2 июля 1937 г. арестован и заключен в тюрьму г. Вологды. Обвинялся в том, что является организатором и руководителем «контрреволюционной церковно-монархической группы». Вместе с ним были арестованы др. священнослужители и миряне. Не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, постановление о предъявлении обвинения подписывать отказался. Казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Северной обл. от 19 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. 8965. Лит.: Именной список ректорам и инспекторам ДА и семинарий, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 47; Собор, 1918. Деяния. Т. 2. С. 11; Резухин А. А., прот. Церковная Вологда 1930-1940-х гг.//Вологда: Краевед. альм. 2000. Вып. 3. С. 780-782, 795; Козлов К. О. Судьба прот. Константина Богословского//Вел. Устюг: Краевед. альм. 2000. Вып. 2. C. 236-243; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 58. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/1841992.html

10 сент. 1928 г. стал настоятелем собора во имя свт. Иоанна Златоуста. В это время усилились притеснения верующих со стороны властей. Община храма была обложена повышенными налогами, подвергалась унизительным проверкам и штрафам. Проповеди Д. сплачивали и поддерживали прихожан, к-рые в свою очередь всеми силами помогали сохранять храм. Так, добровольные пожертвования дали возможность оплатить непомерно тяжелые денежные взыскания со стороны властей. Д. постоянно подвергался преследованиям, его неоднократно приговаривали к принудительным работам и штрафам. 9 марта 1932 г. он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» среди прихожан, а также в проведении незаконных денежных сборов. Предъявленные обвинения Д. категорически отверг. В подготовленных следствием обвинительных материалах особо подчеркивалось, что настоятель Иоанно-Златоустовской ц. является «ярым противником обновленчества в церкви» и придерживается «старо-православной патриаршей ориентации», «борется за линию митрополита Сергия». 4 июня Д. был приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года. Отбыв срок ссылки, Д. возвратился в Ялту, где стал настоятелем Александро-Невского собора. Им был организован фонд материальной помощи арестованным церковнослужителям, членам общины и их родственникам. 20 окт. 1937 г. Д. был арестован как связанный с «контрреволюционной группировкой духовенства», якобы возглавляемой осужденным ранее Симферопольским еп. сщмч. Порфирием (Гулевичем) . В предъявленных обвинениях Д. виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой НКВД Крымской АССР приговорен к расстрелу. Прославлен к местному почитанию решением Синода УПЦ от 11 июня 1997 г. Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 2000 г. внес имя Д. в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Арх.: Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 010202, 014823. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 567; Доненко Н. , прот. Претерпевшие до конца. Симферополь, 1997. С. 36-40. Прот. Николай Доненко Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/178041.html

Вселенский III Собор , подтвердив автокефалию Кипрской Церкви (III Всел. 8), не имевшей статус патриархата, не оставил церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах 5 первых престолов христ. мира. С т. зр. правосл. экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны, и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, к-рые занимают в нем последующие места. В полной мере это относится и к Поместной Церкви, первенствующей в диптихе: она обладает первенством чести, но не власти, и оно выражается лишь в первенстве перед Престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных офиц. собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или неск. Поместными Церквами. На рубеже I и II тыс. появляются новые Патриаршие престолы. Во 2-й пол. X в. предстоятелям автокефальной Грузинской Церкви, ранее титуловавшимся католикосами, усваивается также и патриарший титул. В 927 г. К-польская Церковь признала автокефальный статус Болгарской Церкви и патриаршее достоинство ее предстоятеля Дамиана . В 1346 г. Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан П. ( Иоанникий II ). В 1925 г. предстоятель Румынской Церкви Мирон (Кристя) был возведен в сан П. В 1589 г. Патриаршество учреждено в Русской Церкви. Первый патриарх Московский - св. Иов , поставлен при участии К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) ; в связи с этим актом была составлена Уложенная грамота об учреждении Патриаршества в России (подробнее см.: ПЭ. Т. РПЦ. С. 77-79). П. управляли Русской Церковью до 1700 г.: после кончины патриарха Адриана избрание П. долго откладывалось, затем последовало упразднение Патриаршества и создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода . Восстановление Патриаршества произошло по решению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ; 5 нояб. 1917 г. П. был избран митрополит Московский св. Тихон (Беллавин) . Во время тюремного заключения патриарха Тихона и после его кончины в 1925 г. Русскую Церковь возглавляли местоблюстители и заместители местоблюстителя Патриаршего престола (митрополит сщмч. Петр (Полянский) , митр. Сергий (Страгородский) , митр. Иосиф (Петровых) и архиеп. Серафим (Самойлович) ). В сент. 1943 г. был созван Архиерейский Собор, в к-ром приняли участие 19 находившихся тогда на свободе архиереев. Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). После его кончины в 1944 г. первосвятительское служение совершали патриархи Алексий I (Симанский) , Пимен (Извеков) , Алексий II (Ридигер) . На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) .

