Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Прокопьевич Смирнов (18 нояб. 1891 - дек. 1918, Оханский у. Пермской губ.), сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. Из крестьянской семьи. В 1911 г. окончил второклассное училище при Казанском храме в с. Старый Торъял в Уржумском у. Вятской губ., в 1913 г. дополнительные курсы при Митинской школе Вятского у. и в том же году был назначен псаломщиком в Казанскую ц. села Горохова Орловского у. В 1916 г. перешел в Пермскую епархию. 15 янв. 1917 г. еп. Пермский Андроник (Никольский) рукоположил его во диакона к Николаевскому храму в с. Мокино Оханского у. Пермской губ. Расстрелян красноармейцами во время массовых репрессий против духовенства в Пермской губ. вместе со сщмч. Павлом Анишкиным . Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Ист.: Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 13-19. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 116; Королёв. Исповедники. С. 17. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Петрович Двинский (1858 - 1918), диак., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Алексеевич Касторский (1848-1918), диакон, священномученик (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых) ИОАНН Петрович Мельницкий (1878-1937), диак., сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Иванович Мошков (1885-1937), диак., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых) ИОАНН Стефанович Плотников (1864-1918), диак., сщмч. (пам. 30 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/166581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Иванович Зверев (1881 - 11.02.1920, ст-ца Талгар, ныне город, Казахстан), сщмч. (пам. 29 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Окончил Верненскую классическую гимназию и Ташкентскую учительскую семинарию. Был рукоположен во диакона и приписан к Никольской ц. ст-цы Софийской (с 1918 с. Мураево, с 1919 ст-ца Талгар). 11 февр. 1920 г. при аресте красноармейцами настоятеля Николаевского храма прот. сщмч. Иоанна Гранитова К. вступился за него, за что был зарублен шашками. Тело его бросили в мешке в овраг рядом с кладбищем, где проводили казни. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: ККНмч. С. 12-13; ЖНИР. Янв. С. 437-438; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 138-141. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Петрович Двинский (1858 - 1918), диак., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Алексеевич Касторский (1848-1918), диакон, священномученик (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых) ИОАНН Петрович Мельницкий (1878-1937), диак., сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Иванович Мошков (1885-1937), диак., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых) ИОАНН Стефанович Плотников (1864-1918), диак., сщмч. (пам. 30 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Яковлевич Смирнов (1887-1939), диак., сщмч. (пам. 5 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Семенович Хренов (1888-1937), сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), диак.

