душу чувствовать близко. И – аппетита не стало, совсем уж болезнь. Денщик приносил уговаривал: – Ешьте, ваше высокоблагородие, ещё наголодаемся. Отодвигал молодой капитан: – Не хочу, ешь и моё. От стола крестился на иконку малую в угол. Денщик ворчал: – Теперя, как помазанник под караулом, – тоже и морду не всякий перекрестит. А там – и кресты нательные поснимают. Коли воевать больше не будем – так на что мол они? Начальник телефонистов бойкий старший фейерверкер Теличенко пришёл взять телефон на осмотр. Тоже звал «высокоблагородием». Усмехнулся Клементьев: – Зачем порядок нарушаешь? Господин капитан. Отмахнулся Теличенко: – А мы на старую благородию валимся, как приучены. «Господином» обзывать – как-то и язык не выворачивается. Сам ли думал, или поддавал в тон капитану: – Всё! Теперь подалась наша Расея – а куды? Теперь замест того, чтоб немца колотить, мы как бы один другому не наклали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Близкая дружба связывала З. с прот. Георгием Спасским (З. редактировал сборник его памяти: О. Георгий Спасский: 1877-1934. П., 1938) и с архим. Киприаном (Керном), к-рые были духовниками его семьи. Долгие годы переписывался с аляскинским миссионером архим. Герасимом (Шмальцем) и с архиеп. Иоанном (Шаховским) , был близко знаком с еп. Кассианом (Безобразовым) . В 1951-1964 гг. З. сотрудничал в качестве лит. редактора в Комиссии по пересмотру рус. перевода НЗ, возглавляемой еп. Кассианом. Архим. Киприан и еп. Кассиан были выведены в «Реке времен». Будучи принципиальным сторонником церковной политики митр. Евлогия (Георгиевского) , З. избегал посещать храмы юрисдикции РПЦЗ или МП и не вмешивался во внутрицерковные споры. Награжден югославским орденом св. Саввы 2-й степени (1928). В кругах рус. эмиграции широко отмечали юбилейные даты З., в т. ч. в 1926 г. 25-летие, в 1951 г.- 50-летие его литературной деятельности. Похоронен 2 февр. 1972 г. на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Арх.: Бахметевский арх. Колумбийского ун-та. Ф. Б. К. Зайцев; Рус. арх. ун-та г. Лидс. Ф. И. А. Бунин; Арх. и б-ка Б. К. Зайцева. Частное собр. Н. Б. Зайцевой-Соллогуб (Париж). Соч.: Рассказы. СПб., 1906-1914. 4 кн.; Рассказы. М., 1916-1919. Т. 1-3, 6-7; Собр. соч. Берлин; М.; Пг., 1922-1923. Т. 1-3, 5-7; [Обращение]//Старые - молодым: Сб. Мюнхен, 1960. С. 44-46; Избранное. Н.-Й., 1973; Переписка Б. К. Зайцева с И. А. Буниным//Новый журнал. 1978. 132; 1979. 136-138; 1980. 139; Мои современники/Сост.: Н. Б. Зайцева-Соллогуб. L., 1988; Письма к родным с Афона/Подгот. текста, примеч.: Н. Б. Зайцева-Соллогуб, А. К. Клементьев//Вестн. РХД. 1992. 174. С. 188-216; Собр. соч./Ст. и коммент.: Е. В. Воропаева. М., 1993. 3 т.; Странник/Подгот. текста, предисл.: А. К. Клементьев. СПб., 1994; Дни/Подгот. текста, предисл.: А. К. Клементьев. П.; М., 1995; Собр. соч./Сост.: Т. Ф. Прокопов. М., 1999-2001. 11 т. Пер.: Флобер Г. Искушение св. Антония. СПб., 1907. (Сб. товарищества «Знание»; Кн. 16.) Лит.: Зеньковский В.