http://pravenc.ru/text/2579748.html

В 1913 г. вышел указ о назначении настоятелем собора др. священника; прихожане, недовольные решением священноначалия, в окт. 1913 г. направили Пермскому и Соликамскому еп. Палладию (Добронравову) 2 прошения об оставлении Н. настоятелем, под одним подписались 105 прихожан, под другим - 85. Также 9 нояб. 1913 г. прихожане отправили такое же прошение обер-прокурору Синода А. Д. Самарину. 13 мая 1914 г. указом Пермской духовной консистории Н. был оставлен в должности настоятеля Воскресенского собора, в к-ром прослужил до своей мученической кончины. Во время первой мировой войны Воскресенский собор жертвовал в пользу семей солдат, призванных на фронт. Н. вместе с деятелями земской и городской управы входил в комитет для оказания помощи беженцам, к-рые начали прибывать в Чердынь с 17 сент. 1915 г. Н. был награжден набедренником (1890), скуфьей (1895), камилавкой (1900), золотым наперсным крестом, выдаваемым Синодом (1906). В дек. 1918 г. войска армии адмирала А. В. Колчака после взятия Перми вступили на территорию Соликамского и Чердынского уездов. В это время началась эвакуация из Чердыни советских учреждений. Н., оставшийся в городе, был взят в заложники в числе др. граждан. Он был расстрелян около кладбища с. Юрла, куда отступили в янв. 1919 г. под натиском белых отряды красноармейцев, ведя за собой арестованных. Тело священника с пулевым ранением в голову нашли в февр. того же года, он лежал в снегу со скрещенными на груди руками. Н. был торжественно погребен в Чердыни у алтаря Воскресенского собора. Н. прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Память празднуется в день смерти 1-го мученика-архиерея Пермской епархии архиеп. сщмч. Андроника (Никольского) . Арх.: ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 229; Ф. 258. Оп. 1. Д. 2; ГАНИПО. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 1490. Т. 1; Архив Чердынского краевед. музея им. А. С. Пушкина. Д. 125. Лит.: Поправка//Освобождение России. 1919. 46, 26 февр. С. 4; Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 14; Проезжий Н. В. Вести из Чердынского края//Свободная Пермь. 1919. 56, 25 марта. С. 4; Агафонов П. Н. Духовенство Пермской епархии, 1918-1928 гг. Пермь, 1997; Королёв. Исповедники; Дамаскин. Кн. 2. С. 114; Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2004. С. 80; ЖНИР. Июнь. С. 175-177.