http://pravenc.ru/text/1842002.html

11 нояб. 1954 - 1 февр. 1955 г. новгородской частью Ленинградской епархии управлял викарий митр. Григория Старорусский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ), пребывавший в Ленинграде. В 1955 г. для служения на приходах Новгородской обл. неоднократно выезжал Таллинский еп. Роман (Танг; впосл. архиепископ). 30 окт. 1955 г. во епископа Старорусского был хиротонисан архим. Сергий (Голубцов ; с 25 февр. 1963 архиепископ). 5 нояб. 1955 г. скончался митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 28 нояб. того же года на его место был определен митр. Елевферий (Воронцов) . В отличие от проживавшего в Ленинграде Старорусского еп. Михаила (Чуба) его преемнику на викарной кафедре еп. Сергию (Голубцову) было определено пребывать в Ст. Руссе, там же находилась его канцелярия. С появлением епископа в пределах Новгородской обл. церковная жизнь заметно активизировалась, архиерейские служения стали регулярными, увеличилось число прихожан в храмах региона. 26 марта 1956 г. патриарх Алексей на приеме у председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина ходатайствовал о передаче мощей Новгородского еп. свт. Никиты из музея в Никольский собор. 20 июня председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов в докладной записке в ЦК КПСС и Совет министров СССР просил ЦК КПСС дать указание Новгородскому обкому не препятствовать передаче мощей верующим. 5 сент. того же года патриарх Алексий обратился к Карпову и к Белышеву с повторными просьбами о передаче Церкви мощей свт. Никиты. 12 сент. в Новгород прибыл член Совета по делам РПЦ Г. Т. Уткин. Состоялись его беседы с уполномоченным Совета по Новгородской обл. Зайцевым, со священнослужителями и с зав. музеем Т. М. Константиновой; Уткин посетил Софийский собор. 26 сент. 1956 г. уполномоченный Зайцев доложил в Совет по делам РПЦ, что 19 сент. мощи свт. Никиты были переданы из музея в Никольский собор. Зайцев также сообщал, что «по данным настоятеля собора, в течение первых трех-четырех дней приход в собор увеличился раза в полтора и якобы больше не увеличивается, т. е. это значит, что если в обычные дни служб верующих бывает 2-3 тысячи человек, то после установки мощей посещать собор стало 4-5 тысяч человек» (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2010. Т. 1. С. 301). В справке от 2 окт. 1956 г. Зайцев указывал, что передача мощей происходила в 22 ч., при ней присутствовал Старорусский еп. Сергий и зав. музеем Константинова. Святыню доставили в собор «на грузовой машине без всякой церемонии» (ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 13. Д. 83. Л. 130).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1 янв. по ст. ст. Наконец, широко распространен обычай совершать 1 сент. по н. ст. молебен на начало учебного года; т. о., в РПЦ в настоящее время одновременно сосуществуют сразу несколько Н.: прежде всего, это 1 янв. по н. ст., но также и 1 янв. по ст. ст., и 1 сент. по обоим календарям, не считая следов весеннего Н., отраженных в некоторых традициях празднования Масленицы, памяти 40 мучеников Севастийских, Благовещения и Пасхи. В Церквах греч. традиции в связи с почти повсеместным переходом на новый стиль проблемы 2 соседствующих «старого» и «нового» Н. не существует. При этом Н. обычно отождествляется с 1 янв., а старый визант. праздник 1 сент. переосмысляется как день защиты окружающей среды. В связи с этим архиеп. Афинский Христодул (Параскевидис) († 2008) даже благословил совершать в Элладской Церкви 1 сент. чин литургии по тексту VIII кн. Апостольских постановлений , где содержится достаточно много рассуждений об устройстве тварного мира, несмотря на псевдоэпиграфичность этого памятника и несоответствие нек-рых содержащихся в нем выражений правосл. вероучению. В 2008 г. на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в к-ром значительное место уделено экологической проблематике и засвидетельствована практика К-польской и иных грекоязычных Церквей произнесения 1 сент. особых молитв о защите творения Божия. Сохраняя приверженность общеправосл. решениям, Архиерейский Собор РПЦ 2013 г. подготовил и одобрил концептуальный документ под названием «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Одним из результатов имплементации этого документа стало создание особого Чина молебного пения о сохранении творения Божия, к-рый синодальным решением от 13 июля 2015 г. предписано совершать в 1-е воскресенье сент. (журнал 41). Лит.: Никольский. Древние службы РЦ. 1885. С. 98-158; Иванов А. [В.] Греческое рукописное Евангелие, находящееся в б-ке Таврической ДС//ЗРАО. 1886. Т. 1. С. 101-164; Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: По поводу нек-рых церк. служб и обрядов, ныне не употребляющихся: (Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки). Каз., 1889. С. 27-56; Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исслед. и мат-лы. М., 2004; Nelson R. Patriarchal Lectionaries of Constantinople: History, Attributions, and Prospects//The New Testament in Byzantium/Ed. D. Krueger, R. Nelson. Wash., 2016. P. 87-115; Желтов М., свящ., вступ. ст. и изд. Чиновник архиепископов Новгородских: Древнерус. Требник РНБ Соф. 1056. М., 2017. (Литург. наследие; 1).