http://pravenc.ru/text/182491.html

Литература: Рудакова Л.П. Каменная часовня в дубовой роще в память обстрела Сестрорецка 14 июня 1855 г.//Бранденбургские чтения. Вып. 2, СПб, 2007. Яковлев В.Д. Мой Сестрорецк. Записки краеведа о жизни родного города. Сестрорецк, 2006. Архив ВИМАИВиВС, Ф.27. Оп. 16. Д. 66. Л. 1. Из статьи «Часовня во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя чудотворца Николая в Сестрорецке» на сайте АБ «Литейная часть-91», дата обращения – 11.09.2014. Освящение часовни состоялось 6 сентября 2014 г. сайт СПб митрополии , дата обращения - 11.09.2014.  http://www.citywalls.ru/house25406.html Мемориальная часовня во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца была освящена осенью 1858 года в память о событии времён Крымской войны. 14 июня 1855 года селение Сестрорецк подверглось часовому массированному обстрелу с кораблей англо-французской эскадры. По молитвам прихожан Петропавловской церкви и жителей селения, собравшихся в момент нападения в храме и горячо молившихся в храме об избавлении от вражеской напасти, совершилось чудо. Сестрорецкий завод, строения и жители не пострадали, ранен был лишь один человек. В память о чуде избавления священник Петропавловской церкви Павел Лабецкий на свои средства (на месте ранения) устроил часовню. Позднее сложилась традиция ежегодно в ближайший к 14-му июня воскресный день к часовне из Сестрорецка совершать крестный ход. Под покровительством святых апостолов Петра и Павла город жил в течение 300 лет, будучи участником как славных, так и трагических событий российской истории. В наши дни Сестрорецк обрёл ещё двух небесных покровителей, служивших в храме святых апостолов Петра и Павла: Николая (Клементьева), епископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Себаринова, последнего настоятеля сестрорецкого Петропавловского собора, закрытого и разрушенного в 1931 году. Они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Священномученик Николай (Клементьев) служил и имел кафедру в сестрорецком Петропавловском соборе с июня 1924 года и до момента ареста, 18 декабря 1925 года. Даже в самые лютые годы испытаний, физических болезней, владыка Николай, не мыслил своей жизни без веры, без благодатного дара священства. Архиепископ Николай был приговорён к высшей мере наказания и 31 декабря 1937 года в 24 часа, в новогоднюю ночь - расстрелян. Он прошёл свой земной путь служения Богу и людям с удивительным смирением и самоотверженностью, не отступив от истинной веры под угрозами богоборческих властей. Архиерейским собором Русской Православнрй Церкви (13-16 августа 2000 года) архиепископ Великоустюжский и Сестрорецкий Николай (Клементьев) включён в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://sobory.ru/article/?object=31437

1061 «Приветствую Вас с исполнившимся двадцатипятилетием славного служения Святой Православной Церкви чрез выдающееся служение Ваше православно-богословской науке. Да будет к Вам милостив Глава Церкви, да продлит Ваше служение возможно дольше, а так как для Него «вся возможно», – то до золотого юбилея Вашей ученой деятельности. Да расширится аудитория внимающих Вашему слову, давно уже ставшая больше, чем всероссийской. Все, кто не забыл заглядывать в богословскую науку, чтут Ваше имя, и считают себя учениками Вашими», – писал Глубоковскому протоиерей о. Павел Лахостский (Там же. Л. 145–145 об. Письмо от 21 окт. 1916 г.) 1062 Там же. Л. 202. Письмо иерея о. Александра Хрусталева из Вологодской губернии от 28 окт. 1916 г., писавшего «по зову сердца». Два года назад он просил у Глубоковского разъяснений по интересующему его вопросу и получил от него исчерпывающий ответ. 1067 Там же. Л. 186. Письмо Павла Авраменко от 21 окт. 1916 г. Среди учеников, приславших поздравления в эти дни, был и Ф. Н. Белявский (автор записки о церковной реформе, представленной в Особое совещание при Совете министров от имени С. Ю. Витте весною 1905 г.): «Ваше превосходительство. Второй раз захожу пожелать Вам, глубокочтимый Николай Никанорович, еще на многие годы бодро работать во славу родной мне академии, но все неудачно: не застать Вас дома, а письмом и телеграммой не выразить того, что просится от души. Спасибо Вам, что сумели так высоко поднять стяг православного богословия, спасибо, что нам, студентам, показывали высокий пример. Дай Бог вам здоровья, истинно преданный и глубоко уважающий ученик Ф. Белявский» (Там же. 12. Л. 36). 1072 Там же. 8. Л. 331. Эта сложность вызывалась опубликованными в 1914 г. воспоминаниями H. H. Глубоковского «За 30 лет», посвященными Московской духовной академии и вызвавшими гнев ее ректора, епископа Феодора (Поздеевского) , о чем мы будем говорить в отдельной главе. В архиве Глубоковского сохранились два письма и самого о П. А. Флоренского (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 891. Опубл.: Кипарисов А. [Клементьев Л. К.]. Два письма свящ. Павла Флоренского Н. Н. Глубоковскому //Вестник РХД. 1990. 159. С. 174–180. См. также: Богданова Т. Α., Клементьев А. К. Профессор СПбДА Η. Η. Глубоковский и о. Павел Флоренский //Вестник РХГА. 2007. 8 (2). С. 166–172.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Федотов Николай, протоиерей см. Николай (Федотов), обн. митрополит Федченко см. Вениамин (Федченко), митрополит Фейхтвангер Лион, немецкий писатель 404 Феликс, прокуратор 386 Феодор (Баженов), обн. епископ 967–968 Феодор (Бекаревич), обн. епископ 504, 968 Феодор (Лукин), обн. епископ 968–969 Феодор (Поздеевский) , архиепископ 249 Феодор (Преображенский), обн. епископ 969 Феодор (Турбин или Трубин), обн. архиепископ 970 Феодор, епископ, настоятель Данилова монастыря см. Феодор (Поздеевский) , архиепископ Феодорит Критский 415 Феодосий (Алмазов), архимандрит, автор воспоминаний 45 Феодосий (Сергеев), обн. епископ 970–971 Феодосий (Феодосиев), архиепископ 74, 782 Феодосий (Шахов), иеромонах 472 ’ Феодосий, епископ см. Феодосий (Феодосиев), архиепископ Феодосий, иеромонах 52 Феодосий, обновленческий епископ Полтавский 115 Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит 994–997, 1013, 1017 Феофан (Брюханов), обн. архиепископ 971 Феофан (Туляков), архиепископ см. Феофан (Туляков), митрополит Феофан (Туляков), епископ 45, 245 Феофан (Хомжа), обн. епископ 499 Феофан Затворник Вышенский, свт. 178 Феофан Прокопович , проповедник и государственый деятель 176 Феофан, епископ Калужский см. Феофан (Туляков), епископ Феофилакт (Клементьев), епископ 310, 313, 972–973 Феофилакт, епископ см. Феофилакт (Клементьев), епископ Фесвитянинов Дмитрий, обн. протоиерей г. Кушвы 570 Фетингор 140 Фетисов Н. Н., проф.-прот. 423, 496 Фетисов, проф. 363 Фивейский, обн. проф.-прот. Харьковской епархии 242 Филарет (Домрачев), обн. архиепископ 422, 531, 973–974 " Филарет (Дроздов) , свт., митрополит Московский и Коломенским 99, 178 Филарет (Лебедев), архиепископ 242 Филарет (Романов), патриарх Всероссийский 176, 481 Филарет (Яценко), обн. митрополит 48, 56, 499, 530, 555, 578, 598, 599, 601, 602, 974–975, 1016 Филарет, патриарх Московский см. Филарет (Романов), патриарх Всеросиийский Филарет, митрополит Ростовский см. Филарет (Романов), патриарх Московский Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов) , митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