http://pravenc.ru/text/2565740.html

В сент. 1918 г. В. вернулся в Гродно. Оставаясь епископом Белостокским, по благословению Патриарха Московского и всея России св. Тихона вступил в управление Гродненской и Холмской епархией, территория к-рой вошла в состав Польши. В условиях преследований правосл. населения со стороны польск. властей и мер, принимаемых правительством Ю. Пилсудского для отделения польск. епархий от Русской Церкви, В. отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. В янв. 1922 г., несмотря на давление со стороны мин-ва религ. исповеданий Польши, В. отказался подписать «Временные правила», предусматривавшие гос. контроль над правосл. Церковью и ущемлявшие права правосл. населения Польши. На проходивших в мае и июне того же года Соборах епископов польск. епархий В. и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский) отказались поддержать Варшавского митр. Георгия (Ярошевского) , настаивавшего на провозглашении автокефалии правосл. Церкви в Польше. На созванном по инициативе В. в июле 1922 г. съезде представителей духовенства и мирян Гродненской епархии была принята резолюция, выражавшая протест против навязываемой автокефалии. Решением организованного митр. Георгием Синода, состоявшего из сторонников автокефалии, 12 окт. 1922 г. В. объявлялся уволенным от управления Гродненской епархией, однако из-за поддержки архиерея паствой польск. власти смогли удалить В. с кафедры лишь в кон. 1922 г. 8 янв. 1923 г. В. был тайно вывезен и заточен в дерманском во имя Св. Троицы мон-ре . В февр. 1923 г., после убийства митр. Георгия противником автокефалии архим. Смарагдом (Латышенко) , В. обвинили в соучастии в преступлении, но на суде он был оправдан и выступал в качестве свидетеля. 30 нояб. 1923 г. Патриарх св. Тихон «за твердое стояние на почве канонической правды» возвел В. в сан архиепископа. 14 окт. 1924 г. решением польск. правительства В. был выслан в Чехословакию и остановился в Праге у еп. Сергия (Королёва) . По приглашению управляющего рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) В. 17 янв. 1925 г. прибыл в Париж, 12 февр. назначен управляющим викариатством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце, где с 1 дек. того же года являлся настоятелем храма свт. Николая. По благословению и по инициативе В. при храме был создан ряд благотворительных учреждений для помощи рус. эмигрантам, В. постоянно оказывал помощь нуждающимся из своих личных средств. После разрыва в июне 1926 г. между митр. Евлогием и Архиерейским Синодом Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) В. поддержал митр. Евлогия и летом 1927 г. на епархиальном съезде в Париже признал позицию митр. Евлогия канонически законной. 26 авг. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ объявил о запрещении В. и др. последовавших за митр. Евлогием клириков.

http://pravenc.ru/text/159078.html

Вернувшись в нояб. 1935 г. в Кострому, В. был назначен Костромским и Галичским архиеп. Никодимом (Кротковым) в Троицкую ц. в с. Троица близ г. Нерехта (бывш. собор Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Св. Троицы жен. мон-ря ). В нач. 30-х гг. власти передали Троицкую ц. обновленцам (см. ст. Обновленчество ), однако большинство жителей бойкотировали проходящие в ней богослужения, в 1935 г. храм удалось вернуть Патриаршей Церкви. С появлением в с. Троица В. на богослужения стало ходить большое число верующих - из неск. окрестных сельсоветов, а более всего из Нерехты. Весной 1936 г. верующие во главе с В. не дали снять колокола с колокольни храма. 3 дек. 1936 г. в Костроме был арестован архиеп. Никодим (Кротков), В. в течение неск. месяцев на богослужениях поминал арестованного архиерея. В. был арестован 5 авг. 1937 г. в храме после богослужения. Первые допросы прошли в Нерехте, затем священника отправили в Ярославль, в тюрьму в Коровниках, вскоре вернули в Нерехту. В. был обвинен в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической группе». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки Управления НКВД по Ярославской обл. от 19 сент. 1937 г. 27 марта 1995 г. в Костромской епархии было благословлено местное почитание мученика, прославление В. в лике местночтимых святых Костромской епархии состоялось 28 мая 2000 г. в Троицком храме Пахомиевой нерехтской обители (возобновлена в 1993). Для общецерковного почитания В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6298; ф. 3656. Оп. 2. Д. 1458. Лит.: Житие сщмч. иерея Василия Разумова (1879-1937 гг.). Кострома, 2000; Прп. Пахомий Нерехтский и его обитель. Кострома, 2000. С. 27-29; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 273-276. Н . А . Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР Стефанович Ильинский (1845-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 февр., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150601.html