http://pravenc.ru/text/2577837.html

4 сент. в Кремле состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) и Николаем (Ярушевичем), после которой в экстренном порядке был собран Архиерейский Собор РПЦ 8 сентября 1943 г. , избравший митр. Сергия (Страгородского) на Патриарший престол. Постановлением СНК от 14 сент. 1943 г. был образован специальный правительственный орган, призванный координировать отношения власти с Церковью,- Совет по делам РПЦ во главе с сотрудником госбезопасности Г. Г. Карповым. 12 окт. 1943 г. Карпов направил Сталину записку об отношении к обновленцам, составленную после беседы с патриархом Сергием. В тексте записки были озвучены условия чиноприема обновленческого духовенства, поставленные митр. Сергием (впосл. несколько ужесточенные), а также указано на целесообразность «не препятствовать распаду обновленческой церкви и переходу обновленческого духовенства и приходов в патриаршую сергиевскую церковь» ( Шкаровский. 1999. С. 84). Эти предложения Карпова получили полное одобрение Сталина, после чего Совет по делам религий провел ряд мероприятий, способствующих распаду О. В ходе взятого курса на ликвидацию обновленческой церкви из ведения обновленческого Московского ЕУ были изъяты кафедральный собор Воскресения Христова в Сокольниках и кладбищенские храмы г. Москвы, традиционно обеспечивавшие финансовую самостоятельность обновленческого руководства. После возвращения «митрополита» Александра Введенского из Ульяновска в его ведении оставался только храм св. Пимена Великого в Москве. В июле 1944 г. О. было ликвидировано властями в Ленинградской епархии, несмотря на позицию женатого «епископа» Сергия Румянцева, принятого в РПЦ в сане пресвитера. Все попытки «митрополита» Александра Введенского каким-либо образом возродить движение встречали глухое противодействие компетентных органов власти, что видно из докладных записок Карпова, направленных советскому руководству. Согласно сведениям Совета по делам РПЦ, в авг.

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

Для духовной жизни края большое значение имеет ежегодное принесение святынь и реликвий в К. и А. е., в т. ч. пояса Пресв. Богородицы с Афона в нояб. 2011 г. и сент. 2014 г., почитаемых икон и частиц св. мощей; в сент. 2015 г. планируется принесение в Красноярск десницы Иоанна Предтечи из Цетинского монастыря (Черногория). В 2014 г. в К. и А. е. работали 2 лицензированные правосл. начальные гимназии - во имя прп. Сергия Радонежского в Красноярске и в честь Преображения Господня в Ачинске, центр дополнительного образования с 6 лицензированными программами, 16 воскресных школ и 10 воскресных учебно-воспитательных групп при храмах К. и А. е.; епархиальное сестричество милосердия; выходили общеепархиальное и 14 приходских печатных периодических изданий, созданы 32 сайта, а также блоги и страницы в социальных сетях. К. и А. е.- участник и организатор краевых программ празднования Дней славянской письменности и культуры, Дня православной книги, Дня Крещения Руси, Дня народного единства. В дек. 2014 г. освящен архиерейский дом в Красноярске с крестовым Иоанно-Предтеченским храмом. Важнейшим событием духовной жизни региона стал Первосвятительский визит в Красноярскую митрополию Святейшего Патриарха Кирилла 11-13 сент. 2012 г., в ходе которого Предстоятель РПЦ посетил Покровский кафедральный собор, Успенский муж. мон-рь, енисейский Спасо-Преображенский муж. монастырь, Крестовоздвиженский храм и храм во имя св. ап. Андрея Первозванного в Лесосибирске, часовню вмц. Параскевы Пятницы в Красноярске. 12 сент. Патриарх Кирилл совершил чин освящения новопостроенного храма Рождества Христова на правобережье Красноярска и отслужил 1-ю Божественную литургию в нем. Владыка осмотрел экспозицию и познакомился с концепцией Музейно-просветительского центра «Касьяновский дом», посетил детский дом-лицей им. Х. М. Совмена, встретился с представителями общественности, деятелями науки, культуры и образования края, беседовал с жителями Красноярского края и прихожанами храмов Красноярской митрополии. Патриарх благословил выбор места под воссоздание Богородице-Рождественского кафедрального собора в историческом центре Красноярска на Стрелке, освящение закладного камня которого совершено 21 сент. 2013 г. митр. Пантелеимоном.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