40-42; 4. С. 33-37; он же. Восемнадцать лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959; Обзор состояния Харбинской епархии на 1 окт. 1939 г.//Там же. 1939. 10. С. 83; Иверский Е. В Иверском приходе//Там же. 1939. 11. С. 71-76; Димитрий, еп. Хайларский//Церк. жизнь. 1940. 8. С. 121-122; Сумароков Е. Н. Харбинская епархия в прошлом и настоящем//Хлеб Небесный. 1942. 6; он же. 20-летие Харбинской епархии. Харбин, 1942; Обращение преосвящ. Мелетия, митр. Харбинского и Маньчжурского, Димитрия, архиеп. Хайларского, и Ювеналия, еп. Цицикарского [к Свят. Патриарху Алексию I]//ЖМП. 1945. 10. С. 5-6; Алексий I (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Ответ митр. Мелетию, архиеп. Димитрию, еп. Ювеналию//Там же. С. 6; Разумовский Г., свящ. Патриаршая делегация в Харбине//Там же. 12. С. 14-17; Тарасов П., прот. Кончина и погребение архиеп. Димитрия//Там же. 1947. 2. С. 4-6; Поликарп [Горбунов], архим. Воспоминания о приснопамятном Владыке Мелетии//ПрПуть. 1963. С. 49-51; Сидоренко В. Русский Харбин: Впечатления и восп.//Рус. мысль. П., 1972. 2885. 9 марта; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 35-36; Санников В. Под знаком восходящего солнца в Маньчжурии. Сидней, 1990. С. 105-107; Филарет (Вознесенский), игум. Конспект по нравственному богословию: (По книге прот. Н. Вознесенского «Христианская жизнь»). М.; Куйбышев, 1990. Уфа, 19912; он же. Краткое догматически-нравственное учение для христиан: [По книге прот. Н. Вознесенского «Христианская жизнь»]. М., 1996; Нафанаил (Львов), архиеп. Беседы о Свящ. Писании и о вере и Церкви. Н.-Й., 1992. Т. 3. С. 81; Дьяков А. И. О пережитом в Маньчжурии за веру и отечество. Серг. П., 2000; Bakich O. M. Harbin Russian Imprints: Bibliography as History, 1898-1961: Materials for a Definitive Bibliography. N. Y., 2002. P. 340-341, 344-345; Клементьев А. К. Архиеп. Хайларский Димитрий (Вознесенский): Кр. обзор его церк.-обществ. и науч.-пед. трудов в России и в эмиграции//На сопках Маньчжурии. Новосиб., 2006. 126. С. 1-4; Богданова Т. А., Клементьев А. К.

http://pravenc.ru/text/178149.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010