Весной 1944 г. его вызвали в Московскую Патриархию, где сообщили об избрании к архиерейскому служению на освобожденной территории Украины. Делегация прихожан просила оставить их настоятеля на прежнем месте службы, на что принявший делегатов патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) ответил: «Ну, спасибо вам, что сохранили батюшку. Хорошие и во епископах нужны». 19 мая 1944 г. прот. А. П. Петин был пострижен в монашество с именем в честь прп. Никона Радонежского в крестовой ц. Патриаршей резиденции в Чистом пер. в Москве; 21 мая того же года хиротонисан во епископа Ворошиловградского. Хиротонию в московском Преображенском храме возглавил митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) . С 26 июня 1954 г. титуловался «епископ Донецкий и Ворошиловградский» (в определении о назначении говорилось о Н. как об управляющем «Сталинской епархией», но в дальнейшем это название не употреблялось). В пределы новоучрежденной епархии, окончательно оформленной в 1945 г., вошла территория Сталинской (ныне Донецкой) и Ворошиловградской (ныне Луганской) областей Украинской ССР. За время нем. оккупации на территории 2 областей было открыто 342 храма (перед войной действовал 1 храм). Н. добился, чтобы все открытые храмы получили регистрацию и продолжили действовать. По его инициативе среди верующих был организован сбор средств на нужды фронта. Уже в сент. 1944 г. в фонд Красной Армии было передано в виде пожертвований более 200 тыс. р. 10 марта 1945 г. Синод РПЦ принял решение о перемещении Н. на Львовскую кафедру, но уже 18 апр. того же года это решение было отменено ввиду незнания Н. укр. языка. В послевоенный период по инициативе Н. была создана епархиальная комиссия по ремонту и росписи храмов; в большинстве церквей сразу после войны был проведен ремонт. По распоряжению Н. были устроены богословские пастырские курсы, на которых часть лекций читал сам архиерей. Кафедральным храмом Н. стал собор во имя свт. Николая в Ворошиловграде (ныне Луганск), к-рый сначала размещался в здании бывш. синагоги. После сноса этого здания общине кафедрального храма было выделено неприспособленное домостроение, потребовавшее полной реконструкции - фактически это было строительство нового храма. Здание было расширено, над ним возвели купол, рядом построили крестильню, звонницу и подсобные помещения. 16 февр. 1951 г. Н. торжественно освятил новый Никольский Преображенский кафедральный храм в Ворошиловграде. Было построено и здание епархиального управления с архиерейскими покоями.

http://pravenc.ru/text/2577553.html

После кончины митр. Платона (Рождественского ; † 20 апр. 1934), к-рый с 1924 г. возглавлял объявивший себя автономным Митрополичий округ в Сев. Америке , на Архиерейском Синоде РПЦЗ 26 апр. 1934 г. было принято решение направить в США В. с назначением на Детройтскую кафедру для переговоров о возможности присоединения Митрополичьего округа к РПЦЗ. Хиротония В. во епископа Детройтского, к-рую возглавил митр. Антоний (Храповицкий), была совершена 6 мая того же года в Белграде, 4 сент. В. был возведен в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. В окт. 1934 г. архиерей прибыл в Нью-Йорк и начал активную деятельность по установлению отношений между Митрополичьим округом и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В нояб. 1935 г. на Архиерейском Соборе в г. Сремски-Карловци (Югославия) было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митр. Феофилом (Пашковским) , в состав к-рого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в т. ч. епархия В. В нач. июля 1941 г. В. в числе членов Русско-Американского комитета обратился к президенту США Ф. Д. Рузвельту с заявлением, в к-ром осуждалось нападение фашистской Германии на СССР, но при этом содержался призыв не оказывать к.-л. помощи «красной диктатуре в лице Сталина». После начала войны по предложению В. в амер. храмах, а затем во всех храмах РПЦЗ стали возноситься молитвенные прошения «о многострадальном русском народе, в тяжких обстояниях сущем, и о спасении его» и «о еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междуусобныя брани». В окт. 1943 г. В. принял участие в собрании епископов, клириков и мирян Митрополичьего округа в Сев. Америке, к-рое приняло решение о поминовении Патриарха Сергия . В 1945 г. В. был удостоен права ношения креста на клобуке. В нояб. 1946 г. Собор духовенства и мирян Американской митрополии в г. Кливленде вынес постановление, по к-рому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с РПЦ МП, так и с РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав Патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Участвовавшие в работах Собора архиереи РПЦЗ, в т. ч. В., отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 г. епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митр. Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла ок. 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство к-рыми было поручено В., получившему титул «архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский)». Благодаря активной деятельности архиерея по открытию приходов РПЦЗ к весне 1953 г. в Сев. Америке и Канаде насчитывалось ок. 110 приходов и свыше 150 клириков. С 1950 г. В. являлся постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/158838.html