9 сент. 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ, возглавляемый А., определил прекратить сношения с церковной властью в Москве и категорически отказался исполнить адресованное зарубежному рус. духовенству требование Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) дать подписку о лояльности советскому правительству во всей своей общественной деятельности. 9 мая 1928 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод указом на имя митр. Евлогия (Георгиевского) подтвердил его каноническую правоспособность продолжать возглавление западноевроп. приходов РПЦ, установленное Патриархом Тихоном, а все определения руководства РПЦЗ, направленные против митр. Евлогия, признавались не имеющими канонической силы. В указе содержалось также напоминание об упразднении ВЦУЗ, совершенном Патриархом Тихоном, Свящ. Синодом и ВЦС 5 мая 1922 г. и подтвержденном указом Патриарха Тихона от 10 нояб. 1923 г. 23 мая 1933 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий обратился к Сербскому Патриарху Варнаве с просьбой принять на себя посредничество в переговорах с руководством РПЦЗ с целью примирения РПЦЗ с РПЦ. 25 мая 1934 г. Патриарх Варнава сообщил Заместителю Патриаршего Местоблюстителя о решительном отклонении А. предложения митр. Сергия. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Синод РПЦ 22 июня 1934 г. предали архиерейскому суду и запретили в священнослужении А. и группу единомышленных с ним архипастырей РПЦЗ. А. не подчинился этому решению, считая, что оно издано по требованию советских властей. В этом он был поддержан Патриархом Варнавой и епископатом Сербской Церкви, сохранившей с РПЦЗ молитвенное общение. В течение всего времени пребывания за границей А. продолжал именоваться митр. Киевским и Галицким. В марте 1931 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ А. был присвоен титул «Блаженнейший», Архиерейский Собор РПЦЗ, заседавший в Сремски-Карловци 25-30 мая 1931 г., утвердил это решение Архиерейского Синода. В кон. 20-х гг. А. поразило неизлечимое нервное заболевание, приведшее к параличу ног. В авг. 1932 г. А. руководил работой очередного Архиерейского Собора, на к-ром по его предложению был избран наместник председателя Архиерейского Собора и Синода, к-рым стал архиеп. Анастасий (Грибановский) , возведенный в 1935 г. в сан митрополита. Архиерейский Собор РПЦЗ (16 окт.- 7 нояб. 1935) под руководством А. признал еретическим учение о Софии , Премудрости Божией , прот. С. Булгакова , бывшего в то время деканом Православного богословского ин-та в Париже. Это еще более осложнило отношения РПЦЗ с Западноевропейским митрополичьим округом.

http://pravenc.ru/text/116026.html

Воронежского († 7.02.1929, пам. 25 янв.); сщмч. Варсонофия (Лебедева), еп. Кирилловского († 15.09.1918, пам. 2 сент.), и с ним сщмч. иерея Иванова Иоанна († 19.09.1918, пам. 6 сент.) и прмц. Серафимы (Сулимовой), игум. Ферапонтова мон-ря, и мучеников Николая Бурлакова, Барашкова Анатолия, Трубникова Михаила и Филиппа Марышева († 15.09.1918, пам. 2 сент.); прп. Серафима (Муравьева) исповедника, Вырицкого († 3.04.1949, пам. 21 марта); свт. Макария (Невского) , митр. Московского и Коломенского († 1.03.1926, пам. 17 февр.); прав. Алексия Мечева , прот. († 22.06.1923, пам. 9 июня); прп. Алексия (Соловьева) , иеросхим. Зосимовского († 2.10.1928, пам. 19 сент.), а также ряда новомучеников и исповедников Российских, представленных Алматинской, Вятской, Самарской епархиями и Соловецким мон-рем. Архиерейский Собор 1997 г., основываясь на докладе митр. Крутицкого Ювеналия от 10.10.1996 «О работе Комиссии Священного Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине Царской Семьи», передал на решение Поместного Собора вопросы о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских членов Царской Семьи: блгв. имп. мч. Николая II, блгв. императрицы мц. Александры Феодоровны, мч. блгв. цесаревича Алексия Николаевича, мучениц благоверных царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (Романовых), расстрелянных 17.07.1918 (пам. 4 июля). Комиссия выработала и приняла ряд документов относительно канонизации Царской Семьи (Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи. Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1996). В дополнение к деятельности Комиссии по канонизации святых в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания были внесены имена некоторых святых, ранее канонизированных другими Поместными Церквами: В рассматриваемый период была продолжена практика установления соборных памятей. Характерной чертой последнего периода стало установление празднований местночтимым святым. В 1988 г. в Вологде по благословению Святейшего Патриарха Пимена к местному почитанию был прославлен: 1) блж.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

После избрания Архиерейским Собором РПЦ митр. Сергия на кафедру Патриарха Московского и всея Руси (8 сент. 1943) Патриарх Христофор II братским посланием в день Рождества Христова приветствовал Предстоятеля РПЦ и выразил надежду на скорейшую победу союзных армий. 31 янв.- 2 февр. 1945 г. в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г. , главной задачей к-рого было избрание Патриарха Московского и всея Руси в связи со смертью 15 мая 1944 г. Патриарха Сергия. В качестве почетного гостя на Соборе присутствовал Предстоятель АПЦ Христофор II в сопровождении архидиак. Парфения Койнидиса (буд. Патриарха Александрийского). 8 марта 1945 г. Патриарх Христофор II направил новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I письмо с глубокой благодарностью за оказанное гостеприимство и выражением радости и глубокого удовлетворения от увиденного и пережитого в Москве. Патриарх Христофор II наградил Святейшего Патриарха Алексия Крестом ап. и евангелиста Марка I класса. С 6 по 15 июня 1945 г. Патриарх Алексий с сопровождавшими его епископами и клириками РПЦ с ответным визитом посетил АПЦ, совершал богослужения и поклонялся древнейшим святыням Православия в Египте. 14 июня, в день Вознесения Господня, община рус. храма во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Александрии во главе с настоятелем иером. Алексием (Дехтерёвым) , пребывавшая вне общения с Матерью-Церковью, была принята Патриархом Алексием I под его Первосвятительский омофор. Александро-Невский храм получил статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, а настоятель храма - пост экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. С 8 по 19 июля 1948 г. в Москве и в ТСЛ проходило празднование 500-летия автокефалии РПЦ и Совещание Глав и представителей поместных правосл. Церквей, на к-ром АПЦ была представлена делегацией Антиохийской Православной Церкви. В июле-авг. 1955 г. состоялся визит Патриарха Христофора II с посещением Москвы, ТСЛ, Одессы. Была достигнута договоренность об учреждении в Одессе подворья АПЦ, открытого в окт.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Собор 1921 г. образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), к-рое должно было состоять из наместника Всероссийского Патриарха, архиерейского Синода и Церковного совета. Звание наместника решено было предоставить А., но он не согласился принять его без получения соответствующего определения высшей церковной власти в Москве и именовал себя председателем ВЦУЗ. 5 мая 1922 г. постановлением свт. Тихона, Патриарха Московского, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) ВЦУЗ было упразднено, Карловацкий Собор признан не имеющим канонической силы, а его послание о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции - не выражающими позиции РПЦ. Сначала А. решил подчиниться указу Патриарха, но бóльшая часть членов ВЦУЗ склонялась к тому, чтобы не исполнять воли высшей церковной власти. Архиерейский Собор РПЦЗ, собравшийся 2 сент. 1922 г. в Сремски-Карловци, формально исполнил волю Патриарха Тихона и вынес решение об упразднении ВЦУЗ, но вместо него учредил Временный Священный Архиерейский Синод РПЦЗ, к-рому и были переданы все права и полномочия ВЦУЗ. Архиерейский Синод возглавил А. как старейший иерарх. Т. о., церковный центр сохранил свое существование под иным наименованием. Понимая тяжесть сложившейся обстановки и не желая усложнять дело церковного управления, А. в канун Рождества Христова 1922 г. решил удалиться на Афон и принять постриг в схиму. Кинот Св. горы сначала дал на это согласие, но затем в связи с протестом неск. афонских мон-рей должен был отменить разрешение. А. воспринял это решение Кинота как волю Божию. 31 мая 1923 г. под председательством А. в Сремски-Карловци состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, задачей к-рого была организация высшей церковной власти в диаспоре. Высшим органом этого управления был провозглашен ежегодный Архиерейский Собор, председателем к-рого был А. В межсоборное время общецерковное управление должен был осуществлять Архиерейский Синод, также возглавляемый А. В непосредственном окормлении Синода находятся рус. церкви на Балканах, на Ближ. и Дальн. Востоке, в то время как рус. церкви в Зап. Европе и Америке образуют автономные митрополичьи округа, возглавляемые соответственно митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским), имеющими на то указы Святейшего Патриарха Тихона.

http://pravenc.ru/text/116026.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010