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 10 апр. 1989 г. И. определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии. 23 апр. 1989 г. в киевском Владимирском соборе была совершена хиротония И. во епископа. Тогда же он стал совмещать должность наместника лавры с послушанием управляющего делами Украинского Экзархата. И. возобновил в богослужебной практике традиц. киево-печерский обиход (см. Киево-печерский напев ), занимался восстановлением разрушенных храмов, зданий монастыря и семинарии. В нояб. 1990 г. на 1-м Соборе Украинской Православной Церкви (УПЦ) И. выступил против пожизненного пребывания митр. Филарета (см. Денисенко ; впосл. отлучен от Церкви) на посту Предстоятеля УПЦ в связи с курсом последнего на отрыв Украинской Церкви от Московского Патриархата и единственный проголосовал против редакции Устава УПЦ, предложенного Филаретом. Был смещен с должности управляющего делами УПЦ. 23 апр. 1991 г. на основании лжесвидетельств И. был заочно запрещен в священнослужении. 3 июня 1991 г. подал рапорт-апелляцию Патриарху Алексию II , в к-ром отверг все обвинения в свой адрес и обвинил митр. Филарета в раскольнической деятельности, в нарушении монашеского обета безбрачия, во властолюбии и жестокости по отношению к подчиненным. В сент. 1991 г. на экстренном заседании «филаретовского» Синода УПЦ И. был лишен сана «за нераскаянность». В апр. 1992 г. для противодействия автокефальному расколу организовал в Киеве Комитет духовенства и мирян в защиту Православия. В условиях информационной блокады вокруг событий в УПЦ издавал и распространял листовки, изобличающие сепаратистские замыслы митр. Филарета и раскольников-автокефалистов. Принял активное участие в организации и проведении 30 апр. 1992 г. в Житомире Собрания архиереев, духовенства, монашествующих, представителей правосл. братств и мирян УПЦ, был автором проекта заявления, на к-ром впервые были выдвинуты канонические обвинения против митр. Филарета (клевета на Архиерейский Собор и клятвопреступление). 25 авг. 1992 г. Священный Синод УПЦ под председательством нового Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) признал, что лишение И. архиерейского сана не имело канонических оснований и является недействительным. В 1992 г. И. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии. В 1993-2000 гг. вновь был управляющим делами УПЦ, постоянным членом и секретарем Свящ. Синода УПЦ.

http://pravenc.ru/text/578358.html

Собрания обращение с просьбой не допустить уничтожения святыни. На сторону правосл. населения встала Прибалтийская конференция Международного союза мира, пожелавшая, «чтобы таковой проект был снят с повестки дня» (Uus Elu. 1928. N 10), а также деятели левых оппозиционных партий в парламенте. В 1936 г. из Преображенского собора в А. Н. с. была перенесена кафедра Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), возглавляемая митр. Александром (Паулусом), к-рый начиная с 1922 г. отстаивал существование собора. В кон. 1936 г. настоятелем собора стал прот. Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики. В том же году рус. приход Нарвской епархии покинул стены храма, и до 1940 г. А. Н. с. занимал эст. правосл. приход, переведенный из Симеоновской ц., служба велась на эст. языке. Перемещение приходов помогло сохранить А. Н. с., хотя с куполов собора была снята позолота, в храме повешен маятник Фуко. В 1940 г., когда автономный статус Эстонской Церкви в юрисдикции РПЦ был восстановлен, рус. приход вернулся в стены собора. В период оккупации Эстонии нем. войсками в 1941-1944 гг., А. Н. с. был закрыт. Восстановлен и открыт в мае 1945 г. попечением архиеп. Нарвского Павла (Дмитровского). В подготовке собора к освящению участвовал старший иподиак. архиеп. Павла, буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) , архиерейская хиротония к-рого состоялась 3 сент. 1961 г. в А. Н. с. В нач. 60-х гг., управляя Таллинской епархией, еп. Алексий не допустил перестройки собора под планетарий. В 1991 г. собору был возвращен подвальный этаж, где прежде располагалась Андреевская ц., помещение к-рой в 1947 г. было занято под бомбоубежище, затем под книгохранилище. С 1992 г. правосл. приходы на территории Эстонии из-за нерешенности вопроса о регистрации эст. правительством Устава ЭАПЦ (в юрисдикции Московского Патриархата) лишены легального статуса. приход А. Н. с. на своем собрании 14 марта 1999 г. принял решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии собора в свое непосредственное подчинение.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010